Стресс — причины, факторы, симптомы и снятие стресса. Умение человека понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты

Вопросы для самопроверки

Основные термины и понятия

Формирование карьеры.

Успех карьеры.

Позиции карьеры.

Индивидуальное отождествление.

Приспособляемость карьеры.

Этапы карьеры.

1. Что такое «карьера»?

2. Охарактеризуйте основные этапы карьеры. На каком этапе находитесь вы?

3. Какие факторы определяют успех карьеры?

4. Как могут быть связаны между собой психологический и объективный успех?

5. В каких сферах может развиваться карьера человека? Приведите пример.

2.4. Управление стрессом в организации 6

Впишите основные слова, с которыми у вас ассоциируется понятие «стресс» (рис.8).

___________________

6 В главе использованы следующие источники: , , , , , , , , , , .

Рис. 8. Что такое стресс?

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Данный термин стал одним из самых популярных и превратился в источник вполне оправданного беспокойства руководителей компаний. Это один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующий как на состояние здоровья работников, так и на прибыль компании.

Стресс - это общий термин, применимый ко всем испытываемым индивидами формам давления. Несмотря на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания термина, можно считать, что стресс - динамичное состояние, обусловленное наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Демонстрацией стресса являются физиологические, психологические и поведенческие реакции, вызванные первичной познавательной оценкой ситуации.

Стрессовые факторы находятся как в окружающей человека действительности, так и в его психологическом окружении. Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы:

Внешние факторы;

Факторы, зависящие от организации;

Факторы, зависящие от самого работника.

Внешние факторы – это, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической неста­бильности в обществе, инфляция, увеличение безработицы.

Так, например, по данным Департамента труда и занятости правительства Москвы, свыше половины обратившихся в службу занятости в поисках работы людей испытывали состояние стресса и нуждались в реабилитации и со­циально-психологической поддержке.

Факторы, зависящие от организации, представляют собой весь­ма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

Характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);



Нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

Отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

Организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является потенциальным источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей);

Стиль управления (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

Факторы, зависящие от самого работника, - это личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самих работников.

Кроме того, к числу факторов, способствующих или напротив препятствующих возникновению стресса, могут быть отнесены:

Опыт работы;

Восприятие;

Поддержка коллег, друзей и родственников;

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения;

Степень агрессивности.

Опыт работы. Говорят, что опыт является лучшим учителем; он же может быть и достаточно сильным фактором, препятствующим стрессу. Как правило, чем дольше работают сотрудники, тем луч­ше они адаптируются к условиям работы в организации, более успешно преодолевают трудности и устраняют препятствия в ра­боте.

Восприятие. Работники очень часто вос­принимают ситуацию не такой, как она есть на самом деле, а та­кой, какой она им кажется в данный момент. Например, предстоящее увольнение в связи с сокращением штатов один работник может воспринимать как жизненную трагедию, а другой - оп­тимистически, рассчитывая быстро устроиться на новую работу или со­здать свое собственное дело.

Естественно, что поддержка коллег, друзей и родственников по­могает снимать напряжение и преодолевать стрессы. Особенно это важно для тех людей, которые в соответствии с теорией моти­вации Мак-Клелланда имеют ярко выраженную потребность во взаимопонимании, дружбе и общении.

Активные попытки повлиять на ситуацию в целях ее улучшения (поведение, направленное на преодоление возникших трудностей и препятствий), как правило, в большей мере способствуют пре­дупреждению стресса и снижению его уровня, чем пассивная по­зиция выжидания и невмешательства в создавшуюся ситуацию.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необ­ходимо иметь в виду, что стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе довольно незначительная причина, дополняя уже накопленный уровень стресса, может явиться той самой «пос­ледней каплей», после которой наступают крайне негативные по­следствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо при­нимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

  • 5.1. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов
  • 5.2. Объективные факторы возникновения конфликтов
  • 5.3. Личностные факторы возникновения конфликтов
  • 6 Функции конфликта
  • 6.1. Понятие функции конфликта
  • 6.3. Деструктивные функции конфликта
  • 7 Динамика конфликта
  • 7.1. Предконфликтная ситуация
  • 7.2. Открытый конфликт
  • 7.3. Послеконфликтный период
  • 8 Понятие и виды внутриличностных конфликтов.
  • 8.1. Понятие внутриличностного конфликта
  • 8.2. Виды внутриличностных конфликтов
  • 9 Причины и последствия внутриличностного конфликта.
  • 9.1. Причины внутриличностного конфликта
  • 9.2.Последствия внутриличностного конфликта
  • 10 Предупреждение и разрешение внугриличностных конфликтов
  • 10.2. Способы разрешения внутриличностных конфликтов
  • 11 Стрессы. Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов.
  • 11.1. Понятие и природа стресса
  • 11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях
  • 11.4. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
  • Модуль 4. Конфликты на различных уровнях социальной системы.
  • 12 Межличностный конфликт
  • 12.2. Межличностные конфликты в семье.
  • 13 Конфликты в организации
  • 13.1. Специфика конфликта в организации
  • 13.3. Производственные конфликты
  • 13.4. Трудовые конфликты в организации
  • 13.5. Инновационные конфликты
  • 13.6. Особенности управления конфликтами
  • 14 Межгрупповой конфликт
  • 14.1. Особенности межгрупповых конфликтов
  • 14.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов
  • 15 Основные виды межгрупповых конфликтов.
  • 15.1. Типология межгрупповых конфликтов
  • 15.2. Политические конфликты
  • 15.3. Этнические конфликты
  • 16 Предупреждение конфликтов
  • 16.1. Трудности профилактики конфликтов и способы их предупреждения
  • 16.2. Проблема конфликтных личностей
  • 16.3. Современный менеджмент о профилактике конфликтов
  • 16.4. Нормы деловой этики и предупреждение конфликтов. Роль юмора
  • 17 Разрешение конфликтов
  • 17.1. Тактика избегания конфликта и метод насилия
  • 17.4. Основные механизмы тактики взаимного выигрыша
  • 17.5. Универсальные средства разрешения конфликтов и его результаты
  • 18 Переговоры как способ разрешения конфликтов
  • 18.1. Общая характеристика переговоров
  • 18.2. Стратегии ведения переговоров
  • 18.3. Динамика переговоров
  • 18.4. Тактические приемы ведения переговоров
  • 18.5. Посредничество в переговорном процессе
  • Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «конфликтология» Введение
  • Общие требования к курсовому проекту Задания на проектирование
  • Тема 2. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразделениями) организации
  • Тема 3. Определение системы мер по предупреждению нежелательных конфликтов и стрессов в социальных группах
  • Тема 4. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений
  • Тема 5. Разъяснение требований к сотрудникам как условие профилактики внутриличностных и межличностных конфликтов в организациях
  • Тема 6. Выдвижение комплексных, интегрирующих целей при предупреждении и преодолении организационных конфликтов
  • Тема 7. Соблюдение принципов социальной справедливости в материальном и моральном поощрении работников как средство предотвращения конфликтов и стрессовых состояний
  • Тема 8. Применение социально-психологических правил обеспечения взаимопонимания и сотрудничества в коллективе
  • Тема 9. Повышение культуры межличностного общения как условие профилактики эмоциональных конфликтов в социальных группах
  • Тема 10. Повышение эффективности использования примирительных процедур в урегулировании конфликтов
  • Тема 11. Следование общим правилам ведения переговоров при урегулировании конфликтов
  • Тема 12. Посредничество в урегулировании организационных или социально-трудовых конфликтов
  • Тема 13. Предупреждение и преодоление конфликтных ситуаций в организации посредством социального партнерства
  • Тема 14. Использование технологий рационального поведения для улаживания межличностных конфликтов и преодоления стрессов
  • Тема 15. Создание здоровой морально-психологической атмосферы в социальной группе как средство предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций
  • Тема 16. Значение повышения качества трудовой жизни в профилактике конфликтов
  • Тема 17. Выбор оптимального стиля поведения в конкретном конфликте с целью осуществления собственных интересов
  • Тема 18. Соблюдение условий для осуществления права работников на забастовку
  • Тема 19. Учет особенностей забастовки как крайней формы проявления социально-трудового конфликта
  • Тема 20. Полная информация о развитии конфликта и поведении его участников как условие обоснованного воздействия на взаимоотношения конфликтующих сторон
  • Тема 21. Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и стрессами
  • Тема 22. Возрастание требований к коммуникативной культуре руководителя в конфликтных условиях
  • Тема 23. Предупреждение и разрешение конфликтов при проведении текущей деловой оценки персонала организации
  • Тема 24. Конфликты в коллективе при назначении нового руководителя структурного подразделения
  • Тема 25. Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
  • Структура курсового проекта
  • Закрытые тесты
  • 13. Перечислите, как делятся работники по приверженности к конфликтам.
  • 22. Перечислите блоки урегулирования этнонационального конфликта в ходе его активной формы проявления.
  • 23. Перечислите меры, позволяющие прекратить военные действия в период активного течения этнонационального конфликта.
  • 24. Укажите, что необходимо сделать для примирения конфликтующих сторон в ходе этнонационального конфликта.
  • 25. Перечислите дополнительные методы ослабления и торможения этнонациональных конфликтов.
  • 10. Что может быть причиной религиозного конфликта?
  • 12. На какие группы можно разделить конфликты между государственно-административными структурами и организациями государственного и частного секторов?
  • 13. Перечислите каналы воздействия социальной нормы на поведение людей.
  • Тест № 2
  • Открытые тесты с одним правильным ответом
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Тест № 4
  • Тест № 5
  • Тест № 6
  • Тест № 7
  • Тест № 8
  • Тест № 9
  • Тест № 10
  • Тест № 11
  • Тест № 12
  • Тест № 13
  • Тест № 14
  • Тест № 15
  • Тест № 16
  • Тест № 17
  • Тест № 18
  • Контрольно-обучающие задания
  • Тест № 1
  • Тест № 2
  • Тест № 3
  • Ключ-справочник к тестам
  • Глоссарий
  • 11.2. Причины и источники стресса

    Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров мо­гут выступать и международные конфликты, и нестабильность поли­тической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших про­фессиональных обязанностей. Можно выделить организаци­онные факторы, способные вызвать стресс:

      перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

      конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

      неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

      неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

      плохие физические условия (шум, холод и пр.);

      неправильное соотношение между полномочиями и ответствен­ностью;

      плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей про­фессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

    страх не справиться с работой;

    страх допустить ошибку;

    страх быть обойденным другими;

    страх потерять работу;

    страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-пси­хологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, от­сутствие социальной поддержки и т.д.

    К этому «букету» стрессоров организационно-производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, дос­тавляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Небла­гополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрас­та» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составля­ют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначи­тельно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и со­средоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    11.3. Профилактика стрессов в производственных ситуациях

    Значительную часть стрессов мы получаем в результате конф­ликтов, порожденных различными производственными ситуация­ми. При этом в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений: руководитель - подчиненный. Ведь даже если конфликтуют между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому реко­мендации по профилактике стрессов, формулируемые управленчес­кой психологией, развернуты как бы на два «фронта»: руководите­лям, в чьи обязанности вменяется снижать уровень стресса у со­трудников, и подчиненным, которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрессодателями для других.

    Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушать­ся к следующим рекомендациям.

    Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склонностей ваших работников. Соответствие этим качествам

    объема и сложности поручаемых заданий - важное условие про­филактики стрессов среди подчиненных.

    Не пренебрегайте «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.

    Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудите с ним основательность отказа.

      Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку под­чиненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал.)

      Используйте стиль руководства, соответствующий конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

      При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоя­тельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.

      Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.

      Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

      Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этичной критики.

      Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

    Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

    Одновременно в тех же целях шаг навстречу начальникам предлагается сделать и подчи­ненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают примерно такой перечень методов мини­мизации стрессов.

      Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организацион­ ные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, насколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих пара­ метров (то есть для начала выясните, есть ли за что бороться).

      Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся - вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, ка­сается не только вас.

    Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

    Если возникает производственный «конфликт ролей», то есть заве­домая противоречивость предъявляемых требований (вам. к при­меру, поручили составить важный отчет, но и не сняли обязанности отвечать на беспрестанные телефонные звонки клиентов), не доводите дело до печального финала, когда придется оправдываться в невыполнении того или другого задания. Ставьте на обсуждение проблему несовместимости порученных вам дел сразу, фокусируя внимание руководства на том, что в итоге пострадает дело, а не вы лично.

      При напряженной работе ищите возможность для кратковременно­го отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15-минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, что­бы сохранить высокую степень работоспособности.

      Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фатальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с канатоходцем, не имеющим права на ошибку, а, с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна-две. но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - ваше естественное право (хоть и не записанное в конституции).

    Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в обще­ственно-приемлемых формах. Социально-одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении находить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Нахо­дясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в не­малом количестве. Дождитесь, наконец, вечера или выходных и дайте себе любую физическую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (футбол, волейбол, теннис, на худой конец и выбивание ковров подойдет).

    Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

    Среди подобных рекомендаций по снижению уровня стрессов, формулируемых современной управленческо-психологической мыс­лью, встречаются и довольно неожиданные, идущие вразрез с обще­принятыми представлениями. Так, например, широко распростране­но убеждение, что достаточно надежной защитой от стрессов, полу­чаемых на работе, служит крепкая семья, «прочный тыл», в которой атакуемый служебными стрессами работник находит утешение и поддержку. Однако все не так просто. Американские исследователи Сьюзан У. Кобаса и Марк К. Пьюсетти, обследовавшие около двух сотен работников среднего управленческого звена и выше в одной из крупных компаний, зафиксировали странный феномен. Оказа­лось, что работники, которые воспринимали свои семьи как самую большую поддержку, имели самый высокий уровень заболеваний, связанных со стрессом. Этот факт подтверждался даже в отношении тех, кто располагал таким социальным активом, как большая зара­ботная плата или высокая должность. Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников оказывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на рабо­те. В то время как производственная ситуация требует от них, ска­жем, дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддер­живать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод, наверное, очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

    Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрес­сов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий харак­тер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, по­скольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрес­сам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональ­ные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологи­ческая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональны­ми стрессовыми ситуациями.

    Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении слу­жебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей осо­бенности его личности. Поскольку вопрос этот весьма серьезен, по­говорим о нем подробнее.

    Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

    Организационные факторы.

    Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного учебника по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

    • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
    • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
    • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
    • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
    • плохие физические условия (шум, холод и пр.);
    • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
    • плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных -“страхов” работников:

    • страх не справиться с работой;
    • страх допустить ошибку;
    • страх быть обойденным другими;
    • страх потерять работу;
    • страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

    К этому “букету” стрессоров организационно – производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, “кризис среднего возраста и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный уронь его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    Введение

    Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

    Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

    Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс - это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт - это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами.

    В целом стресс - явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

    Тема данной курсовой работы является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

    Цель данной курсовой работы научиться управлять стрессами, дабы научиться снижать неизбежный вред, который они приносят, выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

    Задачи курсовой работы:

    1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    4. Изучить методы борьбы со стрессом.

    Сущность и природа стресса

    Причины и источники стресса

    Слово «стресс» пришло в русский язык из английского и в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие. Стресс - это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907-1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

    По своей сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

    Первоначальное понимание стресса относилось к неспецифическому ответу организма на действие любого фактора. Дальнейшее изучение стресса последователями Г. Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи с появлением большого числа работ на эту тему в науку пришло новое понятие - «эмоциональный или психологический стресс».

    Что же такое стресс? Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome - GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс».

    Классическая модель синдрома общей адаптации включает три стадии развития стресса (тревога, сопротивление, истощение) и отражает физиологически ориентированный подход к стрессу. Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса: психологическому (например, изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности) и поведенческому (например, непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них). Все три аспекта важны для понимания стресса на рабочем месте и методов управления стрессом в современных организациях.

    Однако стресс - это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

    Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

    Организационные факторы. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс:

    ь перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

    ь конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

    ь неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

    ь неинтересная работа (обследование 2000 рабочих - мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

    ь плохие физические условия (шум, холод и пр.)

    ь неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

    ь плохие каналы обмена информацией в организации и др.

    Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности.

    Организационно-личностные факторы. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

    ь страх не справится с работой;

    ь страх допустить ошибку;

    ь страх быть обойденным другими;

    ь страх потерять работу;

    ь страх потерять собственное Я.

    Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

    Ко всему этому «букету» стрессов организационно - производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возраста» и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

    Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

    Факторы, вызывающие стресс, или так называемые стрессоры, воздействующие на работников в наши дни, включают:

    1. факторы стресса вне организации;

    2. групповые факторы стресса;

    3. факторы стресса, связанные с организацией;

    Рассмотри их подробнее.

    1. Факторы стресса вне организации.

    Стресс на работе нельзя ограничивать событиями и условиями, имеющими место непосредственно на рабочем месте. Любая организация является открытой социальной системой, и на ее элементы - работников - естественно воздействуют внешние факторы, такие как изменения в обществе, экономические и финансовые условия, изменения в их личной жизни (семейные проблемы, старение, смерть близкого родственника, рождение ребенка и т.п.).

    Так, можно сказать, что неудовлетворительное финансовое положение может побуждать людей брать дополнительную работу, в результате чего сокращается время отдыха и усиливается стресс. Серьезным фактором стресса работников являются и семейные кризисы. Имеются также данные о том, что в семьях, где работают оба супруга, находящийся в стрессовых условиях муж может «передать» свой стресс жене.

    2. Групповые факторы стресса.

    К групповым факторам стресса можно отнести следующие:

    1) отсутствие групповой сплоченности - отсутствие возможности для работника чувствовать себя членом коллектива вследствие специфики рабочего места, из-за того, что руководитель не допускает или ограничивает эту возможность, или потому, что другие члены группы не принимают его в свои ряды, может явиться источником сильного стресса, особенно для работников с высоким стремлением к аффилиации;

    2) наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов - наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

    3. Факторы стресса, связанные с организацией.

    Причины связанного с работой стресса исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места. К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:

    § неуверенность в завтрашнем дне - для многих работников постоянным стрессором является боязнь потерять свою работу из-за сокращения, неадекватных трудовых показателей, возраста или по другой причине;

    § невозможность влиять на свою работу - как отмечают многие исследователи, то, в какой степени человек влияет на свою работу, может быть связано со стрессовым состоянием. Монотонная механическая работа и ответственность за вещи, на которые люди не могут влиять, являются особенно стрессовыми факторами для некоторых работников;

    § характер выполняемой работы - сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума и т.п., как показывают результаты многочисленных исследований, могут быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс у работников;

    § ролевая двусмысленность и ролевой конфликт - оба эти условия в большинстве случаев воспринимаются как стрессоры. Здесь под ролевой двусмысленностью подразумевается неопределенность в отношениях с человеком, исполняющим ту или иную роль, а под ролевым конфликтом - различные несовместимые ожидания в отношении значимых людей на работе;

    § специфическая организационная структура - например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, нередко является источником стресса для работника, вынужденного одновременно выполнять распоряжения двух руководителей;

    § стрессогенный стиль управления - частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

    § давление рабочего графика - сменная работа, а в особенности работа по скользящему графику, часто создает потребность в ряде психологических и связанных с внерабочей жизнью изменений, являющихся потенциальными стрессорами. С другой стороны, очень напряженный рабочий график, который делает затруднительным либо невозможным одновременное удовлетворение производственных и личностных потребностей, может также являться сильным стрессором для людей в самых разных трудовых ситуациях.

    Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность (сензитивность) или стрессоустойчивость (толерантность) влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

    Вышеупомянутые факторы (внеорганизационные и групповые) в определенном смысле проявляются на уровне индивидуума. На развитие стресса оказывают воздействие как индивидуальные ситуационные факторы, так и характер и особенности личности.

    Например, для личности, неспособной расставить для себя четкие приоритеты, тяжелой стрессовой ситуацией может стать необходимость согласования ролей работника и члена семьи (когда фактор времени и соответствующие требования на работе вступают в противоречие с требованиями, предъявляемыми семьей и наоборот).

    В качестве факторов, способствующих восприимчивости к стрессу исследователи называют также такие индивидуальные черты характера, как авторитарность, жесткость, неуравновешенность, эмоциональность, возбудимость, психологическая устойчивость и потребность в достижениях и т.п. Однако наибольшее внимание было уделено характеру так называемого типа А.

    Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман начали изучение полярных типов характера А и В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам». Вначале, на основании проведенных исследований, посчитали, что тип А наиболее подвержен стрессу и одному из самых серьезных его последствий - сердечным приступам.

    Однако некоторые современные исследования не подтверждают эти данные. Такие результаты могут быть обусловлены тем, что люди типа А, часто «конструируя» для себя стрессовые ситуации, в то же время обычно умеют дать выход своему стрессу и лучше с ним справляются, чем люди типа В. Имеется мнение, что восприимчивости к стрессу способствует не столько нетерпение, характерное для типа А, сколько гнев, враждебность и агрессивность.

    Другим важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над ситуацией. Хотя контроль над ситуацией на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом.

    Важными факторами являются также:

    Ш Характер стрессора - один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события .

    Ш Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, - потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.

    Ш Продолжительность воздействия стрессора - еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги. Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.

    Эффективность деятельности организации зависит от многих причин, но основными можно назвать: грамотное управление трудовыми ресурсами, производственным персоналом; грамотное взаимодействие с окружающей средой.

    Качество трудовой жизни влияет на производительность труда, межличностные отношения, конкурентноспособность организации и выражается следующими правилами:
    – работа должна быть интересной;
    – работа должна оплачиваться справедливо;
    – условия труда должны быть нормальными;
    – надзор за работой должен быть минимальным.

    Любое выпадение одной из этих составляющих может вызвать беспокойство, повышенную тревожность, а впоследствии и стресс.

    Часто причиной волнения бывают наши мысли или интерпретации событий, которые не должны были бы нас трогать. Порой мы понимаем, что возникающая ситуация не такая уж серьезная, что не стоит из-за нее расстраиваться, и все-таки она лишает нас покоя. Мы без конца вспоминаем о ней, мысли изводят нас, тревожат, раздражают, печалят. Друзья пытаются переубедить, и хотя мы понимаем, что их доводы верны, все равно не можем выбросить проблему из головы.

    В подобных ситуациях причина беспокойства в качестве мышления. По мнению психолога Д. Мейхенбаума, в зависимости от этого мыслительного процесса, переработка абсолютно одинаковых событий, может приводить к самым разнообразным последствиям. Именно в состоянии стресса актуализируются многие нерациональные и деструктивные мысли. Изменив эти мысли, можно подготовить человека к испытываемым им или ожидаемым трудностям.

    Болезненные состояния, с точки зрения Д. Мейхенбаума, возникают в сложной ситуации тогда, когда:
    происходящие или ожидаемые события (например, хирургическая операция вызов к начальнику в кабинет) воспринимаются как угрожающие;
    человек низко оценивает свои шансы предотвратить эту угрозу.

    Нужно при этом иметь в виду, что речь идет исключительно о субъективных оценках.

    Причиной повышенной тревожности в большинстве случаев, является необъективное представление о ситуации.

    Мозг человека не отличает реальной угрозы от кажущейся. Всякий раз, когда ситуация кажется нам опасной, все происходит так же, как и при реальной угрозе. Чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пребывает в состоянии боевой готовности под влиянием реакции «бей или беги» – в ситуации хронического стресса.

    Причиной стресса может также являться:
    Организационный фактор (перегрузка, недогрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия работы).
    Личный фактор (семейное положение, ссора и т. д.).
    Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью.

    Организационный фактор. Предоставленная человеку работа может требовать от него той роли, которая не подкрепляется его полномочиями и властью и неинтересна ему. Как правило, следствием такой ситуации возможен «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».

    Личный фактор. В основе вредных привычек лежит такое сложное психологическое состояние, как тяга или пристрастие. Как правило, тяга к табаку, пристрастие к алкоголю и переедание почти не поддаются контролю со стороны человека. Каждая из этих привычек формируется под влиянием разнообразных социальных норм, поддерживается с помощью специфических механизмов, имея ряд отличительных особенностей. Но у них есть очень важная общая черта. С помощью таких форм поведения многие люди пытаются избавиться от нервного напряжения в стрессовых ситуациях. Так создается порочный круг. Возникающие эмоциональные состояния (сильное волнение, беспокойство, страх, тоска и т. д.) усиливают тягу к еде, сигаретам или спиртному, у тех, кто привык с помощью этих средств управлять своими эмоциями, успокаиваться и расслабляться.

    Вот почему тем, кто хочет похудеть, приходится преодолевать навязчивое переедание, усиливающееся при стрессе, подавлять стремление утешать себя едой. Тем же, кто решил бросить курить, приходится привыкать обходиться без сигареты в ситуациях, вызывающих напряжение. А те, кто лечится от алкоголизма, стараются не прибегать к спиртному, чтобы сбросить накопившиеся за день напряжение, усталость.

    Добиться этого, разорвав порочный круг, люди стремятся различными способами самостоятельного преодоления стресса: навыками релаксации, делового и неформального общения, анализа системы представлений, лежащих в основе восприятия тех или иных событий. Анализ наших суждений и обыденных представлений, помогает находить причины многих эмоциональных переживаний. Такой анализ весьма полезное средство самоконтроля, позволяющего человеку совладать с неблагоприятным эмоциональным состоянием.

    Неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью. Если работа четко не определена, не ясны ресурсы для ее исполнения, не понятна конечная цель, то в этом случае и не понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае отрицательного результата на этого человека возлагается весь груз ответственности за неудачно выполненную работу. Очень важно вовремя акцентировать на этом внимание руководства и отказаться от таких условий работы.

    Причинами стресса может стать осуществление перемен в организации и сопротивление любым изменениям, что вызывает у человека страх: потери функции, потери заработка, перед новыми проблемами.

    Для разрешения подобной ситуации можно использовать методы преодоления сопротивления: передачу сотрудникам достоверной информации о будущих организационных изменениях, привлечение работников к непосредственному участию в организации перемен и принятию решений, эмоциональная и психологическая поддержка, кооптацию (предоставление сопротивляющемуся лицу ведущей роли во введении новшеств), маневрирование (выборочное использование информации для своей пользы).

    Повышению производительности труда и нормализации межличностных отношений в коллективе, также может препятствовать конфликтная ситуация. В нашей жизни, к сожалению, конфликтов бывает больше, чем литературных диспутов и мирных переговоров. Они рождаются на почве расхождений во взглядах, разногласий во мнениях, побуждениях, желаниях, стилях жизни, личностных особенностях. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. д.

    Причинами возникновения конфликтов психологи называют раздражение и недоверие.

    Раздражение. Попытки выразить негативное отношение приводят к еще большим обидам, подпитывая раздражение другого человека, и наоборот.

    В результате, как правило, бывает скандал или полное прекращение общения между сотрудниками, поэтому бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности, избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет.

    Недоверие – результат недостатка в общении между коллегами. Не испытывая доверия к человеку, трудно с ним общаться, но тем не менее свои чувства лучше скрывать или подавлять, не демонстрируя их; такой подход – наилучший. В нашей жизни бывают ситуации, когда можно прекрасно общаться с людьми, которым не доверяешь. Если вопрос о недоверии все же возникает, то проще сразу его прояснить.

    На сегодняшний день существует другая точка зрения на этот вопрос. Заключается она в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже и желательны.

    Как и у многих понятий в теории управления, у конфликта имеется несколько определений.

    Конфликт (лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, противоречие во взглядах и в отношениях между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

    При этом каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

    Обычно причины, порождающие конфликт, не являются самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

    Но во многих случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс разрешения конфликта более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении к себе и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения происходит до их фактического исполнения.

    Таким образом, конфликт может быть функциональным и привести к повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным, когда снижается личная удовлетворенность, групповое сотрудничество и эффективность организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтами, необходимо выявить причины возникновения конфликтной ситуации.

    Внутриличностный конфликт. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу результата его работы.

    Межличностный конфликт. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии. Межличностный конфликт может проявляться и как столкновение личностей.

    Механизм действия и формирования причин конфликта, в общем виде, можно представить следующим образом:
    В ситуациях, когда каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает новое действие оппонента атакой, может произойти включение психологических защитных механизмов, как формы поведения личности, избираемой для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия.

    Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт, кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

    Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления.