Пища для нашей души. Что читать новоначальным

Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах. Если нет опыта поста, желательно посоветоваться со священником.

Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Так же можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную Литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Литургия», «Всенощное бдение».

В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским или группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. Изменение молитвенного правила согласуют со священником.

Можно ли православному человеку читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

Это невидимые враги – лукавые, злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

Что делать с неправославной литератуой?

К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (свт. Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то бросать такие книги в грязь тем более нехорошо.

Какая литература называется греховной и какую литературу кроме духовной можно читать? Евгений.

Дорогой Евгений!
Как отличить греховную литературу от просто литературы? К греховной литературе можно отнести литературу, пропагандирующую всевозможные пороки, оккультные науки, гадания и т.д. Сюда же относится пустяковая, совершенно пустая, никчемная литература, Ее классифицируют, как «чтиво», сами потребители. Ее читают, чтобы «убить время». Но есть классическая литература. Пушкин и Гоголь, Лермонтов и Грибоедов, Тютчев и А.К. Толстой, Достоевский и Лесков…, классики недавнего времени – Ахматова, Шмелев – как без них может жить культурный православный человек? Выбор круга чтения зависит и от твоих запросов, и от того, чего ты ждешь от прочитанного. Духовную литературу ничто не заменит, но ничто не заменит и классическую литературу, от которой при избирательном и внимательном чтении может быть великая польза. Есть и прекрасные образцы занимательной, приключенческой литературы – Вальтер Скотт, Майн Рид, Конан Дойл, Честертон… Даже Дюма-отец… разве плохо, если «один за всех, а все за одного», как у его мушкетеров. Но это, если брать из подобной литературы действительно лучшее. Что же касается выбора профессии. Профессии все хороши, кроме тех, что по своей внутренней сути преступны (игорный бизнес и т. п.). Поэтому, если есть возможность приобрести профессию по сердцу, такую профессию, которая была бы полезна людям, обществу, то любая из них могла бы стать твоей.

священник Александр Ильяшенко

Как относиться к книгам Стругацких? Оккультны ли они?

В отношении книг братьев Стругацких можно отметить, что это, прежде всего талантливая литература, часто очень меткая сатира. Другое дело –как читать книги талантливых авторов. Можно, если постараться, и «Пиковую даму» Пушкина прочитать в «мистическом» ключе, не говоря уже о некоторых произведениях Лермонтова, Гоголя, Достоевского. Как литературные произведения – книги Стругацких заслуживают безусловного внимания. Но придавать им некое исключительное, самодовлеющее значение нельзя, иначе можно дочитаться и до того, чего в них ни на поверхности, ни по замыслу автора. Для христианина их чтение, естественно, не обязательно, но при правильном чтении – не вредно. Их место в ряду авторитетных авторов литературной фантастики – Рэй Бредбери и др. Нужно иметь достаточно широкий круг чтения. Любой культурный человек должен знать, прежде всего, классическую литературу, которая, в целом, проявление и неотъемлемая часть христианской культуры.

Как Вы относитесь к творчеству Пестова и Нилуса? Можно ли по этим книгам учиться? Татиана.

Здравствуйте Татьяна, Николай Ефграфович Пестов – крестный отец моей супруги. Я отношусь к нему с большим уважением, это человек замечательный и глубокий, с огромным духовным и практическим опытом.
С. А. Нилус – глубокий, интересный мыслитель, человек православный. Многое из того, что он написал, может быть полезным. Но, на мой взгляд, в его творчестве присутствует некая односторонность, так как большое значение придает последним временам.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Посоветуйте, что читать мирянам из духовной литературы..? Мне интересны монашеские поучения, но ведь они для монахов! Их приходиться “фильтровать”, а это очень сложное и опасное дело – что-то важное можно упустить. Илья

Дорогой Илья! Вы правы, что монашеские поучения нужно читать с рассуждением. Однако есть и прекрасные святоотеческие творения написанные именно для мирян, например, беседы и толкования на Евангелие свт. Иоанна Златоуста. Прекрасно, очень глубоко современным языком пишет один из самых ярких подвижников Русской Православной Церкви митрополит Антоний Сурожский (Блюм). Затем – «Слова» афонского старца Паисия: они несут мудрость святоотеческих творений и написаны удивительно просто. Недавно вышло его четырехтомное собрание творений. Очень полезно ознакомиться с житиями, поучениями и письмами Оптинских старцев, с творениями свт. Феофана Затворника. Прочитайте книгу о подвижнике XX века «отец Арсений». Много полезного Вы можете почерпнуть из писем архимандрита Иоанна Крестьянкина.
С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Как следует православному относиться к такому жанру литературы как “фэнтези”? В частности, к Джону Толкиену? Станислав

Дорогой Станислав!
Сам по себе жанр “фэнтези” ни хорош и ни плох. Важен не жанр, а содержание конкретных книг. Если книга учит добру, то ничего плохого в ней нет. Джон Толкиен – глубокий и серьезный писатель, поэтому его книги тоже можно читать.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я прочел роман-притчу А.Камю «Чума». К сожалению, не понял эпизода, когда от чумы умирает маленький мальчик. За что чума покарала малютку? Виталий

Здравствуйте, Виталий!
Художественную литературу не нужно рассматривать как часть реальной жизни – это плод воображения автора. В романе “Чума” отразились сложности духовных поисков А.Камю: сам он в детстве был тяжело болен туберкулезом и должен был умереть, однако он выжил. Но идею детской смерти он пронес почти через все творчество. Гибель мальчика была в данном случае – в воле Камю, он мог и сохранить своему персонажу жизнь. Комментарий французского редактора к роману объясняет этот эпизод так: « невинного ребенка всегда была главным аргументом противников христианства».
В “Чуме” этот спор находит отражение в дискуссии Доктора Рие и священника Панлу, миссия которого особенно сложна – призывать людей верить в милосердие Божие в эпицентре эпидемии чумы. И священник говорит: “Главное – положиться на милосердие Божие.”
Вот как сам Камю отвечает на вопрос: человек стоит перед выбором: либо любить Бога, либо ненавидеть.
Если говорить о страдании невинных вообще, то на эти вопросы прекрасно отвечает митр. Антоний Сурожский в беседе: С уважением, священник Александр Ильяшенко

У меня вдруг возникло непреодолимое желание прочесть хотя бы одну книгу Ю. Вознесенской, хотя мои верующие подруги мне не советуют. Юлия.
Здравствуйте, Юлия!
Почитайте что-нибудь из Вознесенской – некоторым её труды интересны, кого-то заставляют задуматься. Попробуйте – в конце-концов, не только классикой питаются наши эстетическое и нравственное чувства. Читайте, думайте, анализируйте – всё испытывайте, хорошего держитесь!
С уважением, священник Алексий Колосов

Андрей Карпов

Конечно, литература может быть всякой. В художественную форму может быть облачена любая мысль. Автор может желать читателю только хорошего, а может стараться причинить вред. Иллюстрации, создаваемые словом, не всегда соответствуют канонам эстетики: красивое может быть показано безобразным, и наоборот. Сплошь и рядом моделируется не то, что действительно важно. Создаются модели, навязывающие ложные решения, способствующие духовной и нравственной деградации человека. То, что написано, необязательно нужно читать. От многих текстов следует держаться подальше. И всё же читать современному человеку обязательно нужно.

Сегодня легко обойтись без чтения, поскольку существует кинематограф, выполняющий, на первый взгляд, те же функции. Фильм так же, как и книга, моделирует ситуации. Однако диалог с фильмом менее индивидуален. Написанный текст оставляет детали непрорисованными, и читатель додумывает их сам, уже в контексте личной истории. Книга по сравнению с фильмом даёт больше места для интерпретаций. Процесс чтения регулируется самим человеком: что-то опускается, что-то перечитывается по нескольку раз. Фильм подобной вольности не допускает. Поэтому польза от книги гораздо выше: те модели, которые мы берём из книги, к нам подходят более точно. Выводы, которые мы делаем над книгой, значительно полезней. Книга учит жить лично меня, фильм способен дать только самые общие рецепты.

Можно не смотреть фильмы, но читать книги. Но можно ли не читать книг? Теоретически допустить можно и это. Но что это означает практически? Человек, который не читает художественной литературы, не получает материала для моделирования ситуаций. Он будет действовать в соответствии с устоявшимися личными привычками или «как все», то есть используя чужие модели. Довольно быстро он выйдет на ситуацию, в которой привычные методы решения сработают неправильно. Человек, читающий книги, тоже может попасть на подобную «мину», для разминирования которой у него не будет правильного решения. Но если он читал достаточно много хороших книг, вероятность этого не слишком высока.

Избавляет ли православная вера от проблем, связанных с дефицитом моделей жизненных ситуаций, который может возникнуть в результате отказа от чтения художественных книг? Иными словами сохраняется ли необходимость читать книги для православного человека?

Ответ неоднозначен. Если развитие художественной литературы обусловлено нарастанием сложности человеческой жизни, то её упрощение снижает объективную потребность в чтении. Истинная христианская жизнь проста. Человек, у которого земные потребности сведены к минимуму и который общается с Богом больше, чем с людьми, не имеет нужды в моделях незнакомых ему ситуаций. Но многие ли из нас смогли достичь такой жизни? Чтобы выстроить себя таким образом внутри современной цивилизации, надо быть настоящим героем духа.

Можно допустить и ещё один вариант, когда в чтении нет нужды. Настоящая мудрость состоит в том, чтобы видеть истинное положение вещей в любой ситуации. И тогда не нужна модель. Такой человек действует не по модели, а единственно верным для данной ситуации образом. Зачем ему тогда книги с их художественным вымыслом? Он читает раскрытую книгу жизни. Но такая мудрость граничит с прозорливостью. Очевидно, это тоже не может быть опцией, которая открыта для каждого.

И простецу, и прозорливцу книги без надобности. Пусть каждый спросит себя, относится ли он к одной из этих двух категорий. Если же нет, то он уязвим. Без чтения художественной литературы, он будет делать в жизни ошибки, некоторые из них могут быть очень серьёзными. Могут пострадать и окружающие люди, и сам человек. Есть, правда, ещё один вариант, страхующий от ошибок: это полная отдача себя в волю духовно зрячего человека, то есть послушничество. Если ты каждый свой шаг совершаешь по благословению, ты будешь ведом чужою мудростью, и тебе не потребуется ни становится самому прозорливцем, ни пользоваться моделями, почерпнутыми из книг. Опять-таки вопрос: много ли среди православных тех, кто идёт этим путём?

К тому же, следует заметить, отказ читать художественную литературу не приближает человека ни к одному из описанных трёх состояний. Хотя простец и не читает книг, перестав читать, ты не обретёшь и капли душевной простоты, ибо она - в другом. С послушником ещё проще: нужен наставник, а ещё - решимость сделать его волю своей. Не в чтении (или нечтении) дело. Про прозорливость и говорить нечего. Её даёт Бог.

Критики художественной литературы, думается, прочли немало. Они перестали испытывать в ней острую нужду, поскольку литература им уже много дала, и они запаслись моделями на разные ситуации. Имея подобный багаж, можно длительное время не обращаться к художественным тестам. Книги будут казаться скучными, а чтение - пустым, негодным занятием. Ведь интерес возникает тогда, когда мы можем взять из книги что-то новое для понимания самих себя и взаимоотношений между людьми. Есть ещё и такая проблема, что современная литература неглубока. Значительный массив художественных текстов последнего времени является или эмуляцией смыслов (эти тексты создавались ради коммерческого успеха, а смыслы попадали в текст лишь как технически необходимый элемент) или прямым высказыванием (что говорит о нежелании или неумении автора работать над текстом). Такие тексты заведомо не могут ничего дать духовно требовательному человеку. Получается, что возникающие новые аспекты человеческих отношений не отрабатываются на модельном уровне, а более фундаментальные вещи уже давно промоделированы в классических текстах. И если ты читал классику, то тебе можно больше ничего не читать.

Эта ненужность чтения является результатом образования и начитки лучших произведений мировой и отечественной литературы. То есть мы говорим об итоге культурного процесса. Это - «ненужность-для-меня». А критики, заявляя о бесполезности художественной литературы, присущей ей по природе, превращают её в «ненужность-для-всех».

Установка, что читать художественную литературу неполезно (а значит - плохо) создаётся не для того, кто уже прочёл всё, что следует, а для тех, кто ещё не брал лучших художественных текстов в руки. Им говорят: и не надо. Не читайте. Это лишь разовьёт у вас привязанность к миру, а, следовательно, отдалит от Христа. При этом мир ведь никуда не девается. Поверившие критикам по-прежнему остаются среди людей. Они оказываются в море человеческих отношений без знания возможных ситуаций и их правильного или неправильного разрешения. Соответственно, вероятность того, что они будут действовать неправильно, возрастает. Почему с некультурным человеком тяжело общаться? Потому что он хуже чувствует окружающих. Его действия неуклюжи, он легко причиняет боль и себе и другим. Он может легко растоптать добро: не по злому умыслу, а случайно. И может дать дорогу злу, не распознав его. Чтение правильных книг растит в человеке чуткость. Что, в конечном счёте, является частью духовного образования.

Мы приходим к следующему выводу: если человек нуждается (или, скажем так, ещё нуждается) в духовном образовании, ему не обойтись без чтения художественной литературы.

Полный текст статьи на сайте.

Читать или не читать христианскую художественную литературу? Что делает книгу христианской? Кто-то считает художественные книги выдумкой, а потому и ложью, что никак нельзя соотносить с христианством. Другие же наоборот, не представляют свою жизнь без таких книг. Чтобы разобраться, мы задали несколько вопросов христианским издательствам и авторам. Вот их ответы.

Нужна ли христианская художественная литература (ХХЛ)?

Александр Шапошников, директор издательства Библейский взгляд – Христофор, (Санкт-Петербург, Россия)

Думаю, что, несомненно, нужна. Художественная литература, это разновидность притчи . Часто повествование иллюстрирует какую-то глубокую мысль, какие-то духовные принципы, например романы Фрэнка Перетти «Тьма века сего», «Пронзая тьму», «Пророк». Перетти раскрывает библейские принципы духовного противостояния сил тьмы и света, о ценности человеческой жизни, даже еще не рожденных детей, о том, что если есть Бог, то есть и абсолютная истина, о манипулятивном характере СМИ, и так далее. Если книга написана талантливо, то эти иллюстрации, картины, очень яркие и легко понятные. Они побуждают к действию. Есть художественные книги, написанные христианами, например, довольно популярные сейчас женские романы, в которых иллюстрация духовных принципов не так сильна, но они увлекательны для определенной аудитории, хорошее чтиво для отдыха, основанное на христианской морали.

* * *

Дмитрий Фимушкин, директор издательства «Христианское просвещение», (Одесса, Украина):

Да, конечно. ХХЛ выполняет в христианской общине те же функции, что художественная литература в обществе.

* * *

Павел Дамьян, издательство «Библия для всех», (Санкт - Петербург, Россия):

Нужна для тех, кто хочет научиться видеть Бога в своей повседневной жизни и научиться доверять ему. По сути, об этом пишут большинство христианских романов. Хотя не все они «попадают в точку».

* * *

Ирина Воробьева, издательский дом «Виссон», (Санкт-Петербург, Россия):

Как сотрудник издательства я знаю, что на ХХЛ есть спрос, следовательно, она нужна.

Что такое ХХЛ: то, что написал христианин или о духовном?

Александр Шапошников:

Наверное, и то, и другое. Хорошо, когда книга о духовном, но тут возможны разные степени, что ли, духовности… Книга может быть сильно о духовном, а может быть и не очень, просто интересная трогательная история, основанная на христианской морали… Думаю, что неверующему человеку будет сложно написать правильную книгу о духовном, и тем более имеющую хорошую мораль. Я читаю довольно много не христианской художественной литературы, и даже если в ней есть зерно истины, что встречается довольно часто, ибо истина есть истина вне зависимости от того, кто ее разглядел, верующий или не верующий, то с моралью, как правило, тяжело…

* * *

Владимир Имакаев, христианский писатель, автор трилогии «Парадиз», «Чудотворец» и других христиански бестселлеров, (Меридиан, США):

На этот вопрос я отвечаю уже множество лет, и почти каждый раз, когда речь заходит о том, можно ли смотреть этот фильм? можно ли читать эту книгу, можно ли пойти на этот спектакль там ведь работает христианин? Или наоборот, этот писатель еще и песни пишет для мирских музыкантов, или он не в ту деноминацию ходит. Часто приводят следующий аргумент что: «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые » (Матф.7:17).

Следовательно, если книгу написал христианин, она обязана быть доброй? К сожалению, из своего опыта работы с начинающими писателями знаю, что это не так. Такой вот пример, вам в церковь нужно закупить хлеб для хлебопреломления, вы идете в магазин покупаете и не знаете через чьи руки он проходил, как и не говорится в Библии, кто делал вино для Тайной вечери. Но после того, как вы взяли хлеб и вино в свои руки, помолились, посвятили их Богу они стали символами Завета. Когда вы покупаете и начинаете читать книгу, помолитесь о том, чтобы Господь помог вам увидеть в этом произведении нечто большее, глубокое, назидательное! Любая книга может стать христианской, если читает ее христианин, и пытается осмыслить ее. Тут уже выбор за вами и вашей духовной зрелости, я, например, вряд ли бы стал искать что-то назидательное в разделе книг с интимными обложками или кричащими заголовками о темной магии. Но ведь и «Властелин Колец», и «Хроники Нарнии» и (пусть побьют меня радикальные христиане) в «Гарри Поттере» и Диснеевских сказках можно найти много отличной христианской морали. Еще пример, пекарня, в которой работают христиане, пекут не только мацу, но и торты и пирожное. Станут ли их торты святыми? Нет! До тех пор пока вы сами не благословите пищу. Но станет менее благословенен торт, за который вы помолились, если купили его в простом магазине, где пекли его не знакомые вам люди. Конечно же, нет. Чтобы стать Христианской Художественной Литературой это не должна быть только духовная книга или книга написанная пастором. Это притча, которая на примере выдуманной истории, помогает задуматься, а о чем задумаетесь вы, это уже другой вопрос, который берет корни в вашем сердце и мыслях.

* * *

Павел Дамьян:

По сути, мне помог замечать участие Бога в моей жизни один светский житейский роман, где наглядно и ясно показано, как Бог отвечает на наши искренние молитвы. Считаю, что не вся художка, написанная христианином является духовной по сути. Равно как и среди светских писателей проскальзывают духовные вещи.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Это похоже на то, как мы считаем Библию Словом Божьим, она вдохновлена Богом и это объявлено верующими людьми. Так и ХХЛ. Традиционно, в нашей среде, христианскими считаются произведения авторов с евангельскими взглядами, которые заметны в произведении. Обязательными атрибутами ХХЛ являются: пропаганда христианских ценностей, веры, деяний Бога в жизни человека. Когда эти атрибуты не столь очевидны, а речь идет только о «земном», книга может не восприниматься как христианская. Наверно, самое важное, чтобы «христианином» был (или стал им по сюжету) главный герой. Например, роман «Пересекая океан», где главная героиня прожила очень сложную жизнь, из-за того, что она не всегда была «хорошая христианка», фокус-группа читателей засомневалась, что роман христианский, хоть и автор христианин и действия сопровождаются молитвами и т.п. Такая же участь постигла и книгу «Дерзкий побег», имеющую автора-христианина и покаявшегося героя, но сюжет слишком уж «не церковный».

* * *

Ирина Воробьева:

ХХЛ - это литература, в теме и проблематике которой отображено так или иначе христианское мировоззрение. Обычно такую литературу создают христиане.

* * *

Вернемся к «христианской» художественной литературе. Если хорошая художественная литература рассказывает истории, правдивые по отношению к человеческому опыту (подумайте о наивном идеализме «Рассвет мисс Джин Броди» или о безжалостной жажде мести в «Моби Дике»), то что отличает ее от христианской художественной литературы? Должны ли там быть христианские персонажи, пропаганда Евангелия, рассказы только положительных историй, рекомендации по жизни веры или содержать чудеса и ответы на молитву?

Бог креативен . Если сама Вселенная не служит достаточным доказательством этого, то у нас есть бесконечное разнообразие человеческой природы и человеческого творчества. Многие творческие люди говорят, что они рисуют, пишут или сочиняют просто потому, что они не могут этого не делать.

Библия полна поэзии, символизма, пророческих образов, сравнений и историй. Хотя это явно не «художественная литература», но они, безусловно, являются творческим использованием языка.

Бог творческий, и мы тоже. Христианство имеет дело с истиной, не только с фактами, которые являются истинными, но более глубокими истинами о человеческой природе и наших отношениях с творческим Богом. Художественная литература, хотя и не является фактической истиной, описывает то, каково это - быть человеком.

Возможно, в свете всего вышеизложенного, христианский роман не обязательно должен прозелитизировать, убеждать или быть полным ссылок на Библию, но должен стремиться правдиво показывать, как хороший, так и плохой человеческий опыт и поведение, и изображать то, какой Вселенную создал Бог, и одновременно то, какой она стала впоследствии. Как и сама Библия, он должен быть серьезным в отношении добра и зла, любви, ненависти и вины, прощения и искупления, потому что это то, о чем говорится в Евангелии.

«Великий Гэтсби» повествует о высокомерии, избытке и гордости. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - о неудобном совместном сосуществовании добра и зла в каждом из нас. «Отверженные» - о силе искушения и прощения.

Нужно ли христианам читать художественную литературу и почему? Это же выдумки.

Христианин должен читать художественную литературу точно так же, как должен есть, пить, заниматься спортом, получать образование и общаться с окружающими людьми. К сожалению, существует некий стереотип, что христиане должны отвергнуть все, кроме Библии . Такие люди часто на самом деле не очень-то и в Библии разбираются, но зато считают нужным каждый раз высказываться критически относительно книг, которых никогда не читали. Действительно часто звучит аргумент, что это все выдумка, соответственно бесполезно. Но простите, Иисус Сам выдумывал истории с вымышленными сюжетами и героями . Люди тысячами собирались послушать его. Он был и остается самым лучшим в мире выдумщиком, и хороший христианский автор просто берет пример с Иисуса. Скажу больше, христианин должен читать не только назидательную литературу.

Книга - это вид искусства. Бог создал множество видов искусства для того, чтобы человек имел в первую очередь наслаждение. Мы ходим в ресторан, чтобы попробовать что-то новое, вкусное и эстетически оформленное. Мы не идем в ресторан с мыслью: я здесь только чтобы утолить голод, не больше, не меньше. Нет, любой нормальный человек умеет наслаждаться пищей, ведь Бог специально создал в нас столько вкусовых рецепторов. Читающий человек также задействует некие рецепторы: моральные, эмоциональные, интеллектуальные. Ученые уже давно доказали: если человек с детства много читает художественных книг – его мозг непрестанно развивается.

* * *

Павел Дамьян:

Однозначного рецепта не существует. Одни наслаждаются чтением одной Библии. Другие же учатся правде жизни на обобщенном опыте разных людей, который складно соединил в одно повествование писатель

* * *

Александр Шапошников:

Не думаю, что следует говорить в категориях «нужно - не нужно». Если тебе интересно читать художественную литературу, читай, если не интересно, не читай, зачем себя мучить… Как я уже говорил, я читаю довольно много художественной литературы, мне это интересно, мне интересен результат креативности, фантазии. Это, во-первых, интерес с детства, я много читал в детстве и подростковом возрасте, в основном художественную литературу, научную фантастику, а во вторых, будучи издателем, мне интересно, что сейчас популярно, какие новые жанры придумываются, куда идет писательская мысль, своего рода социологическое исследование светского общества. Читая классиков, мы также настраиваем свое литературное чутье, ведь классики хорошие не потому что они классики, а они классики, потому что они хорошие. Но это все не обязательно, можно прекрасно жить и служить Богу совсем не читая художественную литературу.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Художественная литература - это не только выдуманные или правдоподобные обстоятельства сюжета. Она моделирует различные качества личности, взаимоотношения, которые суть человеческие, т.е. реальные для читателя. Чтение ХХЛ производит важный воспитательный и развивающий эффект. Поскольку, чтение книг индуцирует личное воображение, т.е. вовлекает читателя в создание образа, оно оказывает мощное действие на внутренний мир читателя. Например, книги моделируют добрачные взаимоотношения, дают «оценку» поступкам. Это как «иллюстрации к проповеди», хоть и произнесенные не с кафедры. И мы имеем евангельское предписание смотреть на тех, которые поступают по образу, продемонстрированному жизнью апостолов (Флп 3:17). А о «необходимости» чтения, мы имеем повеление Павла Тимофею «занимайся чтением» (1Тим 4:13), но вопрос, какие именно книги читать, он оставил Тимофею решать самому.

* * *

Ирина Воробьева:

Если христианам художественную литературу читать нравится, значит, у них есть такая потребность. Честно говоря, не очень понимаю, в чем смысл этого вопроса. Богословская литература является плодом размышлений, художественная - плодом размышления и художественного творчества, создания художественных образов. В любом случае человек пропускает некие истины через фильтр своего сознания, всегда субъективного.

* * *

Лес Кавен :

Никто не утверждает, что персонажи в каком-либо из романов, христианском или нет, действительно говорили и делали то, что автор описывает как их слова и действия. Маловероятно, что события в романе происходили с кем-то, хотя ради истории, откладываем свое неверие, принимаем то, что автор нам рассказывает и читаем, что же случилось дальше. Это вымысел. Это неправда, и никто и не пытается сказать что-то другое.

С другой стороны, если выдуманный персонаж или событие слишком не похожи на правду, нелепы или противоречивы, тогда автор теряет внимание, поскольку мы инстинктивно думаем: «Она никогда такого не сказала бы» или «Как-то уж слишком как для совпадения». Поэтому вымышленная история, должна быть близкой к жизни.

Мы находимся на стороне Бильбо и Фродо, потому что мы все когда-то чувствовали, что такое быть маленьким человечком, встретившимся лицом к лицу с нереальными событиями. Йоссариан в «Уловке-22» Джозефа Хеллера вызывает у нас отклик, так как мы все сталкивались с необъяснимой бюрократией и чувством обреченности. Повелитель мух также связан с нами, потому что мы, к нашему горю, все знаем о наличии насилия и жестокости в человеческом сердце.

Многие автобиографии знаменитостей, теории заговора и книги о диете и здоровье выглядят отдаленными от истины. Вымысел должен «соответствовать жизни», но то, что может быть «истинным», может иногда оказаться не связанным с реальностью.

В дополнение к оценке художественной литературы, возможно, как и ко всему прочему, мы должны задать вопрос: «А что делал Иисус?» Оказывается, что Иисус также рассказывал истории, которые не были «правдивыми» в буквальном смысле слова. В Евангелии от Луки Он рассказывает историю о «некотором человеке, который шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам». Разве его слушатели восприняли это как правдивый рассказ? То же самое со слугами, оставшимися с различными талантами, чтобы инвестировать, молодым человеком, который отправился в далекую страну, и женщиной, которая искала свою потерянную… Эти рассказы - не буквальная «правда», но они доказывали свою правдивость сотни раз в человеческом опыте и воспринимались с тех пор слушателями и читателями как таковые.

Христианская фантастика - это вообще нормально?

Алексей Декань:

А христианская рок музыка? А живопись? А спортивные группы и походы в горы? Этот вопрос можно поставить в отношении каждой вещи. Фантастика, это всего лишь инструмент . Декорация, к которой прибегает автор, чтобы передать тот или иной сюжет. И тут читатель должен понимать – каждая декорация это в каком-то роде вымысел автора. И нет никакой разницы, пишет он про космический звездолет, или описывает Лондон 18 века. Этот литературный жанр существует уже столетия, и многие классики христианской литературы к нему прибегали. Но действительно есть люди, которым этот жанр абсолютно чужд. Но в такие случаи читателю просто стоит сменить декорацию – выбрать книги, написанные в другом жанре. Но не стоит из-за собственных предпочтений критиковать весь жанр. Много недопонимания именно с христианской фантастикой возникает по причине отсутствия у людей фантазии . Таким людям чрезвычайно сложно абстрагироваться от реальных устоев, просто принять, что это художественный вымысел автора, никто не собирается водить читателя за нос. Это такая игра, а не новая религия, мифология, учение. Зато именно благодаря фантастике христианский автор может донести некоторые духовные принципы намного лучше, чем используя известную читателю среду, ведь ограничений практически нет. Задайте себе вопрос, почему мы читаем нашим детям именно сказки, где происходят невероятные вещи, и встречаются фантастические персонажи? Если «Колобок» и «Снежная Королева» это нормально, то почему может быть ненормальным читать «Нарнию» и «Властелина Колец»?

* * *

Александр Шапошников:

Конечно, нормально. Фантастика, это лишь литературный прием , причем очень гибкий. Если фантастика не говорит о нашем насущном, сегодняшнем, то это плохая фантастика. Клайв Льюис, например, писал научную фантастику, про другие планеты, инопланетян и тому подобное, но он иллюстрировал этим, например, взаимоотношение Творца и творения, природу искушений, величие жертвы Христа, и так далее. Я бы сказал, что хорошей христианской фантастики слишком мало, мне, по крайней мере, не хватает.

* * *

Владимир Имакаев:

Это еще один вопрос, которым часто меня пытаются подловить критики творчества. Мол Иисус не выдумывал инопланетян, чтобы нести слово Божье. Слово «фантастика» - это производная от греческого «φανταστική» - «искусство воображения» ! И вот тут я могу смело вам сказать, что Иисус был фантастом ! Посмотрите на Его притчи, о сеятеле, о блудном сыне, о богаче и Лазаре. Многие из рассказанных им историй выдумка для того, чтобы донести более глубокий смысл. Помочь простому читателю или слушателю наглядно продемонстрировать ту или иную ситуацию. Когда я пишу о космических кораблях, или говорящих животных или же армии клонов, я нисколько не пытаюсь убедить в том, что это правда, которую другие не знают. Я просто использую эти декорации, понятные сегодняшнему человеку, чтобы тот услышал то, что напрямую слушать бы отказался, а если бы и услышал, то может и не понял.

* * *

Илья Бердников. Пастор, писатель-фантаст, автор цикла «Проходимец по контракту» (Астрель, СПб), биографии Кости Косячкова и гр. Масада (Книгоноша, Киев), различных рассказов:

Меня много раз обвиняли: «Не может пастор писать фантастику!» Дорогие мои, а если не пастор, не христианин, то кто? Знаете, я спрашивал у других служителей, пасторов, епископов: «Что читают ваши дети? Какие книги? Какие фильмы и сериалы смотрят?» Результат один - мирские. Дети пасторов играют в Fallout и Metro 2033, читают «Гарри Поттера» и «С.Т.А.Л.К.Е.Р.», смотрят «Викингов» и «Игру престолов». Смотрят несмотря на то, что они наполнены ложью, насилием, идолопоклонством и порнографией. Читают и играют, потому что альтернативы нет. Когда же христиане идут в кинотеатр смотреть фильм на библейскую тему, снятый нехристианами, то уходят недовольные, плюющиеся: «Всё неправильно, всё испортили, перекрутили!»

Отчего так? Потому что нет христианского продукта. Потому что старый греховодник Джордж Мартин имеет успех, а христиане закапывают свои таланты, боясь мечтать и фантазировать. Ведь долгое время религиозные учителя вбивали в наши головы: фантазия - грех.

Но послушайте, разве мы не дети Творца? Разве мысль не материальна? Почитайте труды профессора Нажипа Валитова, получившего благодарность от Ватикана. Разве не воплощаются в наше время идеи писателей-фантастов прошлого? А ведь существуют организации, занимающиеся поиском рациональных идей в творчестве фантастов. Потому что прагматиками доказано: всё, до чего может додуматься человек, рано или поздно можно будет воплотить в жизнь . Это ли не «Уверенность в невидимом»?

Когда-то люди мечтали о гуслях-самогудах, теперь мы имеем синтезаторы с автоаккомпаниментом, различные семплеры, музыкальные проигрыватели. Имеем «ковры-самолёты», «зеркала, показывающие мир» и «самодвижущиеся повозки». Причем христиане совсем не гнушаются использовать то, что когда-то было лишь фантастической выдумкой. А раньше могли за такое и на костре спалить.

Пусть лучше праведники пишут фантастику, снимают фильмы, сочиняют музыку, чем грешники. Пусть книжные полки наполняются авторами, имеющими христианскую честь и мораль . Так что, представ впоследствии перед Господином всего сущего, эти авторы смогут смело сказать: «Я умножил те таланты, которые Ты мне дал!»

* * *

Павел Дамьян:

Для одних нормально, а для других нет. Здесь нет большой проблемы в разномыслии. Проблема начинается тогда, когда один навязывается свои взгляды другому.

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Этот жанр – на любителя. В условиях общего дефицита ХХЛ читатели, которые бы, в других обстоятельствах, при изобилии любимых книг других жанров не стали бы читать фантастику, могут относиться к ней скептически. Как светская научная фантастика, моделируя будущее или космос, проповедует человеческие моральные ценности и технологии, так христианская фантастика должна, моделируя будущее или космос, проповедует христианские ценности. Это хорошо.

* * *

Ирина Воробьева:

Нормально.

Кого из классиков можно считать христианами?

Александр Шапошников:

Без сомнения Достоевского, по глубине поднимаемых вопросов и производимого впечатления, он, я бы сказал, стоит особняком. Гигант. Гений. Толстой не плох, но с Достоевским, на мой взгляд, не сравнить. Если нужен совет, что из классиков почитать, ответ однозначный: Братья Карамазовы, Федор Достоевский.

* * *

Павел Дамьян:

Господь Иисус однажды сказал сердобольному Петру: «Отойди от меня сатана». Все мы в каких-то ситуациях носим в себе Христа, а в других - сатану.. Лично мне ближе Виктор Гюго с его «Отверженные». Но кто я, чтобы судить?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Количество мировых классиков художественной литературы, веровавших во Христа, довольно велико. Буньян, Толкин, Льюис, Бичер-Стоу, Честертон… Толстой, Достоевский, Украинка… и длинный список. Чтобы дать оценку «христианства» самих авторов, нужно смотреть, воспринимали ли их христианами окружающие их люди и их церковь. В данном вопросе важно понимать, что мы имеем дело с книгами и образами, а не с самими авторами. Иногда это вступает в противоречие, но, как и в случае с царем Соломоном и его Притчами и Екклесиастом, мы отгорожены барьером времени и общественным (церковным) мнением. Читать книгу нужно не потому, что ее автор знаменит, а потому, что она интересная и полезная для души . Не случайно, при передаче научных статей на рецензию, рецензентам не сообщается автор.

* * *

Ирина Воробьева:

Из русских -- Достоевского, Лескова, Толстого, несмотря на отлучение и все прочее - пожалуй тоже. Думаю и Пастернака - да.

Стоит ли пытаться толковать образы или темы в ХХЛ?

Александр Шапошников:

Ну это какой то странный вопрос, ну а что же еще с ней делать? Толковать, толковать и еще раз толковать! Только толковать! Это же самая суть художественной литературы, образное описание мира, который мы пытаемся осмыслить. Если не толковать, не пропускать через себя, не выносить что то умное, доброе, вечное, то тогда это просто жвачка такая интеллектуальная, где важен не результат, а сам процесс. На такое тратить время решительно не следует.

* * *

* * *

Ирина Воробьева:

Отчего бы и не истолковать, если хочется?

* * *

Дмитрий Фимушкин:

Каждый истолковывает прочитанное, исходя из своих обстоятельств и внутреннего мира. Писание учит, что мы не должны наделять сверхъестественными атрибутами что-либо, кроме Слова Божьего – вернейшего пророческого Слова. Поэтому, хотя Бог может проговорить и через ослиц и через камни, важно понимать различие Библии и художественной литературы. Но, если автор изобразил развитие характера героя или сюжет так, что это вызывает у читателя свои ассоциации или желание «толковать» их, например, во свете Библии, значит автор достиг важного – у читателя что-то сдвинулось, шевельнулось в душе.


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.