Почему затонула булгария. Катастрофа "Булгарии": рассказ очевидца

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - дизель-электроход второй серии проекта 785. Прежнее название - "УКРАИНА" , переименован в феврале 2010 года в честь Волжской Булгарии - древнего государства на территории современного Татарстана. Оригинальное обозначение - Osobna Lod 800 (OL800). Теплоходы проекта 785 являются дизель-электроходами с мощностью 800 л.с.

Теплоход "БУЛГАРИЯ" - двухпалубные пассажирские суда с каютами для на 1, 2, 4, 6 и 8 пассажиров. Некоторые каюты оборудовались умывальниками. Теплоходы имели два ресторана и два салона.
Дизель-электроход "БУЛГАРИЯ" был построен в 1955 году на верфи Národný Podnik Škoda Komárno в Комарно, Чехословакия.

До 1962 года теплоход принадлежал Волжскому пароходству (порт приписки - Горький), затем был передан в Камское речное пароходство. Порт приписки - Пермь.

В 2011 году теплоход был арендован ООО «Бриз». В июне 2011 года теплоход был сдан в субаренду компании ООО «Аргоречтур» из Казани. Продажей билетов на круизы на теплоходе для разных туроператоров в последние годы занималась казанская фирма «ИнтурВолга».

Теплоход ходил по водохранилищам и крупным озёрам бассейна реки Волги (в том числе по Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.

Теплоход "УКРАИНА" принял участие в событиях на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 13 судов использовались как плавучие гостиницы для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной станцией. После окончания работ часть кораблей были затоплены на месте стоянки в Днепре, наименее зараженные суда (в том числе и "УКРАИНА" ("БУЛГАРИЯ")) вернули в эксплуатацию.

В ночь с 4 на 5 сентября 2008 года, находясь на отстоечном пассажирском рейде, теплоход "УКРАИНА" вышел за его границу и сел на мель всем корпусом недалеко от речного порта Казани. Через 2 часа вызванный буксир-толкач снял судно с мели, и оно благополучно вернулось в речной порт.

10 июля 2011 года около 13:58 в течение нескольких минут теплоход «Булгария» полностью затонул на глубине около 18 метров. Крушение произошло в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Технические характеристики теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Длина

80 ,2 м

Ширина

14 м

Осадка

1,9 м

Количество палуб

2

Скорость хода

20 ,5 км/ч

Пассажировместимость

140 чел

Максимальная пассажировместимость 233 чел
Тип двигателя 6NVD48 дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный

Количество двигателей

2

Мощность двигателя

800 л.с. (273 кВт)

Класс речного регистра

О

Фотографии теплохода "БУЛГАРИЯ" ("УКРАИНА")

Катастрофа произошла при выполнении двухдневного "круиза выходного дня" по маршруту Казань - Болгар - Казань.
Теплоход "БУЛГАРИЯ" вышел в это плавание с одним неисправным двигателем и креном около 5 градусов на правый борт.

При плохих погодных условиях (прошёл ливень и подул шквалистый ветер), при манёвре и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. Произошло затопление палуб и внутренних помещений.

Быстрое затопление судна связывают с конструктивной особенностью - отсутствием водонепроницаемых переборок в корпусе, износом и техническими неисправностями, которые в последний год часто наблюдались пассажирами.

С терпящего бедствие судна шлюпки спустить не удалось, были задействованы только 2 надувных плота. Из находившихся на борту 201 пассажир (в том числе 25 незарегистрированных и около 50 детей) и членов экипажа 79 человек спасены теплоходом «Арабелла».

Команда теплохода "БУЛГАРИЯ" не подала сигнал бедствия. Это могло произойти из-за отказа электрооборудования. Можно предположить, что катастрофа произошла из-за остановки единственного работающего двигателя, в результате которой команда могла потерять управление над судном и не смогла выправить нарастающий крен и его внутренние помещения залило водой, что привело к затоплению.

Капитан теплохода "БУЛГАРИЯ" А. Островский погиб, тело капитана и его супруги было найдено 12 июля.

12 июля 2011 г. следственный комитет завел уголовное дело по ч. 3 ст. 238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности") на арендатора судна, главу компании "Аргоречтур" Светлану Инякину, а также на старшего эксперта камского филиала российского речного регистра Якова Ивашова.

После катастрофы мимо проходили два судна - "Дунайский-66" и "Арбат". На их капитанов завели уголовные дела по ст. 270 УК РФ ("Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие"). При этот вряд ли стоит говорить о том, что капитаны этих судов знали о крушении теплохода и умышленно не оказали помощь, в которой нуждались потерпевшие.

12 июля была обозначена дата подъема теплохода - 16 июля 2011 года. Позднее дата подъема была перенесена на 18 июля на 10 часов утра. В итоге "БУЛГАРИЮ" удалось поднять лишь 23 июля 2011 года. Сроки затягивались из-за огромных технических сложностей, возникающих при решении этой инженерной задачи. Теплоход увяз в иле, в акватории было волнение, пришлось ровнять дно для установки "БУЛГАРИИ" на ровный киль. Теплоход подняли до уровня верхней палубы, после чего началась откачка воды, песка и ила с борта теплохода, которые значительно увеличивали вес судна.

Фото РИА Новости, Валерий Мельников.

Катастрофа "БУЛГАРИИ" стала крупнейшей со времен крушения теплохода "АЛЕКСАНДР СУВОРОВ" в Ульяновске, что в 50 километрах южнее места гибели "БУЛГАРИИ".

После подъема теплохода, он был помещен в плавучий док, в котором должен был быть доставлен к берегу. 28 июля при погрузке "БУЛГАРИИ" в плавучий док, судно рухнуло с трехметровой высоты на палубу дока. Это могло произойти из-за неточных расчетов руководителей операции по переносу судна. К тому же, теплоход переносился с креном. Упав на правый борт, теплоход получил повреждения этого борта, которые, вероятно, затруднили экспертизу причин аварии.

15 августа 2011 года Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта завершила свое расследование аварии дизель-электрохода «Булгария». Отчет комиссии приведен ниже.

Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу.

В ходе расследования было установлено, что 10 июля 2011 г. в 11:15 капитан д/э «Булгария», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань.

Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом - 11 иллюминаторов.

При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.

Около 12:25 10 июля 2011 г. судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент д/э «Булгария» входил в левый поворот у осевого поворотного буя № 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт. Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Для уменьшения площади воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате чего судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5-7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
- с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
- с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий).
- при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла – 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
- в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
- в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
- в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
- в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
- в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
В работе Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимали участие специалисты Ространснадзора, представители научных организаций (Центрального научно-исследовательского института морского флота), классификационных обществ (Российского Речного Регистра). Также Комиссией были учтены мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций (Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев), других лиц и организаций.
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.

Крушение теплохода «Булгария». Хроника и расследование дела

Ответ редакции

Московский суд Казани приговорил директора ООО «АргоРечТур» Светлану Инякину , субарендатора теплохода «Булгария», к 11 годам заключения в колонии общего режима. Подсудимая признана виновной по ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности») и ст. 143 УК РФ («Нарушение правил охраны труда»). Суд установил, что субарендатор теплохода «Булгария» не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. Также по этому делу старший помощник капитана судна Рамиль Хаметов приговорен к 6,5 года лишения свободы в колонии общего режима, а бывшие сотрудники Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов получили 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно.

10 июля 2011 года около села Сюкеево Камско-Устиновского района республики Татарстан во время грозы затонул пассажирский лайнер «Булгария». В этой катастрофе погибло 122 человека, из них 28 детей. Хронологию событий напоминает АиФ.ru

9 июля 2011 года двухпалубный теплоход «Булгария» (сконструированный в Чехословакии в 1955 году) вышел из порта в Казани в двухдневный круиз. Судно на тот момент имело крен на правый борт и неработающий правый двигатель. На борту корабля находился 201 человек, из них 147 пассажиров. Маршрут теплохода проходил по акватории Куйбышевского водохранилища.

10 июля 2011 года «Булгария» стартовала из города Болгар обратно в Казань. Около 13:30 по московскому времени на расстоянии менее 3 км от берега судно дало сильный крен на правый борт, в результате чего в открытые иллюминаторы хлынула вода. Затопление судна происходило очень быстро. Менее чем через 2 минуты «Булгария» перевернулась на правый бок и затонула. Сигналы бедствия члены экипажа подать не успели, так как радиорубка была сразу же затоплена. На поверхность смогли выбраться 79 человек. Мимо терпящего крушение лайнера проходил сухогруз «Арбат» и баржа «Дунайский-66», но, как выяснило следствие, капитаны этих судов не остановились для оказания помощи пострадавшим. Около 14:30 дня к месту крушения подошёл круизный теплоход «Арабелла», члены экипажа которого начали спасательную операцию. Выжившим была оказана первая помощь, тяжело пострадавших отправили в больницу в Казани. На место крушения прибыли специалисты МЧС России, психологи и спасатели отряда «Центр "Лидер"». Начались водолазные работы в районе затопления.

Следственный комитет завёл уголовное дело по статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта», а также была создана комиссия для расследования обстоятельств катастрофы.

Поднятая «Булгария». Фото: АиФ

11 июля 2011 года начались следственные проверки собственника и арендатора судна «Булгария», так как, по сообщениям Приволжской транспортной прокуратуры, круизный лайнер не имел лицензии на перевозку пассажиров и шёл на рейс в нарушение технического регламента эксплуатации судна. Президент России Дмитрий Медведев дал распоряжение начать внеплановые тотальные проверки гражданских пассажирских судов.

12 июля 2011 года был объявлен днём траура по всей России, начались похороны опознанных тел погибших. В отношении директора ООО «АргоРечТур», субарендатора теплохода Светланы Инякиной и эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова, выдавшего разрешение на эксплуатацию «Булгарии», было возбуждено уголовное дело. Кроме того, были определены грузовые суда, не оказавшие помощи терпящей бедствие «Булгарии».

13 июля 2011 года продолжились водолазные работы в месте затопления судна. Подозреваемые Инякина и Ивашов были временно заключены в следственный изолятор по ходатайству старшего следователя Сергея Чернышова.

15 июля 2011 года закончились поисковые работы водолазов на затонувшем судне, было обнаружено 114 тел погибших, из которых 20 мужчин, 66 женщин и 28 детей. Поисковые работы продолжились вниз по течению реки Волги. Начались подготовительные работы по подъёму «Булгарии». В отношении капитанов двух судов, не оказавших помощи пострадавшим, Александра Егорова (судно «Дунайский-66») и Юрия Тучина(судно «Арбат») было возбуждено уголовное дело по статье 270 УК РФ.

16 - 21 июля 2011 года проходили работы по подъёму затонувшего судна. Экипаж судна «Арабелла» и сотрудники МЧС России были награждены медалями «За содружество во имя спасения».

22 - 25 июля 2011 года Инякиной и Ивашову вынесли предварительное обвинение в совершении преступления по статье 238 УК РФ. Корпус «Булгарии» был частично поднят над уровнем воды. С герметизацией и откачкой воды из теплохода были затруднения, и было решено отбуксировать корабль на мель в Кирельский затон. После буксировки и работ на теплоходе было обнаружено ещё 8 тел, тех, кто ранее считался пропавшими без вести. Поисковые работы завершились, так как все погибшие на теплоходе были найдены и опознаны.

9 августа 2011 года Арбитражный суд Республики Татарстан признал ООО «АргоРечТур» виновным в совершении административного правонарушения по статье 14.1 КоАП («Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии») и назначил штраф в размере 50 000 рублей.

15 августа 2011 года на сайте Ространснадзора были опубликованы результаты проверки обстоятельств крушения теплохода. Основными причинами были названы техническая неисправность судна, нарушения правил безопасности судовладельцем и капитаном лайнера, низкая квалификация и халатность членов экипажа.

16 августа 2011 года следственными органами были задержаны начальник Казанского отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и главный инспектор отдела Владислав Семёнов по подозрению в преступной халатности — они дали положительное заключение о готовности судна «Булгария» к перевозке пассажиров. На следующий день подозреваемых заключили под стражу и предъявили обвинение по ст. 293 УК РФ.

21 ноября 2011 года в Камско-Устьинском суде Республики Татарстан начались слушания по делу против капитана сухогруза «Арбат» Юрия Тучина. 26 декабря суд вынес постановление признать Тучина виновным и выплатить штраф в размере 130 000 рублей.

6 декабря 2011 года прошли слушания по делу против капитана судна «Дунайский-66» Александра Егорова, однако было решено перенести судебное заседание в Казань, где проживало большинство потерпевших и свидетелей.

28 февраля 2012 года капитан судна «Дунайский-66» был признан виновным и приговорён к выплате штрафа в размере 190 000 рублей.

11 мая 2012 года СК РФ объявил о завершении расследования обстоятельств крушения «Булгарии». Стало известно, что к уголовной ответственности был привлечён старший помощник капитана теплохода Рамиль Хаметов. Светлане Инякиной было предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта и в нарушении правил охраны труда. Якову Ивашову вменялась неправомерная выдача официальных документов, которые позволяли «Булгарии» совершать пассажирские перевозки, и злоупотребление должностными полномочиями. Рамиль Хаметов был обвинён в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, а Ирек Тимергазеев и Владислав Семёнов были обвинены в злоупотреблении должностными полномочиями.

11 января 2013 года следователи заявили, что дело о крушении «Булгарии» Республики Татарстан в феврале 2013 года. Материалы уголовного дела составили более 80 томов.

11 февраля 2013 года в отношении помощника капитана «Булгарии», директора ООО «АргоРечТур», эксперта Российского речного регистра и сотрудников Ространснадзора.

6 мая 2013 года в 10:00 по московскому времени Московский районный суд в Казани . В ходе заседания судья удовлетворил ходатайство Семёнова и Тимергазеева в связи с тем, что подсудимым необходимо дополнительное время для ознакомления с материалами дела.

Заседание 27 мая 2013 года затянулось, рассмотрение было перенесено на следующий день. 28 мая было зачитано обвинительное заключение в отношении Якова Ивашова, и на этом заседание было окончено. Дальнейшее рассмотрение дела было отложено, а окончательное постановление по делу пока вынесено не было.

26 июля из глубин Куйбышевского водохранилища близ села Сюкеево Республики Татарстан была поднята «Булгария». Теплоход, который хранит мрачную и грустную память об ужасной трагедии, произошедшей 10 июля.

Это крушение - самая крупная катастрофа транспорта на реке в истории современной России.

Немного из истории судна до трагедии

Теплоход был построен в 1955 году в Чехословакии. С тех пор на нем никогда не производили капитальный ремонт. Первоначальное название теплохода - «Украина».
Можно отметить, что у моряков есть одно суеверие: нельзя изменять имя корабля, ни при каких обстоятельствах. Однако в 2001 году теплоходу дали новое имя - «Булгария».

Так совпало, что и Куйбышевское водохранилище было организовано в 1955 году, когда была построена перекрывающая Волгу. В то время под водой остались сотни сел с остатками жилых строений.

Место крушения «Булгарии» было тем же злополучным местом, где когда-то это судно уже терпело неприятности.

Это еще один ужасающий факт - «Булгария» один раз уже тонула именно в том же месте и при подобных обстоятельствах. Об этом рассказал один из бывших в то время штурманов одному из изданий прессы. Это произошло в 2007 году. Во время сильного шторма были затоплены нижние кубрики (вода проникла в помещения тоже из открытых иллюминаторов). На тот момент экипаж нашел выход из создавшегося положения и не дал судну уйти ко дну.

День трагедии - крушение теплохода «Булгария»

9 июля - первый день обычного круиза «Булгарии» по Волге... Никто даже предполагать не мог, что это путешествие обернется ужасной трагедией для всей России.
После благополучного прибытия в Болгар, на вторые сутки (10 июля 2011 года), ближе к обеду, примерно в 15 минут двенадцатого судно направилось в обратную дорогу. Всего на нем был 201 пассажир.

Было получено сообщение от радистов об ухудшении погоды. Порывы ветра предполагались до 18 м/с, а это вполне переносимое нормальное явление. Однако через некоторое время ветер стал усиливаться и постепенно превратился в шторм. Теплоход начал крениться.

В результате увеличения наклона судна объем поступающей воды в отсеки судна через открытые иллюминаторы достиг 125 тонн за минуту. В следующие несколько секунд резко увеличился крен правого борта до 20 градусов. Примерно в половине второго дня произошло непоправимое - затонул теплоход «Булгария».

О технических неисправностях судна

На тот момент в машинном отделении судна как обычно работали машинисты, занимавшиеся устранением неполадок в одном из сломавшихся в самом начале тура двигателей. Это практически обычная, нестрашная и поправимая ситуация для моряков.

И все же это говорило о том, что «Булгария» - теплоход, который давно нуждался в капитальном ремонте. И при всем этом билеты на ближние несколько круизов были давно раскуплены, и отменять их никто не собирался.

Спасение пострадавших, оказание помощи

К сожалению, два судна, проплывающих мимо тонущего теплохода, - сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», не оказали «Булгарии» и ее пассажирам необходимой помощи.

Первым откликнувшимся на беду оказался круизный пассажирский теплоход «Арабелла». Кроме того, экипаж оказал спасенным и первую медицинскую помощь.

Капитан «Булгарии»

Капитаном туристического судна был Александр Островский. По свидетельствам очевидцев, он пытался вывести теплоход на мель, однако корабль совсем немного не дотянул до нее.

Возможно, капитан на тот момент понял, что судно терпит неминуемую катастрофу. Хоть и скорость была максимальной, до мелкой глубины теплоход не дотянул всего лишь 40 метров. По расчетам представителей МЧС, в случае выведения судна на мель, результаты и последствия трагедии были бы не настолько ужасными и трагическими.

Капитан Александр Островский вместе со многими пассажирами погиб. На этом же теплоходе была и сестра капитана, которая тоже погибла.

Старший электромеханик теплохода Василий Байрашев рассказал, что капитан до последнего надеялся на спасение судна и пассажиров и пытался что-то сделать.

Последствия катастрофы

Это произошло от берега в трех километрах. Страшную катастрофу перенес теплоход «Булгария». Погибшие - 122 человека. Всего спасены 79 пассажиров, 14 из них были сразу госпитализированы. Спасенные были доставлены в город Казань на борту другого круизного теплохода - «Арабелла».

Сразу после кораблекрушения на протяжении нескольких дней продолжались операции по подъёму «Булгарии» со дна водохранилища и по поискам тел погибших с привлечением огромного количества техники и спасателей.

Расследование крушения

В начале 2013 года расследование уголовного дела по происшествию с «Булгарией» завершилось.

Генеральный директор компании - субарендатор теплохода Инякина Светлана получила впоследствии смягченное наказание: 11 лет заменены на 9 с половиной лет заключения в колонии общего режима.

Также заслужили наказание следующие подследственные по данному делу: Хаметов Р. (помощник капитана «Булгарии») осужден на 6,5 лет; начальник Казанского отдела Волжского управления Госморречнадзора Ирек Тимергазеев - 6 лет заключения; бывший глав. госинспектор этого же управления Владислав Семенов - 5 лет; старший эксперт Росречрегистра (Камского филиала) Яков Ивашов освобожден от назначенного наказания и отпущен прямо в зале суда, попав под амнистию (был первоначально осужден на 5 с половиной лет).

Однако прокуратура республики Татарстан обжаловала приговор, считая его слишком мягким. Гособвинение попросило изменить вышеуказанный Московского района г.Казани и вновь назначить четырем подсудимым более суровые приговоры: Инякиной С.- 14 лет 6 месяцев, Тимергазееву И. и Семенову В.- по 8 лет; Ивашову Я. - 7 лет лишения свободы.

Капитанов «Арбат» и «Дунайский-66» наказали штрафами в размере 130-190 тысяч рублей.

Причины трагедии

Самыми основными причинами крушения «Булгарии» являются сильный износ судна, перегруженность его пассажирами и грубые нарушения в процессе эксплуатации, а также сильный шторм.

Помимо всего прочего, у субарендаторов судна не было необходимых разрешений, чтобы использовать его именно для туристических круизов.

233 человека максимально по проекту строительства должна была вмещать «Булгария». Теплоход рассчитан на 140 мест для пассажиров. В том круизе на борту судна был 201 человек с большим количеством детей. Среди пассажиров оказались и беременные женщины.

Много причин сопутствовало такому трагическому исходу путешествия «Булгарии».
Одной из причин оказалась недостаточно правильная техническая оснащенность спасательными средствами. На многих телах утонувших, извлеченных водолазами, были жилеты. Однако они никого так и не спасли. А это значит, они не отвечали необходимым требованиям.

Много людей было во внутренних помещениях «Булгарии». Они даже не успели выбежать на палубу. Все произошло очень быстро. По рассказам очевидцев, в воду судно ушло всего минуты за две-три. За такое время шансов выбраться пассажирам из кают и трюмов не было никаких.

Самое главное, теплоход был технически неисправен и шел с большим креном на правый борт. Как раз этот борт и зачерпнул большой объем воды при повороте, что и стало основной причиной ухода судна под воду.

Причины кораблекрушений подобного рода всегда не единичные, комплексные. Наиболее правдоподобными в данной катастрофе выглядят вышеуказанные или совокупность различных причин: перегруженность судна; технические неисправности; неблагоприятные погодные условия; недостаточная оснащенность спасательными средствами. Все это в целом и привело к ужасной беде - гибели больше ста человек (из которых 28 - дети).

Причина смерти большого количества детей

На всех туристических судах есть специальная программа аниматоров на время ухудшения условий погоды во время путешествия. Имела ее и "Булгария". Теплоход содержал игровую музыкальную комнату для таких случаев. Все дети были приглашены на праздник. Самому старшему ребенку было 12 лет.

В то время, когда теплоход начал крениться, дети наслаждались представлением. Перепуганные дети кричали, звали на помощь своих родителей. В связи с тем, что взрослые ринулись спасать своих детей, началась давка. В такой обстановке смогли спастись только 79 из 201 пассажиров, 28 детей погибло.

При всем этом, в самой игровой комнате нашли тела только семи детишек. Остальные были в коридоре и в других помещениях корабля. Они не успели выбраться.

Спасенные, выжившие

Относительно счастливыми оказались те, кто в момент начавшейся трагедии находился наверху, на палубе - их просто смыло водой. Выжили те, кто смог удержаться на плотах и других предметах на поверхности воды. Многие просто держались за что-либо. Многие даже до конца не успели осознать, что же произошло.

Надежда на спасение у них усилилась, когда на горизонте появились «Арбат» и «Дунайский-66». Ужасно - они прошли мимо.

Свидетельские комментарии оставшихся в живых пассажиров

Спасенные свидетельствуют, что «Булгария» затонула за пару минут. Даже не успели шлюпки спустить, только два надувных плота раскрылись.

Один из выживших рассказал, что отдыхал на теплоходе вдвоем с женой. В тот момент, когда «Булгария» стала крениться, он схватил супругу за руку и выбежал на палубу. Там уже столпились многие пассажиры. Мужчина нашел и, привязав его к супруге, выкинул ее за борт. За ней он смог отправить туда же и мужчину с двумя детьми, а потом и сам спрыгнул в воду. Спасены они были местными рыбаками на лодках.

Другой мужчина рассказал, как спас 5-летнего малыша, потерявшего маму и бабушку, а затем спас и женщину. Однако спасти свою жену, причем беременную, ему не удалось.

Таких душераздирающих рассказов у каждого выжившего пассажира «Булгарии» много. И почти все они утверждают, что многие члены экипажа пытались в первую очередь спасти себя.

Куйбышевское водохранилище стало свидетелем ужасной трагедии, принесшей смерть отправившимся в приятное путешествие людям. Эта катастрофа является следствием непростительной безответственности.

Итак закончив посты на позитивную тему, вернёмся к нашим баранам, точнее к нашей Матушке России и к тому, что в ней кошмарного сейчас происходит.

Водолазы завершили обследование помещений затонувшей "Булгарии" и передали ее на подъем со дна Куйбышевского водохранилища Волги. На поверхность подняты 114 тел, все, кроме одного, опознаны. Однако 15 человек все еще числятся пропавшими без вести. Один из самых трагических фактов катастрофы - гибель большого числа детей: только официально погибшими признаны 27 маленьких пассажиров. Почти все в момент крушения оказались заперты в музыкальной комнате на нижней палубе, где для них устроили праздник.

Журналистам удалось добыть рассказ выжившего мальчика, на чьих глазах праздник в минуту обернулся кошмаром - еще раз пережить страшные минуты было нужно по советам психологов. На суше в день крушения происходили не менее шокирующие события - о них поведала мама одного из погибших детей. По ее словам, она хочет, чтобы об этом узнало больше людей. "Если так много невинных пострадало, значит мир должен измениться", - убеждена она.

Погибшие не знали главного: жилеты не нужно надевать в каютах

В данный момент идет подготовка к подъему затонувшего судна, которым займется генеральный подрядчик - "Подводречстрой", сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе МЧС. Водолазные работы продолжаются вблизи теплохода.

В Главном управлении МЧС по Татарстану сообщили, что погружения с целью обследования судна осуществляются совместно с 40-м институтом Минобороны. Проведены подготовка к резке леерных ограждений и герметизация корпуса корабля.

Из Геленджика к утру пятницы доставлены понтоны для подъема теплохода и два насоса для откачки воды. Также к месту происшествия следуют два спецкрана.

По последним данным официально признаны погибшими 114 человек - тело еще одной женщины было поднято в пятницу. Все, кроме одного, опознаны, сообщили в Минздраве Татарстана. 15 человек по-прежнему числятся пропавшими без вести.

Как ранее сообщили в МЧС, в списке погибших при крушении речного судна пока значатся 27 детей. Также в списках погибших 66 женщин и 21 мужчина. Всего на борту теплохода были 208 человек, лишь 79 из них спасены - 29 женщин, 10 детей и 40 мужчин.

В детской комнате была страшная паника, спастись можно было через единственный иллюминатор

Рассказ одного из спасенных детей, 10-летнего Динара Абдурахманова, публикует в пятницу издание Life News. Он был единственным ребенком, спасшимся из детской комнаты, которого подобрал на месте крушения теплоход-спасатель "Арабелла".

Мальчик до сих пор находится в состоянии глубочайшего шока. О том, что произошло в музыкальном салоне "Булгарии", где были заперты до 50 детей, он рассказал по заданию психолога.

Динар вспоминает, что на детском празднике играла веселая музыка, проводились конкурсы, все смеялись. Но вдруг пол резко дернулся и закачались стены. Корабль резко накренился и огромный рояль со скрежетом покатился в сторону детей. Началась паника.

"Все начали кричать и плакать, - рассказывает мальчик, - я тоже заплакал, потому что не знал что делать, мне было очень страшно". Неожиданно в помещение ворвался мужчина, разбил окно и громко заорал: "Бегите быстрее, прыгайте в окно, корабль тонет!" Паника в салоне достигла предела. Перепуганные малыши бросились в открытую дверь всей гурьбой.

Динара спасло то, что он стоял рядом с иллюминатором, разбитым мужчиной. Вняв призыву, он сразу бросился в воду. Несколько лет назад папа научил его хорошо плавать, поэтому в воде он не растерялся, и отплыл на хорошее расстояние от воронки, образовавшейся на месте затопления теплохода.

Власти несколько часов скрывали масштаб ЧП и затягивали допуск к телам детей

Однако большинству детей спастись так и не удалось, и это стало самым шокирующим фактом катастрофы. "Русская служба новостей" поговорила с матерью Кирилла, который не дожил одного дня до своего пятилетия.

Мария Чернова рассказала, что долгое время власти пытались скрывать от родственников информацию о трагедии, а потом не пускали ее к телу сына, поскольку она была против его вскрытия. Зная, что по закону женщина имеет право на отказ, они всеми силами затягивали бюрократические процедуры, чтобы она уже не могла ни на что повлиять.

Мама погибшего ребенка говорит, что "Арабелла", доставившая в Казань основную часть спасенных, не сразу вошла в порт, а долго стояла при входе. Родственники, собравшиеся на берегу, были вынуждены ждать в неизвестности, пока выживших допросят.

Потом, по словам Марии, различные высокие начальники и министры стали успокаивать людей. Они уверяли, что все выжили, погибли только две женщины. А в шесть часов вечера поступила информация, что президент Медведев распорядился оказать срочную психологическую помощь пострадавшим и родственникам погибших. Только по этой информации, спустя долгих четыре часа после крушения люди, собравшиеся на пристани, стали догадываться, что им лгут о выживших.

Все ждали катеров, которые прибыли вслед за "Арабеллой". Но на катерах привезли всего двоих спасенных. Вывели мальчика и мужчину. "Мужчина был весь в слезах. С ними поговорить другим людям не дали, сразу увели", - рассказывает женщина.

По ее словам, правда о масштабе трагедии была известна сразу после катастрофы, в два часа дня. Марии Черновой, которая отправила в круиз сына вместе с родителями мужа, еще тогда позвонила подруга свекрови и сказала, что выжил только свекор. Но женщина до последнего отказывалась в это верить, поскольку власти успокаивали и питали ложными надеждами.

"Арабелла" пришла уже в десятом часу. Свекор Марии сошел на берег первым из пострадавших и подтвердил, что все умерли. Только тогда, спустя семь с лишним часов, родственники все же узнали страшную правду.

Он согласился дать интервью телевидению, рассказывал очень много, но в итоге показали лишь куцый кусок. "Когда он увидел, что показали из всего, он сказал: "Я больше никакого интервью давать не буду", - рассказывает мама погибшего мальчика.

По ее словам, в сюжет не вошли свидетельства свекра о том, какой кошмар творился во время крушения. Он говорил, что спасалась в основном команда, мужчины выталкивали из плотов женщин, да и вообще многие вели себя, как животные. Он также утверждал, что до "Булгарии" экипажу предлагали другой теплоход, но все отказались.

Судно потонуло за три минуты, сообщил мужчина. Он в это время дремал в каюте и узнал о происходящем от жены, которая побежала за внуком Кириллом, бывшим вместе со всеми детьми в игровой. "Она побежала туда, и больше не вернулась. Он уцепился за борт, потом его выбросило. Потом он видел двоих людей, нырял много, но так и не нашел их", - передает его слова Мария Чернова.

По ее оценке, все структуры, занятые последствиями катастрофы - МЧС, прокуратура, МВД, здравоохранение - "работают каждый на себя, боятся друг друга". "У них внутри своя ответственность, у них разные данные. Психологи - это пешки, которые делают то, что им сказали. Они врут", - говорит женщина.

Психологи, которых велел направить Медведев, были нужны лишь затем, чтобы помогать следить за порядком, а не работать с людьми, находящимися в состоянии глубочайшего шока. "Они для того, чтобы все было шито-крыто", - убеждена она.

В подтверждение своих слов она рассказывает, что многие люди с посттравматическим стрессовым расстройством вообще не реагировали и эмоционально не переживали - они были в таком глубоком потрясении, что уже не могли нормально реагировать. Именно с такими людьми должны были в первую очередь работать психологи. Но они вместо этого "группами набегали" на тех, кто плакал, хотя это и есть "нормальная эмоциональная реакция".

Тело сына Марии, как она говорит, подняли еще во вторник. Но, как она узнала, детей сначала направили на вскрытие, не спросив разрешения родственников. Тела отсылали "партиями", процесс был очень долгим. Транспортировка занимает два часа, затем тело должны "осмотреть, сфотографировать, сделать вскрытие, зафиксировать, фото предоставить".

"Когда стали поступать дети, родственники стали волноваться. Те, кто делали снимки, по-человечески стали выносить фотографии не вскрытых людей. Тут у них случилась накладка. Мой сын не был вскрыт. Я захотела его увидеть и забрать. Они, зная, что он не вскрыт, что я намереваюсь, чтобы его не вскрывали, затягивали нагло время. Конвой меня не пускал. Меня не пускали в морг!" - отчаянно рассказывает женщина.

По ее словам, следователь, некий Новиков, сразу сказал ей, что, если она воспрепятствует вскрытию, ей не дадут компенсации. "Мне сказали, что тело не покажут, пока я не пройду процедуру опознания со следователем, пока не заполню бланк. Этот бланк заполнялся очень долго. Я кричала: "Давайте быстрей, быстрей, его сейчас вскроют", а Новиков, не спеша, ставил галочки, приметы записывал. Он сообщил: "Тело уже вскрыто, успокойтесь, бороться незачем".

"Я знаю, что они преступили закон, что я главнее. Они не должны были вскрывать моего сына без моего согласия. Они не просили согласия. А несогласия не принимали. Я хочу просто, чтобы об этом больше людей узнало, чтобы мир изменился. Если мой сын умер, значит, мир должен измениться, значит, что-то не так, если так много невинных пострадало", - заключила она.

Пассажиры не знали главного, что могло спасти многих - жилеты не нужно надевать в каютах

К действиям экипажа остается много вопросов, и главный из них - все ли они сделали, чтобы помочь спасению пассажиров. Из 35 членов команды спаслись 23. В поисках ответа на эти вопросы с ними постоянно общаются журналисты. "Комсомольская правда" побеседовала со старшим электромехаником "Булгарии" 20-летним Василием Байрашевым.

Вкратце свое спасение он объясняет так - бежал, качнуло, упал, потерял сознание, очнулся уже в воде. Во время крушения он был в трюме около топливных цистерн и санитарных насосов, так как один из них за пять минут до аварии сломался.

"Резкий крен - я побежал в машинное отделение (оно тоже в трюме) и увидел, что там вода. Его уже затопило почти наполовину. Уже и свет гаснуть начал. Был выбор: либо я остаюсь там, пытаюсь обесточить приборы и уже вряд ли оттуда выхожу. Либо я еще кому-то помогаю. Я побежал наверх", - рассказывает спасшийся моряк.

Наверху он увидел капитана и его жену. Тот скорее всего понял, что сделать уже ничего нельзя, полагает Байрашев. "Капитан очень опытный был. По штату там много кому что положено по тревогам. Но в связи со скоростью потопления судна сделать это было невозможно", - говорит он.

В результате, по его словам, команде только и оставалось что "просто помогать, успокаивать, направлять, чтобы никто в каюты не заходил. Чтобы на палубу выходили. Пытались шлюпку спустить, но ее сорвало с места. Плоты попадали в воду, и на них спасались те, кто выплыл".

Со слов выживших членов экипажа газета составила таблицу - что должны были сделать по инструкции и что сделали. О том, что с обесточенного судна не смогли подать сигнал бедствия и общаться по громкой связи с пассажирами, уже много писали. В этих условиях оставалось единственное средство поднятия тревоги - рында, но бить в нее не стали, решив, что сигнала никто не поймет.

Что касается спасательного оборудования, то на "Булгарии" было две спасательных шлюпки на 25 мест каждая и четыре плота на 15 человек каждый - всего на 110 мест. На судне же, как известно, было 208 человек. Даже если бы все успели подняться, мест не хватило бы, подчеркивает издание.

Но самое главное - люди не знали, что спасательные жилеты надо надевать не в каюте, а хватать их и бежать наверх, откуда можно быстро спрыгнуть в воду. Помогать пассажирам разобраться со спасательными жилетами должна команда, в ее же обязанности входит обежать все палубы, чтобы никто не остался в каюте и без жилета.

Учитывая, что теплоход затонул стремительно, и связь на нем не работала, было конечно не до соблюдения всех правил, признает газета. Но если бы пассажиры знали об этом или кто-нибудь успел им подсказать, то драгоценные секунды могли бы спасти жизнь многим. А в итоге людей так и находили в запертых каютах и в жилетах.

"Булгария" — речной круизный двухпалубный дизель‑электроход проекта 785 (словацкое обозначение OL800, osobna lod 800) был построен в 1955 году на судоверфи Narodny Podnik Skoda Komarno (Slovenske Lodenice n.p. Komarno) в городе Комарно (Чехословакия, с 1993 года — Словакия).

Длина судна — 80,2 метра, ширина — 14 метров, осадка — 1.9 метров, скорость хода — 20,5 километров в час, два двигателя 6NVD48 (дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный) мощностью 400 лошадиных сил каждый. Корабль был рассчитан на 140 пассажиров , максимальная пассажировместимость составляла 233 человека.
Дизель‑электроход имел класс Речного регистра "О" (Внутренние водные пути, реки и водохранилища, ограничение по силе ветра не свыше семи баллов).
Первоначально корабль имел, кроме одно-, двух- и четырехместных кают, также шести- и восьмиместные, но в процессе эксплуатации каюты большой вместимости были переоборудованы .
На судне были два ресторана, бар, музыкальный салон, открытый солярий, медицинский пункт.

При постройке дизель‑электроход получил название "Украина", в феврале 2010 года был переименован в "Булгарию" в честь Волжской Булгарии.

До 1962 года судно принадлежало Волжскому пароходству (порт приписки — Горький, ныне Нижний Новгород), затем был передан в Камское речное пароходство (в настоящее время — ОАО "Судоходная компания "Камское речное пароходство").
В 1986 году корабль использовался как плавучая гостиница для ликвидаторов и строителей саркофага над аварийной Чернобыльской АЭС. После окончания работ "Украину" ("Булгария") в числе других наименее зараженных судов вернули в эксплуатацию.
До 2003 года судно эксплуатировалось в Перми различными турфирмами. В 2003 году "Камское речное пароходство" по экономическим причинам отказалось от использования дизель‑электрохода, и несколько лет в законсервированном виде он стоял в доке. В 2006 году корабль прошел доковый ремонт, в 2007 году его вновь спустили на воду.
Каждый год, начиная с 2007-го, у теплохода был новый арендатор .

В 2011 году корабль был арендован ООО "Бриз", которым в июне 2011 года сдан в субаренду казанской компании ООО "АргоРечТур" (Татарстан).
Судно бассейна реки Волги (в том числе по реке Каме), выполняя туристические (прогулочные) рейсы.
Срок эксплуатации дизель‑электроходов типа "Булгарии" не превышает 20 лет, более длительная эксплуатация корабля возможна только при условии постоянного ремонта и модернизации.

9 июля 2011 года дизель‑электроход "Булгария" вышел из Казани в город Болгар в двухдневный круиз выходного дня. У судна был крен на правый борт и неработающий правый двигатель. Маршрут круиза проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. На борту находился 201 человек, из которых 147 человек — пассажиры.

10 июля 2011 года начавшаяся гроза со шквалистым ветром , возвращавшийся из Болгар в Казань, на правый бок.
Несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и в считанные минуты в трех километрах от берега в районе села Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана на глубине 20 метров.

Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров. Сигнал бедствия с "Булгарии" подать не успели, так как радиорубка была практически сразу же затоплена.

Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Люди, потерпевшие бедствие, находились на плаву на плотах, уцелевших плавсредствах и просто в воде рядом с ними.
Через некоторое время после крушения теплохода мимо спасшихся пассажиров прошло два грузовых судна — сухогруз "Арбат" и баржа с толкачом "Дунайский‑66", капитаны которых не остановились, чтобы оказать помощь терпящим бедствие.
Спасшиеся после крушения "Булгарии" продержались в воде около двух часов, пока на помощь не подошел теплоход "Арабелла", который и спас оставшихся в живых людей.
Сразу после крушения началась поисково‑спасательная операция, которая продолжалась 16 суток.

25 октября 2011 года теплоход "Булгария" как вещественное доказательство по делу о кораблекрушении — Камскому речному пароходству. Корабль с помощью толкачей был отбуксирован на мелководье у поселка Куйбышевский Затон.

За неоказание помощи терпящим бедствие сухогруза "Арбат" Юрий Тучин и буксира "Дунайский‑66" Александр Егоров, которые, находясь в районе крушения "Булгарии", по мнению суда, не оказали всей необходимой помощи тонущим людям. Капитанам назначено наказание в виде штрафов — 130 тысяч рублей и 190 тысяч рублей соответственно.

10 июля 2012 года в годовщину трагедии на высоком берегу Волги в селе Сюкеевский взвоз Камско‑Устьинского района Татарстана в память о погибших на теплоходе "Булгария". Он состоит из часовенной церкви, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа "Булгарии" на центральной площади комплекса. В темное время суток с начала и до окончания периода судоходства осуществляется подсветка мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников