Ретушь глаз в фотошопе. Глаза в Фотошопе: добавляем эффект зуммирования

Сегодня в данной статье будет рассмотрен вопрос: «Как изменить цвет глаз в фотошопе?» Именно эта информация чаще всего волнует пользователей интернета. Ведь многие желают посмотреть на свой облик с измененной внешностью. И глаза играют немаловажную роль в таких экспериментах. Итак, далее вы узнаете, в фотошопе. Будут рассмотрены только простые, но эффективные методы.

Необходимые средства. Чтобы на фото, необходимо само изображение и, конечно же, графический редактор Photoshop. Можно использовать любую версию программы. Чтобы ваш первый опыт по был удачным, лучше всего подобрать снимок с высоким расширением и хорошим качеством. Для начала можно взять фото из интернета, если нет своего подходящего изображения. Главное понять весь процесс на общем примере.

  1. Создать новый слой. Взять инструмент "кисть" и закрасить нужную область (глаз). Цвет можно выбирать по вкусу. Жесткость кисти желательно уменьшить до 0. Закрашивать глаза нужно аккуратно, чтобы не выходить за их границы.
  2. Как только будет выполнен первый шаг, нужно изменить свойство наложения в параметрах слоя. Здесь возможно два варианта: либо перекрытие, либо мягкий свет. Выбор производите по ситуации.
  3. Затем для увеличения правдоподобности нашего эффекта снизьте параметр «непрозрачности» примерно до 50%.

2-й способ. Второй способ заключается в том, чтобы вынести глаз с основного фото в другой слой и произвести некоторые изменения. Такой прием программы Фотошоп для фотографа является самым основным, так как здесь производятся более точные изменения.

  1. Любым удобным для вас способом необходимо выделить область глаза и вынести ее на отдельный слой (ctrl + j).
  2. Нажав сочетание клавишей «ctrl + u», вы зайдете в настройки цветового тона и управления насыщенностью. Там необходимо поставить галочку на функции "тонирование".
  3. Выбирайте любую комбинацию цветов. Рекомендуется не затрагивать последний пункт «яркость».
  4. Последний этап совпадает с предыдущей инструкцией. Только снижать непрозрачность в этом случае рекомендуется примерно до 70 %.

Способы выделения. Инструкция «Как изменить цвет глаз в фотошопе» была бы неполной, если не подчеркнуть самые простые способы выделения определенной области изображения. В этом деле немаловажной частью является точность линий, по которым будет проводиться перекрашивание. Поэтому рекомендуется использовать такой инструмент, как «прямолинейное лассо» (L - горячая клавиша), и делать как можно меньшие интервалы между точками остановки. Либо использовать «перо» (P). Сначала данный инструмент может показаться слишком сложным, но к нему быстро привыкаешь. И, наконец, использовать «слой маску». Нажав на клавишу «Q», вы попадете в режим быстрого редактирования (маска). Взяв инструмент "кисть", необходимо закрасить определенную область фото, а затем еще раз нажать на клавишу «Q». В результате у нас появится выделенная область.

Заключение. Если вы до сих пор задавались вопросом "как изменить цвет глаз в фотошопе?", теперь все проблемы должны отпасть, потому что инструкция у вас уже есть, дерзайте!

Прежде чем хватать мышку и обрабатывать глаза давайте задумаемся. Почему вообще что-то выглядит выразительно, а что-то нет. По крайней мере почему мы воспринимаем вещи именно так. Приведу простой пример. Вот два квадрата. Серый на белом и серый на сером. Можно ли утверждать что Квадрат 1 выглядит выразительнее чем Квадрат 2 , и если да, за счет чего он выразительнее? Очевидно, что выразительность — следствие более высокой разницы в цвете. То есть, контрастности. И вся косметика именно про это — сделать губы краснее, ресницы чернее, щеки белее.

Для того чтобы выразить глаза в Фотошопе вам хватит всего пары цветокоррекий, если вообще не одна. Достаточно использовать обычные Уровни Levels или Кривые Curves , чтобы получить разительный результат. В этом же уроке я продемонстрирую всю мощь цветокоррекции фотошопа при работе со слоями цветокоррекции, масками и режимами наложения. Как обычно в конце урока можно скачать мой рабочий фаил со всеми слоями и все покрутить самому.

На рабочей области у нас самый обычный мутный серо-буро-малиновый глаз. Если вы откроете панель Histogram из Windows > Histogram то увидите, что на фотографии отсутствуют ярко выраженные черные и ярко выраженные белые тона. Вся тональность крутится в области серых тонов и мы, сейчас, эти расклады поправим. Я советую вам держать гистограмму открытой и наблюдать как меняется график распределения цветов, по ходу нашей работы.

  • Разблокируйте слой с глазом Layer > New > Layer from Background
  • Преобразуйте его в Смарт слой Layer > Smart Objects > Convert to Smart Object
  • Примените эффект Filter > Sharpen > Smart Sharpen с параметрами Amount 80 и Radius 1.5

Я преобразовываю слои в смарт слои, чтобы иметь контроль за эффектами и при желании в любой момент иметь доступ к их настройкам.

Black and White

Теперь мы поочередно будем создавать слои цветокоррекции. К большей части слоев мы создадим маски, чтобы акцентировать эффект на определенном участке глаза. Начнем с начала. Выберите Layer > Adjustiments Layers > Black and White . Кстати говоря, все остальные слои цветокоррекции также лежат по адресу Layer > Adjustiments Layers Более быстрый доступ к ним можно получить из панели Слоев — маленькая иконка окружности в виде «инь янь» в нижней части панели.

Создаем слой Black and White , в режиме наложения ставим Soft Light . Soft Light тоже самое что Overlay только более мягкий и слабый. Его основная задача — убирать из фотографии серые оттенки и усиливать светлые и темные.

Некоторым возможно покажется в новинку, как это у цветокоррекии можно менять режим наложения. Она же коррекция, у неё нет пикселей, которые взаимодействуют с нижележащими слоями. Суть вот в чем, когда мы создаем слой цветокоррекции, Фотошоп воспринимает его как дублирование изображения, находящегося ниже. Только это изображение с спец кранчиками, подкручивая которые можно менять цвет. Поэтому на слои цветокоррекции действуют и режимы наложения. Можно создать слой цветокоррекции, ничего в нем не менять, изменить режим наложения на Multiply и эффект будет тот же, будто мы продублировали изображение и поставили Multiply, однако я отвлекся.

Теперь когда вы поставили для слоя Black and White режим Soft Light меняйте ползунки Black and White и на лету оценивайте изменяющиеся оттенки.

Levels

Создаем второй слой цветокоррекции Levels . На панели Adjustiments откорректируйте значения белого и темного. Как и в прошлом случае слой будет применен ко всей фотографии, но это нам не нужно. Если слой цветокоррекии был создан вместе с маской, выделите маску курсором и нажмите Ctrl+I это инвертирует её с белой на черную. То есть с видимой на невидимую. Можете так же взять инструмент заливки Paint Bucket Tool и просто залить маску черным цветом. Можете закрасить кистью. Подробнее о работе с маской можно прочесть в моей статье . В режиме наложения поставьте Luminosity . В этом случае цветокоррекия будет изменять строго свет пикселей но не тон.

Если цветокоррекция создалась без маски, то создайте «скрывающую» маску Layer > Layer Mask > Hide All или создайте обычную маску и закрасьте её. Теперь, когда вы создали цветовое изменение в цветокоррекции Levels и на слой надета черная маска, выберите кисть Brush Tool с мягкими краями, белый цвет и 50% невидимости и начинайте понемногу открывать маску в местах вокруг зрачка и вокруг глаза.

Brightnes

Теперь я хочу подчеркнуть зрачок. Создайте цветокоррекцию Brightnes и значения Brightnes 5 Contrast 60 . Как и в прошлый раз «закройте маску». И опять, выберите кисть с мягкими краями, белый цвет, и начинайте «открывать» маску в районе окантовки зрачка, плавными движениями кисти создавая рисунок маски и подчеркивая цвет роговицы на фоне белка.

Vibrance

В моих планах выделить цвет зрачка. Но для этого стоит приглушить цвет кожи. Создайте цветокоррекцию Vibrance со значением Vibrance -66 Теперь создайте белую маску, и на этот раз не превращайте её в черную. Просто нарисуйте на белой маске черной кистью большую окружность, закрывающую зрачок. Я хочу чтобы Vibrance приглушал цвет всего, кроме зрачка.

Hue/Saturation

Создайте цветокоррекцию Hue/Saturation . Поставьте галочку Colorize , чтобы окрасить глаз в голубой тон. В режиме наложения поставьте Color для этого слоя, чтобы эффект цветокоррекии влиял только на оттенок цвета, а не темноту и светлоту пикселей. Для этого слоя нужна маска, разрешающая влияние только на область глаза. Самый простой способ сделать такую — Кликните по ALT и перетащите уже созданную маску с Vibrance на Hue/Saturation . При зажатом ALT она скопируется. Теперь выделите эту маску и нажмите CTRL+I . Это инвертирует цвета в маске сделав все наоборот.

Photo Filter

Создайте оттеночный слой Photo Filter со среднем значением синего цвета. В режимах наложения поставьте Screen , это усилит позиции светлых пикселей и убъет темные. Глаз просто загорится. Маску для этого слоя скопируйте с Hue/Saturation

Сurves

Создайте цветокорректиирующий слой Кривых Curves и изогните кривую фильтра так, чтобы изображение стало более контрастным. Этот слой общий и у него не должно быть никаких масок. И это мой последний фильтр для этого урока в Фотошопе. По моему глаз получился куда более выразительным.

В этом уроке мы расскажем о простом и быстром способе поменять цвет глаз человека на фотографии. Для этого не потребуется никаких специальных навыков, и весь процесс займет не более 5 минут. Итак, меняем цвет глаз в фоторедакторе.

Вступление

При съемке портрета одним из самым важных аспектов является фокус. Существует множество мнений, где он должен находиться: на кончике носа, на щеках, на ушах, на глазах. К счастью, в последнее время все большее количество фотографов склоняется к тому, что фокус обязательно должен быть на глазах. Глаза модели в большей степени отражают ее характер, а при съемке портрета очень важно передать именно характер.

При съемке на мануальную оптику непросто точно поймать фокус на глазах, но с помощью фотошопа решить эту проблему можно очень быстро. а даже если фокус попал точно в цель, этот урок поможет сделать портрет еще более привлекательным.

Шаг 1: белки глаз

Создаем новый слой и называем его «Белки» (чтобы переименовать слой, нужно 2 раза кликнуть по названию слоя).

Советую всегда называть слои осмысленно, так как при работе с большим количеством слоев несложно запутаться.

Затем нужно выбрать мягкую кисть с жесткостью равной 0% и в режиме «Аэрограф», как показано на изображении. Думаю, всем понятно: цвет кисти - белый.

Закрашиваем этой кистью белки глаз. Чтобы они не казались ненатуральными нужно просто уменьшить непрозрачность этого слоя.

Шаг 2: окантовка радужки

Создаем новый слой и называем его «Окантовка радужки».

Настройки кисти остаются такими же, как и в прошлом шаге. Нам нужно поменять основной цвет кисти на черный и постараться как можно аккуратнее обвести радужку.

После этого уменьшаем прозрачность слоя «Окантовка радужки», чтобы она выглядела естественнее (у некоторых людей окантовка радужки видна явно, и, если это ваш случай, то вам лучше пропустить этот шаг)

Шаг 3: радужная оболочка

Вот мы и подошли к самому важному шагу в обработке глаз.

В этом шаге не обязательно придерживаться тех значений, который указаны в уроке, каждый случай уникален, и у вас, скорее всего, будут иные значения, нежели здесь. Не бойтесь экспериментировать: вернуться на пару шагов можно всегда.

Для начала нужно с помощью инструмента «Пипетка» определить цвет радужки, как показано на изображении. Однако, на практике это не всегда помогает, особенно, когда портрет снят не крупным планом. Пипетка может ошибиться, поэтому лучше подобрать цвет самому, на глаз, но это уже на следующем этапе.

После этого создаем новый слой с названием «Радужка».

Открываем палитру цвет и меняем цветовой режим из RGB на HSB (если по умолчанию у вас нет этой палитры, то вызываем ее с помощью меню «Окно» или горячей клавиши «F6»).

После этого увеличиваем значение S (насыщенность) примерно на 30%, а значение B (яркость) на 15%. Значения можете подбирать по вкусу.

Для тех, кто не смог определить цвет радужки пипеткой: меняете значение H, пока не добьетесь примерно того же цвета, что и цвет глаз. После этого также меняете значения B и S.

Также, это можно проделать в обычной палитре цветов. Чтобы вызвать ее, необходимо один раз щелкнуть на квадратик с выбранным цветом в Панели инструментов, не меняя режим цвета.

После выполнения этих действий закрашиваем радужку глаза цветом, получившимся после изменения яркости и насыщенности цвета радужки (настройки кисти можно оставить прежними). Только не пугайтесь тому, как выглядит закрашенный глаз.

После того, как мы закрасили радужку, нужно изменить способ наложения слоя с «Обычного» на «Цветность».

Закрашиваем радужку цветом, получившимся после изменений в HSB

или палитре цветов и меняем способ наложения слоев на «цветность» (Сolor в английской версии Фотошопа)

Так как цвет глаз у нас вряд ли получился естественным, вновь понижаем непрозрачность на столько, насколько вам покажется нужным.

Таким способ также можно и изменить цвет глаз, просто выберите цвет, который вам нравится и проделайте тоже самое. (Режим наложения «Цветность» или «Сolor»).

Традиционное «До/После». Думаю, у каждого будет свой взгляд на то, какие глаза выглядят более выразительно.

Надеюсь, с помощью этого урока ваши снимки станут еще интереснее для зрителя. Всего доброго и удачных снимков! Не бойтесь экспериментировать!

Несколько простых способов ретуши глаз в Photoshop, которые сделаю глаза модели более выразительными и устранят мелкие недостатки, если таковые имеются.

Думаю, нет нужды объяснять, что центром внимания практически любого портрета являются глаза. Именно с ними мы сегодня и будем работать.

Размер и форма глаз

Изменить размер глаз модели можно с помощью инструмента Free Transform. Естественно, следует помнить, что такое вмешательство существенно изменит внешность, а это может понравиться не всем. Однако, если вам нравятся большие глаза, приступим.

Исходное фото:

Глаза мы будем увеличивать по одному. Для начала выделим глаз с помощью инструмента Lasso Tool (L). Лучше взять область с запасом и обязательно включить в выделение бровь!

Нажав Ctrl+J, мы создаем новый слой, содержащий только выделенную область. Теперь с помощью сочетания клавиш Ctrl+T переходим в режим свободного трансформирования.


Лучше не растягивать глаз мышкой, а ввести на панели вверху процент, на который мы хотим увеличить выделенную область:


Обычно достаточно увеличения на 5-7 процентов (в данном случае мы введём большой процент для наглядности). Запомните введённое значение, чтобы позднее применить его ко второму глазу.

Теперь создаём маску и с помощью черной кисти с нулевой жесткостью (Hardness: 0%) обрабатываем края увеличенной зоны, стирая появившиеся границы.

Проверить отсутствие жёстких границ можно, выключив отображение исходного слоя. При этом слой с увеличенным глазом будет выглядеть так:


Сливаем слои с помощью клавиш Ctrl+E и повторяем всю последовательность со вторым глазом. 

Используя свободное трансформирование, можно не только увеличить размер, но также слегка раздвинуть слишком близко посаженные глаза (для аккуратного перемещения трансформируемой области лучше всего использовать стрелки на клавиатуре). Кроме того, в некоторых случаях можно слегка изменить наклон глаз, чтобы чуть-чуть приподнять опущенные уголки.

Осветление белка и удаление красных прожилок

Если в глазах видны красные сосуды или другие ненужные нам прожилки, сначала следует убрать их. Кстати, именно вопрос об удалении этих прожилок чаще всего задают начинающие ретушёры. Однако, должен вас разочаровать, идеального решения не существует. Как нет и никакой хитрости, позволяющей сразу же получить превосходный результат - всё дело исключительно в аккуратности и кропотливости процесса.

Тем не менее, в сети можно найти описания множества методов быстрой борьбы с прожилками в глазах. Например, некоторые авторы рекомендуют с помощью пипетки брать образец цвета глазного белка рядом с прожилкой, а затем в новом слое закрашивать её кистью с небольшим (20-30%) значением Opacity. После чего рекомендуется добавление шума с помощью фильтра Filter => Noise => Add Noise (чаще всего рекомендуют параметры Amount: 1%, Distribution: Uniform, Monochromatic). Ещё одна популярная рекомендация сводится к обесцвечиванию красного с последующей манипуляцией с масками. Вы можете попробовать эти методы самостоятельно, я же не буду останавливаться на них подробнее и иллюстрировать их, поскольку считаю неэффективными.

Если не прибегать к так называемому методу частотного разложения, который мы не будем рассматривать в этом цикле статей, лучше всего не пытаться искать панацею, а бороться с прожилками, вооружившись обычным Spot Healing Brush Tool. Надеюсь, алгоритм использования этого инструмента не нуждается в каких-либо дополнительных комментариях. Всё, что от вас потребуется, - это аккуратность, которую я уже упоминал выше.

Разобравшись с прожилками, перейдём к осветлению. Осветлить сам белок можно множеством способов. Главное - не перестараться, чтобы не сделать его неестественно белым, а также не убить на нём тень, создающую объём. В противном случае глаз будет выглядеть как плоская пластина, вставленная в глазницу.

В данном случае мы продублируем слой клавишами Ctrl+J и выберем для него режим наложения Screen (в случае с изначально светлыми глазами можете поэкспериментировать с режимами Soft Light и Hard Light).

Теперь закроем этот слой чёрной маской (удерживаем клавишу Alt при её создании), возьмём нежёсткую белую кисть и осветлим весь глаз (вместе с радужкой). Мы рекомендуем параметры кисти: Opacity 15%, Flow 50%.

Радужка

Чтобы повысить контраст на радужке и сделать глаз более «живым», мы будем использовать инструменты Dodge и Burn. Оба они хороши тем, что имеют параметр Range, позволяющий применять их только к светлым, тёмным или средним тонам на фотографии.

Итак, выберем инструмент Dodge Tool (O) и установим для него параметр Range в значение Highlight. Таким образом, мы будем осветлять только самые светлые участки. Значение Exposure достаточно 5-7%.


Установив небольшую жёсткость (Hardness), пройдёмся по радужке, не боясь залезать на зрачок - его инструмент не затронет. Если в глазу виден блик, можно его дополнительно усилить.

Осветлив светлое, перейдём к затемнению тёмного. Выбираем инструмент Burn Tool и устанавливаем Range: Shadows. Значение Exposure оставим в районе 5%.


Снова пройдёмся по радужке. Обратите внимание на зрачок: при затемнении этим методом он становится больше, что выглядит привлекательнее. Кроме того, взяв кисть небольшого диаметра, можно усилить тёмный ободок по контуру радужки (или нарисовать его, если он изначально отсутствовал). Это придаст глазам бо льшую глубину.

Имейте в виду, что за исключением случаев обработки очень светлых глаз, крайне важно соблюдать именно такую последовательность: сначала Dodge, затем Burn! В противном случае, если вы начнёте с затемнения, все тончайшие светлые прожилки в радужке просто исчезнут и уже не вернутся при осветлении.

Изменение цвета глаз в Photoshop

Эта, пожалуй, одна из самых популярных манипуляций в Adobe Photoshop, выполняется очень просто. Нам потребуется создать новый чистый слой (Ctrl+Shift+N) и выбрать для него режим наложения Color.

Теперь надо выбрать тот цвет, в который мы будем перекрашивать наши глаза. Чаще всего требуется не изменять цвет радикально, а лишь слегка скорректировать или усилить оттенок (например, сделать серые глаза голубыми). В этих случаях можно выбрать пипетку (Eyedropper Tool (I)) и взять исходный цвет глаза в качестве отправного. Затем в окне Color Picker меняем цвет на более насыщенный.

Художественная обработка фотографий включает в себя довольно большое количество операций – от тонирования до добавления на снимок дополнительных объектов или изменение существующих.

Сегодня поговорим о том, как изменить цвет глаз на фотографии несколькими способами, а в конце урока и вовсе заменим текстуру радужки, для того, чтобы сделать выразительные глаза, как у львицы.

Для урока нам понадобится исходное фото, навыки и немного фантазии.
Фото:

Фантазия есть, а навыки сейчас получим.

Подготовим глаз к работе, скопировав радужку на новый слой.

На этом подготовка завершена.

Способ 1: режимы наложения

Самым простым способом изменить цвет глаз является изменение режима наложения для слоя со скопированной радужкой. Наиболее применимыми являются «Умножение», «Экран», «Перекрытие» и «Мягкий свет» .

«Умножение» затемнит радужку.

«Экран» , наоборот, осветлит.

«Перекрытие» и «Мягкий свет» отличаются только по силе воздействия. Оба этих режима осветляют светлые тона и затемняют темные, в целом немного повышая насыщенность цветов.

Способ 2: Цветовой тон/Насыщенность

Данный способ, как становится понятно из названия, подразумевает применение корректирующего слоя «Цветовой тон/Насыщенность» .

Существуют два варианта настроек слоя. Первый – включить тонирование и ползунками добиться нужного цвета.

Обратите внимание на кнопку в нижней части скриншота. Она привязывает корректирующий слой к тому слою, который лежит ниже его в палитре. Это позволяет отображать эффекты только на радужке.

Второй – без включения тонирования. Второй вариант предпочтительнее, поскольку тонирование меняет все оттенки, делая глаз безжизненным.

Способ 3: Цветовой баланс

В этом способе, так же как и в предыдущем, изменяем цвет глаз, используя корректирующий слой, но другой, под названием «Цветовой баланс» .

Основная работа по изменению цвета ведется в средних тонах. Регулируя ползунки, можно добиваться совершенно потрясающих оттенков. Не забываем включить привязку корректирующего слоя к слою с радужкой.

Способ 4: замена текстуры радужки

Для этого способа нам понадобится, собственно, сама текстура.

Как видим, исходный цвет глаза сильно отличается от нашей текстуры. Если предварительно изменить цвет глаза на желто-зеленый, то результат получится более естественным.