Светличный сергей.

Зарисовки. Эпизод 2. Из детства. Дым попал в глаза, и я зажмурился. Сквозь смеженные веки проступили слезы. Размазав их грязными кулаками, выпачканными в золе, я продолжил доставать веткой из кострища запеченную картошку. Мои друзья Сашка и Васька проверяли донки и их голоса слышались дальше по берегу. Кусок берега в этой части острова, на котором мы располагались, представлял собой великолепный песчаный пляж. Песок тут был мелкий, белый. И если бы не сильное течение, то он пользовался бы большой популярностью. Эту ветку Иртыша из-за сильного течения так и называли - Быструха. Иногда взрослые приплывали сюда и тогда мы с любопытством наблюдали за ними. Вдруг они будут делать "это". Хотя для нас, пацанов, это место представляло другой интерес. Здесь как нигде клевала стерлядь. И поэтому все лето вдоль берега были воткнуты прутики, обозначающие, где стоят донки и показывающие, что место это занято. Согласно неписаному закону никто нас с этого места не сгонял, и даже если никого не было, никто его не захватывал. Задумавшись, я смотрел на высокий противоположный берег, на котором стоял наш поселок. - Во, три хвоста. Уху варить будем? - спросил Саня, и поставил рядом ведро с рыбой. Задумавшись, я не заметил, как они вернулись. - Маловато для ухи, - посмотрев рыбу, сказал я. - Ну, до вечера еще разок проверим, мож еще что попадется, - пожал плечами Саня. - Надо бы пока дров собрать, - проговорил Васька, - а то, как стемнеет, комаров будет куча. - И то верно, - ответил Сашка. И мы все пошли в лес набрать достаточно дров, чтобы приготовить еду и согреться ночью. Притащив дрова и поправив шалаш, мы начали готовиться к ночевке. Мы с Сашкой пошли проверять донки, а Васька остался чистить пойманную ранее рыбу и картошку для ухи. Нам повезло, проверив донки, мы поймали еще четыре стерлядки довольно приличных размеров. Так что уха нам была обеспечена королевская. Дочищали рыбу уже в темноте. На небе высыпали звезды. Чистые, яркие. Разложив нехитрый ужин сало, картошка, вареные яйца, зеленый лук и прихлебывая горячую, ароматную стерляжью уху мы коротали вечер. Мы смеялись, шутили, рассказывали анекдоты, и жизнь казалась бесконечной. Мы мечтали о том, какими мы станем, когда вырастем, наивно полагая, что мечты сбываются. Трещали дрова в костре, закопченное ведро, в котором варилась уха, отбрасывало танцующую тень. В журчании невидимой в темноте реки все же чувствовалась мощь. Чуть заметный ветер, меняя направление, разгонял дым костра, отпугивая тем самым комаров. Дым попал в глаза, и я зажмурился. Сквозь смеженные веки проступили слезы. Я выбросил окурок с балкона. Он полетел в ночи, ударившись о ветви дерева, разбросал сноп искр, упал на землю. Какое-то время еще был виден огонек, затем он становился все тусклее и тусклее, пока не потух совсем, как безвозвратно ушедшее детство. - Как же быстро летит время, - сказал я на выдохе. Взглянул на небо, на котором поблескивало несколько звезд, на едва различимый вдалеке шлейф дыма, стелющийся из заводских труб и вернулся в квартиру.

Креативную команду молодых менеджеров привлечённых в свое время государем Петром II, нареченным позднее за сомнительные заслуги по европеизации и «либерализации» Руси «Великим», историки назвали «Птенцами гнезда Петрова». Известный харьковский мастер и популяризатор варгана Александр Дерновой , пожалуй, тоже может уже похвастаться своими «Птенцами» и как раз этого мастера, можно назвать одним из «Птенцов гнезда Дернового», который вполне уже оперился и отправился в самостоятельное плавание варганного творчества.

Мастер варгана Сергей Светличный коренной харьковчанин – родился, живет, и творит ныне в славном украинском граде Харькове. Как сам Сергей с юмором отмечает «Многие считают меня странным, видимо потому, что здравым смыслом я владею не регулярно ». Впрочем, нельзя не отметить, что «странность», «чудаковатость», «непохожесть на других людей», — как раз и выделяет людей творческих, креативных, талантливых из безликой толпы ориентированных на «потреблядство» сущностей. Вот и Сергея выделяет то, что практически все грани его деятельности связанны с творчеством, ваянием чего-то неординарного. Основная сфера его деятельности связана с изготовлением эксклюзивной мебели. А творческую грань своей души он реализует в аквариумном дизайне, которым занимается с 2007 года. На этом поприще он завоевал признание на многих национальных и международных конкурсах , проводил мастер-классы в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге и так далее. По приглашению оформлял аквариумы на выставках Украины, России и Италии, много раз участвовал в составе жюри на международных конкурсах, проводил авторские семинары .

По мотивам своего участия в одной из первых в своем аквариумном опыте выставке, проходившей в г.Санкт-Петербурге, Сергей написал интересную . Также с этой сферой творческой деятельности мастера можно ближе познакомиться, ознакомившись с другой его Статьей , и с Интервью на сайте «Nature Aqua Technology Art» .

О своем знакомстве с варганом и пути к варагнотворчеству, Сергей рассказывает:

Волшебные звуки варгана я впервые услышал еще будучи подростком, но в 2014 году, кризис в стране дал больше свободного времени и я посвятил его новому хобби. Первым учебным пособием для меня были множество видеоуроков из сети Интернет. Лучший, наверное, — мастер-класс, снятый Аксентием Бескровным о Сергее Пыжове.

Т.к. в живую я не был знаком с инструментами других мастеров, то первый мой варган из листового нержавеющего металла был красив, и звонок, но оказался не очень удобен, а язычек был жестким настолько, что после пяти минут игры на нем, можно почувствовать легкое сотрясение мозга. Дальше были эксперименты с гнутыми варганами, с материалами для язычка, его длинной, шириной и т.п.

Затем мне повезло познакомиться с Харьковским мастером — Александром Дерновым. Встречи с ним я ждал около года, поэтому, организованный им в 2015-м году фестиваль «Дрымхарпа» , стал для меня подарком судьбы, а с подробным . На этом фестивале я учавствовал как начинающий мастер. Александр научил участников изготавливать кованые варганы, и раскрыл такие тонкости, которые я не встретил ни в одном руководстве. В 2016 году на фестивале «Дрымхарпа» я уже принимал участие в качестве мастера.

На сегодняшний день, спрос в моей основной сфере деятельности значительно вырос, и для хобби времени практически не остается, поэтому варганы изготавливаю только под заказ, дорого и долго.

Варган для меня — это ключ в иной мир, где людей нет, ни злых, ни добрых, никаких, во всяком случае, я пока не встречал. Это инструмент, который помогает привести свои мысли в порядок, помогает обрести покой и душевную гармонию. Такой ключ должен быть уникальным, только ручной работы… Иначе не войти!

С.Светличный, 30.03.2017 г.

В сентябре 2016 года на международном конкурсе мастеров – изготовителей варгана, проходившем в Москве, мастер Сергей Светличный стал дипломантом III степени в номинации «Срединный мир». Надеюсь, что со временем автору этих слов также удастся познакомиться с инструментом мастера, и сказанное будет дополнено моими личными впечатлениями.

Сегодня мы задали несколько вопросов нашему директору по животноводству Сергею Ивановичу Светличному.

После службы в армии Сергей Иванович окончил с отличием Армавирский зооветеринарный техникум. Затем работа на ферме в родной станице с параллельной учебой в КубГАУ на факультете «зооинженерии», через два года после окончания поступил в КРИА на факультет «Менеджмент», который тоже окончил с отличием. Учился постоянно, в том числе и у иностранных консультантов, и самому многократно приходилось выезжать за рубеж с целью обучения практическим приемам и инновациям в разведении молочных животных. Теперь он занимает должность директора по животноводству в долине Лефкадия.

- Сергей, Иванович, почему Вы выбрали именно эту профессию? Была ли это мечта детства или так сложились обстоятельства?

С первого класса я мечтал быть летчиком, но судьба распорядилась иначе… После 8 и 9 класса ходил летом подрабатывать на ферму, руководителем которой была троюродная тетя - герой социалистического труда! Общение с животными и биология в школе давались очень просто, было интересно, поэтому и с выбором профессии проблем не возникло.

- Какие качества должны быть у человека Вашей должности?

Мне пришлось поработать и скотником, и механизатором, и специалистом разного уровня - вплоть до руководителя отрасли животноводства в 15 000 голов. Это позволило получить знния обо всех этапах.

Заниматься животноводством и не любить животных - плохая практика, которая никуда не приведет. Животных надо не просто любить, но и понимать, что необходимо для их комфортного содержания и разведения. Только счастливое животное даст максимальную продуктивность, и здесь нельзя забывать и об экономике, потому что любой бизнес обязан быть успешным.

Кстати, скажу пару слов о молоке - это единственный продукт животного происхождения, который изначально предназначен нам природой. Не стоит забывать, что люди - млекопитающие, молоко в нашем рационе - неотъемлемый продукт.

- В чем заключается основная специфика работы на ферме?

На самом деле, работа на ферме - это просто. Если изначально правильно было применена технология, если соблюдается технологический регламент, то работа несложная, необходимо только все вовремя исполнять… А вот если график или последовательность операций нарушаются, то это приводит к большим проблемам, которые затем решаются «Героическими Усилиями», но часто приносят финансовые потери.
В настоящее время возникла главная проблема - это персонал. К сожалению, сложилась тенденция «все хотят хорошо жить», но мало кто хочет хорошо работать, качественные кадры - дефицит.

«Лефкадия» - мне кажется, что это другой мир, где у времени свой позитивный ритм... Сейчас реализуется проект «Овцеферма», для которого впервые в Россию завезены овцы молочной и редкой породы Лакаюне. Животные удивительные! На мой взгляд, они отвечают философии «Лефкадии»: спокойные, умиротворенные и дружелюбные!

- На Ваш взгляд, лучше строить новую ферму или модернизировать старую?

Все зависит от физического состояния объекта: если ремонт оправдан - надо модернизировать. Интересно, что в Германии не спешат «разрушить до основания, а потом сделать с нуля». Они пристраивают и модернизируют, то есть проявляют бережное отношение к имеющемся средствам. Я думаю, что это правильно.

- Что входит в Ваши непосредственные обязанности в Лефкадии?

Сейчас животноводство «Лефкадии» - своего рода «стартап», поэтому по графику жить нет возможности. Сейчас рабочий распорядок дня кажется хаотичным, но только кажется, так как мы двигаемся в направлении цели - производство молока овец. Главное: защитить бизнес-план, приступить к его реализации. Осенью мы должны перевезти овец на постоянное место разведение в хуторе Первенце. Кстати, сейчас активно ведется заготовка сена.

- Какие экстренные ситуации могут произойти на ферме? С какими лично Вы сталкивались?

Вся моя профессиональная деятельность направлена на то, чтобы на ферме ничего экстренного не происходило. А произойти может практически все, ведь «человеческий фактор» никто не отменял.

Помню, при запуске нового комплекса в Воронеже, строители допустили ошибку при прокладке основного водопровода. Проложили под самой поверхностью, произошло промерзание. Пришлось двое суток не спать и в 34 градуса мороза устранять аварию. Животным же не объяснишь, что им нечего пить, потому что «бывают такие люди».

- Нравится ли Вам работать в Лефкадии?

Когда тебе комфортно работать, когда востребовано то, что делаешь, возникает огромное желание успешно запустить первый проект и перейти ко второму! Ведь самое интересное - создавать новое. Сейчас я жду серьезного объема производства продукции. Уверен, что у нас в «Лефкадии» возможно все!