Самый древний мозг. Жизнь — боль: чем мозг человека похож на мозг ящерицы и зачем нам «гормон стресса

Поскольку во время долгих перелетов делать совершенно нечего (а спать в самолете я категорически не могу, за что и страдаю по прилету), приходится искать себе полезное занятие. Сериалы к этом времени обычно уже пересмотрены, любовные романы я не читаю, а потратить время с пользой очень хочется.

Поэтому я читаю разные интересные статьи, которые бережно собираю за пару месяцев до очередного полета. :)
В этот раз тема попалась очень интересная, поскольку имеет существенное отношение к тому, чем я занимаюсь — к маркетингу. Главная задача маркетинга в очень упрощенном понимании формулируется так: «Как продать?» Как связать потребителя и производителя, как спозиционировать продукт и простимулировать спрос — все это можно уместить в два слова в кавычках выше. И вот тут как раз стоит задуматься о вещах, совершенно отвлеченных от процесса позиционирования и продажи. Задумывались ли вы когда-нибудь, как именно человек принимает решения? Добро пожаловать в ваш мозг!

Как утверждает директор лаборатории мозга при Национальном институте психического здоровья США Пол Маклин, каждый человек обладает «тремя биологическими компьютерами, которые оперируют совместно, но каждый обладает своим особым уровнем интеллекта, уровнем индивидуальности, своим восприятием времени и пространства и своей памятью».

Мозг рептилии

Самый древний мозг на Земле. Он появился первым и человек благополучно унаследовал его в процессе эволюции у первых обитателей планеты — рептилий. В мозг рептилии входят ствол головного мозга и мозжечок. В основном мозг рептилии занят жизнеобеспечением организма и поддержанием основных функций тела (дыхание, пищеварение, движение и проч). Именно этот мозг мобилизуется в случаях опасности, отвечает за самозащиту, доминирование в стае, охрану территории и размножение. Этот мозг остается активным даже в состоянии глубокого сна, не учится на своих ошибках, зациклен и не способен к адаптации и изменениям. Он следует программе, заложенной в него эволюционно.

Лимбическая система или мозг млекопитающего

Лимбическая система появилась в дальнейшем ходе эволюции. В лимбическую систему входят гипоталамус , гиппокамп и миндалевидная железа . Лимбическая система — основа человеческих эмоций, внимания и аффективной (*связанной с эмоциями) памяти. Миндалевидная железа участвует в создании связей между событиями и эмоциями, гиппокамп отвечает за хранение и извлечение воспоминаний.

Лимбическая система «руководит» выработкой субъективных суждений («мне нравится красный цвет» или «я не люблю манную кашу», равно как и «Машка — дура!»). Именно она решает, что нам нравится, а что нет. Она руководит нашими стремлениями избежать боли и получить удовольствие. Она определяет, какую долю нашего внимания следует уделить тому или иному предмету и ответственна за спонтанное поведение. Именно лимбическая система определяет наши чувства. А вот рациональные объяснения для этого придумывает наш третий мозг.

Неокортекс (кора головного мозга)

Позднейший мозг, результат эволюции, которым обладают только приматы и человеку досталась самая продвинутая и большая его версия (две трети общей массы мозга). Неокортекс — два больших полушария + некоторые подкорковые группы нейронов, включающие в себя специализированные зоны для управления произвольными движениями и зоны обработки информации, которая поступает от органов чувств. Два полушария управляют противоположными половинами тела, каждое по-своему. Левое полушарие — линейное, вербальное и более рациональное, в то время как правое — более художественное, музыкальное и абстрактное. Все высшие познавательные функции (язык, речь, письмо) полностью находятся в неокортексе. Именно неокортекс поддерживает наше логическое мышление, позволяет нам планировать и контролировать будущее.

Все вместе

Ученым пока не известно, каким образом все три слоя общаются между собой, однако можно с уверенностью предположить, что они постоянно находятся в активном состоянии, однако в определенных ситуациях один мозг начинает преобладать над другими. Неокортекс практически не вмешивается в работу нижних уровней, а вот лимбическая система часто оказывает большое влияние на высшие мыслительные функции («Сегодня я не хочу обсуждать этот вопрос!»). В моменты сильного стресса мозг рептилии перехватывает управление и реализует свою главнейшую задачу — выживание особи, позволяя людям выполнять практически немыслимые для них действия. (Именно мозгу рептилии человек обязан внезапно появляющейся сверхсилой, позволяющей сбросить придавившую плиту или очень быстро убежать от опасности).

Однако именно лимбическая система, отвечающая за эмоции человека — главный мозг, отвечающий за принятие решений. Разрабатывая упаковку продукта, рекламные кампании, позиционирование и прочие маркетинговые приблуды, следует учитывать главное: все эти усилия должны угодить именно среднему мозгу потенциального покупателя, потому что решать, что покупателю нравится, а что нет будет именно его средний мозг. Им может показаться, что они принимают обдуманные решения, но это будет лишь рационализация, которую проведет для них неокортекс.

Как воздействовать на средний мозг неизвестного для нас человека? С учетом трех режимов восприятия, участвующих в помещении информации в долговременную память, распространенность которых не зависит от пола и расы.

О них мы поговорим в следующий раз.

Похожих записей не найдено.

Приветствую вас, дорогие читатели.

Свою статью про рептильный мозг и его невидимое влияние на поведение человека начну с наивного вопроса: «Как вы думаете, сколько мозгов у человека?» Я имею в виду не общий вес в граммах, а количество в штуках. Скорее всего, вы скажите, что один, который расположен в голове под черепной коробкой, но подумав, добавите ещё спиной, который в позвоночном столбе. Наиболее продвинутые вспомнят о костном мозге, который внутри костей. Итого получается три. То, что некоторые индивиды думают своей пятой точкой или жирным брюхом мы не рассматриваем.

На самом деле всё гораздо сложнее. Существует такое научное направление в общей физиологии человека как нейрофизиология, которая изучает нашу нервную систему. Так вот, нейрофизиологи выяснили, что у человека под черепной коробкой расположены сразу два разных мозга. Не путайте с левым и правым полушариями.

Первый мозг – это Рептильный мозг (Reptilian brain). Считается, что он появился у животных несколько десятков миллионов лет назад. Ещё его называют «крокодильем мозгом», наверное, у крокодилов он остался без изменений. Рептильный мозг обеспечивает выживание живого существа в опасных условиях. Выживание, как отдельного индивида, так и выживание человеческого рода в целом. Это древний, пещерный мозг, отвечающий за животную, инстинктивную, бессознательную строну нашей жизни.

Второй мозг – это Неокортекс (Neoсortex), или Новый мозг. Его возраст учёные оценивают всего в несколько десятков тысяч лет. Именно он отличает нас от животных, которые управляются только Рептильным мозгом. Неокортексом мы думаем, размышляем, анализируем ситуацию, воспринимаем окружающий мир. Он отвечает за наш Разум, интеллект, логику, творчество, общение с другими людьми, рациональность, воображение.

Некоторые специалисты-физиологи утверждают, что у нас имеется ещё и Лимбический мозг , который управляет нашими эмоциями. А некоторые – что это просто система обработки наших эмоций, которая имеет «внешнее управление».

Получается, тело одно, а управляют им одновременно три независимых мозга. Сюда же можно добавить спиной мозг, у которого свои особенные функции и обязанности. Каждый мозг решает свои определённые задачи, причём независимо от других. Из-за такой анархии происходит весь тот бардак, который мы имеем в нашей суматошной жизни. И поделать тут ничего нельзя, если конечно не научиться грамотно пользоваться особенностями каждого «управленца».

Кроме того, ситуация усугубляется тем, что системы жизнеобеспечения нашего организма способны функционировать вполне самостоятельно, не считаясь с обстоятельствами и нашим мнением о них.

Например, вы находитесь на романтическом свидании, у вас возвышенные чувства. А ваш мочевой пузырь вдруг захочет опорожниться, и начинает настойчиво требовать сделать это немедленно. Плевать он хотел на романтику и то, что подумают о вас. Думаю, вам приходилось сталкиваться с подобными ситуациями.

Отсюда вывод: нами, нашим поведением и поступками управляют как минимум четыре мозга и системы жизнеобеспечения организма. Разум, Сознание так же управляют нами, но они играют далеко не первые роли.

Взгляните ещё раз на большой рисунок, расположенный выше. Как видите, к спинному мозгу, который управляет телом, внутренними органами сразу «прикреплён» рептильный мозг. Затем следует лимбический, а уж потом неокортекс. Так, что телом и человеком в целом вначале управляют древние инстинкты, затем эмоции, а уж потом, если до этого доходит, – Разум и Сознание. Понятное дело – Разуму не всегда приятны некоторые решения и поступки «коллег», порой ему стыдно за них. Отсюда возникают внутренние конфликты.

Про системы жизнеобеспечения и физиологию много написано в разных медицинских книгах и учебниках. Они хорошо изучены. За разумное, сознательное поведение отвечает такая наука, как психология, которая изучает высшую нервную деятельность человека. Его верования, убеждения, переживания, отклонения от нормального поведения и так далее.

А про инстинкты психология ничего знать не хочет, это сфера такой науки, как этология, которая изучает генетически обусловленное поведение, инстинкты животных, а в изучение человека не залезает, обходясь примерами с кошечками, собачками и птичками. Хотя основатель психологии Зигмунд Фрейд в своё время написал: «Я открыл, что человек - это животное», но это его «открытие» не получило поддержки и понимания в человеческом обществе, которое наивно считает себя венцом Природы. Поэтому в любой поликлинике вы найдёте окулиста, терапевта, психолога и психотерапевта, но нигде не найдёте человеческого специалиста-этолога. Никто не будет работать с вашими инстинктами. Никто, кроме вас самих.

А зря инстинктам уделяется мало внимания, ведь в человеке одновременно присутствует животное и разумное начало. Причём в разных людях это проявлено в разных соотношениях, у кого больше разумного, а у кого больше животного. На борьбе этих начал возникают всяческие внутренние конфликты, проблемы и переживания.

За что отвечает Рептильный мозг?

Про Рептильный мозг многие слышали. А вот про его влияние на поведение человека мало кто знает. Поведение «крокодильего» мозга принято описывать через Инстинкты. Ведь именно он ими управляет.

Инстинкт - совокупность врождённых, данных от рождения Природой, компонентов психики, определяющая поведение животных и человека.

Инстинктов много, каждый отвечает за определённую сферу деятельности. Но основных три, которые в конечном итоге обеспечивают главную жизненную задачу, а именно выживание и продолжение человеческого рода.

  • Инстинкт выживания , спасает в опасных ситуациях, обеспечивает выживание в экстремальных условиях. Также навязывает нам поступки, которые повышают наш социальный статус в обществе. Чем выше статус, тем безопаснее – вожди и их ближайшее окружение, как правило, хорошо обеспечены, полноценно питаются и погибают в последнюю очередь. Но в тоже время, именно вождей стараются отравить в первую очередь, устроить на них покушение или свергнуть. Так, что приходится всё время быть настороже.
  • Инстинкт продолжения рода , организует нам влюблённость, создание семьи и секс, из которых естественно появляются дети. Чем их больше, тем лучше для инстинкта - так гарантируется продолжение рода.
  • Стайный или Стадный инстинкт требует держаться «своих», деля людей на стаи или группы по разным признакам – родовым, национальным, религиозным, политическим и так далее. «Помогай своим, без чужих» – эта пещерная логика выживания незримо управляет поведением миллионов людей и в наши дни. Кроме того, позволяет политическим, религиозным деятелям легко манипулировать обществом.

Эти инстинкты у разных людей проявляются по-разному: у кого больше, а у кого меньше. Всё зависит он условий жизни и окружающей среды. Если человек живёт в трудных природных условиях, постоянной опасности, в обстановке военных действий, испытывает недостаток в еде, других ресурсах, то инстинкты будут активны, сильно влиять на поведение и принятие решений.

И наоборот. Если человек живёт в благоприятных комфортных условиях, чувствует себя безопасно, имеет стабильные доходы, накопления на будущее, полноценное питание, то инстинкты потихоньку «отключаются», Рептильный мозг впадает в спячку. Все решения принимаются Разумом, жизнь предсказуемая и осознанная. Но при этом, когда возникает опасность человек не готов вовремя распознать её и защитить себя.

Не трудно догадаться, что наиболее инстинктивны жители Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а наименее – Европы и Северной Америки. Отсюда все мировые проблемы.

Функцией Рептильного мозга является помощь в сложной жизненной ситуации, когда человек не может найти из неё выход. Данную ситуацию Рептильный мозг рассматривает как опасность и пытается помочь устранить её. Помогать он может только через прямое воздействие на «подопечное» тело, по-другому за миллионы лет не научился.

Приведу такой пример. Вспомните своё детство, когда вам очень не хотелось идти в школу, причины могли быть разные: не выученные уроки, контрольная, к которой не готовы, конфликты с одноклассниками, учителями, просто хотелось прогулять или вместо уроков сходить в кино. Но просто так прогулять вы себе позволить не могли – боялись гнева родителей. Чтобы не идти в школу приходилось долго и мучительно придумывать объяснения для родителей. Но все объяснения не имели нужного действия. Ситуация казалась безвыходной. И тут у вас неожиданно повышалась температура, вы предъявляли градусник родителям, и со спокойной совестью оставались дома. Как же буквально на «пустом месте», без видимых причин повышалась температура? Это не чудо, не волшебство, это ваш Рептильный мозг, который заметил никак не разрешаемую Разумом проблему и «предложил» своё простое оригинальное решение, и никто не заметил подвоха. Понятное дело, что температура спала так же неожиданно.

Следует отметить, что такая способность решать проблемные ситуации через заболевания непонятного происхождения сохраняется у многих людей и во взрослом возрасте. И не только путём внезапного повышения температуры. У бессознательного много рычагов воздействия на организм. Инстинкты «запоминают» свои удачные решения и действия, используют в практике, но не всегда уместно. Например, вам предстоит важная встреча, от результатов которой будет зависеть ваше будущее. Вы уверены в себе и в успехе, обстоятельства складываются удачно, но всё же немного переживаете – ведь судьба решается. И тут повышается температура, давление скачет, голова болит…

Ограничение возможностей, трудности с выходом из «зоны комфорта», принятие нового, трудности в карьерном росте и другие непонятные мешалочки, связанные с личностным ростом и развитием – также являются полем деятельности Рептильного мозга. Ведь его основная задача – оградить человека от нового и неизведанного, не дать выйти из привычного, установившегося образа жизни. Новое и неизведанное для инстинктов являются опасностью. Логика простая: непонятно, не знакомо, не изведано – значит опасно, как Неокортекс не убеждал бы их в обратном.

Теперь понятно, почему трудно начать новую Жизнь «с понедельника», соблюдать диету, сбросить вес, заняться спортом. Рептильный мозг не даёт резко изменить привычный, пусть даже пагубный, образ жизни. Сила воли здесь плохо помогает, ведь она придумана Разумом, а с его мнением эта бессознательная «компания» считаться не хочет. Понятное дело, что планы на будущее, цели, желания и мечты также будут отвергаться Рептильным мозгом, а их выполнении и реализация станут затруднительными.

Как человека раздирают инстинкты и Разум

Всё безумство нашего суматошного мира происходит из-за того, что в одних и тех же внешних условиях, под влиянием сразу двух мозгов разные люди действуют по-разному. Всё зависит от уровня влияния инстинктов и эмоций. Что хорошо для одних, то плохо для других.

Например, для одного залезть на крышу вагона электрички и спрыгнуть с него будет нормальным, одобряемым его «стаей» поведением (влияние Стайного инстинкта), в то время как для других это будет полным безумием.

Особенностью Рептильного мозга является то, что он прост в своих реакциях и не способен планировать будущее, ему неинтересны последствия собственных «решений», он действует здесь и сейчас. Думать, размышлять, анализировать, планировать, предвидеть и просчитывать последствия – это дело Разума. А Рептильный мозг решает свои сиюминутные задачи, не задумываясь о последствиях, отсюда с человеком происходят различные неприятные ситуации, например, после борьбы за ресурсы в виде чужого кошелька индивид может на длительное время лишиться свободы.

Ещё один романтический пример противостояния

Представим такую ситуацию: встретились и познакомились Молодой человек и симпатичная молодая Девушка. У них завязались романтические, нежные, любовные отношения. Цветы, конфеты прогулки при Луне. В молодости такое с каждым бывает. У Девушки «проснулся» Инстинкт продолжения рода – она хочет замуж, создать свою семью, родить ребёнка. Но Молодой человек более рассудительный - ему надо получить высшее образование, устроиться на высокооплачиваемую работу. Кроме того, общество навязывает идею о том, что мужчина должен сделать карьеру, занять высокий руководящий пост, иметь собственное жильё, машину и так далее. В общем, Девушка хочет одного, а её Молодой человек совсем другого. Кроме свиданий и вздохов на скамейке у них ничего не получается.

Девушка нервничает – инстинкты торопят события. И тут с ней знакомиться настоящий альфа-Самец, который хоть прямо сейчас в постель под венец. Инстинкт радуется – наконец то, что нужно! События разворачиваются стремительно: бурные ухаживания, предложение, свадьба, Девушка на «седьмом небе» от счастья, за тем на девятом месяце. Рождение ребёнка, затем второго, третьего, кредиты, ипотека, - всё как у людей… Живи да радуйся.

Но средства массовой информации изо дня в день твердят про инфляцию, неустойчивый курс доллара, коррупцию, военные конфликты, стихийные бедствия, капризы природы и многие другие опасности. Так, что Инстинкт Самца говорит: «Жизнь трудна и опасна! Потомство может не выжить! Надо сделать ещё, пусть лучше будут запасные!» И наш Самец заводит любовницу, которой, естественно, делает детей, затем вторую третью. Ему уже не интересна ревнивая, вечно требующая денег, жена, его законная семья распадается.

Он становиться вольным героем-любовником, который прячется в шкафах и прыгает в одних носках с девятого этажа. Может быть, в таком виде он доживёт до старости, если совсем случайно сто сорок шесть раз не упадёт на ножик какого-нибудь мужа-ревнивца.

Наша, уже не молодая, Девушка осталась одна с детьми и несколькими кредитами, на выплату которых денег совершенно нет, и не предвидится. Её Инстинкт продолжения рода сделал своё дело, удовлетворился результатом, успокоился и довольный собой уступил место Разуму.

«Ну и чем ты, дура, думала, куда смотрела, когда замуж выходила?» - спрашивает Девушку Разум, то же самое спрашивают её родственники. Кстати, родственники с самого начала отговаривали её от такого брака, а она их не слышала.

А думала Девушка инстинктами, которые на время отключили критический Разум, сделали своё дело и всё. Теперь Разуму предстоит расхлёбывать непростую жизненную ситуацию. А это для него непросто.

Выводы:

1 . У каждого из нас в голове, под черепной коробкой скрываются как минимум три мозга: Рептильный, Лимбический и Неокортекс. Они не дополняют друг друга, а решают свои определённые задачи, часто противоречат друг другу, создавая проблемы.

2 . Самый древний – Рептильный мозг, отвечающий за безопасность и выживание. Свою деятельность он осуществляет с помощью природных программ, называемых инстинктами, или путём прямого бессознательного воздействия на тело. Инстинктов много, из них три основных: выживания, продолжения рода, стайного или стадного - обеспечивают выживание человеческого рода в целом.

3 . К сожалению, Рептильный мозг не обладает способностью предвидеть, спрогнозировать, развитие ситуации, он просто решает свою задачу «здесь и сейчас», что будет потом, его не интересует. Сделав дело, он передаёт управление Разуму, который старается смягчить или изменить последствия. Отсюда возникают некоторые проблемы.

4 . Новый мозг – Неокортекс появился совсем недавно, несколько тысяч десятилетий назад. Он отвечает за: Разум, интеллект, логику, анализ и восприятие окружающего мира, творчество, речь, общение с другими людьми, рациональность, воображение, - всё то, чего нет у древних животных.

На этом я прощаюсь с вами, дорогие читатели. До новых встреч на страницах блога!

Елизавета Бабанова

13047

Вы хотели бы оказывать большее влияние на людей? На своих родных? Друзей? Коллег? Ваше профессиональное сообщество?

Бывали ли вы когда-либо в подобной ситуации – вы знаете, что у вас есть ценная информация или экспертное мнение, но в критический момент, когда вы могли бы занять достойную позицию, внутри все сжимается, и вы либо «спасаетесь бегством», либо просто молчите от страха быть уязвимым.

Вы замечали, что в подобный момент срабатывает какой-то непонятный рефлекс, заставляющий вас действовать совершенно иррационально? Такое поведение нелогично именно тогда, когда у вас есть знания, опыт или новые идеи, но вы скрываете их от людей, которым они могли бы принести немалую пользу.

В чем же дело? Будем разбираться в этой статье. Мы обсудим главную причину, почему многих людей в момент, когда они могут проявить себя и оказать влияние на других, охватывает ментальный паралич.

Причина такого нерационального поведения – как и большинство инстинктов – заложена в нашей природе.

В своей книге «Искусство влияния. Убеждение без манипуляций» авторы Марк Гоулстон и Джон Уллмен пишут о том, что у человека не один мозг, а целых три.

1. Мозг рептилии включается, когда мы чувствуем опасность. У этого мозга всего две программы: убегать или сражаться.

2. Мозг млекопитающего отвечает за эмоции, удовольствие.

3. Человеческий мозг – за разумные рассуждения, анализ.

Чаще всего три мозга работают согласованно. Когда мы решаем задачу, работает человеческий мозг. Когда мы наслаждаемся – мозг млекопитающего, а когда на нас несется грузовик, то включается инстинкт – мозг рептилии – и мы моментально реагируем, избегая удара.

Все вроде бы здорово и логично – каждый мозг имеет свою «сферу контроля», но есть одно «но».

Наш мозг рептилии почему-то не отличает реальную опасность от выдуманной. Вы наверняка знаете, что огромный процент людей боится публичных выступлений. В Штатах проводили массу исследований на эту тему, которые подтвердили: страх оказаться на сцене перед группой людей настолько сильный, что большинство людей приравнивают его к страху смерти.

В своем видео я поместила подобную эмоцию в категорию «иррациональных страхов». Если мы безумно боимся чего-то, что не угрожает нашей жизни (закрытое пространство, публичные выступления, безобидные жуки-пауки), то этот страх необоснован, иррационален.

Но объяснить своему человеческому мозгу в момент «выдуманной опасности» почему-то не получается, и происходит то, что в научной сфере называется «захватом миндалины».

В момент мнимой опасности мозг как будто расщепляется, и три его части действуют не согласованно, как в нормальных обстоятельствах, а по отдельности.

Чем больше мы взбудоражены, тем больше контроля берет на себя мозг рептилии, за 245 миллионов лет приученный к реакции «сражаться или убегать».

Все три мозга получают сигнал «ты в опасности». Человеческий мозг отключается, мы теряем концентрацию, эмоции зашкаливают. В результате пресмыкающееся в нас берет верх над животным и человеческим.

В этот момент мы неспособны ни продумать свои действия логически, ни почувствовать других на эмоциональном уровне. Мы ведем себя «по классике» рептилии – либо убегаем, либо стараемся каким-то образом побороться – чаще всего и то, и другое выходит нелепо.

Знаете людей, которые так себя ведут? При малейшем дискомфорте начинают защищаться или сразу нападать? Может быть, в этом поведении вы даже узнаете некоторые свои реакции?..

Теперь вы знаете, какой мозг в этом виновен. 🙂

Еще одна стратегия, которая присуща рептилиям – замереть и сделать вид, что ее никто не видит. Это одна из разновидностей бегства, просто в этом случае для пресмыкающегося меньше риска в замирании, чем в беге. Вдруг кто поймает…, а тут опасность может обойти стороной.

Это излюбленная манера поведения людей, у которых человеческий мозг отключается не до конца, и их уровень развития, внутренняя интеллигентность не позволяет им перейти в нападение.

Поэтому они защищаются молчанием. Притворяются, что их нет.

А ведь такое часто случается в момент, когда мы можем сделать нечто экстраординарное – проявить свои лучшие качества, принести нашему профессиональному сообществу пользу через наше выступление, оказать влияние на будущее нашей организации.

Но нет, миндалина захвачена, и мы либо сидим и горюем в уголке, надеясь, что никто не вызовет нас на сражение (в человеческом мире – дискуссию), либо сбегаем, либо атакуем собеседника, дискредитируя себя при этом еще больше, чем если бы мы молчали.

Не с захватом ли миндалины связано изречение «молчи, за умного сойдешь»?

Так как же нам преодолеть природную реакцию «бежать или сражаться» в критический момент – когда от наших рассуждений и эмоций может зависеть наша карьера, личная жизнь, воспитание, которое мы можем дать нашим детям? Как научиться выключать мозг пресмыкающегося и натренировать человеческий мозг таким образом, чтобы он всегда брал верх в подобных ситуациях?

Во-первых, с помощью осознания. Теперь вы знаете про свои три мозга и в следующий раз, когда мнимая опасность начнет захватывать вашу миндалину, побуждая вас к иррациональным поступкам, вспомните про свой человеческий мозг. Включайте логику и анализ.

Во-вторых, регулярно практикуйте выход из зоны комфорта. (Я понимаю, что это из категории «опять 25», но куда же без нашей любимой техники? Только так развиваются способности и формируются навыки.) Надо иметь сознательную, регулярную практику, чтобы научиться не пугаться обстоятельств, где вы можете положительно повлиять на других людей, а принимать такой вызов с удовольствием. Выходить из зоны комфорта лучше всего начиная с малого, с baby steps. А затем делать все больший вызов себе, постепенно расширяя сферу своего влияния.

Ну а главную фишку, как натренировать свой человеческий мозг, чтобы он не поддавался мозгу рептилии в момент мнимой опасности, я дам вам на модуле , который пройдет в прямом эфире уже сегодня, в 20:00 по Московскому времени, и как всегда, будет доступен в записи.

На модуле мы также разберем следующие вещи:
3 типа людей, оказывающих наибольшее влияние на окружающих
4 главных ошибки, совершаемых при желании повлиять на другого человека
Как научиться оказывать влияние в:
– долгосрочной перспективе
– среднесрочной перспективе
– краткосрочной перспективе
Проверка на силу своего влияния
Как критиковать и при этом продолжать влиять?
Как продолжать оказывать влияние, если вы сделали ошибку?

Лео Бускалия сказал: «Талант – это подарок Бога вам. То, что вы с ним делаете – это ваш подарок Богу.»

Проверьте себя, нет ли у вас потребности и желания, а значит, и врожденной способности, положительно влиять на окружающий мир? Что вы делаете с этим нераскрытым талантом? Может быть, пришло время сделать свой подарок Богу? 🙂

05.01.2017

Любопытство – это двигатель всего. А меня давно интересует вопрос, откуда приходит Творчество и где оно живет.

Это и чисто человеческое любопытство, потому что я постоянно развиваю собственные творческие навыки: в коучинге, писательстве, рисовании, преподавании и тренерстве.

И профессиональный интерес, потому что, когда работаешь коучем, твоя главная задача – открыть доступ клиенту к его творческому «Я», наладить командную работу между всеми частями его личности для решения очень конкретных жизненных и житейских задач.

Обещаю, что не буду пользоваться научными терминами. Ну, может быть, применю парочку-тройку, не больше, там, где без этого невозможно обойтись. Естественно, чтобы ты, дорогой читатель, увидел то, что вижу я, мне придется в своей статье упрощать, огрублять, применять списки и использовать метафоры.

В статье будет три части. В первой мы поговорим о дизайне вместилища нашего разума – о мозге. Во второй — о структуре самого разума. А в третьей мы проведем расследование, откуда берется Творчество.

Наталия Розанова-Тесакова

Три мозга

Если Вы посмотрите на картинку, то увидите, что теория трех видов мозга вполне реалистична.

Научные исследования доказывают, что у каждого из них есть свое конкретное месторасположение в нашем теле.

Самым древним является рептильный (ретикулярный) мозг. Ему более 100 млн. лет

Он отвечает за инстинкты, быстродействие и выживание. Реагирует не задумываясь с целью защитить тело от опасности.

Бей! Беги! Замри! Благодаря именно этим реакциям живые существа спасались от своих врагов. Инстинктивно и без эмоций.

Исключительно мышечная реакция, включающая и выключающая двигательную активность существа, когда оно чувствует опасность или голод, испуг или удовольствие.

Но на этом эволюция не остановилась. Приблизительно 50 мл. лет назад возник лимбический или эмоциональный мозг

Он обхватывает рептильный мозг как перчатка. И отвечает за эмоции и поведение в стае, то есть коллективизм, командность, семейность.

Благодаря этому мозгу животные обучаемы. У них есть эмоции. Они соблюдают иерархию. Умеют действовать сообща: парами или стаей.

Лимбический мозг отвечает за чувства, доминирование, обучение, защиту, за осознание настоящего, похожесть и желание придерживаться привычных моделей жизни, за слуховое восприятие и различение ритма и интонаций.

Самый молодой и развивающийся мозг – это неокортекс Церебральный мозг или неокортекс возник приблизительно 2 млн лет назад и включает триллионы нейронных связей.

Он сложен, нестабилен, гибок и продолжает развиваться.

Неокортекс НЕ интегрирован с эмоциональным и рептильным мозгом.

Он умеет анализировать, синтезировать, обобщать, планировать и рассуждать.

Неокортекс позволяет визуализировать будущее, создавать диссоциированные образы.То есть образы, на которые мы с вами можем смотреть со стороны, с позиции наблюдателя.

Но самое главное — он умеет предвидеть, фантазировать и мечтать. И выражать мысли при помощи слов. Кстати, языковая система — самая молодая в неокортексе.

В книге философа Георгия Гурджиева «Все и вся» герой рассказывает своему внуку все о «непонятном поведении трехмозговых существ на этой странной планете Земля», у которых каждый из трех умов заведует своей сферой.

Если работа наших мозгов синхронизирована, то есть неокортекс приучен прислушиваться к телесным и эмоциональным проявлениям, тогда человек здоров, полон сил и энергии. Если же неокортекс решает, что он царь горы и никто ему не указ, то постепенно теряет связь с телом и чувствами, ввергая человека в болезни, депрессии и неудачи.

Я очень благодарна своему рептильному мозгу, который однажды, а может быть, и десятки раз, спасал меня в критических ситуациях. Например, от лобового столкновения с автобусом. Это случилось на Мальте, когда мой неокортекс, витая в мечтах о теплом песочке и ласковых морских волнах, чуть меня не угробил. Я шла и мечтала. Шла и не заметила, как ступила на проезжую часть. Шла, уставившись внутрь себя, радуясь своим мечтам. Что меня заставило отпрыгнуть и прижаться к стене ровно за секунду до того, как в узкую улочку втиснулся огромный туристический автобус? Рептильный мозг.

Я очень благодарна моему лимбическому мозгу, который дает возможность чувствовать переживания и состояния других людей, сопереживать, сочувствовать, строить отношения с разными людьми и группами, избегать разрушающих меня отношений.

С умным неокортексом всегда сложные отношения. Он прекрасен и могуч, когда начинаешь новый проект, планируешь, идешь к цели, ищешь идеи для решения проблем и задач. Но он же заставляет тревожиться и переживать мнимые опасности, дает ложные ориентиры и заводит в тупик.

Почему так происходит?

Для ответа на этот вопрос обратимся к модели человеческого разума. И обнаружим, что Разумов у нас тоже три.

Сознание и бессознательное. Высший разум. Модель трех разумов

Модель Трех Разумов просто и доходчиво сформулировали всемирно известные коучи, создатели школы трансформационного коучинга третьего поколения – Стивен Гиллиген и Джек Макани. В свою очередь они опирались на последние достижения науки в изучении сознательного и бессознательного, а также — коллективный опыт мировых религий.

Во всех мировых религиях присутствует идея того, что у человека есть три аспекта сознания или назовем их три разума.

Первый разум назовем Сознательный разум .

Второй — Бессознательным разумом .

И третий — Высшим разумом .

И договоримся, что эти три разума – это три аспекта любой личности.

Если посмотреть на картинку в начале этой статьи с изображением структуры мозга и поискать место жительства трех наших разумов, то похоже, что Сознательный и Высший разум разместились в неокортексе.

А Бессознательное блуждает между рептильным и лимбическим мозгом, время от времени подавая неокортексу, где разместились Высший и Сознательный разум, сигналы в виде образов, звуков, чувств и телесных ощущений.

И еще два очень важных наблюдения:

  1. Высший разум проживает не только в неокортексе конкретного человека, но каким-то образом подключается к полю коллективного бессознательного за пределами отдельного человека.
  2. Высший разум и Сознательный разум не общаются напрямую. Они ВСЕГДА взаимодействуют через Бессознательное. Именно поэтому у человека возникают психологические проблемы. Но об этом мы поговорим чуть позже.

Теперь попробуем разложить по полочкам сферы ответственности наших трех разумов.

Полочки – это, конечно же, метафора, удобная для разговора о таких сложных материях как наше сознательное, бессознательное и духовное.

Итак, за что отвечает наш Высший разум?

За идеи, предвидение, ценности, смысл, духовность, самоконтроль.

Похоже, что у Высшего разума каждого человека есть особая задача относительно жизни человека.

Эту задачу можно назвать миссией или предназначением. Эта самая важная жизненная задача тесно связана с глубинной идентичностью, осознанием того, кем же я являюсь, и без чего моя жизнь не имеет смысла.

Высший разум – это самая мудрая часть нас, которая отвечает за видение жизненного пути, вдохновение и доступ к особым ресурсам коллективного опыта.

Что находится в ведении Сознательного разума?

Восприятие реальности, то есть те образы, звуки, телесные ощущения, внутренние диалоги, которые мы осознаем.

Рациональное и логическое мышление.

Принятие осознанных решений.

Бессознательное — это гигантское хранилище всех-всех-всех

событий, которые когда-либо с нами происходили,

эмоций, которые мы когда-либо испытывали,

решений , которые мы принимали,

внутренних и внешних конфликтов ,

убеждений и принципов,

физиологических процессов в нашем теле.

Как взаимодействуют между собой Сознание, Бессознательное и Высший разум?

Помните, мы уже говорили о том, что Высший и Сознательный разум не взаимодействую напрямую, обязательно через посредника — Бессознательное.

А как мы помним, в сфере Бессознательного хранится все-все-все, в том числе все наши обиды, страхи, горести и боли, все наши ограничивающие убеждения.

Весь этот застывший в своем первозданном виде мусор, накопленный годами, влияет на нашу жизнь.

Создает зажимы и болезни в нашем теле.

Нарезает шрамы на наших эмоциях.

Замутняет наши состояния.

Создает пробки и застой в наших мыслях и действиях.

Заглушает зов наших истинных ценностей и важных жизненных целей.

И для того, чтобы развиваться и достигать желаемого, нам важно время от времени, а лучше регулярно избавляться от мусора в бессознательном. А для этого уметь организовать командную работу между тремя разумами.

В организации такой командной работы разумов помогает . Это и есть суть его работы.

Где живет творчество? Где границы сознательного и бессознательного в Творчестве?

Вот, что мы имеем на входе.

  • В неокортексе обитают и Высший, и Сознательный разум.
  • В ведении Высшего разума находятся наши ценности, предвидение, новые идеи.
  • В ведении Сознательного разума – логическое мышление и воспринятая конкретным человеком реальность; воспринятая через образы, звуки, телесные ощущения и внутренние диалоги.
  • Высший и Сознательный разум взаимодействуют только через Бессознательный разум.

И здесь выходит на сцену теория двух полушарий нашего мозга.

Все мы уже много раз читали, что Левое полушарие отвечает за логику и речь.

А Правое полушарие отвечает за целостное гештальтное восприятие, за интуицию и воображение.

И общим местом стало утверждение, что именно Правое полушарие отвечает за Творчество.

Меня всегда смущал такой однобокий подход.

Поэтому давайте копнем поглубже и еще разок зададимся вопросом, что конкретно в нашем мозге помогает нам творить. И обратимся к исследованиям мозга.

И вот, о чем говорит наука.

Между у двумя полушариями нашего мозга располагается Мозолистое тело. Это такое образование, которое отвечает за синхронизацию полушарий.

Любая творческая задача, будь то сочинение историй, музыки или решение математической задачи, — это всегда ОДНОВРЕМЕННАЯ работа и левого, и правого полушарий мозга.

Чем лучше развито мозолистое тело, тем легче нам решать творческие задачи.

Похоже на то, что наше Бессознательное использует мозолистое тело для взаимодействия с Высшим и Сознательным разумом.

Кстати, не так давно ученый Лоуренц Канц ввел в оборот название «нейробика» Это научное направление, которое занимается вопросами синхронизации работы полушарий мозга. И выявил вот такую закономерность:

  1. Когда левое и правое полушарие мозга работают синхронно, то нервные клетки выделяют вещество нейтрофин. Это вещество укрепляет память и внимание.
  2. Нейтрофины, поступая в кровь, вызывают состояние удовольствия, укрепляют память и способствуют омоложению организма.
  3. Состояние удовольствия снижает логический контроль и вызывает вдохновение, то есть состояние сконцентрированного транса. Этот специфический транс пропускает в зону осознания новые целостные образы, ощущения, новые идеи, предвидения и мысли.
  4. И в результате всего этого Человек творит.

Позволю себе сделать свои собственные выводы

Творчество – это состояние, которое возникает в результате командной работы трех наших разумов: Высшего, Бессознательного и Сознания.

Для того, чтобы вызвать состояние Творчества, нужно синхронизировать работу правого и левого полушария.

Такая синхронизация естественным образом ослабляет чрезмерный контроль Сознательного разума и позволяет Бессознательному организовать процесс передачи образов, ощущений, звуков и слов из кладовых Высшего разума.

А теперь самая замечательная новость!

Креативные люди уже придумали массу доступных и экологичных способов для сознательной синхронизации работы нашего мозга.

То есть у нас вами есть все, чтобы творить!

Скачивайте уникальную книжку «2 секрета Вдохновенья»

В этой книжке речь пойдет о том, как быстро привести себя в рабочее творческое состояние ума и души, как пригласить Вдохновение в нужный момент времени.

Вдохновленный человек очень эффективен и продуктивен, он настолько сильно вовлечен в процесс придумывания, что очень быстро и с удовольствием сочиняет, пишет, говорит, изобретает, рисует, создает, ваяет, импровизирует.

Что нужно делать, чтобы на вас снизошло вдохновение?

Как вызволить идеи из собственной головы?

Как по своему желанию в нужный момент, не дожидаясь Музу, войти в Творческое пространство?

Скачивайте бесплатную книгу и узнавайте!

Вы можете прямо сейчас осваивать новые творческие навыки

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна

Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера Редозубов Алексей

Древний мозг и новый мозг

Древний мозг и новый мозг

Посмотрим внимательнее, как устроен мозг.

Рисунок 2. Строение мозга человека

Обозначения: 1. Борозда мозолистого тела. 2. Угловая борозда. 3. Угловая извилина. 4. Мозолистое тело. 5. Центральная борозда. 6. Парацентральная долька. 7. Предклинье. 8. Теменно-затылочная борозда. 9. Клин. 10. Шпорная борозда. 11. Шишковидное тело. 12. Пластинка четверохолмия. 13. Мозжечок. 14. Четвертый желудочек. 15. Межталамическое сращение. 16. Продолговатый мозг. 17. Варолиев мост. 18. Ножка мозга. 19. Гипофиз. 20. Третий желудочек. 21. Передняя (белая) спайка. 22. Прозрачная перегородка.

Кора больших полушарий - это внешний слой мозга, покрывающий все другие его части подобно морщинистому шлему. Посередине ее проходит глубокая продольная борозда, разделяющая ее на две части. Эти две половины называют правым и левым полушариями головного мозга. Каждое полушарие далее разделено на «доли», которые представлены (если двигаться спереди назад) лобной, теменной, затылочной и височной. Хотя мозг работает как единое целое и разделение на доли было придумано анатомами для удобства описания различных частей мозга, все же в мозгу существует некоторое разделение труда, в общем совпадающее с разделением на доли.

Лобная доля, по-видимому, регулирует приобретение навыков социального поведения и такие черты, как любопытство и планирование.

Теменная доля интерпретирует информацию, получаемую от различных органов чувств (кроме обонятельной, которая от рецепторов в полостях носа поступает в обонятельные луковицы и таламус в лимбической системе).

Затылочная доля, хотя и расположена на тыльной стороне мозга, принимает информацию, поступающую с сетчатки глаз, и занимается обработкой зрительной информации. Это одна из наиболее сложных функций мозга. Она включает расшифровку информации о размере, форме, цвете, расстоянии, поверхности, движении, и затем на основе этой информации происходит формирование единого, цельного образа.

Височная доля связана с обработкой информации от органа слуха и с памятью. Поскольку нервные волокна, входя в мозг, перекрещиваются, полушария контролируют противоположные стороны тела. То есть левое полушарие контролирует правую руку, ногу и даже правую часть нашего поля зрения, а правое - соответственно левые части. Эта особенность объединяет нас с другими млекопитающими. Полушария обычно так хорошо работают вместе, что разделение их функций незаметно. Они делятся и обмениваются информацией с помощью толстого ствола нервных волокон, расположенного глубоко внутри мозга и называемого мозолистым телом.

Хотя полушария внешне и похожи друг на друга, они выполняют различные функции. Этот факт был обнаружен нейробиологами при наблюдении за больными, у которых мозолистое тело было рассечено в целях купирования тяжелых эпилептических припадков или вследствие иных серьезных поражений мозга. При рассечении мозолистого тела одно полушарие буквально не знало, что делает другое (Курланд, и др., 2003).

У человека кора занимает более 40% от объема мозга. У всех других живых существ это значение существенно скромнее. Большая часть объема коры у человека приходится на новую кору (неокортекс). У низших млекопитающих эта часть коры только намечена, у высших развита сильнее, но в таком объеме присутствует только у человека. Свое название «новая» эта часть коры получила потому, что она возникла на поздних этапах эволюции. Иногда новую кору называют новым мозгом, а остальные структуры - древним мозгом.

Древний мозг - это то, что роднит нас с остальными живыми существами, обитающими на нашей планете. Все рефлексы, все наше поведение, предопределенное от рождения, эмоции и инстинкты «зашиты» в этой части мозга.

Кора головного мозга - это наша память, все наши знания и способности, которые мы приобретаем при жизни. Новую кору головного мозга у новорожденного можно сравнить с чистым листом. Вся последующая жизнь будет оставлять свои записи на этом листе, образуя «книгу жизни человека», формируя его память.

Участки коры головного мозга, получившие определенную специализацию, принято называть зонами. Таких зон выделено множество. Например:

Зона Брока

В 1861 г. к французскому врачу Полю Брока пришел пациент, который потерял способность говорить и мог сказать только «тан-тан». Когда пациент скончался, Брока исследовал его мозг и обнаружил, что участок левой лобной доли размером с куриное яйцо был поврежден. Брока пришел к выводу, что эта часть мозга отвечает за речевые способности. Исследования головного мозга других пациентов с аналогичными симптомами подтвердили предположения Брока, и с тех пор эта зона называется в его честь. Неспособность произнести ничего, кроме повторяющихся слогов, назвали афазией Брока.

Зона Вернике

В 1871 г. немецкий врач-невролог Карл Вернике диагностировал у нескольких своих пациентов другой тип афазии. Они могли отвечать на определенные вопросы, но их ответы не имели смысла и содержали бессмысленный набор звуков вместо отдельных слов. Например, если бы вы спросили одного из пациентов Вернике, где он живет, он мог бы ответить: «Да, конечно. Грустно думдить па редко пестовать. Но если вы считаете барашто, то это мысль, тогда стрепте».

Проведя аутопсию, Вернике обнаружил, что такой тип афазии был вызван поражением другой зоны, расположенной рядом с зоной Брока. И болезнь, и зона мозга были названы в честь Вернике (Курланд, и др., 2003).

Из книги Какого пола ваш мозг? автора Лемберг Борис

Женский мозг, мужской мозг Женский и мужской мозг - разные. Однако недавние исследования показывают, насколько ошибочно предполагать, что все гендерные различия запрограммированы. По всему миру психологи и неврологи бьются над старым, как мир, вопросом: «Почему женщина

автора Пирс Джозеф Чилтон

ДРЕВНИЙ МЛЕКОПИТАЮЩИЙ, ЛИМБИЧЕСКИЙ, ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ* МОЗГ * Познавательный. Вторая нервная система человека называется мозгом древнего млекопитающего. Он на самом деле довольно похож на мозг других млекопитающих, равно как и модели поведения, заложенные в

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

НЕОКОРТЕКС, НОВЫЙ МЛЕКОПИТАЮЩИЙ, ИЛИ ВЕРБАЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МОЗГ Третий мозг (неокортекс) отвечает за язык и мышление, за способность осуществлять все прочие функции мозга, объективно наблюдать за этими действиями и принимать во внимание все факторы ситуации, а не

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Мозг Мозг принято считать центральным «биокомпьютером» человеческой нервной системы. Этот элемент нервной системы чаще всего ассоциируется с нашим когнитивным разумом. Человеческий мозг содержит от 50 до 100 миллиардов нейронов. Высшие когнитивные функции – язык,

Из книги Интуиция автора Майерс Дэвид Дж

«Левый мозг»/«правый мозг» Более 100 лет нам было известно, что два полушария головного мозга человека выполняют различные функции. Травмы, инсульты и опухоли левого полушария обычно влияли на функции рационального, вербального, неинтуитивного разума, такие как чтение,

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Мозг Как думает голова? XX в. с его безумным ритмом жизни поселил человека в постоянно меняющемся мире, что породило массу психологических проблем, и попытки разрешить их предпринимались неоднократно начиная с психоанализа Зигмунда Фрейда. Один из последних оригинальных

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

3. Мозг. Концепция мозга как органа ожидания полезна в дидактических целях. Законно поставить вопрос о способе хранения психической энергии. О функциях мозга можно прочесть в книгах:Charles S. Sherrington. Man on his Nature. 2nd edn; Cambridge University Press, 1951.W. R. Ashby. Design for a Brain. 2nd edn; Chapman & Hall, 1959 (см.

Из книги Загадки и тайны психики автора Батуев Александр

Правый мозг, левый мозг Если взглянуть на схематическое изображение мозга человека, то нетрудно заметить, что одним из самых крупных образований головного мозга являются симметрично расположенные большие полушария – правое и левое. Несмотря на то, что по

автора Сигел Дэниэл Дж.

Левый мозг, правый мозг: введение Вы знаете, что наш мозг разделен на два полушария. Эти две части мозга не только разделены анатомически, они, кроме того, выполняют разные функции. Некоторые даже полагают, что два полушария обладают каждое своей собственной личностью или

Из книги Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка автора Сигел Дэниэл Дж.

Социальный мозг: мозг включает понятие «Мы» Что вы представляете себе, когда думаете о мозге? Возможно, вам вспоминается некий образ из школьного курса биологии: странный орган, плавающий в банке, или картинка в учебнике. Такое восприятие, когда мы рассматриваем

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Мозг Центральная нервная система (ЦНС) человека состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг – это центральный «компьютер» нервной системы, который связан с остальной частью тела посредством «кабеля», называемого спинным мозгом. От него сигналы

Из книги Флипноз [Искусство мгновенного убеждения] автора Даттон Кевин

Мозг-вор «Тайна преображения, – писал греческий философ Платон, – не в том, чтобы дать человеку глаза, потому что глаза у него уже есть. Скорее она в том, чтобы направить его взгляд в нужном направлении, в котором он до этого не смотрел».Он попал в точку. Фокусники, конечно,

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Глава 5 Занятой мозг – умный мозг? Как вы усваиваете новое и каким образом оптимизировать этот процесс Джесси приходилось учить и усваивать много нового. В мире медицины учиться приходится постоянно.И Джесси училась, сколько себя помнит. Однако с тех пор, как она