Памятка по созданию учебных проектов. Этапы проекта

Надо признать, что любая работа спорится значительно быстрей и эффективней, если подготовлен заранее письменный план проекта, определяющий те или иные цели и задачи. Разработка подобного плана на бумаге либо на компьютере сделает поставленные задачи более достижимыми. Рассмотрим внимательно - какие шаги нам следует предпринять,чтобыполучить реальный план проекта? Как написать план проекта?

Как составить и написать план проекта

В самом начале определитесь с главной целью проекта. Лучше сформулировать и записать ее несколькими предложениями в верхней части вашего плана. Конечно, для этих целей вы будете использовать программу Microsoft Word , а может что-либо посложнее, к примеру, Microsoft Project 2010. Присвойте своему проекту броское наименование, которое бы способствовало вашим сотрудникам либо членам команды сразу включиться в проработку идеи. Для примера, наименование "Клиент Х" вполне подойдет для проекта, посвященного исследованиям спроса потребителей на услуги или товары вашей компании.

Обязательно назначьте бесспорного лидера в команде проекта. Считается чрезвычайно трудным разрабатывать план проекта, когда отсутствует определенный человек, способный оперативно принимать правильные решения. Впишите имя этого лидера в верхнюю часть плана проекта. Надпись типа: "Главный менеджер проекта Петров С.М." устранит возможную путаницу и напряжение во взаимоотношениях участников проекта в вопросе, - "а кто здесь главный".

Затем в вопросе как написать план проекта вы должны определиться с пошаговыми задачами, которые планируется решать в ходе реализации проекта. Обозначайте только четкие цели. И назначьте ответственных сотрудников за каждый подраздел и каждое отдельное задание. Тщательно подсчитайте бюджет по каждой задаче, а также необходимые ресурсы, которые потребуются для ее выполнения. Установите реальные сроки завершения намеченных задач.

Воспользуйтесь следующим алгоритмом для разработки:

Задача №1: организация фокус-группы;

Цель №1: Провести опрос группы из 10 потенциальных покупателей. Применить функции платного исследования;

Расходы бюджета: 12.000 р. для оплаты членов фокус-группы, 1.000 р. – стоимость потребных материалов;

Дополнение: аренда конференц-зала с оборудованного для проведения электронной презентации;

Ответственный: Петров С.М.

Прибавьте в структуру плана проекта столбцы, в которых вы будете отмечать ход его выполнения. Например: "стадии разработки", "в процессе", "завершено".

Проектная деятельность школьников

Что такое учебный проект для ученика и для учителя

Проектная деятельность школьников - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей.
А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Проектно-исследовательская работа в школе - это новый, инновационный метод, соединяющий учебно-познавательный компонент, игровой, научный и творческий. Основное отличие такой деятельности для начальной школы - это то, что ученики, прежде всего, получают первые навыки исследования, благодаря чему развиваются специфические качества особого склада мышления.

Организация проектной деятельности

Организовывая проектную деятельность в начальной школе, педагогу необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Проектное задание должно соответствовать возрасту и уровню развития школьника.
2. Должна быть учтена проблематика будущих проектов, которая должна быть в области интересов учеников.
3. Должны быть созданы условия для удачного исполнения проектов (наличие материалов, данных, мультимедиа).
4. Прежде чем дать ученикам проектное задание, следует предварительно осуществлять подготовку к ведению такой деятельности.
5. Руководить проектами, помогать ученикам и консультировать их.
6. Отрабатывать со школьниками приёмы проектной деятельности, совершенствуя при этом общеучебные умения.
7. При выборе темы проекта - не навязывать информацию, а заинтересовать, мотивируя их к самостоятельному поиску.
8. Обсуждать с учащимися выбор источников информации: библиотека, справочники, интернет, периодические издания и т. д.
9. В процессе подготовки к проектной деятельности целесообразно организовывать для учеников совместные экскурсии, прогулки, наблюдения, эксперименты, акции.

Виды проектов

Исследовательские проекты. Школьники проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций. Такие исследовательские проекты положительно влияют на профессиональное самоопределение ученика, а также могут стать основой для будущих курсовых, дипломных работ в студенческие годы.
Игровые проекты. Они представлены в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты. Учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты. Здесь огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого. Фантазии нет предела.

Выбор темы и постановка цели проекта

Выбор тем проектов может быть основан на углублённом изучении какого-либо учебного материала с целью расширить знания, заинтересовать детей изучением предмета, усовершенствовать процесс обучения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение и воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Вид проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Тип деятельности учащегося

Формируемая компетентность

Практико-ориентированный

Решение практических задач заказчика проекта

Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации

Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

Деятельностная

Исследовательский проект

Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы

Результат исследования, оформленный в виде презентаций, стенгазет, буклетов

Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо объекте или явлении

Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации

Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия

Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или ролевой проект

Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта

Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

Объём разработок и количество предлагаемых решений

Практическая ценность

Уровень самостоятельности участников

Качество оформления записки, плакатов и др.

Оценка рецензентом проекта

Оценка защиты

Качество доклада

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

Ответы на вопросы учителя

Ответы на вопросы учителя


180 – 140 баллов – «отлично»;
135 – 100 баллов – «хорошо»;
95 – 65 баллов – «удовлетворительно»;
менее 65 баллов - «неудовлетворительно».

Общий вид и структура пояснительной записки проекта

Титульный лист.
Оглавление (содержание).
Введение.
Главы основной части.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.
В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки..

ПАМЯТКА

по созданию учебных проектов и презентаций

Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.

    сформулирована цель предстоящих действий;

    намечены основные этапы;

    определены результаты каждого этапа в виде задач;

    установлены сроки выполнения проекта;

    определены исполнители, распределены функции каждого;

    намечены источники средств для достижения цели;

    определена форма отчетности по результатам проекта;

Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Типы учебных проектов

1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.

3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.

Проект должен содержать следующие части:

    титульный лист

    краткая аннотация

  • основная часть

    заключение (итог)

    библиография

1-этап

Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования. Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в научном отношении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:

    тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора,

    тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу,

    тема должна быть оригинальной,

    тема должна быть выполнима, достижимы и постижимы литературные источники.

1. Начальным этапом любого проекта является обоснование актуальности выбранной темы. Объяснение актуальности должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.

2. Формулировка цели , т.е. постановка вопроса, на который надо получить ответ. При этом выдвинутая цель должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только самому автору, но и еще какому-то кругу людей.

3. После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи , которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).

4. Необходимым условием проектной работы является определение его объекта и предмета . В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

5. Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза возникает как возможный вариант решения проблемы.

2 - этап

Проведение проектной работы:

Сбор экспериментальных данных, сравнение их с литературными данными и предсказаниями теории.

После того как выбрана тема, сформулированы вопросы, на которые необходимо получить ответ – нужно попытаться собрать как можно больше информации о предмете изучения.

Планирование работы подразумевает необходимость выбрать методику проведения исследования, рассчитать, каким должен быть необходимый объем наблюдений или количество опытов, прикинуть, на какую часть работы, сколько времени у вас уйдет.

Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.

3-этап

Оформление полученных результатов работы

После детального изучения всей научной литературы по теме исследования и окончательного обсуждения результатов собственного исследования начинается стадия литературного оформления работы – ее написание.

Структура работы:

Титульный лист,

Введение,

Основная часть,

Заключение,

Список литературы,

Приложения.

Титульный лист – первая страница работы (не нумеруется). В оглавлении приводятся пункты работы с указанием страниц. Введение – это краткое обоснование актуальности выбранной темы, цели и поставленные задачи. Указываются цель, задачи и методы исследования. Проводится обзор литературы по данной теме. В основной части излагаются и анализируются полученные результаты. Номер ссылки в тексте работы должен соответствовать порядковому номеру в списке литературы. В приложении приводятся схемы, графики, таблицы, рисунки.

План оформления проектной работы:

    Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования).

    Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования).

    Заключение (выводы и результаты).

    Список литературы.

1. Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.

Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:

Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения? Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи? Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

2. Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.

3. Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).

4. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.

Общепринятые стандарты оформления проектных работ

Шрифт: TimesNewRoman, 14, не жирный (кроме выделения названий разделов, подразделов и др.).

Межстрочный интервал: полуторный.

Поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, слева – 3 см, справа – 1.5 см.

Нумерация страниц – со второй (страница с планом или содержанием).

Абзацы – отступ от левой границы основного текста на 1.5 см.

Выравнивание текста по ширине.

На странице не меньше 40% заполнения.

Каждый раздел начинается с новой страницы (но не подраздел). После названия раздела точка не ставиться.

В объем работы не входят приложения.

Основные принципы разработки учебных презентаций

1. Оптимальный объем. Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Доступность. Обязателен учет возрастных особенностей и уровня подготовки студентов. Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения.

3. Разнообразие форм. Реализация индивидуального подхода к обучаемому, учет его возможностей восприятия предложенного учебного материала по сложности, объему, содержанию.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана. Понятия и абстрактные положения до сознания студентов доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.

5. Занимательность. Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.

6. Красота и эстетичность. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядное обучение строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.

7. Динамичность. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

Оформление слайдов

Соблюдайте единый стиль оформления.

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.

Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Мы ежедневно занимаемся большим количеством дел, постоянно делаем выбор, ищем новые возможности для реализации поставленных задач. В повседневной жизни люди даже не задумываются, что они постоянно занимаются разработкой проектов. Это происходит неосознанно. Однако часто человек, который считает, что он сумел построить настоящий на самом деле проделал ненужную работу. Чтобы сконцентрировать свои усилия на необходимых действиях и получить желаемый результат, нужно знать, что представляет собой процесс проектирования.

Что такое проект

Нельзя назвать проектом любую задумку или идею, которую невозможно реализовать. Это определенный механизм, цель которого состоит в достижении поставленной цели и внедрении разработки в практическую деятельность. Итак, признаки проекта:

  • Существует определенная дата начала процесса проектирования.
  • Когда заканчиваются этапы разработки проекта, нужно отметить в календаре или документах, если они есть, дату окончания работы или представить конечный результат.
  • Конечный результат проектирования должен быть новым, ранее неизвестным. Не обязательно при этом добиваться полной уникальности. Достаточно того, что результат будет открытием для членов команды, работающей над проектом.
  • Для разработки проекта необходимы определенные ресурсы. Они всегда ограничены.

Теперь можно сказать, что проектированием называется стройка квартиры, поиск работы, изучение иностранного языка, переход на другой распорядок дня. Этапы разработки проекта в каждом случае уникальны, но если вы можете реализовать вашу идею, воплотить ее в жизнь, то гораздо проще смотреть на все трудности как на ступени реализации, по которым вы будете подниматься еще выше.

Существует несколько видов исследований. Они различаются между собой по разным характеристикам.

Этапы проекта: общая характеристика

Хотя видов проектов существует много, каждый из них реализуется по определенной схеме. В целом процесс проектирования проходит так:

  • Анализируется идея, разрабатывается план проекта.
  • Выбирается руководитель проекта.
  • Четко прописываются цели проектирования с учетом всевозможных ограничений.
  • Выявляются участники проектирования.
  • Определяется дата начала работы и планируемый объем проекта.
  • Определяются возможные риски и последствия.
  • Идет работа над поставленной целью.
  • Устраняются проблемы, возникшие в ходе работы.
  • Анализируется конечный результат проекта.
  • Результат представляется руководству.
  • Происходит оценка конечного результата и работы участников.

В зависимости от вида проектирования этот план может быть скорректирован под конкретные цели. Могут вноситься новые этапы работы над проектом или же устраняться уже существующие, если они не нужны.

Разработка школьного проекта

Школьный проект, как правило, не представляет собой долговременную работу. Ученики должны в проявить себя как способные и целеустремленные люди, умеющие достигать компромисса. Этапы проекта в школе таковы:

  • Подготовка к работе. На этом этапе формулируется задание и разрабатывается план проектирования.
  • Формируются задачи проекта, каждый участник предлагает собственные идеи, которые помогут достичь цели.
  • Определение метода сбора необходимой информации, распределение заданий между всеми участниками проекта.
  • Сбор информации, ее анализ, выполнение задач проектирования.
  • Формулировка соответствующих выводов.
  • Подготовка к защите проектной работы.
  • Представление результата деятельности учителю, защита работы.

После защиты проектной работы учитель выставляет соответствующую оценку, которая зависит от степени достижения цели проектирования, работы всех участников исследования, сложности темы, умения представить свои результаты обществу.

Школьное исследование - это самая простая форма работы, во время которой ученики только начинают постигать азы работы над собственной идеей. Этапы работы над проектом не представляют собой определенных расчетов, чего нельзя сказать об инвестиционной сфере деятельности.

Разработка инвестиционного проекта

Инвестиционный проект подразумевает, что его участники учитывают определенный финансовый риск, поскольку реализация требует определенных вложений. Только от человека зависит, готов ли он пойти на это. таковы:

  • Предынвестиционный этап. Он включает в себя все мероприятия по подготовке к работе, среди которых проверка основной идеи, планирование, выделение определенных финансовых средств, выбор места исследования, заключение договора с организацией, разработка технического оснащения, разработка и утверждение определенной документации, получение разрешения на реализацию проекта и утверждение соответствующих документов. Этот этап корректируется, если инвестор желает что-либо изменить.
  • Инвестиционный этап. В него входит непосредственное выполнение работы, включая монтаж, производство образцов и сопутствующих составляющих. Во время этого периода происходит внедрение идеи в действительность.
  • Эксплуатационный завершающий период работы над проектом, он включает в себя применение идеи на практике. Также этап подразумевает расчет всех экономических показателей и прогнозов.

Это основные этапы проекта. Они могут быть дополнены некоторыми действиями, если того требует инвестор или в этом нуждается реализация задумки на практике. Выполнение инвестиционного проекта - это сложная задача, успешное внедрение в жизнь которой под силу только людям со специальным образованием и навыками предпринимательства.

Существует еще один вид проекта - творческий. Его разработка также проходит согласно определенным этапам.

Разработка творческого проекта

Творческий проект является таким же исследованием, как и инвестиционный. Однако есть одно отличие, которое заключается в том, что конечным результатом должно быть готовое изделие. должен уметь воплощать свои мысли и идеи в реальность, чтобы его способности не остались бесполезными. Для этого и нужно осваивать навык проектирования. Этапы творческого проекта таковы:

  • Выбор темы проектирования, постановка цели и соответствующих задач.
  • Установление всевозможных ограничений.
  • Определение необходимых ресурсов.
  • Сбор необходимой информации.
  • Составление плана проектирования.
  • Изготовление изделия с учетом всех вышеперечисленных факторов.
  • Оценка готового изделия.
  • Анализ результатов.
  • Оформление исследования в бумажном виде.
  • Защита проекта.

Эти этапы выполнения проекта каждый творческий человек видит по-своему. Поэтому не обязательно строго следовать инструкции. Достаточно лишь в общих чертах перенять эти требования.

Оформление проекта

Любой проект необходимо грамотно оформить. Для этого каждый аспект исследования излагается в печатном варианте. Требования к тексту таковы:

  • Наличие заголовков и подразделов.
  • Описание хода исследования.
  • Наличие выводов.
  • Описание результата исследования.
  • Наличие приложений, которыми могут выступать рисунки, фотографии, графики, диаграммы и т. д.

После оформления проекта наступает этап защиты.

Защита проекта

Защита - это завершающий который включает в себя обоснование результатов исследования заказчику, покупателю или общественности. Обычно для получения одобрения достаточно краткого и грамотного рассказа о ходе исследования, который подкреплен графиками, рисунками и презентацией. Помните, что от этого этапа зависит восприятие вашей работы окружающими.

Выводы

Таким образом, проектирование представляет собой длительную работу над основной идеей. Если вы чувствуете в себе силы для реализации вашей задумки, приступайте к набору команды и воплощению в жизнь ваших мыслей. Описанные этапы проекта - это ваш ориентир. Упорная работа поможет вам достичь цели.

Представляет собой документ, в котором освещаются все характеристики будущей организации, проводится анализ возможных проблем и рисков, их прогнозирование и методы, с помощью которых удастся их избежать.

Проще говоря, бизнес-план для и инвестора – это ответ на вопрос «Нужно ли финансировать проект или отправить его в мусорку?».

Важно! Бизнес-план оформляется на бумаге, учитывая некоторые порядки и правила. Такое представление проекта в некоторой степени материализует вашу идею, показывает ваше стремление и готовность работать. Также оформление на бумаге упрощает восприятие идеи со стороны инвестора.

Самостоятельное составление бизнес-плана

Составить бизнес-план самому не так сложно, нужно лишь тщательно обдумать идею. Прежде чем хвататься за калькулятор и высчитывать доходы, надо предпринять несколько действий.

  1. Выявить «плюсы» и «минусы» возникнувшей идеи. Если количество «минусов» зашкаливает – не спешите сдаваться. Некоторые аспекты можно повернуть в противоположную сторону, подумайте над способами решения таких «минусов».
  2. Важными характеристиками являются конкурентоспособность и рыночная устойчивость.
  3. Рынок сбыта нужно продумать до мелочей.
  4. Окупаемость товара (услуги) и время получения первой прибыли позволят вам определить (примерно) необходимую сумму для вложений.

Если после такого поверхностного анализа вам не расхотелось бросать своё детище, то пора брать чистый лист и приступать к созданию бизнес-плана.

Важно знать! Единой структуры и пошаговой инструкции того, как рассчитать бизнес-план, нет. Поэтому наличие и порядок включенных в план пунктов определяется самостоятельно. Однако специалисты установили наиболее оптимальный вариант структуры плана. Если опыт в составлении подобных документов отсутствует, нужно воспользоваться этими рекомендациями, чтобы грамотно составить работу.

Структура и порядок составления бизнес-плана

Структура хорошего бизнес-плана, как считают экономисты, должна включать 12 пунктов. Каждый из них описан далее.

Титульный лист

Здесь указываются следующие параметры:

  • наименование проекта;
  • наименование организации, где планируется реализация проекта, с указанием телефонов, адресов и других контактных данных;
  • руководитель вышеуказанной организации;
  • разработчик (команда или руководитель) бизнес-плана;
  • дата составления документа;
  • допускается вынесение на первый лист самых значимых показателей финансовых расчетов по проекту.

Этот документ необходим для защиты авторских прав на идею и бизнес-план. Здесь отражено осведомление читающего о том, что он не вправе распространять содержащуюся в документе информацию без разрешения автора. Также может иметь место указание о запрете копирования, дублирования документа, передачи иному лицу, требование о возврате прочитанного бизнес-плана автору, если инвестор не принимает соглашение.

Пример меморандума о конфиденциальности можно наблюдать ниже.

Следующие 2 раздела плана – «Краткое резюме» и «Главная идея проекта» – вступительные. Их можно использовать как предварительное предложение (для ознакомления) партнерам и инвесторам, пока не назначены переговоры.

Краткое резюме

Хотя краткое резюме такого документа находится в начале, пишется оно на заключительном этапе, как итог. Резюме – это сокращенное описание идеи проекта и перечень наиболее значимых характеристик финансовой составляющей.

Здесь помогут следующие вопросы, ответив на которые можно получить отличное резюме:

  1. Какой продукт предприятие планирует реализовывать?
  2. Кто захочет купить этот продукт?
  3. Каков планируется объем продаж (производства) на первый год функционирования компании? Какова при этом будет выручка?
  4. Сколько в сумме составляют затраты по проекту?
  5. Как будет формироваться предприятие по организационно-правовой форме?
  6. Какое количество рабочих планируется привлечь?
  7. Каков необходим объем капитальных вложений на реализацию проекта?
  8. Какие источники финансирования данного проекта?
  9. Сколько составит общая прибыль (доходность) за конкретный период, срок окупаемости, объем денежных средств на конец первого года функционирования предприятия, рентабельность. Чистый дисконтированный доход.

Важно знать! Резюме прочитывается инвестором в первую очередь. Поэтому от этого раздела зависит дальнейшая судьба проекта: инвестору либо станет интересно, либо скучно. Эта часть не должна превышать объем в 1 страницу.

Главная идея проекта

  1. В чем заключается главная проектная цель?
  2. Каковы задачи предприятия для достижения главной цели?
  3. Есть ли преграды перед поставленной целью и как их обойти?
  4. Какие точные действия автор предлагает выполнить, чтобы в кратчайшие сроки добиться результата и достигнуть цели? Каковы эти сроки?

Важно! Необходимо привести четкие, реальные и явные аргументы, которые подтвердят уверенность в выгодности и успехе проекта. Объем этой части оптимален в пределах 1-2 страниц.

В этом же разделе принято использовать проведенный SWOT-анализоценка сильных, слабых особенностей предприятия, возможностей (перспектив), а также возможных угроз. Сделать бизнес-план правильно и наиболее полно без такого анализа вряд ли получится.

В SWOT-анализе отражаются 2 стороны, влияющих на течение жизни организации: внутренняя, касающаяся самого предприятия, и внешняя (все, что за пределами компании, что она изменить не в силах).

Не забывайте : вы описывайте предприятие, а не продукт! Частая ошибка авторов в том, что они начинают в графе «силы» писать характеристики товара.

Вот какие параметры для описания сил или слабостей можно использовать:

  • высокотехнологичное производство;
  • сервис и обслуживание после продаж;
  • многофункциональность продукта (не затрагивая конкретные его свойства);
  • уровень квалификации и профессионализма работников;
  • уровень технического оснащения предприятия.

К внешним факторам («возможности» и «угрозы») можно отнести:

  • темпы рыночного роста;
  • уровень конкуренции;
  • политическая обстановка в регионе, стране;
  • особенности законодательства, ;
  • особенности платежеспособности потребителя.

Пример

Характеристика отрасли на рынке

  • динамика продаж аналогичной продукции в отрасли за последние годы;
  • темп роста рыночной отрасли;
  • тенденции и особенности ценообразования;
  • исчерпывающая оценка конкурентов;
  • поиск и указание новоявленных и молодых предприятий в отрасли, а также характеристика их деятельности;
  • описание рынка потребителей, их желания, намерения, требования, возможности;
  • оценка возможного воздействия научных, общественных, экономических аспектов;
  • перспективы в развитии на рынке.

Сущность проекта

В этом разделе раскрывается идея, предмет бизнес-плана. Также здесь отражается уровень подготовленности предприятия к выходу «в свет», наличие всех требуемых для этого средств.

Важнейшие в этом разделе положения:

  • первостепенные цели;
  • описание целевого потребительского сегмента;
  • ключевые результативные факторы рыночного успеха;
  • детализированное представление изделия, характеристики которого обязаны быть в рамках определенного выше сегмента рынка;
  • этап разработки изделия (если производство запущено), патентная и авторская чистота;
  • характеристика организации;
  • суммарная стоимость проекта, с указанием графика финансирования по периодам и суммам вложений;
  • требуемые расходы начального периода на маркетинговую кампанию и формирование слаженной оргструктуры.

Маркетинговый план

Тут указываются задачи, цели маркетинговой политики и методы их решения и достижения. Важно указать какая задача для какого персонала предназначена, в какие сроки требуется её выполнение и с помощью каких инструментов. Средства, необходимы для последних тоже нужно указывать.

Маркетинговый план – это стратегия, совокупность последовательных и/или одновременных шагов, создающаяся для привлечения потребителей и эффективной отдачи с их стороны.

Инвестор будет внимателен к таким пунктам как:

  • проработанная система комплексного исследования и анализа рынка;
  • планируемый объем реализации товара (услуги) и его ассортимент, расписанные по временным периодам до момента выхода предприятия на полные мощности;
  • способы усовершенствования продукции;
  • описание упаковки продукта и ценовой политики;
  • система закупок и сбыта;
  • рекламная стратегия – четко сформулированная и понятная;
  • планирование сервисного обслуживания;
  • контроль за осуществлением маркетинг-стратегии.

План производства

Всё, что касается непосредственно создания продукции, отражается в этой части. Поэтому этот раздел целесообразно составлять только тем компаниям, которые планируют не только распространение, но и производство продукции.

Моменты, обязательные к указанию:

  • требуемая производственная мощность;
  • подробное толкование технологического процесса;
  • детальное описание операций, поручаемых субподрядчикам;
  • необходимое оборудование, его характеристики, стоимость и способ закупки или аренды;
  • субподрядчики;
  • необходимая площадь под производство;
  • сырье, ресурсы.

Важно указывать себестоимость всего, что требует затрат.

Организационный план

На этом этапе разрабатываются принципы организационного стратегического управления компанией. Если предприятие уже существует, то данный пункт все равно обязателен: здесь определяется соответствие имеющейся структуры намеченным целям. Организационная часть должна непременно содержать такие данные:

  • наименование организационно-правовой формы (ИП, ОАО, товарищество и другие);
  • система оргуправления, отражающая структуру в форме схемы, положений и инструкций, связи и зависимости подразделений;
  • учредители, их описание и данные;
  • руководящий состав;
  • взаимодействие с персоналом;
  • снабжение системы управления необходимыми материально-техническими ресурсами;
  • местонахождение компании.

Финансовый план

Эта глава бизнес-плана дает совокупную экономическую оценку написанного проекта в сопровождении с расчетами уровня рентабельности, сроков окупаемости затрат, финансовой стабильности предприятия.

Финансовый план инвестору очень важен, здесь он определяет, привлекателен ли для него данный проект.

Тут необходимо сделать некоторые расчеты и подвести итоги по ним:


Анализ рисков

В рисковом анализе автор должен исследовать проект и обнаружить потенциальные угрозы, которые могут привести к снижению доходов. Нужно учесть финансовые, отраслевые, природные, социальные и др. риски. При этом необходимо разработать подробный и эффективный план их предотвращения или минимизации влияния на компанию. Поэтому в бизнес-плане надо указать:

  • список всех потенциальных проблем;
  • комплекс методик и инструментов, предупреждающих, ликвидирующих или минимизирующих риски;
  • модели поведения компании при возникновении событий, не способствующих её развитию;
  • обоснование малой вероятности проявления подобных проблем.

Приложения

Это последнее звено в структуре бизнес-плана. Оно включает документы, цитаты, источники, копии договоров, соглашений, справки, письма потребителей, партнёров, данные статистики, таблицы расчетов применённые при составлении данного документа. На приложения в тексте бизнес-плана требуется вставлять ссылки и сноски.

Общие требования к документу

  • написать бизнес-план необходимо ясным, четким языком, без длинных и сложных формулировок;
  • желательный объем – 20-25 станиц;
  • в бизнес-плане должна быть освещена вся требуемая инвестору информация в полном объеме;
  • документ обязательно должен строиться на реальных фактах, обоснованных рациональных предложениях;
  • план обязан иметь стратегический фундамент: строгий, очерченный и завершенный, с четкими целевыми установками;
  • взаимосвязанность, комплексность и системность – важные особенности составления плана;
  • инвестор должен видеть будущее, перспективы развития идеи проекта;
  • гибкость бизнес-плана – значимый плюс. Если можно внести коррективы, поправки в написанный проект – это приятный бонус для инвестора;
  • условия и режимы контроля за функционированием предприятия должны стать частью бизнес-плана.

Сделать бизнес-план с нуля без помощи специалиста не просто, но возможно. Важно придерживаться вышеуказанных правил, структуры построения и избегать ошибок.

Самые расхожие ошибки

  • Неграмотный слог

Правилами языка нельзя пренебрегать. Часто случается, что невероятнейшая и перспективная задумка летит в корзину вместе с кучей планов бездарных ИПэшников. А всё потому, что ошибки в орфографии, лексике, пунктуации и плохая подача текста напрочь отбивают желание любого инвестора.

  • Небрежное оформление

Оформление должно быть одинаковым по всему документу: маркеры, заголовки, списки, шрифт, кегль, нумерация, интервал и т.п. Содержание, заголовки, нумерация, названия рисунков и таблиц, обозначение данных на графах обязательны!

  • Неполный план

Чтобы правильно составить бизнес-план, нужно исчерпывающее количество информации. Перечисленные выше разделы документа – это минимум, который должен быть безоговорочно включен в проект.

  • Расплывчатый план

Работа должна быть «как в аптеке на весах». Четкие, определенные, конкретные формулировки целей и (важно!) идеи.

  • Чересчур много подробностей

Изобилие технических, финансовых, маркетинговых терминов поможет только на экзаменах. Для бизнес-плана нужно выбрать только самые значимые детали. Если есть большая необходимость досконального описания какого-либо процесса, то можно вынести его в приложение.

  • Нереалистичные данные

Подобные бизнес-предложения строятся на предположениях. Поэтому автору необходимо рационально подходить к идее и иметь обоснованную подоплеку, реальную причину, поддерживаемую расчетами.

  • Мало фактов

На каждое предположение – свое обоснование – реальное, действительное. Факты придают работе осмысленность и уверенность. Фонтан фактов тоже не стоит устраивать, а если увлеклись, то смотрим правило о подробностях.

  • «Нет у нас рисков!»

Главное правило: нет дела без риска. Не существует такого бизнеса, в котором «тишь, да гладь». Это знает инвестор, это должен знать и автор. Поэтому пора спускаться с облаков на землю и изучать, исследовать, анализировать.

  • «И конкурентов у нас тоже нет!»

Конкурент, как и риск, есть всегда. Он может быть прямым или косвенным. Внимательно и дотошно изучайте эту тему, и на горизонте обязательно появится соперник, машущий вам ручкой.

  • Пренебрежение помощью со стороны

Создать бизнес-план самостоятельно не значит абсолютно всё делать самому. Более того, получение качественного результата возможно совместными усилиями нескольких специалистов. Не бойтесь помощников!