План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: урок по окр миру. План-конспект урока по окружающему миру

«Превращения воды»

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать?

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока (СЛАЙД 1 )

Урок мы будем ……..,изучать

Информацию из урока …извлекать

Точку зрения… высказывать

На вопросы ……………, отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..! развивать

(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)

Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания?

Определю, что я не знаю

Сам найду ответ на мой вопрос.

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу.

Что это? (вода.)

О каких состояниях воды говорится в загадке?

Отчего зависит состояние воды? От температуры

Как вы думаете, что ещё может произойти с водой, если изменить её температуру?

Кто может сформулировать тему нашего урока? (Превращения воды) Слайд 2

Какую цель урока поставим?

Сейчас за окошком осень. Всё холоднее по ночам. И вот однажды утром мы увидели на лужах первый лёд. Падал и первый снег. Но всё это недолговечно, солнце быстро растопило его…

И что с ним произошло? (превратился в воду).

Вот оно - первое превращение: лёд и снег превращаются при нагревании в воду.

Кто знает, как называется этот процесс? (Таяние)

Ребята, подумайте, а обратное превращение возможно? (Да)

А как будет называться этот процесс? Замерзание.

Как вы думаете, что произойдёт с водой?

Вот оно-второе превращение: вода перешла из жидкого состояния в твёрдое.

Действительно, вода превращается в лёд при нуле градусов и ниже.

Скажите мне, ребята, а дежурные мыли доску? Тогда она должна быть мокрой, а она сухая.

На наших глазах произошло ещё одно превращение – (вода с доски испарилась, то есть превратилась в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.)

Какой произошёл процесс? (Испарение.)

Чем выше температура, тем быстрее идёт процесс.

Всем известно, что происходит, когда закипает вода в кастрюле или чайнике? (появляется невидимый водяной пар, но видно облачко.)

Что происходит на крышке и стене? (пар превращается в капельки воды)

Как называется этот процесс? (Конденсация)

4. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.

Итак, какие процессы могут происходить с водой при изменении температуры? (слайд 3)

Предлагаю вам отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

6. Реализация проекта.

Итак, переходим к процессам образования тумана, инея, росы.

Давайте обратимся к учебнику с.104-106.

Найдите в тексте строки, в которых говорится о том, где стелется туман. Зачитайте.

Почему вечером туман превращается в капельки воды? (Остывает воздух)

Можно ли увидеть туман зимой, когда?

Что такое смог?

Найдите строчки, в которых говорится о вреде смога. Зачитайте.

Из чего образуется роса?

Когда появляется роса? Найдите эти строчки, зачитайте.

Почему она исчезает?

Что такое иней?

Какие полезные советы для здоровья оставили нам наши предки?

7. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего урока:

Какую цель ставили?

Достигли цели?

IX. Домашнее задание:

с.102-106

Спасибо за урок!

Откуда берутся снег и лёд?

(окружающий мир)

1 класс

Урок: Окружающий мир.

Раздел : «Человек и природа»

Тема урока : «Откуда берутся снег и лёд?»

Тип урока : Открытие нового знания.

Цель урока : организовать практическую деятельность, в результате которой обучающиеся выделят свойства снега и льда.

Задачи:

    Образовательные : создание условий для ознакомления учащихся со свойствами снега и льда и использования этих свойств в жизни; продолжить обучению практическому исследованию природных объектов и явлений.

    Развивающие: создание условий для развития познавательных процессов младших школьников при помощи мультимедийной презентации; способствовать развитию творческих способностей; развитие эмоционального отзыва на художественное описание явления природы «восхититься», «удивиться», «порадоваться»; развивать творческие способности и познавательный интерес к учебной деятельности на основе наблюдения, сравнения, анализа, обобщения.

    Воспитательные: показать необходимость в самостоятельном поиске информации.

формировать экологическую культуру учащихся.

Универсальные учебные действия :

познавательные УУД-

развитие познавательного интереса в познании окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением признаков;

коммуникативные УУД -

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД -

формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные –

познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием .

Оборудование:

для обучающихся:

    иллюстрации и фотографии зимних пейзажей;

    оборудование для опытов,

    индивидуальные таблицы для занесения выводов исследования

    карточки с графическим диктантом,

    учебник «Окружающий мир» Плешакова А.А.;

    сигнальные карточки

для учителя:

    мультимедийный проектор и экран;

    презентация,

    сравнительная таблица “Свойства льда и снега”.

    конверт с загадками;

    бумажные снежинки;

Планируемые результаты и критерии их оценивания:

обучающиеся научатся:

делать выводы о свойствах снега и льда в результате практических действий, изображать эти действия с помощью схем, удерживать учебную задачу, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

Подготовительная работа: прогулка в зимний лес; наблюдение за снегопадом.

Рассматривание снежинок: форма, строение, рисунок.

Конспект урока.

I .Организационный момент

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!

II. Актуализация знаний.

Создание мотивации.

Учитель : Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы хотите узнать кто они?

Появился во дворе

Он в холодном декабре.

Неуклюжий и смешной

У катка стоит с метлой.

К ветру зимнему привык

Наш приятель...

(Снеговик).

На доске появляется рисунок Снеговиков, к которым прикреплен конверт с загадками.


Учитель: Снеговики принесли конверт. Давайте посмотрим, что там? (карточки с загадками) Если вы отгадаете загадки, то вы узнаете, что больше всего любят Снеговики.

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный...
(Снег)

Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно .
(Лед)

Учитель : Так что же больше всего любит Снеговик? Почему?

Снег и лёд – основной признак зимы. Зимой на улице мы видим много снега и льда.

Учитель : Вы хотите узнать, откуда они берутся?

Снеговик предлагает нам ответить на этот вопрос.

(Класс делится на 4 группы, на столе в каждой группе лежат необходимые материалы для опыта и 2 объекта для изучения (снег и лёд))

III . Усвоение новых знаний и способов действий

Практическая работа.

Учитель: Ребята сегодня вы будете учёными – исследователями. К вам в лабораторию для изучения попали 2 известных вам объекта: снег и лёд. Вам нужно в группе вместе рассмотреть, изучить и сравнить их и сделать вывод, закончив предложение в учебнике о свойствах льда и снега. Каждая группа будет исследовать одно свойство.

Откройте учебник с. 68. На странице вам в помощь представлена картинка, которая показывает вам, что нужно сделать с объектами, чтобы прийти к выводу. Посоветуйтесь в группе, как вы будете выполнять задание.

Ученики обговаривают план выполнения задания и поднимают сигнальную карточку зелёного цвета вверх (сообщают о готовности).

Учитель : с чего вы начнёте работу?

Дети : сначала рассмотрим картинку (изучим, что нужно сделать с объектами), затем выполним действие с 1 объектом и прочитаем вывод, который предложен в учебнике, затем выполним действие со 2 объектом и сделаем вывод о свойстве 2 объекта, затем простым карандашом закончим предложение в учебнике о свойстве 2 объекта.

На доске появляется пошаговый план работы.

План работы:


Учащиеся самостоятельно работают в группах и выполняют задание.

После завершения работы один представитель от группы, зачитывает вывод и объясняет вследствие чего они пришли к этому выводу.

1 группа:

Возьмите палочку и воткните её в снег. (Он рыхлый)

Воткните в лед. (Твердый, хрупкий)

Возьмите молоток. Ударьте по льду. Сделайте вывод.

Вывод: Снег рыхлый. Лёд хрупкий, так как он разбился молотком.

2 группа:

Положите снег и лёд на цветную бумагу.

Расскажите о цвете снега и льда.

(На цветную фигурку один ученик за партой кладет немного снега, а другой кусок льда).

Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.

3 группа:

Какое вещество снег или лед обладают свойством прозрачности?

Как доказать?

Вывод: Снег непрозрачный. Лёд прозрачный, так как через него, возможно, увидеть другие предметы.

4 группа: Опустим в стаканы с водой кусочек льда и комочек снега в конце опытов мы посмотрим, что получится.

Вывод: В тепле снег и лёд тают. Образуется вода. Это мы пронаблюдали вследствие нашего опыта.

При проверке работы на доске оформляется запись вывод в виде слов- помощников.

СНЕГ ЛЁД

Рыхлый Хрупкий

Белый Бесцветный

Непрозрачный Прозрачный

Тают

Дети заполняют таблицу

Вещества

Цвет

Прозрачность

Действие тепла

Другие cвойства

СНЕГ

ЛЁД

Физминутка

Ночью был мороз и вот –

Мы коньками режем лёд.

Разбежались, покатились,

Поскользнулись и свалились.

Снова на ноги поднялись

На носочках приподнялись,

Вверх подпрыгнули все дружно,

На урок уже нам нужно

IV .Первичная проверка понимания изученного

1.Беседа о том, откуда берутся снег и лёд.

Учитель: Итак, снег и лёд имеют различные свойства. А если у них что–то общее? Где в природе вы видели лёд? (В луже, в реке, на мокрой дороге)

А ещё в природе можно встретить ледники и айсберги (Учитель показывает картинки)


Так что такое лёд? (Это замерзшая вода)

Если лёд – это замёрзшая вода. Тогда, что такое снег? (Снег – это множество снежинок)

На что похожи снежинки? (На звёздочки, шесть лучей, все снежинки индивидуальны по форме, и две одинаковые снежинки найти невозможно.)

Как вы думаете, где образуются снежинки? (В небе, в облаках) А как?

Послушайте Снеговика, как он объясняет это природное явление. (Звучит аудиозапись с фрагментом из рассказа Марты Гумилёвской «Где рождается снег?)

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды. Думали, что идёт он из тех же туч, что и дождь. И вот не так давно была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками непрозрачного льда, который иногда идет летом вместе с дождем. Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шестиугольные звездочки-снежинки. Всё бывает совсем по – другому . Водяные пары поднимаются высоко над землей, туда, где царит сильный холод. Там сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, какие падают на землю, они еще очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно – медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.

2.Наблюдение.

Рассмотрите снежинки. Сколько лучей имеет каждая из них?

Какую форму имеет снежинка? Все ли снежинки одинаковые?

О какой тайне снежинок мы сегодня узнали?

Дети рассматривают разные картинки снежинок.

Учитель: Что же интересного об образовании снега вы узнали из рассказа Снеговика? Обсудите в группе ответ на этот вопрос. (Выступает одна группа по желанию, а другим предлагается дополнить ответ) .

Вывод: Снежинки образуются в небе в облаках. А облака – это скопление капелек воды на небе. В тёплое время они выпадают в виде дождя. Когда наступает зима – капельки воды превращаются в снежинки.

Учитель: Мы изучили свойства снега (на доске появляется карточка со словом «снег») и льда (карточка со словом «Лёд»).

вода

Состоят они из воды (карточка) Учитель: Как эти объекты связаны между собой? Давайте эту взаимосвязь на схеме покажем стрелочками.

вода


Итак, сделаем вывод: «Снег и лёд – это замершая вода».

Физминутка.

Как пушинки, мы летим,

Нас колышут ветерки,

Белой стайкой мы летим

Лечь на землю мы хотим.

V .Рефлексия

Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?

Снеговики предлагают вам поиграть в игру «Да или нет».Они называют предложение, если вы согласны - рисуете синий кружок, если нет – красный. Эта игра поможет вам оценить свою работу на уроке. (Один ученик выполняет задание на маркерной доске, остальные на карточках)

    Снег при таянии превращается в воду.

    Если вода замерзнет, она превращается в лёд.

    Снег бесцветный.

    Лёд прозрачный.

    У снежинок пять лучей.

    Снег рыхлый.

    Лёд хрупкий.

    Снег непрозрачный.

    Все снежинки одинаковые.

    Снег белый.

Взаимопроверка.

Учитель: Сравните свои ответы с ответами Снеговиков. За правильный ответ – поставьте плюсик.

Модельный ответ.

Поднимите руку те, у кого все плюсики.

(Снеговики вручают ребятам в подарок красивые снежинки)

VI .Домашнее задание:

Творческая работа.

Учитель: Вспомните, какой формы снежинки падали вам на варежки во время прогулки? Все они разные и очень красивые, но у них обязательно шесть лучиков, шесть иголочек.

Попробуйте дома нарисовать свою неповторимую снежинку.

Спасибо за урок!

Источники

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление понятий «природа», «живая природа», «неживая природа»;
  • знакомство с понятием «экология»;
  • углубление теоретических знаний в области экологии;
  • закрепление представления о человеке как части природы;
  • расширение знаний учащихся о редких видах растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Развивающие:

  • формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;
  • развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

  • воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;
  • привлечение внимания к экологическим проблемам;
  • воспитание экологической ответственности;
  • привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;
  • воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование.

  • Проектор, экран, магнитофон. Диск с песней «Не дразните собак», урок презентация
  • Картины: Продукты; Одежда; Жилища; Отдых семьи.
  • Схема «Почва».
  • Красная книга России.
  • Рассказ «Воскресенье в лесу» – 20 экземпляров.
  • Разрезные карточки «Мудрые мысли».
  • Природоохранные знаки.
  • Тестовые работы (3 варианта) по 20 экземпляров.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Вводная беседа.

– Что мы изучаем на уроке окружающего мира? (природу)

– На какие 2 части можно разделить природу? (живую, неживую)

– Чем отличается живая природа от неживой? (живая природа рождается, дышит, питается, растёт, размножается, умирает)

III. Игра «Живая, неживая природа».

(Учитель называет объекты живой или неживой природы. Если объект относится к живой природе, ребята хлопают в ладоши, не относится – не хлопают, если объект не является объектом природы, а создан человеком – поднимают руку)

– Сейчас я проверю не только ваши знания о природе, но и внимание.

Солнце, дом, человек, береза, воздух, тигр, вода, пальто, корова, роза, сова, рыба, гриб, песок, стол, камень, белка, книга.

IV. Актуализация знаний. Введение в тему.

– Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Человек – часть природы)

Да! Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» – «экос», а наука «логос». Наука о природе, нашем общем доме называется «экология».

По радио, телевидению, со страниц газет можно «многократно» слышать слово «экология». И не случайно. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете.

Повсеместно слышатся призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек, и взрослый и маленький, должен стать немного экологом. В нашей школе сейчас проходит месячник «Охрана Земли». Все учащиеся на уроках говорят о необходимости охраны природы и проводят различные мероприятия. Поэтому и мы на сегодняшнем уроке будем говорить об экологии, об охране нашего общего дома, об охране природы. Ведь природу надо спасти!

V. Объявление темы.

Природу надо охранять.

Слайд «Почему надо охранять природу».

Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Но не бережное, нерациональное использование природных богатств привело к тому, что беднеет природа, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

VI. Итоги теста «Умеешь ли ты охранять природу».

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

    Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
    а) полюбуюсь на него и пойду дальше – 1 балл;
    б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу – 5 баллов

    Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
    а) покормлю птенца – 3 балла;
    б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели – 5 баллов;
    в) буду наблюдать издали – 1 балл.

    Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
    а) пойду, но буду собирать очень осторожно – 5 баллов;
    б) расспрошу об этом учительницу – 2 балла;
    в) не пойду – 1 балл.

    После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
    а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик 1балл,
    б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился – 5 баллов ;
    в) закопал бы в землю – 3 балла.

    Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
    А) почти все знаю, но хотел бы знать больше – 3 балла;
    Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
    В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили – 5 баллов.

На прошлом уроке я провела тест. Вы ответили на мои вопросы. Я хотела узнать, а умеете ли вы, ученики 2 А, охранять природу. Посмотрите, сколько каждый из вас набрал баллов.

  1. Кто набрал от 19 до 25 баллов (5 чел.), наверное, любят природу, это хорошо. Но они знают очень мало о природе и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.
  2. Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов (8 чел.), безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные. Больше читайте, говорите со знающими людьми, и вы сможете принести пользу.
  3. Группа № 3 самая многочисленная (17 человек). Она набрала от 5 до 11 баллов. Если бы все были такими же как эти ребята, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Вы не только знаете много о природе, но и умеете её охранять. Но главное – не останавливайтесь. Стремитесь узнать побольше.

Хорошо, что в нашем классе не оказались такие ребята, которые сломали бы неизвестный цветок, разорили бы гнезда, засорили бы лесную поляну.

Мы сегодня продолжим изучение природы, и будем учиться её охранять.

VII. Что даёт природа человеку?

Разгадывание кроссворда

  1. Демонстрация картины с изображением продуктов (мясо, хлеб, сыр, рыба, молоко).
  2. Демонстрация картины с изображением разных видов жилищ (изба, хата, яранга, чум).
  3. Демонстрация картины, где семья отдыхает на природе (у моря, на берегу реки, на поляне в лесу).
  4. Демонстрация картины с изображением одежды (пальто, футболка, шуба)
  5. Загадка:
    Я и туча и туман,
    Я ручей и океан,
    Я летаю, я бегу,
    И стеклянной быть могу.
    Меня пьют, меня льют,
    Всем нужна я,
    Кто такая?
    (Вода)

Демонстрация слайда «Что дает природа человеку?»

Что такое воздух? (смесь газов)

Для чего нужен воздух? (для дыхания людей, растений, животных)

Обобщение учителя.

Ребята, видите, как важна природа для человека и очень важно сберечь её.

VIII. Как охранять воздух.

Давайте посмотрим, как охранять воздух.

Демонстрация слайда «Как охранять воздух?» с комментариями учителя.

– Почему надо сажать деревья (Улавливают газы, собирают пыль, выделяют кислород)

IX. Как охранять воду.

Демонстрация слайда «Как охранять воду?»

Что можем сделать мы, чтобы сберечь воду? (не бросать мусор, экономно расходовать)

Обобщение учителя.

Вода – источник жизни на Земле. Человек состоит на 70% из воды. В день человеку необходимо выпить 2-2,5 л. воды. Потеря 15% воды приводит к смерти человека, т.к. загустевает кровь сердце не справляется с перекачкой. Из всей воды, которая находится на планете только 0,6% пригодна для питья.

Самым главным источником пресной воды на Земле является озеро Байкал (20 % мировых запасов пресной воды и 90% российских запасов). Поэтому очень важно это озеро сберечь. Его воды хватит всем жителям мира на 40 лет. Будем беречь воду!

X. Загадка о почве.

Что ещё надо охранять, вы узнаете, отгадав мою загадку.

«Есть чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть, догадались? Как она называлась?» (земля, почва)

Обобщение учителя с опорой на таблицу (срез почвы).

Почва – это «земля», которая снабжает растения питанием и водой. Почва – это верхний слой земли, в которой содержится перегной. Перегной образуется из остатков растений и животных. Почва образуется очень медленно: 1 см почвы образуется за 200-300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы, уничтожение верхнего слоя земли.

Как охранять почву подскажет слайд «Как охранять почву?»

Зачем нужно охранять почву? (питает растения)

XI. Как охранять растения.

Ребята! Но и растения надо охранять! Как вы думаете, почему? (вырубают леса, рвут цветы, …)

Как охранять растения нам расскажет следующий слайд «Как охранять растения?»

В Красную книгу занесены:

  • подснежник Борткевича;
  • лапчатка волжская;
  • мак прицветниковый;
  • адонис весенний;
  • ландыш майский;
  • эдельвейс;
  • лотос орехоносный.

XII. Как охранять животных.

В Красную книгу занесены и животные. Как вы думаете, почему? (животные тоже исчезают)

Да! Раньше жили такие животные:

Навсегда исчезли странствующие голуби, морские коровы, большерогие олени, саблезубые тигры.

В Красную книгу занесены:

  • русская выхухоль;
  • даурский ёж;
  • снежный барс;
  • амурский тигр;
  • красный волк;
  • беломордый дельфин;
  • зебра Грэви;
  • панда

Посмотрим, как надо охранять животных.

Слайд «Как охранять животных?»

Животные очень важны для человека: и большие как слоны, жирафы, верблюды и маленькие, как пчелы, шмели, божьи коровки. Ведь пчелы делают мёд, шмели опыляют растения, а божьи коровки уничтожают тлю, опасного вредителя растений.

XIII. Физминутка.

Сейчас мы отдохнём и поиграем. (физминутку проводит подготовленный ученик, дежурный по классу)

Прилетела к нам вчера (частые взмахи)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк (взмахи более редкие)
И весёлый мотылёк. (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза, (Руки в одну сторону, затем – в другую)
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали, (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки).

Посмотрим следующий слайд «Что ты можешь сделать для охраны природы?»

XIV. Игра с мячом: «Друг и недруг природы»

Учитель бросает мяч и называет действие человека по отношению к природе. Если действие полезное, ребята ловят мяч, если нет – не ловят.

  • Посадка деревьев.
  • Вырубка лесов.
  • Охота на редких животных.
  • Сбор первоцветов.
  • Строительство очистных сооружений на заводах.
  • Разведение костров в лесу.
  • Выброс дыма заводами.
  • Создание заповедников.
  • Выброс газов автомобилями.
  • Использование солнечной энергии.
  • Сбор макулатуры.

Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно относиться к природе, чтобы не навредить ей.

XV. Самостоятельная работа. Работа в парах.

Рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу».

Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

  • Не включать громкую музыку.
  • Не вырывать грибы.
  • Не ломать ветки.
  • Не разводить костры.
  • Не оставлять мусор. (полиэтилен разрушается через 220 лет, и железные банки 100 лет)
  • Не трогать яйца птиц.
  • Не брать диких животных домой.
  • Не разрушать муравейники.
  • Не уничтожать ужей.
  • Не рвать охапками цветов.

Заключение.

Молодцы, ребята. Нашли все поступки детей опасные для природы.

А как вы поступите, если найдёте гнёздышко с птенцами?

XVI. Игра «Мудрые мысли».

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

  • ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО!
  • ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
  • ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ!
  • ОХРАНА ПРИРОДЫ – ДЕЛО НАРОДА!
  • ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Да, ребята, охрана природы – дело всего народа. Вы – маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу – значит охранять Родину.

XVII. Итог урока.

– Чему мы сегодня научились? (охране природы, бережному отношению к природе)

– С каким словом познакомились? (экология)

– Почему надо охранять природу? (ей грозит опасность)

Каждый год, каждый день, каждый час на Земле исчезают животные, растения. 25 тысяч видов растений находятся в опасности. Загрязняются водоёмы, вырубаются леса, разрушаются почвы. Мы должны помочь природе. Ведь природа наш общий дом.

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Демонстрация слайда «Берегите природу», «Это счастье радоваться чудесам».

XVIII. Демонстрация природоохранных знаков .

Посмотрите, какие знаки – сигналы придумали ребята – защитники природы. К чему они призывают нас? (дети высказывают свои мысли)

Демонстрируются знаки с комментариями.

Прочитаем, к чему призывают эти знаки – сигналы

XIX. Домашнее задание.

  1. Придумать свои природоохранные знаки, которые могут помочь природе. Нарисовать их на альбомных листах. На следующем уроке мы оформим выставку «Будь природе другом!».
  2. Выполнить тестовую работу, используя дополнительную литературу. (Дифференцированное задание: гр. А, гр. В., гр. С)

Галина Калала
План-конспект в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ «Мир, в котором мы живем»

План-конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ

«Мир, в котором мы живем »

Цель : закрепить знания детей о понятиях «рукотворный мир» , «природный мир» .

Задачи :развивать интерес к рукотворному миру и умение определять предметы. относящиеся к нему;

расширить представления детей о «живой «и «неживой» природе;

воспитывать бережное отношение к природе.

Ключевое слово : «природа» , «рукотворный мир»

Методы : словесные, игровые, наглядные,практические.

Материалы и оборудование : ноутбук, проектор, диск с записями звуков

природы, дидактический материал «Посуда» , «Мебель» , «Птицы» , «Животные» ,

«Природные явления»

Ход занятия.

Звучит запись на диске «Звуки природы»

Воспитатель :

Ребята, вам понравилось то, что вы сейчас услышали? (Ответы детей) . А что вы себе представили, давайте попробуем себе представить лес, зеленую траву, высокие деревья, щебет птиц. Представили? Здорово, правда?А как все это можно назвать одним словом? Природа. Все цветы, все деревья и кустарники , а также птички, пчелы, бабочки, звери и рыбы – это все природа. Все, что может расти,дышать, питаться и размножаться относится к живой природе.

Назовите мне, что относится к живой природе (Ответы детей)

Но к природе относятся и земля, и вода, и солнце, и снег. и ветер и камни м песок- это не живая природа.

Давайте посмотрим на слайдах, что такое природа и окружающий нас мир ?

Просмотр слайдов.

Мы живем с вами в прекрасном мире, в этом мире очень много человек создал своими руками., давайте вспомним, как называются такие предметы? (Ответы детей) . Правильно –рукотворные. Посмотрите вокруг , назовите предметы, относящиеся к рукотворному миру. Правильно, посуду, мебель, электроприборы, машины сделал человек.

Давайте с вами поиграем.

Проводится дидактическая игра «Найди вещи, облегчающие труд человека в быту» .Воспитатель показывает детям карточки и если на них предмет, облегчающий труд человека в быту, то они хлопают в ладоши. если нет. то молчат. Хорошо, вы правильно справились с заданием, электроприборы облегчают жизнь человеку, но мы с вами должны помнить, как правильно с ними обращаться и никогда не трогать их без разрешения взрослых.

Физкультминутка.

Поднимайте плечики,прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок. (прыжки на двух ногах)

Стоп, сели. Травушку покушали, тишину послушали. (приседания)

Что бы не устали, руками помахали.

Воспитатель

Теперь мы свами разгадаем загадки, а вы подумайте являются ли отгадки природой или нет.

Зимой беленький, летом серенький (заяц)

Рассыпался горох на тысячу дорог. (звезды)

Висит груша, нельзя скушать. (лампочка)

Лежит –молчит, подойдешь-заворчит.

Кто к хозяину, она знать дает. (собака)

Не дерево,а с листочками (книга)

Посмотрите-ка, ребята, в небесах повисла вата.

К нам плывут издалека, в синем небе….(облака) .

Принялась она за дело, завизжала и запела.

Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб (пила)

Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)

Все ломаю, все срываю, никому пощады нет (ветер)

Сегодня, мы с вами хорошо поработали и я предлагаю вам задание увлекательное и полезное. Мы разделимся на две команды «Дождик» и «Ромашка» . Команда «Дождик» рисует не живую природу, команда «Ромашка» -живую.

Воспитатель с детьми рассматривает рисунки и выслушивает пояснения детей.

Сегодня мы с вами выяснили, что и человек является частью природы и, когда мы плохо относимся к природе, то плохо относимся и к себе.

У КАЖДОГО ЛИСТОЧКА,

У КАЖДОГО РУЧЬЯ

ЕСТЬ ГЛАВНОЕ НА СВЕТЕ

Родина твоя.

Публикации по теме:

«Прогулка в осеннем лесу». Занятие по ознакомлению с окружающим миром с применением ИКТ Цель: Побуждать детей к познавательной и поисковой деятельности с помощью использования ИКТ. Задачи: Обучающая: Учить схематично изображать.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Поможем Лунатику» с применением средств ИКТ (ФГОС) Автор разработки: Конюхова Елена Николаевна Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Поможем Лунтику».С применением.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Программное содержание. Помочь детям понять родственные отношения в семье, закреплять умение называть членов своей семьи. Воспитывать любовь.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе с ТНР «Насекомые» Программное содержание: 1) познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки (наличие шести ног, разделенного.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Кто я? Какой я?» Конспект НОД по познанию предметного и социального мира в старшей группе на тему «Кто я? Какой я?» Цели и задачи: Формировать у детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Моя родословная» Конспект ООД в старшей группе. «Моя родословная». Программное содержание: 1. Развивать интерес к истории своей семьи. 2. Формировать умение.

Тема урока «Твой родной край»
Цель урока
формирование представления о родном крае;
Задачи урока
● Образовательные
­ обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала
­ знакомство учащихся с политико­административной картой России и местоположением на ней родного края
● Развивающие
­ повышение мотивации к обучению, интерес к окружающему миру, к родному краю
­ применение полученных ранее знаний в новых условиях
­ совершенствование умения ориентироваться в информационном материале
­ развитие творческих способностей учащихся, умение передавать полученные знания
● Воспитательные
­ формирование нравственно­этической ориентации
­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
­ привитие навыков делового сотрудничества
Дополнительная информация
Тип урока: комбинированный
Формы работы:
● Индивидуальные:
● Групповые
Универсальные учебные действия:
● личностные
­ смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”)
­ самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка)
­ морально­этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе)
● метапредметные
­ регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)
­ коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества)
­ познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие)
1

№п/
п
● предметные
­ основы системы научных знаний
­ опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний
­ предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Необходимое оборудование и материалы:
● учебник
● карта природных зон
● политико­административная карта России
● аудиозапись песни “Край родной”
● толковый словарь
● мультимедийная система, презентация
Ход урока
Этап
Деятельность обучающего
Деятельность обучаемых
Планируемые результаты
Организаци
онный
момент
Проверка
знаний и
умений
учащихся
для
подготовки
к новой
теме
Приветствует учеников
­Начнём урок. Работаем дружно, быстро,
чётко, по­деловому.
­Мы с вами совершили заочное путешествие
с севера на юг по нашей прекрасной Родине.
Вы уже можете рассказать о природе
каждой зоны, сравнить их между собой.
Предлагает обратиться к учебнику.
­Перечислите природные зоны, где мы
побывали.
­В какую природную зону хотелось бы вам
отправиться? Почему?
Останавливает внимание на лесной зоне, в
которой находится наш край.
Предлагает на ближайших уроках как
Приветствие
Выполняют задание на с. 124
учебника. Один из учеников, по
мере перечисления зон детьми,
показывает их на карте
природных зон.
Высказывают свои мнения,
обосновывают их.
Личностные
Метапредметн
ые
Предметные
Основы системы
знаний
Установление
понимания
границ «Что я
знаю»;
самоопределени
е; внутренняя
позиция
школьника
Регулятивные;
построение
речевых
высказываний;
умение работать
с картой
2

Высказывают
предположения

свои
Мотивация на
учебную
деятельность
Работа

источником
информации
с
Метапредметны
е действия с
учебным
материалом
Постановка
цели
занятия
перед
учащимися
что является
можно больше узнать о родном крае.
­Много красивых и интересных мест на
земле… (звучит песня «Край родной»)
Предлагает догадаться,
целью/содержанием урока.
При изучении раздела « Родной край –
часть великой России» мы будем говорить о
том, какой наш край, как живут и чем
занимаются люди, что нас окружает, чем
богат наш край.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
Работают с толковым словарём
Записывает слово «край» на доске,
сообщает, что слово это многозначное.
Школьникам предлагается узнать все
значения этого слова в Толковом словаре,
который находится в учебнике русского
языка.
­Как вы понимаете значение слова край?
Где мы можем узнать точное значение
слова?
­Какое из значений подходит на уроке?
­Познакомимся с новой для нас картой –
административной картой России.
Организаци
я
восприятия
новой
информации
с
условными
Знакомятся
границ

обозначениями
республик,
краев,
областей
Российской Федерации, находят
на карте свой край и его главный
город.
Учебно­
познавательный
интерес
Использование
знаково­
символических
средств
Опыт
“предметной”
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний
3

В каком направлении от Москвы
­
находится наш край.
­ У каждой страны есть своя символика.
Что относится к государственным
символам?
Герб, флаг, гимн
Физминутка «Вместе весело шагать по просторам …»
Первичная
проверка
понимания
Организаци
я усвоения
способов
деятельност
и путем
упражнений
в их
применении
.
Организаци
я
­Всё ли мы знаем о своём родном крае?
О чём хочется узнать больше?
Высказывают свои пожелания
Выслушивает высказывания и предлагает
разделиться на группы по интересам:
географы, ботаники, зоологи. Организует
работу групп по теме: обеспечивает
инструкциями
распределению
обязанностей в группе, подсказывает где
найти нужную информацию, в каком виде её
представить. (Приложение 1, 2, 3)
по

Распределяют обязанности в
команде.
Выполняют
порученные
обязанности (поиск информации,
отбор информации, изготовление
презентации,
представление
презентации)

­ Как называют людей, проживающих в
нашем крае? (саратовчане, волжаны)
Учитель обеспечивает передачу данных на
компьютер с проектором.

Представляют свои сообщения.
Отвечают
вопросы
на

и
Границы
собственного
знания

“незнания”
Самоиндефикац
ия; мотивация
на учебную и
социальную
деятельность
Мотивация на
достижение
Речевая
деятельность;
анализ
Умение
сотрудничать с
товарищами при
выполнении
заданий в
группе; умение
работать с
информацией
участвовать в
коллективном
обсуждении
учебной
проблемы;
выполнение
логических
операций:
сравнение,
анализ,
обобщение.
Управление
своей
Умение работать
с программой
PowerPoint;
предметные и
метапредметные
действия с
учебным
материалом
Умение
ориентироваться
4

воспроизвед
ения
информации
Учитель организует выступление каждой
группы и обсуждение выступлений.
­Оцените сообщения своих товарищей.
Дополните.
одноклассников.
По необходимости дополняют
выступления товарищей.
Мы гордимся своим краем, его природой.
Но надо еще помнить, что природу надо
охранять. Об этом замечательно сказал
М.Пришвин.
­Перед тем, как приступить к изучению
родного края, вы высказывали волнующие
вас вопросы. Смогли мы найти ответы на
какие­либо из них? Остались ли ещё
вопросы?
Высказывают своё мнение
Результаты
урока
деятельностью;
речевая
деятельность;
в программе
PowerPoint
результата;
ориентация на
выполнение
моральных норм
при оценке
товарищей
Границы
собственного
знания и
“незнания”
Контроль и
коррекция;
речевая
дятельность
“У каждого есть Родина своя,
Родина для каждого святая”.
­ Как ты понимаешь эти слова?
­ Ребята, скажите, можно ли назвать
Кабардино­Балкарию своей Малой
Родиной?
­ Объясните почему?
Ответы детей.
Домашнее
задание
­Найти материал об историческом наследии
нашего края.
Записывают домашнее задание
10.
Итоги урокаПодводит итоги урока. Предлагает тест на
рефлексию в системе голосования.
Внутренняя
позиция
школьника;
мотивация на
учебную
деятельность
Работа с
информацией;
управление
своей
деятельностью
Мотивация на
достижение
Умение
оценивать
Опыт
«предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
знаний