Римские боги. Пантеон древнеримских богов

Боги на все случаи жизни. Кроме великих богов, у римлян было огромное количество более мелких, каждый из которых покровительствовал одному какому-нибудь делу. Этих божеств насчитывалось так много, что римляне даже не знали точно, кому молиться в том или ином случае. Поэтому часто житель Рима начинал молитву с таких слов: «Бог ты или богиня, этим или каким-нибудь другим именем следует тебя называть...» Если бы потребовалось записать имена богов и богинь, список составил бы целую книгу! Ведь даже ребенку, только что родившемуся, покровительствовали несколько десятков богов! Один давал ребенку жизнь, другой учил его видеть свет, третий — чувствовать; бог Вагитан помогал ребенку издать первый крик; были богини, учившие ребенка сосать молоко, есть и пить, ходить вперед и назад, выходить из дома и возвращаться обратно. Держаться ребенку на ногах помогали сразу три бога: Статин, Статина и Статилин!

Гений

Гении. А еще каждый римлянин имел своего особого, личного бога. Он назывался гением и сопровождал человека от колыбельки до могилы, побуждая ко всему, что человек совершал на своем жизненном пути. Иногда считали, что человек имеет двух гениев, доброго и злого, первый побуждает его к хорошим поступкам, а второй — к дурным. Как думали римляне, гений наблюдал за человеком, помогал ему в жизни, насколько умел, а в тяжелую минуту было полезно обращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Поэтому римляне приносили гению дары в день своего рождения и отмечали жертвоприношениями все важные события своей жизни. После смерти человека его гений оставался на земле и пребывал рядом с могилой.

У женщин подобное божество называлось юноной, как и главная покровительница женщин на небе. Если гении были воплощением мужской силы, то юноны являлись воплощением женственности.

Пенаты и лары. Были свои боги и в каждой римской семье, в каждом доме. Добрых домашних богов, охранявших единство и благополучие, римляне называли пенатами. Им приносили жертвы при каждом радостном событии в семье, а изображения этих богов помещались в закрытом шкафчике рядом с очагом, у которого собирались все домочадцы.


Лар

Хранителями жилища были лары, добрые духи, никогда не покидавшие дом (этим они отличались от пенатов, которых можно было взять с собой при переселении в другое место). Изображения ларов также хранились в особом шкафчике, который назывался ларарий. В дни рождения членов семьи перед ним ставили пищу и питье, его украшали цветами. Когда мальчик первый раз надевал мужскую одежду, он приносил в жертву ларам медальон, предохранявший его от действия злых сил, который он носил в детстве на шее. Ларам приносила также жертву молодая жена, входя первый раз в дом мужа. Римляне очень почитали ларов, которые не только берегли дом, но и охраняли каждого члена семьи во время путешествий и военных походов.

Последний путь. Что будет с человеком после смерти римлян интересовало не очень. Они долго не боялись смерти и не задумывались о ней. Когда человек умирал, его душа попадала в мир Орка, повелителя подземного мира (иногда его называли греческим именем Плутон). Похороны были в ведении богини Либитины, чьи жрецы занимались погребальными обрядами.

Покойников обычно сжигали, а затем урну с прахом помещали в фамильную гробницу. К месту погребального костра тело сопровождали друзья, родственники, и предки. Дело в том, что в доме каждого знатного римлянина хранились восковые бюсты или маски предков. В день похорон их доставали и несли вслед за умершим до самого костра. После совершения погребальных обрядов долг был выполнен, и затем умерших поминали раз в год, в Паренталии — годовщину смерти, украшая их могилы и принося жертвы богам.

Маны. Души людей после смерти делались манами — духами предков. Маны были добрыми покровителями людей, а чтобы они не сменили свою милость на гнев трижды в году справляли посвященный им праздник Фералии. В эти дни открывали находящуюся на Палатине глубокую яму, закрытую камнем, которая называлась мундус и считалась входом в подземный мир. Считалось, что через нее на землю выходят тени умерших и собирают жертвы, оставленные на их могилах.


Римлянин с
бюстами своих
предков

Римляне считали, что манам достаточно и небольших подношений — черепков, увитых веночками, горсточки зерна, крупинки соли, лепестков фиалок, кусочка хлеба, смоченного в вине. Ведь эти божества не жадны, и им дорог почет, а не стоимость подношения. Но уж если потомки забывали почтить предков, маны гневались не на шутку. Как-то в суматохе войн такое случилось — и вот по улицам города стонали и плакали поднявшиеся из могил предки, а по всем дорогам, наводя ужас на путников, завывали толпы бесплотных теней. И все это длилось до тех пор, пока жертвы не были, наконец, принесены.

Лемуры. Кроме добрых манов существовали и злые мертвецы — духи людей, при жизни совершивших какое-нибудь преступление. Их называли лемурами или ларвами и изображали в виде скелетов. Они бродят по земле ночью и всячески вредят людям, но особенно опасны в Лемурии — ночи на 9, 11 и 13 мая. В эти зловещие дни были закрыты все храмы, не начинали никаких дел, не справляли свадьбы. В каждом доме его хозяин в полночь совершал древние магические обряды, чтобы обезопасить себя и своих близких. Он должен был босиком, сделав пальцами знак, оберегающий от встречи с тенью, омыть руки проточной водой, а потом девять раз бросить за спину черные бобы, повторяя: «Я бросаю эти бобы, чтобы уберечь ими от вас себя и своих!» После этого он девять раз ударял в медный таз, призывая призраки удалиться восвояси. Совершение этого обряда, как считали римляне, гарантирует полную безопасность.


Римское жертвоприношение

Как римляне относились к богам. Итак, мы познакомились с некоторыми римскими богами. Не может не поразить то, насколько представления о них отличаются от греческих мифов! В греческих мифах люди встречаются с богами, беседуют с ними, смотрят им в лицо. Римляне считали, что такое невозможно. Ни один простой смертный человек не может и не должен видеть божество. Поэтому, когда римлянин молился, он закрывал лицо одеждой, чтобы случайно не увидеть бога, к которому обращался. Лишь некоторые римляне удостоились чести общаться с божеством. Это были те, от кого пошел римский народ и кем было создано римское государство: Эней, Рея Сильвия, Ромул, Нума Помпилий.

Такого почитания богов у греков не было, как не было и слова, его обозначающего — религия. Конечно, римляне в этом смысле стоят выше греков и их боги лишены тех пороков, которые свойственны греческим богам. Вместе с тем, римляне не были бы римлянами, народом религиозным, героическим, но очень практичным и расчетливым, если бы все ограничивалось этим почитанием. Конечно нет! У них не было того немножко наивного, полудетского восхищения богами. Все здесь строилось на трезвом расчете — ведь основой отношения к божеству были слова «до, ут дэс» — «я даю, чтобы ты дал»! Не из чувства преклонения и восхищения приносили римляне свои жертвы богам, а добиваясь у них чего-то. Более того, они считали, что любого чужого бога можно переманить в Рим, пообещав ему большие жертвы, и бывало так, что римские полководцы перед стенами осажденных городов совершали обряд, называвшийся эвокация, переманивая чужих богов щедрыми посулами. Так что если грекам не хватало религиозного благоговения по отношению к богам, то римлянам в этих отношениях явно не хватало греческой теплоты и любви.

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека. По мере усиления контактов с Грецией в римской религиозной системе произошли значительные изменения: божества «получили» человеческий образ, а многие из них были отождествлены с греческими богами. Более того, с течением времени некоторые греческие мифы и легенды распространились на римских богов.

Юпитер, верховный бог

Бог неба, грозы и дневного света, высшее божество, охраняющее мировой порядок, покровитель римского государства. Его символы - орел и молнии.

Марс, бог войны

Как легендарный отец Ромула и Рема считался родоначальником и покровителем всех римлян. Изначально был богом - охранителем полей, но потом стал богом войны как ремесла. В честь него был назван месяц март. Его символы - копье и щит.

Меркурий, бог торговли и всякого промысла

Вестник богов, податель сновидений и проводник умерших. Кроме того, он был богом изобретений, гимнастических изобретений, музыки и красноречия. Покровитель торговцев и воров. Изображали его в виде юноши в крылатых сандалиях с кадуцеем (жезлом, перевитым двумя змеями) и кошельком в руках.

Либер, или Вакх, бог - покровитель виноделия

Бог вина и веселья. В деревнях во время сбора винограда в его честь пели веселые и шутливые песни. В городах при праздновании Либералий, посвященных ему, устраивали театральные представления.

Нептун, бог моря

Он управляет всеми морскими явлениями: посылает бури и успокаивает волны. Как колебатель земли, производит землетрясения и рассекает скалы. Неумолим и яростен в гневе. Его почитали также как покровителя коней и конных соревнований. Часто изображали стоящим на колеснице с трезубцем в руках.

Аполлон, бог - защитник блага и порядка

Вестник воли Юпитера, следит за ее исполнением, поражая ослушников стрелами и болезнями, а исполнителям даруя благоденствие. Бог предсказаний, поэзии, музыки и пения. Изображали в виде прекрасного юноши с луком в руке и колчаном за спиной или в виде вдохновенного певца с лирой в руках.

Дит, бог подземного мира

Обладатель несметных богатств, скрытых в недрах земли. Другое его имя -Орк, бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену.

Сатурн, бог посева и жатвы

Согласно легендам, после свержения с неба Юпитером поселился как царь у подножия Капитолия. Во время своего пребывания на земле научил людей выращивать зерно и виноград, а также жить в мире и согласии. В память о его царствовании римляне справляли праздник Сатурналии.

Янус, бог всякого начала

Двуликий бог, одновременно смотрящий вперед и назад. Ему были посвящены начало года и каждого месяца, дверные косяки и арки. Его храм имел форму городских ворот: их открывали во время войны и закрывали с наступлением мира.

Вулкан, бог огня и очага

К нему всегда обращались с молитвами об охране от пожара. Был покровителем кузнечного ремесла, и его самого часто изображали, в виде плечистого, но хромого кузнеца. Одна из его мастерских, согласно легендам, находилась в недрах сицилийской горы Этна.

Купидон, или Амур

Сын Венеры. Обычно его изображают в виде крылатого юноши или мальчика с луком в руке и колчаном за плечами. Он полон хитрости и лукавства, а от его стрел, способных как разжечь любовь, так и погубить ее, нет спасения ни людям, ни богам.

Диана, богиня луны и растительной жизни

Покровительница лесных растений и животных, но в то же время богиня-охотница. Помогала женщинам во время родов. Считалась защитницей плебеев и рабов. Ее изображали в виде молодой девушки с луком и стрелами, иногда в сопровождении лани.

Церера, богиня земледелия и хлеба

Имя этой богини происходит от латинского глагола со значением рождать, создавать. Ей поклонялись в основном в сельской местности, справляя в ее честь праздники перед началом посева и во время сбора урожая. Часто изображали в виде женщины средних лет с венком из хлебных колосьев на голове, с колосьями в одной руке и с факелом - в другой.

Квирин

Его точное происхождение и функции неизвестны. По одной версии, это божество племени сабинян, по другой - Ромул, ставший богом после своей смерти.

Венера, богиня природы, любви и красоты

Олицетворение производительных сил природы. Покровительница супружеской любви. Ее изображали в виде необыкновенно прекрасной женщины. Особым уважением и почитанием эта богиня стала пользоваться со времени правления императора Августа, так как считалась прародительницей рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и сам Октавиан Август.

Веста, богиня домашнего очага и огня на нем

В древности центром каждого дома был очаг, поэтому богиня, олицетворение горящего на нем огня, почиталась как основательница и охранительница домашней жизни. Считается, что государственный культ этой богини ввел Нума Помпилий. Ее храм, в отличие от других, круглый в плане, находился на Форуме, 6 жриц-весталок постоянно поддерживали в нем огонь. Римляне верили,что их государство будет существовать до тех пор, пока будет гореть огонь в храме Весты.

Минерва, богиня мудрости

Главные черты этой богини - благоразумие и сила. Она покровительница Рима, руководительница и защитница городов во время мира и войны. Под ее опекой находились также учителя, писатели, поэты и актеры. Изображали ее с копьем в руке, шлемом на голове и эгидою, чешуйчатым панцирем на плечах и груди, а у ног помещали сову или змею, символы мудрости.

Юнона, царица неба

Она была одновременно сестрой и женой Юпитера. Почиталась как заступница и покровительница девушек и женщин: она заботилась об устройстве браков, святость которых строго охраняла, дарила счастье в семейной жизни и помогала при родах. Как супруга верховного бога считалась защитницей города Рима и всего государства. Ее изображали в виде женщины средних лет с диадемой на голове, скипетром в правой руке (знаками царского достоинства) и жертвенной чашей или гранатом, символом любви, - в левой.

Несомненно, всем нам с детства известно название планет нашей Солнечной системы, но вот все ли знают, что каждое из этих небесных тел названо в честь богов древних римлян? А между тем, Римская империя была одной из величайших цивилизаций древнего мира, и ее наследием теперь пользуются не только прямые потомки жителей империи, но и люди других национальностей. Культуру и религию можно назвать наиболее важными факторами, которые повлияли на развитие цивилизации, поэтому религия древнего Рима - это неотъемлемая часть величайшей империи.

Сравнивая религию древнего Рима с верованиями других античных держав, можно сделать вывод, что несмотря на присутствие некоторых общих черт, религия римлян имеет существенные отличия от культов, которых придерживались другие народы - , кельты, скифы, индийцы и др. Древние римляне - одна из немногих наций, в веровании которой практически нет признаков тотемизма, ведь граждане империи не считали никакое животное священным и не отождествляли своих богов с какими-либо представителями фауны. И даже легенда об основоположниках Рима - братьях Роме и Ремуле, найденных и вскормленных волчицей, является скорее не свидетельством тотемизма, а подтверждением того, что древние римляне придерживались взглядов, что природа должна служить человеку.

Становление религии древнего Рима

Первые римляне, которые жили еще до расцвета Римской империи, имели четко установленные религиозные традиции, однако их верование, известное также под названием "религия Нумы Помпилия" можно было назвать адаптированным к жизни земледельцев, ремесленников и животноводов. Древние предки современных итальянцев почитали бесконечное количество богов, каждый из которых отождествлял какое-либо явление природы - к примеру, земледельцы поклонялись божеству земли, божеству урожая, божеству деревьев и др. Практически каждое явление природы, а также представители флоры и фауны имели своих божеств, и римляне молились им, прося о покровительстве и помощи в каком либо деле. Любое происшествие римляне также объясняли божьей волей, поэтому неудивительно, что в этого народа было очень много обрядов, направленных на задабривание богов.

8. Необходимость просить совета в богов и молить их о милостыни в случае какого-то чрезвычайного происшествия или события

9. Большое количество гаданий, которые поощрялись религией и проводились жрецами

10. Жестокое наказание за отказ соблюдать религиозные традиции и присутствовать при проведении многочисленных религиозных обрядов.

Пантеон богов древних римлян

Несомненно, перечислить всех богов, которым поклонялись древние римляне, вряд ли является возможным, так как их количество исчисляется не одной сотней, и в разных провинциях империи население почитало разных божеств. Однако все же были боги, которые были одинаково почитаемые и в Риме, и в самых дальних провинциях империи. Следует особо выделить две основные триады богов - патрицианскую и плебейскую. Патрицианская триада богов - это верховные боги, которым поклонялась элита римского общества, этими богами были Юпитер (верховное божество, бог солнца и неба), Минерва (богиня разума и справедливости) и Юнона (богиня чувственности и любви). Простой же народ считали своими верховными богами Цицеру (богиню земли, материнства и плодородия), Либера (покровителя виноделия) и Либеру (покровительницу животворящих сил природы).

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов - они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета - «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег - money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон , а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет , к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон . Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.





очень клево но хочу добавить
римские; те же греческие;
юпитер зевс
плутон аид
юнона гера
диана артемида
феб апполон
минерва афина
венера афродита
церера деметра
либер дионис
вулкан гефест
меркурии гермес
марс арес
01.03.12 диана