Реформа здравоохранения в россии направлена на полное его уничтожение. Новая медицинская реформа: последние новости, суть, изменения

Организация здравоохранения остается наиболее дискуссионной темой, как в теории, так и в экономической политике. В мире нет такой страны, где модель организации здравоохранения считалась бы среди экономистов и медиков образцовой.

Как известно, существуют три основные модели организации здравоохранения: «государственная», «частная», «страховая». В мировой практике система здравоохранения страны, как правило, строится на сочетании различных моделей, но в разных пропорциях. Каждая модель дополняет другую.

Государственное финансирование здравоохранения основано на принципе социальной солидарности общества, распределения медицинских услуг, как общественных благ. Такая модель главенствует в Великобритании, Ирландии, Дании и др.

Частная модель здравоохранения предполагает, что медицинские услуги - продукты частных компаний, распределяемые в условиях рыночный конкуренции. Классический пример построения «частного» здравоохранения - США.

Третья модель - страховая существует в условиях социально-ориентированной смешанной экономики, обеспечивает необходимое стимулирование медицинских организаций, гибкость организационной структуры здравоохранения. Государство - выступает гарантом обеспечения всех граждан или их большинства социальными благами. Данная модель здравоохранения преобладает в Германии, Австрии, Канаде и др.

В 2013 году в России начался новый этап реформ здравоохранения. государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.

В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.

Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.

Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.

Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).

Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году - уже 22%. Доля включенных в территориальные программы ОМС частных клиник в 2014 г. выросла до 19% по сравнению с 8% в 2013 г .

Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.

В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Неслучайно в 2014 - 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140% .

Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.

В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года .

Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.

Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в2015 г. 1306 человек .

Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран - бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.

В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное законодательство, определяющее условия и механизмы развития частной медицинской практики.

Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.

В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.

Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.

В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП .

По этому показателю Россия занимает второе место среди стран - бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.

Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания - 2,2% ВВП. В США этот показатель составляет 3,5 % ВВП.

В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.

Для успешного проведения реформы здравоохранения целесообразно целесообразно сравнить свои достижения с опытом передовых зарубежных стран.

По мнению ряда специалистов одна из наиболее удачных медицинских реформ среди постсоветских стран была реализована в Эстонии.

Даже среди 35 европейских стран Эстония занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения , опережая Испанию, Италию, Ирландию.

По заключению экспертов Health Consumer Powerhouse (HCP), проанализировавших состояние медицинской отрасли в 27 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Хорватии и Македонии система здравоохранения Эстонии принадлежит к ряду лучших в Европе.

Среди стран - бывших республик СССР ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии - самая высокая - 77 лет, смертность на 1000 жителей достаточно низка - 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик; В России - 13,1 % на 1000 жителей).

Доля государственных расходов на здравоохранение в Эстонии - 4, 64 % ВВП (2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходов к ВВП (7 место среди бывших советских республик).

По подобию стран Северной Европы ключевым звеном медицины в Эстонии являются "семейные врачи". Все жители территориально приписаны к "своему"

"семейному врачу", который обязан принять больного и при необходимости - направить его на обследование к специалистам.

Эстонское здравоохранение характеризуется квалифицированностью специалистов и современным оборудованием большинства больниц и клиник страны.

Ответственность за управление здравоохранением лежит на Министерстве социального обеспечения, образованное слиянием трех министерств - здравоохранения, социального обеспечения, труда.

Источник финансирования медицинского страхования - социальный налог, которым облагается каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, 13 % которого уходит в ЭФМС, а 20 % - в бюджет государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование в Эстонии организует Больничная касса, основной задачей которой является обеспечение всех жителей Эстонии компенсацией медицинских услуг и покупки лекарств.

Ключевым средством контроля качества медицинской помощи стало проведение клинических аудитов, организуемых ЭФМС.

22:09 — REGNUM Реформа здравоохранения, начатая Минздравом несколько лет назад, не оправдала себя. Как корреспонденту ИА REGNUM заявил оргсекретарь профсоюза медицинских работников «Действие» Андрей Коновал, дефицит кадров, низкий уровень оплаты труда, сокращение финансирования и другие проблемы не только не смогли «оптимизировать», но и усугубили ситуацию со временем.

«Несправедливое распределение оплаты труда, врачи получают копейки за ставку, отсюда возникает дефицит кадров. Была информация, что уменьшился дефицит кадров, но это ерунда, если взять данные 10-летней давности, цифры те же самые. Может, на несколько тысяч меньше, но это после всех оптимизационных мероприятий, которые они провели с 2014 года», — отметил Коновал.

По его словам, суть оптимизационных мероприятий, в частности, состояла в том, чтобы увеличить доступность амбулаторной помощи для пациентов. На Западе 70% услуг оказывается амбулаторно, у нас только 30%.

«Направление правильное, но есть экспертное мнение, что у нас более высокая заболеваемость, другие климатические условия, значит, должны быть другие расчеты», — подчеркнул он.

Так, реформу начали с разгрома стационарных клиник в расчете на то, что врачи плавно перетекут в поликлиники. По мнению Коновала, расчет оказался абсолютно провальный. Когда провозглашалось амбулаторное «оптимизирование», в реальности произошло сокращение узких специалистов, сейчас они отсутствуют даже в штатном расписании, сокращения также прошли в поликлиниках.

«Чтобы врач стационара пошел работать терапевтом, это очень маловероятно и редко происходит. Это разные типы людей, кто-то предпочитает работать в поликлиниках, кто-то в стационарах. Например, не хватает участковых терапевтов, а сокращают фтизиатров, их надо переучивать», — отметил Коновал.

Добавим, что в Москве проводится политика создания высокотехнологичных центров, где пациенты могут получить качественную первично-санитарную и амбулаторную медикопомощь и выявить заболевания на ранней стадии. Но даже с внедрением проекта «Московский стандарт поликлиник», по мнению Коновала, есть позитивные моменты, а есть крайне отрицательные.

«Медсестер отделили от участковых и выписали в коридор, во-первых, так нарушается право на врачебную тайну. Во-вторых, участкового врача лишили непосредственного помощника. Также пропагандируется врач общей практики, момент позитивный, но обучение идет халявное, реально ничему не учат. Просто ставят оценки, лекции сбиваются, есть серьезная проблема с переквалификацией. Весь мир идет к специализации, а у нас все идет к тому, что врач должен заниматься несвойственной ему функцией, преобладает желание сэкономить на узких специалистах», — считает Коновал.

Он также добавил, что сейчас нагрузка на участковых врачей увеличена в несколько раз. Участки врачам увеличивают даже при наблюдающемся дефиците кадров. Если раньше стандарт был 1700 человек, то сейчас может быть и 2000, и 3000 человек. К тому же раньше 1700 — это количество людей по месту прописки паспортной службы, столько людей в действительности не посещало поликлиник. Сейчас свое право государственной медицинской помощи используют те, кто прикреплен к поликлинике по полису, и нагрузка с точки зрения количества обслуживания населения выросла в два раза.

«Теперь добавьте ситуацию следующую, вот буквально первый филиал 220-й городской московской поликлиники рассчитан на 15 участков, в настоящий момент там работают три терапевта, один врач общей практики и один врач для хроников. Вместо 15 — пять врачей, из них сейчас трое в отпуске. В смене один врач, и то дежурный», — подчеркнул Коновал.

По его словам, одним из результатов непродуманной политики Минздрава является рост платных услуг для восполнения дефицита средств. Пациентам чиновники внушают, что они имеют право на бесплатную помощь, а учреждениям — что должны зарабатывать деньги. По подсчетам Счетной палаты, объем платных услуг составляет 25%. По мнению Коновала, неудачу также претерпела концепция «Деньги идут за пациентом», основанная на том, что рынок может решить проблемы здравоохранения. То есть, по сути, сколько учреждение заработало, столько денег и получило, это должно стимулировать клиники к лучшей работе.

«У нас же задача не в том, чтобы какие-то выжили учреждения, какие-то «сдохли», а чтобы все граждане России реализовали свое право на доступную качественную помощь. Если учреждение не выполняет план, ему дают меньше денег, снижают плановое задание, его штрафуют страховые компании. Но тогда у него будет еще меньше работников, оно хиреет, а у нас в стране большие расстояния, проблемы с транспортом», — отметил он.

Также, по словам спикера, несмотря на то, что государством провозглашается увеличение суммы дотаций, на деле финансирование у федерального бюджета идет сокращенное. Более того, десятки миллиардов тратятся на содержание страховых компаний, которые слабо заинтересованы в работе медицинских учреждений и занимаются ими формально, чтобы большой процент людей обращался именно в страховые компании.

«Федеральный бюджет сократил свои дотации, провозглашается, что общая сумма увеличена, но в это слабо верится, потому что в том же фонде ОМС денег не может быть больше, чем раньше, и те же региональные бюджеты стремятся принимать программы дефицитного характера. Если сейчас страховые компании начнут реально оказывать услуги, вся эта система тут же рухнет, медучреждения будут оштрафованы на порядки», — заключил он.

Напомним, реформа здравоохранения в Москве осуществляется с 2011 года. Согласно планам властей, в медицинских учреждениях должны работать только высококвалифицированные кадры по новым технологиям. С 2014 года происходит объединение ряда клиник с крупными больницами, наблюдается сильное сокращение штатных единиц. В Москве неоднократно проходили митинги против «оптимизационных мер».

Достаточно много изменений произошло в системе здравоохранения РФ. Если рассматривать реформы, то основные. Которые затронули систему в целом. Ну а после можно привести и малозначительные реформы.

Для того, чтобы начать, нам нужно определиться, с какого момента же начинается «современная Россия». Из истории известно, что объявление РСФСР Российской Федерацией было 25 декабря 1991 г.

Реформы в РФ направлены на устранение проблем :

    Ограниченность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

    Отсутствие профилактики заболеваний, а также несбалансированность их с имеющимися финансовыми ресурсами. Как следствие этого нарастает платность медицинской помощи, причем в неконтролируемых формах. Доступность медицинской помощи для населения снижается, причем в наиболее сложном положении оказываются наименее обеспеченные слои граждан. Назрела необходимость в уточнении системы государственных гарантий, неотъемлемой частью которой явится профилактика заболеваний.

    Сложившаяся система обязательного медицинского страхования (ОМС) не обеспечивает существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняют свои обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме.

    Существенно обострилась проблема неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования часть налоговых платежей недостаточна для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Деятельность страховых медицинских организаций не смогла существенно повлиять на эффективность использования средств ОМС. Отсутствуют действенные рычаги привлечения средств граждан и организаций в систему ОМС.

    Имеющиеся в системе здравоохранения ресурсы используются неэффективно.

    Существующая система оказания медицинской помощи характеризуется избыточной сетью медицинских учреждений с низким материально-техническим оснащением; доминированием стационарной помощи, недостаточной приоритетностью первичной медико-санитарной помощи, слабым развитием сети специализированных медицинских учреждений профилактической направленности, недостаточной мотивацией медицинского персонала к качественной работе.

А теперь я приведу информацию о том, как же именно планируют решить эти проблемы.

    Стандартизация медицинских технологий (+возможность обхода стандартов ради оказания медпомощи).

    Выравнивание статуса субъектов РФ и стабилизация (+изменение) ОМС.

    Совершенствование систем оказания медпомощи.

    Формирование комплексной программы лекарственного обеспечения

    Охрана и улучшение здоровья матерей и детей (+наблюдение)

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие.

    Подготовка кадров здравоохранения (+повышение квалификации)

    Введение новых технологий и их применение на практике

Обратите внимание на то, что я выделил слово «планируют». Некоторые пункты так и не были выполнены до конца.

Я рассказал о том, что ожидали сделать причастные к реформе здравоохранения. А теперь мы посмотрим на результаты . На следующей странице будут приведены они. Но сначала Вы бы, наверное, хотели узнать даты реформ в области здравоохранения.

Даты реформ здравоохранения в современной России.

1991-2009 (2010) – функционирование ОМС и его дальнейшее преобразование.

2003 – первичное планирование реформирования в здравоохранении

2004 – программа «Повышение структурной эффективности программы здравоохранения» на 2004-2010 годы, которая включает в себя:

    Повсеместное введение общей врачебной практики

    Автономизация больниц и поликлиник

    Закрытие медучреждений и сокращение медперсонала

2006 – промежуточный этап

2010 – подготовка к реформированию

2011 – закон об основах охраны здоровья граждан в РФ

2012 – программа модернизирования здравоохранения

2013-2015 – доработка закона об основах здоровья граждан

2014 – реформа «сокращение»

2016-2020 – дальнейшие преобразования

Следует отметить, что некоторые законы, направленные на здравоохранение, выпускаются задолго до самих реформ. Не согласованно, не так ли. Проанализировав статьи из «Российской газеты», можно сделать вывод, что сами врачи недовольны реформами (Изотов И. Выпишут эксперт. Минздрав подготовит программу оздоровления отрасли к сентябрю // Российская газета. 26 июля 2012. № 170. С. 13.).

Реформа здравоохранения Москвы не приведёт к недостатку больничных коек и массовому сокращению медперсонала. Об этом заявил заммэра по соцвопросам Леонид Печатников .

Цель реформы - модернизация клиник и оптимизация расходов на здравоохранение

Леонид Печатников заявил, что больницы будут не закрывать, а преобразовывать и укрупнять. Некоторые мелкие клиники просто присоединят к многопрофильным центрам. В результате реформы в городе останется около 35 многопрофильных больниц, которые смогут оказывать квалифицированные услуги всем обратившимся за помощью жителям города. Оптимизация позволит увеличить эффективность финансирования медицинской отрасли.

Больничных коек хватит на всех несмотря на сокращение больниц

Очереди на пребывание в стационаре в результате реформы не возникнут. Ведь коечный фонд планируется сократить на 30% не из желания сэкономить, а исключительно в связи с увеличением эффективности диагностики и лечения.

«Теперь сроки среднего пребывания больного в стационаре снизились примерно в три раза. За счет ускорения лечения освобождается примерно треть всего коечного фонда городской сети, а это почти 20 тысяч мест», - заявил Печатников.

По мнению столичных властей, сейчас больничные койки используются неэффективно: пациенты в среднем находятся в больницах слишком долго, а поликлиники часто направляют пациентов лечиться в стационар в случаях, которые не требуют обязательной госпитализации.

Общее количество рабочих мест в медицинской сфере не изменится

Общее количество рабочих мест в медицинской сфере не изменится. Врачам избыточных специальностей (например, дерматологам, урологам, проктологам и гинекологам) предложат сменить профиль, переучившись за счет города.

На переквалификацию департамент здравоохранения Москвы выделил 1,5 миллиарда рублей.

Столице требуются:

  • 5300 терапевтов
  • 2000 хирургов
  • 7 000 педиатров.

Коечный фонд разделят на социальный и интенсивный, который будет финансироваться за счёт бюджета

В рамках реформы произойдет разделение больничных коек на койки интенсивного лечения в многопрофильных стационарах, действующие в системе ОМС, и койки социального лечения - вне системы ОМС. Интенсивные койки будут предоставляться для госпитализации больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний.

Пациенты с психиатрическими, инфекционными и туберкулезными заболеваниями будут проходить лечение в больницах, не приспособленных под оказание высокотехнологичной помощи. Это связано с тем, что для лечения таких больных не требуется дорогостоящее оборудование.

«Здания, которые будут высвобождаться в процессе этой модернизации, - часть из них будет использована под социальные койки, часть будет передана в казну города, и город будет распоряжаться этим, как считает нужным», - пояснил заммэра Москвы.

Онкология и гемодиализ с 2015 года перейдут в обязательное медицинское страхование.

В следующем году обязательная страховка покроет не только оказание скорой помощи, но и лечение онкологии и гемодиализ.

«С 2015 года онкология и гемодиализ уходит в ОМС. Мы посмотрим, как они будут существовать - это непростая история, но должен сказать, что мы зарезервировали средства для химиотерапевтических препаратов», - сказал Печатников.

В Москве будет создано девять современных диагностических лабораторий

Для лабораторий больниц уже закуплено высокотехнологичное оборудование (анализаторы) и современные реактивы. Кроме того, таким оборудованием уже оснащены головные центры всех 46 взрослых и 40 детских амбулаторных объединений. В них будут проводить все исследования по единым стандартам. А лаборатории в поликлиниках со старой техникой закроются. Но для пациентов не поменяется ничего — они будут по-прежнему сдавать кровь и другие анализы в привычных кабинетах поликлиник, а сами исследования будут проводить в современных лабораториях.

Зарплата столичных врачей вырастет до 140 тыс. рублей

Реорганизация больниц и сокращение врачей узких специализаций связана с выполнением «майских указов» президента, в частности в той части, которая касается повышения зарплат медикам.

К 2018 году московские врачи, владеющие современными методами лечения и регулярно проходящие курсы повышения квалификации, будут получить заработную плату не менее 140 тыс. рублей.

«Если сейчас средняя заработная плата врачей в медицинских учреждениях города составляет 60 тысяч рублей, то к 2018 году она может составить уже 140 тысяч и больше. Конечно, такое жалованье будут получать только хорошие доктора, на работу которых нет нареканий от пациентов и руководства медицинских учреждений», - заявил Печатников.

Реформа системы здравоохранения предполагает, что в медицине останутся только высококвалифицированные кадры, которые будут работать на совершенно другой технике и по другим технологиям. Общая сумма, потраченная из Федерального и московского бюджета, составляет 105 млрд рублей, из них 45 млрд рублей было потрачено на оснащение лечебных заведений медицинской техникой.

Среди мероприятий по повышению эффективности здравоохранения, реализуемых в российских регионах, в центре общественного внимания оказались преобразования, проведенные в 2012-2015 гг. в московском здравоохранении. При самом высоком в стране уровне подушевого государственного финансирования и кадровой обеспеченности здравоохранение Москвы по уровню его организации отстало от передовых российских регионов в формировании более эффективной системы оказания медицинской помощи. Качество и доступность бесплатной медицинской помощи вызывали очень большие нарекания у жителей города. Развитие медицинских технологий и рост информированности о них граждан сформировали более высокие притязания к системе здравоохранения. Этому способствовали и более высокая по сравнению с другими регионами доля населения с высшим образованием и относительно высокими доходами. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2014 г., показывает, что в дилемме «улучшение качества или сохранение территориальной доступности медицинской помощи» 65% жителей Москвы отдают предпочтение качеству, в то время как в целом по стране - 55% Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения / Препринты. Высшая школа экономики. Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление». 2015. С. 46-47.. Между тем реальные возможности проведения обследований и лечения с помощью новых технологий очень в малой степени отвечали растущим требованиям к качеству медицинской помощи.

Ресурсы, которыми располагала Москва для финансирования городской программы модернизации здравоохранения в 2011-2012 гг., позволяли провести масштабное оснащение медицинских учреждений новым диагностическим оборудованием. Но для результативного решения задачи обеспечения его доступности всем жителям города необходимы были преобразования в организации оказания медицинской помощи. С этой целью в 2012 г. в Москве провели реорганизацию сети поликлинических учреждений: 220 поликлиник для взрослых и 150 детских поликлиник объединили в 46 взрослых и 40 детских амбулаторных центров. Каждый такой центр создан на основе крупной поликлиники, которую оснастили самым современным оборудованием, и к которой в качестве филиалов присоединили 4-5 меньших по размеру поликлиник.

Далее, в 2013-2015 гг. был ре организован стационарный сектор. Созданы сеть высокотехнологичных сосудистых центров, университетские клиники на базе крупнейших больниц города. Все родильные дома были присоединены к больницам, проведено объединение и перепрофилирование ряда больниц. Коечный фонд больниц сокращен в 2013-2014 гг. на 19% (табл. 3).

Таблица 3. Сеть медицинских учреждений в городе Москва

Тип учреждения

Поликлиники для взрослых

Амбулаторные центры - городские поликлиники для взрослых + диагностические центры + МСЧ + кардиологический диспансер

Амбулаторные центры - детские городские поликлиники

Городские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы для взрослых

Родильные дома (самостоятельные)

Детские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы

Коечный фонд, тыс.

Число выбывших больных в стационарах, тыс.

Источник: данные Департамента здравоохранения Москвы.

Наиболее болезненным изменением стало сокращение медицинского персонала, главным образом в реорганизуемых стационарных учреждениях. Очень высокая обеспеченность врачами стационарного сектора сочетается с их дефицитом в амбулаторном секторе и особенно - в первичном звене (участковые терапевты и педиатры). Учитывая очень высокий уровень средней заработной платы в Москве, выполнение целевых показателей повышения оплаты труда медиков представляет для Москвы особенно сложную задачу. Эти обстоятельства, очевидно, и стали причинами принятия решения о сокращении врачей. Информация о планах реорганизации больниц и выведении за штат всего их персонала стала достоянием средств массовой информации до того, как московское правительство проинформировало о планируемых показателях сокращений медиков и предложениях по их трудоустройству. Это вызвало всплеск социального напряжения, для ослабления которого московскому правительству пришлось выделять значительные средства на пособия увольняемым (от 200 тыс. до 500 тыс. руб.). Масштабы же реального сокращения в 2014 г. были не очень велики: численность в городских учреждениях здравоохранения уменьшилась на 5,5% (табл. 4).

Таблица 4. Штаты и кадры врачей в городских учреждениях здравоохранения Москвы

Примечание: в состав врачей включены зубные врачи, интерны, лица с высшим медицинским образованием в аппарате управления и не учтены клинические ординаторы.