Смола мирры применение. Трава мирра

Нумерология - древняя эзотерическая наука о числах. Ее нередко называют магией чисел, на самом же деле, эта наука гораздо ближе к астрологии, чем к магии.

В основе нумерологии лежит следующий принцип: все многоразрядные числа могут быть сведены к единичным разрядам (простым числам от 1 до 9), которые соответствуют определенным оккультным характеристикам, влияющим на жизнь человека. То есть за каждым однозначным числом закреплены определенные свойства, понятия и образы. Поскольку буквы алфавита могут иметь числовое выражение через свой порядковый номер, любые слова или имена подвергаются тем же нумерологическим операциям, что и числа.

Нумерология, как и астрология помогает определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. С помощью нумерологии можно выбирать партнеров - в бизнесе или браке.
Трудно сказать, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной науки просто не было: более распространена была другая форма - арифмомантия (предсказание по числам).

Основные принципы нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н.э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека. Пифагор много путешествовал по Египту, Халдее и другим странам; вернувшись, он основал в южной Италии особое философское общество. В этом обществе, пифагорейской школе, изучались науки, особенно арифметика, геометрия и астрономия, и были сделаны важнейшие открытия. Пифагор открыл, что четыре известных в то время музыкальных интервала можно выразить в пропорции между цифрами 1 к 4. Дальше он понял, что номера 1 к 4, и к ним добавленные числа, в сумме составляющие 10, образуют священное число, которое представляет материальную и метафизическую целостность Вселенной, совершенство. Если четыре ноты могут быть выражены цифрами, считал Пифагор, то, вероятно, все сущее также может быть выражено числами. Вселенная выражается цифрами от одного до четырех, которые при добавлении к десяти становятся источником всего сущего.
Пифагорейское учение существенно повлияло на становление и развитие духовных тайных обществ Европы, таких, как розенкрейцеры, масоны, антропософы и другие. С тех пор и поныне этот вариант нумерологии продолжает развиваться.
Особую важность нумерология получила в учении Каббалы, где ее разновидность известна под названием гематрии. Каббалисты расширили концепцию Пифагора, используя числа в магических квадратах для различных целей. С открытием в XIX веке учеными природы света, электричества и магнетизма, старинные оккультные значения, приписываемые числам, стали приписывать и вибрациям энергии.
Не погружаясь в лабиринты и глубины каббалистической космологии и ее эзотерических доктрин, современная нумерология отдает предпочтение упрощенному числовому и алфавитному коду, основанному на теориях Пифагора. Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие. Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод - сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9.
По числу можно определить, например, каким будет грядущий год и как его использовать с наибольшей для себя выгодой. С нумерологической точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы. Этим циклам подчиняется все во Вселенной.
Каждый из нас обладает собственным индивидуальным циклом, основанным на индивидуальных числах полученных путем различных операций с датой рождения и/или буквами полного имени. Задача данного раздела в интерактивной форме познакомить всех желающих с наиболее важными нумерологическими операциями, составляющими основу построения персонального нумерологического гороскопа.

Значение чисел
Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Двадцать столетий спустя знаменитый Корнелиус Агриппа в своем труде "Оккультная философия", вышедшем в 1533 году, назвал эти числа и их значения.
1 - число цели, которое проявляется в форме агрессивности и амбиции - всего, что начинается с "А", первой буквы алфавита
2 - число антитезиса с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и контраст и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

3 - означает неустойчивость и символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Оно объединяет талант и веселость и символизирует собой приспосабливаемость.

4 - означает устойчивость и прочность. Его надежность представлена квадратом - сторонами космоса, временами года и элементами "огня", "земли", "воздуха" и "воды". Это самое примитивное число.

5 - символизирует риск, достигая своего окончательного результата через путешествие и опыт. Отсутствие в нем стабильности, с одной стороны, может привести к неуверенности, но, с другой стороны, это число является и самым счастливым, и самым непредсказуемым.

6 - символ надежности. Оно находится в гармонии с природой, представляя семь цветов радуги. Это идеальное число, которое делится как на четное число (2), так и на нечетное (3), объединяя, таким образом, элементы каждого.

7 - символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого. Это семь правящих планет, семь дней недели, семь нот гаммы. Семь объединяет целостность 1 с идеальностью 6 и образует собственную симметрию, делающую его действительно психическим числом.

8 - число материального успеха. Оно означает надежность, доведенную до совершенства, поскольку представлено двойным квадратом. Разделенное пополам, оно имеет равные части (4 и 4). Если его еще разделить, то части будут тоже равными (2, 2, 2, 2), показывая четырехкратное равновесие.

9 - символ всеобщего успеха, самое большое из всех элементарных чисел. Оно объединяет черты целой группы, что делает его контролирующим фактором, если оно развито в полной степени. Как трехкратное число 3 число 9 превращает неустойчивость в стремление.

Для сокращения больших чисел в элементарные были разработаны разные системы. Самый простой метод - сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (далее трактуется значение полученного числа).

В качестве простого примера берем число 125. Раскладываем его так: 1+2+5=8. Таким образом 8 будет представлять вибрирующий символ 125. Возьмем "звериное число" из Апокалипсиса - 666. Сложим: 6+6+6=18, а далее 1+8=9. Это очень уместная вибрация учитывающая всеобщее влияние, представленное числом 9.

Более сложный пример - число 684371. Складываем: 6+8+4+3+7+1=29; далее: 2+9=11; далее 1+1=2. Таким образом 2 становится вибрирующим символом этого числа.

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Даты и жизненные числа

Даты могут быть сокращены в вибрирующие числа при помощи сложения дня, месяца и года (январь - 1, февраль - 2..., декабрь - 12=3). Например, 4 июля 1776 года - день подписания Декларации независимости. Здесь мы имеем 4-й день, 7-ой месяц, 1776 год. Складываем: 4+7+1+7+7+6=32=3+2=5.

Никакая другая числовая вибрация не смогла бы более точно выразить риск и неуверенность, которые последовали с подписанием этого важного документа (ведь основное значение числа 5 - риск). Как если бы люди пускали новый государственный корабль в неисследованные воды, откуда он мог и не вернуться. Это все и отражает в полной степени число 5, символ риска.

Будут ли благоприятными или угрожающими нумерологические толкования дат истории, - это в сильной степени зависит от сопутствующих обстоятельств, а также и от основного побудительного мотива. Для доказательства возьмем пример - 11 ноября 1918 года, день перемирия, конец Первой мировой войны. Складываем: 1+1+1+1+1+9+1+8=23=2+3=5. Значит, снова опасность и неуверенность стали движущей силой. Вместо того, чтобы видеть в перемирии шаг к окончательной и большой победе, его приняли как основу для временного мира. Таким образом, он сделался жертвой небезопасности, которая находится в вибрации числа 5.

Каким бы увлекательным не было изучение исторических дат, главная задача нумерологии - человеческая жизнь. Нас интересует, как присущие числам вибрирующие влияния действуют на каждого человека и как он может пользоваться ими с наибольшей пользой для себя. Некоторые даты находятся в гармонии с вибрирующими числами личности. Самые простые из них - числа дня рождения.

Это сообщение отредактировал Серафим - 13-09-2008 - 01:54

Мыслители, оккультисты, эзотерические философы прошлого придавали огромное значение числовому символизму и так называемой "священной науке о числах", позволяющей более глубоко постичь этот мир и увидеть каким образом проявленное и сотворенное связано с непроявленным и вечным. Много говорили на эту тему самые разные мыслители античности, которые являлись посвященными в таинства мироздания. Красочно говорили о числе Гераклит и особенно Анаксагор, известный как создатель доктрины "двойной бесконечности". Филолай называл число "первичной моделью творения мира", "органом суждения Творца мира", "неизреченным числом". Платон видел в числе "причинные основы сущности для всего прочего". Подробно описывает платоновский взгляд на проблему числа Лосев:

Наука о числах

"Платон требует признать за каждым числом не только его делимость на отдельные единицы, но и его как цельную и неделимую субстанцию, подобно тому, как мы говорим "тысяча" без всякого раздельного представления обозначаемых этими словами отдельных единиц; любое число, большое и малое, цельное или дробное, всегда есть нечто, а значит, есть нечто неделимое, поскольку никакая цельность вообще не сводится на сумму своих частей. Это и есть "числа сами по себе", без которых мышление не обходится и которые ведут к истине.

Платону принадлежит также и самая четкая диалектика науки о числах, с которой в описательном виде мы встречались еще в ранней классике. У Платона она дается сознательно - как чисто категориальная диалектика. Именно, всякое число занимает среднее место между неделимой единицей и бесконечностью единиц, или, как он говорит, между пределом и беспредельным."

Аристотель говорит о близкой ему теории числа, принятой пифагорейцами:

"...У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве их состояний и свойств, а элементами числа они считают чёт и нечет, из коих первый является неопределенным, а второй определенным; единое состоит у них из того и другого, - оно является и четным, и нечетным, число (образуется) из единого, а (различные) числа, как было сказано, это - вся вселенная". Секст Эмпирик обращал внимание на связь, существующую между структурами, заключенными в числе, и структурами разума: "И как свет, - по словам Посидония в толковании платоновского "Тимея", - постигается световидным зрением, а звук - воздуховидным слухом, так и универсальная природа должна постигаться родственным ей разумом. Началом же универсальной субстанции явилось число. Поэтому и разум в качестве судьи всего, будучи причастен его могуществу, сам может быть назван числом." Плотин рассматривал числа как "активную эманацию первоединого" (Лосев). Его идеи были развиты Ямблихом, в своем труде "Теологумены" давшим подробное описание механизма рождения одного числа из другого, и Проклом, давшим и онтологическую и космологическую иерархию чисел и предлагавшим видеть в числе живую божественную сущность.

Позднее к миру числа обращались множество мыслителей - Св. Иероним, Скотт Эригена, Рене Декарт, Николай Кузанский, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Лейбниц, Спиноза, Новалис. Не меньший интерес к числам проявлял и Восток. Флоренский писал по этому поводу: "Числовые спекуляции с громадными числами в законах Ману, все космологические идеи, легенда о Будде, побивающем в счете мудрецов, и другие факты в том же духе напитаны идеей потенциальной бесконечности". Яркой иллюстрацией этой мысли служит описание буддийской доктрины чисел, сделанное Хрисанфом в его труде "Религии древнего мира":

"Соединение тысячи миров желания с тысячью миров переходных от первых - образует у буддистов так называемый малый хилиокозм, или малое тысячное счисление миров. Третья ступень мира форм обнимает собой тысячу миров второй ступени и тысячу малых хилиокозмов, следовательно, - миллион земель, солнцев, словом - миллион миров желания с миллионом миров переходных. Четвертая ступень обнимает тысячу миров, каждый с тысячью миллионов миров первой ступени и миллионом второй. Это - великий хилиокозм. За этими мирами следует еще высший, небесный "мир бесформенности", со своими четырьмя небесами, т. е. мир, в котором нет и формы бытия, никакого признака существования. Но и этим не ограничиваются буддисты в своем стремлении увеличить число миров. Великий хилиокозм. состоящий из тысячи миров, в свою очередь дробится на множество таких же хилиокозмов. Тысяча таких великих хилиокозмов, по воззрению буддистов, составляют только ту систему мира, на которую простирается влияние Будды и где слышится его слово. Все это не больше, как точка в безграничной вселенной, капля в море... Для обозначения числа миров пишется линия цифр в 44 тысячи футов длины, состоящая из 4 456 448 нулей." О числовом символизме немало говорилось и в индуистской традиции, а также в философии санхья.

О том, что наша Вселенная управляется простыми законами, основанными на числах, знали еще в древние века до нашей эры. Эта наука носит название «Нумерология».

Основной закон Нумерологии гласит, что числа и буквы алфавита являются одними из ключей мироздания.

Конечно же, в древности был иной язык, но сегодня наш алфавит хранит те же символы и ту же суть, что и много веков назад, когда было обнаружено согласование букв и чисел.

Именно поэтому, произнося какое-либо слово, давая название...

Нумерология - это наука, которая неизбежно приводит к познанию своей внутренней цели и природы. Только полное самопознание является ключом к успеху и свободе. Если вы знаете о своих сильных и слабых сторонах, значит, вы сможете лучше адаптироваться к всевозможным ситуациям, которые ожидают вас на вашем жизненном пути.

Практически каждое число, так или иначе, представлено в жизни каждого человека, безусловно, оказывая на него свое влияние. Но эти качества представлены в разных людях в...

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую или внутреннюю сторону, как и свою сторону экзотерическую или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако, в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстанция или начало, которая и дает всему движение и жизнь.

Они расходились в выражениях и названиях, которыми они определяли эту силу, также как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем оккультным...

Иногда в интернете или журналах мы встречаем рассказы людей, которые неожиданно разбогатели или прославились после того, как изменили свое имя.

Многие из нас относятся скептически к такого рода рассказам, ведь никто не может подтвердить документально, что это произошло именно в результате такого изменения.

Но нет-нет, но появляется у нас втайне мысль - а может это правда?

А что было бы, если бы у меня было другое имя? Возможно, и жизнь была бы другой, лучше и интереснее? Теория о том...

Еще древние люди были уверены, что числа имеют свойство влиять на их жизнь. Пифагор одним из первых стал заниматься теорией чисел и развивать это учение. Опираясь на знания древних магов и жрецов и на собственные теории, Пифагор утверждал, что именно цифры правят миром.

Он считал, что все сущее имеет абстрактную величину, поэтому все вещи (материальные и духовные понятия) можно сравнить с числами.

Число, по мнению пифагорейцев, является первоосновой вещей. В течение 2500 лет, прошедших со...

Древние греки на основе своих исследований установили, что каждое число имеет магическое значение. Определённое сочетание цифр непременно влияет на судьбу человека и на повседневную жизнь. Современная нумерология, используя цифры от 1до 9, даёт упрощённый код для расшифровки значения сочетаний чисел.

Значение цифр.
Ноль – ассоциируется с доверчивостью и наивностью.

Единица – число лидера, стремящегося к своей цели, помогает человеку в делах, приносит удачу в бизнесе, привлекает достаток и...

Каждое число имеет свою собственную особенную вибрацию и ритм. Не случайно в концепции "Логос - Слово" (зародившейся в древнем Египте) Слово изначально связывается с определенной вибрацией.

Речь идет о вибрациях, возникших в результате Большого Взрыва и приводящих в действие множество других последовательностей и процессов, которые, по представлениям египтян, могли быть четко выражены числами.

Каждое число символизировало и представляло собой функцию, процесс, силу или принцип. Каждое...

Совместимость по силе строк
Запишем кратко значения строк:
1-я строка - (1, 4, 7) - целеустремленность,
2-я строка - (2, 5, 8) - качество семьянина,
3-я строка - (3, 6, 9) - стабильность.

При создании семьи необходимо внимательно отнестись к совместимости по строкам психоматриц будущих партнеров. Эти линии очень сильно влияют на стабильность семьи. Заключив брачный союз и создав семью, многие уверены, что теперь все станет еще лучше, их планы будут осуществлены, так как рядом с ними...

Древняя наука нумерология позволяет с помощью анализа чисел оценить характер человека, его природные дарования, сильные и слабые стороны, определить лучшее время для принятия важных решений и даже верно выбрать партнеров для брака или бизнеса. Прочитав эту книгу, вы узнаете, какое значение несет в себе ваша дата рождения, какое число зашифровано в имени, как разгадать смысл чисел, увиденных во сне, и многое другое.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нумерология. Коды жизни и судьбы (Л. С. Большедворова, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Глава 1. Как зарождалась наука нумерология

В последние десятилетия нумерология получила огромную популярность во всем мире, ведь не зря говорят, что все новое – это хорошо забытое старое. Так случилось и с нумерологией. На самом деле она принадлежит к одной из древнейших наук. Но понадобилось немало заметных числовых совпадений, которые прямо указывали на зависимость важных событий от чисел. И после этого интерес к нумерологии – очень умной и интеллигентной науке – возрос многократно.

До некоторой степени уже сами числа образуют собственный язык, который понимали и которым пользовались первобытные племена, поддерживая связи между собой на языке чисел. А в древних алфавитах (например, в древнееврейском) численные значения приписывались и буквам. До сих пор это широко применяется во многих традициях, в том числе и в нашей. Например, в нумерованных списках в текстах вместо чисел 1), 2), 3), 4) пишут: а), б), в), г) и т. д.

Невозможно абсолютно достоверно установить, когда и где именно зародилась нумерология. В древних цивилизациях (Вавилон, Египет, Индия, Греция, Рим) такой специальной науки не было. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделенными друг от друга какими-либо барьерами. Поэтому ученые древности изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Пифагор, Платон, Аристотель – все великие ученые требовали от своих учеников безупречного владения математикой, а большинство математиков древности были «по совместительству» философами.

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека.

В давние времена, еще задолго до Пифагора, люди почитали числа как особые знаки, наполненные глубоким мистическим смыслом. Само знание о числах и их таинственной силе долгое время было доступно лишь очень узкому кругу людей, магам и жрецам, которые имели возможность освоить сложнейшие системы письменности и счисления, возникшие в глубокой древности.

Известно, что древние подобные системы письменности были пиктографическими, то есть каждый значок представлял собой картинку, отражавшую соответствующее конкретное понятие: человек, дерево, озеро, зверь, камень. Обучиться такой «грамоте» было делом очень нелегким, и подобную письменность осваивали немногие. Так было в Древнем Египте, где на папирусах выписывали иероглифы. До нас дошла и вавилонская клинопись – это также классическая пиктография.

Великие культуры древности имели и свои способы записи чисел. Числа записывались словами (десять раз по десять десятков, сто дюжин), использовались специальные значки, которые повторялись необходимое количество раз. Точно так же, как считались камешки. Например, если мы обозначим число один знаком Х, то три запишется как ХХХ, семь – как ХХХХХХХ. По достижении какого-то числа символов, чаще всего десяти, вводился другой значок.

Все это было до возникновения алфавита, который радикальным образом изменил положение вещей – каждый звук стал обозначаться определенной буквой. Это ускорило развитие и распространение знаний вообще и всех наук, в том числе и нумерологии. Буквами стало гораздо удобнее записывать числа.

Считается, что первый алфавит изобрели финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря приблизительно в 1400 году до н. э. В финикийском алфавите насчитывалось 32 буквы, при чем все согласные. Гласные звуки добавлялись при чтении. Писали финикийцы, как и соседние с ними народы, справа налево.

Будучи превосходными мореходами и торговцами, финикийцы распространили свой алфавит по всему миру. От древнего финикийского алфавита произошло множество и древних, и современных алфавитов, в том числе русский, латинский, арабский, иврит, греческий, рунический, готический, английский, монгольский, тибетский, корейский и санскрит.

Европейские народы восприняли алфавит через греков, которые, как и финикийцы, сначала писали справа налево.

Каждая буква финикийского алфавита получила название. Эти названия для греков не передавали никакого смысла. Со временем они немного исказились и стали названиями греческих букв – альфа, бета, гамма. От названий первых двух букв (альфа и бета = alphabet), собственно, и происходит слово «алфавит».

А первый настоящий алфавит создали древние греки. В нем уже присутствовали согласные и гласные звуки. Греки первыми научились использовать буквы как символы чисел, что стало очень важным шагом в развитии человеческой цивилизации в целом и в становлении нумерологии – в частности.

Греческую систему позаимствовали египтяне, персы, финикийцы, арабы, иудеи. По эффективности она близка к современной, так называемой арабской, системе записи чисел.

В древнегреческой алфавитной системе обозначения чисел каждое слово наделялось определенным числовым содержанием – это, в принципе, означало зарождение нумерологии как науки – ведь именно перевод содержательных слов в числовые значения составляет одну из ее основ.

Греки научились складывать числовые значения всех букв важных для них слов и получали при этом мистическое число, означающее данное слово. Этот процесс сложения греки называли изопсефией («изо» – равный, «псефос» – камешек, а камешки греки использовали при изучении арифметики). Позже для интерпретации Торы этот метод стал называться гематрией (предположительно от греческого слова «геометрия»).

Пифагор, несомненно, был знаком с изопсефией и использовал ее в своих исследованиях и магических действиях. Считалось, что если два слова или две фразы имеют одно и то же числовое значение, то между соответствующими этим словам понятиями существует некая незримая связь. Кроме того, числовая сумма слова или фразы сама по себе могла иметь некое мистическое значение.

Например, имя Иисус в греческой транскрипции имеет сумму 888, и точно такая же сумма получается в результате сложения букв фразы «Я есть Жизнь». Имена древнегреческих богов также имели соответствующие нумерологические параметры.

Однако полного соответствия древнегреческой изопсефии и современной нумерологии не наблюдается. Эта наука прошла много ступеней развития и наполнилась новыми знаниями, методами, толкованиями. Тем не менее связь между ними существует, и самая прямая.

Классическая нумерология – учение Пифагора

Пифагор (Pythagoras) Самосский – один из самых знаменитых философов и математиков древности, выходец с греческого Востока. Он творил во времени расцвета античной Греции. Это один из тех мыслителей своего времени, интерес к которым не утрачен до сих пор. Его идеи и сегодня интересны нам и дают широкие возможности для развития.

Рождение и судьба этого необычайно талантливого человека были предсказаны жрицей храма Аполлона в Дельфах Пифией. Она предрекла, что он превзойдет всех других в красоте и мудрости и принесет много пользы людям на все времена.

Имя Пифагор возникло неслучайно, оно как будто повторяет имя жрицы. Правда, бытует еще одна версия: Пифагором его звали за то, что он вещал истину так же непогрешимо, как жрица-прорицательница Дельфийского оракула.

Достоверных сведений о Пифагоре дошло до нас очень мало, его оригинальных текстов тоже не сохранилось, как и письменных свидетельств философа или его ранних последователей. Жизнь и труды великого ученого древности воспроизводились в основном по сочинениям других античных авторов, большей частью пифагорейцев.

Известно, что Пифагор родился приблизительно в 570 году до н. э. на острове Самос, в Малой Азии. Поэтому его и называют Самосским. До восемнадцати лет он жил на Самосе, затем поселился на острове Лесбос, где учился у философа Ферекида. Через два года Пифагор переехал в город Милет (Малая Азия), где изучал математику и небесную механику под руководством Фалеса и Анаксимандра – известных ученых того времени.

В Египте Пифагор прожил более 20 лет, проникая в премудрости и тайны жрецов этой страны. Египетские жрецы распознали в нем необычную силу души и открыли все сокровища своего опыта. У них Пифагор изучил математику, науку чисел, или всемирных принципов, которую он сделал центром своей системы, дав ей совершенно новую формулировку. Он достиг высших ступеней в храмовой иерархии и принял посвящение в Мистерии Исиды и Озириса.

Когда в Египет вторглись войска персидского царя Камбиза, Пифагор вместе с другими жрецами был уведен в плен и оказался в Вавилоне, где прожил 12 лет.

Во время своих путешествий по Египту, Халдее, Индии, другим странам он постигал различные восточные учения, общался с мудрецами и жрецами, познавая их мудрость.

Пифагор также жил среди евреев и учился у раввинов тайным традициям Моисея, законодателя Израиля. Кроме того, Пифагор великолепно знал содержание и западных эзотерических школ.

Вернувшись на родину, Пифагор основал в Кротоне – небольшом южно-итальянском городке греческой колонии на юге Италии, расположенном на самой подошве сапога Апеннинского полуострова, свою этико-религиозную школу – Пифагорейское братство.

В этом обществе, или пифагорейской школе, изучались различные науки – арифметика, геометрия и астрономия, и были сделаны важнейшие открытия. Из него впоследствии вышли многие известные философы-пифагорейцы.

До Пифагора существовало понятие «мудрец» – так называли себя ученые люди, и это означало человека, который знает. Скромный Пифагор впервые ввел в оборот термин «философ», который определял человека, который только пытается узнать, выяснить. Себя он считал и называл именно философом.

Особое значение и центром всех идей великого ученого стала наука чисел. Пифагор пришел к выводу, что в основе мироздания лежит число, именно числовая схема.

Науку чисел Пифагор обосновал в книге «Hieros Logos» («Священное слово»), которая дошла до нас через труды пифагорейцев. В этой науке, которая играла важную роль в древних египетских храмах, Пифагор шел дальше своих предшественников. В каждом числе он аккумулировал тот или иной принцип, тот или иной закон, ту или иную активную силу Вселенной. Он говорил, что основа всего сущего содержится в четырех первых числах, потому что, складывая или помножая их между собой, можно найти и все остальные числа…

Изучение Космоса и постижение структуры Мироздания было одним из важнейших направлений трудов Пифагора. Он первым назвал Вселенную Космосом, что означает «строй, здание», и развил учение о космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном законам гармонии и числа.

От музыкально-числовой структуры космоса Пифагор пришел к созданию Гармонии сфер (ее еще называют Музыкой сфер), символически выраженной в сумме первых четырех чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10, которая содержит основные музыкальные интервалы: октаву (2: 1), квинту (3: 2) и кварту (4: 3). Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями.

Музыкальный ритм задается при помощи чисел. Основной тон может составлять 400 колебаний в секунду, октава как первый обертон – 800 колебаний в секунду, квинта – 1200, кварта – 1600, большая терция – 2000 колебаний. Этот ряд обертонов определяется числовым соотношением. Пифагор показал, что известные в его время музыкальные интервалы – октава, квинта и кварта – могут быть выражены соотношением между числами 1, 2, 3 и 4. Деление струны пополам (1/2) дает октаву, дальнейшее деление на три части (2/3) дает квинту, деление на четыре (3/4) – кварту и т. д. В этом проявляется целостность струны, которая содержит в себе все ноты, выражающиеся в долях от единицы. Высота звука зависит от длины струны. Все оказалось просто, и это подтолкнуло пифагорейцев к дальнейшим изысканиям, чтобы свести к числам все явления Вселенной и найти упорядочивающий их математический принцип. Пифагор доказал, что Вселенная выражается цифрами от одного до четырех, которые при добавлении к 10 становятся источником всего сущего. Цифры от одного до четырех в сумме (1 + 2 + 3 + 4 = 10) составляют 10 – священное число, которое представляет целостность и совершенство Вселенной, а небесные тела подчиняются аналогичным законам гармонии. Это была концепция Музыки сфер.

Создавая философию числа, Пифагор даже счастье рассматривал как знание о совершенстве чисел.

Интересно, что Пифагор признавал бессмертие души и ее постепенное очищение посредством реинкарнации – после смерти человека его душа переселяется в новое тело. Сегодня идея реинкарнации обрела как бы второе дыхание и невероятную популярность.

Душу, по мнению Пифагора, можно очистить через исследование и познавание музыкально-числовой структуры космоса. Эта структура выражена все в той же сумме первых четырех чисел.

Любопытно, что Пифагору, великому мистику, приписывают довольно забавные суеверия, которыми он оберегал себя от враждебной магии. Например, обычай плевать на свои срезанные ногти и волосы. Кроме того, поднявшись после сна, следовало скатать постель и разгладить место, на котором лежал. Философ утверждал, что нельзя носить колец, шевелить мечом огонь, помогать тому, кто разгружает, а только тому, кто нагружает. Начинать обуваться рекомендовал с правой ноги, но мыть ноги, наоборот, следовало, начиная с левой. Пифагор советовал также не предаваться безудержной радости.

Наука Пифагора о числах

Наука Пифагора о числах, безусловно, имеет магические, или нумерологические, черты. Он создал теорию о том, что все явления Вселенной связаны между собой одним замыслом, или рисунком, это и составляет одно из фундаментальных положений магии. А уверенность в том, что этот замысел зашифрован сложным числовым кодом, – основа всей науки нумерологии.

Эта наука утверждает, что название вещи воплощает в себе ее качественную суть, которую можно выразить числами. Таким образом, формулируются основные положения нумерологии, показывается ключ к тайнам мироздания, и сама наука выстраивается в завершенном виде.

Пифагор пришел к выводу, что первые четыре цифры являются главными во всем. Их вполне достаточно, чтобы использовать при дальнейшем счете. Они служат источником любых числовых комбинаций и всего сущего. Даже тот факт, что ноль в десятке появляется в результате сложения все тех же начальных цифр – 1, 2, 3, 4 – доказывает, что эти четыре цифры составляют основу всех остальных и, следовательно, основу организации Вселенной.

Таким образом, у Пифагора все сложилось довольно просто и четко – эти цифры лежат в основе числового рисунка, или замысла, Вселенной, а значит, это вечный источник природы.

Набор главных цифр Пифагор выразил через тетрактис – фигуру, которую пифагорейцы особо почитали и перед которой преклонялись (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Тетрактис Пифагора


Тетрактис наглядно демонстрирует следующую пифагорейскую формулу 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Так можно изобразить числа любыми одинаковыми знаками, например точками или крестиками. Этот способ применяется и в современной нумерологии.

Философ утверждал, что самое мудрое число владеет миром, а человек и Вселенная сотворены по образу Бога. Между Вселенной и человеком существует постоянное взаимодействие и взаимосвязь.

Главной наукой пифагорейцы считали арифметику, называя ее матерью всех математических наук, поскольку геометрия, музыка и астрономия зависят от нее, а она от них – нет. Также и музыка зависит от арифметики, а устранение музыки заденет арифметику только через ограничение одного из ее выражений. Пифагорейцы показали первичность арифметики по отношению к астрономии, потому что последняя опирается на музыку и геометрию.

Размер, форма и движение небесных тел определяются с помощью геометрии, а их гармония и ритм – посредством музыки. Если убрать астрономию, не пострадает ни геометрия, ни музыка, но, если устранить геометрию и музыку, астрономия станет беспомощна. Арифметика, стало быть, первична по отношению ко всему и фундаментальна. Эту науку в пифагорейской школе изучали досконально.

Пифагорейцы утверждали, что математика воспроизводит точный метод, с помощью которого Бог построил и утвердил Вселенную. Следовательно, числа предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. Гармонию, однако, можно выразить через числа. Центром философского учения Пифагора стало понятие гармонии, он развил идею закономерности. Но об этом немного позже.

Такие разные числа – четные и нечетные

Все числа представляют собой чет и нечет, точно так же и все вещи и процессы соединяют в себе противоположности – начало и конец, предел и бесконечность. Каждое явление или вещь Пифагор рассматривал как примирение противоположностей – гармонию. Поиск внутреннего различия и гармонии всей реальности посредством числа объединял Бога, душу и природу в единое целое. Знать природу и числа, ее определяющие, значит, по мнению ученого, знать Бога.

В стремлении все выражать в числах пифагорейцы обращали внимание на существование во Вселенной пар противоположностей, которые не существуют одна без другой, и считали, что они являются важным фактором ее устройства.

Пифагорейцы насчитывали десять основных пар противоположностей, в том числе четное – нечетное, один – много, правое – левое, мужское – женское, добро – зло. Один, правое, мужское и доброе ассоциировалось с нечетными числами; много, левое, женское и злое – с четными.

При изучении простых чисел становится ясно, что все нечетные обладают более энергичными и яркими свойствами. По сравнению с экспрессией и целеустремленностью Единицы, блеском и удачливостью Тройки, постоянной подвижностью и многогранностью Пятерки, интеллектом и мудростью Семерки, а также гармоничностью и совершенством Девятки четные числа выглядят безлико и неинтересно, им не хватает активных красок.

Нечетные числа определены пифагорейцами как мужские. Позднее Плутарх деликатно добавил, что нечетные числа обладают «производящей серединой», а в четных числах есть «воспринимающее отверстие».

Мужские свойства нечетных чисел вытекают из того, что они заметно «сильнее» и «активнее» четных. При делении пополам четное число разделится поровну без остатка, и посередине образуется пустота. Нечетное число разбить таким же образом невозможно, потому что посередине всегда остается единица, или точка – ее геометрический символ.

Особенно важным аргументом в пользу силы мужских чисел служит тот факт, что если сложить вместе четное и нечетное числа, то всегда победит «нечетная сила» – результат всегда получается нечетным.

Именно поэтому нечетным числам свойственны мужские свойства – активные, властные и созидательные, а четным числам присущи женские качества – мягкие, пассивные и воспринимающие.

Теперь становится понятно, откуда пошло поверье, что, например, встретить ранним утром женщину – не к добру. Оказывается, еще с древних времен мужчины ассоциируются с силой и добром, а женщины – со слабостью и злом. Пифагор был убежден, что женские четные числа отражают и приносят зло, потому что их можно расщепить в ничто, в пустое пространство.

Нечетные, или мужские, числа были объявлены священными, потому что при разделении на равные части они всегда оставляют Единицу, выражая таким образом свое верховенство и изначальное преимущество.

Другие направления нумерологии

В современном мире довольно распространенными и развитыми считаются Пифагорейская, Халдейская и Каббалистическая нумерологические традиции.

Халдейская нумерология, которую иногда называют Мистической нумерологией, отличается тем, что связь с древними алфавитами в ней сохраняется. Последователи этого направления утверждают, что каждой букве соответствует уникальное цифровое значение, которое определяется вибрацией буквы, а не ее местом в алфавите. Кроме того, в этой традиции обращается только восемь цифр – от 1 до 8 (а не до девяти, как в Пифагорейской системе), которыми и нумеруются буквы, а девятка считается священным числом и рассматривается отдельно.

В Пифагорейской нумерологии основным именем человека считается то, которое официально дано при рождении и записано в свидетельстве. Халдейская же традиция определяет как главное то имя, которое чаще всего используется в обиходе. Считается, что эта нумерология значительно сложнее. Возможно, именно это дает основание сторонникам Халдейской нумерологии утверждать, что раз она труднее в использовании, то прогнозы, получаемые с ее помощью, более точные.

Использование этой традиции для русскоязычных людей затрудняется тем обстоятельством, что распределение букв по числам в соответствии с принципами Халдейской нумерологии существует лишь для латинского алфавита.

Каббалистическая нумерология основана на древнееврейском алфавите и числовой символике. В Древе Сефирота (воплощение модели мира, согласно которой Вселенная едина, а механизм ее существования основан на равновесии пар противоположностей) десять стадий и мест жизненного пространства соответствуют таким ключевым понятиям, как корона, мудрость, понимание, милость, сила и т. п. В этой традиции анализу подвергается только имя человека. В остальном она довольно близка классической нумерологии, которую каббалисты расширили, используя числа в магических квадратах для различных целей.