Развитие просодической стороны речи у детей (игровые упражнения). Методическая разработка на тему: Формирование просодической стороны речи

Нарушение голоса оказывает существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижает ее разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в ее восприятии. А у самого ребенка патологические изменения нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями. Дети физиологических групп также имеют в некоторых случаях проблемы с интонацией, темпом и ритмом (осиплость, глуховатый, тусклый тембр).

В последние годы появились данные об увеличении числа детей с функциональными нарушениями голоса, что связано с гриппозными эпидемиями, острыми респираторными инфекциями и аллергическими заболеваниями. Поэтому назрела необходимость своевременной и точной диагностики этих нарушений, соблюдения мер профилактики и гигиены голоса, а также устранения стойких нарушений голоса логопедическими упражнениями.

Наиболее часто диагностируется в детском возрасте периферическое функциональное нарушение голоса - спастическая дисфония - расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения при чрезмерной громкости (крик в играх, спорте, хоровом пении, подражание различным звукам, голосам людей, животных), неправильной технике голосоподачи.

Каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении, - языка, губ, щек, зубов, мягкого и твердого неба, верхней и нижней челюстей (особенно нижней). Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора. Дыхательная система ("энергетическая") сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Таким образом, голосообразовательная функция человека подчинена регулирующему влиянию центральной нервной системы, взаимосвязана и обусловлена работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Одной из задач по развитию просодических компонентов речи является развитие артикуляционной моторики и мимики, общей и мелкой моторики.

Артикуляционный массаж

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуля ция. Для развития артикуляции необходимо использовать кинезиотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. Массаж активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус го лосовых мышц. Любой массаж целесообразно начинать с общей разминки тела и голоса.

Артикуляционный массаж В.В. Емельянова

  1. Покусать кончик языка.
  2. Покусать язык по всей длине.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
  5. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
  6. Провести надавливающий массаж и сдвигающий массаж лица от корней волос до шеи своими пальцами.
  7. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев
  8. Положить указательные пальцы обеих рук под глаза и поднимать лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  9. Поставить указательные пальцы на переносицу. Сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
  10. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот.
  11. Взять левой рукой правый локоть, согнуть кисть правой руки под прямым углом к предплечью и на образовавшуюся "полочку" положить подбородок. Выдвинуть подбородок так, чтобы он не отошел от тыльной стороны кисти, а кисть не изменила своего положения. "Подбородок вперед, нос вверх".
  12. Максимально открыть рот, обнажив зубы, наморщив переносицу, включив мышцы под глазами. Широко открыв глаза, сделать 4 движения языком вперед-назад при неподвижной челюсти и губах.

Резонаторный массаж

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных используем резонаторный массаж (постукивание пальцами по частям тела), поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, кашлевые движения, подражания голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани. Вибрационный массаж заключается в поколачивании частей тела с одновременным произнесением звука (М).

Резонаторный массаж Е.С. Алмазовой

  1. Постукивать по груди - произносить "М".
  2. Постукивать по лбу от центра к вискам - произносить "М", Н,МИ,НИ".
  3. Постукивать по крыльям носа - зажимать и отпускать ноздри -произносить "м-м-м".
  4. Постукивать над верхней губой произносить "ви-ви-ви".
  5. Постукивать под нижней губой - произносить "зи-зи-зи".
  6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони и произносить "м-м-м" (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).
  7. Постукивать по спине в области лопаток - произносить"м-м-м".
  8. Кончик языка между губами - произносить "м-м-м".

Фонопедические упражнения В.В. Емельянова

Специфика проведения фонопедиеских упражнений заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движения с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

В проведении данных упражнений используем "толстый" - низкий речевой голос и "тонкий" - высокий речевой голос. В логопедической практике при постановке голоса опираемся на приемы, используемые отечественными педагогами по вокалу и сценической речи, фонопедические упражнения с элементами массажа гортани, неба, голосовых связок.

Песенка про смех


Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!
Так смеются медвежата - ха-ха-ха!
И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!
Они басом все хохочут - ха-ха-ха! -
Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!

Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха
Так смеются лягушата - ха-ха-ха.
И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.
Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.

От шепота до крика

Произносить на одном дыхании (движение рук по телу вверх).

Раз, два (шепот), три, четыре (тихий голос), пять, шесть (средний голос), семь, восемь (громкий голос), девять (очень громко), десять (крикнуть).

Бегемот

Произносить грудным и фальцетным режимами (вибрирует мягкое небо -храп на вдохе и выдохе).
Сладко спит в своей постели бегемот - хр-хр-хр.
Видит он во сне морковку и компот - хр-хр-хр.
Спит он, широко разинув рот, - хр-хр-хр.
И во сне он громким голосом поет - хр-хр-хр!

Едем

"Губной вибрант" (помогаем указательным пальцем).

На машине едем к маме бр-бр-бр.

Мы не ели, мы не спали - бр-бр-бр.

Целый день мы за рулем - бр-бр-бр.

все нам было нипочем - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не рычи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не урчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не фырчи - бр-бр-бр.

Ты, моя машина, не ворчи - бр-бр-бр.

Вопросы - ответы

Используем гласные, интонируем вверх (вопрос) и вниз (ответ).

у-у-у-У. У-У-У-у;

у.у_у-О - О-О-О-у; о-о-о-А - А-А-А-о; и т.п.

Упражнения, направленные на отработку речевого дыхания

Для коррекции физиологического дыхания используем различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Речевое дыхание - это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Самомассаж лица

Фритц Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике специальный массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способность мозга сопоставлять факты, а значит и на развитие речи. Комплекс доктора был апробирован и творчески развит И.А. Блыскиной (С.-Петербург). Подключая интонирование, меняя высоту голоса, темп и ритм, мы используем эти упражнения для развития просодики. Предварительно изучаем массажные линии на лице. Вначале ребята выполняют массаж по показу, затем самостоятельно. Руки растираем и разогреваем

И затем теплом своим нежно умываем. Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, тянем их за мочки. И затем руками трогаем мы щечки.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова, он состоит из упражнений самомассаж тыльной стороны кистей рук; самомассаж ладоней, пальцев рук; упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления; расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук.

Вырос у нас кабачок

Пальцы в кулачках, На каждую строку разгибать по одному пальцу и растирать круговыми движениями

Вырос у нас чеснок

Разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями

перец, томат, кабачок,

Средний палец правой руки

Тыква, капуста, картошка

Безымянный палец правой руки.

Лук и немножко горошка

Мизинец правой руки

Овощи мы собирали

Мизинец левой руки

Ими друзей угощали.

Безымянный палец левой руки

Квасили, ели, солили

Средний палец левой руки

С дачи домой увозили

Указательный палец левой руки.

прощай же на год

Большой палец правой руки.

Наш друг огород!

Большой палец левой руки.

Аурикулярный массаж

Массаж ушных раковин (аурикулярный), показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развивать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Технология аурикулярного массажа заключается в целенаправленном влиянии на зоны артикуляционного аппарата. Рекомендуется массировать по порядку четыре определенные зоны.

. Игра с ушками

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем "козелок".

Напротив ушко мы помнем

раз, два, три, четыре, пять - продолжаем мы играть,

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять -

Продолжаем мы играть из ушка к верхушке

Дорожка ведет.

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы

Чтоб гладкой была...

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть нужно ямку растереть,

раз, два, три, четыре, пять -

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

Поглаживание ушных раковин.

Плантарный массаж

Стопы ног - это еще один экран состояния системы и органов человека. Массаж стоп иначе называется плантарным или индийским. Его после предварительного обучения проводят родители дома. На подошве массажа кожных рецепторов, там находятся около 72 тысяч нервных окончаний, через который организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные (вегетативные) центры. При массаже ноги должны быть максимально расслаблены, проводится он в положении сидя или лежа. В последнем случае ребенок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массировать всю стопу (поглаживание, растирание, надавливание), растирать подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживать всю стопу и проводить вращательные движения пальцев и голеностопного сустава. Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до минут). Возможно использование массажных мячиков.

Большинству детей с речевыми нарушениями свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация.

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики, с применением "внушения" формул правильной речи помогают в решении данной проблемы.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий, ориентированных на индивидуальность ребенка, позволит ему в будущем добиться значительных успехов, сделать блестящую карьеру и состояться как личность.

____________________________________________

Литература

  1. Мамаева Н.Л. Использование здоровьсберегающих технологий в совершенствовании просодической стороны речи дошкольников -Дошкольная педагогика - 2013-№ 10, с 48-51.
  1. Кудинова М.Н. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников / Логопед -2010-№2.

!!! В Дополнительная информация для студенток по билету.

[ Просодика (просодия) – это совокупность ритмико-интонационных средств речи. Интонационно- выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как


Ø Логическое ударение

Ø Дикция.


Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации. (По Е.Ф.Архиповой)]

Наиболее широко освещено в литературе состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия, ринолалия и заикание ; встречаются отдельные указания на расстройство просодики при алалии .

При дизартрии наблюдаются просодические и голосовые нарушения: нарушение интенсивности голоса (тихий или слишком громкий голос), наличие назального оттенка, появление фальцета на фоне грудного регистра. Общее звучание речи характеризуется как смазанное, невыразительное, нечеткое. Причиной голосовых и просодических расстройств являются нарушения тонуса артикуляторной, фонационной и дыхательной мускулатуры. Но проявляются они в разной степени и в различных вариантах.

Так при мозжечковой дизартрии главным симптомом служит нарушение ритма речи, которое проявляется в скандированности (т.е. в нарушении плавности речи, когда больной говорит как бы по слогам). У таких больных также страдает мелодика речи, происходит повышение тона на ударном гласном, присутствуют лишние паузы. Речь звучит напряженно, недостаточно внятно. При экстрапирамидной дизартрии темп речи замедлен, мелодика вырождается, речь становится монотонной; нарушается структура синтагм; страдают паузация и акцентуация. В основе данного расстройства лежит распад подкоркового фона речевых движений. При постцентральной апраксической дизартрии речь замедляется, становится неплавной и напряженной; просодические нарушения напоминают нарушения при заикании. В основе этого типа дизартрии лежит расстройство праксиса. Нарушения просодики возникают и при стёртой дизартрии у детей. Исследования Е.М.Мастюковой, Л.И Беляковой и др. показали, что в этом случае страдает восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом (не удаются модуляции по силе и высоте, голос звучит тихо или слишком громко).

Темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонация. Большую трудность представляют воспроизведение ритма и логического ударения. В основе данного дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов. При коррекции различных типов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо обследование интонационной стороны речи. Нарушение просодической стороны речи является диагностическим критерием при дифференциации стёртой дизартрии и дислалии.

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринолалия и ринофония причислены к голосовым расстройствам. Ринофония характеризуется только изменением носового резонанса. Ринолалия , помимо нарушения резонанса, включает также искажение звукообразования. Изменение голоса при ринолалии отмечается всеми исследователями и рассматривается как один из ведущих симптомов нарушения речевого развития. Т.Н. Воронцова, оценивая голос детей, страдающих ринолалией, указывает, что уже в период формирования первых слов он приобретает носовой оттенок, отмечается нарушение высоты, силы и тембра. Голос характеризуется как глухой, монотонный, слабый, немодулированный, с резким носовым оттенком.

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок.Сначала дети учатся вслед за логопедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос. Затем они разыгрывают сказку между собой или дома с родителями. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по коррекции дыхания, активизации артикуляционной моторики, развитию подвижности мышц небно-глоточного кольца, уменьшению носового оттенка голоса, формированию правильного произношения.

При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и паузация, и постановка логического и фразового ударения, тембр, высота и громкость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем, что заикание – сложное речевое расстройство, при котором затронуты и речевое дыхание, и голосообразование, и артикуляция.

Коррекция осуществляется путём нормализации ритма и темпа речи, выработки правильных интонационных моделей. Одновременно проводится психологическая коррекция. В работах Л.З. Андроновой-Арутюнян указывается на необходимость формирования интонационной выразительности речи, начиная с самых первых этапов логопедического воздействия.

Речевые расстройства тахилалия и брадилалия связаны с нарушением темпа. При тахилалии не только темп речи ускорен, но и вообще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Мысли сбивчивы, речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и перестановкой слогов. При брадилалии речь в целом замедлена, много ненужных пауз, мышление также замедленно. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта.

При алалии основное внимание исследователей уделяется состоянию лексико-грамматического строя речи. Лишь в единичных работах имеются незначительные указания на состояние просодической стороны речи детей, страдающих алалией. Так, например, в работе Н.Н. Трауготт, касающейся организации логопедической помощи детям с моторной алалией, указывается на то, что при изучении речи моторных алаликов вызывал интерес вопрос развития «музических компонентов речи» - мелодии, ритма и интонации. В связи с этим, автор выделяет две группы детей. У первой группы не отмечается никаких особенностей интонационного оформления речи. Зато у детей другой группы речь мало модулирована, невыразительна и монотонна, встречаются случаи нарушения темпа и ритма речи, неправильная постановка логического ударения. Автор указывает на то, что ребенок с алалией испытывает сложности интонационного оформления произвольного высказывания, хотя его спонтанная речь может быть достаточно выразительной.

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает разнообразие проявлений просодических расстройств при различных нарушениях речи.

Просодика– это совокупность ритмико-интонационных средств речи. Реализуется через такие качества речи, как: тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полётность голоса, дикци.

По Е.Ф.Архиповой просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации.

Наиболее широко освещено состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия, ринолалия и заикание; встречаются отдельные указания на расстройство просодики при алалии.

При дизартрии наблюдаются просодические и голосовые нарушения: нарушение интенсивности голоса (тихий или слишком громкий голос), наличие назального оттенка, появление фальцета на фоне грудного регистра. Общее звучание речи

характеризуется как смазанное, невыразительное, нечеткое. Причиной голосовых и просодических расстройств являются нарушения тонуса артикуляторной, фонационной и дыхательной мускулатуры. Но проявляются они в разной степени и в различных вариантах.

При коррекции различных типов дизартрии следует учитывать первичную причину дефекта. С этой целью необходимо обследование интонационной стороны речи. Нарушение просодической стороны речи является диагностическим критерием при дифференциации стёртой дизартрии и дислалии.

Т.Н. Воронцова, оценивая голос детей, страдающих ринолалией, указывает, что уже в период формирования первых слов он приобретает носовой оттенок, отмечается нарушение высоты, силы и тембра. Голос характеризуется как глухой, монотонный, слабый, немодулированный, с резким носовым оттенком.

Работу по нормализации просодической стороны речи следует проводить на материале стихотворений, басен, песенок, сказок.Сначала дети учатся вслед за логопедом подбирать нужные интонации, повышать или понижать голос. Затем они разыгрывают сказку между собой или дома с родителями. Каждое занятие должно состоять из нескольких упражнений по коррекции дыхания, активизации артикуляционной моторики, развитию подвижности мышц небно-глоточного кольца, уменьшению носового оттенка голоса, формированию правильного произношения.



При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и паузация, и постановка логического и фразового ударения, тембр, высота и громкость голоса. Коррекция осуществляется путём нормализации ритма и темпа речи, выработки правильных интонационных моделей. Одновременно проводится психологическая коррекция. В работах Л.З. Андроновой-Арутюнян указывается на необходимость формирования интонационной выразительности речи, начиная с самых первых этапов логопедического воздействия.

При тахилалии не только темп речи ускорен, но и вообще двигательная, психическая и речевая активность больных повышены. Мысли сбивчивы, речь торопливая, нечеткая, с многочисленными повторами, пропусками и перестановкой слогов. При брадилалии речь в целом замедлена, много ненужных пауз, мышление также замедленно. При коррекции этих нарушений полезно привлекать внимание больных к их речи, учить их контролировать себя. Необходимо осознание речевого дефекта и повышение эмоционального напряжения с целью преодоления дефекта.

Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи: Дыхательная гимнастика, Артикуляционно-мимическая гимнастика, Голосовая и интонационная гимнастика. Логоритмические упражнения, Формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи, Формирование темпо - ритмической организации речи. Для развития просодической и звуковой стороны речи необходимо специально тренировать активный слуховой самоконтроль.

19. Логопедическое обследование детей с системными нарушениями речи. Принципы, разделы, методы обследования. Организация корробучения и восп-ия требует всестороннего обслед-ия речевых и неречевых функций. Авторы: Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная. Принципы логопедического обследования: 1. Комплексность и всесторонность; 2. Целостность и конкретность; 3. Индивидуальный подход в установлении контакта; 4. Изучение в процессе обучения; 5. Выявление положительных возможностей; 6. онтогенетический Методы логопедического обследования I.Организационные? Сравнительный метод? Лонгитюдный (динамика) II.Эмпирические? Биографические (анамнез) ? Психодиагностические (тесты, анкеты, интервью) и т.д. III.Статические; IV.Интерпретационные (связь между явлениями) Этапы логопедического обследования 1 Ориентировочный этап; 2 Этап обследования речевой и познавательной деятельности; 3 Этап динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения и уточнения лого заключения. Схема логопедического обследования:I.Анкетные данные (ФИО, возраст, родной язык, адрес) II.Анамнез:III.Раннее психомоторное развитие: Голову держит с … дней; С каких месяцев сидит, стоит, ходит, первые зубы. IV.Раннее речевое развитие: Гуление; лепет, характер лепета; первые слова, фразы. Занимался ли ребенок с логопедом. V.Перенесенные заболевания и время перенесения:VI.Исследование неречевых психических функций в результате наблюдения: Общительность; Особенности внимания; Характер игровой деятельности; Индивид. особенности поведения. VII.Состояние слухового внимания: Дифференциация звучащих игрушек; Направление источника звука. VIII.Состояние зрительно-пространственного гнозиса и праксиса: Ориентировка в пространстве (вверх-вниз, впереди – сзади); Складывание разрезных картинок (не более 9 частей); Складывание фигур из палочек IX.Состояние общей моторики и Состояние ручной моторикиXI.Строение артикуляционного аппарата, речевая моторика: Губы, зубы, прикус, язык, мягкое и твердое небо. XII.Исследование дыхательной и голосовой функции: Темп дыхания; речевое дыхание; голос. XIII. Исследование просодических компонентов речи: темп, интонирование.

20. Логопедия как наука, предмет,задачи, методы. Понятийно - категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками. Логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) - и в переводе означает «воспитание правильной речи»Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.Задачи логопедии: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.3.

Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.7. Систематизация речевых расстройств.8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.Принципы. 1. Принцип системности 2. Принцип комплексности3. Принцип развития 4. Рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка

5. Деятельностный подход6. Онтогенетический принцип. 7. Этиопатогенетический принцип, т.е принцип учета этиологии и механизмов.8. Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.9. Принцип обходного пути, 10.Общедидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход и др.

21.Логоритмика в системе комплексной коррекционной работы при различных нарушениях речи. Логоритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Авторы: М.Ю. Картушина, А.Е. Воронова, Н.В. Микляева, О.А. Полозова, Г.В. Дедюхина и др.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха;

Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;

Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы. Логоритмика применяется и в настоящее время в: * различных реабилитационных методиках * медицинских центрах, * системе комплексной психолого – педагогической работы по преодолению заикания, дислалии, ринолалии, дизартрии, расстройств голоса, алалии * реабилитационных методиках восстановления речи у больных с афазией.

Элементы логоритмики: 1) Пальчиковая гимнастика 2) песни и стихи, сопровождаемые движением рук. 3)Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения 4) Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков. 5) фонопедические упражнения.6)Упражнения на развитие мимических мышц.

7) Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. 8) Упражнение на развитие словотворчества. В России используется: - фонетическая ритмика (Власова, Пфафенродт); используется по формированию речи у слабослышащих школьников. - речевая ритмика (Шматко) – применяется по развитию речи с глухими дошкольниками. - музыкальная ритмика (Яхнина) – недостаток слуха. - рече – двигательная ритмика (Мухина Алла Яковлевна)

22.Методика коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного и школьного возраста. Дети дошкольного возраста. Методики:

Власова –Рау – усложняющиеся речевые упражнения в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося.

Миронова – система последовательно усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы.

Выгодская, Успенская – система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия.

Волкова – система игр в комплексной работе с детьми, воздействие на микросоциальную среду.

Дети младшего школьного возраста.

Чевелева (=дошкольники) – система корработы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной.

Ястребова – развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала и программы по русскому языку.

Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Необходимо:

Учитывать этиологию заиканию (Заикание в результате инфекции устраняется лучше, чем другие).

Учитывать возраст (у дошкольного заикание устраняется более эффективно).

Учитывать микросоциальную среду

Учитывать природу заикания (функциональное заикание устраняется легче, чем органическая форма) и т.д.

23. Методика коррекционно-педагогической работы при ринолалии. Авторы методик: Е. Ф. Pay, А. Г. Ипполитова, И. И. Ермакова, 1984; Г. В. Чиркина. Задачи коррекционной работы: v нормализация ротового выдоха, выработка длительной ротовой воздушной струи v выработка правильной артикуляции всех звуков v устранение назального оттенка голоса v воспитание навыков дифференциации звуков v нормализация просодических компонентов речи В дооперационный период: i^ Освобождение лицевых мышц от компенсаторных движений i^ Подготовка правильного произношения гласных i^ Подготовка правильной артикуляции доступных согласных Операция В послеоперационный период: i^ Развитие подвижности мягкого неба i^ Устранение дефектов звукопроизношения i^ Преодоление назального оттенка голоса Специфические виды работы в послеоперационном периоде: ? Массаж мягкого неба? Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки? Артикуляционная гимнастика? Голосовые упражнения? Дыхательные упражнения Коррекционная работа при Ринолалия + Фонетическое недоразвитие: v автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении. активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); v формирование артикуляции звуков; v устранение назального оттенка голоса; v дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; v нормализация просодической стороны речи; v автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении. Ринолалия + ФФН: + v систематические упражнения по коррекции фонематического восприятия, v формированию морфологических обобщений, v преодолению дисграфии. Ринолалия + ОНР: v формирование полноценной фонетической стороны речи, v развитие фонематических представлений, v овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, v развитие связной речи.

24.Методика логопедической работы по коррекции нарушений голоса и предупреждению дисфоний у детей. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. Задачи: 1) необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма 2) ликвидация патологического способа голосования Вопросы методики восстановления голоса разработаны Е. В. Лавровой, С. Л. Таптаповой, О. С. Орловой и др. Этапы коррекционной работы: на примере пареза и паралича гортани. рациональная психотерапия (психотерапевтическая беседа, основная цель которой - убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, разъяснив цели и задачи коррекции); коррекция физиологического и фонационного дыхания (игра на губной гармошке, дыхательные упражнения – выдох и вдох через нос, вдох и выдох толчками и т.д.) тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями (Начинается коррекция голоса с произнесения звука м. Выбор этой фонемы определяется ее лучшей физиологической основой для установления правильной фонации. Дальнейшее закрепление кинестезии голосоведения происходит при произнесении пар слогов с ударением на втором слоге. автоматизация восстановленной фонации (Для этого подбираются слова, начинающиеся с прямых ударных слогов - ма, мо, му, мэ, мы. Далее приступают к фразовой речи и чтению стихотворений и прозы. На завершающем этапе речевой материал подбирается не по фонетическому принципу, а с учетом возраста и интересов обучающихся. Одновременно с работой над речевым материалом выполняются вокальные упражнения. Они позволяют закрепить восстановленную голосовую функцию в более короткие сроки, расширяют диапазон и увеличивают звучность голоса, вокальные упражнения проводятся в диапазоне одной, полутора октав, малой или первой в зависимости от высоты восстановленного голоса. Восстановленным можно считать громкий звучный голос при организованном речевом дыхании и отсутствии жалоб на утомляемость и различные неприятные ощущения в горле. Продолжительность коррекционно-логопедической работы 2-4 месяца, в зависимости от тяжести нарушения и времени начала занятий. К восстановлению голоса необходимо приступать в ранние сроки с момента заболевания. Своевременно начатые тренировки голосового аппарата при соблюдении этапов занятий и строгой дозировке нагрузок активнее мобилизуют компенсаторные возможности организма, предупреждают образование патологического навыка головедения и развитие невротических реакций. Профилактика голосовых нарушений: * Воспитание голоса с детства (беречь, не форсировать, образец голоса) * Закаливание организма * Профилактика курения, алкоголя, злоупотребления горячей и холодной пищей * Долечивание и «не перехаживания на ногах» легких простуд * Постановка голоса у лиц голосовых профессий * Психотерапия при фиксации на голосовом дефекте * Диспансеризация Рекомендации после окончания курса восстановления.

25.Методика логопедической работы по формированию связной речи. Связная речь – любая единица речи, составные языковые компоненты которой (знаменательны и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Авторы методик: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Р.Е.Левина, Л.М. Чудинова,В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Л.Н.Ефименкова и др. В основу организации каждого этапа положен принцип перехода от максимально развернутой речи к речи свернутой, краткой, что способствует, по мнению авторов, формированию внутренней речи. Приемы обучения:

применение анализа предложенного логопедом содержания сюжета по вопросам;

подражание готовым образцам;

рассказывание по заранее заданному плану в виде инструкции, объясняющей, в какой последовательности излагать материал.

Т.Б. Филичева, выделяя этап формирования связной речи, включает в него следующие разделы: ? словарную работу, ? обучение самостоятельному описанию предмета, ? обучение рассказыванию по серии картин, ? заучивание стихотворений, ? обучение пересказыванию художественных текстов. Принципы работы: * принцип единства развития речи и мышления, * принцип системности, * принцип перехода от простого к сложному. Методика Воробьевой:I раздел – Ориентировочный (Формирование представлений о том, что такое рассказ): 1 этап – интуитивная ориентировкаСравнение нормативного рассказа и ненормативного образца речи (набор бессвязных предложений, деформированный вариант рассказа, некомплектный вариант) 2 этап – вербально-логический Ребенок должен доказать, что этот текст является рассказом, а тот – нет. II раздел – Знакомство с правилами строения рассказа. 1 этап – формирование связной речи практическими методамиСоставление рассказа по сюжетным картинкам, игры на создание замысла рассказа, придумывание продолжение рассказа. 2 этап - знакомство с правилами строения рассказа:

Правило смысловой связи предложений в рассказе

Правило языковой связи в предложении или правило лексико-синтаксической связи предложений.

3 этап - формирование навыков связной повествовательной речи 4 этап - формирование навыков связной описательной речи III раздел - Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи IV раздел. - Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

26.Моторная алалия. Определение. Характеристика структуры речевого дефекта .

Моторная (эфферентная и афферентная) - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций. - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, при котором страдают все уровни языковой системы (фонетика, лексика и грамматика) и нарушен процесс говорения. Диффузное поражение переднелобных отделов коры ГМ, которое приводит не только к расстройствам речевой моторики, но и к общедвигательным нарушениям. МА представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми являются неоднозначными. В структуре речевого дефекта при МА ведущими являются языковые нарушения.Речевая симптоматика. Нарушены все компоненты - фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны. Есть группы с преобладанием фонетико-фонематическим нарушениями и с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. Симптомы речевые:

фонетические нарушения (звукопроизношение)

недоразвитие фонематического слуха

аграмматизмы в речи

нарушения структуры слова и фразы

резко обеднен словарный запас

нет связной речи

несформирована мотивация общения

понимание речи сохранно

Симптомы неречевые:

общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

нарушения координации движений

недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

нарушение орального и динамического праксиса

несформированность игровых навыков

импульсивность, хаотичность деятельности

нестойкость интересов

У детей отмечается недоразвитие многих высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. Имеются особенности памяти (особенно вербальной): сужение ее объема. В ряде случаев у них развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слезам и т. д.

27.Направления восстановительного обучения при афазии . Специфика логопедической работы при разных формах афазий. Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений: 1. Медицинское направление - прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств. Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей. 2. Логопедическое направление - непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях. Авторы: Т. Г. Визель, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова. Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного. Программа обучения строится с соблюдением принципа системности. Это значит, что восстановительная работа должна вестись над всеми сторонами нарушенной функции, а не только над теми, которые пострадали первично. Специфика: * Основной задачей восстановительной работы при всех видах афазий является коммуникативная функция речи. * При всех формах афазий ведется работа над восстановлением словесных понятий. * Наиболее эффективной формой работы является индивидуальная форма работы. Восстановительное обучение при семантической афазии

Стадия расстройств средней и легкой степени

i^ преодоление пространственной апрактогнозии

схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов

конструирование по образцу, по словесному заданию

работа с географической картой, с часами

i^ восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов)

наглядное изображение простых пространственных ситуаций

заполнение пропущенных пространственных элементов в слове и фразе

составление фраз со словами, имеющими пространственное значение

i^ конструирование сложносочиненных предложений

уточнение значений подчинительных союзов

составление предложений с заданными союзами

i^ восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций

картинное изображение сюжета конструкции

введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст

i^ работа над развернутым высказыванием

изложения, сочинения

импровизация на заданную тему

толкование сложных по смысловой структуре слов

28.Нарушение связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Уровни сформированности связной монологической речи.Системное недоразвитие речи - отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений. Авторы: А.Р.Лурия, Р.Е.Левина, Т.А.Ладыженская, Спирова Л.Ф и др. Авторы методик: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Л.Н.Ефименкова и др. Диагнозы:

Моторная алалия (трудности в формулировании мысли, понимании, бедность словаря)

ОНР (сложность в определении последовательности изложения,сводится к перечислению, пропуск значимых эпизодов, застревание на второстепенных деталях, использование простых предложений).

Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают значительные затруднения в овладении основными учебными видами связной монологической речи: v пересказом; v составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; v составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения. Причины: нарушение двух видов операций механизма речепроизводства: u" операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщениями и u" операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление. Нарушение операций первого вида прослеживается в несформированности умения: i^ передавать смысловую программу заданного текста, i^ выделять большую программу целого текста, i^ устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий, i^ находить и развивать замысел (тему сообщения), i^ полностью воспринимать речевое сообщение и выделять его главную мысль, i^ опознавать связные высказывания. Несформированность этих операций ведет к нарушению смысловой цельности речевых высказываний. Нарушение операций второго вида прослеживается в несформированности: i^ лексико-синтаксического оформления предложений, i^ выбора слов, преимущественно глагольной лексики, i^ выбора средств межфразовой связи, i^ чередования коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе. Несформированность этих операций приводит к нарушению связности речевого сообщения. Все это убеждает в необходимости поиска методики развития связной речи, отличной от той, которая применяется при обучении и воспитании детей в учреждениях массового типа. Уровни развития связной речи у детей соответствуют следующим уровням: I уровень – полное связное описание событий в рассказе; II уровень – недостаточно полное, но связное описание в рассказе; III уровень – это также недостаточно полные или неправильные ответы на вопросы экспериментатора; IV уровень – перечисление предметов, действий, качеств; V уровень – перечисление предметов.

Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением являются минимальные дизартрические расстройства, которые имеют тенденцию к значительному росту. Они часто сочетаются с другими речевыми расстройствами, например с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.

Минимальные дизартрические расстройства представляют собой сложную речевую патологию, характеризующуюся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при минимальных дизартрических расстройствах являются нарушения фонетической стороны речи, в том числе и просодической стороны. Нарушения интонационной выразительности, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения являются стабильными. Страдает мелодика – основной компонент интонации, который обеспечивает повышение и понижение тона голоса, оформляет смысловые отношения между частями фразы.

Недостаточная разработанность данной проблемы вызывает необходимость поиска новых путей и методов формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.

В систему коррекционной работы с детьми, имеющими минимальные дизартрические расстройства, необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Все эти условия успешно осуществляются в театрализованных играх. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. А сформированные таким образом навыки опознавания и дифференциации мелодико-интонационной выразительности в дальнейшей логопедической работе служат базой для формирования просодических компонентов в экспрессивной речи дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами, способствуют становлению коммуникативной компетенции детей в целом.

В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи; совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений; развивается эмоционально волевая сфера; стимулируется развитие творческой активности, самостоятельности.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов (звукопроизношения и просодики) и поскольку у детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия работа проводится по следующим направлениям:

1) формирование ритма и темпа речи;
2) формирование интонационной выразительности;
3) работа над силой, высотой, тембром голоса.

Работа по формированию ритма и темпа речи

Предполагает обучение ребёнка определению и воспроизведению количества изолированных ударов, серии простых и акцентированных ударов, подготавливающих детей к усвоению мелодико-интонационной выразительности, способствуют её развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур.

Для реализации данной цели можно использовать следующие игровые приёмы на логопедических занятиях с использованием игр-драматизаций. Для постановки сказок используются различные виды театров, такие как: кукольный на палочках, пальчиковые, картонажные, бибабо и др.

«Ритмическое путешествие»

Цель: Формирование ритмического рисунка в серии слогов. Оборудование: картина с изображением пруда, картонная фигурка лягушки.

В одном болоте жила-была маленькая лягушка по имени Квакша. Квакша очень любила петь, но напевала одну и туже песенку: ква_ква_ква_. Скучно стало Квакше, ведь была она непоседа и очень любила прыгать по листам кувшинок – это у неё хорошо получалось. Стала Квакша прыгать и одновременно напевать свою песенку. А кувшинки на болоте росли по разному и если листочки расположены подряд, то и квакать получалось подряд (ква_ква), а когда они располагались на расстоянии, нужно было выдержать паузу (ква_______ква). Квакше очень понравилось это занятие, ведь песенки получались разные. Ребята, а вы хотите попеть вместе с квакшей? (Дети по очереди выполняют задание)

Аналогичным образом можно проводить следующие игровые упражнения: «Полёт шмеля», «Дождик пошёл», «Зайка – барабанщик» и др.

Работа по формированию интонационной выразительности речи

1 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

  • показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придаёт речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;
  • познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

1.Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи

Формирование восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.

Детям предлагается посмотреть настольный театр, сказку «Капризка». Первый раз сказка показывается без интонационного оформления, а второй раз эмоционально и выразительно. Затем, у детей выясняется, какая сказка им больше понравилась и почему, потом разъясняется, что голос

можно изменять, с его помощью можно передать радость, удивление, испуг, печаль, радость, злость, а так же просьбу и приказ и т.д. После второго просмотра сказки с детьми обсуждается, какими голосами говорили Алёнка, пёс Барбос и кот. Затем детям предлагается поиграть в игру «Чей голос?» (взрослый меняет громкость и тон голоса, произносит фразы из сказки, а дети определяют, какому персонажу принадлежит голос).

2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщает о чём-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса.

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком. После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Затем детям предлагаются различные тексты и даётся задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.

3.Знакомство с вопросительной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чём-то спросить. Логопед задаёт вопрос. Затем предлагает сделать этот детям. Дале логопед показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки вверх.

Для обозначения вопроса предлагается знак ? Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком. После знакомства со знаком предлагается выделить из текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагается при предъявлении текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков), сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.

4.Знакомство с восклицательной интонацией, средствами её выражения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется несколько картинок, которые соотносятся с междометиями типа « Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!» и т.п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки и даётся задание: назвать слово соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующими движениями руки вверх, а затем горизонтально.

Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицания даётся соответствующий знак: «Восклицание мы будем обозначать только таким знаком ! » После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком. Затем при предъявлении текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков), сколько восклицательных предложений встречается в речевом материале.

5.Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонаций они знают: «Вспомните, какие мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопрос, восклицание. Затем детям даётся задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

С целью формирования умений различать эмоциональные оттенки в речи проводится ряд театрализованных игр.

«Какое настроение у котёнка?»

Педагог произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица котёнка с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Ребята внимательно слушают и определяют, какое у него настроение. В дальнейшем эта игра использовалась с усложнением, дети с помощью ручной куклы изображали мяуканье котёнка, с разной интонацией в зависимости от ситуации.

«Какая маска говорит?»

Детям показывается настольный театр, сказка «Семеро козлят». После сказки на доску вывешивается пять масок (пиктограмм), которые демонстрируют определённые эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики героев, а ребята должны определить, какая маска подходит. Испуг – козлята, грусть – мама коза, злость – волк и т.д.

На этом этапе также проводятся игры с использованием кукол бибабо, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесённую с различными интонационными оттенками. При этом описываются разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе, например:

«Алёнка одна дома»

  • Алёнка целый день была одна дома. Ей не с кем было играть, и она очень скучала. Но вдруг раздался звонок в дверь, она очень обрадовалась и воскликнула: «Мама пришла!»
  • Алёнка с подружкой увлеклись играми. Они играли в кубики, в прятки, а потом решили поиграть в королеву. Девочки разрисовались маминой помадой, взяли из шкафа её наряды. Вдруг раздался звонок, и Алёнка с испугом сказала: «Мама пришла».
  • Алёнка осталась одна дома. У неё было много игрушек. Сначала она играла в куклы, потом решила порисовать, затем стала лепить из пластилина и не заметила, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и она с удивлением сказала: «Мама пришла?».

2 этап. Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

  • формирование различных интонационных структур;
  • последующая их дифференциация.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Для этого могут быть использованы различные виды игр и упражнений:

«Эхо», «Игра на пианино», «Ступенька», «Вопрос – ответ» и др.

формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в направлении 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале, 2) от овладения определёнными видами их интонационных структур и их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырём направлениям:

  1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения;
  2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения;
  3. Работа над интонацией восклицательного предложения;
  4. Дифференциация интонационных структур предложений.

Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосом, интонациями героев. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мелодика, мимика, пантомимика, движения).

Проводится с целью формирования у детей умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз, а также формирования умения изменять громкость голоса.

Для достижения поставленных целей можно использовать комплекс упражнений с использованием куклы бибабо «Алёнка», под названием «Алёнкины уроки», на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

АЛЁНКИНЫ УРОКИ

Цель: Дать детям представление о громкости речи, о ситуациях, когда необходимо говорить громко, тихо, обычным голосом.

– Итак, начнём наш урок. Послушайте стихотворение:

Гром гремучий!
Тресни тучей,
Дай дождя
С небесной кручи!

– Ребята, как я прочитала это стихотворение тихо или громко? (Громко.)
– А почему это стихотворение нужно читать громким голосом?
– А теперь послушайте, о чём разговаривают мама-мышь и сынок мышонок:

Мышонку шепчет мышь:
«Ты чего не спишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».

– Как вы думаете, почему я говорила тихо?
– Вот видите, громкость голоса зависит от ситуации, от тех чувств, которые мы хотим передать.

Цель: Формирование интонационной выразительности; развитие силы и высоты голоса (в звуковых и слоговых упражнениях).

Ребята, сегодня я пришла к вам не одна, со своей подружкой пчёлкой. Пчёлка на полянке собирает нектар, перелетая с одного цветка на другой, и поёт необычную песенку (дз-дз-дз). Давайте кто-нибудь из вас будет управлять пчёлкой и петь её песенку. Воздух будем набирать через нос, выдыхать через рот. Сначала песенка поётся тихо – пчёлка летит по цветкам вниз. Затем песенка становится громче – пчёлка летит вверх к большим цветочкам. И у пчёлки и у нас получилась замечательная песенка!

Ребята, сегодня я снова пришла ни одна, а с моим другом Капитошкой: «Тучка роняет капельки. По ним, как по лесенке, любит прыгать наш Капитошка и петь свою песенку кап-кап.» Упражнение проводится аналогично предыдущему).

Цель: .

Алёнка приносит детям волшебные картинки (символические изображения типа воспроизведения речи: тихо, громко, шёпотом, обычным голосом).

Ребята, сейчас я буду произносить фразу, и показывать картинку, а вы должны её повторить согласно показанному знаку-символу.

Цель: Продолжать учить владеть своим голосовым аппаратом как основным инструментом речевой коммуникации.

Алёнка предлагает всем ребятам разделиться на две команды. Одна команда получает картинку-символ и задание произнести что-то в соответствии с ним. Задача другой команды – произнести ту же фразу, четверостишие или слово, но с противоположным значением.

Например, если первая команда произносит слово шёпотом, то вторая во весь голос, если первая высоко, то вторая низко.

Все вышеописанные игры и игровые упражнения можно проводить с детьми, как на индивидуальных занятиях по постановке и автоматизации звуков, так и на подгрупповых по формированию фонетико-фонематических представлений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Артёмова Л.В . Театрализованные игры дошкольников. – М.: Посвящение, 1991.
  2. Артёмова Е. Э . Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2005
  3. Дедюхина Г.В . Работа над ритмом в логопедической практике: Методическое пособие. – М., 2006.
  4. Есаулова Н.А . Конспекты занятий по красноречию (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  5. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
  6. Лопатина Л.В . Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.Н. Серебрякова. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001.