Респираторные приступы. Аффективно-респираторный синдром

АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ. Аффективно-респираторные приступы, или пароксизмы, припадки (АРП), breath-holding spells, (в просторечии – закатывания) представляют собой внезапные кратковременные остановки дыхания на высоте вдоха с невозможностью выдоха, возникающие при плаче у детей грудного или младшего возраста. Ребенок при этом в той или иной степени синеет или бледнеет. Один из часто встречающихся вопросов по неотложной помощи в практике педиатра и детского невролога, это состояние очень пугает родителей, поэтому расскажу о нем подробнее.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

В это время родители начинают паниковать, хотя для ребенка это, согласитесь, не лучшая помощь. Поэтому приведу все материалы, которые мне удалось собрать по этому вопросу.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - \"синий\" и \"бледный\".

\"Бледные\" аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. \"Бледные\" аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу \"синих\". Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь \"обмякает\" на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

АРП сопровождаются ростом тонуса блуждающего нерва. При бледных пароксизмах иногда наблюдаются задержки сердцебиения (асистолия), при обоих типах пароксизмов часто встречаются электроэнцефалографические (ЭЭГ) патологические изменения. Приступы наблюдаются в возрастном диапазоне от новорожденности до 5-6 лет, хотя наиболее часто наблюдаются в возрасте до 2-3-х лет.

Приступы могут быть как редкими (раз в несколько месяцев), так и частыми, много раз в день. Длительность задержки дыхания может колебаться от 1-2 секунд до десятков секунд. По данным некоторых авторов, приступ АРП может перерасти в эпилептический припадок.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость (знакомая картинка, да?). В этой \"двигательной буре\" протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение \"ужасных двухлеток\" в \"ужасных двенадцатилеток\".

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами.

Предупреждение приступов. Приступы раздражения являются вполне нормальными для любых детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости. Думаю, многие с этим уже познакомились на практике, да?

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов (приступов) определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы. Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек. Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка, и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды \"стоп\" к команде \"вперед\". Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды \"вперед\", чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. дети не любят слово «нет» и «нельзя». Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: \"Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного\". Затем дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: \"Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине\". Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: \"Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату\".

Судороги при респираторно-аффективных приступах.

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется. При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания.

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда (вы же способны задержать дыхание на какое-то время без ущерба для здоровья?).

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторону, чтобы он не задохнулся в случае рвоты.

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Обследование.

Тщательное описание эпизода – неотъемлемая часть в лечении. В частности повышенное внимание должно быть уделено обстоятельствам и последовательности событий во время приступа. Эта информация может послужить важным диагностическим ключом. Например большинству АРП предшествует ажиатация (нарушение двигательных функцйий) и плач, что контрастирует с эпилептическими приступами, кардиальными нарушениями, и ортостатическими синкопами, которые часто происходят безо всяких эмоциональных провокаций.

У детей старшего возраста с АРП, дополнительными диагностическими ключами могут быть эпизоды недержания мочи, которые часто сопровождают некоторые типы эпилептических приступов. Также информативны сообщения о возникновении АРП на фоне сна или полного спокойствия.

Практическим врачам необходимо выявлять информацию о том, связан ли дистресс с едой, или другой физической активностью, или ощущениями боли в груди, или другими физикальными симптомами. Такие находки наводят на мысль о каких-то других нарушениях, таких как кардиопульмональные (сердечные и легочные) проблемы.

Генеалогический анамнез – это еще один важный критерий оценки пациента. Предшествующие обзоры свидетельствуют, что от 20% до 30% детей с детскими АРП имеют членов семей у которых наблюдались аналогичные аффективные расстройства.

Если данные истории болезни или физикального осмотра свидетельствуют об эпилептических приступах, или других расстройствах ЦНС, рекомендуется проведение видео ЭЭГ мониторинга (желательно с фиксацией данных состояний), и консультация с детским неврологом. Если подразумевает кардиоваскулярная проблема, представляется уместным провести холтеровское мониторирование и проконсультироваться с детским кардиологом.

ЛЕЧЕНИЕ

При лечении аффективно-респираторных приступов необходимо учитывать, что они представляют собой первое проявление детской истерии и обычно возникают на невропатической почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.

Во-первых, необходима семейная психотерапия, направленная на коррекцию воспитания, устранение потворствующей гиперопеки, нормализацию семейных отношений и др. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения, где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки.

Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением ряда средств, укрепляющих нервную систему, и седативных препаратов. Наиболее благоприятно применение кальция (кальция глюконат, кальция лактат по 0,25-0,5 г на прием), валерианы в виде настойки по стольку капель на прием, сколько ребенку лет, либо настоя валерианы 3-5 г, поливитаминов. В более тяжелых случаях применяют липоцеребрин, фосфрен, глутаминовую кислоту, аминалон по 2-3 раза в день. При очень частых (ежедневно, несколько раз в день) припадках (что может указывать на повышенную возбудимость мозга) необходимо применение небольших доз противоэпилептических средств (фенобарбитал, гексамидин на ночь). Применение этих препаратов рекомендуется и при обнаружении на ЭЭГ-исследований пароксизмальной активности. Как уже указывалось, у некоторых детей с аффективно-респираторными приступами в дальнейшем наблюдаются эпилептические пароксизмы. Во время припадка аффективно-респираторных судорог оказания помощи ребенку обычно не требуется. Только при затянувшемся пароксизме следует какими-либо воздействиями (обрызгивание водой, похлопывание по щекам и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение в лечении различных пароксизмов невротического происхождения имеет психотерапия. К семейной психотерапии присоединяются и другие ее виды - групповая и коллективная, а также индивидуальная, направленная на коррекцию истероидных черт личности.

При наличии у больного ребенка соматической астенизации необходимы проведение общеукрепляющей терапии, санация очагов хронической инфекции. Рекомендуется проведение седативной терапии, причем, кроме препаратов кальция, валерианы, бромидов, нередко приходится применять транквилизаторы - триоксазин, элениум, седуксен (в возрастных дозировках). Полезны водные процедуры - хвойные ванны, обтирания и проч. Во время самого истерического приступа помощи больному ребенку не требуется.

* Чрезмерно опекать и потакать не стоит, но и совсем оставлять детей без внимания не надо. Стараться предотвратить и предупредить наступление приступа. Родители уже обычно представляют себе ситуации и состояние ребенка, которые грозят вылиться в приступ.

* физ.упражнения и прочее без ограничений. Но стараться, чтобы ребенок не перевозбуждался. Телевизоры и компьютеры – под запретом.

* приступы учащаются весной-осенью, - надо пить витамины и делать успокаивающие ванны, пить чаи и заниматься зарядкой.

* есть закономерности: Чем больше промежуток между приступами, тем больше вероятность того, что следующий приступ наступит позже и наоборот. Т.е. если приступа не было 2-3 мес., то его вероятность уменьшается. А если был приступ, через неделю ещё один, то следующий может наступить хоть сегодня.

И конечно: особенно внимательно в этот период относиться к желаниям ребенка.

* Во время приступа надо не паниковать, а обратить внимание на ребенка: в какую сторону наклонена голова, под каким углом, трясёт ли он головой, обмякает ли он или наоборот тело у него становится жестким, когда это происходит, закатаны ли у него глаза и пр. Это надо, чтобы врач могла диагноз ТОЧНО поставить!!!

* Эти приступы могут быть симптомом эпилепсии. Но до 5-7 лет эпилепсию не ставят (до тех пор, пока нельзя провести томографию мозга и пр.обследования. К тому времени подавляющее большинство детей \"вырастают\" из этого состояния. Но регулярный контроль невропатолога пока им необходим.

Оценить материал:

0

(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.

Выглядит аффективно-респираторный приступ так.

В ответ на болевое воздействие , чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.

Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.

Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.

По статистике аффективно-респираторный синдром

встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .

Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.

У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.

Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:

1. Протекают с меньшим возбуждением.

2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).

3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).

4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.

5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.

6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.

7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.

Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .

Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :

1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.

2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.

3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.

4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.

5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.

6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.

Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.

Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать. Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект , особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.

Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.

Будьте спокойны и уверены в своих действиях.

Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?

1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.

2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.

3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.

5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.

Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.

Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.

Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.

После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.

Лечение аффективно-респираторного синдрома .

Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.

Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:

  1. Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
  2. Достаточные физические нагрузки .
  3. Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
  4. Рациональное питание .
  5. Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?

В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.

Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.

Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).

В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).

В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.

Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.

Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.

Аффективно-респираторные приступы у детей – это состояние, характеризующееся аномальным дыханием и иногда судорогами. Такое нарушение носит приступообразный характер и может серьезно напугать родителей.

Часто в различных источниках можно встретить аббревиатуру АРП — аффективно-респираторный приступ. Патология характеризуется пароксизмами и внезапной остановкой дыхания.

Приступ АРП случается в момент психоэмоционального возбуждения. Когда ребенок заходится плачем, на высоте вдоха происходит остановка дыхания на 10-15 секунд. Это может сопровождаться изменением цвета лица или внезапным нарушением моторики.

Остановка дыхания при приступе является рефлекторной реакцией организма на сильные эмоции, испытываемые младенцем. Такой приступ возникает в нескольких случаях:

  • во время плача;
  • при испуге;
  • если малыш больно ударится.

Родители сильно пугаются, впервые столкнувшись с этим расстройством. В момент плача ребенок вдруг резко затихает, его кожа бледнеет либо синеет, при этом он открывает рот, но не может издать ни звука. Как правило, такое состояние длится не более 40 секунд.

Существует взаимосвязь, между изменением цвета кожи ребенка и эмоциями, испытываемыми в этот момент. Побледнение кожи наблюдается в следующих случаях:

  • падение;
  • травма;
  • страх;
  • удар.

Часто при этом ребенок не успевает отреагировать плачем на испытываемую боль, как сразу начинается аффективный приступ. Опасность такого состояния заключается в том, что родители могут не заметить травмирующего воздействия и не понять, почему кожа ребенка бледнеет, а он не может сделать вдох.

Другой тип АРП сопровождается синюшностью кожи малыша во время приступа. Причиной такой реакции часто становятся яркие эмоции – ребенок может быть недоволен или раздражен. Не получив желаемого, младенец начинает сильно плакать. В момент, когда необходимо сделать вдох, чтобы продолжить плач, происходит внезапная остановка дыхания. В это время кожа лица приобретает синеватый оттенок.

Во время приступа возможно повышение тонуса мышц тела. Ребенок может внезапно выгнуться так, будто у него случилась судорога. Как правило, такое состояние самостоятельно проходит и длится не более нескольких минут.

Что нужно знать об АРП

Детская нервная система остро реагирует на любые стрессовые ситуации, поэтому АРП у детей – это не редкость и не повод для паники. Нарушение хоть раз в жизни встречается у каждого четвертого ребенка в возрасте до четырех лет.

Если нарушение не связано с органическими патологиями, болезнями мозга или недостатком важных микроэлементов, родителям не надо беспокоиться. Избавиться от расстройства можно своими силами, без применения медикаментозной терапии, однако для этого понадобиться запастись терпением.

Разобравшись в механизме развития приступов, ни в коем случае нельзя ругать ребенка или просить прекратить. Остановка дыхания происходит рефлекторно, в ответ на плач, и сам малыш ничего не может с этим поделать.

Несмотря на пугающие симптомы, приступы не несут вред для здоровья. С возрастом нервная система человека крепнет и аффективные приступы исчезают без следа.

Почему при АРП появляются судороги

Судорожные состояния во время аффективного приступа наблюдаются редко. Обычно такие симптомы сопровождают задержку дыхания длительностью более 40 секунд. Ребенок внезапно обмякает, теряет сознание и падает на пол. При этом его тело начинает конвульсивно двигаться.

Нередко родители, не зная о причинах припадка, начинают подозревать эпилепсию. Тем не менее, такие судорожные приступы носят неэпилептический характер, а возникают из-за недостатка кислорода, поставляемого в мозг.

Судороги при АРП возникают как защитная реакция нервной системы на испытываемое кислородное голодание мозга, так как в бессознательном состоянии потребность в кислороде сильно снижается.

Из-за задержки дыхания наблюдается накопление углекислого газа. Это, в свою очередь, заставляет ребенка рефлекторно сделать вдох, после чего приступ прекращается, и малыш приходит в сознание.

Так как во время приступа организм испытывает сильную нагрузку, обычно, после того как малыш пришел в себя, он погружается в крепкий сон на 2-3 часа.

Опасны ли приступы

Сами по себе приступы, развивающиеся на фоне эмоциональной нагрузки, опасности не несут. Однако родителям необходима консультация детского невролога для исключения эпилептической природы припадков.

Обязательно необходимо консультация педиатра, так как в некоторых случаях приступы могут свидетельствовать о дефиците определенных микроэлементов и витаминов.

Как лечить

Лечение нарушения основано на минимизации стрессовых ситуаций, которым подвержен ребенок.

Если приступы часто повторяются, необходима консультация невролога. Несмотря на то, что АРП лечат немедикаментозным способом, в некоторых случаях ребенку могут быть рекомендованы легкие седативные препараты. При выявлении дефицита витаминов и микроэлементов, лечение дополняют специальными препаратами.

Важную роль в избавлении от приступов играют сами родители. По статистике, аффективно-респираторным приступам подвержены гиперопекаемые дети либо малыши, испытывающие дефицит внимания.

Родители должны поддерживать своего ребенка, но при это не опекать чрезмерно. Если ребенок, привыкший получать все по первому требованию, в определенный момент не получает должного внимания, у него начинается приступ. Чтобы этого избежать, следует правильно заниматься воспитанием.

Малыш должен точно понимать границы дозволенного. Объяснить это – первоочередная задача родителей, столкнувшихся с АРП.

Еще одной вероятной причиной нарушения являются частые стрессовые ситуации, возникающие из-за отсутствия взаимопонимания в семье. В этом случае избавиться приступа у малыша поможет психотерапия для родителей.

Немаловажную роль для профилактики и лечения АРП играет режим дня ребенка. Необходимо четко следовать графику и обеспечить ребенку здоровый досуг. Дети, страдающие от повторяющихся приступов, должны избегать длительного просмотра телепередач и мультфильмов.

Профилактика

АРП и пароксизмы во время приступа являются одним из первых проявлений истерии у ребенка. Родители должны помнить – никто не рождается истеричкой, дети становятся такими из-за эмоциональной атмосферы в семье.

Чтобы избежать развития приступов необходимо:

  • четко очертить границы дозволенного для ребенка;
  • не кричать и не наказывать малыша;
  • уделять ребенку достаточно внимания, но избегать гиперопеки;
  • относиться к ребенку как к взрослому.

Если в семье царит любовь и взаимопонимание, дети не устраивают истерик по малейшему поводу. Главная задача родителей - это сделать все, чтобы ребенок в семье чувствовал себя любимым и защищенным.

Апноэ у грудничков


Апноэ – это внезапная остановка дыхания, которая не связана с эмоциональной нагрузкой. Заболеванию подвержены груднички и новорожденные дети. У взрослых апноэ может происходить во время сильного кожного раздражения.

Особую опасность представляет внезапная остановка дыхания при апноэ во сне. При этом дыхание останавливается более чем на 25 секунд, что может иметь негативные последствия для ребенка. Нарушение следует лечить, в противном случае возможно развитие ряда неврологических патологий, вплоть до нарушения развития малыша.

Внезапное нарушение дыхания во сне – это повод для беспокойства. У грудничков нарушение может развиться по следующим причинам:

  • травма при родах;
  • врожденные аномалии строения носа;
  • отек слизистой оболочки носоглотки при простудных и вирусных заболеваниях;
  • сильное ожирение.

В старшем возрасте такие нарушения наблюдаются редко. Остановки дыхания у детей возрастом от 8 месяцев напрямую связаны с эмоциональным состоянием ребенка и, по мнению многих специалистов, являются первыми предвестниками невроза и истерии в будущем.

Что делать при апноэ

Апноэ во сне у новорожденного представляет серьезную опасность для здоровья. Заметив симптомы внезапной остановки дыхания у грудничка, родители должны немедленно вызвать неотложную медицинскую помощь.

В первую очередь необходимо разбудить малыша. Затем родители должны легко помассировать конечности и мочки ушей, чтобы восстановить нормальную циркуляцию крови. Если спустя 20 секунд после остановки дыхания ребенок так и не смог сделать вдох, следует осторожно сделать несколько выдохов искусственного дыхания. Обязательно нужно помнить, что легкие младенца невелики, и выдохи при искусственном дыхании должны быть совсем небольшими.

Кроме того, необходимо убедиться, что причиной остановки дыхания не являются инородные предметы в гортани малыша. Для этого младенца следует взять на руки, осторожно запрокинуть ему голову и тщательно изучить его горло.

Апноэ, в отличии от АРП, является очень опасным нарушением, которое требует тщательной диагностики у невролога и лечения. Столкнувшись со внезапной остановкой дыхания во сне необходимо срочно позвонить в «скорую помощь», а затем пройти все необходимые обследования.

Если приступ не представляет серьезной опасности для здоровья и успешно лечится нормализацией отношений в семье, апноэ необходимо своевременно диагностировать, во избежание усугубления заболевания.

Вчера я едва не поседела. Это было ужасно. Ярушка нашел пульт от телевизора и потянул его в рот, я этот пульт изъяла, чем видимо безумно огорчила ребенка… он тут же зашелся плачем, мы с мужем даже не успели ничего предпринять (обычно малыш не ведет себя таким образом, может конечно покапризничать, но не так) и буквально в пару секунд плач пропал, рот открыт, ребенок на глазах начал синеть. Боже, это был просто кошмар. Я начала трясти его, муж выхватил у меня из рук переверернул вниз лицом, начал стучать по спине (как это делают, когда ребенок поперхнулся).Я побежала к телефону набирать 03. Кстати, там чудесным образом оказалось «занято»… и услышала один короткий кашель… вбегаю в комнату, там тишина, муж стоит ко мне спиной, на руках совершенно обмякший ребенок, я вижу как ручки и ножки свисают совершенно безвольно, голова ЧЕРНИЛЬНОГО цвета… тишина. я начинаю выть. Боже никому этого не пожелаю! Муж бросается к окну распахивает его настеж и с Ярушкой на руках по пояс туда высовывается. Я кричу «Живой??!!!», муж не отвечает, сам в безумном шоке… вижу что личико бледнеет, синева отступает.

Так мы первый раз столкнулись с Респираторно-аффективном приступом..

Во вторник пойдем к неврологу. Вот нашла хорошую статью у Комаровского. Может кому пригодится.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» - это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа - «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа - он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом - спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса - ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще - для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства - все ему разрешают и выполняют все его требования - только бы ребенок не расстроился - то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку - чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже - когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими - отмечается напряжение мышц - тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги - в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами - положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания

Нередко у малышей на фоне крика, или длительного плача, вызванного положительными или отрицательными эмоциями, случаются «закатывания», приступы внезапного прекращения дыхания, посинения, когда ребенок буквально «плюшевым мишкой» обмякает в руках встревоженных родителей. Это может до сердечного приступа напугать молодых мать или отца.

В медицине такие закатывания называют более точным термином – аффктивно-респираторный приступ (сокращенно их именуют АРП), а в англоязычных источниках – диагнозом «breath-holding spells». Под АРП понимается внезапная и относительно короткая по времени остановка дыхания, происходящая в период вдоха. Ребенок как бы не может выдохнуть воздух, поступивший в легкие, когда он кричит, истерит или плачет.

Такое типично для детей раннего возраста, обычно до 4-5 лет. На фоне подобных дыхательных расстройств кожа на теле и лице ребенка может резко бледнеть или приобретает синюшный оттенок.

Самым частым вопросом при подобном приступе становится – в чем причина и что делать родителям? Наблюдением за детьми с АРП и их лечением, если это будет нужно, занимаются педиатры или неврологи.

Определение понятия АРП

Истерические задержки дыхания, детские закатывания или же АРП представляют собой наиболее ранние эквиваленты или истерических припадков. Если расшифровать дословно термин АРП – само понятие «аффекта, аффективного приступа», обозначает что это сильные, не контролируемые и не сдерживаемые реакции детей. При этом термин «респираторный» дает понять, что в процесс преимущественно вовлекается дыхательная система.

Впервые подобные приступы вероятны у карапузов к концу первого года, и в среднем, они длятся до трехлетия, у некоторых особо возбудимых детей сохраняясь до 4-5 лет. Хотя задержки дыхания у малышей могут казаться со стороны преднамеренными, то есть сознательными, дети не контролируют то, что с ними происходит, они не специально закатываются, чтобы напугать родителей. Срабатывает своего рода защитный рефлекс, если кричащий или рыдающий ребенок форсировано выдыхает практически весь воздух, заполняющий легочный объем. На крайней точке выдоха он резко замолкает, из раскрытого рта перестают доноситься какие-либо звуки.

Обратите внимание

Эпизод с задержкой дыхания продолжается до минуты, и проходит по мере того, как кроха может перевести дыхание и снова начинает кричать. Но этого времени, пока кроха не дышит, вполне достаточно для того, чтобы родители подняли панику. А в такой ситуации она не самый лучший помощник ребенку.

Типы АРП: белый и синий вариант

Многие специалисты подразделяют по типу окраски кожных покровов в момент приступа АРП на две группы – белые (бледные) и синие (цианотичные):

  • Для группы бледных АРП пусковыми факторами для развития приступа могут становиться реакции на боль при падениях и ушибах, уколах, порезах. Если осуществить попытки подсчитать пульс на протяжении приступа апноэ (отсутствия дыхания), он будет на несколько секунд полностью пропадать. По своему механизму развития белые (бледные) АРП могут во многом походить на обморочные состояния. По мере взросления у таких детей подобные истерические приступы переходят в .
  • Чаще приступы АРП возникают по типу синюшных , они могут проявляться при ярко выраженном недовольстве и истерике, при выражении собственного характера, гнева или нереализованных желаний. Дети могут впадать в АРП такого типа при отказе родителей от выполнения их требований, если они не добиваются своего, привлекают к себе внимание криками, истериками и плачем.

Обычно начинается все с прерывистого и глубокого дыхания, типичного для длительного плача, а затем на вдохе дыхание совсем останавливается на несколько секунд, но затем состояние детей вновь приходит в норму.

Внешне подобные приступы синюшных АРП могут имитировать ларингоспазм (судорога мышц гортани).

  • В некоторых случаях приступ может затягиваться, при этом может страдать мышечный тонус, который ослабевает в силу гипоксии. Тогда малыш на руках взрослых может обмякнуть по типу «тряпичной куклы».
  • Возможен и второй вариант затяжного приступа – тоническое, близкое к судорожному сокращение мышц, из-за чего кроха может прогибаться дугой.

Механизм АРП и его особенности

Приступы АРП обычно возникают в силу возбуждения блуждающего нерва. На фоне них при бледном типе приступов может временно наблюдаться явление асистолии – задержка сокращений сердца, как бы его временная остановка. Также на фоне обоих вариантов АРП можно обнаружить специфические изменения на напоминающие эпилептическую активность мозга. Возрастной разброс встречаемости подобных приступов по разным данным колеблется от первого года до 5-6 лет, пик приступов выпадает на второй и третий годы жизни.

Частота приступов может быть от единичной, раз на протяжении нескольких месяцев, до ежедневной, а то и по несколько раз в течение суток. Продолжительность задержек дыхания может быть от 5-10 секунд до минуты. По данным некоторых неврологов, частые АРП могут постепенно трансформироваться затем в судорожные припадки и .

Какие дети склонны к закатываниям до потери сознания?

Наиболее часто такие приступы стоит ожидать у детей, которые легко возбудимы и раздражительны, они капризные и чрезмерно ранимые. Подобные симптомы можно отнести к разновидности ранних истерических припадков. Но для обычной истерики в раннем возрасте типичны специфические примитивные протестные двигательные реакции. Дети, если их желания не хотят выполнять взрослые, чтобы добиться своих целей, падают на пол и беспорядочно молотят по нему руками и ногами, кричат и истошно рыдают, всячески проявляя бурю негодования и ярости. Картинка знакома многим родителям трехлеток. В такой эмоциональной буре протестного поведения могут затем просматриваться и черты более поздних истерических приступов ребенка.

Конечно, если малыш просто падет на пол и бьется в истерике, родителей этим не удивить и не разжалобить, а вот если внезапно останавливается дыхание (хотя они это делают не осознанно), тогда эффект более впечатляющий. После четырехлетия подобные истерики менее типичны, они могут продолжаться или трансформируются в уже иные проблемы характера. Это часто могут именовать кризисными периодами – трехлеток, семилеток, а потом уже и подростков. Все корнями из детства.

Воспитание детей с АРП

И АРП зачастую идут рука об руку, и важно, чтобы родители быстро научились предупреждать приступы. Раздражение и протестное поведение вполне типично для подрастающих малышей, оно периодами проявляется в любом возрасте, если ребенок раздражен или в ярости. Но по мере возраста, дети учатся контролировать и сдерживать свои эмоции, недовольство, а в возрасте 2-4 лет все это открыто выливается на родителей. Роль последних при истериках и АРП заключается в том, чтоб привить ребенку навыки самоконтроля, помочь в сдерживании эмоции и контроле за дыханием.

В развитии и дальнейшем повторении пароксизмов определенное значение будет иметь само неверное отношение со стороны родителей к детям и их выходкам. Если детей оберегать от малейших переживаний и расстройств, позволять им любые капризы и потакать всем просьбам, только бы кроха не плакал и не закатывался в приступе, последствия такого воспитания будут фатальными на всю его оставшуюся, затем и взрослую жизнь.

Помимо того, неправильное воспитание малыша с АРП грозит вылиться в формирование дальнейших истерических припадков. Под «правильным» понимают такое воспитание, когда со стороны всех членов семьи тактика в отношении ребенка едина, чтобы он не мог использовать внутрисемейные разногласия в вопросах воспитания в свою пользу. Не нужна ребенку с АРП и чрезмерная опека, он не смертельно болен, его приступы – это особенность развития, но не смертельная болезнь.

Показано хождение в детские учреждения – группы развития или садик, там приступы зачастую не возникают . Если же приступы АРП проявились как реакция на начало посещения яслей, тогда стоит временно изъять малыша из коллектива, выяснив истинные причины приступов, зачастую они имеют место.

Отказ родителей идти на поводу у ребенка и применение более гибкой системы воспитания зачастую отлично «лечит» подобные приступы.

  • избегать вспышек, предчувствовать их . Малыш скорее зайдется в истерике и будет раздражен при сильном его утомлении, если он голодный или его торопят, он переживает. Стоит заранее обходить такие моменты, чтобы не провоцировать лишних истерик. Не стоит ходить в магазины с голодными или уставшими детьми, утром стоит вставать пораньше, чтобы не слишком спешить в садик. Нужно определить «острые углы» отношений и поведения ребенка, сглаживая их.
  • переключать команды со стопора на движение . Малыши склонны активнее реагировать на команды что-либо сделать, так называемые побудительные, команды «вперед», нежели на просьбы что-либо не делать или «стопорные». Дети плохо слушают запреты и слово нельзя. Так, когда ребенок кричит, стоит попросить его пойти к вам, а не требовать немедленного прекращения рыданий. Побудительную просьбу дети выполнят охотнее.
  • называть все своими именами . Зачастую ребенку раннего возраста сложно осознать свои эмоции и описать их, прочувствовать свою злость и раздраженность. Чтоб он мог лучше контролировать эмоции, их нужно описывать ему словами, дать им конкретные названия. Объективно нужно отражать его чувства, не давая своей оценки при этом. «Ты сердит в силу того, что не купила машинку». Но важно также указать ему и на границы его поведения. Можно сказать, «хотя ты и сердит, но тебе не стоит кричать на весь магазин». Это помогает ребенку понимать, возникают отдельные ситуации, где такое поведение недопустимо.
  • говорить правду о последствиях . При разговоре с малышами часто полезно описывать последствия поведения ребенка. Стоит объяснить ваши действия конкретно: «Ты не можешь себя сдерживать, кричишь, и нам нужно сделать это самим за тебя, поэтому придется увести тебя из магазина».

Такие приемы зачастую помогают снизить число истерик и АРП до минимума, но иногда они все равно возможны.

Опасные осложнения АРП: судорожные приступы

При наиболее тяжелых АРП, если задержки дыхания очень долгие и гипоксия выраженная, может нарушаться сознание, что грозит переходом приступа задержки дыхания уже в судорожный припадок. Вариантов судорог два:

  • Тонические сокращения, при них все мышцы резко напрягаются, они как бы каменеют, тело крохи может прогибаться дугой.
  • Клонические, которые на фоне АРП бывают реже – это мелкие подергивания всех групп мышц, при которых тело сотрясается.

Зачастую бывает сочетание судорог обоих типов, тогда приступ будет тонико-клоническим, из выгнутого дугой тела по мере обмякания ребенок начинает подергиваться. В целом, приступ длится до 1-2 минут. В конце приступа, когда судороги завершаются, ребенок может обмочиться, дыхание в период клонических судорог постепенно возвращается.

Если на фоне АРП возникли судороги – немедленно к врачу. Речь будет идти уже о различии респираторных приступов и эпилепсии. Переход АРП в возможен у части детей, поэтому им нужно динамическое наблюдение у невролога.

Часть неврологических патологий, зачастую функционального плана, могут также сопровождаться АРП, поэтому важно, чтобы малыша наблюдал хороший педиатр и опытный невролог.

Первая помощь, тактика родителей при АРП

Если приступ АРП возник у вашего ребенка, когда он в очередной раз закатил истерику, важно сделать пару глубоких вдохов и выдохов, успокоившись самим.

Обратите внимание

Стоит помнить, вы сами можете ненадолго задержать дыхание без ущерба для здоровья, поэтому не стоит самим впадать в панику.

В момент АРП можно применять различные физические воздействия в отношении малыша – дуть в лицо, щекотать по ребрам, слегка похлопать по щекам. Это способствует рефлекторному восстановлению дыхательного акта.

Если приступы уже бывали ранее, стоит вмешиваться в ситуацию ранее, чем малыш зайдется в крике и закатится. Проще пресечь приступ ярости и крика, пока он не достиг своего пика. Малышей легко можно отвлечь, заинтересовав их чем-то ярким и новым, игрушкой или развлечением. Даже попытки пощекотать, посмотреть в телефон нередко быстро отвлекают и прекращают истерику на корню.

Если же АРП начался, и он затягивается, ребенок обмякает, ощущается начало судорог, нужно положить малыша на ровную поверхность, повернув голову набок. Это нужно на случай рвоты, чтобы он не аспирировал рвотные массы в респираторные пути. После завершения приступа нужно успокоить ребенка и приласкать, особенно если он не понял, что произошло. Во многом спокойствие родителей в такой ситуации хорошо выручает.

Посещение врача и обследование при АРП

Важно подробно и тщательно описать врачу при посещении эпизод АРП, особенно уделяя внимание всем обстоятельствам, его провоцирующим, и последовательности тех событий, которые типичны для приступа. Такая информация может стать ключевой в диагностике, так как у части АРП может в начальном этапе возникать расстройство двигательных актов (это именуют ажитацией) и приступ плача. Это существенно отличает подобные приступы от эпилептических, с респираторными синдромами и ортостатических коллапсов, типичных для детей. При них никаких эмоциональных провокаторов перед началом приступа зачастую нет.

У малышей постарше, страдающих от АРП, дополнительно в диагностике могут помочь эпизоды с что типично для эпилепсии. Кроме того, важно указание на связь АРП с полным спокойствием или даже сном.

Неврологу важно выяснение приступа с приемом пищи, питьем, физической активностью или болезненностью в области груди, иными симптомами. Они натолкнут на мысли об иной, нежели истерики, причине приступов. Нередко это могут быть поражения легких или сердца.

Нередко важную информацию может дать анамнез, и семейный в том числе. У примерно 30% детей с АРП другие члены семьи страдали в детстве от подобных закатываний или страдали респираторными расстройствами. Дополняются данные результатами осмотра ребенка, а также фиксацией ЭЭГ, снятием , проведением видеомониторинга приступов, консультация у невролога и психолога.

Как это лечить, помогут ли медикаменты?

Важно учитывать, планируя терапию ребенка, что подобные приступы – это зачатки будущей истерии, и обычно они возникают как вариант неврозов или невропатий. Поэтому важны как минимум два основных направления:

  • семейная психотерапия , которая помогает в коррекции методов воспитания ребенка, устранения возможной гиперопеки и конфликтов между членами семьи. Также нужна нормализация отношений в семье. Может быть полезным пребывание ребенка в яслях или садике, где приступы проходят бесследно.
  • терапевтическая коррекция , применение препаратов, устраняющих явления невропатии, укрепляющих нервную систему и седативных. Показаны препараты кальция и магния, . При более тяжелых ситуациях могут понадобиться корректоры вегетатики – фенибут, ноотропил. Если приступы ежедневные и тяжелые могут назначаться минимальными дозами препараты против эпилепсии (на ночь).

У детей после 3 лет на первый план в лечении выходит психотерапия – сказкотерапия, рисование и другие возрастные методики. Если у ребенка есть сопутствующие патологии, нужно их лечение, санация очагов хронической инфекции, седативные препараты курсами, а у сильно возбудимых детей – прием транквилизаторов. Полезны ванны, закаливание, режим и правильное питание.

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель