Сущность методической деятельности педагога профессионального обучения. Методическая деятельность педагога профессионального обучения

Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Методическая работа направлена на создание условий для развития личностных и профессиональных качеств педагогов. Опирается на принципы научности, личностно-деятельностный, дифференцированного подхода, принцип системности.

Достигается через научные семинары, курсовую подготовку, практическую деятельность, самообразование, аттестацию педагогов, участие в профессиональных конкурсах, мониторинг, анализ и самоанализ деятельности, планирование методической работы. Приводит к росту профессионального мастерства педагогов, повышению качества образования учащихся.

Зависит от:

Информационных, кадровых, материально-технических ресурсов;

Построения методической работы, её содержания, структуры и форм на диагностической основе;

Определения критериев эффективности методической работы: результативность, стимулирующая роль методической работы;

Усиления научно-теоретического, экспериментального направлений в содержании методической работы;

Изучения мотивов профессиональной творческой деятельности и учет их в организации методической работы;

Индивидуализации в работе с учителями;

Придания работе методических объединений целевого характера по совершенствованию профессионального практического уровня учителя;

Применения наряду с традиционными инновационных форм работы.

Работа методического объединения (МО) в школе.

Методическое объединение является структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

Методическое объединение организуется при наличии в школе не менее трех учителей, работающих по одному предмету или по одной образовательной области (гуманитарный, естественно-математический, физико-математический, естественно-географический и др.). В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

Количество МО и их численность определяется, исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед ОУ задач, и утверждается приказом директора ОУ.


Методические объединения создаются или ликвидируются директором ОУ по представлению заместителя директора по методической работе. Методические объединения подчиняются заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

Контроль за деятельностью МО осуществляется директором школы, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы школы и внутришкольного контроля, утверждаемыми директором ОУ.

Возглавляет работу МО председатель, назначаемый директором из числа наиболее опытных педагогов по согласованию с членами МО; работа организуется на основе планирования.

В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей, то есть один раз в четверть; один практический семинар с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. О времени и месте проведения заседания МО председатель обязан поставить в известность заместителя директора, отвечающего за методическую работу в школе. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы, отражающим методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе и утверждается директором школы.

Планирование работы МО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом; во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора того или иного варианта учебно-методического обеспечения преподавания предметов в основной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса , направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода : выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т.д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся.

Документация методического кабинета:

Положение о методическом кабинете;

План развития кабинета;

План работы кабинета в каникулярное время.

Методический кабинет является структурным подразделением научно-методической службы школы.

Задачей деятельности кабинета является создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, роста его творческого потенциала, направленного на формирование и развитие учащихся. Организация деятельности методического кабинета лицея осуществляется заведующим кабинетом и его заместителем, назначаемым директором школы. План работы методического кабинета утверждается ежегодно методическим советом школы. Отчет о проделанной работе заслушивается на заседании методического совета в конце учебного года.

Каждый учитель лицея может использовать в работе материалы фондов кабинета.

Функции методического кабинета:

1. Формирует банк передового педагогического опыта школы.

2. Осуществляет помощь учителям для научной организации труда, создает условия для оптимального доступа к любой необходимой информации.

3. Обеспечивает оперативную помощь в работе учителя и учащихся.

4. Проводит диагностику производственных проблем, планирует создание оптимальных условий для организации учебно-воспитательного процесса в лицее.

5. Организует анализ использования основных фондов кабинета.

6. Регулирует своевременный оборот основных фондов кабинета и их использование.

Аттестация педагогических работников — процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям

Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемому педагогическому работнику; системность и целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет после истечения срока предыдущей аттестации.

Основанием для проведения аттестации педагогического работника являются:

1) истечение срока предыдущей аттестации;

2) заявление педагогического работника об очередном повышении квалификационной категории;

3) заявление педагогического работника о досрочной аттестации с целью повышения категории;

4) решение педагогического совета, утвержденное приказом руководителя организации образования, о досрочной аттестации педагогического работника.

Аттестация педагогических работников осуществляется аттестационной комиссией.

Первый этап аттестации - тестирование.

Тестирование проводится в пунктах проведения единого национального тестирования.

Число тестовых вопросов для педагогических работников составляет 100:

1) знание законодательства Республики Казахстан — 20 вопросов;

2) основ педагогики и психологии — 20 вопросов;

3) основы предметных знаний — 40 вопросов;

4) методики преподавания и технологий обучения — 20 вопросов. Время тестирования составляет 150 минут.

При получении не менее 60% правильных ответов по каждому тесту результат считается положительным, при получении ниже 60 % — отрицательным.

В случае получения отрицательного результата по тестированию или в случае отсутствия на тестировании по уважительным причинам педагогический работник, продолжая педагогическую деятельность в текущем учебном году, проходит повторное тестирование не менее через шесть месяцев.

Педагогический работник, который по уважительным причинам не прошел тестирование, может проинформировать об этом аттестационную комиссию до окончания проведения тестирования с подтверждением соответствующих документов.

Уважительными причинами являются:

1) потеря трудоспособности на длительное время;

2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;

4) возобновление работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.

Лица, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудовую деятельность, проходят квалификационное тестирование на общих основаниях. От дальнейших этапов аттестации данные работники освобождаются при условии, что получены положительные результаты тестирования.

Второй этап аттестации педагогических работников на вторую, первую, высшую квалификационные категории в организации образования представляет собой аналитическое обобщение итогов педагогической деятельности аттестуемого и включает в себя:

1) анализ на основе предоставленных материалов;

2) определение уровня методического мастерства и коммуникативной культуры педагогических работников;

3) мониторинг и сравнительный анализ успеваемости и достижений обучающихся за последние 3 года;

4) составление итогового заключения аттестационной комиссии организаций.

Организация работы над проблемной темой.

Было время, когда школу, практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научному поиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя и окостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое, бесспорное, отстоявшееся. На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается с необходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.

Работе над проблемной темой предшествует длительный этап ее теоретического осмысления. Для того чтобы работа над проблемной темой носила действительно научный, исследовательский характер, а не была бы формальной, необходимо соблюдение ряда требований. Предлагаем памятку по работе над проблемной темой.

Ι этап. Выбор темы исследования.

При выборе темы исследования необходимо ответить на ряд вопросов:

1. Уяснить, в чем главная проблема, ее практический и общественный смысл.

2. Обдумать и обсудить с коллегами, является ли данная проблемная тема достаточной значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на работу над ней, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей (какой именно, есть ли решение этой общей проблемы?).

3. В зависимости от предыдущего ответа, обдумать: Ваша работа будет носить теоретико-прикладной или практически-прикладной характер, а затем решить, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, базой проведения исследования) для осуществления работы над проблемной темой в приемлемые сроки.

Формулировка темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования.

Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессия подростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.

Название темы лучше начинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…», «Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.), которое конкретизирует область исследования.

II этап. Написание «Введения».

Введение содержит:

а) обоснование актуальности Вашей темы исследования, которое включает:

Социальную актуальность, т.е. необходимо доказать, почему то, чем Вы будете заниматься, нужно обществу. При обосновании социальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативные документы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы;

Психолого-педагогическую актуальность, которая предполагает краткий (мы подчеркиваем, - краткий ) обзор литературы по исследуемой проблеме с ее анализом. Необходимо проанализировать, что наработано в философской, психологической, педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что не удовлетворяет сегодняшним условиям;

Практическую актуальность, т.е. что не удается на практике, даже если есть теоретическое решение проблемы.

Таким образом, Вы выявите противоречие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, что есть.

III этап. Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата.

Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем Вы будете заниматься, необходимо определить: а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.

Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными. Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.

Проблема исследования - нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы - противоречие между должным и сущим. Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников. Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.

Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук. Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.

Объект исследования - это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.

Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом. Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.

Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников». Ключевое словосочетание - «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.

Предмет исследования - это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой. Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.

Попытаемся изобразить это в виде схемы.

Рисунок 6 - Элементы, связи, отношения объекта

Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1, 2, 3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.

Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:

Процесс овладения учащихся этим содержанием;

Условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;

Технология формирования нравственных компетенций школьников;

Организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.

Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.

После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности.

Гипотеза - это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса. Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).

Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4).

Среди них выделите следующие:

а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;

б) как определить уровень проявления изучаемого явления;

в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами: Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося ».

Противоречие между необходимостью общества в творческих личностях и уровнем развития творческого потенциала у выпускников школ.

Проблема: поиск путей развития творческого потенциала учащихся.

Цель: определить сущность и содержание творческого потенциала личности школьника и проверить на практике эффективность применения системы работы по его развитию.

Объект: содержание творческого потенциала личности школьников.

Предмет: процесс развития творческого потенциала личности школьников.

Гипотеза: если работа по развитию творческого потенциала личности школьника будет строиться адекватно его структуре и содержанию, то процесс взаимодействия человека с объективной реальностью будет осуществляться с учетом потребностей и способностей каждой из систем взаимодействия, что обеспечит более комфортное существование человека в мире.

Задачи:

Определить сущность, содержание и структуру творческого потенциала личности;

Выявить критерии, показатели, уровни развития творческого потенциала личности школьника;

Разработать и апробировать систему работы по развитию творческого потенциала школьников.

Примечание. Мы не настаиваем, что именно такие задачи будут присущи любому исследованию. Определение задач зависит от темы и цели исследования.

IV этап работы над проблемной темой:

Выделение основной идеи, на которой основывается исследование;

Указание документы, постановления государства, Правительства, философских, педагогических учений, которые послужат основой исследования;

Описание научной новизны и теоретической значимости исследования (что нового в области теории предполагается разработать, обосновать, выявить и т.д.).

Указание практической значимости работы (что будет создано, кем и где может быть использовано);

Планирование этапов работы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы, разработка программ диагностики состояния исследуемого явления, составление программ опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.);

Описание методов, соответствующих каждому из этапов.

V этап. Составление первичного представления об исследуемом явлении.

Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:

1) изучением соответствующей литературы и проведением ее анализа с учетом темы исследования;

2) построение «дерева» понятий.

Ведущие направления в развитии образования, определенные "Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы", могут быть реализованы при условии постоянного совершенствования педагогической деятельности руководителей, педагогов образовательных учреждений различных типов и видов .

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта. В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют разные мнения о сущности методической деятельности.

Во-первых, как отмечает Н.А. Морева, одни авторы методическую деятельность объединяют с методической работой, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области.

Во-вторых, методическую деятельность относят к работе, связанной с обучением конкретному предмету.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием . Исходя из этих мнений, мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения. Функции методической деятельности обозначила И.В. Никишина:

Аналитическая;

Проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности; - конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Исследовательская .

Объектом методической деятельности педагога учреждения профессионального образования является процесс формирования профессиональных знаний, умений, навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приёмы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Преподавательская деятельность, осуществляемая в учреждении профессионального образования, относится к числу профессий, требующих от работника целого ряда качеств. А.С. Кахаров, Н.У. Ярычев отмечают, что он должен владеть содержанием преподаваемого предмета на профессиональном уровне, развивать в себе познавательные потребности и обширные исследовательские интересы, уметь преломлять полученные теоретические знания к реальному процессу подготовки студентов, совершенствовать глубину, гибкость и самостоятельность мышления . Практика показывает, что преподаватель действует тем успешнее, чем более он подготовлен в методическом отношении. Иными словами, речь идет о наличии или зарождении методической системы преподавателя.

Поскольку тема нашего исследования касается системы индивидуальной методической деятельности преподавателя, обратимся к пониманию сущности системы методической деятельности.

Такие авторы, как Т.Г. Буржинская , Н.В. Кузьмина , Т.К. Смыковская считают, что методическая система является разновидностью педагогической системы, а образующие ее элементы выполняют методические функции. На этом основании можно утверждать, что в методической системе преподавателя делается акцент не на его методических знаниях и умениях, а на их применении при выполнении педагогических задач. Такая интерпретация методической системы позволяет увидеть в ней ресурсы для активного использования преподавателем в учебном процессе новых педагогических средств.

Таким образом, методическая система преподавателя учреждения профессионального образования представляет собой идеальную конструкцию, отражающую его представления об организации и осуществления педагогической деятельности. Однако в реальной профессиональной практике каждый преподаватель строит собственную модель методической системы, в которой интегрируются его педагогические идеалы и ценности, внутренняя позиция, опыт профессиональной деятельности, личностные качества и система отношений с коллегами и студентами. В этой связи целесообразно говорить об индивидуальной методической системе преподавателя. Тем более что в качестве важных признаков методической системы следует видеть неповторимость, персонифицированность, обогащенность жизненным и профессиональным опытом (Т.Г. Буржинская , С.Н. Поздняк , Т.К. Смыковская ).

Термин "индивидуальная" в данном случае подчеркивает тот факт, что речь идет о методической системе конкретного преподавателя. В преломлении к методической системе индивидуальный контекст обнаруживается не только в постановке целей, но и в том, что у каждого преподавателя в осуществлении педагогической деятельности имеются вполне определенные представления и предпочтения, своего рода образцы, на которые он склонен опираться. У преподавателей, в том числе и молодых, складывается своеобразный характер взаимоотношения со студентами, формируется отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам. В конечном счете, в дальнейшем это приводит к образованию педагогических пристрастий. Это как раз и указывает на индивидуальный подтекст методической системы преподавателя .

В соответствии с этим под индивидуальной методической системой преподавателя колледжа следует понимать идеальную конструкцию, отражающую представления преподавателя об организации и осуществлении педагогической деятельности, раскрывающую его методические предпочтения, характер взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса и отношение к тем или иным педагогическим методам и приемам, и определяющую, в конечном счете, направленность на результативную учебную работу студентов. Другими словами, индивидуальная методическая система преподавателя раскрывает пути, с помощью которых могут быть определены и реализованы целевые, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов колледжа.

В становлении индивидуальной методической системы большую роль играет активная позиция преподавателя. Система его взглядов, убеждений и ценностных ориентаций в совокупности с эмоционально-оценочным отношением к педагогической деятельности могут служить движущей силой в направлении совершенствования используемых методических подходов. Это, в свою очередь, может служить источником методического вдохновения и стремления к созданию собственной методической системы.

При этом необходимо заметить, что проектирование индивидуальной методической системы является сложным процессом в силу сложности и неоднозначности представления самой методической системы. В понимании проектирования индивидуальной методической системы преподавателя мы придерживаемся точки зрения Т.К. Смыковской , которая выделяет следующие требования к проектированию методической системы учителя:

1) в проектировании индивидуальной методической системы невозможна точность и однозначность, которая характерна для технического проектирования;

2) проект индивидуальной методической системы должен учитывать не только изменчивость окружающей образовательной среды, но и изменяющиеся особенности преподавателя;

3) совокупность основных принципов проектирования индивидуальной методической системы должна быть относительно целостной и охватывать все важнейшие компоненты и этапы проектировочной деятельности.

Проектируя методическую систему, преподаватель не просто подбирает методы, технологии и средства педагогической деятельности, а создает такой проект, который отражает одну из важнейших характеристик - целостность методической системы. Поэтому от преподавателя зависит, насколько выбор элементов методической системы будет обоснованным, насколько их содержательная интерпретация будет целесообразной.

Ясно, что ресурсы индивидуальной методической системы должны быть не только методически грамотно выстроены, но и отражать специфику и индивидуальное своеобразие педагогической деятельности самого преподавателя. В этой связи принципиальный интерес представляет вопрос о движущих силах подготовки преподавателя колледжа к проектированию индивидуальной методической системы и педагогических средствах, обеспечивающих активизацию таких движущих сил. В качестве отправной точки для решения данного вопроса целесообразно опереться на исследование М.В. Чураковой, которая изучает возможности внутриорганизационного повышения квалификации кадров в учреждении среднего профессионального образования для развития научно-методической компетенции преподавателя .

В заключение параграфа, отметим, что методическая деятельность - это самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30

;color:#000000">Лекция 2. Методическая деятельность педагога профессиональной школы

;color:#000000">Сущность методической деятельности педагога

;color:#000000">Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

;color:#000000">Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая — заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

;color:#000000">Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

;color:#000000">Цель методической деятельности — ;color:#000000">обслуживание практики обучения.

;color:#000000">Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления — это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, — необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

;color:#000000">Объектом методической деятельности ;color:#000000">педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

;color:#000000">Предмет методической деятельности ;color:#000000">составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

;color:#000000">;color:#000000">являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

;color:#000000">Продуктами (результатами) методической деятельности ;color:#000000">являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

;color:#000000">Функции методической деятельности:

  1. ;color:#000000">аналитическая;
  2. ;color:#000000">проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;
  3. ;color:#000000">конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию
    педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

;color:#000000">-нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

;color:#000000">- исследовательская.

;color:#000000">Таким образом, под ;color:#000000">методической деятельностью ;color:#000000">следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

;color:#000000">Виды методической деятельности

;color:#000000">В ;color:#000000">основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. ;color:#000000">Вид методической деятельности ;color:#000000">— это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

  1. ;color:#000000">анализ учебно-программной документации, методических комплексов;
  2. ;color:#000000">методический анализ учебного материала;
  3. ;color:#000000">планирование системы уроков теоретического и практического обучения;
  4. ;color:#000000">моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;
  5. ;color:#000000">конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;
  6. ;color:#000000">разработку методики обучения по предмету;
  7. ;color:#000000">разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;
  8. ;color:#000000">управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
  9. ;color:#000000">рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

;color:#000000">Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

;color:#000000">Освоение методической деятельности проходит через формирование ;color:#000000">методических умений. Умение — ;color:#000000">это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.

;color:#000000">Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

  1. ;color:#000000">Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.
  2. ;color:#000000">Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.
  3. ;color:#000000">Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.
  4. ;color:#000000">Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.
  5. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.
  6. ;color:#000000">Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.
  7. ;color:#000000">Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.
  8. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.
  9. ;color:#000000">Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

;color:#000000">10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

  1. ;color:#000000">Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.
  2. ;color:#000000">Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.
  3. ;color:#000000">Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.
  4. ;color:#000000">Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.
  5. ;color:#000000">Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

;color:#000000">6. Умение анализировать методические разработки.

;color:#000000">Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

  1. ;color:#000000">Умение применять методические рекомендации, методики и технологии обучения на практике.
  2. ;color:#000000">Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.
  3. ;color:#000000">Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

;color:#000000">Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

;color:#000000">Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

;color:#000000">Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

;color:#000000">Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

;color:#000000">Уровни и формы осуществления методической деятельности

;color:#000000">Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период — неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

;color:#000000">Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является ;color:#000000">субъектом непрофессиональной методической работы. ;color:#000000">Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

;color:#000000">Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

;color:#000000">Методическая работа педагога превращается в ;color:#000000">профессиональную методическую деятельность, ;color:#000000">которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-пред-метных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения — моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

;color:#000000">Субъектами методической деятельности ;color:#000000">рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

;color:#000000">Педагог-технолог — ;color:#000000">это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

;color:#000000">Объектами деятельности ;color:#000000">такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

;color:#000000">Рис. 3. Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности

;color:#000000">Продуктами методической деятельности ;color:#000000">данного уровня являются ;color:#000000">дидактико-методические комплексы, ;color:#000000">содержащие:

  1. ;color:#000000">системы обучения (в том числе системы профессионального
    обучения);
  2. ;color:#000000">региональные стандарты;
  3. ;color:#000000">учебные программы предметов;
  4. ;color:#000000">комплексы средств обучения;
  5. ;color:#000000">методы обучения;
  6. ;color:#000000">методики обучения отдельным предметам;
  7. ;color:#000000">технологии обучения.

;color:#000000">На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.

;color:#000000">Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой — обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Методическая деятельность педагога профессиональной школы

1.1 Сущность методической деятельности педагога

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не описывалась как самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. Вторая - заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая деятельность» используются как синонимы.

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обучения различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения.

Функции методической деятельности:

аналитическая;

проектировочная, связанная с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

конструктивная, включающая систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), представление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирования новых знаний и профессиональных умений и навыков;

Нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

Исследовательская.

Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления - это сложный мыслительный процесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или организационное, - необходимо определить отличия в их предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты (результаты), созданные в ходе методического проектирования и конструирования.

Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным методическим приемом, который сконструирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы по результатам исследования собственной научно-методической системы.

Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. Продуктами методической деятельности пользуются учащиеся на уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

1.2 Виды методической деятельности

обучение педагог методический

В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности - это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

анализ учебно-программной документации, методических комплексов;

методический анализ учебного материала;

планирование системы уроков теоретического и практического обучения;

моделирование и конструирование форм предъявления учебной информации на уроке;

конструирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений;

разработку методики обучения по предмету;

разработку видов и форм контроля профессиональных знаний, умений и навыков;

управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профессионально-педагогических кадров. В процессе методической подготовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечивают подготовку педагога к занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умение -- это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает:

Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста.

Умение подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы.

Умение выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного материала, учебника.

Умение проводить методический анализ локального отрезка учебной информации.

Умение разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т.д.

Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач.

Умение разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и практического обучения.

Умение разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и умений учащихся.

Умение разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала. В нее входят:

Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа.

Умение планировать учебную и учебно-производственную работу учащихся по профессиональной деятельности.

Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответствующие учебные действия и практические операции.

Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею.

Умение применять методы теоретического и производственного обучения.

Умение анализировать методические разработки.

Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения и предполагает:

Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от целей и реальных условий обучения.

Умение создавать собственную методическую систему обучения и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на определенных уровнях.

Первый уровень сформированности методических умений характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Методика профессионального обучения».

Второй уровень-- применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сформированной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

1.3 Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают процесс преподавания своего предмета, поиск удачных приемов, методических разработок по преподаваемой учебной дисциплине, выбор средств наглядности, учебного материала, материально-технического обеспечения занятия. На осознание значимости методической деятельности для результатов обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности педагога в этот период - неявный характер методического компонента в общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание того, что методическая деятельность имеет качественно иной характер, отличный от обучающей деятельности, помогает преподавателю понять значимость влияния методических разработок (продуктов) на результаты обучения. Преподаватель-методист, систематически занимающийся методическими разработками, является субъектом непрофессиональной методической работы. Результатами его методической деятельность пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит задачи обобщения и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость оформления ее в самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога.

Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, которая создает условия и обеспечивает разработку сложных, зафиксированных в знаково-предметных системах регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д. Методическая деятельность такого уровня появляется с открытием специальных институтов. В России таким институтом был Центральный институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы стала не только подготовка профессиональных рабочих и мастеров-инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой системы производственного обучения - моторно-тренировочной, которая явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного обучения. Благодаря профессионально выполненным методическим разработкам в производственное обучение впервые были внедрены письменный инструктаж, тренажерные комплексы для отработки практических приемов и т.п.

Субъектами методической деятельности рассматриваемого уровня являются педагоги-технологи, которые разрабатывают для педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа которых не сопутствует обучающей деятельности, а является профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически сочетающий в себе функции деятельностного (образовательно-воспитательного) и метадеятельностного (организационно-методического) характера.

Объектами деятельности такого специалиста являются макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и банки информации, экономические, технологические программы развития региона. Предметом методической деятельности на теоретическом уровне являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками системности, воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

Рис. 3 Схема взаимосвязей субъектов, объектов и результатов методической деятельности

Продуктами методической деятельности данного уровня являются дидактико-методические комплексы, содержащие:

системы обучения (в том числе системы профессионального обучения);

региональные стандарты;

учебные программы предметов;

комплексы средств обучения;

методы обучения;

методики обучения отдельным предметам;

технологии обучения.

На рис. 3 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязей в методической деятельности разного уровня.

Профессионал в сфере методической деятельности занимается проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем, которые, с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе требований общества и производства, а с другой - обеспечивать практику обучения комплексом специально разработанных преподавателем учебно-программных средств.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность методической деятельности педагога. Виды методической деятельности. Уровни и формы осуществления методической деятельности. Предметные (цикловые) методические комиссии. Основные направления деятельности. Массовые формы методической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2009

    Понятие профессиональной компетентности. Современная система профессионально-методической подготовки педагога-химика. Формирование технологических знаний и умений, специальных профессиональных качеств. Готовность учителя к технологизации обучения химии.

    статья , добавлен 11.09.2013

    Изучение сути методической деятельности педагога - обучение, развитие, воспитание учащихся, посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Структура управления методической работы в средней школе.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей. Основные функции методической службы. Методическая система образовательного учреждения. Основы управления методической работой. Содержание деятельности методиста УДОД.

    курс лекций , добавлен 12.11.2008

    Состояние методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Руководство методической работой в условиях личностно-ориентированного подхода. Роль темперамента в профессиональной деятельности. Диагностика организации методической работы в ДОУ.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2010

    Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Теоретические основы изучения сущности профессиональной деятельности педагога. Особенности ведения документации педагога-психолога. Развитие навыков взаимодействия участников образовательного процесса. Профилактика конфликтного поведения детей и взрослых.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Сущность профессиональной деятельности социального педагога, ее принципы и особенности. Функции и направления деятельности социального педагога образовательного учреждения. Предупреждение отклоняющегося (девиантного) поведения детей и подростков.

    презентация , добавлен 04.03.2014

    Совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда. Структура профессиональной компетентности. Профессиональная идентичность и этика педагога. Теоретическая готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения педагога.

Основные дидактические единицы . Понятие, особенно- сти, основные направления профессионально-педагогической деятельности. Виды профессионально-педагогической дея-тельности: преподавание, воспитательная и методическая ра- бота, производственно-технологическая, исследовательская, организационно-управленческая, культурно-просветительская деятельность. Методическая деятельность педагога профессио- нальной школы в структуре профессионально-педагогической деятельности: особенности, структура, направления, виды. Me-тодические умения. Уровни и формы осуществления методиче- ской деятельности в профессиональной школе.

1. Методическая деятельность в полной мере не ис- следовалась и не описывалась как самостоятельный вид про- фессиональной деятельности педагога . В педагогической литературе существуют три точки зрения на методическую дея- тельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразовани- ем педагога, работой с дидактическими средствами, повышени- ем квалификации в предметной области .

Вторая – заключается в том, что к методической относят деятельность, связанную с обучением конкретному предме- ту . В этом случае авторы не рассматривают специфику в методической и обучающей деятельности педагога, а термин «методическая деятельность», «обучающая деятельность» ис- пользуются как синонимы. |

Исследователи, которые придерживаются третьей точки зрения, методическую деятельность представляют как совокуп- ность относительно самостоятельных умений с четко выражен- ной спецификой в структуре профессионально-педагогической деятельности .

Под методической деятельностью следует понимать само- стоятельный вид профессиональной деятельности педагога по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обу- чающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин .



2. Педагоги-практики осознают специфику и важность методической деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за преподаванием предмета и вос- питанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии методик обучения, их дифференциации, разноплановости содержания обуче- ния различным предметам в самых разных образовательных системах существуют общие теоретические основы выпол- нения, единая структура этого вида профессиональной дея- тельности педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

Цель методической деятельности – обслуживание практи-ки обучения .

Функции методической деятельности :

– аналитическая;

– проектировочная, связанная с перспективным планиро-ванием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности;

– конструктивная, включающая систему действий, свя- занных с планированием предстоящего занятия (отбором, композиционным оформлением учебной информации), пред- ставление форм предъявления учебного материала, ведущих к взаимодействию педагога и учащихся в процессе формирова- ния новых знаний и профессиональных умений и навыков;

– нормативная, способствующая выполнению образова- тельных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учеб- ного заведения;

– исследовательская.

3. Методическую деятельность педагога нельзя наблюдать непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления – это сложный мыслительный про- цесс. Для того чтобы разделить педагогический процесс и его обеспечение: методическое, материально-техническое или орга-низационное, – необходимо определить отличия в их предмете деятельности .

4. Объектом методической деятельности педагога профес- сиональной школы является процесс формирования профес-сиональных знаний, умений и навыков .

Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета . Эта деятельность про- является опосредованно через методические продукты (резуль- таты), созданные в ходе методического проектирования и кон- струирования.

5. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов . Опыт педагога-новатора ассоци- ируется с конкретным методическим приемом, который скон- струирован и удачно включен в собственную методическую систему. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения являются его обобщение в раз- личных публикациях, открытие собственных школ-семинаров преподавателей, защита научной работы но результатам иссле- дования собственной научно-методической системы. I

6. Продуктами (результатами) методической деятельности являются: методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации; ал- горитмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, мето- ды обучения; методическое обеспечение учебной дисциплины; учебные программы; обучающие программы и т.д. . Про- дуктами методической деятельности пользуются учащиеся на учебных занятиях.

7. Методические умения могут быть сформированы на опре- деленных уровнях :

Первый уровень сформированности методического уме- ния характеризуется осознанием цели использования того или иного методического приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу, предложенному в методи- ческих рекомендациях. На этом уровне формируются методи- ческие умения в процессе изучения учебного предмета «Мето- дика профессионального обучения». ||

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются будущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме- тодических приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые предметные области. Перенос осущест- вляется на основе осознания целей и использования сформиро- ванной ориентировочной основы методической деятельности и методического творчества.

Задание 8. Перечислите виды профессионально-педагогическом деятельности педагога профессиональной школы, дайте им крат кую характеристику. Какое место среди этих видов занимает ме-тодическая деятельность? (Ответ можно представить схемати-чески)

Задание 9. . Решите предложенные ниже задачи. Во время ре- шения задач подумайте, какой педагог завоевывает расположения обучающихся в первую очередь? Почему? Ответ обоснуйте.

Задача 1 . В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений и учебных пособий, но на учебном заня- тии обучающиеся работают неохотно, много пропускают, шумят. Почему сложилась данная ситуация? Как ее можно разрешить?

Задача 2 . В профессиональном училище работает мастер,который хорошо владеет ремеслом и быстро обучает ему сту- дентов на оборудовании. Когда в училище проходила аттеста- ция, мастер ее не прошел, его собираются уволить. Почему? Что нужно сделать мастеру, чтобы предотвратить увольнение?

Задача 3 . Молодой преподаватель профессионального учили-ща пользуется большим уважением среди обучающихся, так какон очень креативный (участвует вместе со студентами в меропри- ятиях, олимпиадах и конкурсах), отзывчивый (помогает студен- там решить их проблемы, затруднения), добрый. Однако во времяконтрольного среза обучающиеся показали результат ниже сред- него. Почему? Что необходимо предпринять преподавателю?

Задание 10. Распределите методические умения педагога про- фессионального обучения, представленные в информационном фраг- менте ниже, по группам. Заполните табл. 3.