Париж могила наполеона около стены дома инвалидов. График работы Дома Инвалидов

Впервые я открыла для себя Дом Инвалидов, решив всего-на всего прогуляться в окрестностях Эйфелевой башни, о которой можно прочитать . В конце концов у меня не было особых планов на тот день, и я планировала побродить по парижским улочкам, свернув с Марсового поля и взяв направление наугад. Наивно полагая, что я хитроумно избегаю туристических троп, очень вскоре я обнаружила себя в очереди перед входом в здание с великолепным золотым куполом, куда жаждали попасть толпы туристов. Тогда я поняла, что Париж - город маленький и часто исторические памятники архитектуры находятся совсем недалеко друг от друга.

Маленькая хитрость

Когда лучше приходить, чтобы не попасть в длинные очереди? Ошибка многих туристов, что они стараются приехать как можно раньше, полагая, что, таким образом, они, «ранние пташки», обхитрят остальных. Однако хочу вас предупредить, что именно-то с утра дорога и парковка перед входом в Дом Инвалидов заполонена туристическими автобусами из самых разных уголков земли, так как у них программа, а в программе раннее посещение всех основных достопримечательностей, тем более тех, что находятся в шаговой доступности от Эйфелевой башни. Если хотите обхитрить всех, у вас больше шансов, если вы пообедаете пораньше (или попозже), а для визита отведете обеденное время. Отсутствие очереди не обещаю, но она будет намного короче, чем ранним утром. Время ожидания в очереди может занять у вас от 30 минут до часа ранним утром, а вот в обеденное время - 15 минут максимум.

Музей армии - один из самых интересных для меня, не большого любителя монотонных прогулок по музеям. Он включает в себя огромное количество орудий разных эпох.

После знакомства с военным прошлым Дома Инвалидов и посещения интересующих вас экспозиций, советую поскорее выбраться в Парадный двор Дома Инвалидов. Это место дышит историей. Сам Наполеон проводил здесь почетные парады, и по сегодняшний день эта традиция сохранилась.

Интересная история сопровождает статую Наполеона, которую вы можете увидеть во главе здания из Двора Почетного Легиона. Изначально она находилась на Вандомской колонне на одноименной площади, до тех пор, пока в 1863 году не была заменена новой статуей Наполеона в стиле Цезаря , которая и по сей день украшает Вандомскую колонну. А оригинальная статуя во время социальных треволнений была в процессе транспортировки сброшена в Сену, откуда её выловили лишь 6 лет спустя! И только через 35 лет было решено установить её в центральном нефе здания Парадного Двора Почетного Легиона Дома Инвалидов.

Сегодня в парадном дворе, кроме официальных церемоний и посвящений военной тематики, также проводят летом "Ночь в Доме Инвалидов" (Nuit aux Invalides). Это лазерное 3D шоу, которое проецируется на стены здания и всегда имеет место в Парадном дворе. Через проекцию вам рассказывают историю Дома Инвалидов, показывают, как он выглядел в различные эпохи и какие важные исторические события проходили здесь. Это небольшая проекция стоит посещения. Сделано действительно зрелищно. Рассказывает пусть и кратко, но вполне ёмко историю памятника.

Лазерное 3D шоу каждый год проходит на протяжении почти всего лета. Но, чтобы знать наверняка, необходимо смотреть заранее на специальном . Билеты можно будет приобрести ближе к датам открытия шоу.

В 2016 году, например, Ночь в Доме Инвалидов будет проходить каждый вечер (обычно за исключением воскресений, но необходимо смотреть программу на каждый год, так как бывают изменения по времени проведения и организации) с 14 июня по 27 августа.

Длительность шоу составляет 40 минут. Начало в 21.15.

Билет: 12,5 евро. для детей до 7 лет - вход бесплатный.

График работы и стоимость билетов

Кассы закрываются на полчаса раньше до закрытия музея.

Исключения, о которых стоит знать

В первый понедельник каждого месяца музей досупен не полностью. Открыты только: Гробница Наполеона, Собор Святого Людовика и временные выставки, если проходят в этот момент, а также Парадный двор.

В июле и в августе Собор, где расположена гробница Наполеона открыт до 19.00.

Цена билета

Полный тариф: 11 евро

Льготный: 9 евро.

Каждый год в Доме Инвалидов запланированы две крупные временные выставки, темы которых каждый год разные. Расписание нужно искать в Интернете накануне вашего визита.

Билеты на эти выставки приобретаются отдельно.

  • Полный тариф: 8,5 евро (дает право доступа только на выставки)
  • Комбинированный билет: 12 евро (дает право доступа и в Дом Инвалидов и на временные экспозиции).

Также Дом Инвалидов входит в программу Pass Museum, это пропуск в музеи Парижа на несколько дней. Такой Pass вы можете приобрести в кассе Дома инвалидов. Я от себя очень советую его купить, если у вас запланированы визиты как мин имум в три различных музея (а это в общем-то парижский минимум, например, музей д’Орсэ и Дом Инвалидов). Но у вас будет боольшое преимущество перед остальными с этой картой. Самое главное - никаких очередей! С Pass Museum вы про ходите без очереди, вам не нужно покупать билет в кассе, так как бывает очередь на вход в музей, а потом еще очередь в кассу (это как раз вариант музея д’Орсэ, не помню, чтобы проходила там, а перед зданием не стояла огромная очередь) и придти вы можете в любое время дня. Это очень сильно экономит ваше драгоценное время. Подробнее о программе Pass Museum можно почитать на

Дом инвалидов – для нашего слуха это что-то печальное. А в Париже – это одна из городских достопримечательностей с большой историей, охватывающей разные эпохи.

Ещё в 1670 году французский король Людовик XIV приказал построить в пригороде Парижа дом для военных ветеранов, которые по-французски назывались инвалиды. То есть инвалиды – это вовсе не увечные люди, а просто старые солдаты в отставке. В то время таким людям некуда было деться, за время долгой службы в армии терялись все связи с семьёй, у человека не было собственного дома, и государство посчитало своим долгом обеспечить свои солдатам старость.
Дом инвалидов в Париже включал в себя казармы, госпиталь, церкви, мастерские, где ветераны могли подработать. Также из инвалидов набирались отряды для охраны городских учреждений. В том числе Бастилию охраняла команда инвалидов. Так что бездельничать ветеранам в старости тоже было нельзя, но для военных людей распорядок жизни должен был быть привычным.
Опыт парижского дома инвалидов был передовым для своего времени, примеру Людовика XIV последовал английский король, заинтересовался Пётр I.
В настоящее время в Доме инвалидов продолжает функционировать учреждение для ветеранов армии, а также устроен военный музей. В соборе дома инвалидов погребён Наполеон Бонапарт.

сейчас Дом инвалидов находится в одном из престижных районов Парижа

Территория оформлена с военной тематикой, украшение будок – пушечные ядра.

Собор дома инвалидов был построен архитектором Жюлем Ардуэн-Мансаром

Гробница Наполеона

Прах Наполеона был перевезен с острова Святой Елены в 1840 году при короле Луи-Филиппе I Орлеанском. Его сын, адмирал Француа Жуанвиль возглавил экспедицию по возвращению останков императора в Париж. Встреча короля (слева) и сына, привезшего гроб Наполеона, отображена на одном из барельефов.

Саркофаг над могилой был сооружен в 1859 году, причем из красного финского гранита, присланного русским императором Николаем I.

Вокруг на полу выложены названия выигранных битв, в том числе есть и битва при Москве

Вокруг саркофага галерея, где Наполеон в разных видах

Несколько барельефов с деяниями Наполеона, который устанавливает законы, возвращает права церкви, развивает промышленность и торговлю

Всё это имеет вид античного монумента, и не вписывается в привычный облик христианского храма

Но Наполеон для французов национальный герой, к тому же мемориал устроен в подземелье храма.

Также в подземелье несколько монументов, например – от правительства Швейцарии в память швейцарских гвардейцев, защищавших короля Людовика XVI и убитых парижской толпой в сентябре 1792 года.

Также в соборе похоронены братья Наполеона, некоторые его приближенные и французские военные.

Собор состоит из двух частей, парадной под куполом с гробницей Наполеона, и солдатской церковью Св. Людовика

Вход в церковь с противоположной стороны, из двора, где сейчас также военный музей.

В музее представлены экспонаты от рыцарской эпохи до Второй Мировой войны. Я попала в музей незадолго до закрытия, и поэтому осмотрела только экспозицию конца XVIII – начала XIX вв.
В музее личные вещи Наполеона, например – мундир первого консула Бонапарта.

Регалии уже императора

Чучело лошади Наполеона

Предметы из походного снаряжения императора

Французские мундиры наполеоновских войн

Мундир маршала Ланна

Портрет Евгения Богарнэ, пасынка Наполеона, вице-короля Италии

Аптечный набор французского военного доктора

Панорама Бородинской битвы

№ 1 – сабля французского генерала, № 2 – ножны от шпаги русского генерала Багратиона

Картина Антуана-Жана Гро. Генерал Ларибуазьерпрощается со своим сыном, лейтенантом карабинеров, вначале Бородинского сражения. Сын погиб, отец – командир артиллерии во время русского похода, умер от лишений во время отступления.

Штандарт императорской гвардии

Наполеон после отречения. Картина Поля Делароша.

Время посещения музея закончилось, мне удалось посмотреть экспонаты. посвященные России, чему я очень рада.
Из музея военной истории есть также выход эспланаду, которая ведёт к Сенне.

Если посмотреть сверху на монументальные здания и ландшафтную красоту прилегающей территории, то ни за что не подумаешь, что все это величие называется Домом инвалидов. Масштаб строений, их количество, огромная дворовая площадь, интересная архитектура свидетельствуют о достойном внимании и уважении французских королей к тем, кто нуждался в помощи и заботе. Этот комплекс, который можно назвать мини-городком, служит примером всем властителям мира сего, как надо было отдавать дань уважения солдатам, получившим инвалидность при защите короля и, в его лице, государства.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Архитектура

Полностью законченное грандиозное сооружение поражало своими масштабными размерами (400х450м), только длина главного фасада с видом, выходящим на Сену, составила 196 м. Величественно выглядел 107-метровый позолоченный купол церкви, ставшей неотъемлемой частью ансамбля. Она (церковь) строилась почти 30 лет и являет собой оригинальную конструкцию по сути двойного собора: в нефе расположена солдатская церковь, а за перегородкой из стекла –королевская, сияющий золотом купол которой виден издалека. Собору, возведенному в классическом стиле, дано имя Святого Людовика в честь короля, позаботившегося о своих искалеченных войнами подданных. Вход в него украшают военные флаги и транспаранты разных стран, добытые как трофеи в боях.

Ряд стройных колонн придают собору легкость и изящество; купол своим декором, ажурными решетками ограждений, четырехугольной башенкой купольного фонаря и конусным шпилем напоминает драгоценную царскую шапку Мономаха. Двойную конструкцию купола создал архитектор Мансар, расположив в нижней внешней части большие окна, через которые освещается внутренняя роспись. Вся купольная часть в 1989 году была покрыта новой позолотой, на которую ушло 12 кг. золота.

Перед комплексом зданий расположена огромная (500х250м) площадь, официально именуемая Эспланадой инвалидов, идущая от набережной Сены и моста Александра III к центральному фасаду. Ландшафтный архитектор Робер де Кот разработал проект великолепных газонов и фигурных аллей, превративших некогда пустующее пространство в прекрасный рукотворный пейзаж. Все жилые и служебные корпуса выстроены также в строго классическом стиле, прекрасно вписываясь в величественный ансамбль окружающей территории.

Дом инвалидов сегодня

Начиная с 1777 года, архитектурный комплекс постепенно утрачивает статус места призрения инвалидов и пенсионеров, а приобретает черты музейного объекта. Сначала был организован Музей военных экспонатов, которые доставили из Лувра; позже здесь открылся Музей Артиллерии. Его объединили в 1905 году с Историческим Музеем армии, и сейчас это единый Музей армии, занимающий довольно солидную часть комплекса.

Открыты для посещения еще 2 музея – Ордена Освобождения и Современной истории, экспозиции которых иллюстрируют военные сражения, отражают мощь французских ВС. Непосредственно у входа, еще с подачи Наполеона, неоднократно посещавшего Дом, у самого входа был установлен ряд артиллерийских пушек, отечественных и трофейных, в качестве символов триумфальных побед императора.

В соборе Святого Людовика находится прах заслуженных военных деятелей страны. Здесь в 5 гробах похоронены привезенные с о. СВ. Елены останки Бонапарта. Их установили в саркофаг на зеленом гранитном постаменте. Восемь напечатанных золотом слов на мраморе у постамента обозначают военные победы великого императора. Рядом размещена семейная усыпальница родственников, в которой похоронены его сын, братья Жером и Жозеф. Здесь покоится прах прославленных маршалов и генералов: Тюррена, Вобана, Фоша, Льетея, Дюрона и Бертрана.

Но наряду с этим, на этой территории, как и много лет назад, живут в военном госпитале ветераны прошлых и современных войн.

В дни особых праздничных торжеств государства из 18 раритетных пушек, установленных у северного входа, гремит салют пушечных залпов.

XVII век был непростым для Франции. Целая череда войн привела к тому, что в стране появилось огромное количество солдат и ветеранов, уже неспособных воевать вследствие ран и увечий. Армия бывших вояк нищенствовала и подрывала авторитет монархии. Выход нашел Людовик XIV, издавший эдикт о строительстве специального учреждения для таких воинов-инвалидов.

Париж богат достопримечательностями. Часть из них создавалась, чтобы привлекать внимание туристов — это творения уже новой истории: центр Жоржа Помпиду, Эйфелева башня и т.п. Часть — в честь великих сыновей Франции: Триумфальная Арка и колонна на Вандомской площади. Есть и другие архитектурные строения, значение которых не столь стандартно и привычно нашему человеку. К таким сооружениям относится и Ансамбль Дома Инвалидов.

Обратимся к страницам истории. XVII век был непростым для Франции. Целая череда войн привела к тому, что в стране появилось огромное количество солдат и ветеранов, уже неспособных воевать вследствие ран и увечий. Армия бывших вояк нищенствовала и подрывала авторитет монархии. Выход нашел Людовик XIV, издавший эдикт о строительстве специального учреждения для таких воинов-инвалидов. Таким образом король стремился показать свою заботу о ветеранах войны.

Запланированное еще в 1660 году, строительство было начато лишь в 1671 и продолжалось более 30 лет. Первым архитектором данного комплекса стал Либераль Брюан. Он же и построил практически весь ансамбль Дома инвалидов: при нем возвели и приют, и казармы, и церковь Святого Людовика. Комплекс получился достаточно внушительным: 390 метров ширины против 450 длины. К территории ансамбля относится и огромная эспланада, появившаяся уже несколько позже — в начале XVIII века. Перед входом в Дом инвалидов устроена орудийная батарея из так называемых "триумфальных орудий", дающих залп только в случае очень важных событий. Во внутреннем дворе также собрана коллекция орудий, привезенных Наполеоном из своих компаний, а также пушки из разных стран мира. Интересный факт — здесь можно найти советское орудие времен Великой Отечественной войны с фамилиями людей, взявших Берлин в мае 1945 . Здесь же последнюю сотню лет располагается один из интереснейших музеев Парижа — музей армии .

Однако, поставить логическую точку в этой поэме из камня, смог уже иной француз — именитый Жюль Ардуэн-Мансар, один из известнейших французских архитекторов XVII столетия. Он же успел отметиться на Вандомской площади в Париже и построить несколько зданий в Версале. Но что мы о Мансаре да о Мансаре (кстати, слово мансарда ассоциируется именно с этим человеком. В Париже ввели налог на этажность и именно Жулю принадлежит идея строить еще один дополнительный этаж под крышей дома, налог на который не распространялся. Так появилась мансарда). Ардуэн-Мансар спроектировал Собор Дома инвалидов — ставший впоследствии самой посещаемой могилой Франции.

Но давайте по порядку. Собор строился с 1679 по 1706 год. Центральная часть фасада выступает вперед, выделяясь двумя ярусами колонн: дорическими в первом и коринфскими во втором. На колоннаду сверху водружен блок, в сечении повторяющий барабан, украшенный парными колоннами на первом этаже и большими окнами на втором, основной задачей которых является освещение внутреннего интерьера купола. Барабан законченно переходит в массивный купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев. Все сооружение венчает грациозный купольный фонарь со шпилем. От основания собора до кончика шпиля ни много ни мало 107 метров. Изначально в проекте Мансара присутствовали еще два крыла в форме четверти окружности, но по каким- то причинам эту часть плана решили не реализовывать. В результате появился настоящий образец Французского классицизма XVII века.

Интерьер собора практически полностью повторяет строгость внешнего облика. Здесь также прослеживается идея распланировать строение в форме греческого креста. Купол возвышается над центральным залом (крестовиной), от которого в четыре стороны лучами отходят коридоры, оканчивающиеся угловыми капеллами. Капеллы исполняют роль некрополя великих сынов Франции. Здесь нашли успокоение представители семьи Бонапарт: старший брат Наполеона — Жозеф Бонапарт, король Испании. Младший брат императора — Жером, король Вестфалии. Сына Наполеона — печально знаменитый Орленок. Здесь же находятся усыпальницы знаменитых военачальников Франции: маршалов Фоша, Вобана, Тюрена, Льетея (корректней было бы заметить, что здесь находится лишь сердце Вобана). Одним из последних "обитателей" Собора Дома инвалидов стал Руже де Лиль — автор Марсельезы, ставшей гимном Франции.

И все же, несомненно, центральной частью собора является подкупольный зал с огромной криптой, спроектированный архитектором Висконти. В 1840 году сюда с острова Святой Елены был перенесен прах Великого Императора Наполеона Бонапарта. Помещенное в 6 гробов (жесть, красное дерево, свинец, эбен, дуб) тело убрано в саркофаг на пьедестале из зеленого гранита. Вокруг скульптурная группа из 12 статуй крылатых богинь Победы, символизирующих 12 великих побед наполеоновской Армии. Саркофаг накрыт плитой красного порфира, доставленного из Карелии. Насмешка судьбы — Россия стала краеугольным камнем территориальных притязаний Наполеона. Она же подарила ему надгробную плиту. Вторая ассоциация, которая появится у Вас при взгляде на саркофаг — большой кровавый алтарь. Его периодически и сравнивают с алтарем наполеоновских желаний, на который он положил судьбу всей Франции.

С архитектурой пусть обзорно, но разобрались. А вот для чего все это использовалось ? В начале статьи мы отметили, что король решил построить Дом инвалидов как приют для ветеранов войны. Так и случилось: уже в 1710 году здесь поселилось 1500 постояльцев, а к концу XVIII века их количество выросло до 4000. Это было по-своему уникальное образование. Желающие жить здесь (а это было чуть ли не единственным выходом для ветеранов и воспринималось как честь) подчинялись строгому распорядку дня. По сути это был казарменный режим с четким графиком. Население было разбито на роты под командованием офицеров. Каждый обитатель должен был выполнять еще и какую-то трудовую повинность: будь то работа в сапожной мастерской или создание гобеленов. Из года в год количество таких инвалидов уменьшалось и на текущий момент это скорее музей, нежели действующее учреждение, хотя в нем по-прежнему обитают несколько десятков человек.

Продолжим виртуальные прогулки по Парижу. Сегодня я предлагаю взглянуть на один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей Парижа - Дом инвалидов.

В 1670-м году Людовик XIV принял решение построить дом призрения для состарившихся и увечных солдат.


Строительство в 1671-м году начал архитектор Либераль Брюан.


Позднее, в 1676-м году его сменил ученик Брюана, Жюль Ардуэн-Мансар, поскольку разработанный Брюаном проект церкви показался королю недостаточно величественным.


Ардуэн-Мансар руководил работами вплоть до 1706-го года, когда Людовику были торжественно вручены ключи от храма.


Результатом тридцатилетнего строительства стал, пожалуй, самый пышный дом призрения в мире, и если не знать заранее о его предназначении, о функции здания было бы сложно догадаться по внешнему виду.


Первые инвалиды поселились здесь еще в 1674-м году, а в 1714-м году их насчитывалось здесь 4000 человек.


Жизнь обитателей протекала по своеобразному гибриду армейских и монастырских правил. Они носили форму, были разделены на роты под командованием офицеров, ходили есть в столовую группами по 50 человек (в спальнях есть, курить и пить вино строго воспрещалось), работали в мастерских. При этом они обязаны были регулярно посещать церковные службы, а женщины на территорию не допускались (женатые ветераны могли ходить на свидания с женой два раза в неделю). За нарушения дисциплины были предусмотрены различные наказания: от перевода на хлеб и воду, до изгнания из учреждения. Так, изгнать могли за богохульство (подозреваю, что для старых солдат это было одно из самых сложных ограничений).


Тем не менее, гарантированные крыша над головой и кусок хлеба ценились достаточно высоко и желающих попасть сюда было много. Первоначально для попадания сюда требовались рекомендация командира и воинский стаж 10 лет, но уже с 1710-го года стаж вырос до 20 лет. Инвалиды и ветераны французской армии проживают здесь и в наши дни, правда теперь их осталось всего лишь около ста человек.


Итак, совершим прогулку по территории комплекса. В регулярном парке перед здании гуляют кролики:




А вдоль рва выстроены трофейные пушки:


Эта пушка, судя по декору из одноглавых орлов, когда-то принадлежала Пруссии:







На стене прямо так и написано - "cour d"honneur". Именно от этого словосочетания появится русский термин курдонер.


По углам двора встали на дыбы лошади:








Маланхоличный турок, видимо, достиг озарения, поэтому томно игнорирует диких лошадей, стоящих над ним:



Солнечные часы:


Внутренний двор также украшают мансардные окошки со скульптурными наличниками:












Особенно меня заинтересовало вот это существо. После долгого размышления о том, кто это, я решил, что это вомбат. Видимо не только Сталин , но и Людовик XIV имел вомбата:


Дворовый фасад собора Святого Людовика Инвалидов:




Над входом стоит Бони:


Церковь сейчас разделена на две части. Обращенная к парадному двору часть осталась храмом, а противоположная, южная часть храма используется как место захоронения выдающихся военных деятелей (самый известный из которых - Наполеон). Заходим внутрь северной части:




Внутри висят трофейные знамена:




Судя по всему, подавляющую часть трофеев составляют трофеи колониальных войн:








Теперь посмотрим противоположный фасад храма:




Есть легенда, что Жюлю Ардуэн-Мансару был дан на разработку проекта очень сжатый срок, и он вышел из положения, достав из своего архива проект своего дяди, Франсуа Мансара - выдающегося архитектора и перфекциониста (он вполне мог снести уже практически построенное здание, если ему в голову приходила идея получше).




Так это или нет, но храм вышел очень эффектный и играет роль одной из важнейших доминант как самого ансамбля, так и всего Парижа.












Заходим внутрь храма:








В крипте храма (впрочем, криптой ее назвать сложно, поскольку пол здесь отсутствует), захоронены останки Наполеона, перевезенные в 1840-м году с острова Святой Елены:


Захоронения сделаны и в боковых капеллах.
Жозеф Бонапарт - старший брат Наполеона:


Наполеон пристроил братца в короли, сперва Неаполя, а потом Испании.


Великий фортификатор - маршал Вобан:


Трижды маршал (Франции, Великобритании и Польши) Фош - Верховный главнокомандующий союзными войсками во Франции в Первую Мировую войну:




Наполеоновские генералы Бертран (был адьютантом Наполеона и сопровождал его на Святую Елену):


и Дюрок (обергофмаршал наполеоновского двора, погиб в 1813-м году):


Маршал Лиотэ - ветеран колониальных войн в Африке и Индокитае:


Маршал Тюренн - один из самых выдающихся французских полководцев. По мнению Наполеона он входил в семерку самых выдающихся полководцев донаполеоновских времен (компанию ему в этом списке составляли Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Густав II Адольф, принц Евгений Савойский и Фридрих Великий)






И младший брат Наполеона - Жером Бонапарт (заботливый братец пристроил его Вестфальским королем):


Теперь спустимся в крипту храма, к останкам Наполеона:








Саркофаг Наполеона сделан из Шокшинского кварцита (кстати, этим же камнем отделан мавзолей Ленина).












Сцена похорон Наполеона на Святой Елене:


Статуя Наполеона, перед которой похоронен его сын:




По кругу идут барельефы, изображающие различные достижения Наполеона:


Здесь он просто бог:


Вообще, могила Наполеона производит очень специфическое впечатление. Это не столько могила великого человека, сколько храм языческого божества. Уже упомянутый мной Мавзолей Ленина рядом с могилой Наполеона нервно курит в сторонке. При этом, если большевики были атеистами, то французы в 19-м столетии, думаю, считали себя христианами. Лично мне (хоть я и сам атеист) сложно понять, как христианство в их сознании умудрялось сочетаться с таким откровенным язычеством.
В соседнем коридоре компанию Наполеону составляют несколько его солдат:


Обходя собор сбоку возвращаемся обратно в парадный двор: