Современный урок русского языка с учётом требований фгос. Цели и задачи уроков русского языка («Обучение грамматике»)

Современный урок русского языка с учётом требований ФГОС

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Последнее время одним из самых обсуждаемых вопросов в нашем обществе является проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО). Всем понятно, что работать по-старому нельзя: время не стоит на месте, новое поколение требует к себе нового подхода. И вот ФГОС – некоторыми непринятый, некоторыми непонятый. В такой ситуации лишь остаётся сетовать на образование. Но искать выход нужно, пусть даже методом проб и ошибок. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века: резко возросла информированность детей, они относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу, несформированность мотивационной сферы, разных типов мышления. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку серьёзные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию, сегодня меняют свои приоритеты. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты овладения не только предметными знаниями, но и умениями применять эти знания в практической деятельности. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать свои действия; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель непроводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Современный урок русского языка в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

    мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

    целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

    осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

    коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

    взаимопроверка, взаимоконтроль;

    рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Чтобы подготовить урок русского языка с учётом требований ФГОС, необходимо тщательно продумать, подобрать и использовать в обучении приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

    по поиску и обработке информации;

    обобщению способов действия;

    постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС:

Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

Вывод делают сами учащиеся;

Максимум творчества и сотворчества;

Здоровьесбережение;

В центре внимания урока - дети;

Умение демонстрировать методическое искусство учителя; планирование обратной связи;

Урок должен быть добрым.

Моделируя урок русского языка, необходимо придерживаться следующих правил: 1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы. 2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание). 3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. 4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников. 5. Продумать оптимальный темп урока, рассчитывая время на каждый его этап. 6. Продумать форму подведения итогов урока. 7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Основной упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Для каждого этапа урока необходимо использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В качестве примера:

1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин.) Целью этого этапа является - включение учащихся в учебную деятельность. Существует немало приемов , которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.

В своей работе стараюсь использовать компетентностно-ориентированные задания по русскому языку, часть заданий я беру из учебников, используя совершенно иную их подачу, часть разрабатываю самостоятельно. Например: Стимул Разговор на перемене двух учеников.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка. Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации Алгоритм:
1. Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву.
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки. Критерии оценки.
Умение выделять корень.
Умение определять лексическое значение корня.
Причина выбора гласной.
«Лишнее» слово
Корни с чередованием.
Корни с проверяемой гласной.
Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Подобного рода задания приведет к тому, что ученики впредь не будут бояться нестандартных заданий, и это вызовет интерес к изучению русского языка.

Применяю и такие приемы создания проблемной ситуации: побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»). Главное, чтобы учитель творчески подходил к подготовке урока, к подбору заданий проблемного характера, нацеливающих ученика на поисковую или исследовательскую деятельность. Например: Стимул. Мама попросила пятиклассника Сашу написать на листике перечень покупок в магазине. Саша написал: Ш..колад, ч..рный кофе, сгущ..нное молоко, зубная щ..тка, расч..ска и т.д. В написании некоторых слов он засомневался, поможем Саше. Соответственно, дети и тему урока сформулируют «Буквы о/ё после шипящих в корне слова», и цель урока определят, и задачи поставят. Далее учитель управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся.

Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне?
«начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
Интеллектуальная разминка – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.

Разминку можно проводить по-разному:

Что лишнее?

Обобщить – что это?

Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.

Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия. (5-8 мин)

На данном этапе организуется подготовка к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Прием «Сорбонки» - карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти. Концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике». Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция , ударение .

Приём «Согласен – Не согласен»

Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».

    Слово, имеющее одно лексическое значение, - однозначное.

    Слово, имеющее несколько лексических значений, - мно­гозначное.

    Слово сходство по отношению к слову различие - антоним.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики знают об изучаемой теме. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 - 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока, в ней условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.

пр…опасный, пр…скучный, пр…бивать, пр…ближаться, пр…байкальский, пр…бежище, пр…бавлять, пр…брежный, пр…вивать, пр…валиться, пр…вести, пр…вертеть, пр…вязать, пр…вокзальный, пр…тормозить, пр…гибаться, пр…двинуться,

В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

1. Перестаю действовать – начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания применял?

3. Где возникло затруднение? (место)

4. Почему оно возникло? (причина)

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Целью этого этапа является - построение детьми проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Этим процессом руководит учитель. На первых порах ис­пользуется подводящий диалог.

Какую же цель нам надо поставить? Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с заплани­рованной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы.

Выявив способ действий, надо построить план. Можно предложить составить вместе план действий по выходу из затруднения. Как вариант, план готов, а дети расставляют последовательность действий.

2. Составить план прочитанного текста

3. Выписать ключевые слова

4. Заполнить слепую таблицу

5. Обсудить с товарищами

6. Рассказать изученный материал соседу по парте

7. Рассказать изученный материал классу

8. Выполнить практические задания по теме На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий т. е. перечислили какие понятия, способы действия им нужно уточнить и научиться правильно применять; выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этого этапа – осмысленное исправление учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи. (4-5 мин)

Основная цель - закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сна­чала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап со­провождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий, опираясь на только что повторенный на уроке алгоритм, образец рассуждения.

Уместны следующие виды работы: комментированное письмо, осложненное списывание, предупредительные диктанты, распределительные диктанты.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин)

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: - У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.).

8. Этап включения в систему знаний и повторения ( 7-8 минут)

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы – соревнования, кроссворды, шарады, третий лишний и др. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам. Примерные приемы работы:

«Лови ошибку» - обсуждая с учащимися уже изученный материал, учитель намеренно допускает ошибки, ученики должны исправить их.

«Светофор» - это полоска бумаги, с одной стороны красная, с другой – зеленая. При опросе ученики сигнализируют о своей готовности к ответу, поднимая «светофор» красной или зеленой стороной.

Опрос по цепочке – рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Программируемый вопрос – ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (опрос проводится устно)

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Стадия рефлексии необходима не толь­ко для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей.

Вопросы, которые я стараюсь предлагать в конце каждого урока:

1. Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?

2. Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? 3. 3. Какие идеи возникли во время выполнения задания?

4. Вопросы и пожелания, возникшие в связи с темой урока.

Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог» Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял …

    я понял, что…

Главное, что должен помнить каждый: задачей учителя становится не только наглядно и доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную дея­тельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Информационные источники :

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

4. Статья «Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, перспективы», Сорокун Л. М.

5. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

1. Современный урок. Требования к уроку.

2. Основные типы уроков русского языка.

3. Преподавание русского языка на базовом и профильном уровне.

4. Основные типы уроков литературы.

5. Нестандартные уроки.

6. Межпредметный связи и интеграция.

7. Критерии оценивания урока русского языка.

8. Критерии оценивания урока литературы.

Урок – систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации учебного процесса в определенный отрезок времени при постоянном составе учителей и учащихся, обеспечивающая реализацию в едином процессе содержания, средств, форм и методов обучения (М.И. Махмудов).

На результативность урока влияет множество факторов, в том числе личностные качества самого учителя, его знания, эрудиция, владение профессионально-методическими умениями. Вследствие этого в проведении урока складываются две силы: обдуманная учителем на основе учета научно-методических положений режиссура урока, которая отражается в плане, и личностное исполнение учителем этой режиссуры.

Есть ряд задач, решение которых создает условия (предпосылки) повышения эффективности урока. Наибольшее значение среди них имеют следующие: развитие у школьников интереса к предмету, использование межпредметного материала на уроках, перспективность в учении.

Урок может быть современным только при такой организации управления обучения, когда учитель создает условия для сотрудничества с учениками, обеспечивает оптимальные условия для развития и воспитания личности ученика, для организации его самодеятельности. В последние годы отмечается усиление практической направленности, речевой направленности, организации умственной деятельности учащихся, усиление обратной связи.

К уроку предъявляются следующие требования :

1. Каждый урок должен иметь точное дидактическое назначение (то есть тип) и вместе с тем свои неповторимые особенности.

2. Урок как самостоятельное звено в целостной системе обучения строится на основе учета программных требований, диагностики возможностей учащихся. Надо при этом помнить, что государственный стандарт по русскому языку – это оптимальный минимум, и учитель может, ориентируясь на уровень учеников, расширить и углубить его.

3. Урок должен быть интересным, то есть необходимо усиление внутренней мотивации.

4. Урок должен быть целенаправленным. Цель, которую ставит учитель, на уроке должна быть достигнута. Все построение урока должно служить достижению цели. Структурно урок должен быть четким. Каждый этап урока должен иметь свою цель и свой итог. Обязателен итог всего урока.

5. Урок проводится по плану, от которого в силу каких-то причин можно отойти.

6. Урок должен иметь рациональный темп. Слишком быстрое ведение урока может не дать учащимся возможности усвоить материал, слишком медленный темп вызовет спад внимания. И то, и другое приведет к притуплению мотивации обучения, а этого допускать нельзя.

7. Каждый урок должен быть обучающим, то есть урок должен быть информативным, материал должен преподноситься на высоком научном уровне в доступной форме. Урок должен иметь практическую направленность: необходимо обучать применению теории на практике, то есть обучать способу действия.

8. Каждый урок должен быть развивающим, то есть учителю необходимо продумать умственную деятельность учащихся на уроке: подбирать проблемные задания; включать в урок задания, которые способствуют применению мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, группировка), задания, способствующие расширению кругозора (исторические справки, задания общепредметного характера).

9. Каждый урок должен быть воспитывающим. Необходимо заботиться о воспитании языкового эстетического идеала, используя образцовые тексты, звукозапись. Воспитанию должен способствовать сам предмет (например, тема «Склонение имен существительных» способствует воспитанию культуры речи).

10. Учитель должен соблюдать гармонию в строении урока, правильно разбивать урок на части, не допуская «перекоса» в ту или иную сторону, и логично их компоновать.

11. Урок должен обладать определенной тональностью общения, а именно доброжелательной, что проявляется в контактности учителя, заинтересованности учителя в личности учащихся, личностном начале в подаче материала.

Урок русского языка

Русский язык - язык русского народа, который служит ему средством общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве); хранения и передачи информации; связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.

Цели того или иного школьного предмета, в том числе и русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей наук (лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные задачи его преподавания. Вместе с тем русский язык выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в школе являются: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (то есть осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового эстетического идеала (то есть представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (то есть осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке русский язык, о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения…

Урок, будучи наименьшей единицей учебного процесса, реализует часть его целей и содержания.

Тип урока зависит прежде всего от целей данного урока, а также от его содержания.

Урок призван в первую очередь решать учебные задачи, поэтому его темой являются либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника. Кроме того темой урока может быть контрольная работа, работа над ошибками. Учитывая, что в содержание обучения входят не только знания, но и умения, в качестве тем урока используются формулировки тех или иных умений.

Тема урока определяет его специальные цели, дидактический материал – упражнения учебника, события внутриклассной и внутришкольной жизни, а также события в жизни страны – определяет общепредметные цели урока.

В соответствии с требованиями для каждого урока формулируется дидактическая цель и задачи: обучающая, развивающая, воспитательная.

Среди уроков русского языка традиционно принято выделять следующие типы :

Урок изучения нового;

Урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков;

Урок контроля;

Урок комбинированного характера;

Урок развития речи;

Урок работы над ошибками.

Соответствие некоторых типов и видов уроков русского языка

Типы уроков

Виды уроков

I . Уроки изучения нового материала (уроки вводного, вступительного характера, уроки наблюдений и отбора материала).

1. Урок – лекция

2. Урок – беседа

3. Урок – исследование

4. Урок смешанного типа

5. Урок - игра

II. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков (уроки обобщения и систематизации знаний, формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного).

1.Урок самостоятельных работ

2. Урок – практикум

3. Урок – семинар

4. Урок – обзорная лекция

5. Урок – дискуссия

6. Урок – конференция

7. Урок – игра

8. Урок самостоятельной письменной работы обобщающего содержания

9. Урок коллективного анализа контрольных работ учащихся

III. Комбинированные уроки (основной вид всех типов уроков)

IV. Контрольные уроки (уроки учета и оценки знаний)

1.Урок – опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой)

2. Урок – письменный опрос

3. Урок – зачет

4.Урок – контрольная (самостоятельная) работа

5. Урок смешанного вида

Структурные элементы урока

Урок как единица учебного процесса складывается из ряда относительно самостоятельных видов совместной деятельности учителя и учащихся, которые составляют его структурные элементы: организационный момент, постановка цели урока, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, формирование умений и навыков, подведение итогов урока, задание на дом. Каждый из них выполняет специфические функции и имеет свое содержание.

Время урока распределяется между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием.

Организационный момент и постановка цели урока предназначены для создания у учащихся рабочей настроенности.

Проверка домашнего задания включает в себя опрос учащихся проверку письменного задания. Основной функцией этого элемента урока является выяснение степени осознанного усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения. Дополнительными функциями являются контроль за выполнением (все ли выполнили), воспитание и оценка знаний и умений учащихся.

Для проверки домашнего задания чаще всего отводится специальное время в начале урока. Но проверка может проводиться и как элемент работы над новым материалом, если этот материал органически связан с нею. Часть домашнего задания может быть проверена в специально отведенное время, а часть – в связи с изучением нового материала.

Проверке подлежит усвоение учащимися знаний о языке; выполнение письменного задания; запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Проверка усвоения учащимися знаний о языке (опрос). В школьном курсе русского языка к ним относятся определения языковых явлений, орфографические и пунктуационные правила, условия выбора орфограмм и постановки знаков препинания, классификация языковых явлений, различные виды разборов.

Для проверки усвоения учащимися знаний о языке используются следующие способы.

Ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного положения . Для таких вопросов используются формулировки, начинающиеся с вопросительных слов какой, когда, почему и др. (какие простые предложения называются односоставными?). Другие вопросы направлены на выяснения причинно-следственных связей между явлениями (почему перед союзом как запятая не всегда ставится?).

Применение усвоенных знаний к данным примерам . В соответствии в проверяемой темой учитель предлагает примеры изучаемых явлений: слова в определенных формах, словосочетания, предложения. От учащихся требуется, опираясь на них, ответить на вопросы и выполнить задания (докажите, что эти слова – синонимы)

Составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами . Этот способ целесообразно применять для проверки запоминания классификаций языковых явлений, понимания взаимосвязей, существующих между ними, условий выбора тех или иных написаний т постановки знаков препинания. Составлению таблиц школьников необходимо учить в процессе усвоения нового материала. Базой этой методики является раскрытие логической основы классификации, способов графического расположения материала, отражающего зависимость между языковыми явлениями, фактами. Этапы формирования этого умения: анализ готовой таблицы, коллективное составление 2-3 аналогичных таблиц, индивидуальное составление таблиц.

Связное сообщение ученика о языковом явлении . Данный способ проверки целесообразно использовать после изучения разрядов того или иного явления (разрядов местоимений, видов глагола); ознакомления с несколькими видами орфограмм или пунктуационных правил, в чем-либо сходных между собой (употребление мягкого знака, тире); изучения всех форм словоизменения, способов словообразования, типов словосочетаний, предложений. Связное сообщение ученика эффективно на уроках повторения по теме или в конце года.

Проверка знаний может быть устной и письменной. Письменная форма позволяет проверить знания у всех учащихся одновременно. Письменные задания даются как по языковым темам, так и по правописным - орфографическим и пунктуационным, а также по развитию связной речи учащихся.

Объяснение нового материала – важный структурный элемент урока. Он предназначен, во-первых, для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений, во-вторых, для обучения школьников умению применять на практике полученные знания.

Ознакомление с новым языковым или речевым явлением включает в себя следующие элементы работы:

восприятие явления;

осознание учащимися существенных признаков этого явления;

знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление (понятие);

формирование определения понятия.

Восприятие школьниками изучаемого явления – обязательное звено учебного процесса. В зависимости от особенностей восприятие осуществляется либо в устной форме (если учащиеся знакомятся с фонетическими явлениями), либо в письменной, либо одновременно в устной и письменной (если учащиеся знакомятся с орфографическими и пунктуационными явлениями). Воспринимая на слух или зрительно то или иное языковое или речевое явление, дети схватывают его в целом и одновременно видят и слышат в нем особенности, с которыми предстоит познакомиться. Для этого учитель предусматривает необходимые примеры, которые он демонстрирует школьникам после объявления темы. В результате привлечения внимания школьников к материалу создается проблемная ситуация.

Осознание учащимися существенных признаков изучаемого явления . Существенные признаки, явления, с которыми учитель наметил познакомить детей, преподносится либо в готовом виде (догматический путь познания), либо к поиску нового привлекаются сами учащиеся (эвристический путь познания). Возможно не только изолированное использование каждого из них, но и одновременное их применение: часть сведений о том или ином явлении сообщает учитель в готовом виде, а часть – добывают учащиеся в результате эвристического поиска.

Догматический путь преподнесения нового обслуживается объяснительными методами (сообщение учителя, самостоятельный анализ учащимися соответствующего материала в учебнике), а эвристический - поисковыми (беседа на основе материала для наблюдения, самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения).

Обучение школьников применению на практике полученных знаний включает в себя следующие компоненты:

запоминание новых сведений;

воспроизведение усвоенного;

усвоение алгоритма применения.

Для запоминания новых сведений на уроке используется чтение учащимися соответствующего материла в учебнике, составление плана теоретического текста, составление таблиц на основе теоретического текста.

Воспроизведение усвоенного – это ответы учащихся, в которых дается полный последовательный перечень существенных признаков изученного явления либо в форме усвоенного определения понятия, либо в свободной форме.

Усвоение алгоритма применения знаний на практике – это способ перевода знаний в умения. Обучение школьников умению применять полученные знания на практике опирается на анализ алгоритма (образца) рассуждения, который дает либо сам учитель, либо учащиеся разбирают его в учебнике.

Формирование умений и навыков (закрепление) как структурный элемент урока имеет следующие функции закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями. Для реализации этих целей используются практические методы обучения, т.е. упражнения. Их выбор зависит от типа учебного материала, в первую очередь.

Подведение итогов урока . Функция этого структурного элемента урока - выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Для ее реализации ставятся вопросы, требующие осмысленного ответа.

Задание на дом одновременно с реализацией основной учебной цели формирует навыки самостоятельности поиска как способа ее выполнения, так и источников содержания.

Виды уроков русского языка

Уроки различаются своими целями и структурой. В соответствии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

Уроки сообщения нового материала;

Уроки формирования умений и навыков;

Уроки повторения пройденного;

Уроки работы над ошибками учащихся.

Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания. Так, в первом виде могут сообщаться и языковые, и правописные, и речевые, и стилистические сведения. Структура урока во всех случаях будет одинаковой. То же самое относится и к остальным видам урока. Однако в практике используются выражения «урок орфографии», «урок развития речи» и т.д., но они употребляются не в типологическом смысле, а отражают содержательную сторону работы.

Уроки сообщения нового материала предназначены для ознакомления учащихся с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. Они могут состоять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие из них: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намечается самостоятельная работа.

Уроки формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводится не менее двух часов и если тема предполагает формирование умений.

В структуре такого урока, естественно, отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр такого урока – выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем (или предыдущих) занятиях.

Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и навыков, то на уроке формирования (по-другому урок закрепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии.

Уроки повторения пройденного предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделяются следующие разновидности уроков повторения: в начале учебного года, в конце изучения темы, в начале изучения ступенчатой темы.

Урок повторения в начале учебного года имеет целью воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе. Два фактора обеспечивают его проведение: домашняя подготовка детей к повторению и беседа по содержанию повторяемой темы. Наиболее целесообразно на уроке сочетать беседу по группе вопросов (2-3) одной тематики с последующим выполнением упражнений.

Урок повторения в начале изучения нового раздела необходим при изучении ступенчатых тем: в VI классе – текста и стилей, лексики, словообразования, имени существительного, имени прилагательного, глагола; в VIII классе – словосочетания, членов простого предложения, прямой речи; в IX классе - сложного предложения. Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного – основные задачи такого повторения. Повторяемый материал для таких тем компактно изложен в специальных параграфах учебников, где даны основные понятия, усвоенные в предыдущих классах. При организации уроков повторения целесообразно сочетать ответ на один из вопросов и последующее выполнение упражнения.

Урок повторения в конце раздела предназначен для закрепления изученного и его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение.

Урок повторения пройденного в конце учебного года предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разделами науки о языке. Значительное место должны занимать упражнения, направленные на формирование норм языка и выявление функций изучаемых явлений в речи.

Уроки работы над ошибками учащихся . Появление ошибок у учащихся как в устной, так и в письменной форме – закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. Последней цели служат специальные уроки. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделяются следующие разновидности этого вида уроков:

Уроки работы над орфографическими ошибками;

Уроки работы над пунктуационными ошибками;

Уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

Контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

Контроль за овладением навыками связной речи.

Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений . Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и различии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, например, после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм.

Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в настоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографических и пунктуационных умений и навыков в форме дополнительных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся . Проверка орфографической грамотности учащихся осуществляется с помощью контрольных диктантов. В качестве контрольных диктантов используются диктанты без изменения. Им не предшествует никакая подготовительная работа.

Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не отдельные предложения. Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется также умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей проводятся изложения и сочинения.

Комбинированные уроки – это уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой контрольной работой, точнее, самостоятельной работой, выполненной без предварительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополнительными заданиями к контрольным диктантам в той или иной мере заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно-языковыми умениями.

Новые тенденции в уроке русского языка

Современный образовательный процесс характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

На основе этого определены основные принципы моделирования личностно-ориентированного урока :

Учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся;

Признание ученика субъектом образовательного процесса, способного на саморазвитие;

Включение учащихся в совместное целеполагание, планирование, осуществление и анализ форм образовательного процесса;

Опора на взаимное уважение, доверие и партнерство.

В структуре современного урока русского языка должны обязательно присутствовать такие компоненты :

1. Диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта (принцип дифференциации обучения).

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. Основная задача учителя – привлечение учащихся к занятиям познавательной деятельностью и поддержка этого интереса.

3. Действие средств обучения. Этот этап и есть собственно процесс обучения, на котором происходит усвоение учебного материала учеником при взаимодействии не с учителем, а со средствами обучения.

4. Контроль качества усвоения материала.

Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов образовательных технологий, можно выделить наиболее оптимальные формы обучения в классно-урочной системе как наиболее массовой:

Парная и групповая работа, обучение в малых группах, разноуровневое обучение;

Интегрированные уроки;

Игровые формы обучения;

Индивидуальные образовательные траектории освоения программы для одаренных детей в условиях урока.

Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи : чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое произведение, речевое высказывание.

Урок ориентирован на формирование как специфических, так и общеучебных умений школьников : «встроить» новые знания в систему старых; опираться на знания из других предметов; отбирать необходимые знания из большого объема информации; систематизировать учебный материал; находить причинно-следственные связи; работать с таблицами и схемами; пользоваться справочным материалом.

Современный урок нацелен на достижение обязательного (базового) уровня обученности, вместе с тем ориентирует на более высокий уровень овладения языком . Поэтому необходимый структурный элемент урока – систематическое и целенаправленное знакомство с изобразительными возможностями языка , наблюдение за использованием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы.

Особенностями современного урока является и изменение соотношения устной и письменной речи в сторону увеличения устной , в том числе и на лингвистические темы. Устная речь может быть представлена в разнообразных формах: чтение научного текста, пересказ по плану, обсуждение языковой проблемы, устный ответ на вопрос, устное сочинение и др.

Деятельностный характер обучения обеспечивается и за счет введения в урок практической работы, в основе которой лежит лингвистический эксперимент, решение лингвистических задач, обращение к лингвистическим парадоксам, наблюдение за стилем литературного произведения.

Традиционным является обостренное внимание к формированию орфографических и пунктуационных навыков . Эффективным является использование следующих упражнений: диктант (предупредительный, объяснительный, графический, словарный, лексический), списывание, письмо по памяти; «ЗСП» (значение, строение, написание слова), нацеленное на раскрытие взаимосвязи значения, структуры и правописания слов.

В работе на уроке необходимо максимально использовать учебник.

Учитывая изменения в итоговой аттестации школьников, необходимо планировать работу, направленную на проверку адекватности восприятия текста в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры текста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями. По форме эти задания могут представлять собой тест, включающий вопросы к тексту, предполагающий в результате анализа развернутый устный или письменный ответ учащегося.

Важной особенностью современного урока является ориентация на формирование понятийной формы мышления учащихся : овладение терминами, осваивание образцов научной речи, постижение логики развертывания содержания научного текста.

Система коммуникативных заданий (Выпишите предложение, передающее главную мысль, Составьте план по абзацам, Выпишите термины…) помогает лучше понять, о чем говорится в тексте, облегчает пересказ этого текста. Так накапливается опыт чтения и понимания текстов научного стиля речи.

В систему уроков должны быть включены задания, направленные на формирование способности говорить на лингвистическую тему (Порассуждайте об эпиграфе к разделу учебника, о языковом явлении).

Постоянными на уроке являются задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определенной части речи или конкретной грамматической формы, выписать слова с переносным значением; найти сложное предложение и подобные. Подобные задания, связанные с языковым анализом текста, формируют способность учащихся свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.

Уроки различаются целями и структурой. Делятся на две группы: обучающие и контрольные.

Обучающие уроки:

Уроки сообщения нового

Уроки формирования умений

Уроки повторения пройденного

Уроки работы над ошибками

Вид обучающего урока не зависит от используемого содержания.

Структура урока во всех случаях одинакова.

Урок сообщения нового – ознакомление учащихся с новым языковым явлением и первоначальное формирование соответствующего умения.

Урок формирования УН – служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны, если на тему отводится не менее 2-х часов. В структуре такого урока отсутствует объяснение. Центр такого урока – выполнение упражнений.

Урок повторения пройденного – предназначен для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изученных явлений. Виды:

Урок повторения в начале учебного года (цель – воспроизвести и закрепить ЗУ, полученные в предыдущем классе);

В конце учебного года;

В конце изучения темы;

В начале изучения ступенчатой темы; готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций.

Урок работы над ошибками – работа по исправлению и объяснению. В зависимости от типа ошибок выделяют:

Работа над орфографическими ошибками

Работа над пунктуационными ошибками

Работа над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки:

Контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений

Контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью

Контроль за овладением навыками связной речи

Урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений – используются для выявления осознанного овладения ими.

Основу составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов. Такие уроки целесообразно проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем.

Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся. Осуществляется с помощью диктантов. Используются диктанты без изменения, не предшествует никакая подготовительная работа. Привлекаются тексты, а не отдельные предложения.

Уроки контроля за развитием связной речи учащихся. Предназначены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется умение использовать языковые средства в соответствии с темой. Для этих целей используются сочинения или изложения.

Комбинированные уроки – сочетают в себе элементы обучения и контроля. Это сочетание наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений.

Нетрадиционные формы проведения урока:

Урок – семинарское занятие – самостоятельная подготовка учеников в уроку, обсуждение всеми заслушанного, подведение итогов преподавателем.

Урок-диспут – дискуссия, обеспечивающая активность учащихся, через нее – интерес к занятиям. Для проведения необходимо выбрать вопрос, имеющие несколько вариантов решения.

Помощь старших школьников младшим – подготовка идет в течение 2-3-х недель, берутся одинаковые языковые явления, изучающиеся и там,и там.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 10.Типы уроков по русскому языку в зависимости от целей и содержания.:

  1. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: типы уроков русского языка в зависимости от целей и содержания.
  2. 45.Виды уроков по литературе в зависимости от их содержания, целей и тд.
  3. 29. Новые подходы в обучении русскому языку. Современные методологические разработки уроков русского языка.
  4. 14. Система современных аудио-визуальных и технических средств обучения и ее использование на занятиях по иностранному языку в зависимости от целей и содержания обучения.
  5. Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса: место и значение уроков развития речи в системе обучения русскому языку, нетрадиционные формы проведения урока русского языка.
  6. 25. Урок основная форма организации учебного процесса в школе. Проблема классификации уроков: по этапам урока, по способу проведения, по дидактическим целям. Типы уроков: логика и структура уроков различных типов.
  7. Федеральный и региональный компоненты образования по русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Образовательный стандарт по русскому языку.
  8. Углубленная подготовка по русскому языку: элективные и факультативные курсы по русскому языку, виды, формы и методы организации работы.
  9. Стилистика как раздел школьного курса по русскому языку: содержание, этапы обучения, основные понятия на различных этапах, группы упражнений.

Признаться, постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Мне не совсем нравятся примерные цели, представленные на нашем блоге. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.

Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»

Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.

Существует также понятие задач урока — это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока. Думается, что конкретизировать цели можно при составлении технологической карты урока. Смотрите образец (кстати, есть несколько вариантов написания технологической карты урока, этот именно с графой прогнозируемого результата, который и представляет собой задачи каждого этапа урока):

Для обычного урока достаточно постановки общих целей, только более конкретизированных. Можете со мной не согласиться, я не методист.

Что касается воспитательной и развивающей целей урока, тут я пришла к определённым выводам и могу с уверенностью сказать, как нужно формулировать эти аспекты целей и почему. Более того, скажу, что не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.

Прописывая воспитательные цели , используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

Развивающий компонент цели будем формулировать так:

создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)

По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).

Примеры воспитательных целей:

«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»

Примеры развивающих целей:

«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»

С воспитательной и развивающей целями разобрались.

Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.

Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.

Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.

Следовательно, на уроке по формированию грамматических навыков мы поставим цель, «Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем — употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).

Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.

Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулироваться иначе, потому как ученикам такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая. Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру» или «Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных». Это и будет конкретика, в конце урока учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились за урок. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple». «Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to». (Предположим, что учащиеся будут в состоянии сформулировать то, чему они научились за урок, как это только что сделала я»)

То же и с видами речевой деятельности.

Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).

Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена». «К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».

При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:

Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).

При работе с текстом цель сформулируем так:

Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.

С лексикой:

Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».

Однако существует несколько иная классификация типов уроков:

— урок ознакомления с новым материалом;
— урок закрепления изученного;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки и коррекции знаний и умений;
— комбинированный урок.

Что могу о ней сказать? Наш предмет обладает определённой спецификой: у нас не бывает ознакомления без закрепления. Мы не обучаем только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Мы учим всему сразу: и лексике, и грамматике, и говорению. Учитывая, что основная цель современного урока иностранного языка — направленность на речевую деятельность, практически все наши уроки комбинированные. Значит, практических целей у нас будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.

Попробуем сформулировать цели урока в соответствии со второй классификацией типов урока:

Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…

Интересно также заглянуть в любую книгу для учителя и посмотреть, как цели урока ставят составители УМК.

to introduce
to develop
to familiarize
to encourage
to promote
etc

В заключение приведём примеры формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока. Это то, что мы должны держать в голове, планируя свои уроки. Не встречала таких формулировок в отечественной методической литературе, зато встречала в зарубежной. Такая постановка целей кажется мне оптимальной. Именно таким образом я бы формулировала задачи урока.

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Так как же правильно формулировать практическую цель урока? Выбирайте для себя. Надеюсь, учитывая всё вышеизложенное, Вы сможете обосновать, почему Ваша постановка целей является грамотной. Обсудите на MO, придите к согласию, как писать. Или дождитесь очередной бумажки сверху.

Алгоритм анализа триединой цели урока.

Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть, заложен ли в ней конечный его результат (чего достичь?);
Установить , чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;
Выяснить , в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
Определить степень осознанности триединой цели урока самим учителем;
Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;
Определить , соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;
Определить , каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
Определить разрыв между триединой целью урока и его конечным результатом;
Выяснить , насколько понятно и доходчиво сформулирована цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;
Установит ь, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.

Урок решает учебные цели и задачи, поэтому его темой являются либо формулировки из «Программы», либо названия параграфов учебника. Темой урока может быть и контрольная работа, и работа над ошибками.

Определение темы – это первый этап подготовки к уроку. Она может быть сформулирована как повествовательное или вопросительное предложение, может быть представлена в игровой форме («Путешествие в страну прилагательного»). Следует остановиться на той формулировке, которая будет способствовать созданию рабочей творческой обстановки.

Учет тематического планирования предопределяет выбор типа урока .

Следующим важным моментом при подготовке к уроку является постановка целей . Как отмечалось во 2 главе, выделяют три классические цели урока: обучающая, развивающая и воспитательная.

В формулировке обучающей цели четко определяется, что нового должны узнать учащиеся на уроке. Например: в 5 классе изучается тема «Имя существительное». Познавательная цель может быть сформулирована так: «Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи, то есть таким классом слов, который выделяется на основе не только лексических значений, но и грамматических ». Уточнение с «то есть» может не включаться в запись, но оно должно осознаваться учителем.

При постановке обучающей цели предполагается, что школьники будут познакомлены с правилами орфографии и пунктуации, лингвистическими понятиями, фактами языка.

В формулировке развивающей цели указываются учебно-языковые и речевые умения, которые формируются или совершенствуются на уроке. Учитель должен определить, какие новые действия, операции будут выполнять учащиеся (сначала под его руководством, а потом самостоятельно), или что несовершенно в сформированных действиях учеников и как это надо скорректировать. Например, в 5 классе на уроке изучения имени существительного развивающая цель может быть сформулирована так: «Сформировать умение квалифицировать имена существительные не только на основе предметного значения, но и опираясь на грамматические особенности (склонение, родовая характеристика) ».

Формулировка воспитательнойцели вызывает обычно наибольшие трудности. Воспитательная цель определяется дидактическим материалом урока, его тематической направленностью.

Сформулируем цели для темы урока в 5 классе «Род имен существительных».

1. Обучающая цель: систематизировать знания учащихся об имени существительном, его морфологических признаках.

Нельзя формулировать цель так: «Дать представление о категории рода имен существительных», поскольку эта категория знакома ученикам из курса начальной школы; учитель должен обобщить, структурировать знания и сообщить новое, например об определении рода несклоняемых имен существительных.



2. Развивающая цель: формировать умение определять принадлежность существительных к одному из 3-х родов, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными.

3. Воспитательная цель: воспитывать внимательное отношение к собственной речи на основе грамотного использования имен существительных с учетом их грамматических особенностей.

На следующем этапе подготовки урока русского языка следует продумать содержание исходя из данных учебника и дидактического материала.

Правильный выбор приемов и методов будет способствовать успешному усвоению материала учениками. Такой выбор предполагает выстраивание материала по принципу от простого к сложному, чередование устных и письменных упражнений, следование одному тематическому направлению.

Для каждого урока характерно свое оборудование: доска, цветные мелки, таблицы, схемы, раздаточный дидактический материал (репродукции картин, индивидуальные карточки и т.д.).

4 . Структура урока сообщения новых знаний

(объяснения нового материала)

4.1. Урок объяснения нового материала состоит из следующих этапов:

1. Оргмомент (1– 2 мин.).

Время этапов урока распределяется между структурными элементами в зависимости от содержания и функций.

Оргмоментпредназначен для создания у учащихся рабочего настроения. Учитель стремится к быстрому включению учеников в работу. Затягивание оргмомента, как правило, приводит к методическим недочетам в организации урока.

2. Проверка домашнего задания и работа по карточкам (7 – 10 мин.).

Учителю необходимо определить, как осуществлять контроль: что проверить устно, что требует записи на доске, что будет делать класс, пока у доски работают 2–3 ученика, какие вопросы должны быть заданы для подготовки к восприятию нового материала.

Обязательно сформулировать цель для учеников . Она ставится на каждом новом этапе. «На прошлом уроке мы познакомились с темой… В домашней работе нужно было сделать … Сейчас проверим, как вы справились с заданием».

Проверка домашнего задания включает в себя опрос и проверку письменного задания с целью выяснения степени осознанности усвоения изученного и правильности выполнения задания.

Существуют разные формы проверки письменного задания.

1. В 5 – 6 классах – проверка тетрадей (в этих классах проверяется каждая работа);

2. Опрос по цепочке (объясняются орфограммы и пунктограммы, а разборы выполняются на доске, затем проверяются коллективно, при этом работавшему у доски нужно задать вопрос по изученному материалу и проверить (иногда просмотреть) тетрадь.Только после этого выставить оценку.)

3. Выборочная проверка домашнего задания на доске (выписать слова с орфограммами, обозначая их графически, составить схемы предложений с пунктограммами).

4. Выполнить грамматические разборы у доски, орфограммы и знаки препинания проверить устно по цепочке.

5. Фронтальный опрос поможет повторить пройденный материал (вопрос задается всему классу, отвечает один из учеников; недостатки обусловлены тем, что невозможно опросить всех учеников, трудно выявить неподготовившихся). Чтобы соединить этап проверки домашнего задания со следующей темой, необходим опрос по теории.

6. Индивидуальный опрос – карточки.

Карточки бывают разных видов. Работа по карточкам ограничена во времени, поэтому их нужно собрать в конце этапа проверки домашнего задания. Необходимо вести учет опрошенных по карточкам, чтобы каждый ученик в течение четверти смог поработать с разными видами карточек.

Этап проверки домашнего задания нельзя затягивать, так как это скажется на дальнейшей работе. Если новый материал достаточно сложный, то этап проверки домашнего задания может отсутствовать.

(3.) Орфографическая работа (около 5 мин.).

Орфографическая работа может заменить проверку домашнего задания, если это целесообразно. Формы работы могут быть следующими: а) на доске заранее записаны слова с пропущенными орфограммами, ученики должны их объяснить устно или в случае письменного выполнения задания в тетради с помощью графических обозначений; б) словарный диктант; в) работа с перфокартами для всего класса.

Словарный диктант составляется по специальным нормам. Обычно он состоит из словосочетаний. Необходимо учитывать способ контроля: проверка учителем, самопроверка, взаимопроверка (проверяет один ученик или проверка осуществляется по цепочке; при этом предварительно должен быть произведен обмен тетрадями, указаны нормы оценок, а после проверки необходимо выяснить, кто написал на «5», «4», «3», «2»; оценки выставляют сами дети).

3. Объяснение нового материала (10 – 15 мин.).

Необходимо сформулировать цель познания для учеников. На данном этапе урока обязательно наглядное предъявление нового материала, анализ которого осуществляется с помощью логически выстроенной системы вопросов. После беседы ученики самостоятельно формулируют правило или объясняют грамматические понятия, а затем обращаются к учебнику. Если необходимо, ученики еще раз могут повторить теоретические сведения и самостоятельно подобрать примеры для иллюстрации.

Таким образом, этап складывается из следующих составляющих: предъявление материала, анализ языкового материала путем последовательного вычленения признаков нового понятия (или условий действия правила и операций при его применении) – это этап структуризации нового материала; выводы-обобщение (формулировка дефиниции нового понятия или правила), запоминание (чтение учебника позволяет еще раз зрительно воспринять материал), воспроизведение (с подбором своих примеров).

4. Закрепление (15 – 20 мин.).

Упражнения для закрепления нового материала должны выстраиваться в соответствии с уровнем сложности: от анализа готовых примеров, выполнения упражнений по образцу до творческих заданий (то есть от «узнавания» нового материала к коллективному и самостоятельному оперированию с ним); от анализа простых случаев – к сложным; от упражнений, требующих осуществления одной операции, к многооперационным.

Сначала у доски работает сильный ученик (его действия есть своеобразный образец размышления-ответа для остальных), затем средний и слабый.

Первые упражнения выполняются по учебнику, далее возможно привлечение дополнительного дидактического материала.

Должны присутствовать разные формы работы, не только осложненное списывание, но разные виды диктантов и грамматических разборов, поскольку все разборы в полном или частичном виде должны быть представлены на каждом уроке.

Определение нового понятия (или новое правило) должно неоднократно звучать на уроке.

5. Подведение итогов и выставление оценок (не более 5 мин.).

Ученики формулируют выводы по уроку. Учитель выставляет оценки и комментирует их (в соответствии с нормами оценок и с учетом работы ученика в тетради). За урок должно быть выставлено не менее 5 отметок.

6. Домашнее задание (не более 5 мин.).

Задание на дом может быть озвучено в начале урока, если оно не нуждается в комментарии (поскольку часто в конце урока у студента не остается времени и он объявляет задание после до звонка).

С начала урока домашнее задание должно быть записано в правом верхнем углу доски. Обычно оно состоит из указания страницы, параграфа и упражнения, также может быть включен материал для повторения и словарные слова. Домашнее задание должно быть прокомментировано учителем, а значит, понято учащимися. Оно не должно быть перегружено, то есть предполагает 20-30-минутную работу школьника дома. Задание на дом может быть дифференцировано по уровню сложности (например: некоторые ученики занимаются творческой работой, а другие выполняют предложенное упражнение).

В конце урока учеников следует поблагодарить за работу.

В конспекте каждого урока должно быть представлено оформление доски, поскольку доска – главное средство наглядности, она должна максимально служить процессу обучения.

На каждом уроке необходимо проводить лексическую работу (с целью увеличения словарного запаса, развития речи, расширения представлений учащихся о мире).