Пример вторичной компенсации. Взаимообусловленность коррекции и компенсации

Развитие аномальных детей основано на компенсации психических функций. Компенсация психических функций – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций. Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур, например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия. Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т.е. деятельности двигательного и тактильного анализаторов. В процессах компенсации важную роль играют два фактора: 1) многосторонность связей между различными отделами нервной системы; 2) пластичность нервных центров, клеток этих центров, способность изменять темп и характер своей работы под влиянием изменения сигнализации от рецепторов. Пластичностью называется способность нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражении. Соседние участки коры берут на себя полностью или частично функции пораженных отделов. При компенсаторной перестройке происходит прокладывание новых афферентных и эфферентных путей и образование новых связей для замещения и восстановления нарушенных функций, приобретается возможность опираться на умственные операции, логическую память, целенаправленное внимание, воссоздающее воображение, не прибегая к развернутому восприятию. Компенсаторная перестройка требует применения специальной системы обучения и воспитания.

Глухой ребенок компенсирует свой дефект зрением, благодаря которому он учится читать речь с губ, а также учится письменной речи. Глухота компенсируется также двигательной и тактильно-вибрационной чувствительностью, благодаря которым происходит постановка звуков речи и контроль за ней. Слепой ребенок компенсирует свой дефект сохранным слухом, осязанием, двигательной чувствительностью, обонянием. С помощью осязания слепой ребенок определяет форму, размеры предметов, устанавливает пропорциональные отношения. С помощью звуков дети с дефектами зрения могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Развитый слух помогает ориентироваться в пространстве. Особый, специфический вид чувствительности слепых (слепорожденных и раноослепших) – «чувство препятствия». Это распознавание препятствий на расстоянии, без использования прикосновений. Предположительно чувство препятствия включает в себя комплекс тепловых и вибрационных ощущений. Тепловая чувствительность позволяет слепым при помощи осязания различать цвет. У умственно отсталых детей дефект компенсируется сохранным слухом, зрением, относительно сохранным восприятием и конкретным мышлением.

Оптимальное развитие функций сохранных органов объясняется не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а их активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. Компенсация не исправляет дефект, но помогает его преодолеть. Высшая форма компенсации – всестороннее развитие личности, включающее возможность овладения знаниями основ наук и искусства, формирование мировоззрения, овладение профессиональными умениями и навыками, умение творчески применять знания на практике, формирование способности к систематическому труду, развитие нравственных качеств. Но для некоторых форм аномального развития пределы компенсации ограничены. При умственной отсталости возможна лишь частичная компенсация, т.к. глубокие нарушения интеллекта препятствуют развитию высших психических функций. По мнению Л.С. Выготского, основной путь компенсации людей с различными нарушениями – включение их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает формирование высших форм сотрудничества. Сознательная целенаправленная деятельность выступает в качестве основного механизма компенсаторной перестройки. Центральная область компенсации – формирование высших психических функций с помощью специального обучения. Они дают возможность справиться с недоступными задачами новыми путями. Например, у слепого ребенка развитие абстрактного мышления возмещает недоразвитие образного.

Факторы успешной компенсации:
1. Возраст ребенка. Возможность компенсации нарушенных функций выше в более раннем возрасте в силу большей пластичности ЦНС. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации. Компенсация основана на почти неограниченной возможности образования ассоциативных нервных связей в коре головного мозга, его пластичности.
2. Степень компенсаторных способностей зависит от влияния окружающих. Возможность компенсации выше в условиях поощрения, поддержки, дозированной помощи со стороны взрослых.
3. Желание самого ребенка преодолеть свой дефект и его настойчивость в этих усилиях, а также его уверенность в себе, приобретаемая путем активного и успешного приспособления к окружающей среде.
4. Способность к компенсации стимулируется постоянными упражнениями, тренировками, увеличением нагрузок.

Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от лю­дей, от шаблонного счастья, за­ставила меня сосредоточиться, от­даться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько ра-

К.Э. Циолковский

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О СУЩНОСТИ И ПРОЦЕССАХ

КОМПЕНСАЦИИ

Л.С. Выготский считал, что динамическое изучение ребенка с отклонениями в развитии не может ограни­чиваться установлением степени и тяжести недостат­ка, но непременно должно включать учет компенса­торных - замещающих, надстраивающихся, выравни­вающих процессов в развитии и поведении. От исхода социальной компенсации, т.е. конечного формирова­ния личности в целом зависит степень ее дефективно­сти и нормальности.

Все разновидности теории компенсации основыва­ются на философских идеях о сущности человека и свя­заны с развитием научных физиологических исследова­ний о возможностях человеческого организма и законо­мерностях его функционирования.

Общие взгляды на человека как существо только био­логическое сформировали биологизаторское направле­ние в теории компенсации. В этом направлении наибо­лее известно учение о викариате ощущений. Согласно ем У, выпадение того или иного вида ощущений влечет За собой автоматическое «изощрение» - повышение Дранных видов чувствительности. Происходит это лагодаря якобы высвобождению «специфической энер- Ии> > пострадавшего анализатора, которая направляется


в сохранные виды чувств, за счет чего автоматически повышается их чувствительность.

Другие представители биологизаторского направления утверждали, что повреждение какой-либо функции сти­мулирует появление в ЦНС качественных новообразова­ний, становящихся материальным субстратом, базой но­вого, «шестого» чувства, компенсирующего утраченные, например зрение или слух.

Исследователи всегда приходили к общему выводу: нет необходимости активного воздействия на человека с на­рушенным зрением или слухом для того, чтобы помочь ему преодолеть последствия дефекта в психическом раз­витии.

Однако выделение биологических факторов при ком­пенсации как основных несостоятельно, потому что органический дефект той или иной системы не может оказать глобального действия на психику. Изменения высших ее уровней возникают не прямо под влиянием нарушения какой-то конкретной функции, а обуслов­лены смещением в социальных связях и отношениях, создаваемым органическим дефектом. Только опосре­дованные таким образом недостатки отдельной функ­ции способны повлиять на процесс формирования лич­ности.

Отрицание биологизаторского подхода привело к дру­гой крайности - вульгарной социологизаторской интер­претации замещения нарушенных или утраченных функ­ций. Социологизаторы игнорировали природное, биоло­гическое начало в человеке и считали, что компенсация отклонений психического развития возможна лишь при создании для аномального субъекта условий обучения, идентичных условиям обычных учащихся.

В истории отечественного специального образования был этап, не имевший аналога в других странах. Госу­дарство, провозгласив обязательное образование по еди­ному госстандарту и не введя специального стандарта для учащихся с отклонениями в развитии, установило для всех без исключения единый образовательный ценз. Аномальные дети, признанные обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были усвоить государственный стандарт (который позднее был признан непригодным и для нормально развивающихся детей) в иные сроки и с помощью специальных мето­дик. Негативным последствием такой системы стало вы-


теснение из сферы образования большого числа детей с тяжелыми интеллектуальными или эмоциональными на­рушениями, со сложной структурой дефекта. Они были маркированы как «необучаемые». В 30-х годах XX века в нашей стране даже появился лозунг «В ногу со зрячи­ми!»- Возникло убеждение в необходимости совместно­го обучения слепых и зрячих по общей программе и одни­ми методами. Естественно, что механический перенос содержания обучения из массовой школы в специаль­ную не содействовал проявлению и развитию компен­саторных процессов.

Осознание односторонности как биологизаторского, так и социологизаторского подходов привело к попыт­кам объединить их.

Это сделал австрийский психиатр и психолог А. Ад­лер в своей теории сверхкомпенсации. Он считал, что наличие дефекта не только тормозит, но и стимулирует развитие психики, так как в самом дефекте сочетаются как отрицательные, так и положительные потенции: не­полноценные органы, функции которых затруднены или нарушены вследствие дефектов, обязательно вступают в конфликт с внешним миром с целью приспособления к нему.

«Разные органы и функции человеческого организ­ма, - писал Адлер, - развиваются неравномерно. Че­ловек либо начинает беречь свой слабый орган, усили­вая другие органы и функции, либо упорно пытается развить его. Иногда эти усилия настолько серьезны и продолжительны, что компенсирующий орган или сам слабейший орган становятся гораздо более сильными, чем в норме. Например, ребенок со слабым зрением может натренировать себя в искусстве рассматривания, ребенок, прикованный к постели из-за болезни лег­ких, - развить разные способы дыхания. Мы часто мо­жем видеть детей, которые преодолели эти трудности и в процессе их преодоления развили необыкновенно по­лезные возможности».

Борьбу неполноценного организма с внешним ми­ром сопровождают повышенные заболеваемость и смерт­ность, но сама эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации. В случае потери функции одного из парных органов - например почки - другой парный °рган принимает на себя его функции и компенсаторно Развивается. Компенсацию непарного неполноценного

Органа берет на себя ЦНС, создавая над ним психиче­скую надстройку из высших функций, облегчающих и повышающих эффективность его работы.

Вследствие дефекта у индивида возникает чувство или сознание своей малоценности в социальной жизни, что становится главной движущей силой психического раз­вития. «Не важно, - утверждал Адлер, - есть ли в дей­ствительности какая-либо физическая недостаточность. Важно, что сам человек чувствует по этому поводу, есть ли у него ощущение, что ему чего-то недостает. А такое ощущение у него, скорее всего, будет. Правда, это будет ощущение недостаточности не в чем-то конкретно, а во

Сверхкомпенсация развивает предчувствие и пред­видение, а также их действующие факторы - память, интуицию, внимательность, чувствительность, интерес, т.е. все психические явления в усиленной степени, что приводит к выработке сверхполноценности из непол­ноценности, к превращению дефекта в одаренность, способность, талант.

Аргументируя основные тезисы своей теории, Адлер приводил в пример истории из жизни величайшего ора­тора Греции Демосфена, страдавшего недостатками речи, Бетховена, потерявшего слух и продолжавшего писать музыку, слепоглухой писательницы Е. Келлер.

Признавая, что в теории Адлера заключено здоровое ядро, Л.С. Выготский выявил в ней противоречия. Если вместе с дефектом даны и силы для его преодоления, отмечал он, следовательно, всякий дефект есть благо. На самом деле сверхкомпенсация - только один из двух полюсов осложненного дефектом развития, другим же является бегство в болезнь, в невроз, в полную асоци-альность психологической позиции. Неудавшаяся компен­сация проявляется в болезни, вызываемой защитной борь­бой, т.е. направляет по ложному пути.

Современное понимание компенсации строится в ди-алектико-материсишстическом русле. Компенсация дефек­та рассматривается как сложный синтез социальных и биологических факторов и определяющими среди них яв­ляются деятельность и социальные отношения, в кото­рые вступает человек в процессе жизни с недугом.

Человек - существо биосоциальное, для его разви­тия в равной мере важны биологические и социальные факторы. И в компенсаторных процессах задействованы


и те и другие, но на разных уровнях их соотношение различно, ведущая роль принадлежит социальным фак­торам.

Теоретические основы и принципы компенсации при нарушении функций разрабатывались на основе учения И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной дея­тельности. Свой вклад внесли отечественные физиологи и психологи П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Э.А. Асратян, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др. Своеобразие процессов компенсации, восстановления и исправления нарушен­ных и недоразвитых функций у аномальных детей рас­крыто в исследованиях P.M. Боскис, Р.Е. Левиной, ф.Ф. Pay, M.C. Певзнер и др.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕНСАЦИИ

ДЕФЕКТА

Компенсация представляет собой замещение или пе­рестройку нарушенных или недоразвитых функций, слож­ный, многообразный процесс приспособляемости орга­низма при врожденных или приобретенных нарушениях развития или его отставания.

Психофизиологическая составляющая. Запас «прочно­сти» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде обеспечивают организму спе­цифические механизмы адаптации и компенсации. Адап­тация проявляется, когда внешние изменения нарушают баланс между индивидом и средой. Восстановление это­го баланса возможно, если определенные изменения про­изойдут в самом индивиде. Компенсаторные процессы на­чинаются при изменениях в самом индивиде. В этом слу­чае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исход­ному состоянию.

В онтогенезе адаптация и компенсация развиваются Не Равномерно - вначале адаптационные процессы обго­няют компенсаторные, затем последние догоняют адап­тационные, уравниваются с ними; по мере старения сна­чала ослабевают адаптационные, а за ними и компенса­торные.



Чем сложнее живая система, тем больше ее эффек­тивность, как и вероятность внутренних «сбоев» в ее ра­боте. Сущность процессов компенсации - в поддержа­нии определенного уровня надежности системы и ее ком­понентов. Такие феномены, как наличие парных органов, дублирующих друг друга при поражении одного из них, и способность к регенерации свидетельствуют о филоге­нетической древности компенсаторной приспособляемо­сти системы.

В результате первичного нарушения в организме воз­никают различного рода перестройки и замещения фун­кций на основе мобилизации резервных возможностей ЦНС. При этом компенсаторная перестройка организма у человека, в отличие от животных, носит качественно иной характер.

У животных компенсация сводится к инстинктивной, биологической приспосабливаемости организма. Структур­ные нарушения или недоразвитие органов и систем вызы­вают перестройку функций на основе действия законов био­логической адаптации, сложившихся в процессе эволюци­онного развития.

У человека процессы компенсации заключаются не столько в биологической адаптации организма, сколь­ко в формировании способов действий и усвоении социального опыта при сознательной целенаправленной деятельности. Ведущую роль играет сознание, обуслов­ленное социальными отношениями. Таким образом, ком­пенсация у человека связана с развитием всех сторон его личности.

Изучая сущность процессов компенсации, Л.С. Вы­готский пришел к выводу о двустороннем характере по­следствий дефекта: с одной стороны, происходит недораз­витие функций, непосредственно связанных с органи­ческим дефектом, с другой - возникают компенсаторные механизмы. Исход компенсации зависит не только от тя­жести дефекта, но в значительной степени от адекватно­сти и действенности применяемых методов формирова­ния компенсаторных процессов, а в зависимости от ус­пешности компенсации и коррекции меняется структура дефекта.

Компенсация может осуществляться во внутрисистем­ной и межсистемной форме. При внутрисистемной ком­пенсации используются сохранные нервные элементы по­страдавшей функции. Каждая система обладает такими


запасными механизмами, которые в норме не всегда ис­пользуются. При этом значительную роль играет коррек­ция первичного дефекта, например развитие остаточно­го зрения, слуха.

Сложившиеся функциональные системы - это свое­образный «сплав» элементов, каждый из которых выпол­няет определенную функцию в тесном взаимодействии с другими. При врожденных аномалиях какие-то из этих эле­ментов выпадают, и функциональная система формиру­ется за счет набора взаимозаменяющих средств. Уже сло­жившиеся функциональные системы характеризуются ус­тойчивостью и при выпадении какого-то компонента вследствие постнатального поражения не распадаются, а перестраиваются. Так, оглохшие дети не утрачивают сло­весной речи, если они потеряли слух после того, как сфор­мировались и закрепились речедвигательная и слуховая системы; в этом случае фонематические элементы не рас­падаются.

Использование механизмов внутрисистемной компен­сации наблюдается у дальтоников: при нарушениях цве-торазличения развиваются различные способы косвен­ного визуального наблюдения.

В тенденции использовать - даже при значительных поражениях органов - функции поврежденной системы, сохранять сложившиеся и закрепившиеся в онтогенезе динамические системы связей проявляется инертность нервной системы. Однако при значительных повреждени­ях органов чрезмерное использование их функций может привести к декомпенсации, к возникновению вторич­ных нарушений, задержке формирования компенсатор­ных процессов. Так, частичновидящие всегда стремятся пользоваться даже самыми незначительными остатками зрения при чтении, письме, передвижении в простран­стве. Однако не всегда этот способ является рациональ­ным в силу фрагментарности восприятия, более медлен­ной скорости переработки зрительной информации. По­этому детей, у которых зрительные функции не являются надежным средством в выполнении названных функций, Учат пользоваться двойной сигнализацией - осязанием, слуховой ориентировкой и др. В дальнейшем использова­ние двойной сигнализации может оказывать тормозящее влияние на усовершенствование компенсаторных спосо­бов действий, и поэтому основной акцент делается на. использование различных способов и приемов осязатель-

Ного и слухового восприятия, замещающих зрительные функции.

Межсистемная компенсация заключается в мобилиза­ции резервных возможностей и нервных элементов, в норме невключаемых в функциональную систему. В этом случае формируются новые межанализаторные нервные связи, используются различные обходные пути, включа­ются механизмы адаптации и восстановления вторично нарушенных функций. Здесь также в какой-то мере ис­пользуются остаточные функции поврежденных анали­заторов, но широко привлекаются также ранее сложив­шиеся и закрепившиеся в онтогенезе функциональные системы связей, являющиеся физиологической базой со­хранения, преобразования, воспроизведения прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети при развитии устной речи опираются на сложившиеся слуховые образы, ко­торые вплетаются во вновь формирующиеся динамиче­ские системы связей. Постепенно значение сигнализации от поврежденных функций снижается, привлекаются дру­гие способы, основанные на взаимозамещении функций.

Для понимания сущности компенсации при отклоне­ниях в развитии важно различать первичный синдром на­рушения или недоразвития функций и вторичные нару­шения, которые могут быть очень вариативными. Л. По­жар предложил различать в связи с этим первичную и вторичную компенсацию. Первичная протекает, как пра­вило, в виде целенаправленной деятельности по относи­тельному уменьшению меры проявления основного де­фекта. Это могут быть коррекционные технические сред­ства, например очки, слуховые аппараты и др.

Значительно сложнее вторичная компенсация, пред­полагающая формирование и развитие высших психи­ческих функций, и прежде всего психической регуляции поведения. Здесь нельзя говорить о каком-то автомати­ческом механизме, каждый раз начинающем действовать при возникновении дефекта. Так, если слепой научился лучше использовать слух для ориентировки в среде, это не означает, что слух у него лучше, чем у зрячего, и он может благодаря этому компенсировать последствия сле­поты.

Вторичная компенсация возможна лишь в том случае, когда организм и психика обладают достаточным ком­пенсаторным фондом, а у индивида сформированы не­обходимые предпосылки компенсации: воля, мотивация,


руг структуры личности для достаточно интенсивных

продолжительных упражнений и тренировок. Важное значение имеют способность к адекватной оценке своих возможностей, постановке реальных целей и задач и со­хранение позитивного отношения к себе. Самосознание и личность человека, особенно его волевые качества, выполняют важнейшую компенсаторную функцию. По­этому при одном и том же нарушении у разных людей наблюдаются выраженные отличия в их социальной адап­тации в зависимости от личностных особенностей.

Психологическая компенсация - это процесс, направ­ленный на достижение или восстановление чувства внут­ренней стабильности и самопринятия в связи с пережи­ванием несостоятельности в тех или иных аспектах жиз­ни. Она представляет собой противопоставление неуспеху в одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация выгля­дит как наращивание усилий в сфере несостоятельно­сти - «преодоление». Здесь компенсация - поведение, направленное на достижение цели: уравновешивание жиз­ненных амбиций и уровня притязаний со своими спо­собностями.

Психологический уровень компенсации связан с ра­ботой защитных механизмов и копинг-стратегий поведе­ния. Копинг - это преодоление стресса, деятельность лич­ности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и собственными ресурсами. Копинг-стратегий - это актуальные ответы личности на воспри­нимаемую угрозу, способы управления стрессом, психо­логической защиты; пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации; психи­ческая деятельность, направленная на спонтанное изжи­вание последствий психической травмы; адаптивные ме­ханизмы, предохраняющие от болезненных чувств и вос­поминаний.

Анализируя процессы психологической компенсации У слабослышащих детей, Выготский выделял несколько линий его компенсаторного развития: реальную, фиктив­ную (настороженность, подозрительность, мнительность), бегство в болезнь, когда ребенок добивается известных в Ыгод, но не избавляется от трудностей. Иногда ребенок компенсирует трудности ответными агрессивными дей­ствиями по отношению к социальной среде. Так, ребе­нок, вследствие тугоухости занимающий в играх после­днее место, будет стараться помыкать детьми младшего

Возраста. При такой компенсации вырабатываются влас­толюбивые черты характера.

Выготский подчеркивал, что даже в случае реальной компенсации появляются большие трудности в воспита­нии: ребенок, выработавший в себе повышенную сооб­разительность и другие положительные качества, будет вырабатывать в себе и отрицательные черты. Это будет в значительной степени неблагополучный процесс; его нельзя назвать болезненным, потому что он ведет к здоровью, но нельзя назвать и здоровым, потому что он совершается бо­лезненно.

Участие, взаимопомощь, эмоциональная поддержка, понимание, терпимость - мощные психологические сред­ства раскрытия потенциальных возможностей человека, укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие " позитивное отношение к себе, поддерживающие соци­ально-психологическое благополучие.

5. Конспекты лекций по специальной психологии Тема 1. Предмет и задачи курса. Теоретические и методологические основы специальной психологии Специальная психология – это отрасль психологии, изучающая осо- бенности формирования психики человека, имеющего те или иные откло- нения от нормального психического или (и) физического развития. Предметом специальной психологии является изучение своеобразия психического развития людей с недостатками в развитии и установление возможностей и путей компенсации и коррекции различных нарушений. Основные задачи специальной психологии: − выявить общие и специфические закономерности психического развития людей с различными отклонениями в сравнении с нормально раз- вивающимися людьми; − изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушениями в развитии, закономерности развития их личности; − разработать методы диагностики и психологической коррекции на- рушений психического развития людей с различными дефектами; − дать психологическое обоснование наиболее эффективных путей и способов педагогического воздействия на детей и взрослых с нарушениями в развитии, изучить психологические проблемы интеграции людей с осо- бенностями в развитии в общество. Тема 2. Дети с нарушениями в развитии Понятие среднестатистической нормы развития. Функциональная норма как генеральная стратегия специальной помощи детям с наруше- ниями в развитии. Понятие фактора отклоняющегося развития. Биологиче- ские и социальные причины возникновения нарушений в развитии. Поня- тия «аномальный ребенок», «дети с особыми нуждами», «дети с ограни- ченными возможностями здоровья», «дети с нарушениями в развитии». Идеи Л.С. Выготского о первичности дефекта и вторичных отклонениях в развитии ребенка. Понятия «дефект», «структура дефекта», «органические и функциональные нарушения», «коррекция», «компенсация», «социали- 21 зация» и «интеграция». Взаимосвязь развития, обучения и воспитания в работе с детьми с нарушениями в развитии. Специальная психология возникла и развивалась как пограничная об- ласть знаний, ориентированная на практическую деятельность и теорети- ческую дефектологию. Понятие нарушенного развития входит в круг по- нятий, объединенных термином дизонтогения, который обозначает раз- личные формы нарушений онтогенеза. В зависимости от ведущей модаль- ности первичного нарушения принята классификация лиц с особенностями в развитии: дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психическо- го развития, дети с нарушениями речи, дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями поведения, дети с нарушениями эмоционального раз- вития, дети с комплексными нарушениями. Под нарушением (устаревшее «дефект») в специальной психологии понимается недостаток одной из функций, который нарушает психическое развитие только при определен- ных обстоятельствах. Л.С. Выготский пишет, что на начальных этапах раз- вития «проблемного» ребенка главным препятствием к его обучению и воспитанию является «первичный дефект». При отсутствии коррекционно- го воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные отклонения, и именно они мешают социальной адаптации ре- бенка. Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоцио- нально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально- личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха. Эти понятия и включает в себя «структура нару- шения». Т.о., Л.С. Выготский выделил в структуре нарушения первичное и вторичное нарушение, а его последователи, опираясь на его описание трудностей социализации ребенка с особенностями в развитии, выделили и третичное нарушение. Особое значение для полноценного психического развития ребенка с особыми нуждами играет целенаправленное обучение и воспитание, т.е. особым образом организованная внешняя среда, которая призвана своевременно скорректировать и скомпенсировать нарушения в развитии. Процесс развития ребенка с тем или иным нарушением двояким образом социально обусловлен: социальная реализация нарушения с одной стороны, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на нормальный тип развития, составляют ее вторую сторону. Согласно Л.С. Выготскому, 22 линия «дефект-компенсация» и есть центральная линия развития ребенка с особенностями в развитии. Положительное своеобразие ребенка с тем или иным нарушением создается в первую очередь не тем, что у него выпада- ют те или иные функции, а тем, что выпадение функции вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на нарушение, компенсацию в процессе развития. Тема 3. Особенности и виды отклоняющегося развития Идея компенсации и сверхкомпенсации стала центральным понятием в системах психологии, основанных на принципе целостности психики (В. Штерн, А. Адлер, Л.С. Выготский). Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию. Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью ис- пользуются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппара- ты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в об- ласти вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последст- вий нарушения. Сущность вторичной компенсации заключается в повы- шенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществ- лении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов по- страдавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухово- го восприятия. Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуще- ствляется путем перестройки функциональных систем и включения в ра- 23 боту новых элементов из других структур, выполнения ими несвойствен- ных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у ро- дившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного вос- приятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности. На разных этапах развития специальной психологии изменялись взгляды ученых на решение проблемы компенсации нарушений. Эти изме- нения происходили в связи с изменениями в системах специального обу- чения и воспитания, с углублением понимания причин и сущности нару- шений психического развития, с изменениями отношений к людям с от- клонениями в развитии в разных социальных системах. Например, в трак- товке компенсации глухоты выделяются различные подходы. Долгое вре- мя существовало непонимание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание да- леко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш- ной компенсации носили мистический характер. В конце XIX – начале XX в. основным движущим принципом психи- ческого развития считалось саморазвитие изначально заложенных способ- ностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассмат- ривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию, к пробуждению души. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписыва- лась возможность мистического воздействия на психику человека. Таким образом, слово как бы «пробуждает» человеческую душу, а в последую- щем процесс психического развития совершается сам собой. Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках инди- видуальной психологии А. Адлера – одного из направлений психоанализа. А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зре- ния, человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому 24 у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливает- ся при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказы- ваются не только минусом, но и плюсом – источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство мало- ценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости своих телесных органов, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фик- тивны – становится асоциальной и невротичной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувст- вом общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни – та детерминанта, кото- рая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувст- вом общности – своеобразным стержнем, на котором держится вся конст- рукция стиля, который определяет ее содержание. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окру- жающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избало- ванных детей чувство общности не развивается. Уровень развития чувства общности определяет систему представле- ний о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразны- ми носителями энергии, необходимой для развития личности. Если чувст- во неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает желание быть лучше других, быть умелым и знающим. А. Адлер выделял четыре вида компенсации любого нарушения – полная и неполная компен- сация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь). При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротиче- ские комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Не- полная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполно- ценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, не- уверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозмож- ность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мни- 25 мой компенсации, при которой ребенок (а позднее – взрослый человек) на- чинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого выгоду. Такой вид компенсации порочен: он оста- навливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгои- стичную личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности использу- ют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения. При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказывается возмож- ным компенсироваться за счет других людей, в основном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при фи- зических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенса- ции и поэтому служат причиной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувст- вом общности старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию, слабость оборачивается силой. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться, человек актуализирует свои творческие возможности. По мнению Л.С. Вы- готского, А. Адлер вывел психологический закон превращения органиче- ской неполноценности через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импуль- сы и источники силы». Сверхкомпенсация – это только крайняя точка од- ного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической пози- ции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации… 26 Проанализировав существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций, Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педаго- гики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического разви- тия, в том числе детей с недостатками слуха. В теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить ряд важных положений. 1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с на- рушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять те функции, которые у нор- мального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глухой другим путем получить не мо- жет. Исходя из этого, сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов вос- приятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта. 2. Л.С Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном ха- рактере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, способствующих успешной компенсации. Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодо- ление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций. Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка мож- но представить в следующем виде: первичный дефект – нарушение слуха, вторичное отклонение – нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка – своеобразное развитие всех познаватель- ных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), отклонения четвертого порядка – нарушения в развитии личности. 3. Л.С. Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинении специального воспитания 27 социальному, их взаимозависимости. При этом необходимость специаль- ного воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначи- тельные нарушения слуха, по мнению Л.С. Выготского, оказываются для человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Следу- ет как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слу- хом, чтобы речь была ему нужна и интересна. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выра- ботанных форм и способов деятельности. Побудительные факторы разви- тия приводятся в движение деятельностью субъекта, которая возникает в ответ на появление потребности. Потребности, в свою очередь, формиру- ются в процессе психического развития ребенка, одна из первых и важ- нейших потребностей – потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, отношения и спосо- бы взаимодействий с которыми в дальнейшем усложняются (используются предметы, знаковые системы). 4. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Л.С. Выготский высоко оценивал потенциальные возможности компенсации у людей с нарушениями слуха, при этом счи- тал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности за исключением некоторых областей, непосредственно связанных со зву- ком. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в тру- довую деятельность создаются условия для полноценной интеграции в общество. Включение людей с недостатками слуха в активную трудовую жизнь вместе со слышащими – вот главное направление компенсаторной работы. 5. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным. По его мне- нию, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально- 28 психологическая реализация. Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только в том случае, когда дефект становится осознанным. Сверхкомпенсация, с одной стороны, детерминируется харак- тером, степенью дефекта и резервными силами организма, а с другой – внешними условиями. В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия, Б.В.Зейгарник, В.В.Лебединского) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций. Практическая реализация основных положений Л.С. Выготского была осуществлена отечественными сурдопе- дагогами. Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Лебе- динским параметров, определяющих тип нарушения психического разви- тия (дизонтогенез). В соответствии с этими параметрами психическое раз- витие лиц с недостатками слуха относится к дефицитарному типу дизонто- генеза. Рассмотрим его особенности по отдельным параметрам. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и определяет его вид – общий дефект, связанный с нарушением регулятор- ных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловлен- ный недостаточностью отдельных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Поскольку нарушения в дея- тельности регуляторных систем в той или иной степени влияют на все ас- пекты психического развития, недостатки слуха как частные нарушения можно компенсировать из-за сохранности регуляторных или других част- ных систем в условиях адекватного обучения и воспитания. Второй параметр – время поражения – обусловливает характер нару- шения психического развития. Чем раньше произошло поражение (врож- денная или рано приобретенная глухота), тем вероятнее явление недораз- вития психических функций; при позднем возникновении нарушения воз- можны повреждения психических функций с распадом их структуры (в случае несвоевременного начала коррекционной работы у позднооглохших детей). В ходе психического развития каждая функция проходит сензитивный период, который отличается не только наиболее интенсивным развитием данной функции, но и наибольшей ее уязвимостью по отношению к воз- действиям. Неустойчивость психических функций может привести к явле- ниям регресса (возврата функции на более ранний возрастной уровень) или 29 к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации. По мнению В.В. Лебедин- ского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые в это время находятся в сензитивном периоде, затем – функции, непосредственно свя- занные с поврежденной. Поэтому у детей с недостатками слуха одни функции будут относительно сохранными (например, зрительное воспри- ятие, вибрационная чувствительность), другие – в разной степени задер- жанными (например, осязание, развитие движений). Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичны- ми и вторичными дефектами. Нарушение слуха как первичный дефект ве- дет к недоразвитию речи как психической функции, связанной с постра- давшей наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимодейст- вий. В психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодей- ствий психических функций, как временная независимость функций, ассо- циативные и иерархические связи. Временная независимость функций ха- рактерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная незави- симость развития мышления и речи до двухлетнего возраста. У детей с не- достатками слуха, особенно у ранооглохших, эта независимость в развитии мышления и речи может сохраняться намного дольше. С помощью ассо- циативных связей разномодальные чувственные впечатления объединяют- ся в одно целое на основе пространственно-временной близости (напри- мер, образ дома, времени года). Самый сложный – иерархический – тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, кото- рые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пере- стройку психической функции (по Н.А. Бернштейну). Перестройка и усложнение межфункциональных взаимодействий происходят в определенной последовательности, при этом каждая из пси- хических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются пе- риоды более быстрого и более медленного их формирования. У людей с недостатками слуха наблюдаются нарушения межфункциональных взаи- модействий, возникновение диспропорций в психическом развитии, на- пример несоразмерности в развитии наглядно-образного и словесно- логического мышления, формировании письменной и устной речи. 30

Многие даже и не догадываются, что глубинные комплексы из детства становятся залогом ошеломительного успеха в будущем. Сегодня мы будем говорить о психологических типах защиты, а именно компенсации и гиперкомпенсации.

Узнаем значение термина

С латинского языка - "возмещение". Компенсация в психологии - это реанимирование разрушенного баланса психических и психофизиологических процессов путем возрождения обратного рефлекса или стимула. Термин «защитные механизмы» был введен австрийским психологом З. Фрейдом в 1923 году.

Многие специалисты считают, что компенсация в психологии - это автономная модель защиты от имеющихся комплексов. Индивид будет стараться восполнить триумфом ту сферу, в которой чувствовал себя неполноценным. С положения компенсации также анализируется аморальность подростков, их поведение с враждебными противозаконными действиями, нацеленными против индивида.

Иной демонстрацией механизма защиты станет восполнение несбывшихся желаний и нереализованных событий за счет сверхреализации в иных сферах жизнедеятельности. К примеру, хилый, физически неразвитый человек, который не в состоянии дать отпор «на кулаках», обретает моральное удовольствие, унижая преследователя при помощи своего острого ума и эрудиции. Люди, которые используют компенсацию как наиболее подходящий тип психологической защиты, как правило, являются фантазерами, пребывающими в поиске идеала в разных областях жизни.

Это не что иное, как защитный механизм психики, который самостоятельно устраняет или восполняет негативные черты характера человека. Прибегая к этому методу, личность либо компенсирует отрицательные характеристики, либо развивает новые. Допустим, низкорослый человек, страдающий от этого комплекса, направляет все усилия на статусный рост личности. Добивается этой цели благодаря своей высокой мотивации.

Ученик и последователь З. Фрейда - Альфред Адлер

Раскроем суть вопроса

Строки поэта Б. Слуцкого гласят, что утративший зрение, слух и осязание человек ни в коем случае не лишится чувствования и мировосприятия, потому что его естество отыщет иной путь, а тело - другие кладовые познания.

А в действительности посмотрите: человек, утративший один из каналов, связывающих его с окружающим миром, безусловно, переживает это очень тяжело, но при этом так перестраивается, что меняет все устоявшиеся принципы и привычки, образ жизни.

Это можно рассмотреть на примере великого композитора Бетховена, который в 26 лет утратил слух. Последние его музыкальные творения были пронизаны трагизмом, душевностью и болью.

Значит, в психологии компенсация - это своего рода «палочка-выручалочка», которая появляется при утрате свойств отдельных органов чувств человека. Иными словами, остальные функционирующие органы ощущений берут на себя ответственность за восстановление деятельности утративших работоспособность.

У слепых обостряются другие органы чувств. А вот люди, лишенные и зрения, и слуха заслуживают величайшего уважения. Ведь их душа - глубокая непознанная кладовая, и это достойно преклонения.

Это Николай Островский, Ольга Скороходова. Будучи малышкой, пережила тяжелое заболевание менингит и потеряла зрение и слух. Вопреки всему она научилась писать и даже читать, окончила МГУ имени Ломоносова. Стала научным сотрудником, будучи первой, достигшей этого звания, имея такой недуг. Более того, она стала ученым-дефектологом, педагогом, писателем и поэтессой. Каждая строка ее произведений была наполнена мощью и мужеством. В данном случае компенсация дарит ей новое качество - победоносную силу духа, делая ее великим человеком. Вы только подумайте, лишенная восприятия красот природы, пения птиц, шума дождя, шепота деревьев, она, как и все люди, искала любовь, стремилась к постижению красоты и бесконечности. Каждое переживание, прикосновение к живому читалось в ее стихах.

Это и есть гиперкомпенсация, которая и заключается в том, чтобы развивать данные, которые являются дефектными или слабовыраженными.

Эти и многие другие примеры легендарных личностей показывают нам позитивный результат самореализации человека. Но, к сожалению, известно и множество негативных последствий, которые выражаются во всеобщей ненависти к социуму, при этом с ощущением собственного превосходства над всеми. Такая реакция гиперкомпенсации происходит в том случае, когда самоцелью становится желание доказать значимость и полноценность путем унижения других. Это позволяет ощущать свое великолепие.

Итак, в нашей статье мы рассмотрели такие вопросы, как компенсация и гиперкомпенсация, привели примеры из жизни. Компенсация призвана быстро реагировать на сигнал внутренних нарушений, дабы избежать дисбаланса с окружающей средой и блокировать возможную утрату целостности.

Это возме­щение недоразвитых или нарушенных психических фун­кций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации пси­хических функций возможно вовлечение в действие но­вых структур, которые раньше не участвовали в осуще­ствлении данных функций или выполняли при этом дру­гую роль.

Выделяют два типа компенсации функций:-внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия);-межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций (например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденных осуществляется за счет развития осязания).. смешанная

Типы компенсации психических функций:Чаще наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития.Высшие человеческие формы компенсации обеспечива­ют возможности полноценного развития личности.Теория компенсации прошла длительный путь раз­вития в тесной взаимосвязи с историей развития специ­ального обучения. Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие изна­чально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто роль та­кого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое воздействие на психику человека.

Особое место в теории компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога А. Адлера. Он выдвинул принцип внутреннего единства психоло­гической жизни личности и подчеркивал роль социаль­ного, а не биологического фактора в психическом раз­витии человека. Адлер считал, что формирование лич­ности происходит в основном в первые пять лет жизни ребенка, когда у него развиваются свой стиль поведе­ния, который определяет образ мыслей и действий во все последующие периоды. С точки зрения Адлера, че­ловек - это самое биологически неприспособленное су­щество, поэтому у него изначально возникает ощуще­ние неполноценности, которое усиливается при нали­чии у ребенка какого-либо физического или сенсорного дефекта. Самоощущение неполноценности, дефективно­сти является постоянным стимулом к развитию его психики, то есть дефект предполагает не только отри­цательное влияние на человека, но и положительное.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и само­утвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие возможности. Адлер выводит основной пси­хологический закон превращения органической непол­ноценности - через субъективное чувство малоценнос-ти, которое является оценкой своей социальной пози­ции, - в стремление к компенсации и сверхкомпенса­ции. В то же время сверхкомпенсация - это крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса ком­пенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс - это неудача компенсации, уход в болезнь, невроз, полная асоциальность психоло­гической позиции. Между этими двумя полюсами рас­положены всевозможные степени компенсации - от ми­нимальной до максимальной.

Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. В теории компенсации Л.С. Выготского можно выде­лить следующие положения: - Л.С. Выготский придавал большое значение вклю­чению аномальных детей в разнообразную социально зна­чимую деятельность, созданию активных и действен­ных форм детского опыта. При выпадении какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять та­кие функции, которые не выполняются ими обычно. Поэтому необходимо обращать внимание на развитие этих функций.-Положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Например, при нарушении слуха вопрос обучения детей устной речи становится не только специальным вопросом методики обучения его артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, что бы речь была ему нужна и интересна. Необходимо создавать потребности в общечеловеческой речи - тогда и появится речь.-Основной путь компенсации людей с различными нарушениями - включение их в разнообразную актив ную деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Трудовая деятельность создает оптимальные условия для полноценной интеграции в обществе.-Положение о том, что сам по себе дефект психического развития не делает его носителя дефективным. Решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. Уровень компенсации определяется характером и степенью дефекта, резервными силами организма и внешними социальными условиями.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 82. Компенсация психических функций:

  1. 40.Возрастные изменения психических функций и возможности их компенсации
  2. 69. Определите компенсацию, как «ситуационную» реакцию. Основные стадии компенсации. Морфологическая характеристика компенсации.