Подвижные игры с мячом для детей начальных классов. «Игры с мячом дома» памятка для родителей

Для учащихся начальной школы

Лови — не лови

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5—6 м от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Уславливаются, что ловить нужно лишь в том случае, если будет названо, к примеру, что-либо съедобное: «сахар», «сыр» и т. п. Если водящий произнес название предмета, который несъедобен (например, «гвоздь», «мяч», «стул») и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска.

Если же принимающий мяч ошибся и поймал его, он делает шаг вперед и продолжает играть. При вторичной ошибке он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги — отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведет игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывшие игроки возвращаются в строй. Они так же могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым названием. В этом случае играющим очень трудно правильно сориентироваться.

Три стихии

Играющие образуют круг, а один из них встает посередине с мячом в руках, Он говорит одно из трех слов: «земля», «вода», «воздух» — и бросает кому-либо мяч. Поймавший мяч возвращает его обратно, называя птицу, рыбу или животное в соответствии с заданным словом. Например, водящий сказал слово «вода». Играющий может назвать рыбу («щука», «карась», «карп», «карась» и т. п.). При слове «земля» играющий называет любое живущее на земле животное: «собака», «корова», «осел», «кошка» и т. п. По сигналу «воздух» поймавший мяч называет птиц: «воробей», «орел», «ворона», «чайка» и т. п.

Игрок, который нарушил условия игры (не поймал мяч, неправильно ответил, сказал слово, которое уже было), получает штрафное очко После второго штрафного очка он выбывает из игры. Новый водя иди й назначается через 3—5 минут.

Можно ввести в игру правило «трех секунд», т. е., бросив мяч, водящий считает до трех, и только после этого (не задерживаясь) игрок должен вернуть назад мяч и дать соответствующий ответ.

Гонка мяча в колоннах

Образуются 2—3 команды по 6—8 человек, они становятся в колонны по одному на расстоянии 4 шагов один от другого. У стоящих

впереди в руках по волейбольному или баскетбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей стоящему сзади двумя руками за головой. Когда мяч дойдет до последнего, он бежит с мячом вперед (все делают шаг назад), становится первым и снова передает мяч назад сверху и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым.

Передай - садись

Две колонны игроков встают на расстоянии 3—4 шагов одна от другой. Расстояние между игроками — длина вытянутых рук, положенных на плечи впереди стоящих. В 5—6 шагах перед колонной проводят черту, за которую входят по одному представителю от команды — капитаны.

По сигналу капитаны передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку своей команды, который ловит его и возвращает обратно, сразу же принимая положения упор присев. Капитан перебрасывается мячом со вторым, третьим и др. игроками команды. Каждый сделавший ответную передачу приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх и вся команда быстро встает. Побеждает команда, раньше закончившая передачи без нарушения правил.

Можно усложнить игру, добавив в нее ведение мяча. В этом случае последний в колонне игрок, получив мяч, бежит с ним, ударяя о землю, за черту и становится на место капитана, а тот — во главе колонны (все делают полшага назад).

Игра заканчивается, когда капитан, оказавшись последним в колонне, получит мяч и возвратится с ним за черту. Важно, чтобы между капитаном и колонной в обеих командах было одинаковое расстояние, для чего на земле проводится линия.

Мяч среднему

Формируются две команды по 4—6 человек. Команды становятся в круг неподалеку одна от другой. Игроки берутся за руки и делают 2 шага назад, чтобы круги получились равными. Затем игроки рассчитываются по порядку номеров, и первые номера выходят в центр с мячом в руках. Каждый игрок проводит перед носками своих ног черту.

По сигналу игроки, стоящие в кругах, передают мяч вторым номерам, получают мяч от них обратно, передают третьим, те посылают обратно и т. д. Когда центральный игрок получит мяч от последнего по счету участника игры, он передает мяч второму номеру и меняется с ним местом. Второй игрок становится в середину круга и продолжает передачи мяча, начиная с третьего номера и кончая третьим номером, который сменяет его в центре, продолжая передачи мяча по кругу.

Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрового. Тот, кто начинал игру, получив мяч от последнего по счету игрока своей команды, выбегает с ним в середину круга и поднимает мяч вверх. Побеждает команда, игрок которой сделал это первым. Во время игры мяч передается в кругах в одну и ту же сторону, запрещается пропускать кого-либо из игроков, упавший мяч поднимают и продолжают игру.

При повторении игры мяч можно передавать не по воздуху, а ударами о землю.

Между двух огней

Играют 2 команды. Одна из них располагается в квадрате со сторонами примерно 7—9 м. Игроки другой команды, поделившись на 2 равные группы, занимают места с двух противоположных сторон площадки. Один из игроков берет в руки волейбольный мяч.

По сигналу игроки, находящиеся за пределами площадки, начинают выбивать мячом из игры тех, кто находится в середине. Если игрок осален в любую часть тела, кроме головы, или выронил мяч из рук, пытаясь поймать его с лета, он покидает квадрат. Метающие мяч могут перебрасывать его через площадку игрокам своей команды, если те находятся ближе к сопернику, бегающему на площадке.

Игра заканчивается, когда последний игрок будет выбит из квадрата. После этого игроки меняются ролями, и игра повторяется еще раз. Побеждает команда, сумевшая вывести из игры всех игроков за меньшее время.

В игре может действовать следующее правило: тот, кто поймал мяч, не только сам остается на поле, но и возвращает в игру выбывшего товарища. Если такого игрока нет, то команда получает запасное очко, которое позволит не выходить из игры тому игроку, который будет осален позднее. При таком варианте правилами устанавливается время игры, например 5 минут. Тогда итог подводится по количеству игроков, выбитых за это время одной и другой командами. Не засчитывается попадание в игрока от земли, в голову, не разрешается при метании заступать за черту.

Часто для игры чертят большой круг, в середину которого входит одна команда, а другая располагается по внешней стороне окружности. Правила игры остаются прежними или упрощаются: например, игрокам центра не разрешается ловить мяч руками. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не покинут круг.

Пионербол

В эту игру можно играть одним или двумя волейбольными (старшие ребята — баскетбольными) мячами. Команды по 6—7 человек располагаются по разные стороны от сетки.

Пионербол с одним мячом

Игрок задней линии, находясь в пределах площадки, перебрасывает волейбольный мяч через сетку как можно дальше. Один из игроков соперника должен поймать мяч и, сделав с ним не более трех шагов (обычно по направлению к сетке), перебросить его обратно на сторону противника в то место, которое наиболее слабо защищено. Игрок, поймавший мяч с воздуха, таким же образом переправляет его обратно. Перекидка продолжается до тех пор, пока мяч не коснется земли. Команда, допустившая это или бросившая мяч за пределы площадки соперника, проигрывает очко. Игра продолжается до 10 очков, после чего игроки меняются сторонами площадки.

При игре с одним мячом можно включить правило «трех передач». В этом случае мяч, который перелетел через сетку, должен быть разыгран между двумя или тремя игроками так, чтобы третьим броском он был обязательно переправлен на сторону соперника. В ходе игры ее участники также перемещаются по площадке и делают начальную подачу на сторону противника по очереди.

Пионербол с двумя мячами

Команды по 6—8 игроков располагаются по разные стороны сетки, а игроки, стоящие ближе к углам площадки, получают по мячу.

По сигналу они перебрасывают свои мячи на сторону соперника. Задача каждой команды поскорее избавиться от мяча и перебросить его обратно так, чтобы на стороне противника оказались одновременно 2 мяча. При этом мячи должны коснуться одновременно земли или рук игроков. В этом случае игра останавливается свистком, и команда, на площадке которой 2 мяча, проигрывает очко. Подачу начинают новые игроки. Партия длится до 10 очков, которые должна набрать одна из команд, после чего игроки меняются сторонами площадки, и проводится вторая партия. В случае ничьей для выявления победителя назначается третья партия.

Судья следит за выполнением следующих правил. Если мяч брошен на сторону противника до сигнала, команда проигрывает очко; мячи, столкнувшиеся в воздухе, возвращаются до новой подачи. Мяч не должен пролетать под сеткой или приземляться (при начальной подаче или в ходе игры) за границами площадки противника. В этом случае команда проигрывает очко. Однако можно играть мячом, отскочившим от стенки в ходе розыгрыша мяча на площадке. Если мяч отскочил от сетки после подачи, игра останавливается и команда теряет очко.

Хорошо, если помимо судьи имеется еще счетчик очков, не участвующий в игре.

Снайперы

Играющие каждой команды поочередно метают малые мячи (снежки) в цель — баскетбольный мяч, снежный ком и т. п. Под- считывается общее число попаданий на команду.

Ловкие и меткие

На площадке чертят один в другом три круга диаметром 3, 10 и 15 м. По окружности малого круга расставляют 6 городков.

Играют две команды. В каждой команде по одному капитану, три защитника, остальные — подающие. Капитаны встают в малом круге, защитники — в среднем, а подающие свободно размещаются в большом.

Руководитель дает мяч одному из капитанов, тот бросает его подающему игроку своей команды, игрок из большого круга старается передать мяч назад капитану, однако защитники стараются перехватить мяч и передать его своим подающим. Капитан, получив мяч, сбивает им один из городков. Сбитый городок убирают, мяч передают другому капитану, и игра продолжается.

Для ребенка мяч — это любимый предмет с первого года жизни. Практически не возможно найти ребенка, который бы не любил играть в мяч. Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности.

Первые игры с мячом бесценны для здоровья детей. Так же игры с мячом способствуют развитию эмоционального, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, доставляя нашим маленьким вундеркиндам огромную радость.

Ниже я предлагаю подборку игр с мячом на улице для детей.

Играем в мяч с малышами

Бросай, лови, кати — это основные действия которые учиться выполнять с мячом малыш до трех лет. Вы должны позаботиться чтоб у вашего ребенка были мячи разного размера и цветов. Так же не забудьте купить ребенку «колючие» мячики с различными шипами.

Нет ничего полезнее для сенсорного и тактильного развития детей, чем игра в маленькие мячики. Здесь хочу отвлечься от игр на улице и напомнить про сухие бассейны. В такие бассейны малышей можно класть с момента, как он начинает лежа на животе брать в руки игрушки. По медицинским показаниям занятия в сухих бассейнах начинают и раньше.

Итак, вы идете гулять со своим карапузом и берете мяч (или мячи). Во что же можно поиграть? Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, бросать в различные цели (ствол дерева, коробка, кеги, обруч). Так же учите ребенка пинать мяч ногой.

Игра «Мой веселый звонкий мяч».

Произносите слова игры и отбивайте мяч об землю. Ребенок в это время может тоже прыгать как мячик.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой —

Не угнаться за тобой!

С последним словом взрослый катит мяч вперед как можно дальше, а малыш должен его догнать и принести обратно. Если играют несколько малышей, то и мячиков должно быть по их количеству. Вариант «кто первый догонит?» с крохами не прокатит. В противном случае море слез вам обеспечено.

Попади в ворота.

Вы встаете перед ребенком широко расставив ноги. Задача малыша прокатить между вашими ногами мяч. Потом вы прокатите мяч между его ногами. Играйте до тех пор, пака малышу не надоест.

Игры для дошкольников с мячом на улице

Вышибалы.

Это одна из самых популярных игр с мячом среди детей вот уже не одно поколение. Лично я ее не люблю. Я очень часто следила за детьми во время этой игры в детском саду и не редко наблюдала у ведущего ребенка явною жестокость. Ему хотелось бросить мяч посильнее, чтоб сделать больно другому играющему. Обратите на этот момент внимание если дети играют в вышибалы.

Использовать для этой игры можно только легкий резиновый мяч. Потребуется как минимум трое игроков. Один из них водящий и двое вышибающих. Цель игры — попасть по водящему мячом (вышибить его). Правила игры:

  • Игроки чертят линии, ближе которых вышибалам нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
  • Водящий находится между вышибал.
  • Вышибалы стараются попасть и «вышибить» его.
  • Тот, кто вышиб водящего, встает на его место, а бывший водящий становится вышибалой.
  • Водящий может поймать мяч и остаться на своем месте. Такой прием а игре называется «свечка».

Если игроков много, то играют по следующим правилам:

  • Игроки разделяются на две команды: вышибающих и водящих.
  • Игроки договариваются о расстоянии между вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу.
  • Водящие окружены командами вышибал..
  • С помощью мяча вышибалы стараются вышибить водящих.
  • Выбитые игроки уходят с поля пока не будут выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы может быть поймана «свечка». Поймавший «свечку» имеет возможность либо взять дополнительную жизнь, либо вернуть обратно одного из ранее выбитых.
  • Когда остается последний водящий он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все сначала. Иначе команды меняются местами.

Десяточки.

В эту игру обычно играют девочки. Цель игры — отбить мяч о землю, используя различные способы и фигуры. Первые фигуры простые и постепенно усложняются. Если игрок ошибается, то ход переходит к другому игроку.

  1. отбить мяч о землю двумя руками 10 раз без остановки
  2. отбивать мяч о землю скрещенными рукам 9 раз
  3. отбить мяч о землю левой рукой 8 раз
  4. отбить мяч о землю правой рукой 7 раз
  5. Отбивать мяч двумя руками-левой-правой считается за один раз. Ловить мяч нельзя. Повторить 6 раз
  6. Сильно ударить мячом о землю, хлопнуть один раз в ладоши и поймать мяч до того как он удариться о землю — 5 раз
  7. то же самое, только нужно успеть хлопнуть два раза — 4 раза
  8. ударить мяч о землю из под правой ноги и успеть поймать его-3 раза
  9. то же самое с другой ногой — 2 раза
  10. сильно ударить мяч о землю, обернутся вокруг себя и успеть пймать мяч до того как он ударится о землю 1 раза

Картошка

По правилам игроки становятся в круг и начинают бросать мяч друг дружке.
Игрок, который не смог поймать мяч, садился на корточки в центр круга и становиться картошкой. Остальные начинают перебрасывать мяч снова.

Чтобы вылезти из картошки, нужно поймать летящий мяч (допускалось подпрыгивать, когда мяч пролетал над головой).

Если картошек становиться больше, чем играющих, то картошек начинают выбивать. Та картошка, в которую попали мячом, снова встает в круг.

Я знаю пять имен

Для этой игры вам понадобится большой резиновый мяч и хорошая эрудиция.

Стучим об асфальт мяч и повторяем: «Я знаю пять имен мальчиков. Вова — раз, Толя — два, Саша — три — и так до пяти». Если вам удалось это сделать, не сбившись и не потеряв мяч, продолжаете: «Я знаю пять имен девочек» — потом пять городов, цветов, марок машин, рек и пр.

Если все же ребенок запнулся, то право хода переходит к другому игроку

Съедобное-несъедобное

Для игры требуется мячик и группа игроков.
Дети становятся в шеренгу, а ведущий по-очереди кидает им мяч.

В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом например: ручка, молоко, стакан).
Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч если несъедобный , то должен оттолкнуть мяч.

Если игрок его ловит или просто прикасается руками к мячу при неъедобном предмете, то проиграл и меняется с ведущим местами

Путаница

Эта игра похожа на съедобное -несъедобное, только ведущий задает вопросы и кидает мяч игрокам. Если игрок ответил бы да, то он ловит мяч, если — нет — то отбивает. Чем смешнее и нелепее вопросы, тем веселее проходит игра.

Пионербол

Пионербол — это игра с мячом, которую любят как старшие дошкольники, так и взрослые.

Для игры в пионербол может использоваться обычная волейбольная площадка или любая открытая местность, где можно натянуть сетку. Сетку может заменить натянутая между деревьев веревка.

Для игры в пионербол необходимо от шести до шестнадцати игроков, которые распределяются на две команды. Команды в игре располагаются по обе стороны сетки.

Правила игры пионербол очень просты и напоминают игру волейбол. Единственное о тличие пионербола от волейболазаключается в том, что при подаче и ловле мяча не нужно его отбивать, мяч в пионерболе нужно ловить в руки.

Лягушка

Эта игра особенно нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушкупонадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене мелом проводится линия. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Дети встают друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.

Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова «лягушка». Сначала букву «л», потом «я» и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово «лягушка».

Салки с мячом

Игроки бегают по площадке, спасаясь от водящего, который стремится их осалить, и передают (или перебрасывают) друг другу мяч. Игрока с мячом салить нельзя.

Задача игроков заключается в том, чтобы передать мяч преследуемому раньше, чем его осалит водящий, а также уберечь от водящего мяч.

Водящий может выбить мяч в руках игрока. Игрок в этом случае становится водящим.

Охотники и утки

Это разновидность игры в вышибалы. Для игры потребуется не менее 4-5 игроков и большая открытая площадка с деревьями (например парк). Игроки заранее оговаривают территорию, за пределы которой нельзя убегать.

С помощью считалки выбирают ведущего- он будет охотником, у него мяч. Как и для игры в вышибалы мячик должен быть легким. Все остальные игроки — утки. по сигналу утки разбегаются по площадке. Задача охотника догнать и выбить мячом уток. Утки могут прятаться за деревья и тогда они в домике, убить их нельзя. Игрок, в которого попали мячом считается убитым и садится на корточки. Последняя утка, которую не смогли выбить становиться охотником.

Ну вот, кажется я вспомнила про все самые популярные игры с мячом с детьми на улице. Ну или почти про все.

Желаю вам веселых игр и удачи!!!

Игры с мячом для детей от 5 лет. Каждый сам за себя

козёл

в эту игру играют, в основном, мальчишки.

для игры нужны: как минимум, два человека (каждый играет сам за себя), глухая стена здания и футбольный (или обычный) мяч.

игроки встают колонной друг за другом перед стенкой. первый игрок ногой бросает мяч об стену, его задача – попасть мячом выше определенного уровня. для обозначения этого уровня проводится черта на расстоянии примерно 30 см от земли. игрок, кинувший мяч, встает в конец очереди, теперь кидает мяч об стену следующий игрок.
тому, кто попадёт мячом в стену ниже черты, присваивается буква «к», в следующий раз - «о» и т.д.

тот, кто первым соберёт целиком слово «козёл», выбывает из игры.

выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.

сейчас современные дети, чтобы продлить удовольствие от игры, иногда собирают «козёл.ру».

вместо черты, можно начертить на стене определенного размера круг или ворота, за границы которых нельзя попадать мячом.

королева

эту игру ещё называют «лягушка», и играют в неё, в основном, девочки.

для игры нужны: глухая стена, как минимум, 2 игрока, мяч.

играющие становятся друг за другом в колонну. первый ребенок руками кидает мяч об стену на своём уровне или чуть выше себя. когда мяч летит обратно и ударяется об землю, через него нужно перепрыгнуть, не задев его ни рукой, ни ногой. стоящий за ним игрок ловит мяч и проделывает то же самое. после прыжка игрок становится в конец очереди.

если игрок не перепрыгнул через мяч или задел его, то ему приписывается буква «к», потом - «о» и т.д., пока не наберётся целиком слово «королева» (или «лягушка»).
тот, кто наберёт всё слово целиком, выбывает из игры. выигрывает игрок, оставшийся в игре последним.


стенка

дети становятся в колонну друг за другом. первый игрок бросает мяч об стену выше себя и отбегает в конец колоны. игрок, стоящий за ним, должен успеть поймать мяч. и точно так же кинуть его для следующего игрока. игрок, не успевший поймать мяч, выбывает из игры.

съедобное – несъедобное

все дети встают в шеренгу или садятся на длинную лавочку. напротив них стоит ведущий. он кидает мяч по очереди всем игрокам и называет различные предметы: «суп», «подъёмный кран», «яблоко» и т.д. если названный предмет съедобный, игрок ловит мяч и делает вид, будто ест его, если несъедобный - отбивает мяч обратно водящему.

«я знаю пять имён…»

в эту игру можно играть, когда собирается небольшое количество девочек (мальчикам эта игра не очень нравится).

первый игрок берёт мяч, бьёт им об землю, отбивая ладошкой и говорит (на каждый удар нужно произносить одно слово): «я знаю пять имён мальчиков: ваня – раз, лёша – два…», - и так до «пяти» (повторяться нельзя). потом так же проговаривает свои пять имён следующий игрок и т.д.
на следующих «ступенях» перечисляются имена девочек, названия цветов, птиц, деревьев, рыб, насекомых, городов, стран, марок машин (это если вдруг мальчики захотят поиграть).

если игрок сбился (упустил мяч или не вспомнил нужное название), то он остается на той же «ступени», т.е. когда до него дойдет очередь в следующий раз, он опять будет перечислять названия предметов из той категории, на которой он сбился. в итоге, игроки как бы «растягиваются» вереницей по «ступеням». выигрывает тот, кто первым дошел до последней «ступени».



штандер-стоп

в эту игру очень хорошо играть, когда гуляет немного народу, от трёх до шести человек. можно и больше, но тогда особо нетерпеливым участникам может надоесть ждать своей очереди. у этой игры много разновидностей.

мы играем так:

все встают кругом. водящий с мячом в одной руке становится в центре круга, закрывает глаза и вытягивает вперёд свободную руку. остальные участники идут вокруг него. в какой-то момент водящий говорит: «стоп!» и открывает глаза.

тот, на кого указывает его рука, бежит за мячом, который водящий куда-нибудь со всей силой закидывает. когда он возьмет мяч в руки, ему нужно крикнуть: «штандер-стоп!». водящий в это время уже убежал далеко в другую сторону.

тот, кто с мячом, должен оценить расстояние до водящего и сказать, сколько до него гигантских (огромных) шагов, лилипутских (мелких шажков, когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой), человеческих (обычных), «зонтиков» (поворот на одной ноге вокруг себя), «лягушек» (прыжки), «верблюдиков» (нужно плюнуть и встать на место, куда доплюнул).

можно называть несколько видов шагов, например: «до егора - 15 «гигантов», 3 «зонтика» и 2 «верблюдика».

после этого игрок с мячом выполняет все названные шаги, приближаясь к водящему.
когда он приблизился к водящему, сделав столько шагов, сколько назвал, водящий сцепляет руки перед собой кольцом, а игрок с мячом должен попасть в это кольцо мячом. если попал – то он становится водящим. если нет – водящий остаётся прежним.


собачки

количество игроков – от трёх человек, но чем больше участников, тем интереснее.

все встают в большой круг, выбирается «собачка» (если народу много, можно выбрать 2-3-х «собачек»), которая должна встать в центр круга. игроки перебрасывают друг другу мяч в произвольном порядке. задача «собачки» - перехватить мяч или хотя бы дотронуться до него, когда мяч находится в воздухе, на земле или в руках у игроков.

от кого был перехвачен мяч, тот становится на место «собачки».

картошка

дети встают в круг на одинаковом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу. тот, кто не поймал мяч или уронил его, садится на корточки в центр: он - «картошка».

так может набраться достаточно много «картошек». чтобы «картошкам» снова войти в игру, кому-то из них надо изловчиться, подпрыгнуть, не вставая с корточек, и перехватить летящий мяч. тогда все «картошки» встают в круг к другим игрокам, а тот, от кого был пойман мяч, становится «картошкой».

картошка–2, или одиннадцать

дети встают в круг и перебрасывают друг другу мяч. первый, кто бросает мяч, говорит: «один!» остальные броски игроки просчитывают про себя: «два, три, четыре …».

тот, кто не поймал мяч, садится в круг: он - «картошка», и счёт начинается заново. тот, к кому летит одиннадцатый мяч, должен сказать: «одиннадцать», - и, не ловя, отбить его руками так, чтобы он ударился о землю в центре круга или об кого-то из игроков (если таковые уже есть в центре). тогда все «картошки» перестают быть «картошками» и встают в круг. если тот, кто отбивал одиннадцатый мяч, забыл сказать: «одиннадцать», - или ни в кого не попал, то он присоединяется к «картошкам».

калека, инвалид, или больничка

дети становятся в круг и кидают друг другу мяч в произвольном порядке. если кто-то не поймал мяч, то тот, кто бросал, «отнимает» у него какую-то часть тела или лица.

например, ногу – тогда игроку надо стоять на одной ноге, или руку – тогда нужно ловить мяч одной рукой, глаз – играть с одним закрытым глазом, рот – молчать, если отнимается вторая нога – нужно встать на колени. если «инвалид» бросил кому-то мяч, а тот не поймал, то «инвалид» может вместо «отнимания» вернуть себе недостающую часть тела или лица.

тот, кто уже больше не может ловить мяч («нет» двух рук, двух глаз, двух ног), выбывает из игры.

инвалида может выручить любой другой игрок, если бросит ему «аптечку». если инвалид поймал этот мяч, то он может вернуть себе одну недостающую часть тела или лица.
выигрывает тот, кто в конце игры останется самым «здоровым».



веселая семейка

у этой игры много названий – «сам же», «саджо», «сабже».

дети выстраиваются в линию, водящий кидает мяч поочередно каждому из них. сначала определяются имена всех участников. водящий кидает мяч первому игроку и говорит: «твоё имя - лампочка» (или любое другое слово). тот, кому предназначался мяч, может поймать его – тогда его имя - «лампочка» - либо откидывает его. тогда водящий снова кидает ему мяч с новым именем. и так до тех пор, пока этот человек не поймает мяч.

иногда водящий может кинуть мяч и сказать: «семейка» (или «сам же»). если игрок поймал мяч, ему предоставляется право самому выбрать себе имя. (как правило, дети выбирают своё настоящее имя). таким же образом получают имена остальные игроки.
на втором круге начинают подбирать фамилию, на третьем – отчество. затем подбираются: имя «мужа», его фамилия, профессия и т.д.

иногда получаются смешные комбинации: лиса сапоговна уткина, у неё муж клоун федорович блинов, у них 100 детей и т.д. играть, как вы понимаете, можно до бесконечности, пока не надоест.

десятки, или десятины

для игры нужны: высокая глухая стена, как минимум, двое игроков и мяч. каждому игроку предстоит пройти 10 «ступеней», каждая «ступень» - это определенное задание, которое необходимо выполнить. причём остальные могут мешать игроку, который сейчас выполняет задание: смешить его, что-то спрашивать, делать вид, что сейчас отнимут мяч и т.д.

задания могут быть следующими:

1. подбросить и отбить прямой ладонью мяч об стену один раз.

2. два раза отбить мяч об стену сложенными вместе кулаками (можно сцепить руки так: ладонью одной руки обхватить сжатый кулак другой руки).

3. ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.

4. бросить мяч об стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли поймать мяч и снова бросить им об стену. проделать это 4 раза.

5. стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену. проделать это 5 раз.

6. стоя лицом к стене, бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки. проделать это 6 раз.

7. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под левой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 7 раз.

8. стоя лицом к стене, бросить мяч из-под правой ноги так, чтобы он ударился о стену, с отскока от стены поймать мяч руками. проделать это 8 раз.

9. девять раз бросить мяч об стену, отбивая его ладонями снизу.

10. десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.

выполнять все задания следует по порядку.

выполнивший задание игрок переходит на следующую «ступень». как только игрок роняет мяч, ошибается, смеётся или что-то говорит, ход переходит к следующему игроку, а ему потом надо будет начинать с того этапа, на котором он остановился.
выигрывает тот, кто быстрее всех пройдет все «ступени».

выжигало

все встают в ряд спиной к глухой стене. водящий находится на некотором удалении от других игроков (как в вышибалах), он должен пнуть мяч ногой и в кого-то попасть. игроки могут уворачиваться. сменяет водящего тот, в кого попал мяч.



снайпер

в эту игру играют точно так же, как в «выжигало». единственное отличие в том, что мяч нужно кидать руками (как в вышибалах), а не пинать ногой.

четыре квадрата

в эту игру нужно играть вчетвером. на асфальте мелом чертится квадрат со стороной примерно 5-6 шагов, который делится на четыре клетки. в каждой клетке размещается по одному игроку. за пределы своей клетки выходить нельзя.

в начале игры разыгрывается мяч: он подбрасывается вверх, на чью территорию упадет – тому и начинать. этот игрок должен дать пас ногой в любой другой квадрат. там мяч принимается и тут же отправляется кому-то другому.

если игрок не успел принять мяч – мяч, отскочив от его клетки, вылетел за её пределы, - то ему засчитывается одно очко.

если же тот, кто пасовал мяч, промахнулся, и мяч улетал сразу за пределы общего квадрата, то это уже его оплошность и ему присуждается 1 очко. проигрывает тот, кто первым набирает 20 очков. а выигрывает тот, кто набрал наименьшее количество очков.


Материал к занятию.

Интересные игры-соревнования с мячом для школьников от 8 до 13 лет.

Прокатись на мяче

Участники соревнований выстраиваются на линии старта по трое. Каждая группа получает волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из тройки, поддерживаемый под локти двумя другими играющими, встает на мяч и, переступая, катит его. Таким образом, вся группа движется к финишу. В пути на специальных отметках члены тройки поочередно сменяют игрока, стоящего на мяче. Побеждает тройка, которая раньше дойдет до финиша.

Если с другом вышел в путь

Команды делятся на пары. Задача — пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между лбами (плечами, ушами или спинами) двух игроков. При этом один бежит вперед лицом, а другой — спиной.

Пингвины

По сигналу ведущего участники должны поочередно пронести мяч до кегли и обратно, зажав его между ног.

Официанты

По сигналу ведущего участники эстафеты должны пронести мяч на «подносе» — теннисной ракетке до кегли и обратно и передать его следующему игроку.

Передвинь куб мячом

Каждой команде дают по два мяча. Площадка делится на две половины чертой. На черту ставится куб (коробка). Кидая в него мячи, игроки стремятся сдвинуть куб на половину противника.

Крокодильчики

По шесть представителей каждой команды выстраиваются друг за другом в колонну. Каждая пара в колонне зажимает мяч спиной и грудью, не помогая себе руками. Задача — как можно быстрее добежать (точнее, доползти, как крокодильчик) всей колонной до цели.

Бег с тремя мячами

Первый игрок каждой команды берет три мяча и по сигналу бежит с ними до кегли, оставляет их там, бежит обратно и передает эстафету очередному игроку. Следующий участник должен доставить мячи на старт и т. д.

Мяч в кругу

Игра проводится с футбольным мячом. Играющие становятся в круг на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий берет мяч и становится в середину круга. Ударяя ногой по мячу, он пытается выбить его за пределы круга. Другие игроки стараются задержать мяч в кругу, держась за руки. Если игроки задержат мяч, они начинают его перекатывать между собой с помощью ног. Задача водящего — отнять мяч у стоящих по кругу и выбить его за пределы круга. Если ему это удалось, его место занимает игрок, который пропустил мяч с правой от себя стороны. Мяч считается правильно выбитым в том случае, если он пролетел не выше колен играющих.

Попробуй, подними

Участники держат в руках по две длинные палки. Перед каждым игроком лежит теннисный (или резиновый) мяч. По сигналу ведущего игроки пытаются концами палок поднять мяч до уровня плеч. Побеждает тот, кому удастся это сделать первым.

Поймай сачком

От каждой команды выходят метатель и ловец и становятся на расстоянии приблизительно 15-20 метров друг от друга. Метатель делает бросок мячом, а ловец должен поймать мяч сачком. Дается 10 попыток, удачные попытки подсчитываются.

Брось ступнями

Игроки, зажав мяч ступнями, располагаются на одной линии в 2-3 шагах друг от друга. Отталкиваясь обеими ногами от пола, они одновременно или поочередно бросают зажатый ступнями мяч через волейбольную сетку (веревочку, перекладину и др.), находящуюся от них в 2-3 м.

Игры с мячом развивают физические способности ребёнка, ловкость, скорость реакции и просто являются замечательным способом весело провести прогулку и сплочают детский коллектив.

Пятнашки с мячом

В этой групповой игре вся компания убегает, уворачивается от водящего — «пятнашки». В данном варианте игры «запятнанным» будет тот, в кого водящий попадёт мячом. При смене «пятнашки» его имя громко произносится, чтобы все знали, от кого надо убегать.

Зайчик

В роли зайчика выступает небольшой мяч, который удобно держать в руке.

Выбрав водящего, его ставят в центр круга, в котором дети стоят лицом к водящему и держат руки за спиной так, чтобы не видно было мяча, если кто-то его держит. Дети незаметно передают мяч от одного другому, а водящий должен угадать, кто держит «зайчика». Он может даже потребовать игрока показать руки. Если водящий угадывает, у кого из участников мяч, дети меняются ролями.

Когда водящий повернётся спиной к тому, кто держит «зайчика», этот участник может запятнать водящего, коснувшись его спины мячом. При этом мяч он бросает и убегает от водящего. А водящий старается догнать его и кинуть в него мячом так, чтобы попасть в любую часть тела (или только в спину – по договорённости). Если с первой попытки водящий запятнал участника, они меняются ролями. Если не получилось – возвращаются на свои места, и игра продолжается.

Игру можно разнообразить, разрешив передавать «зайчика» впереди или только правому или левому соседу.

Цель (Квинта)

Для этой игры нужны 5 игроков. Но можно и другое, кратное пяти, количество участников. Тогда команды будут играть по очереди или одновременно рядом к друг другу.

На площадке ограничивается квадрат. По его углами в центр встаёт по участнику. Одному из угловых даётся мяч, который он должен метнуть в центрального игрока так, чтобы мяч его коснулся. Прежде чем метнуть мяч в стоящего в середине игрока, чтобы запутать и обмануть его, участники могут некоторое время перебрасывать мяч друг другу.

Если угловой промахнулся, они с центральным меняются местами. А когда мяч попадает в центрального, все угловые игроки разбегаются в разные стороны, а «запятнанный» центральный должен мячом попасть в одного из них. Если с первого раза это не получилось, все возвращаются на свои места, а когда центральному удаётся «запятнать» углового, они меняются ролями.

Картошка

Все игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Долго держать его в руках нельзя («картошка» же горячая!). Тот, кто не поймал мяч, он садится на корточки в центр круга («котел»). Игра продолжается.

Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого нужно попасть мячом по сидящим в центре круга.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий мимо мяч. При этом нельзя вставать с корточек в полный рост, можно только пытаться подпрыгнуть. Если кому-то из игроков это удалось, то все возвращаются из «котла» в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.

Летучий мяч

Участники делятся на 2 команды. Каждая команда образует свой круг из сидящих участников. Они должны перебрасывать мяч друг другу (не обязательно по порядку). Выиграет команда, у которой мяч реже падал на землю.

Я знаю пять имён

Сначала игроки определяют очередность, с которой они будут вступать в игру.

Первый играющий берет мяч и, держа его в руках, произносит считалку: «Я знаю одно имя девочки». Ударяет мячом о землю и называет имя. Далее тот же игрок продолжает:

Я знаю одно имя мальчика.
— Я знаю один цвет.
— Я знаю одно животное.
— Я знаю одно название города.

Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: «Я знаю два имени девочки».

При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).

Играют в игру до пяти слов в каждой считалке.

Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу – игра переходит к другому игроку, по очереди.

Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для него возобновляется с того места, где он прервался.

Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последнего слова последней считалки «Я знаю пять названий городов».

Попади в обруч

На землю кладётся обруч. Ребёнок встаёт к нему спиной и кидает из-за плеча небольшой мяч так, чтобы он попал в обруч.

Успей подобрать

На земле чертится круг. В него кладутся не очень большие предметы (например, теннисные мячики) и в середину встаёт игрок с большим мячом в руках. Его задача: кинуть свой мяч как можно выше и успеть подобрать положенные в круг предметы и потом ещё поймать подкинутый мяч.

Земля, вода, воздух, огонь

Дети встают в круг, в центре с мячом стоит водящий. Он кидает мяч одному из игроков, произнося слово «земля», «вода», «воздух» или «огонь. На слово «земля» игрок, которому был кинут мяч, называет домашнее животное. На слово «вода» — рыбу. На слово «воздух» — птицу. На размышления даётся столько времени, сколько водящему потребуется, чтобы сосчитать до пяти. А если игрок слышит «огонь», то не должен ловить мяч.

Если игрок ошибается или слишком долго думает, он платит «фант» или становится водящим. По предварительной договорённости.

Зевака (Штандер)

Чертится круг, на линию которого встают участники. Водящий с мячом – посередине.

Он кидает мяч вверх, одновременно выкрикивая имя одного из игроков. Все, кроме названного, разбегаются в стороны, а тот, чьё имя выкрикнул водящий, старается поймать мяч.

Если мяч будет пойман до того, как коснётся земли, игрок подкидывает его вверх и, как прежний водящий, выкрикивает чьё-то имя. Если мяч поднят с земли, игрок кричит «Стоп!». Все останавливаются, и водящий, стоя на месте, откуда подобрал мяч, кидает им в любого из игроков. Игрок, в которого мяч попал, становится новым ведущим. В противном случае, ведущим остаётся прежним.

Игра начинается заново, на круге.

Игроки, в которых летит мяч, могут уклоняться от него, не сходя с места. А если игроку удаётся поймать мяч, он может кинуть его в любого другого.

Десяты

Игрокам следует пройти 10 «классов» и после сдать «экзамен». В каждом классе надо научиться выполнить определённое упражнение.

«Десяты». Десять раз ударить мячом об стену, отбивая его ладонями и не давая ему коснуться земли.

«Девяты». Девять раз ударить мячом об стену, отбивая его ладонями снизу.

«Восьмёры». Восемь раз кинуть мяч об землю под правую ногу, поймав его, когда он отскочит от земли.

«Семёры». Семь раз выполнить предыдущее упражнение, но через левую ногу.

«Шестёры». Шесть раз кинуть мяч в стену сзади между ног. Когда мяч отскакивает от стены, его надо поймать.

«Пятёры». Пять раз выполнить предыдущее задание, но уже стоя спиной к стене.

«Четвёры». Четыре раза кинуть мяч в стену и поймать мяч после отскока от земли.

«Треши». Три раза ударить об стену сложенными «лодочкой» ладонями.

«Двуши». Два раза ударить мячом об стену сложенными вместе кулаками.

«Однуши». Один раз ударить мячом в стену прямым пальцем.

«Экзамен». Выполнить по одному разу упражнение из каждого «класса». При этом нельзя разговаривать и смеяться.

Участники играют по очереди, передавая мяч, совершив ошибку. Каждый игрок возобновляет свои упражнения на том «классе», где ошибся. Побеждает тот, кто первым сдаст «экзамен».

Игру можно продлить, если играть конами. В каждом коне игра уменьшается на один, самый простой «класс».

Вышибалы

Чем больше игроков, тем интереснее будет игра.

Двое «вышибал» становятся с двух сторон площадки. Остальные игроки встают между ними. Задача вышибающих – перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок, кидавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру.

Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру.

Съедобное-несъедобное

Игроки, кроме водящего, садятся полукругом. Водящий сидит перед ними на небольшом расстоянии. Водящий катит мяч по направлению к одному из игроков, одновременно произнеся слово, означающее предмет. Если это что-то съедобное, игрок мяч ловит, если несъедобное – откидывает.

Лягушка

Игроки встают перед стеной друг за другом. Первый в «очереди» кидает мяч об стену и перепрыгивает через него, когда мяч летит назад (как вариант – после того, как мяч один раз ударится об землю). Сделав это, игрок встаёт в конец.

Если перепрыгнуть через мяч не удаётся, или если мяч был задет, ребёнку присваивается одна из букв слова «лягушка», по порядку.

Так игра продолжается, пока один из игроков не наберёт все буквы слова. Тогда он садится, прислонившись спиной к стене, и пытается помешать игроку перепрыгнуть через мяч. За каждый успех «лягушки» с него снимается одна буква, начиная с конца.

Игрок возвращается в «очередь», когда все буквы с него сняты.

Козёл

Более жёсткий вариант «Лягушки».

Только здесь игроки по очереди бьют по мячу ногой, отбивая его от стены. Если попасть по мячу не удаётся, игроку присваивается буква из слова «козёл». Став «козлом», игрок встаёт лицом к стене, и другие отбивают мяч от него. За каждый удар по «козлу» с него снимается одна буква. Даже если мяч отбивается от «козла» следующий игрок должен успеть попасть по мячу.

Догони мяч

Игроки образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутой руки. При помощи считалки выбирается водящий. Он делает два шага назад, чтобы оказаться вне круга.

Следующий от выбранного водящего игрок берёт мяч и со словами «Раз, два, три – беги!» мяч передаётся от игрока к игроку против часовой стрелки. А водящий в это время обегает вокруг игроков, стараясь занять своё место до того, как мяч окажется в руках у последнего игрока.

Статуи

Встав в круг, игроки перебрасывают мяч друг другу. Кто не поймал мяч, встаёт на одну ногу. Если снова не удалось поймать – встаёт на колени. Если и в третий раз не ловит – встаёт на одно колено. Четвёртый раз подряд не прощается – игрок выбывает из игры.

Если наказанный ловит мяч, ему прощается один не пойманный. То есть стоявший на одном колене может встать на оба, а стоявший на обеих коленях – на одну ногу.