Размеры крестов. Православные кресты на могилы

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Издавна сложилась традиция устанавливать монументальные кресты вне храма на земле. Они изготавливаются из камня или дерева и имеют высоту до нескольких метров. Такие кресты призывают к молитве и поклонению Спасителю, поэтому часто именуются поклонными. Ставятся они по различным причинам.


Обетные (памятные благодарственные) кресты ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского до сих пор стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 г наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.

Придорожные, межевые кресты устанавливались у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. В наше время стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйствен-ных угодий. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались «голубцами».

Поминальные кресты не совпадают с местом захоронения христианина, а ставятся на месте его внезапной гибели, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест.

Приметные кресты служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Были распространены в северной поморской культуре. Приметный крест недавно был установлен на вершине г. Афон.

Кресты - заместители храма ставятся на месте сгоревшего или разрушенного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен т. н. Святославов крест, установленный при закладке Георгиевского собора в г. Юрьеве-Польском. Это Распятие с предстоящими, которое является подлинным шедевром древнерусского искусства.
Много таких крестов - заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси.

Процесс изготовления поклонного креста 6 метров


Изготовление поклонного креста в честь 400 летия дома Романовых(царский крест)

Установка Поклонного Креста возле храма мученика Уара в Химках.

Крест – это священный символ православной веры, который сопровождает каждого крещеного человека практически от рождения и до окончания земной жизни. Именно его священнослужители рекомендуют использовать в качестве памятника на могиле умершего, ведь он будет одухотворять место захоронения, помогать усопшему перейти в иной мир. Размеры креста на могилу могут быть самыми разными, но он обязательно должен соответствовать принятому «золотому сечению».

Какой формы должен быть крест?

Со времен появления православия кресты стали неотъемлемой составляющей христианской жизни, символизирующей бессмертие души. Обычай устанавливать распятие на кладбищах зародился еще во времена князя Владимира и по сей день он не теряет своей актуальности. Существует несколько вариантов исполнения креста, но на могилах чаще всего используется только два вида:

  • Шестиконечный, в котором предусмотрена только нижняя косая перекладина — «праведное мерило». Согласно некоторым апокрифическим данным такая перекладина была опорой для ступеней Христа. Две ее стороны символизируют духовную составляющую человека, а также возможность прощения всего содеянного. Конец, опущенный вниз – это грех не раскаяния, а поднятый вверх – благодетель покаяния. Как правило, вниз опущена левая половина, так как по преданиям именно с правой стороны находился разбойник, покаявшийся перед своей смертью. При сооружении креста важно соблюдать сорока пятиградусный угол наклона планки.
  • Восьмиконечный, дополненный короткой верхней горизонтальной перекладиной. Утверждается, что такая же планка была на оригинальном распятии и на ней была прикреплена табличка с надписью – «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Именно восьмиконечный крест чаще всего выбирается для кладбища, так как он полностью отображает бессмертие души и спасение во Христе.

Стоит подчеркнуть, что по канону на распятии, расположенном на могиле, не должно быть никаких эпитафий, фотографий покойного.

Каких размеров должно быть распятье?

Православный восьмиконечный крест создается на основе классических пропорций человека, которые также принято называть «золотым сечением». Он должен состоять из четырех перекладин, каждая из которых находится на определенном месте. Так как их расположение носит древний сакральный смыл, то отклонения даже в пару сантиметров недопустимы.

Согласно «золотому сечению» коэффициент идеального соотношения сторон составляет 1,618. Именно по нему и создаются классические могильные кресты. Расположение всех перекладин должно соответствовать таким параметрам:

  • Вертикальная основная перекладина, отвечающая за высоту креста – 1,618 метра.
  • Самая длинная продольная перекладина, к которой по преданию прибивали руки Спасителя – 1,618 метра. Она располагается на 0,382 метра ниже от конца вертикальной планки.
  • Верхняя перекладина, являющаяся прототипом таблички – 0,382 метра. Расстояние от нее и до основной перекладины – 0,236 метра.
  • Нижняя перекладина, символизирующая подножие или весы справедливости, располагается под углом в 45 градусов. Ее концы должны расходиться в стороны на 0, 125 метра от основной вертикали. Центральная часть перекладины располагается на расстоянии 0,5 метра от нижнего края креста.

Стоит подчеркнуть, что высота могильного креста может быть любой, но при этом важно соблюдать все установленные пропорции. Только в этом случае распятие будет правильным с церковной точки зрения.

Из чего сделать распятие на кладбище?

Выбирать материал для изготовления креста на могилку необходимо с учетом времени его эксплуатации. Если планируется установка гранитного памятника, то не нужно выбирать дорогостоящие материалы. Сегодня распятия делаются из:

  • Дерева – это классический вариант, использующийся в 90% случаев. Деревянные кресты легко утилизируются после потери внешнего вида, они стоят недорого и доступны всем. Если же планируется оставить деревянное распятие на более длительный срок, то следует заблаговременно покрыть их морилкой, олифой, краской или лаком. Это сделает распятие устойчивым к погодным явлениям.
  • Металла – в последнее время этот материал используется нечасто, но зато он долговечен и непривередлив. Металлические кресты, сделанные при помощи художественной ковки, выглядят не хуже дорогостоящих памятников, но зато более полно отображают духовную составляющую человеческой жизни.
  • Бетона, гранита, камня – дорогостоящие варианты, используемые в качестве аналога памятным монументам. Отличаются долговечностью, привлекательным внешним видом и устойчивостью к погодным условиям.

Устанавливать крест следует в ноги покойнику, так как он символизирует бессмертие и будущее воскресение. Обращенный к лицу усопшего, он поможет ему быстрее расстаться с телом и перейти в другое божественное измерение.

Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с , в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей!
Действительно:
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в и использованной при составлении проектов. При рассмотрении надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок.
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта (тоже с Голгофой).
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень - мерная маховая.

При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства:
1) Размеры древнерусских саженей определялись в на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений - церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в требует коррекции, или проведение , снимающий различие между 197,4 и 193,5.
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки.
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см.
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры.
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают:
Таблица №8.

H/A B/A D/A
Крест 1637 г. 339,4/193,5=1,75 274,9/193,5=1,42 21,5/193,5=0,11
Проекты (старинная схема)
Dнародная=19,9 см. 1,72 1,41 19,9/197,4=0,1
Dцерковная=23,3 см. 1,72 1,36 23,3/197,4=0,12
Dцарская=24,68 см. 1,72 1,34 24,68/197,4=0,13

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов.
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.

Правило определения размеров крестов

Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов:
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из . Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов.
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: "Православие, Самодержавие, Народность".

У всех народов имеются свои принципы захоронения, но, когда умирает человек, возникает масса вопросов, связанных с оформлением и установкой креста на могиле.

Православный крест на могилу должен быть обязательно установлен сразу же после захоронения.

Где ставится крест на могиле у православных?

Если на могиле имеется крест, то это говорит о том, что умерший был христианином. У православных христиан, как правило, на могиле устанавливается восьмиконечный православный крест. Хоронят головой на запад, для того чтобы он мог видеть восход солнца.

Крест в ногах позволяет умершему видеть крест и молиться на него.

Стоит отметить: иногда на крест прикручивают фотографию умершего, но священники этого делать не советуют. Лучше всего на табличке написать дату смерти и рождения, а также фамилия, имя, отчество умершего.

Почему на могиле ставят крест?

В православии устанавливает на могиле крест в связи с тем, что покойный верил во Христа и носил при жизни нательный крест, и теперь он находится под покровительством Распятия, расположенного лицом к умершим, чтобы при воскресении восстать из гроба и увидеть оружие победы над дьяволом.

Пропорции и размеры креста на могилу

Сами размеры креста на могилу могут быть разными, но они должны соответствовать «Золотому сечению». Поперечная планка креста должна приравниваться 1/3 высоты самого издеия, которое умножается на 2 и получается что верхний конец составляет 1/3 центра креста.

Боковые планки тоже должны приравниваться по 1/3, а нижняя часть будет составлять 2/3. На нижнюю часть креста прибивается наклонная планка, которая будет параллельна верхней части креста. Наклон самой планки должен приравнивается 45 градусов, а длина должна равняться длине таблички.

Косая перекладина, которая имеется на кресте, представляет собой весы правосудия. Согласно библии на Голгофе были распятые два разбойника, один был с левой стороны от Христа, а другой с правой. С правой стороны разбойник покаялся и получил прощение, и об этом говорит косой конец перекладины, который направлен вверх.

Как сделать своими руками крест из металла?

Временные кресты на могилу чаще всего делается из дерева, но также могут быть сделаны и из металла. Раньше делали кресты из железа, иногда покрывали их титановым напылением, также могли использовать сталь, чугун.

Многие приобретают металлические кресты в ритуальных магазинах, но иногда близкие делают такой крест своими руками. Опять же его размеры должен быть обязательным соблюдать пропорции «Божественного сечения».

Для того чтобы делать этот крест самостоятельно нужно выбрать профильную трубу, также табличку, на которой записать сведения о покойном. Перед монтажом необходимо покрасить изделия в нужный цвет. После желательно покрыть антикоррозийным лаком, чтобы железо не покрывалось ржавчиной.

Как сделать своими руками крест из дерева?

Изготовить деревянный крест на могилу достаточно легко, чтобы он получился красивым и правильным надо знать базовые столярные навыки.

После того как крест будет изготовлен по структуре «Золотого сечения», в конце работы обязательно крест пропитывается морилкой и покрывается лаком.

Можно ли менять крест на могиле?

Если крест на могиле со временем износился и прогнил, то его можно заменить на новый, но при этом старый крест должен быть сожжен.

Дело в том, что в русской православной церкви дерево было самым распространенным материалом из которого создавали кресты на кладбище. Наши предки кресты не красили, т.е. оставляли материал таким, какой он есть.

Но сегодня многие задумываются над тем, как сохранить память о близком, и чтобы крест не потерял внешнего вида и простоял намного дольше, прежде чем покрывать крест лаком и морилкой, необходимо зачистить все неровности и сделать поверхность гладкой. После покрыть крест морилкой, уже после лаком. Лак высыхает не сразу по стечении определённого времени.

Некоторые покрывают крест воском, тогда он приобретает матовый оттенок и это защищает его от короедов и солнечных лучей. Существует несколько видов покраски крестов, но при выборе покрытие необходимо обратить внимание, чтобы само покрытие могло защитить дерево от воздействия окружающей среды.

Что делать с крестом после установки памятника?

Большинство священников утверждают о том, что после того как деревянный крест меняют на памятник, его необходимо сжечь, а оставшийся прах развеять на могиле в виде Креста. Если же сжечь его невозможно, то в этом случае крест разбирается и закапывается в надгробье.

Церковь разрешает распиливать деревянный крест и закопать его рядом с могилой или отдать малоимущим людям, у которых нет средств, чтобы установить такую похоронную атрибутику.

Если на территории кладбища имеется церковь или часовня, то как правило крест приносят священнослужителям, а они заботятся уже о том, чтобы он был сожжен по всем правилам.