Роль в политической жизни сми. Роль сми в политической жизни общества

Функции средств массовой информации многообразны. В любом современном обществе они в той или иной мере выполняли ряд общих политических функций: информативную, образования и социализации, критики и контроля, артикуляции и интеграции, мобилизационную и др.

Многие исследователи сходятся во мнении, что важнейшей из них является информационная функция. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

Вместе с тем, следует отметить, что не все распространяемые СМИ сведения носят политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов и оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов. Особенно велика роль средств массовой информации в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте, например, о других странах, политических лидерах и т.д.

Возрастающая роль массовой политической коммуникации порождает дискуссии, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные, порой прямо противоположные. Часть из них (традиционалисты) считают, что СМИ объективно отражает происходящие события и не вносят элемента субъективизма, политической и идеологической пристрастности в оценку событий. С их точки зрения посредством массовой коммуникации общественное мнение становится известным органам государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывают воздействие на проводимую политику.

Активными оппонентами традиционной точки зрения являются сторонники так называемого «критического» подхода к политической коммуникации. В логике данного подхода массовая коммуникация, общественное мнение и государство взаимодействуют следующим образом: органы государственной власти при помощи средств массовой коммуникации воздействуют на общественное мнение в нужном направлении. Таким образом, масс-медиа поддерживают существующую государственную систему.

Существует и промежуточная точка зрения согласно которой массовая политическая коммуникация (по крайней мере в развитых странах Запада), являясь в значительной мере политически и экономически ориентированной, в то же время остается в определенной степени открытой для оппозиционного дискурса.

Воздействие массовой политической коммуникации на различные стороны политической жизни значительно и многообразно. Так, например, заметный вклад вносит массовая информация в формирование общественного мнения в отношении деятельности политических лидеров и институтов. Нередко в присущей массовой политической коммуникации критической ориентации видят причины недовольства партиями и политикой. Такого рода критический настрой журналистов имеет два важных последствия. Прежде всего он способствует формированию негативного взгляда на мир, появлению ощущения того, что проблем становится все больше и больше. Кроме того, усиливается сомнение в способности политико-экономической системы справиться со своими проблемами.

Однако существует и иное объяснение падения уровня доверия к политической системе, связанное со структурными особенностями самого процесса политической коммуникации: несоответствие между сообщением и действительным положением вещей, несоответствие между заявлениями политиков и их реальными действиями, несоответствие между заявлениями одних и тех же политиков в разное время и т.п.

По вопросу о роли СМИ в падении доверия к политическим институтам существует и синтетическая позиция, объединяющая две вышеуказанные. Ее сторонники признают существование напряженных отношений между политиками и средствами массовой информации. Сообщать новости и влиять на формирование общественного мнения – основная задача средств массовой информации. И не всегда ее вина, что обнародование отдельных фактов приводит к негативным для некоторых политиков последствиям. Кроме того, в действительности средства массовой информации и политики в определенной мере зависят друг от друга: журналисты нуждаются в политиках как в источниках информации, а политикам необходимы журналисты для сообщения общественности своих намерений и решений.

Информационная деятельности СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в том, что сообщает граждан знания, позволяющие адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Разумеется, обеспечение систематического и глубокого усвоения политических знаний не является задачей СМИ (это задача школ, университетов и т.д.). И всё же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе (и это важно!) и после завершения учебы в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность восприятия.

Образовательная роль средств массовой информации тесно связана с функцией социализации. По мнению некоторых авторов, образовательная функция перерастает в функцию социализации. Однако все-таки между ними есть различия. Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает интернализацию (усвоение) человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной деятельности.

В демократическом обществе важнейшая политики-социализационная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

Информационная, образовательная и социализационая деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля . Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также прокурорский, судебный и другой контроль. Однако, критика средств массовой информации отличается широтой и даже неограниченностью своего объекта. Так, если оппозиция обычно критикует правительство и поддерживающие его партии, то объектом внимания масс-медиа могут являться и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики и сами СМИ.

Контрольная функция средств массовой информации основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции средства массовой информации опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования (дело Холодова, например), после публикации которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Следует особо подчеркнуть, что контрольная функция средств массовой информации особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве специальных государственных институтов контроля.

СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов, конструирования и интеграции политических субъектов. Это значит, что они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция (четкое выражение) своих политических интересов осуществляется в обществе не только при помощи СМИ, но и другими институтами, и прежде всего партиями и группами интересов, обладающими не только информационными, но и другими ресурсами политического влияния. Однако без использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые усилия.

В современном мире доступ к СМИ – необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа оппозиционные силы обречены на изоляцию и не способны получить массовую поддержку, особенно при политике их компрометации со стороны государственных радио и телевидения. Средства массовой информации – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.

Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. Так, например, современная политическая жизнь в России показала, что активное развитие телевидения делает некоторых претендентов участвующих в избирательных кампаниях не только известными, формируя их определенный образ в глазах населения, но и прямо воздействует на итоги голосования, т.е. мобилизует людей.

Средства массовой информации обладают большими возможностями влиять на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Люди крайне уязвимы перед средствами массовой информации, потому что они не всегда могут отличить информацию от ее интерпретации, нельзя отрицать и существование трансового, гипнотического воздействия медийных средств. Средства массовой информации способны создавать некую новую реальность. Ведущие и комментаторы отбирают из новостей то, что они считают нужным, опускают то, что им кажется незначительным, расставляют акценты в соответствии со своими взглядами, выбирают негативный материал для более сильного воздействия на аудиторию. И таким образом новостной видеоряд может быть представлен убийствами, землетрясениями, пожарами. Мир завтра зависит от того, что нам покажут сегодня. Таким образом, свобода на телевидении и в печати может обернуться тотальной безответственностью представителей журналистского цеха.

Итак, сегодня средства массовой информации – это не только благо, которое принесла с собой цивилизация, но и возможность проявиться в качестве разрушительной силы.


Похожая информация.


Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

Воздействие СМИ на общественное мнение получило название "манипуляция сознанием". Это явление очень распространено на Западе, в России, в развитых странах Азии. Для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться. Стоит отметить, что особенно хорошо это удается телевидению. Во-первых, в силу большей распространенности, чем другие СМИ, во-вторых, в силу качественно иных возможностей. Человек все-таки больше верит глазам, нежели ушам. Таким образом, важно, чтобы люди верили в нейтральность основных социальных институтов. Они должны верить, что правительство, средства массовой информации, система образования и наука находятся за рамками конфликтующих социальных интересов, а значит, сможет урегулировать ситуацию и защитить интересы граждан. Правительство, в особенности федеральное, занимает главное место в мифе о нейтралитете. Миф предполагает честность и беспристрастность правительства в общем и его составных частей: парламента, системы судебных органов и президентской власти. А такие проявляющиеся время от времени явления, как коррупция, обман и мошенничество, принято относить за счет человеческих слабостей, сами по себе институты выше подозрений. Фундаментальная прочность всей системы обеспечивается тщательно продуманной работой ее составных частей. Считается, что средства массовой информации также должны быть нейтральны. Прежде всего для того чтобы придать гласность существующей действительности. Некоторые отклонения от беспристрастности в подаче новостей признаются, но пресса уверяет нас, что это не более чем ошибки, допущенные отдельными людьми, которые нельзя считать недостатками в целом надежных институтов распространения информации.

Стоит отметить, что основная роль манипуляции сознанием состоит не только в контроле общественного мнения, но и в ее интеграции в общество, прежде всего для того чтобы направить общественное сознание в нужное русло и дать установку на определенные ожидаемые реакции на те или иные события. Интегрированное мнение должно восприниматься за свое - в этом основная мысль, оно должно быть настоящим, не навязанным, а именно возникшим у человека естественным путем анализа полученной информации. Кто-то может сказать, что это обман. Отметим, что не всегда стоит воспринимать манипуляцию общественным мнением как негативный фактор. Сегодня это - часть политики, проводимой государством, нацеленная, прежде всего на то, что бы обеспечить целостность государства и успех проводимых при необходимости реформ. К любому потрясению общество надо готовить. Поэтому СМИ в данном случае являются незаменимыми помощниками и мощными рычагами управления - главное уметь ими распорядиться.

СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно - политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет её отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признанию политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определённые идеи, взгляды, учения, политические программы. Без активности СМИ невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения. Тем самым СМИ участвуют в социальном управлении путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений.

В демократическом, правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всём, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчёркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чём это своеобразие? Прежде всего, в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. СМИ не могут приказывать, обязывать, наказывать, привлекать к ответственности. Единственное их оружие - слово, звук, изображение, несущее определённую информацию, т.е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т.д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнаёт лучше самого себя. Отсутствие такого "зеркала" ведёт к перерождению и вырождению.

СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость, предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными приёмами спора и обвинениями. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций и т.д. Например, процесс обновления, демократизация нашего общества чрезвычайно активизировал СМИ. Сотни, тысячи документов, заявлений, политических платформ, проектов программ, законов стали предметом всенародного, заинтересованного, острого обсуждения в прессе, на радио, телевидении. Печать стала аккумулятором человеческого, политического опыта постоянно политизирующегося общества. СМИ активизировали политическую жизнь, став аккумулятором новых идей и взглядов, ниспровергая мифы и догмы, устаревшие представления.

Важнейшей особенностью состояния СМИ является их активное участие в национальном возрождении, что означает не только резкое увеличение материалов на эти темы на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, горячие споры по вопросам национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т.д., но и обретение СМИ суверенности, независимости от центра.

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

1 Роль СМИ в политической жизни государства

Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ в политической жизни государства.

В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции политических субъектов, мобилизационную и некоторые другие.

Особенно велика роль масс-медиа в демократическом государстве. Они являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностных оснований, демократического идеала. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о гражданине как рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений. В демократическом государстве, где важнейшие решения принимаются большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство - элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан без СМИ невозможно. Без радио, телевидения, газет, журналов и интернета даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкий горизонт непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

Наличие развитых, демократически организованных СМИ, объективно освещающих политические события, - одна из важнейших гарантий стабильности демократического государства, эффективности управления обществом. И, наоборот, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить ее цели и ценности, нарушить ее эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить демократию в иллюзию, форму политического господства правящей литы. В индустриально развитых странах без доступа к СМИ, особенно электронным, фактически невозможно появление общенациональных лидеров и существование влиятельной оппозиции. В современном мире СМИ все в большей степени выступают не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и ее творцом.

Влияние средств массовой информации и церкви на общество

Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии...

Государство и личность государя в трудах Николло Макиавелли

макиавелли политический правитель государь Итак, мы ознакомились со взглядами на государство и личность государя Н. Макиавелли. И убедились, что основополагающим принципом политики его автор считал принцип цинизма или реализма...

Государство: основные теории и тенденции

Существующие концепции государственной власти так или иначе связаны и с вопросом о том, какую роль должно играть государство, какими должны быть его обязанности...

Демократический политический режим

Место и значение политики в жизни общества

Реальность современных международных отношений предполагает первостепенную ориентацию государств на правовые нормы и регуляторы внешнеполитических связей. Одновременно нуждается в качественном обновлении и система международного права...

Место и роль государства в политической системе общества

Чем же определяется особое место государства в политической системе общества? Чем обусловливается в ней его особая роль? Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание, во-первых, на то...

Молодежная субкультура и политика

Проблемы молодежи и политики - это постоянно развивающееся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессов. Молодежь занимает важное место в социальной структуре общества...

Общественное мнение и его место в политическом процессе

Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление...

Политика и власть, типы избирательных систем

В анализе категории политики обычно выделяют два основных подхода, а именно: - традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти; - социологический...

Политика и экономика

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности...

Политическая система общества и государство

Понятие «государство» и «политическая система» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности»...

Политическая элита и лидерство

Основой жизнедеятельности любого общества являются интересы. Из этого следует, что социальная природа власти (какие силы она олицетворяет, кто за ней стоит...

Понятие политической системы общества

Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ...

Роль органов власти в регулировании конфликтов

В современной конфликтологии международные конфликты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного насилия, становятся причиной гибели миллионов людей...

Средства массовой информации в политической жизни современного общества

Само возникновение термина "политика", обычно связываемого с именем Аристотеля, имеет непосредственное отношение к общению, ибо именно Аристотель определял "политику" как вид общения...

Урок на тему

«Роль средств массовой информации в политической жизни»

Разработал:

Учитель истории и обществознания

МОУ «Старочурилинская СОШ»

Арского муниципального района

Республики Татарстан

Гарифуллин Рамиль Харисович

Тема урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни.

Урок 1 (тема изучается 2 урока)

Цели и задачи:

1) познакомить с ролью СМИ в политической деятельности, показать особенности различных видов массовой политической информации, механизм политического манипулирования и его последствия.

2) развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации (в т.ч., неадаптированными), критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)формировать отношение к влиянию СМИ на умы и сердца людей.

4) воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию;

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация, Всеобщей декларации прав человека, Конституция РФ, Закон РФ « О средствах массовой информации», УКРФ.

План урока:

I. Организационная часть

II.Изучение нового материала.

1.Понятие СМИ.

2.Оценки влияния СМИ на людей.

3.Функции СМИ.

4.Характер информации распространяемой СМИ

III. Закрепление нового материала.

IV.Подведение итогов урока.

Ход урока:

Вводное слово учителя:

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, институт, друзья или сослуживцы. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей (особенно среди молодежи, которая является едва ли не самой большой частью аудитории СМИ) В силу возрастных особенностей, отсутствия необходимых знаний, опыта молодежь часто бездумно и некритично воспринимает информацию. А СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их все возрастающую роль в общественной жизни.

Тема сегодняшнего урока:
Роль средств массовой информации (СМИ) в политической жизни. (Тему и план урока учащиеся записывают в тетради.)

Итак, что же такое СМИ? (Выслушиваются ответы учащихся)

Работа с документом: Закон РФ «О средствах массовой информации» (извлечения)

Задание:

  1. Прочтите извлечения из документа;
  2. Выпишите в тетрадь определение понятий: средства массовой информации, цензура массовой информации.

(После работы с документом, один ученик зачитывает определение и учитель дает краткое пояснение. На экране слайд)

Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)

Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Под
сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.
(абзац введен Федеральным
законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)

А сейчас, прочитав два последних абзаца на странице 200, определите оценки исследователей о влиянии СМИ на людей. (После ответов учащихся на экране слайд)

Влияние СМИ на людей

От СМИ зависит отношение граждан к власти, их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».

Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.

В определении СМИ ключевым словом является информация. Массовая информация имеет ряд особенностей. (Объяснение учителя по слайду.)

Особенности массовой информации:

  1. Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
  2. Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.
  3. Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.
  4. Регулярность распространения.
  5. Содержание открыто для всех.

Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте материал учебника (последний абзац на стр 201) и выпишите их в тетради. (Подводится итог этой работе и на экране появляется слайд)

Функции СМИ:

  1. Информационная
  2. Политической социализации.
  3. Критики и контроля.
  4. Формирования общественного мнения.
  5. Мобилизационная.

А сейчас прочитайте высказывание Ф.Д.Рузвельта и И.Иванова и раскройте их смысл.

«Свободы совести, образования, слова, собраний составляют основу демократии, и все они были бы аннулированы, если когда-нибудь была бы успешно уничтожена свобода прессы»

Ф.Д.Рузвельт, президент США (1933-1945)

«Демократия - это не только собственные права, свободы и благоприятные условия их реализации, но это еще и права и свободы других людей, а также и огромная ответственность, обязанность соизмерять степень и меру своей свободы с интересами других людей и общества в целом»

И. Иванов

После высказывания учащихся, учитель дает понятие цензуры (учащиеся выписывают его при работе с законом «О СМИ») и объясняет роль цензуры в демократических и недемократических государствах. Зачитываются извлечения из Конституции РФ (ст. 29) и УКРФ (ст 137, 354)

(Слайды)

Цензура массовой информации , то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, -
не допускается.
(Примечание.
Ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения)

«Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на сво бодное выражение их; это право включает свободу беспрепятствен но придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и незави симо от государственных границ» (из Всеобщей декларации прав человека, ст. 19).

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

  1. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие со циальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, нацио нального, религиозного или языкового превосходства.
  2. Никто не может быть принужден к выражению своих мне ний и убеждений или отказу от них.
  3. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спо собом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  4. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре щается»

(из Конституции РФ, ст. 29).

«Нарушение неприкосновенности частной жизни

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном вы ступлении, публично демонстрирующемся произведении или сред ствах массовой информации, если эти деяния совершены из коры стной или иной личной заинтересованности и причинили вред пра вам и законным интересам граждан,

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот мини мальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста вось мидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одно го года, либо арестом на срок до четырех месяцев...

Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны

1. Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, -наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот мини мальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массо вой информации либо лицом, занимающим государственную долж ность Российской Федерации...

наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда... либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (из Уголовного кодекса РФ, ст. 137, 354).

Характер информации распространяемой СМИ объясняется учителем. Внимание акцентируется на:

Ее разнообразии;

Общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач;

На особенностях радио, телевидения и прессы.

Слайд (При сообщении о политическом событии:

  1. Радио позволяет узнать что случилось.
  2. Телевидение показывает как случилось.
  3. Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)

Слайд (Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,
то газета (тем более журнал или книга) исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.)

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования.(Дается определение и объясняется учителем).

Политическое манипулирование-это процесс воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей, для того чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация. (Приводятся конкретные факты. Например: события в югославском крае Косово в 1998 г, война России и Грузии 2008 года или же недавние события в нашей стране (реакция на выборы в ГД), которые в некоторых зарубежных СМИ были представлены в очень искаженной форме).

Развитие новых информационных технологий, в частности Интернета, ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ослаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической.

Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.

Закрепление нового материала проводится выполнением заданий.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне два термина, относящиеся к другому понятию.

1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;6)книга:7)пресса.

Ответ: _36__

2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

А)Информационная

Б)Политической социализации.

В)Критики и контроля.

Г)Формирования общественного мнения.

Д)Мобилизационная.

ОТВЕТ

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.

1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

Ответ: __3____

4. Верны ли следующие суждения о СМИ

А. Интернет относится к СМИ.

Б. Цензура СМИ в России законодательно запрещена.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верно и А, и Б

4)оба суждения неверны

Ответ: _3__

5. Раскрыть смысл высказывания.

  1. Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
  2. Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)