Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку? Почему ребенок не говорит? Нарушения ритма и темпа речи.

«Кла, кличит волона, клажа, калаул» - если ребенок до 5 лет именно так произносит эту скороговорку, то это не повод для паники. Многие логопеды говорят о том, что неумение ребенка произносить некоторые звуки до этого возраста считается вариантом нормы, но если проблема сохранилась и после, то необходима консультация специалиста. Когда родителям необходимо подключать логопеда для решения проблемы неправильного произношения звуков «р» и «л»? Только ли логопед может участвовать в лечении?

Оглавление:

Когда ребенок научится выговаривать р и л

В формировании речи ребенка сначала встают свистящие звуки, а вот буквы Р и Л считаются трудными для произношения, и полноценно в речи ребенка обычно встают к 4-5 годам.

Обратите внимание

Если рассматривать проблему в целом, то только у 10% детей до этого возраста отмечается чистое произношение звуков «р» и «л». В остальном, можно увидеть проблемы той или иной сложности.

Как утверждают многие специалисты, причины такой проблемы могут быть не только логопедическими, но и стоматологическими. Именно поэтому в ее решении могут участвовать сразу несколько специалистов, иногда именно их слаженная работа помогает решить проблему в короткие сроки.

Родители должны понимать, что выяснение причины нарушения произношения звуков – первый и важный этап в лечении. Но обо всем по порядку.

Причины неправильного произношения звуков

Логопеды акцентируют родительское внимание на том, что проблему считают существующей лишь, в случае если ребенок после 5 лет не может правильно произносить «р» и «л». В остальном, это лишь вариант нормы.

Звуки «р» и «л» считаются сложными, и их освоение происходит в последнюю очередь. Для полноценного произношения необходимо несколько составляющих: достаточное развитие речевого аппарата, умение ребенка удержать произнесенный звук. Если у ребенка после 5 лет не наладилось произношение, то этому может быть несколько причин.

Уздечка языка

Уздечка языка крепится к дну полости рта и другим своим концом вплетается в язык примерно на его середине. В клинической практике можно встретить ее укорочение, когда она вплетается в верхней трети языка, существенно ограничивая его движения.

Обратите внимание

Короткая уздечка языка может диагностироваться еще в родильном отделении, где и проводится его коррекция, так как грудное вскармливание и даже кормление из бутылочки невозможно.

Но чаще всего короткая уздечка выявляется гораздо позже, когда появляются проблемы с речью. К 5-6 годам у ребенка уздечка языка должна быть примерно 8 мм , именно такая длина обеспечивает нормальные движения языка. Если же диагностировано ее укорочение, утолщение, ограничение движения, то у детей практически со 100% вероятностью развиваются проблемы в произношении «р» и «л».

Коррекцией уздечки может заниматься как стоматолог – хирургический метод, так и логопед – консервативно. Решение этого вопроса – камень преткновения между двумя специальностями.

Нарушенное звукопроизношение

Неправильное произношение звуков «р» и «л» может быть связано с неправильным произношением других звуков, освоенных ранее. Чаще всего, у детей формируется путаница в произношении свистящих и шипящих звуков, что выливается в проблему с произношением «р» и «л».

Нередко такие нарушения становятся причиной того, что ребенок путает их в повседневной речи («Кла, кличит волона, клажа, калаул»). Как утверждают логопеды, такие нарушения легче всего поддаются коррекции. Дело в том, что «р» и «л» схожи по методике произношения: язык находится примерно в одинаковом положении, но «л» легче произносится, поэтому дети идут по самому легкому пути. Если же «р» заменяют другим звуками, то ситуация несколько сложнее и специалисты подозревают нарушения фонетического слуха. Если же дети «проглатывают» этот звук, то скорее всего нарушено фонетическое восприятие.

Нарушения фонетического слуха

Выборочное восприятие отдельных звуков, когда ребенок слышит «ш», «ч», «к», «а», но не слышит «р», и автоматически его заменяет на «л» и называется нарушением фонетического слуха .

Фонетический слух достигает пика своего развития к 4-5 годам, но родители могут заметить его нарушения и до этого возраста. Чем раньше была диагностирована проблема и приняты меры по ее коррекции, тем больше шансов на успех.

Обратите внимание

Формирование активного и пассивного словаря, развитие фонетического слуха происходит именно во время устной речи. Поэтому, специалисты не рекомендуют сюсюкаться с детьми, речь родителей должна быть правильной и четкой, что поможет детям избежать множества проблем с устной речью.

Если родители заметили «симптомы» нарушения фонетического звука – нужно как можно скорее показать ребенка специалисту. Такие нарушения могут указывать на некоторые заболевания центральной нервной системы, аденоидные вегетации или отит, имеющие скрытое течение.

Речевой аппарат

Речевой аппарат – это язык, щеки и губы. Пропуск в произношении некоторых звуков может указывать на их недостаточное развитие и тех мышц, которые участвуют в образовании речи, также причина может скрываться в гипо- или гипертонусе, что в равной степени влияет на звукопроизношение.

Проблемы поведения

Освоение звуков «р» и «л» требует от малыша сосредоточенности и некоторых усилий. Замечено, что чаще проблемы с воспроизведением звуков регистрируются у детей с особенными поведенческими реакциями, например, при синдроме дефицита внимания и , но есть и обратная сторона медали – дети, склонные к апатии.

Горловые звуки

Даже если развитие речи идет согласно нормам и среднестатистическим показателям при освоении звуков «р» и «л» дети могут следовать по «ленивому» пути. Под этим путем наименьшего сопротивления понимается воспроизведение гортанного звука, когда вибрации формируются за счет язычка гортани.

Эту логопедическую проблему довольно сложно исправить, ведь она требует переучивания ребенка. Осложняет ситуацию тот факт, что многие родители не могут отличить правильно произнесенный звук от гортанного, и чем дольше существует проблема, тем сложнее переучивание.

Что должны сделать родители?

Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.

В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика

Коррекция неправильного произношения звуков «р» и «л» начинается с освоения артикуляционной гимнастики. Такие мероприятия преследуют сразу несколько целей:

  • Подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков;
  • Можно использовать как разминку для языка, губ и щек.

Если пропускать артикуляционную гимнастику – дальнейшие упражнения могут и не принести желаемого результата.

Выполнять ее лучше всего находясь друг перед другом или перед зеркалом, для того, чтобы малыш мог видеть, как двигаются губы, щеки и язык взрослого.

Наиболее удобная форма восприятия для ребенка – игра. Чем увлекательнее будет упражнение, тем больше шансов на успех. Для привлечения внимания ребенка, во время упражнения родители могут читать стишки или включить заводную мелодию.

Некоторые упражнения артикуляционной гимнастики направлены именно на тренировку языка, щек и губ, что поможет в правильном произношении звуков «р» и «л». Благодаря им можно будет растянуть уздечку, натренировать язык и увеличить его время пребывания в верхнем положении.

Обратите внимание

Хороший выдох имеет фундаментальное значение для правильного произношения звуков. Помочь натренировать выдох могут мыльные пузыри, малыши могут попробовать загнать шарик от настольного тенниса между двумя препятствиями. Такие увлекательные упражнения помогут сформировать хорошую воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика: упражнения

Артикуляционная гимнастика включает в себя многочисленные упражнения для языка, щек и губ ребенка. Главное, чтобы они нравились малышу и были представлены в форме игры. В каждую из них родители могут привносить что-то свое, «изюминку». Вот лишь некоторые из них:

Как научить ребенка правильно произносить звуки?

После благополучного освоения артикуляционных упражнений, логопеды приступают к непосредственному запуску звуков «р» и «л». Обычно, запуск звука «р» сравнивают с заведением мотора и одноименное упражнение – одно из самых популярных и действенных.

На первый взгляд упражнение может показаться сложным к исполнению, но все не так страшно:

При выполнении упражнения язык должен быть расслаблен, а вот кончик языка – вибрировать. Главное – чтобы малыш прочувствовал. Постепенно язык начнет самостоятельно вибрировать и на выходе воздушной струи формируется «р».

Закрепляем результат

Заведенный моторчик – половина успеха. Даже, если малыш научился отдельно произносить звуки «р» и «л», порой очень сложно вставить их в беглую речь и не допускать путаницу. Закрепление результатов или автоматизация звуков – одни из самых длительных и сложных процессов в лечении.

В закреплении результата важно сначала научить ребенка сочетать звук с гласными и согласными, довести сформированные слоги до автоматизма. Логопеды в индивидуальном порядке подбирают нужные закрытые и открытые слоги в течение нескольких упражнений, прорабатывают их с обязательным повторением дома.

Нагрузка и усложнение пройденного материала происходит постепенно: от закрытых слогов переходят к отрытым, от слогов – к словам. Где звуки сначала расположены в начале, после, в середине и конце слова.

Параллельно с освоением этих навыков специалисты учат малыша различить твердые и мягкие звуки «р» и «л». Главное, чтобы малыш понял, где нужно звуки произносить сильнее, жестче, а где расслабленнее и, главное, как правильно это выполнить на практике.

Когда необходимо кардинальное вмешательство?

Логопедические упражнения вполне могут консервативно корректировать длину уздечки языка, но этот процесс длительный и сложный, да и результаты не всегда оправдывают ожидания.

Действовать консервативно или хирургически – была и до сих пор остается одной из спорных тем между стоматологами и логопедами. Каждая группа специалистов приводит доводы в свою пользу.

Между тем, есть строгие показания к хирургической коррекции:

  • Если уздечка вплетается в верхней трети языка и мешает полноценному кормлению или существенно ограничивает движения языка;
  • Появление сильной боли во время выполнения логопедических упражнений;
  • Травмы;
  • И др.

В любом случае, если причина неправильного произношения звуков «р» и «л» кроется именно в укорочении уздечки, необходима консультация стоматолога и совместное решение о тактике дальнейшего лечения.

Современная стоматология располагает безболезненными методиками коррекции уздечки с минимальным периодом реабилитации. Главным образом речь идет об использовании лазера, что позволяет сократить период восстановления до нескольких часов и избежать множества возможных осложнений.

Сама уздечка не имеет нервных окончаний, следовательно, ее коррекция безболезненна, но анестезия требуется для обеспечения комфорта маленького пациента, снижения рвотного рефлекса и др.

После проведения операции, стоматологами рекомендовано тщательно соблюдать гигиену полости рта: полоскать полость рта растворами антисептиков для предотвращения присоединения инфекции.

В разном возрасте у детей может наблюдаться редкое мочеиспускание, и родители начинают бить тревогу: что не так с малышом? Чаще всего паника оказывается совершенно напрасной: маленький организм может просто перестраиваться на новый возрастной режим, ведь он растёт, его пища становится более твёрдой - соответственно, и количество мочеиспусканий за день становится меньше.

Но иногда бывают случаи, когда причиной такого явления становится серьёзная патология мочевыделительной системы, которая требует длительного лечения. Поэтому прежде всего нужно выяснить, какой фактор стал провокатором уменьшения выделяемой за сутки мочи.

Причины данного явления могут быть самыми разными. Часто редкое мочеиспускание у грудного ребёнка происходит из-за высокой жирности молока мамы. В таких случаях кормилице необходимо соблюдать определённую диету, чтобы разбавить естественную пищу для малыша. Вторая по частоте причина этого явления - уменьшение выделяемой в сутки мочи в соответствии с возрастными нормами, которые должна знать каждая мама:

Третья распространённая причина редкого мочеиспускания - неправильный питьевой режим. Часто бывает так, что маленький организм не подаёт сигналы того, что ему нужна жидкость: ребёнок совершенно не просит пить. В таком случае необходимо регулярно напоминать ему о том, что нужно это сделать и даже заставлять. Если же нет ни жирности грудного молока, ни возрастных границ, указанных в таблице, ни питьевого режима, редкое мочеиспускание может быть продиктовано более серьёзными причинами:

  • патология почек, которые частично утрачивают способность производить необходимое количество мочи;
  • заболевания мочеточников, их частичная закупорка;
  • поражение мочевого пузыря (часто бывает при слишком продолжительном воздержании от его опорожнения);
  • неконтролируемый, неправильный приём мочегонных препаратов;
  • истерии, ипохондрия, нервная горячка;
  • чрезмерное растяжение мочевого пузыря;
  • травмы спины или головного мозга;
  • камни, песок в почках или в мочевом пузыре;
  • защемление уретры;
  • новообразование кровеносных сосудов;

Редкое мочеиспускание у ребёнка, вызванное данными заболеваниями и патологиями, потребует длительного медикаментозного лечения вплоть до оперативного вмешательства. Поэтому так важно тщательно наблюдать за состоянием маленького организма и вовремя распознать беду.

Симптомы проблемного мочеиспускания

Заподозрить серьёзное заболевание можно при наличии следующих симптомов, которые обычно в таких случаях сопровождают редкое мочеиспускание:

  • струя мочи тонкая, имеет слабый напор;
  • моча выделяется каплями;
  • этот процесс становится возможным лишь при каком-то конкретном, определённом положении тела;
  • жжение, болезненность;
  • позыв к опорожнению мочевого пузыря ощущается, но сопровождается резями и чувством сильного давления.

Лечение

Основная терапия заключается в ликвидации факторов, спровоцировавших болезнь. К каждому маленькому пациенту применяется индивидуальный подход. Основными методами лечения патологий мочевого пузыря, следствием которых является редкое мочеиспускание, считаются:

  • 1. Сидячая ванна

В самом начале лечения температура воды такой ванны составляет 26 °C, но постепенно её увеличивают до 30 °C. При воспалительных процессах назначают сидячие ванны раз в день на 15 минут.

  • 2. Компрессы

Могут назначить компрессы на место нахождения мочевого пузыря. Иногда могут назначить более обширные компрессы на всё тело. Если в организме наблюдается воспалительный процесс, на низ живота малышу делаются успокаивающие компрессы.

  • 3. Лечебная диета

Данное состояние у детей может зависеть также от их питания, поэтому при такой патологии рекомендуется соблюдать определённую диету. Во-первых, пища не должна раздражать стенки желудка. Во-вторых, нужно давать ребёнку пить как можно больше жидкости.

  • 4. Спринцевания

Спринцевания назначаются ребёнку лишь врачом только в том случае, если редкое опорожнение мочевого пузыря сопровождается болями и чувством дискомфорта. Если расстройство носит тяжёлую форму, это процедура производится с помощью катетера в больнице.

Если все вышеперечисленные методы лечения оказываются неэффективными, а состояние малыша не меняется и не улучшается, единственным выходом может быть только оперативное вмешательство (при серьёзной патологии мочеполовой системы). Но для подтверждения диагноза сначала проводятся многочисленные лабораторные исследования, анализы, УЗИ и другие методы диагностики. Однако чаще всего редкое мочеиспускание у ребёнка не имеет под собой таких серьёзных причин и очень скоро проходит при нормализации питьевого режима и правильного питания.

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.

Когда ребёнок должен начать разговаривать

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять». Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы. Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться. Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами. При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему. Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

О причинах развития железодефицитной анемии у детей написано странице.

Полезные советы:

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.

Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

21 КОММЕНТАРИИ

  1. Снежана
  2. Анастасия
  3. Анастасия

Невнятная речь и маленький словарный запас. Как итог - ребёнок в 5 лет плохо говорит. К сожалению, подобная ситуация встречается всё чаще вследствие запущенности развития детей, и веры родителей в мифы вроде «он заговорит сам, как придёт время» или «в школе научат».

Подобные заблуждения приводят лишь к отставанию в развитии, трудностям школьной адаптации и к проблемам в обучении. Чтобы компенсировать отставание и позволить чаду общаться со сверстниками, у родителей не остаётся иного выхода, как обращаться к специалистам и тратить на это большие деньги.

Чтобы избежать серьёзных проблем в будущем, нужно своевременно и регулярно работать над развитием малыша, обращаясь за помощью к специалистам, в случае необходимости. В пятилетнем возрасте дети должны уметь произносить правильно большую часть звуков и понятно выражать мысли несложными предложениями.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

    у него нарушено звукопроизношение;

    темп и ритм речи нарушен;

    расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;

    из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

    Органическая - нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.

    Функциональная - психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет - это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

Мнение психологов на эту тему

Психологом Ю. Бурланом была выведена системно-векторная психология, которая детально рассматривает функциональные причины речевых дефектов у детей пятилетнего возраста. Проблемы речи рассматриваются с позиции особенностей психики. Учёным было введено понятие вектор, представляющее собой набор врождённых особенностей характера и поведенческого психотипа.

Данные факторы являются основополагающими в формировании особенностей речи. Автором выделено несколько векторов. Эта методика выявления функциональных причин нарушений развития речи в детском возрасте позволяет выявить причины дефектов речи и даёт возможность говорить правильно.

Нужно рассмотреть векторные группы детей, которые плохо говорят в 5-летнем возрасте (для пятилеток выделено 4 вектора из 8):

    Кожный вектор - удел подвижных деток. Ребёнок данного вектора говорит очень быстро, произношение его непонятно. Он торопится, поэтому фразы короткие и прерывистые. Структура слов нарушается. Например, вместо слова «доктор», они могут сказать «доткор», вместо слова «мо-ло-ток» скажут слово типа «то-мо-лок», т.е. переставляют в словах буквы и слоги. Могут и не полностью проговаривать слова. Например, вместо слова «мячик», произносят «мяик». У таких детей проблемы с шипящими звуками и буквами Р и Л.

    Анальный вектор - характеризует медлительных и нерасторопных деток. Они постоянно делают вдохи во время разговоров и все время сюсюкают. Структура слов у детей анального вектора сломана (так же, как и у кожных детей). При произношении некоторых слов дети смягчают окончания. Например: стол - столь, стул - стуль. Свистящие звуки и Р с Л им проговаривать трудно. Например, хочу - хосюю.

    Оральный вектор - это дети, утомляющие окружающих своей болтовней. Но в пятилетнем возрасте такие дети говорят нечётко, постоянно глотают слова. Такие малыши громко тараторят, не делая пауз между темами. Им свойственно часто прикасаться пальчиками к губам и класть руки на щёки. Во время разговора язык виден между зубками. Особенно язык заметен, когда ребёнок произносит свистящие звуки. В его речи не слышны шипящие. Например, кошка у него будет звучать, как «коска», железный, как «зиезный». Окончания он не проговаривает, слова произносит небрежно, на ходу сочиняет, что болтать дальше. Мысли его не всегда понятны, он говорит много ненужного и лишнего, но слушать его приходится всем: и детям, и взрослым.

    Звуковой вектор - для 5 лет свойственна невнятность произношения. Эти дети из категории молчунов. В возрасте 5 лет такие дети могут начать разговаривать сразу длинными предложениями. Такие малыши хорошо мыслят, могут работать с большими объёмами информации. Эти дети, начав разговаривать, догоняют ровесников в речевом развитии. У детей такого склада негромкий голос, они задают много вопросов, часто уходят в себя, отстраняясь от окружающей реальности. Поэтому им свойственно постоянно переспрашивать. Речь у них последовательна, но с постоянными паузами. Они не всегда чисто произносят звуки Ч, З, Ц. Например, слово чистый говорят, как «шистый», слово замок, произносят, как «жамок», слово цапля, говорят «сапля». Такие дети иногда кажутся странными и заторможенными. Не распознав проявление психотипа, может быть поставлен неверный диагноз - аутизм. Поэтому данную категорию детей необходимо обследовать довольно тщательно.

Что нужно делать родителям

В первую очередь с малышом, который плохо произносит звуки и не может хорошо и правильно говорить в 5 лет, надо записаться на консультацию к логопеду. Хороший специалист, проведя тестирование по специальным методикам, сможет диагностировать причину нарушений речи. При необходимости направит на консультацию к неврологу, дефектологу или психологу. Бывает, что ребёнок, подающий хорошие надежды в речевом развитии, вдруг снижает темпы и заметно хуже говорит. Возможно, у него появились проблемы психологического плана, он утратил чувство защищенности. В таком случае сможет помочь психолог и повышенное внимание, забота и любовь мамы и папы.

Для развития правильной речи и пополнения словарного запаса нужно говорить с малышом спокойно, не подсмеиваться над неверно построенными предложениями. Недопустимо повышать на него голос во время занятий, ведь в этом возрасте дети уже личности. Им просто надо помогать.

Советы, которые должны взять на вооружение педагоги и родители при взаимодействии с малышами 5 лет, имеющими проблемы развития речи:

    Пятилетке, имеющему анальный вектор, не рекомендуется торопиться. Он должен все делать так, как он может - медленно. Ругать его за медлительность не надо. Для него лучший стимул - похвала. Детишкам надо читать книги, рассматривать с ними картинки и составлять простые рассказы. Таким детям рекомендуется строить сооружения из кубиков, мастерить руками поделки.

    Детям нужны стимулы. Дети анального вектора должны быть простимулированны. Рекомендуется разработать систему поощрительных призов за успехи в произношении звуков. Пусть он будет заинтересован, тогда результат получится быстрее. Этим детишкам более подойдут подвижные игры. Они интересуются логическими заданиями, но не сложными. Уровень сложности надо наращивать постепенно, иначе интерес детей к занятиям пропадёт.

    Оральных малышей надо слушать до конца. Он говорит много, утомляет окружение. Поэтому сначала учим его выделять в своём сообщении главное, а потом рассказать это людям как можно спокойнее. Оральников нельзя грубо перебивать или заставлять молчать: так малыш перерастёт в патологического обманщика. Вести с ним себя надо очень спокойно, не пугать его угрозами и запретами, не ставить ультиматумы. Помогает только монотонное и спокойное разъяснение своих требований. Крики и ругань взрослых могут спровоцировать даже заикание.

    На звуковых ребяток нельзя не только кричать, но и громко и строго с ними говорить. Ни в коем случае не допустимо унижение звуковых детей. Тихая мелодичная музыка, даже приятная классика - это то, что приведёт нервную систему малыша в порядок. Он с удовольствием будет совершенствовать своё произношение.

Психологическая составляющая неправильной речи - это первая часть проблемы, которую устранить помогут специалисты. Родители должны понять векторные особенности своего чада и следовать рекомендациям.

Для того чтобы речь пятилетки развивалась и совершенствовалась, и для устранения дефектов речи логопеды рекомендуют:

    Узнать в каком возрасте начали говорить старшие члены семьи. Поздняя речь может быть наследственным фактором.

    Вспомнить имели ли место ли недоношенность или инфекционные заболевания в младенческом возрасте - это факторы отставания речевого развития.

    Понять есть ли возможность при нарушениях речи перейти в логопедическую группу.

    Проходить обязательный плановый осмотр у логопеда каждый год начиная с 2-3 лет.

    Проверить нет ли ослабления слуха.

    Негативно влияют на произношение ребёнка семейные неурядицы, нужно создать спокойную атмосферу.

    С малышом надо много разговаривать - уделите этому моменту особое внимание.

    Заняться с любимым чадом логоритмикой и разучить стихи с двигательными упражнениями - такое времяпровождение способствует развитию речи и взаимопониманию с детьми.

  1. Заниматься с ним упражнениями и играми по развитию мелкой моторики пальчиков.

При необходимости, назначают медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и специальную лечебную гимнастику. Только упорный труд родителей при помощи специалистов поможет сформировать правильную и красивую речь у ребёнка в данном случае.

В последние годы все чаще встречаются дети, которые очень плохо разговаривают, у которых так называемая «каша во рту». Автор рассказывает о том, с чего начать родителям в коррекции нарушений слоговой структуры слова и как сделать этот процесс интересным.

Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Ребенок «глотает» и не выговаривает слова — как помочь ребенку?

Консультация для родителей.

Родителей часто волнует вопрос: «Почему ребенок отстает от сверстников в речевом развитии?». Зачастую только мама может понять, что говорит малыш, когда он не выговаривает слова и переставляет слоги местами. Как же помочь ребенку, который плохо выговаривает слова?

Прежде всего надо знать причину таких трудностей.

Причина: нарушение ритмического рисунка слов, то есть у ребенка нарушено слуховое восприятие, память, счет без наглядной опоры.

Как научить ребенка выговаривать слова?

Чтобы исправить проблему неправильного выговаривания слов, необходимо проводить работу по формированию ритмических навыков:

  • речь с движением,
  • речь в определенном ритме,
  • отхлопывание ритмов,
  • простые логоритмические и танцевальные упражнения.

Цель у всех этих заданий одна – развивать чувство ритма, стимулировать восприятие ритмической структуры слова.

1. Развитие невербальных конструкций (развитие слухового восприятия).

Для этого хорошо подойдут музыкальные инструменты. Если их нет в наличии, можно сделать самим шумящие, звучащие бутылочки, баночки.

Материал для изготовления: баночки из-под витаминов или кремов (они должны быть одинаковые). Если их нет, тогда пустые коробочки из-под Киндер-яиц. Наполнитель различный, разнозвучащий: манка, гречка, фасоль, монетки — 5 копеек, горох, мелкие бусинки, бисер и так далее.

Дидактическая игра «Отгадай,что звучало?»

Взрослый демонстрирует, как звучат коробочки. Далее ребенок отворачивается, а взрослый издает звук какой-либо баночкой. Ребенок должен отгадать, что звучало. Можно потом раскрыть секрет шумящих коробочек, показав содержимое.

Дидактическая игра «Тихо-громко».

Ребенок должен отгадать, что звучало тихо, а что громко.

Дидактическая игра «Барабанщик».

Взрослый показывает несложные ритмические рисунки, а ребенок повторяет — стучит по столу. Ритмические рисунки изображаются на бумаге (карточках).

Пример: /-/-/ (где / — это хлопок, а – пауза), /-/-/ /-/-/, //-// и т. д.

2. Если у ребенка получается все легко, можно переходить на словесные (вербальные) инструкции, но только с сохранными звуками (которые не искаженны у ребенка).

1. Произнесение за взрослым слогов:

только гласные (ау-уа-оа и др.),
открытые слоги (БА-БА-БА;БА-БО-БА;БА-БО-БУ),
обратные слоги (АП-АП-АП;ОП-АП-ОП),(АМА-АМА-АМА),
слоги со стечением согласных (КВА-КВА-КВА),(ОВТ-ОВТ-ОВТ),
сочетания слогов (АТНА-АТНА-АТНА).

2. Если ребенок без затруднения выполняет задания, можно переходить к следующим играм со словами:

Дидактическая игра «Попугай».

Ребенок вслед за взрослым повторяет слова: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина. Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Дидактическая игра «Поймай мяч».

Если ребенок затрудняется, можно в сопровождении с мячом. Взрослый кидает мяч и говорит первый слог, ребенок бросает обратно и говорит тот же слог. Затем взрослый произносит 2-й слог, ребенок повторяет. Далее целое слово и бросает мяч. Например: ДЫ-ДЫ, НЯ-НЯ, ДЫНЯ-ДЫНЯ.

Далее ребенок произносит вслед за взрослым предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составить предложения: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Чистоговорки:

Са-са-са, на носу оса.
Ло-ло-ло, еду я в село.
Ка-ка-ка, у меня рука.
Га-га-га, у меня нога.
Ва-ва-ва, на суку сидит сова.
Ва-ва-ва, вот вода.
Гуси-гуси — Га-Га-Га.
У Бобы были бобы.

Затем можно поиграть в игры с трехсложными словами из открытых слогов: лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Дидактическая игра «Что делала Наташа?».

Действия: ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала,носила.

Словесные игры на улице.

Включают в себя предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы, Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины.

«Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Взрослый произносит слова, а ребенок добавляет слог:

КА: мака.. ата.. соба.. соро..;
ДА: пома.. побе.. пого.. шара..;
ДЫ: похо.. наря.. пара.. ;
ТА: пала.. ребя.. каю.. защи.. рабо.. забо.. газе.. высо.. боло.. лопа.. воро.. охо.. копы.. раке.. галле..;
ГА: бума.. вата.. теле.. доро.. раду.. кура.. белу..;
НА: коро.. воро..;
ВА:заба.. ана.. оро..;
МА: пижа.. пана..;
ША: копу.. кало.. поро.. афи…

Я надеюсь, что этот материал помог вам, уважаемые родители, и у вас «разыгралась» фантазия! Ведь впереди столько всего интересного и увлекательного! И кто, как не вы, поможет, подскажет, научит!