Послевоенный Дрезден: возрождение из руин. Германская Демократическая Республика (ГДР): история, столица, флаг, герб

Дрезден (город в ГДР) - Дрезден (Dresden), город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ? речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ? первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ? резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ? столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26?27 августа 1813). В период Революции 1848?49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917?18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ? один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ? Альтштадт (Старый город? историческое ядро города) ?с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19?20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы? восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715?1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720?24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр? площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15?19 вв., восстанавливается); в стиле барокко? дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711?1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955?62, см. илл.) и церковь Хофкирхе (1738?56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл.). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847?49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953?56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960?68), Дворец культуры (1970) ? архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею, Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ? центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; L?ffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия 1969-1978

Дрезден (Dresden), город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ‒ речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ‒ первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ‒ резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ‒ столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26‒27 августа 1813). В период Революции 1848‒49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849 ). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917‒18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ‒ один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ‒ Альтштадт (Старый город ‒ историческое ядро города) ‒с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19‒20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы ‒ восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715‒1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720‒24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр ‒ площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15‒19 вв., восстанавливается); в стиле барокко ‒ дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711‒1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955‒62, см. илл. ) и церковь Хофкирхе (1738‒56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл. ). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847‒49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953‒56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960‒68), Дворец культуры (1970) ‒ архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею , Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ‒ центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; Löffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.

  • - Античное отделение коллекции скульптур Государственного собрания искусств а в т. н. Альбертинуме было первым большим собранием такого рода севернее Альп. Создано в 1723 Августом Сильным, который в...

    Словарь античности

  • - , город в ГДР, центр одноименного округа. Впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов Веттинов. С 1806 столица королевства Саксония. Крупный культурный и художественный центр...

    Художественная энциклопедия

  • - город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. . Крупный пром. центр. Д. - первоначально рыбацкий поселок сербо-лужицких славян. Первое упоминание относится к 1206, как город называется впервые в 1216...

    Советская историческая энциклопедия

  • - город в древней Палестине, упоминаемый еще во время Авраама и завоеванный Иисусом Навином. Он лежал к востоку от Вефиля, в часе ходьбы от него, и в три мили от Иерихона...
  • - город во франц. департ. Ланд...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Биредажик - простонародное Беледжик, город в Алеппском вилайете, в Азиатск. Турции, на левом берегу Евфрата, вступающего здесь в равнину и доступного даже для барок больших размеров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город в департаменте Кот-д"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - гл. гор. королевства Саксонского и резиденция короля, на обоих берегах Эльбы, под 51°3"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Дре́зден округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....
  • - Дрезден, округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....

    Большая Советская энциклопедия

  • - город в Германии, на р. Эльба, адм. ц. земли Саксония. 485 тыс. жителей. Транспортный узел. Международный аэропорт...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. РУСЬ -...
  • - Лубен город, отрепьин город, а в том городе воевода нем...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. Сиб., Якут. Стараться настигнуть кого-л., укрывающегося от преследования. СРНГ 7, 57; ФСС, 64...

    Большой словарь русских поговорок

"Дрезден (город в ГДР)" в книгах

Господину д-ру П. Э., Дрезден

Из книги Письма автора Гессе Герман

Господину д-ру П. Э., Дрезден 16 сентября 1947 […] Это один пункт, он не так важен. Весомее другой, который выдвигает Ваше письмо. Я огорчен тем, что и Вы, как сотни моих читателей и корреспондентов, не можете ценить Гессе, не принижая взамен Томаса Манна. Мне это совершенно

2. Дрезден

Из книги Рахманинов автора Федякин Сергей Романович

2. Дрезден О том, чтобы пожить в Европе, он думал ещё во Флоренции. Но и тогда понимал, - как признается Морозову, - «я могу жить хотя бы за границей, если слажу с своей тоской по России». В конце августа он решился: отказался от должности инспектора Екатерининского

Париж - Дрезден

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Париж - Дрезден Пролетели мы через живописную, но нелюбимую Швейцарию с ее озерами, Монбланами и Сен-Бернарами, а вот и Франция. Она такая, как я ее себе представлял, как ее пишет наш брат-художник.Поезд подлетел к перрону, и я почувствовал, что моя книжечка здесь меня не

Визит в Дрезден

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Визит в Дрезден По законам драматического жанра, успех должен был ждать меня по последнему из четырех имевшихся у меня адресов. Или, наоборот, по первому же, чтобы подчеркнуть мою везучесть. Но не буду врать: он ждал меня по второму адресу.Сначала я, конечно же, отправился в

Дрезден

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Дрезден Путин долго шел к этой речи. Представляется, что необходимые эмоции зародились у него в Дрездене в смутное время конца 1980-х. Точнее, в 1989 г.Серая немецкая аккуратность, каменное чудо Цвингера, удивительно восстановленный центр города. В 1904 г. бюргеры решили

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН

Из книги Разрыв франко-русского союза автора Вандаль Альберт

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН На пути по Германии. – Прибытие в Дрезден. – Как устроился император. – Картина саксонского двора. – Съезд коронованных особ. – Королева Вестфальская. – Приезд императора и императрицы Австрийских. – Мачеха и падчерица. – Торжество 19 апреля. – Вид

Дрезден

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дрезден (город в ГДР)

БСЭ

Дрезден (округ в ГДР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН Так как поспешный, похожий на бегство, переезд в Дрезден не принес изменений в его состоянии, Шуман решил освободиться от журнала «Neue Zeitschrift f?r Musik» и продал его 20 ноября за какие-то жалкие 500 талеров Францу Бренделю. Это решение стало фатальным, потому что

Тип “Дрезден”

автора Трубицын Сергей Борисович

Тип “Дрезден”

Из книги Легкие крейсера германии (1914 – 1918 гг.) Часть 2 автора Трубицын Сергей Борисович

Дрезден

Из книги Путин - «приемный» сын Ельцина автора Платонов Сергей Владимирович

Дрезден Красивый и богатейший прежде центральный город Саксонии в войну был сильно разрушен американскими бомбардировками. Ко времени приезда Владимира Путина с женой Людмилой и годовалой дочкой Машей Дрезден уже восстановили. Но в результате характерный для старых

«Дрезден»

Из книги Скандалы (декабрь 2008) автора Русская жизнь журнал

«Дрезден» С этим местом связана целая история. Этот бывший отель на Тверской раньше принадлежал купцу Андрееву, у которого было три дочери. Одна из них, Катерина, была объектом страсти - уже женатого к тому времени - Константина Бальмонта. Он ушел от жены, безуспешно

ДРЕЗДЕН

Из книги От протеста к сопротивлению [Из литературного наследия городской партизанки] автора Майнхоф Ульрика

ДРЕЗДЕН Двадцать лет назад, в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, в ночь со вторника, последнего дня масленицы, на среду, первый день великого поста, был осуществлен самый крупный в ходе II Мировой войны авианалет союзников на немецкий город - бомбардировка Дрездена. Трижды в

28 сентября. Проспал и встал уже в 7 утра. Будильник на телефоне не заводил, а выключил его, чтобы не разрядился на холодном воздухе. Сходил в туалет, быстро собрался. Ричард и Фиона тоже уже собирались завтракать – они обстоятельные туристы, не то что я, катаюсь на подножьем корме и орешках. Ричард показам мне книжку, путеводитель по вело дороге EuroVelo 7 (от Норвегии до юга Италии). По этой книге получалось, что до Дрездена от места нашей дислокации еще 90 км. А я думал всего от Праги чуть больше сотни. Поэтому придется сегодня сходить с велотрассы и срезать по другим маршрутам.

На другом берегу Usti nad Labem

Я докатил до Uste nad Labem . Изучил путь к границе, чтобы ехать через Петровице и Хелендорф . Сейчас нужно переезжать реку и проехать через город. В городе я обнаружил супермаркет. В 8 утра он уже был открыт, и я закупился кефиром, колбасой и рожками. Пока упаковывал все это в рюкзак на стоянке, то подошел другой велосипедист и умудрился всю свою корзину с кучей еды запихать по сумкам на велосипеде и в рюкзачок. Я его расспросил, как бы мне к границе покороче проехать. Он вначале завел свое чешское: i don’t speak English, sorry, mister. Но на вопрос: Дорога до Петровиче до Дрездену? отреагировал и стад более общительный и показал на моем навигаторе как лучше ехать. Ехать нужно через Клумец, но перед Наклеровом будет крутой подьем. Подумаешь, испугал. Спасибо большое за подсказку.


Хоккейный клуб 2 лиги Чехии – Слован (Usti nad Labem)

Выезжаю из города, вижу афишу местного хоккея. Команда Усти над Лабем – Слован играет во второй лиге и сегодня они играют с Рыцарями Кладно. Соперники из Кладно – это команда принадлежит Яромиру Ягру и его отцу. Во как. Но нам сегодня некогда, нам завтра улетать из Дрездена. Поэтому нас ждет ГДР.

Нормально доехал до Клумца (Chlumec) , проехал развязку. Появились стеллы со львами в честь победы над Наполеоном. Как я понял из надписей на памятниках, здесь австрийцы хорошо разгромили Наполеона. Но помимо австрийцев, здесь сражались и русские войска. Поэтому тут есть стелла австрийская на немецком языке и русская, соответственно, на русском. Вот такие тут удивительные места.


А сейчас начнется удивительный подьем на перевал. Как переезжаешь железную дорогу в Тельнице , то трасса сразу резко ведет в гору. Шесть километров очень крутого подьема. Ставим звездочки на самые низкие передачи, выключаем мозг, медленно повторяем сами себе «we are living in yellow submarine» и так за каждый поворот колеса. Не торопимся, не рвем жилы. Просто медленно крутим. На половине пути сделал остановку, заметил крутой лесок, где можно было вчера организовать дикую ночевку. Отметил место на карте – вдруг еще занесет в эти места. А вот такой вид с горки.


Еще немного и я на перевале. Здесь расположено кафе Вандам. Это имя французского полководцв, которо победили наши в битве в этих местах. А еще тут люди в поле запускают воздушных змеев. Самого населенного пункта Наклеров по сути нет. Тут всего 5-6 дворов. И очень пронизывающий ветер.


Теперь я качусь с горы. Также круто как и в гору, только километров десять и уже до самой границы. Пролетаю Петровиче не останавливаясь. Здесь много лавок и рынков, чтобы продавать недорогие чешские товары заезжим немецким жителям. Но все товары тут, конечно, китайские, а продавцы больше – вьетнамцы. Местный производитель представлен мешками с картошкой. Я капитально замерз и хочу выпить кофе. Но денег в обрез и в кафе заезжать нет желания и возможности. За последнем километре до границы стоит заправка. Там же находится кофе-машина. Сливаю ей мелочь и по 12 крон выпиваю два стаканчика горячего кофе. Ура. Я согрелся и можно прощаться с Чешской республикой.


Вьезжаю в ГДР и тут же замечаю, что стало больше машин. Мне понадобилось полчаса езды по обочине, чтобы привыкнуть более активному потоку машин. Нужно вернуться на велодорожку, чтобы стало комфортней. А это значит нужно крутить в сторону Эльбы до города Пирна. Дорога все время под горку, за исключением небольшого подьемчика. Но потом снова вниз.


Я вьехал в Пирну и решил пересечь реку, чтобы на противоположном берегу найти дорожку. Но на всякий случай остановил местного велосипедиста. Он вызвался показать дорогу и не повез меня к мосту, а хитрым путем вывел к велодорожке. Той самой на Дрезден. Я поблагодарил его и покатил вдоль Эльбы. Вот так я срезал километров 25-30, и качу по Германии. Надписи все непонятные,но зато можно тратить евро, а они есть у меня. В час дня сделал привал и пообедал булочками и пряниками, что купил в Чехии утром.


В одном месте был объезд. Вот по таким ситуациям сразу видно, что к велосипеду относятся как средству передвижения. Во-первых, в связи с обьездом перевешали все указатели и знаки велодорожки. Чтобы я ехал и знал где свернуть и не потерялся на пути. Все указатели. Я на этом объезде насчитал не менее 20 указателей, которые пришлось заменить с прямой стрелкой на стрелку с поворотом. Во-вторых, когда я вернулся на велодорожку вдоль реки и обернулся назад, то понял почему сделали объезд. Просто на этом участке бригада рабочих на грузовике и двух подьемных кранах срезали старые и длинные ветки над велодорожкой. Чтобы они не упали и никого не повредили. Для безопасности передвижения на велосипеде. Не на машине.


До Дрездена километров восемь. Практически, я уже в городе. Проехал телевышку на горе. Все больше велосипедистов. А на параллельной дорожке совершают пробежки. Сверился с навигаторов и выехал в нужном месте на мост, чтобы уже продолжить путь по противоположному берегу Эльбы. С обоих сторон реки шикарные виды. Остановился и попросил сидящего с книжкой студента снять меня на телефон Nokia Lumia. Вот что получилось.


В городе велосипедистов не меньше. На перекрестках отдельные светофоры и разлиновка велодорожек по всему городу. Я быстро нашел хостел «Кенгуру» где я планирую остановиться на одну ночь. На ресепшене мне выдают постельное белье, ключ и карту местности и оценивают мою шутку насчет страны Deutsche Demokratische Republik. – Same shit but another name of country.

Последние 79 км путешествия

Воспользовавшись компьютером на ресепшн выгрузил все свои треки на Strava, отмылся и пошел кататься по городу. Уже столы к Octoberfest накрыты. Можете приезжать и заливать себя пивом с сосисками. Заехал в галерею Дрездена, но сегодня понедельник – все музеи закрыты. Нужно будет завтра утром успеть перед вылетом посмотреть на Сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Очень красивые тут трамваи на налаженная сеть общественного транспорта.


А вот это велосипедная парковка возле вокзала. Я насчитал 150 велосипедов, и еще половина такой парковки на другой стороне площади. Итого более 200 великов. Вы можете представить сколько места такая парковка займет для автомобилей? Это все ответ на вонь автолюбителей, которые не готовы платить за парковку в черте города. И при этом они требуют, чтобы власти строили больше бесплатных парковок. Но это просто невозможно. Земля не бесконечная. Особенно в центре города.


Сьездил в два магазина туристического снаряжения – посмотрел какие есть палатки в продаже. Но ничего легкого и компактного для себя не нашел. Пошел прогуляться по улочке заполненной кафешками и не нашел сосисочных, зато сьел обалденную шаверму (доннер по-местному обычаю). Ребята курды делают чумовую шаверму с таким количеством мяса, что у нас нужно три таких купить или свою шаверму открыть. С полным животом местного пива и мяса отправился спать. В хостеле поболтал с приехавшим учиться в Дрезден чуваком из Италии Джорджио. С гитарой приехал, учить немецкий язык. Семестр обучения – 6 месяцев стоит 250 евро. Остальные затраты на жилье и хавчик. А в остальном –халява. Все документы отправил по электронной почте и поступил по электронке.

Утром я проснулся по привычке рано. Но хостел был закрыт и я торчал на кухне – гонял чаи. Поболтал с чуваком из Мюнхена – он приехал в Дрезден на практику по массажу и хиропрактике. А потом проснулся Джорджио. И глаза у него такие грустные как у всех итальяшек. Как у Эроса Рамазотти. Но я просек, что он тупо голодный. Достал свою колбасу хлеб и вафли и позвал его есть. Все что недоели оставил ему, потому что мне уже улетать в обед. Предложил ему остатки ореховых запасов, но он сказал, что у него аллергия. Скушает орешек и приступ будет. После завтрака я порылся в мусорном ведре и был вознагражден тремя пластиковыми бутылкам. Мне они нужны, чтобы велик в самолет упаковать.

А потом я успел прогуляться до Галереи в Дрездене. Посмотрел живопись европейских мастеров. Что самое прикольное, большинство картин я уже видел. Они были у меня на немецких DDR-ких марках. Я в детстве, когда марки собирал решил, что буду собирать живопись и цветы. Вот никто мне это не советовал. Но я так решил. Сам сейчас удивляюсь откуда у меня тогда была тяга к прекрасному.


Не стал мудрить с поездкой до аэропорта, а доехал на электричке. Еще минут 30-40 тщательно паковал велик. Всю раму обмотал газетами и скотчем. Большую звезду закрыл разрезанной вдоль пластиковой бутылкой. А «петуха» и задний переключатель засунул в другую пластиковую бутылку. На регистрации не было ни одного представителя Аэрофлота . Регистрацию ведет сам аэропорт. Мне задали вопрос оплачен ли мой велосипед – я ответил, чтобы посмотрели бронирование, там должна быть соответствующая ремарка. Все нашлось, я отнес велик в окошко негабаритного груза. По прилету долго ждал когда его вынесут в Шереметьево. Велик долетел без малейших царапин. Я люблю Sukhoi SuperJet 100.

В самолете летел мужичок с велосипедным шлемом, который живет и в Москве и в Дрездене и рассказывал, что в Дрездене огромный километрах велодорожек с учетом пригорода. И сгонять с утра до Праги и обратно вполне нормальное развлечение. Нужно как нибудь это тоже попробовать.
На этом все.

Вывод: если вы планируете кататься по Европе,то для первого раза выберите любую из основных велотрасc EuroVelo и следуйте указателям. Европа не такая дорогая, если путешествовать на велосипеде. И я планирую следующим летом продолжить изучение Европейских стран.

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

ГДР – эхо социализма

Дрезден – мужик на коне

Все готово праздновать Октоберфест

Дрезден

Мост через Эльбу в старый город

Велодорожка на мосту через Эльбу

Всё снести и построить новый город-сад с чистого листа - как же часто я слышу такие предложения. Старый дом 19 или 20 века мешает прокладке дороги или строительству бизнес центра? Всё просто: «вы же понимаете, город должен развиваться» и бульдозеры идут в атаку. Каждый месяц города по всей стране теряют историческую застройку и примерно каждую неделю какую-нибудь деталь. За всем этим процессом мы теряем сами себя.

В процессе быстрой урбанизации важно не потерять лицо и идентичность. Сегодня мы в лучшем случае сохраняем парадное наследие в виде храмов или дворцов, но игнорируем утилитарное наследие промышленности, авангарда или послевоенный модернизм. Даже сносимый дом 1950 или 1970 годов лишает горожан границ памяти - теряется наследственная нить культурной традиции. Ведь одно дело рассуждать в голове о прошлом, а совсем другое смотреть и трогать это прошлое.

Пока мы лишь подходим к пониманию утраченной среды и кусков истории из-за варварских сносов или следов войны. Поляки же, например, после Второй мировой стали восстанавливать свою историю для воссоздания своей идентичности. Дрезден же уникален тем, что его восстановление уникальных объектов и среды началось уже после объединения Германии. На это ушли десятилетия, но сегодня город вновь имеет своё лицо и место на карте человеческой цивилизации.

Война и ГДР

В феврале 1945 англо-американская авиация подвергла массированной бомбардировке Дрезден. Крупный культурный центр, бывшая столицу курфюршества Саксония, «Флоренция на Эльбе» - всё это превратилось в груду руин. Было:

Стало:


церковь Фрауэнкирхе

Состояние Дрезденского замка мало чем отличалось от состояния Королевского замка Кёнигсберга в первые послевоенные годы. Но Дрезденский вовремя законсервировали и не дали растащить на кирпич, тем более не стали взрывать остатки.

Во время расчистки завалов были сохранены и вывезены за город на сохранение остатки старого Дрездена. Центр города в 1957:

Новое строительство было, но сам центр оставляли по большей части пустым. Власти ГДР не были противниками восстановления исторических достопримечательностей, некоторые жемчужины Дрездена они очень даже неплохо восстановили: дворцовый ансамбль Цвингер и Оперу, например. Однако дальнейшие работы по возрождению Старого города не входили в их ближайшие планы.

Год 1990:

Единая Германия и восстановление

В 1989 году жители решили, что они хотят вернуть саксонской столице былую красоту и величие любой ценой. Их не волновал новодел, бедственное экономическое положение восточной Германии после воссоединения, что предстоит заново отстроить давно не существующий Старый город и другие вопросы.

Вряд ли они тогда даже думали, что вложенные затраты потом окупятся потоком туристов. Они просто хотели вернуть свой город во всей его красе и гордиться им. Для них это была такая же важнейшая духовная задача, как для поляков после войны.

Восстановление замка началось в начале 90-х, а закончилось лишь в 2013 - только на один объект в Старом городе ушло более 20 лет!

Тут как раз пригодились оригинальные детали утраченного города - немцы распознали положение старых кирпичей и вставили их в былые места. Пустоту заполнили новым материалом светлого оттенка. В итоге удалось сохранить историческую ценность и вставить память о войне на долгие столетия:

Деньги на восстановления собирали всенародно, а символом кампании стало воссоздание Фрауэнкирхи

Восстановление церкви было завершено в 2005 г. Сразу после этого началось воссоздание целых кварталов окружающей исторической застройки. Для этого даже сносили оказавшиеся на пути ГДРовские дома.

Восстановление Замка-резиденции и Фрауэнкирхе было скрупулёзной работой с соблюдением максимальной исторической достоверности. Фоновую же застройку изначально планировали стилизованным под старину новоделом без попыток создать иллюзию старины и аутентичности.

Почти все дома спроектированы по старым фотографиям и картинам, но они умышленно имеют современный вид. В результате воссозданная застройка создаёт необходимый фон для подлинных исторических памятников и уютную атмосферу старого города, но не вводит в заблуждение относительно своей подлинности. Это лишь эмуляция безвозвратно утраченного.

Процесс продолжается до сих пор:

Многие пустыри временно отданы под парковку, но их время тоже придёт:

Выбитые зубы восстанавливают не только в центре, но и ближе к окраинам:

Местами застройка эпохи ГДР имитирует старую застройку по своим параметрам. Панельки вставлены по красным линиям и высоте предшествующей застройки. То есть об облике и среде думали уже тогда.

Что сохранять, а что нет

Сохранение наследия - довольно поздний концепт, который появился в эпоху Просвещения. Если в самом начале признавалась ценность античных памятников возрастом 2000 лет, то постепенно этот порог уменьшался. Сегодня граница памяти места подошла к 20 годам. Если раньше дома переживали нас и лишь потом становились ценными, то сегодня наследие начинает нас обгонять.

Наследие бывает разное, но даже здания вокзалов наравне с монастырями рассказывают нам об образе жизни поколений до нас. Здания, которые пережили своих создателей, говорят о предпочтениях, уровне мастерства и качестве жизни наших родителей, дедов и прабабушек. Что самое важное, это невосполнимый ресурс.

Развитие городов может осуществляться за счёт переосмысления старого фонда или точечными решениями. Многие выделяют, что понятия богатства города и архитектурного наследия напрямую связаны. Люди любят старину и это монетизируется - экономика наследия доказывает, что каждый вложенный евро в поддержание исторических зданий приносит 10 евро дохода для общества (гуглить пруф в Дирекции культурного наследия Норвегии).

Снос каждого исторического здания не только уничтожает вложенный труд предков в постройку дома, но и вредит общей экологии. Например, остатки гостиницы Россия занимают около 11 км² в Подмосковье. Поэтому сегодня в мире применяется принцип Save & Reuse - сохрани и используй по-новому. Редевелопмент лучше сноса и постройки с нуля.

Снести тот или иной дом может показаться быстрым и выгодным решением здесь и сейчас, но это всегда должен быть взвешенный и обдуманный со всех точек зрения шаг. После работы бульдозера останется только плакать на старые фотографии. Не зря европейцы сегодня определяют уровень цивилизации по отношению к своему наследию - это формирует среду вокруг и нас самих (Civillizing influence of continuity). Лишая себя прошлого, мы не имеем будущего.

PS для поста использовал материал

Контора Штази в Дрездене располагалась ранее по адресу: Баутцнерштрассе 112-a. В этом же районе находились квартиры советских и немецких офицеров, ведомственные стадионы, садики... Хорошее место, Эльба рядом.

Чтобы зайти в музей, нужно пройти мимо этого здания. Ранее тут тоже конторы Штази были, а сейчас это жилой дом с очень недешевыми и приличными квартирами.

2

Вот тут во внутреннем дворе - вход в музей. Фасад музея ремонтируют уже давно. Еще в 2006-м году часть здания музея пострадала при строительстве нового моста через Ельбу. То ли фундамент размок, то ли еще что-то случилось...

3

Вот этот мост. Он здорово разгрузил город по части пробок, но именно из-за него Дрезден исключили из списка сокровищ Юнеско. Мол, из-за этого моста изменился исторический вид на центр города. Ничего он не изменился, центр далеко отсюда, а мост и не виден почти из центра, река в этом месте излучину делает.

4

Возвращаюсь в музей. Входной билет стоит 4 евро, вся информация только на немецком языке, несколько раз в месяц добровольцы проводят экскурсии, опять же, на немецком. Одного из этих добровольцев вы видите на фотографии. Это Михаель Шлоссер, бывший заключенный этой тюрьмы. По профессии - слесарь и водитель грузовика. Он построил в заброшенном курятнике маленький самолет и собирался полететь на нем через границу в Западную Германию. Строительство длилось два года, из всех подручных средств у Шлоссера были детали легковых и грузовых автомобилей, учебник по самолетостроению и фотография самолета Cessna. Побег планировался на вечер 11-го ноября 1983-го года, но за две недели до этого кто-то из товарищей сдал Шлоссера властям. Пять месяцев длились допросы в тюрьме Штази на Баутцнерштрассе 112-а, потом Михаеля Шлоссера приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы по статье с формулировкой: "Подготовка к незаконному переходу границы в особо тяжелом случае". Перевод - прямой, дурацкий, не знаю, право, как это литературно перевести.

5

Наказание Михаель Шлоссер отбывал в тюрьме "Gelbe Elend" - "Желтое Несчастье", в Баутцене. К счастью, буквально через полгода Западная Германия выкупила его у ГДР за 96 тысяч немецких марок.


Вот технические данные построенного самолетика, он сейчас на первом этаже музея выставлен. Все переводить не буду, напишу основное (для меня).

Длина: 5,25 м
Вес: 155 кг
Мощность: 36-48 лошадиных сил
Может перевозить груз весом 115 кг.

7

Пропеллер сделан из дерева, корпус - из чего пришлось.

8

9

Так самолет изнутри выглядит.

10


Еще немного общей информации. С 1945-го по 1950-й годы в ГДР существовало 10 "перевоспитательных" лагерей. Туда попадали недовольные новым режимом, молодежь из Вервольфа и прочие, вины которых было недостаточно, чтобы засадить в обычную тюрьму, но и на свободе оставлять без присмотра их тоже не стоило. В одном из этих лагерей сидела мама моей уже очень пожилой знакомой, Эльке. Мама сочувствовала нацистам, захотела после войны "перевоспитаться", сдала двоих детей в детский дом и пять лет провела в заключении. Эльке и брата распределили в разные заведения, искать друг друга им было запрещено всю жизнь. Мать - тоже, да Эльке и не хотела.

11

Звучит страшно, но один из исправительных лагерей находился в бывшем концентрационном лагере в Бухенвальде, там даже ничего перестраивать не стали.

12


14

Камера смертников.

15


16) С 1945-го по 1955-й год советский военный трибунал вынес 2000 смертных приговоров, из них 1200 приведены в исполнение. До 1953-го года к смертной казни приговорили еще 1000 мужчин и женщин, в основном, выходцев из ГДР. Все эти люди были перевезены в московскую Бутырку, там расстреляны и сожжены и похоронены на Донском кладбище. На стенах висят списки приговоренных, наверняка, не всех, фамилий должно быть гораздо больше.

16

Душевая и туалет.

17

18

19


Всего со дня основания тюрьмы Штази и до 1989-го года в этом здании сидело от 12 до 15 тысяч граждан ГДР, точное число неизвестно, поскольку многие документы уничтожены после падения Берлинской Стены. На фотографии ниже вы видите схему тюрьмы.

20


Это - план помещений, принадлежащих НКВД. Видите коридор под номером 1? Этот проход построили между 1952-м и 1954-м годом, он соединяет часть дома, принадлежащую Штази, с советской комендатурой, которая существовала до начала 50-х годов, и советской тюрьмой. На верхних этажах того же здания находился трибунал. Осужденных на длительные сроки отправляли в местные тюрьмы и в ГУЛАГ.

21


Пойдем в камеры.

С середины 70-х годов большинство заключенных жило в таких камерах на два человека. Обстановка была идентичная и с тех пор практически не менялась. Две деревянные кровати, матрасы, подушка и одеяло, постельное белье, маленький подвесной шкафчик для пластиковой посуды и принадлежностей для чистки зубов, раковина с краном с водопроводной водой, откидной столик. Большим плюсом было то, что в камерах появились батареи и туалеты со сливным бачком. В те годы в ГДР такая комплектация не была типична для всех тюрем.

23

24

Помещение для прогулки заключенных.

25

Наверху - тоже.

26

Так выглядят все три этажа тюрьмы.

27

Так называемая Schreibzelle - комната для написания писем. В камерах, где жили заключенные, писать было нельзя. Писали в специальной комнате по одиночке и под присмотром надзирателей.

28

Прямо в здание тюрьмы через те деревянные ворота въезжала машина для перевозки заключенных или подозреваемых.

29

Номера на машине - оригинальные.

Заглядываю в машину.

31

Внутри - шесть узких отсеков.

32

В каждом - места только на табуретке приткнуться.

33

Привезенных людей принимали в этой комнате. Их переодевали в полосатое нижнее белье, темный тренировочный костюм и домашние тапки или спортивную обувь без шнурков. Процедура приема была обычная: имя-фамилия, особые наклонности, состояние здоровья, как физического, так и психического... Ну, и так далее.

34

35

Так называемая арестантская.

36

После осмотра арестованного отводили в душ.

37

И в камеру. Эта - одиночная.

38


А эта - обычная. Наблюдение за заключенными проводилосьднем, и ночью. Заключенные должны были спать с непокрытым лицом, руки - лежать поверх одеяла. Каждые 15 минут в камеру входили проверяющие, зажигали на короткое время свет, чтобы посмотреть, все ли в порядке, если нет, громким голосом будили спящего.

39


40

41

А это - копии смертных листов с именами детей, умерших при родах или вскоре после них.

42

Решетками забраны все окна в здании, даже в тех помещениях, где расположены кабинеты военных и служащих.

43


44

45

46