Прикладное искусство батик. Батик как техника декоративного оформления ткани

Введение:

Глава I Краткие сведения из истории росписи тканей;

1.1 Развитие набойки

1.2 Искусство батика

Глава II Технология выполнения батика

2.1 Оборудование, инструменты, материалы

2.2 Основные способы росписи тканей

2.2.1 Холодный батик

2.2.2 Горячий батик

2.2.3 Свободная роспись

Глава III Композиция

3.1 Колорирование

3.2 Спектр. Цветовой круг

3.3 Дополнительные цвета

3.4 Колорит

Глава IV Описание творческой части

4.1 Краткий экскурс в мир майя

4.1.1 Историческая панорама

4.1.2 Боги, символы и мифы

4.1.3 Искусство майя

4.1.4 Научные знания

4.3 Последовательность работы под композицией

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей дипломной работы «Затерянный мир майя. Батик». В выборе темы я руководствовалась двумя мотивами.

Во – первых, знакомясь с древними цивилизациями, я открывала для себя удивительную культуру майя, представляющую собой огромный сплав природных, этнических, культовых и эстетических начал. Дошедшие до нас памятники древнего искусства (о смысловом значении некоторых мы можем лишь догадываться) привлекают оригинального общего решения, необычностью типажей, яркой декоративностью, выразительной пластикой. В современном искусстве мы наблюдаем стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных композиций. Условный язык знаковых систем, символов часто встречается в различных видах декоративного искусства: монументальном, прикладном. Достаточно вспомнить композиции Бальчикониса, выполненные в стиле батика на тему «Солнца». Мне показалось интересным попытаться выразить свое восприятие культуры майя в творческой работе через систему культовых знаков и атрибутов.

Во – вторых, техника батика, очаровавшая меня графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел.

Цель работы: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани.

Основные задачи:

Собрать текстовый и иллюстративный материал «Мир мяйя» и «Батик»;

Освоить основные приемы росписи ткани;

Выполнить творческую композицию.

Исходные данные: В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла».

Состав работы: теоретическая часть изложена в пояснительной записке, практическая представлена в приложениях.

В пояснительную записку включены: введение, четыре главы, заключение и литература.

В первой главе освещаются основные виды росписи и печатных рисунков, краткие исторические сведения о них.

Во второй главе дается описание техники выполнения ручной художественной росписи.

Вначале приводится перечень необходимых материалов и инструментов. Из способов художественной обработки ткани я останавливаюсь на холодном и горячем батике, свободной росписи, т.к. предполагалось вначале возможное использование этих способов при выполнении практической работы.

В третью главу я включила рекомендации Барадулина и Танкус по композиции и колорировании при оформлении текстильных изделий. Они представляются мне полезными и интересными для всех, начинающих работать с декоративным текстилем. Свои суждения авторы основывают практикой, сложившейся в творчестве народных мастеров кружевоплетения, ковроделия, узорного ткачества.

В четвертой главе я основываю практическую часть своей работы: прилагаю перечень приложений, содержание творческой композиции со ссылкой на сведения о культуре майя, на которые я опиралась, выполняя панно. «Затерянный мир майя».

Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции, выполненной по мотивам книги. «Затерянный мир майя» в технике батика.

Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о полу­чении цветных декоративных эффектов на тканях встреча­ются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с при­менением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подле­жащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий со­став (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название батик. Происхожде­ние и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гра­вировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тка­нях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от сло­ва «набивать», когда смоченную краской резную доску на­кладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

1.1. Развитие набойки.

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, ска­терти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее (Ленинград), в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загор­ска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датиро­ванных XVII-XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.

Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

Старинная русская набойка по своим техническим прие­мам была очень близка батику - разогретый резерв (различ­ные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После за­стывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с си­ней краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил на­звание кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сара­фанов, а нередко и мужской одежды.

Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так на­зываемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Коли­чество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металличе­скими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соот­ветственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Полотна, украшенные описанным выше способом, приме­нялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовля­лись на фабриках и широко использовались не только в сель­ском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнооб­разнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении много­векового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декора­тивные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор. Поэтому так настоятельно мы рекомендуем изучать

старинные образцы набойки, без постижения декоративных закономерностей которых, по существу, невозможно овладеть искусством украшения тканей.

1.2. Искусство батика.

В нашей стране художественная роспись тканей существу­ет примерно с 30-х гг. XX в. и за время своего существова­ния получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом из­делия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и дет­ских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.

Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно-прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса.

Как и все виды декоративно-прикладного искусства, тек­стиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала.

Основным принципом оформления текстиля можно на­звать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов. Платок или косынка, повя­занные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным членением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может соби­раться в складках, и элементы орнамента зачастую не могут сохраниться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным прие­мом будет и иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение ни­тей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Это всегда будет выглядеть дешевой и ненужной подделкой.

Человек всегда, с самых ранних времен своего существования, стремился украсить мир вокруг себя. В ход шло все, что только могло хоть немного изменить предметы, обстановку, окружающие его. И стория батика рассказывает как раз об этом.

Батик - рисунок на ткани

Расписывать ткань человек учился всегда, как только научился ткать или вязать полотна. Конечно же, батик - это искусство, а не утилитарная необходимость разнообразить быт, причем оно может быть очень тонким и изящным, требующим от мастера огромного навыка работы в этой интересной технике.

Технические особенности батика

Несмотря на развитие технологий, материалов, ручное искусство батика по-прежнему остается актуальным и востребованным. Его используют как самостоятельный вид искусства и как способ украшения текстильных вещей - одежды, платков, занавесей, театральных кулис. Само слово "батик" происходит от древнеиндийского "капля воска". И именно воск изначально использовался как основа частичного окрашивания ткани для получения узоров и орнаментов. Причем этот материал и поныне применяется в технике Сама же технология окрашивая ткани в искусстве батика имеет несколько направлений, которые объединяет один принцип - резервирование, то есть защита отдельных участков полотна с целью сохранения их цвета при дальнейшем окрашивании. Осуществляется этот принцип по-разному, в зависимости от техники батика.

Помимо технической стороны, батик имеет и свои художественные особенности, ведь его уникальность - сочетание многих Здесь можно найти элементы графики, акварели, пастели, даже витража и мозаики. Искусство же самого батика уникально тем, что его очень просто осваивать. Это благодарный вид творчества, ведь любая работа в этой технике представляет собой уникальный экземпляр, который можно доработать, при необходимости, дополнительными приемами украшения вплоть до вышивки или аппликации.

Южная Азия - родина батика

Как считают историки, родилось искусство окрашивания тканей (батик) в Индонезии. "Анбатик" на местном наречии значит "рисовать". Уже в те далекие времена женщины стремились украсить одежду. Это, конечно, преследовало свои цели - подчеркнуть принадлежность к определенному роду конкретной цветовой гаммой и узорами. Хотя красителей было немного, но искусство батика позволяло создавать многокрасочные расписные плотна.

В Индонезии батик приобрел оттенки охры и цвет индиго - песчаные полутона от густой тени до цвета слоновой кости разбавлялись ярко-синими пятнами высокого неба. Каждый род бережно хранил секреты приготовления красящих растворов, способы нанесения краски, а также рисунок батика. По окрашенной узорчатой одежде можно было точно сказать, к какому роду принадлежит тот или иной человек. Рисунки использвались различные - абстрактные, графические орнаменты, сюжетные истории. Последние в основном служили для создания полотен для украшения храмов.

Индонезия и Индия, куда искусство батика плавно переместилось и получило название "бандхана", использовали хлопковые полотна. Вытканые вручную ткани тщательно выбеливались, сушились, чтобы рисунок на них ложился как можно четче и ровнее. Уникальной традицией народов древней Индонезии и Индии стали хлопковые полотна, окрашенные в технике батика. История возникновения этого вида творчества берет свое начало в древних юго-восточных государствах.

Традиции Китая и Японии

В мире все взаимосвязано. Искусства проходили сложные пути по разным странам, от народа к народу, вбирая в себя что-то новое, уникальное и передавая приобретения все дальше и дальше. Такое произошло и с техникой батика, история возникновения и развития которой говорит о том, что она прошла сложный, удивительный путь . Он постепенно оказался востребованным творчеством, а затем и тончайшим искусством Китая и Японии. Китай подарил батику натуральный шелк. С этого момента окрашивание тканей приобрело невероятную легкость красок, вернее, даже тонов и полутонов, настолько тонкая работа оказалась подвластна мастерам стран Востока. О красоте кимоно японок ходили легенды, но мало кто задумывался о том, как получается такая прекрасная ткань.

Японцы привнесли в искусство окрашивания в частности, особенную технику так называемого обратного батика, когда ткань окрашивалась, а затем выбеливалась на нужных участках при помощи щелочи. Но искусство горячего батика, защищавшего участки ткани во время процесса крашения при помощи воска, позволило мастерам Японии и Китая сделать эту технику верхом совершенства искусства росписи на ткани. Восточные мотивы, яркие, насыщенные цвета или же легкие полуоттенки красок восхищали всех, кто мог их видеть.

Промышленная Европа и батик

Как батик из Азии и Востока попал в Европу? С помощью голландских путешественников, налаживавших торговые связи со странами Юго-Восточной Азии. Когда голландцы впервые оказались в Индонезии, то они были поражены красотой и уникальностью текстильного убранства местных храмов. Необычные рисунки на простой хлопковой ткани заинтересовали торговцев. И они привезли технику батика в Голландию, откуда вся Европа научилась красить хлопок и шелк в столь интересной и необычной технике. Но не прошло и столетия, как это удивительное, но трудоемкое искусство стало уступать позиции изобретенной в Англии набивной технике. Машины, станки, быстро штамповали на растянутых полотнах рисунок, ткани выходили достаточно нарядными и дешевыми, чтобы о батике вспоминали лишь те, кто ценил единичность этого вида творчества и мог позволить себе заплатить мастеру. Так чуть было не закончилась, если бы не кустари-одиночки, сохранившие верность уникальному виду украшения полотен.

Российский батик

История батика в России прошла очень сложный путь, обусловленный закрытостью СССР от большей части мировых государств. Да и появилось это искусство в России лишь в начале 20 века, когда в моду вошел стиль модерн - красивые расписные платки-шали в восточных мотивах, интересного кроя женские платья с рисунками по нему. К тому же этот стиль прижился лишь в крупных городах, провинции же эта новинка была практически незнакома. Художники по ткани. занимавшиеся росписью в стиле батик, не имели возможности учиться этому мастерству, а часто шли опытным путем, что не способствовало развитию популярности батика как способа украсить быт.

Единственное, что в этой технике изготавливались театральные кулисы и занавесы, монументальность которых была насыщена советской символикой. Батик как вид искусства долгое время не мог реализовать себя в России по многим обстоятельствам. Но середина 20 века стала для этого ткани точкой отсчета в возрождении. В стране, восстанавливающейся после страшной войны, были организованы мастерские, куда приглашали мастеров по батику и учеников, чтобы создавать для советских людей красивые, достойные вещи. Поначалу батиком расписывались платки и шали для женщин, а так же создавались декоративные панно для оформления общественных развлекательных и культурных заведений.

Театральные художества

История возникновения батика (кратко изложенная в статье) говорит о том, что эта техника прошла сложный путь. Если свести ее к появлению, путешествию по планете и совершенствованию, то это никак не отразит сути: батик - многокомпонентное искусство, вобравшее в себя все самое значимое, что только могли дать ему страны и народности, которые полюбили батик и стали его использовать для украшения мира. Например, в России батик получил свое театральное "образование" - его активно использовали мастера для создания кулис и сценических задников к различным театральным постановкам, балетным спектаклям. В стране сложилась целая плеяда мастеров-батикистов, которые создавали уникальные картины в технике батик, наполненные сюжетом, многочисленными элементами, а ведь это очень тонкий, кропотливый труд.

Платочное искусство

Даже если история батика кратко излагается, то нельзя обойти стороной и искусство создания платков и шалей в этой технике. В России оно зародилось в 20 годы прошлого столетия как компонент модного течения - модернизма. НЭП требовал яркости и вычурности, а батик позволял украшать шали яркими рисунками японскими мотивами, что было тогда высшей точкой соответствия моде. С течением времени в результате слагающихся обстоятельств батик утратил все массовое предназначение, и платочное искусство практически сошло на нет. Но вторая половина века вновь оживила этот вид искусства, а платки и шали вновь стали полотнами для художественных экспериментов и высококлассных творческих работ мастеров батика.

Ирина Трофимова и другие

Холодный батик

История возникновения техники батик развивалась как единое целое на протяжении столетий, но само творчество состоит нескольких направлений:

  • горячий батик;
  • холодный батик;
  • свободная роспись.

Уникальна история холодного батика. Именно с него началось развитие этой техники росписи ткани. В древней Индонезии ткани раскрашивали поначалу по участкам, отдельно один от другого, заполняя промежутки разными цветами и оттенками. Они смешивались, образуя новую цветовую гамму. Это было очень сложное искусство, так как влажная ткань хорошо впитывает в себя краску, требуя от мастера предельной аккуратности. Тогда-то, чтобы предотвратить ненужное и некачественное смешивание краски на ткани, и был придуман горячий батик-"анбатик" - капля воска. Но и "холодная" техника продолжила свое развитие. Были разработаны специальные клеящие составы, так называемые резервы, которые предотвращают проникновение красящего вещества в волокна ткани. Затем этот высохший клей можно легко удалить, получая неокрашенные участки полотна.

Горячий батик

Искусство росписи ткани получило температурную характеристику не случайно. Горячий воск - основа этой техники. История батика во многих народностях, включая шелковую японскую роспись "рокэти", это развитие именно техники горячего батика. Разогретый воск наносится на ткань, заполняя целые участки или же только обрисовывая контуры, затем воск соскабливается и вновь наносится для защиты другого участка от другого цвета. Это тонкая техника, дающая потрясающие результаты. Об этом говорят красочные кимоно японок, многие из которых и по сей день расписываются в технике батика.

Никаких запретов!

Но история техники батика - это не только нанесение пограничных составов для получения окрашенного участка полотна. В батике есть особая техника, называемая свободной росписью. Она использует несколько приемов:

  • акварельную технику, по влажной ткани наносится краска при помощи кистей или распылителя, растекаясь и образуя цветовые переходы;
  • трафаретная техника использует нанесение узора на ткани через трафареты при помощи поролоновых губок с краской;
  • свободная графика, использующая графические элементы, полученные путем резервирования участков ткани при помощи узлов, перетяжек нитками и солевого раствора.

Свободная роспись - современного искусства батика. Она широко используется ремесленниками-любителями, пытающимися в домашних условиях без специальных инструментов и материалов расписать ткань. Эта техника проста, но позволяет украсить примитивную одежду - джинсы, футболки, майки.

Инструменты для рисунка по ткани

Многовековая история батика - это история развития материалов и инструментов, использующихся в росписи ткани. Мастера-батикисты имеют целые арсеналы таких средств. Это различные по ширине и жесткости специальные и клея или воска, тонкие стеклянные трубочки для нанесения резервирующего состава, спринцовки, губки, формочки, рамки для ткани, ножи, трафареты, воронки, пластмассовые или деревянные палочки. Инструменты при желании можно купить в специализированных магазинах товаров для рукоделия.

Безопасность важна

Несмотря на то что батик - это искусство росписи по ткани, при работе необходимо соблюдать правила безопасности. Это связано с теми инструментами и материалами, которые используются в процессе творчества. Техника горячего батика подразумевает использование открытого огня или же для плавления воска. Краски не всегда используются натуральные, особенно у кустарных любителей творчества. Использование химических красителей и растворителей может вызвать раздражение кожи и слизистых или аллергию. Батик не требует защитного костюма, но все же соблюдать меры безопасности следует неукоснительно. Аккуратно нужно работать со всеми инструментами, начиная с ножей и ножниц и заканчивая стеклянными трубочками для нанесения резерва.

Искусство батика не завершило свое развитие, новые материалы и технологии постоянно сопутствуют развитию всех видов творчества, и батика в том числе. Удивительный вид искусства делает жизнь намного красочнее и ярче при помощи старинных методов и современных мастеров.

В разных странах техника батика, или нанесения рисунка на ткань, имеет свои особенности, но в любом случае используют воду и воск.

Участки ткани, покрытые воском, не впитывают краску. Воск также сочетают с рисовым клейстером и глиной. Наносят их вручную, с помощью бумажных конусообразных пакетиков, чантингом, а для повторения рисунка используют деревянные или медные штампы, трафареты из дерева или высококачественной бумаги.

Понятие «батик» впервые появляется в голландских текстах 17 столетия. Яванцы называют батик «амбатик», что означает рисование и письмо. Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика, ранних образцов таких тканей не обнаружено. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются 5 веком н.э.

Искусство батика очень древнее. Самые ранние упоминания об использовании красителей для ткани можно найти в китайских текстах, относящихся примерно к 2500г. до н.э. Изобретение шелка также приписывают китайцам (хотя есть мнение, что еще в 1 тысячелетии до н.э. его вполне могли производить и в Индии). Но то, что батик применяли в Китае во времена династий Суй (710-794), известно абсолютно точно. В любом случае история прочно связывает это искусство с Китаем, ведь именно оттуда оно распространилось по всему миру - вместе с шелком. Нежная, легкая материя ценилась тогда на вес золота и экспортировалась из Китая в Японию, Центральную Азию, а оттуда на Ближний Восток и в Индию. Потому - то этот торговый путь и получил название Великого шелкового пути.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батика: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является "крис" - древнейшее оружие яванцев - он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и, особенно, в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик - воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни.

Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор - тьянтинг (джаньтинг) - маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов - княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном (lorangan) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается "монополия" женщин в батике. Совершается переход к технике tjap - батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap - батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Как развивалась история технологий окраски в Индии, Китае и Японии?

В Индии в средние века рисунок на ткань наносился двумя способами - кистями и при помощи деревянного штампа. Первый способ был весьма трудоемким и длительным. Известные исследователи индийского ткачества Дж.Ирвин и П.Шварц утверждают, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу». Из ручной технологии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Изображения людей в одежде, украшенной таким точечным узором, можно увидеть в скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань свивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, затем ткань погружают в краску. После развязывания на месте свивки остается непрокрас. Такая техника называется лахерия. Она похожа на батик, но здесь иной метод резервирования.

Технология, соответствующая батику, известна под названием каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде в среде ремесленников, изготовляющих для местной клиентуры портьеры для храмов, пологи, балдахины, часто включающие мифологические сценки и даже портреты. Понятно, что такая технология не дает большого количества изделий и не может удовлетворить широкий спрос. А такой спрос появился в Индии в XVII веке, в связи с ее колонизацией англичанами.

Распространение метода набойки, или набивки явилось важным усовершенствованием. Индийские ситцы (голландское chintz от хинди "чхинт") пользовались огромной популярностью в самой Индии и за ее пределами, особенно в Европе XVII-XVIII веков. Для мольеровского Журдена обзавестись ситцевым халатом означало приобщиться к аристократическому обществу. Европа была настолько покорена индийскими ситцами, что быстро переняла технологию их изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос породил развитие индийской набойки, которая совершенно вытеснила ручное изготовление ткани в Индии. Набивные ткани упоминаются в произведениях художественной литературы и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как уже распространенный вид текстильных изделий. Современные исследования находят относящиеся ко все более ранним периодам доказательства того, насколько высоко были развиты тканевое производство и технологии в средневековых Индии и Китае.

Китай дал миру такой прекрасный материал, как шёлк. Техника украшения шелковой ткани методом набойки в Китае называлась жанцзе. Это можно перевести как узоры краской, орнамент, получаемый погружением в красящую жидкость. Во многих письменных источниках говорится, что ткани жанцзе повсеместное носила как знать, так и простой народ. В танский период существовало три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. По-видимому, самым древним и традиционным из них является метод лацзе (узоры воском). Чаще всего применялась двухцветная окраска. В три цвета окрашены немногие дошедшие до нас образцы. Они назывались санбаоцзе. Исследователи-этнографы считают, что тройная окраска была техническим пределом, так как при наложении четвертого слоя ткань делается почти черной. Вышеописанный способ можно смело назвать батиком. Только это батик на шёлке.

В Японии технологии украшения ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается роспись по ткани мировой культуре под названием батик, была завезена в Японию из Индии или из Китая. По-японски он назывался рокэти и использовался при разрисовке ткани для ширм и одежды. VIII век был золотым веком художественного ткацкого производства в Японии. В это время уже существовало множество видов ткани; кроме батика, развивается вышивка и восковая набойка - суримон, а также техники кокэти (узоры по трафарету) и юхата, напоминающая индийскую лахерию. С Х-ХI веков японский костюм стал роскошным как никогда. Погоня за сложностью наряда вызвала к жизни искусство чередования цветовой гаммы складок и одежд и тщательного размещения узора, который не должен теряться в складках. Рисунки, полученные техникой трафарета, вытесняются градуированной ручной росписью. С течением веков меняются предпочтения: так, в XIII веке в моду входит орнаментация гербами, а в конце XVI в полной мере оценят значение сюжетного узора, и на ткань для кимоно и ширм переносят целые картины. Продолжает развиваться техника набойного рисунка, а в конце XVII - техника юдзен, разработанная Миядзани Юдзен - рисунок с помощью рисовой пасты! Возникает вопрос, а не привезли ли эту технологию голландцы с Явы? Ведь именно в торговле с Японией Нидерланды добились почти монопольного положения. В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло большого совершенства, но творчество в орнаментике начинает вытесняться штамповкой, как это случилось гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой налаживалась издревле по Шелковому Пути, а затем в процессе колонизации.

Особо следует отметить "вропейский" фактор развития тканевых технологий. С проникновением европейцев (в основном, голландцев и англичан) в Индию и Индонезию связаны многие цивилизационные и культурные процессы. В их числе развитие ткацко-красильного производства в связи с расширением спроса, распространение технологий, взаимопроникновение восточной и европейской эстетики в орнаменталистике, ее обогащение и в то же время некоторое упрощение, необходимое при широком производстве.

С середины XIX века голландцы, потерявшие своё влияние на европейский рынок, развили предпринимательскую деятельность на Яве. Открывались целые мануфактуры по производству батика, хозяева которых чувствовали дух времени, знали господствующие направления и умели угодить самому взыскательному вкусу. Но в это время английская хлопчатобумажная промышленность, опирающаяся на высокую технологию ситцевой набойки, окончательно обгоняет нидерландскую, а метод батикования переходит в сферу кустарного и мелкого производства. Им интересуются, в основном, немцы, которым мы должны быть благодарны за сохранение батика как технологии в Европе и которые в наши дни выпускают высококлассные принадлежности для профессионалов и делают все возможное для широкой популяризации батика среди любителей.

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понята функциональность, обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.

С одной стороны, мода времен нэпа обусловила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем, увлечение расписными шляпами сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».

С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив документальных следов в искусствоведении России.

В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников батицистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделии текстильной и легкой промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз - лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников - расписников.

Благодаря изысканиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна». Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен.

В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

1.1 Введение

На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду, народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей. С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщить наших детей к изучению народных подлинников, воспитать в них любовь к народному искусству. Интересная техника росписи тканей уходит своими корнями на Дальний Восток, но в Европе она стала весьма популярной. И это не удивительно: каждое изделие неповторимо, уникально. Терпение и аккуратность – залог успеха в овладении этим великолепным искусством. Родиной батика, искусства росписи тканей, считаются Юго - Восточная Азия. К нам батик пришёл из Индонезии, даже название этого декоративного искусства происходит от местного слова “анбатик” – рисовать, писать. При изготовлении батика, кроме красителей, использовались специальные составы - резервы, позволяющие сохранить окраску того или иного фрагмента ткани при дальнейшем крашении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке ткани уделялось особое внимание: её вымачивали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плотности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в создаваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связано с достаточно ограниченным количеством природных красителей, которые использовались в традиционном индонезийском батике. Тёплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до тёмно – коричневого, подчёркивалась сочными тонами индиго – самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые разные: от абстрактных рисунков до сложнейших орнаментов – для украшения одежды; многофигурные жанровые или религиозные композиции – для жилищ и храмов. Батик в древности был распространён не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название “бандхана” и “лахерия”.

Китайцы подарили миру шёлк и, как следствие, способ его окраски. Техника “лацзе” – в переводе “узоры воском” – очень похожа на батик. На шёлк наносили рисунок расплавленным воском, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оставались участки не прокрашенной ткани. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор, возвращавший фону росписи его первоначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной. В Японии, куда батик, по мнению учёных; попал из Индии или Китая, он назывался “рокэти”. Япония, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изумительные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно. Когда в начале XVII века в Индонезию проникли голландцы, они обратили внимание на поразительное сходство храмовых батиков – панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, европейцы модернизировали это искусство, превратив его в полупромышленный способ окраски тканей. В середине XIX века окраска тканей в технике батика была вытеснена английской ситцевой набойкой, и батик почти почти на полстолетия становится уделом кустарей - ремесленников. Но в начале XX века,батик снова вошёл в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправились в далёкие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни.

Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто любителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механическив другие страны и культуры, батик имеет в основном утилитарный характер. Россия, будучи большую часть XX века за “железным занавесом”, оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря её творчеству появилась в России первая подобная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием этого вида искусства. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

1.2 Вид программы

Программа дополнительного образования детей “декоративно - прикладного искусства” “Батик” относится к художественно – эстетической направленности. Программа является авторской, основана на 15-ти летнем опыте работы с учащимися школы различного возраста (от 6 до 14 лет). Она направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, внутренней культуры, приобщение к миру искусства. “Занятия искусством помогают детям легче адаптироваться в мегаполисе, преодолевать его сверхнагрузку, понять себя, т.е. осуществить историческую и национальную самоидентификацию”. (А. С. Питерских “Актуальные вопросы эстетического и гражданского развития учащихся в сфере дополнительно образования”.)

1.3 Актуальность программы

Актуальность данной программы - практическая значимость, применение полученных знаний и умений в реальной жизни: умение выполнить, создать панно, платок, шарф, скатерть, подушку, галстук, элемент одежды или ансамбль в целом, абажур, ширму, декорацию и т.д.

Участие в различных видах деятельности помогает реализоваться личность ребёнка, стимулирует творческое отношение к труду, помогает узнать культуру своего народа и народов мира. В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности. Приобщение детей к миру прекрасного раскрывает в них всё самое лучшее, светлое, доброе.

Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу. Многие из воспитанников, закончивших обучение по программе “Батик”, выбрали изобразительное искусство своей профессией, продолжив обучение в художественных колледжах и вузах столицы: Факультет прикладного искусства МТИ им. А.Н. Косыгина; МВХПу (б. Строгоновское) отделение тканей; М. Художественно - театральное училище (бутафорский факультет), МОХу памяти 1905 года; Московский институт дизайна и новых технологий (факультет - моделирования) и др.

1.4 Цели и задачи

Цель – развитие у ребёнка мотивации к познанию, развитие творческих способностей, художественного воображения, пространственного мышления, памяти, эмоционального и эстетического отношения к реальности.

Задачи:

  • Развитие эстетического мировоззрения, воспитание художественного вкуса;
  • Развитие художественно – графических умений и навыков;
  • Ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного творчества (батик);
  • Развитие фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия;
  • Развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • Приобретение некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • Получение сведений об отечественной и мировой художественной культуры;
  • Воспитание зрительской культуры;
  • Возможное раскрытие начал профессиональной художественно – изобразительной деятельности.

1.5 Возраст детей, порядок набора и формирование учебных групп

По данной программе обучаются дети в возрасте от 6 до 14 лет. Набор детей проводится ежегодно с 1 по 15 сентября в группу 1 года обучения. Ограничений при приёме детей в студию нет. Приём проводится в форме собеседования с ребёнком и родителями с просмотром творческих работ, если таковые имеются. Состав группы постоянный. Специальной подготовки для занятий в студии не требуется. Группы формируются по возрастному принципу. Допускаются совместные занятия детей разного возраста в одной группе.

В группу 2-го года обучения ученик переводится после прохождения обучения в группе 1-го года обучения. В группу 3-го года обучения - соответственно. Есть возможность зачисления детей в группы 2-го и 3-го года обучения, владеющих необходимыми навыками. Число учащихся в группе от 10 до 15 человек.

1.6 Формы и режим занятий

Занятия в студии проводятся в 2-х формах: индивидуальная и групповая. Занятия с группой проводятся по необходимости в зависимости от темы предстоящей работы.

Продолжительность занятий все 3 года обучения составляет 144 часа (по 4 часа в неделю).

1.7 Условия организации

Программа реализуется при наличии:

  • Просторного, светлого помещения не менее, чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно – техническими нормами.
  • Оборудования: парт или столов, стульев разноуровневых, соответствующих – возрасту ученика, школьной доски, шкафов для хранения материалов.
  • Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, “Момента”,ножниц, фломастеров, пастельных мелков, туши, маркеров, гелевых ручек, лоскутов тканей, резервирующих составов для ткани, красителей для ткани, стеклянных трубочек, рам, подрамников, тканей для росписи, палитр, банок для воды, скрепок, кнопок и др.).
  • Материалов для теоретических занятий: (учебных пособий; DVD; CD; видео и аудио материалов и соответствующей техники для них; репродукций; альбомов и т.д.)

1.8 Ожидаемая оценка полученного результата

Стартовый уровень известен учителю при приёме в студию (беседа, просмотр личных рисунков учащегося, работы выполненные на 1-х занятиях. Результат обучения оценивается по личным достижениям ребёнка относительно собственных возможностей и стартового состояния, а полученные награды (дипломы, грамоты) свидетельствуют о результатах участия в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.

Оценка результатов занятий по программе:

  • По уровню художественного мастерства;
  • По уровню теоретических знаний;
  • По способности взаимодействовать с другими детьми;
  • По способности принимать самостоятельные решения;
  • По широте кругозора.

Оценка художественного мастерства:

  • По уровню выполнения практических заданий;
  • На выставках творческих работ;
  • По результатам участия в художественных конкурсах, смотрах, фестивалях.

Критерии оценки: качество исполнения, художественная форма, правильное использование материалов, оригинальность, творческий подход, соответствие и раскрытие темы задания.

Оценка теоретических знаний производится в форме:

  • Собеседования;
  • Обсуждения;
  • Тематических кроссвордов (оценка широты кругозора);
  • Тестирования.

Критерии: объём знаний, осмысленность терминологии, соответствие уровня теоретических знаний уровню практических работ.

Формирование мировоззренческих нравственных принципов (гражданской позиции, социальной адаптации) определяется с помощью:

  • Педагогического наблюдения (тестирования);
  • Беседы;
  • Обсуждения;
  • Участия в сюжетно – ролевых играх (оценка способности взаимодействовать с другими детьми, принимать самостоятельные решения).

Контроль уровня обучения:

  • Текущий контроль (на каждом занятии);
  • Итоговый контроль (в конце учебного года).

1.9 Знания и умения

К концу первого года обучения учащиеся должны знать:

  • Что природа - неиссякаемый источник вдохновения для творчества;
  • Законы композиции;
  • Основы цветоведения;
  • Разнообразие материалов и изобразительные средства;
  • Некоторые понятия, термины изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества;

Уметь:

  • Пользоваться художественными материалами и инструментами (краски, графические материалы, красители для ткани);
  • Сознательно выбирать расположение листа в зависимости от содержания, составить композицию;
  • Передавать фактуру, декорировать, создавать несложные орнаменты;
  • Сознательно выбирать средства выражения замысла;
  • Активизировать жизненную наблюдательность и фантазию, выполняя задания.

К концу второго года обучения учащиеся должны знать:

  • Что жизнь неразрывно связана с деятельностью пластических искусств как в повседневном окружении, так же и в создании всего предметного мира;
  • Виды и жанры изобразительного искусства;
  • Различные техники и материалы изобразительного искусства, их особенности;
  • Разнообразие выразительных средств.

Уметь:

  • Составить композицию, учитывая законы композиции;
  • Подобрать гармоничную цветовую гамму;
  • Правильно использовать художественные материалы, свободно выбирая средства выражения замысла;
  • Передать в рисунке пластику, движение;
  • Правильно работать с инструментами, аккуратно выполнять работу.

К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:

  • Произведения некоторых выдающихся художников своей страны;
  • Что есть искусство других стран и народов мира;
  • Различные виды декоративно - прикладного искусства;
  • Технологию того или иного творчества.

Уметь:

  • Решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом;
  • Делать наброски с натуры и по наблюдению;
  • Изображать природу, передавая пространственное положение предметов;
  • Передавать собственное отношение к изобразительным объектам или событиям;
  • Грамотно использовать возможности композиции, рисунка, цвета;
  • Участвовать в групповой работе, свободно вести беседу во время обсуждения творческого задания, просмотра видеоматериалов и т.д.

Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уровне, с ярко индивидуальным техническим и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды.

В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно сочетаясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Хотя современный батик, и сохраняет традиции узоров и орнаментов традиционного явайского искусства, он несет линейное изображение листьев, цветов и птиц. Такой батик обычно зависит от воли художника, а не от методических рекомендаций. Заметно это так же по цветовой гамме, используемой современными мастерами, которые уже не зависят от традиционных, созданных вручную, красок, ведь химические красители способны дать любой цвет и оттенок, который им нужен.

На Яве до сих пор сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже - фигуративные изображения.

Дизайнеры мира моды смело представили изделия с ручной росписью на суд зрителей. Они многое сделали для того, чтобы продвинуть индонезийский батик в его традиционных и современных формах.

По традиции продаваемый батик был 2,25 м в длину и из него шили традиционные одежды кэин, панжан и саронг. Саронг представляет собой прямоугольный кусок хлопчатобумажной ткани с печатным рисунком, который традиционно носят, обернув вокруг тела. Сегодня из него создают очень интересную одежду в виде шарфов, шалей, платьев и юбок, удивляющих формой и стилем.

В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, тяжелых холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера. Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для дома и офисов.

Горячий батик очень кропотливая работа, требующая аккуратности и внимательности. Но на сегодняшний день обучение этому искусству стало доступным благодаря мастер-классам и видеоурокам, которые без труда можно найти на специализированных сайтах по рукоделию.

Роспись ткани высокого качества очень дорога, а её производство сильно ограничено. Однако в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становится все выше.

Одно из запоминающихся качеств этого индонезийского вида творчества - это стиль, украшения и цвет, которые вошли в культуры многих других стран. Прослеживая историю этой страны, можно заметить, что повлияли на историю росписи ткани и технологии её создания контакты с зарубежными торговцами или правителями колоний.

В одних странах батик развивался интенсивно и потому стал национальным искусством, а в других он лишь сохранил статус старинного ремесла. В последнее время потребители все больше понимают ценность ручной работы. Проводятся модные показы, семинары, выставки и конференции, посвященные этой технике. Целью таких собраний является развивать этот древний вид искусства во всем мире и презентовать любителям батика новые техники, открывать новых талантливых художников и рассказывать о применении батика в повседневной жизни.

Кроме того, батик давно признали очень полезным хобби: это не просто интересно, батик развивает творческие навыки у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры.

В странах Азии батик является традиционной одеждой. Его одевают на все торжественные праздники, будь это свадьба или день рождения. Сейчас батик в этих странах носят пожилые люди, да и молодежь приобщается. В России пока батик используется только в роли аксессуаров или картин. Однако потихоньку в нашей стране перенимаются тенденции из Европы и Азии, и на модных показах батик становится приятным дополнением.

На данный момент множество людей носят работы, выполненные в технике батика. Хорошо, что батик становится вновь популярным, но проблема заключается в том, кто помогает развиваться этому виду искусства. Это не люди Индонезии или правительство, это работа малайцев. В настоящее время малайцы носят одежду, созданную с помощью техники батика, кроме того, все магазины и склады заполнены батиком. Батик распространен не только на территории Индонезии, но и за границей. Однако такой батик, приобретенный на рынке сбыта в Малайзии, уступает по качеству оригинальному, «штучному» изделию.

«Горячий батик» в основном применяется для создания авторских панно и обладает неограниченными живописными и фактурными возможностями. Батик - это культурное наследие, которое жители Индонезии и Малайзии сохраняли на протяжении сотен лет. Между этими странами шла активная борьба за право считаться фаворитом в этом виде искусства.

Журнал «Harper Bazaar Magazine» свидетельствует о том, что в мире развития батика доминирует Индонезия. Жители Индонезии носят батик, потому что такая одежда хорошо пропускает воздух. В последнее время можно заметить интересную тенденцию: индонезийцы начали поддерживать свою продукцию - сначала музыку, затем фильмы, а сейчас и батик.

Если говорить о последних новостях в мире моды, нужно упомянуть о том, что фирма «Adidas» выпустила ограниченную партию одежды и аксессуаров, выполненную в технике батика. Коллекция имела большой успех и нашла своих покупателей.

Существует так называемый «экспериментальный» горячий батик включает в себя целый ряд технических приемов:

Роспись валиками расплавленным воском;

- «Штамп» расплавленным воском;

- «Поливка» расплавленным воском;

- «Шибори».

Эти приёмы позволяют создавать незабываемые абстрактные композиции особенно при создании утилитарных изделий, авторские ткани, платки, шали, постельное белье, гардины.

Художники, работающие в технике горячего батика.

Современный художник, используя язык художественного материала, создает свои новые формы, наполненные смыслом. Увиденные работы заставляют нас мыслить, создавать свои произведения.

Если раньше художники придерживались сложившихся традиционных сюжетов, то современные дизайнеры пытаются уйти от стереотипов и создать что-то совершенно новое, таким образом, и появляются новые технологии в этом виде искусства.

Работы современных художников - это произведения искусства, которые можно увидеть на выставках, в художественных галереях. Выставочная деятельность - это своеобразная творческая лаборатория художника. Она связана с поиском новых художественных идей, нового пластического языка, которым художник выражает свои мысли, чувства, представления о красоте, свое отношение к миру.

Рассматривая творчество художников, мы разделили их на две группы: западные и российские.

1. Западные художники:

– Сью Дроун - талантливая художница и преподаватель батика на протяжении 16 лет. История ее карьеры очень интересна. Она была искусствоведом, работающим с неполноценными и нетрудоспособными людьми в государственной школе (Laconia State School) в штате Нью-Гэмпшир. После получения степени магистра в области Арт-терапии она работала детским и семейным психологом по борьбе с бытовым насилием в Лонг-Айленде. Когда родился сын, Сью с мужем переехала в штат Мэн (Maine), где и занялась батиком всерьез. Она решила устроиться в школу на неполную занятость, а в свободное время занималась разработкой коллекции одежды под названием «Alexander"s Rags». После нескольких лет работы, она начала воплощать свои идеи в жизнь, коллекция называлась «Sunfire batik». Батик ее становился очень популярным. В особенности всем нравились мотивы природы и рисунки для детей.

– В течение многих столетий при изготовлении батика мастера отдавали предпочтение пчелиному воску, воскам растительного и животного происхождения, и лишь сравнительно недавно начали использовать парафин. Все эти составы легко устраняются с хлопковой ткани в процессе кипячения, но с шелка, окрашенного кислотным красителем, их можно удалить только сухой химической чисткой с применением тетрахлорэтилена - токсичного вещества, использование которого строго регулируется Агентством по охране окружающей среды США. Весьма вероятно, что в будущем использование тетрахлорэтилена будет запрещено, и мастерам батика придется либо найти другой способ удаления воска с шелка, либо использовать альтернативный материал для резервирования. Художник Дороти Боуэн применяет для резервирования соевый воск с 2002 года. Этот метод имеет много преимуществ: испарения нетоксичны, температура плавления ниже и воск смывается с ткани теплой водой с синтраполом (моющим средством). Соевый воск в перспективе может стать альтернативным материалом для резервирования, тем не менее его не рекомендуется использовать при окрашивании тканей методом погружения. Дороти Боуэн написала замечательную работу, посвященную составам, в которых мастера батика могут использовать соевый воск, обладающий уникальными свойствами, тем самым предохраняя себя от вредного воздействия паров парафина и тетрахлорэтилена.

– Можно выделить работы интересной современной художницы из Сан-Диего Лиса Бэби. Она создала новую и довольно оригинальную технику батика - «pancake batter batik». За основу она взяла муку, хотя это нельзя считать новым способом, так как африканские племена использовали именно такую методику. Но на этом сходство заканчивается. Требуется много времени на создание и скрепление отдельных элементов работы, кроме того, использовались особые офисные печати. Лиса создает удивительные произведения современного искусства, ее работы живут отдельной жизнью.

– Сюзан Иткин - художница, создающая картины и элементы декора в технике батика. У неё есть потрясающий магазин, в котором продается одежда, украшенная техникой батика. По ее словам, каждая картина батик является уникальной, как отпечаток пальца человека или форма листа дерева. Каждый раз краска может лечь по-иному, окончательный результат является неожиданным даже для самого художника. Сюзан живет в северном Нью-Джерси с мужем и двумя детьми. Она продает свои работы в Нью-Йорке с 2003 года. Совсем недавно ее работы были выставлены в музее науки и искусства в Нью-Джерси (Belskie Museum of Art and Science).

– Халид Шамсуддин Аршад начал заниматься росписью тканей в 19 лет. Он увлекся батиком как формой искусства и больше не переставал заниматься этим ремеслом. Уже тогда он знал, что батик - его будущее. Когда ему было двадцать, Халид стал батик-дизайнером, известным своим стилем ручной росписи парео. В 1988 году популярность батика в стране начала расти. Халид вместе с женой открыли второй и третий бутики, на этот раз в столице Куала Лумпур. К сожалению, в 1993 году производство батика претерпело значительный упадок. Одной из причин послужило то, что повышенный интерес в индустрии моды вызывал в то время корейский шелк. В результате Халиду пришлось закрыть свой бизнес в Куала Лумпур. В 2003 году индустрия батика начала восстанавливаться, была проведена выставка «Малазийский батик в мировой индустрии». Халид получил определенную выгоду, принимая участие в посвященных батику мероприятиях. Примерно в то же время некоторые из расписанных им парео носили финалистки конкурса мисс Англия в Лестере. Эти последние достижения принесли Халиду мировое признание его таланта.

2. Российские художники.

– Ксения Ефимова. Родилась 4 марта 1982 года. Окончила Художественно-промышленную школу (1998), Академию Архитектуры и искусства по специальности "художник декоративно-прикладного искусства" (2005), Международную школу дизайна (2008). Работает как дизайнер интерьеров и художник по росписи тканей.

– Ирина Минаева. Родилась в 1975 г. В 1997 г. закончила Южноукраинский Государственный Педагогический Университет (г. Одесса). Основные направления в творчестве: графика, батик. С 2008 г. член Международной Гильдии Батика. В последнее время увлеклась фотографией. Картины художницы находятся в частных коллекциях Украины.

– Никитина Галина Владимировна. Родилась в городе Уфе. В 1979 г. закончила худ. школу, в 1982 г. художественное училище по классу "лаковая миниатюра". С 1987 по 1993 г. обучалась в УрГУ имени Горького на факультете искусствоведение. С 2008 г. состоит в Московском Союзе художников (секция декоративных искусств). Все работы выполнены на высоком техническом уровне и обладают неповторимым цветовым решением, часть работ находятся в частных коллекциях России, Канады, Германии. Постоянная участница выставок г. Москвы.

– Самаринкина Алиса Валериевна. Родилась в 1977 году. Работает в техниках батик, керамика. В 1993 году - поступила в Самарское художественное училище им. Петрова-Водкина. С 1996 года участник всех областных выставок. В 1998 - окончила обучение.2001 год -работа в творческой группе на ЭТПК (Эксперементально-творческий комбинат им. Воронцово). 2005 год-окончила Самарский государственный университет, факультет ИЗО и ДПИ. Участница многих всероссийских и международных выставок. Член союза дизайнеров и союза художников России, международной ассоциации АИАП ЮНЕСКО. Награждена дипломом Академии художеств Российской федерации, медалью-орденом второй степени за заслуги перед Отечеством.

Изучив историко-культурологические и художественно-выразительные особенности росписи ткани, мы остановили свое внимание на живописности техники горячего батика, характере выразительных особенностей и яркости цвета, изящности работы в целом. Эти особенности, которые будут подчеркивать достоинства изделия, мы взяли за основу решения проектной задачи.