Терапия творческим самовыражением. Попова М.В

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Терапия творческим самовыражением психотерапевтический и психопрофилактический метод, ориентированный на помощь людям, страдающим тягостным переживанием своей неполноценности . Данная методика разработана российским ученым М.Е.Бурно (профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования).

Терапией творческим самовыражением могут овладеть и использовать в своей практике не только профессиональные психотерапевты, но и психологи, коучи и др. В последние годы данный метод все чаще применяется как элемент различных тренингов , мягкое средство раскрытия творческого потенциала человека, его отражения в создаваемых пациентом произведениях.

Изначально метод был ориентирован, прежде всего, на помощь больным , страдающим нерешительностью, ранимостью, стеснительностью, тревожностью, страхами, навязчивостями, болезненными сомнениями, мнительностью, сверхценностями, ипохондриями и т.п. Зачастую подобные проявления приводят к различным хроническим заболеваниям , а также к борьбе с их симптомами посредством употребления алкоголя, сильнодействующих препаратов. Понятно, что это тупиковый путь , который только усугубляет проблему.

Достоинство терапии творческим самовыражением заключается в чрезвычайной мягкости подхода. Например, в отличии от некоторых западных аналогичных методов, терапия Бурно основывается на том, что характер человека нельзя изменить, можно только примирить человека с собой, направить его на путь самопознания, чтобы он увидел свои преимущества и мог их использовать.

Одним из основных понятий метода является эмоционально-стрессовое воздействие, под которым понимается не "вредоносный стресс ", а душевный подъем, вдохновение , которые оказывают тонизирующее и целебное воздействие на все стороны человеческой жизни, в том числе на здоровье.

Суть метода заключается в доступном преподавании пациентам основ клинической психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания в процессе разнообразного творчества пациентов. В итоге человек из страдающего превращается в творческого, постигает свои особенности, через художественное самовыражение узнает себя, открывает свой путь и принимает его. Большую роль в этом процессе имеет изучение опыта талантливых, гениальных творцов, для многих из которых искусство было средством самолечения.

Подобные методы лечения известны и практикуются с древних времен — лечение музыкой, театральными представлениями в античные времена и т.д. Уже в 19 веке проведенные медицинские исследования показали, что пациенты с психическими патологиями выздоравливают гораздо быстрее, если у них есть интересное, любимое занятие, которому они могут отдавать свое время.

Терапия творческим самовыражением видит свой идеал в достижении целебно-творческого стиля жизни, постоянном ощущении творческого вдохновения. Такой результат можно достичь после нескольких лет занятий, но и эпизодические процедуры имеют очень благотворный эффект.

Методика включает индивидуальные беседы с психотерапевтом, выполнение домашних заданий, участие в группе творческого самовыражения в уютной психотерапевтической гостиной (теплая домашняя обстановка, чаепитие, приятная расслабляющая музыка), исполнение ролей в психотерапевтическом театре (как особая группа творческого самовыражения исполнительским творчеством).

Основные этапы лечения

  • Самопознание и познание других. В первую очередь речь идет об изучении человеческих характеров и видов душевных расстройств.
  • Познание себя и других в творческом самовыражении. Включает терапию:
    • созданием творческих произведений;
    • творческим общением с природой;
    • творческим общением с литературой, искусством, наукой;
    • творческим коллекционированием;
    • проникновенно-творческим погружением в прошлое;
    • ведением дневника и записных книжек;
    • домашней перепиской с врачом;
    • творческими путешествиями;
    • творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Необходимо отметить, что метод терапии творческим самовыражением требует от психотерапевта большого опыта и самоотдачи . Здесь каждый случай лечения индивидуален и зачастую верное решение можно получить только интуитивно .

В практике терапии творческим самовыражением приемлемы две формы работы — индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении. Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

Одним из самых распространенных видов творчества в терапии творческим самовыражением является рисование . Пациент может владеть только основами данного художественного метода, но этого вполне достаточно — ведь цель не в создании произведения искусства, а в самопознании. Рисование доступно практически всегда, что позволяет пациенту самостоятельно оперативно провести снятие эмоциональной напряженности — это сродни эффекту от ведения дневника. Создание рисунков в групповой работе — уникальная возможность за короткое время (буквально за несколько минут) яснее узнать характеры участников, их особенности.

Среди противопоказаний к терапии необходимо отметить: глубокую психотическую депрессию с суицидальными мотивами; дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими ", ранимыми, лечение будит радостные надежды — и только больнее от всего этого "удары жизни "; бредовую и сверхценную настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям.

Позитивное действие терапии творческим самовыражением основывается на том, что человек обретает свой индивидуальный стержень, который спасает его от эмоциональной напряженности, страхов, неуверенности в будущем. В творческом процессе человек находит и открывает себя — обретает новые ценности и вносит в свою смятенную и аморфную душу определенность , отвечает себе на вопросы — кто есть я, чего стою, что умею, в чем мое призвание и т.д. Творческий человек более эмоционально защищен , так как жизненные невзгоды, горе и другой негатив он может воспринимать как творческий материал, на основе которого создается произведение искусства.

Метод творческого самовыражения (СНОСКА: Как метод был апробирован на основе известных психологических методик М. Е. Бурно. См.: Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.–С. 304 ) включает ряд методик, объединенных общей методологией и технологией построения. Смысл этого метода заключается в том, чтобы привести каждого подростка в соприкосновение с собственным творчеством, дать ему возможность почувствовать экзистенциальную сопричастность к миру, помочь ему найти точку опоры в своей уникальности. Уметь найти резервы в собственной индивидуальности – ценнейшее умение, необходимое личности в прогнозировании и дальнейшем формировании своей жизненной судьбы (М. Е. Бурно).

Метод строится на идее о том, что убедить человека в своей значимости и найти смысл жизни поможет субъективное творчество и положительное переживание.

Метод самовыражения через литературное творчество, как и через другие виды творчества, проводится в форме практических занятий. Занятия такого типа структурированы определенным образом, как и любой урок в соответствии с задачами обучения. Приемы подбираются учителем произвольно. Особых сложностей в проведении занятий данного типа нет, поэтому ограничимся в описании метода инструкциями и примерным планом занятий.

Инструкция:

«Нужно создать картину из слов, наполненную ощущениями (вкус, запах, осязание, звуки, зрительные образы). Рассказ должен быть очень искренним, даже если он под маской другого человека. Если автор описывает какие-то не свойственные ему переживания, то необходимо выразить свое отношение к происходящему в рассказе».

Каждый ученик может выбрать свою тему для рассказа, либо все учащиеся пишут рассказ на одну тему. Желательно предложить несколько вариантов. Считаем целесообразным работу со следующими темами:

1. Описать событие детства, поездку или переживание.

2. Попробовать сделать непосредственное описание природы. Для этого пойти на лоно природы и записать все, что почувствуется, увидится, что при этом вспомнится, подумается.

Господа, случайно нашел сайт Клуба "Терапии творческим самовыражением" . Возможно кого-то заинтересуют занятия, проводящиеся в рамках этого клуба. Насколько я понимаю, они также бесплатны. Ниже я цитирую одну из страниц этого сайта, на которой рассказывается об этом клубе.

Е.А. Добролюбова, медицинский психолог ПКБ №12.

В ПКБ №12 г. Москвы много лет работает клуб «ТТС». Он не есть развлечение, клуб - лечебный. Терапия творческим самовыражением- это отечественный клинический психотерапевтический метод, созданный профессором кафедры психотерапии и медицинской психологии РМАПО М. Е. Бурно и разрабатываемый им и его последователями в медицине (не только в психиатрии) и во многих гуманитарных областях в России и за рубежом около 40 лет. Клинический - то есть естественнонаучный, опирающийся на клиническую картину болезни, на природную основу души, не стремящийся переделать природу, а помогающий ей.

ТТС помогает пациентам (прежде всего дефензивным - то есть робким, застенчивым, нерешительным, стеснительным, тревожным, сомневающимся, склонным испытывать чувство вины) и здоровым людям с дефензивными трудностями стать самими собой, найти свое (творческое) место в жизни в соответствии с их природными особенностями. Творческий стиль жизни, частое в нем творческое вдохновение (а оно и есть ощущение себя самим собой) позволяют войти в «экзистенциальную ремиссию», почувствовать себя «духовно здоровыми» (определение Д. Е. Мелехова) многим даже тяжелым больным. Все дефензивы имеют - больший или меньший - творческий потенциал. Творчество - это единственное дело, в котором можно быть собой вполне.

Чтобы стать собой, нужно прежде всего узнать, понять, прочувствовать основу своей неповторимости - свой тип характера. Поэтому важнейшим звеном ТТС является изучение характеров людей. Речь идет о классической характерологии, которая создавалась многими учеными школы, ведущей начало от Гиппократа.

В Клуб приходят и пациенты стационара, и выписавшиеся (амбулаторные) пациенты. В сущности, «ТТС» - это психотерапевтическое сообщество-семья. Потому что это не только групповые занятия по методу ТТС, но и совместные поездки в музеи, на выставки, за город и т.п. Участники клуба быстро сдруживаются и ходят друг к другу в гости, вместе встречают праздники.

В стенах больницы Клуб «ТТС», так сказать, «открыт» (собирается) 3 раза в неделю - по вторникам, четвергам и субботам - с 14 до 20 часов. Это значит, что к 14 часам (а то и раньше) можно прийти в нашу комнату и свободно пообщаться друг с другом, показать свои новые творческие работы, посмотреть обновленную выставку рисунков и фотографий, полистать выпуски литературно-художественного альманаха («компьютерное издание» - на правах рукописи) «О неуверенности в себе», который выпускает Клуб.

Теперь - о самих групповых занятиях. Они проходят в уютной психотерапевтической гостиной, при свечах и с чаем, среди художественных работ. По четвергам у нас «Творческое рисование». Слово «творческое» подчеркивает, что важно сделать работу непременно по-своему , не подражая, выразить себя - свой характер, свою индивидуальность-неповторимость. Насколько это получилось - и обсуждаем в конце занятия; говорим и сильных и слабых сторонах того типа характера, который видится в рисунках автора, о том, как можно сгладить слабые и развить сильные, в каком деле в жизни их применить, чтобы чувствовать себя увереннее, быть полезнее людям (будучи самим собой).

«Натура» предлагается в трех вариантах: а) натюрморт (он создается кем-нибудь из участников занятия, по очереди; может быть и коллективным); б) всевозможные творческие рисунки и фотографии, в том числе сделанные в самом Клубе; в) атласы-определители растений и животных. В первом случае (когда натюрморт) во время обсуждения говорим о том, как разные характеры (радикалы) увидели сегодняшнюю композицию. Во втором и третьем (срисовывание) рассматриваем характерологические особенности автора работы, сравнивая ее с оригиналом. Активное творчество на этом занятии - 4 часа, обсуждение - 2.

Когда рисуем, иногда поем; слушаем бардов и классическую музыку.

Работы, выполненные в четверг, могут посмотреть пациенты, которые приходят в Клуб в другие дни: рисунки какое-то время участвуют в постоянно обновляющейся выставке, размещенной на 20 ватманах. Там же висят художественные фотографии.

Обычно я помещаю рядом рисунки и фотографии, сделанные разными людьми с одного и того же места (например, в поездке): это подчеркивает характерологические особенности. С этой же целью объединяю на ватмане фотографии разных пациентов на одну тему. Другой принцип компоновки - размещение на одном листе совершенно разных работ, но принадлежащих авторам одного характера. Постоянно приходится наблюдать, что участие рисунка или фотографии в выставке оказывается для автора событием: его работу не только видят, но и обсуждают, срисовывают; отталкиваясь от нее, создают свое творческое (например, эссе).

По вторникам в Клубе - «Литературная группа». «Литературное занятие» состоит из нескольких частей. Выполняем задания:

1. «Разминка». Требуется написать - в течение 10 минут - что интересное, важное для себя видел(а) сегодня по дороге в Клуб. Написать, конечно, необходимо так, чтобы даже эти несколько строк были портретом души, а не документальной фиксацией.

2. Чтение получившегося и - если народу немного и, таким образом, время позволяет - обсуждение (какой характер, каким Образом прозвучал; кому что близко; в каких словах, строчках каждому лучше всего удалось выразить себя, то есть вышло по-настоящему самобытно).

Участники Клуба отмечают, что это «упражнение» заставляет постоянно - не только по вторникам - всматриваться в жизнь и выяснять свое - неповторимое - отношение к ней, а значит, чувствовать себя в большей степени самим собой. Кроме того, они начинают видеть вокруг то, что обсуждалось. И даже ставят себе такую цель («надо же - какое он подсмотрел! Надо будет и мне это увидеть»).

3. «Изложение». Очень медленно и только один раз читаю несколько предложений из синтонного художественного произведения (например, из стихотворения в прозе «Деревня» И. С. Тургенева). Прошу вчувствоваться в каждое слово, представить все в подробностях, ощутить все запахи, услышать все звуки, увидеть все краски, с оттенками, полутонами - так, чтобы перед глазами был кинокадр, еще лучше - сама жизнь. И после - все представленное записать. Объясняю новеньким, что это задание, во-первых, помогает научиться подробнее видеть, чувствовать; во-вторых, показывает, как мы - в том числе в силу особенностейсвоего характера - слышим, понимаем друг друга в повседневном общении.

Каждый читает свое «изложение». И смеху, и слез в это время всегда много. Аутисты умудряются переделать даже пятистрочный сюжет, у полифонистов реальные картины превращаются в фантастические, синтоники пересказывают наиболее близко к тексту.

4. Так называемое «Основное задание» - написать (в течение часа) эссе на общую для всех тему. Темой может стать абсолютно все, что позволяет отнестись к себе творчески (то есть по-своему и с добротой). Например, были темы: «Дождь», «Солнце», «Ветер», «Звездное небо», «Как я отношусь к лужам», «Кошка и собака», «Искусственные и живые цветы», «Дом, двор детства», «Литературный портрет».

5. Чтение написанного и обсуждение. Обсуждение проходит по-разному - в зависимости от количества остающегося времени. Один из вариантов:

После каждого рассказа прошу каждого участника сказать, какой характер (радикалы) прозвучал, обосновать свое мнение; созвучно было или нет; насколько автору удалось выразить себя.

Другой вариант:

Если времени мало, читаем эссе подряд, но при этом каждый отмечает созвучное себе и записывает строчки, которые представляются ему наиболее самобытными. После этого по кругу делимся впечатлениями. Обычно разные люди выделяют как наиболее художественное одно и то же - то, в чем есть настоящее творчество. Этот факт наглядно показывает пациентам, что, какой бы тип характера ни был, но, если есть богатая индивидуальность, она обязательно поможет другой индивидуальности.

Наиболее удачные произведения мы помещаем в Альманах Клуба, он называется «О неуверенности в себе»; есть уже 10 выпусков. Способность поднять самооценку авторов у него, пожалуй, больше, чем у выставки: сборник принадлежит библиотеке Клуба, а значит, его читают очень многие, не один год…

3-й раз в неделю Клуб собирается в больнице (в виде группы ТТС) по субботам. Это занятия, целиком посвященные изучению характерологии. Начало - сообщение, которое делает кто-нибудь из участников Клуба, - о творческом человеке, который ему интересен (созвучен или просто нравится), минут сорок. Доклад не искусствоведческий, а биографический, скорее даже - патографический. - Как звучит характер выбранного автора в его творчестве и в его жизни, какие у него были душевные трудности, как он с ними справлялся (у великих часто можно подсмотреть интересные психотерапевтические приемы). Смотрим репродукции его картин на слайдах (если это художник), читаем отрывки из классической литературы, слушаем классическую музыку, знакомимся с философскими, психологическими взглядами и т.д. И все это - для того, чтобы - в сравнении с другим - почувствовать себя более самим собой, войти в творческое вдохновение (в идеале, в результате многих месяцев занятий - в творческий стиль жизни), которое способно потеснить болезнь.


Опубликовано в газете "Психиатрия: Нить Ариадны", Декабрь, 2007

Этот сложный клинический психотерапевтический метод разрабатывается мною уже более тридцати лет и подробно изложен в 4-х книгах (Бурно М., 1990, 1999, 2000).

Имеется в мире обширная уже литература по терапии творчеством. Однако тщательных работ, излагающих практику этого серьезного лечения в соответствии с особенностями клиники, личностной почвы, найти не удалось. В основном это - психоаналитически, психодинамически, вообще психологически (в широком смысле), но неклинически ориентированные сообщения, книги о терапии самораскрытием в творчестве (Naumburg М., 1966; Franzke Е., 1977; Gibson G, 1978; Zwerling I., 1979; Kratochvil S., 1981; Biniek E., 1982; Бурковский Г. и Хайкин P., 1982; Günter M., 1989). Принято считать, что о терапии творчеством, искусством возможно говорить лишь на языке психоаналитическом. Так, характерно сравнительно недавнее замечание кельнского профессора П. Риха о том, что «не-психоаналитически ориентированная терапия искусством мало смысла имеет» (Rech Р., 1991, s. 158). В. Кречмер (1958, 1963, 1982) строит свою «синтетическую психотерапию» на клинических принципах отца (Э. Кречмер) и представлениях В. Штерна о персональном сознании, включая основательно в психотерапию культуру как лечебное средство («Лечение положительными переживаниями и творчеством»). В. Кречмер, однако, принципиально ограничивается здесь общетеоретическими выразительными положениями, не предлагая врачу и психологу какие-либо практические разработки-рекомендации.

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения) выросла в поле концепции эмоционально-стрессовой («возвышающей», обращенной к духовности человека) психотерапии В. Рожнова (1985). Этот метод весьма эффективен для лечения пациентов с дефензивными расстройствами. «Дефензивность» (от défēnsio- оборона, защита (лат.)) понимается в клинической психиатрии как противоположное «агрессивности», авторитарности. Существо дефензивности - переживание своей неполноценности, конфликт чувства неполноценности (чувство неполноценности обнаруживается робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью, тревожной мнительностью и т.п.) с ранимым самолюбием. Дефензивность свойственна психастеникам, астеникам, многим циклоидам, шизоидам, больным неврозоподобной шизофренией, дефензивность звучит во многих депрессивных расстройствах.

Основной целебный «механизм» творчества

В тревожной напряженности, вообще почти при всяком серьезном расстройстве настроения человек испытывает тягостное чувство неопределенности, нестабильности, аморфности своего «я» - вплоть до мучительных деперсонализационных расстройств. Эта потеря себя и есть, думается, главный, глубинный узел тягостной, патологической душевной напряженности (в сравнении с личностным, пронизанным собственным «я» переживанием-очищением). Творчество как выполнение любого нравственного дела по-своему, сообразно своей духовной индивидуальности, помогает вернуться к себе самому, яснее, отчетливее почувствовать себя собою, смягчиться душевно, посветлеть, яснее увидеть свой путь, обрести смысл жизни. Содержательная встреча с самим собой в творчестве, кристаллизация индивидуальности обнаруживается душевным подъемом (творческим вдохновением), и в этом смысле Творчество и Любовь (в самом широком понимании - хотя бы как искренняя доброжелательность к людям) всегда вместе. Но человек творящий направлен к людям, служит им еще и тем, что своей оживленной индивидуальностью заинтересовывает, «заражает» их, побуждает к собственному творчеству. Ведь только духовная индивидуальность делает искусство искусством, вдохновение вдохновением, и только она вечна. Это так и в духовно-идеалистическом, и в духовно-материалистическом (клиническом) понимании.



Существо метода

Однако оживить, «разогреть» в страдающей душе целебные творческие движения часто непросто. Этому весьма способствует, по нашему опыту, посильное клиническое изучение своей хронической депрессивности, своей духовной индивидуальности (склада души), изучение других личностных вариантов (характеров) и того, как именно обычно выражают себя тот или иной душевный склад (характер), та или иная депрессивность в разнообразном творчестве. Чтобы достаточно осознанно-уверенно идти по своей, особенной общественно-полезной дороге, чувствуя себя собою, с творческим целебным светом в душе, нужно хотя бы в элементах изучить характерологические радикалы - синтонный, аутистический, психастенический и т.д., познав-прочувствовав, что нет «хороших» и «плохих» характеров-радикалов, как нет «хороших» и «плохих» национальностей. Важно ощутить-изучить в себе и в других - и слабости, и силу, ценность (конституционально-тесно связанную с этими слабостями) - для того, чтобы осознать, что для каждого свое (лишь бы это свое было нравственным). По-настоящему глубоко понять себя и других, свое предназначение в жизни возможно, как убежден, лишь в процессе разнообразного творческого самовыражения.



Пациенты в индивидуальных встречах с психотерапевтом, в групповых занятиях (в открытой группе творческого самовыражения - 8-12 чел., 2 раза в месяц по 2 часа) в необходимой для дефензивных людей раскрепощающей, смягчающей душу обстановке «психотерапевтической гостиной» (чай, слайды, музыка, свечи) (ил. 1 ) и домашних занятиях - познают, изучают собственные душевные особенности, особенности друг друга, особенности известных художников, писателей, философов (опираясь на учение о характерах, на воспоминания об известных людях). Они учатся всячески выражать себя творчески, изучая особенности своей творящей личности среди мировой духовной культуры.

Вот конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой в нашей работе, усиливая друг друга: терапия 1) созданием творческих произведений; 2) творческим общением с природой; 3) творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) творческим коллекционированием; 5) проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) ведением дневника и записных книжек; 7) домашней (по домашнему адресу) перепиской с врачом; 8) творческими путешествиями; 9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Постепенно, в течение 2-5 лет такой амбулаторной работы пациенты обретают более или менее стойкий вдохновенно-творческий стиль, светлый смысл жизни, в котором освобождаются от своей безысходной душевной напряженности-аморфности.

Возможно и краткосрочное, концентрированное лечение по этому методу в амбулатории или в стационаре с ежедневными занятиями в группе - в течение не менее двух недель. Тогда группы становятся закрытыми. В таких случаях мы рассчитываем хотя бы на повышение-посветление качества душевной жизни на будущее.

При полном, долговременном курсе лечения компенсация или ремиссия обычно малообратимы - в том смысле, что полного возврата к прежним тяжелым дням уже нет, пациенту теперь легче сопротивляться своим расстройствам. Однако, если он прекращает творческие занятия и теряет творческую форму (стиль), нередко наступает ухудшение.

В Терапии творческим самовыражением, так же, как и в гуманистической психологии-психотерапии, человек личностно растет, обогащается-самоактуализируется, обретает смысл жизни, но, в отличие от обходящих стороной типы личности (характера) и клиническую картину подходов Маслоу, Роджерса, Фромма, Франкла, несущих в себе убежденность в изначальности Духа, духовного, - здесь психотерапевт помогает расти духовно, обрести себя как человека именно аутистического или синтонного, или психастенического и т.д. склада, обрести свойственный своему складу творческий стиль, смысл жизни. Это основывается на теоретическом положении Э. Кречмера (Kretschmer Е., 1934) о психотерапевтических поисках вместе с пациентом свойственного ему стиля поведения, жизненного поприща - сообразно его конституциональным основам. Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что такая материалистическая приверженность конституции, клинической картине выглядит более приземленно, менее одухотворенно в психологически-аутистическом понимании, нежели гуманистические, экзистенциальные, психоаналитические, религиозные и другие духовно-идеалистические подходы, но этот клиницизм, этот естественнонаучный подход к душе человека есть существо моего психотерапевтического метода, серьезно помогающего россиянам и продолжающего (в чем убежден) отечественную клиническую психотерапевтическую традицию. Клиницизм метода наполняет его тонкой, сложной клиникой, особенно изучением личностной почвы, без чего этот метод невозможен. Пациенты, приобретая элементы клинических знаний, становятся в известной мере клиницистами-психотерапевтами для самих себя.

Терапия творческим самовыражением, духовно-материалистически отправляющаяся в основе своей не от вечного Духа, а от вечной Природы (особенностей конституции, клинической картины) дает возможность пациенту почувствовать себя уникальным самим собой (синтонным, аутистическим и т.д.) в духовной культуре, в жизни (в том числе и через духовное созвучие свое с известными художниками, писателями, философами). Таким образом, подчеркивая по-своему свободу личности, бесценность всего нравственного, человеческого, она может вывести пациента и на свою философски-идеалистическую, религиозную личностную дорогу.

Несколько практических примеров-советов

1.Попросить пациента почитать вслух в группе рассказ-воспоминание, например, о детстве в деревне. Пусть при этом покажет сделанные им уже теперь слайды тех трав и цветов, что и в детстве росли в той деревне. Пусть покажет свои, хотя и неумелые, но искренние рисунки-воспоминания деревенских пейзажей по памяти, рисунок дома, в котором жил. Вот он включает магнитофонную пленку с пением птиц, которое слышал там, кукареканьем, блеяньем овцы и т.д. Пациенты вместе с психотерапевтом стараются проникнуться всем этим, но не для того, чтобы оценить литературное или художественно-фотографическое умение (здесь не литературный кружок, не изостудия!), а для того, чтобы доброжелательно почувствовать в творческом самовыражении товарища его духовную, характерологическую особенность, сравнить со своей особенностью, рассказать и показать в ответ свое на эту тему и подсказать друг другу возможные, свойственные каждому способы творческого (а значит, и целебного) самовыражения.

2. На экране в сравнении - слайды: древнегреческая Кора и древнеегипетская Нефертити. Пациенты стараются «примерить» свое видение мира к синтонному видению мира древнегреческого художника и аутистическому древнеегипетского. Где больше созвучия с художником? Не - что больше нравится, а - где больше меня, моего характера, моего мироощущения? Посмотреть, поговорить о том,как два этих мироощущения продолжаются в картинах известных художников всех времен, в поэзии, прозе, в музыке, в кинематографии, в творчестве товарищей по группе. В чем сила и слабость каждого из этих мироощущений? В чем, в каких делах обычно счастливо находят себя в жизни различные синтонные и аутистические люди? Чем отличаются от них во всем этом психастенические люди? И т.д.

3. Если «новенькому» поначалу трудно творчески выразить себя, можно попросить его принести в группу несколько открыток с изображением созвучных ему картин художников или с изображениями любимых животных, растений. Или просим почитать в группе вслух стихотворение любимого поэта, включить музыкальное произведение, которое по душе (т.е. как бы про него, как бы он сам написал, если б мог).

4. Психотерапевт участвует в группе собственным творчеством, открывая пациентам свою личность (характер). Например, показывает на слайде, как он сам невольно философически «цепляется» фотоаппаратом за грозовые тучи, символически-аутистически выражая свое переживание. Или, если он синтонен, показывает своим слайдом природы, как естественно растворяется всем своим существом в окружающей действительности, не противопоставляя себя полнокровию жизни. Или, рассказывая о творческом общении с природой, психотерапевт показывает, как сам чувствует-понимает свою особенность, общаясь с созвучным ему цветком («мой цветок»). Как именно это общение с цветком (в том числе фотографирование его, рисование, описывание в записной книжке) подчеркивает психотерапевту его собственную особенность.

5. Не следует «загружать» этих неуверенных в себе пациентов отпугивающим «энциклопедическим» обилием информации. Минимум информации, максимум творчества.

6. В процессе творческого самовыражения надо помочь пациентам научиться уважать свою дефензивность. Она есть не только слабость (излишняя тревожность, непрактичность, неуклюжесть и т.д.), но и прекрасная сила, сказывающаяся прежде всего насущными в нашу эпоху тревожно-нравственными размышлениями-переживаниями. Эту свою «силу слабости», которой, кстати, наполнена и удрученная сомнениями дюреровская Меланхолия, важно полезно применить в жизни. Следует помогать пациенту стать как можно более общественно-полезным самим собой - не ломая себя, не пытаясь превратить себя искусственной тренировкой в свою «смелую», «нахальную» противоположность (к чему поначалу так стремятся многие дефензивные страдальцы).

Так, например, в группе творческого самовыражения общими, сердечными усилиями показываем современному Гамлету, что за его житейской непрактичностью, нерешительностью стоит бесценная нравственная щепетильность, способность философски-остроумно осмыслять действительность и рассказывать многим людям о них самих и дивной диалектике жизни - так, как сами они не смогли бы это увидеть, сообразить. Осознав, что храбро-агрессивные, практические дела не есть его удел, что, возможно, дефензивными переживаниями в соответствующей обстановке мучились бы и Дарвин, Толстой, Чехов, пусть дефензивный пациент научится уважать это свое дарвиновское, толстовское, чеховское. Утверждаясь в истинной своей ценности, он скорее научится решительнее делать и необходимое практическое дело. Но лишь необходимое практическое.

Я рассказываю в группах, как давным-давно мой школьный товарищ В., одаренный в математике, но робкий, рассеянный, физически хрупкий, неловкий, буквально истязал себя на уроках физкультуры сложными упражнениями, до слез презирая свою «слабость», непрактичность. Уже студентом он продолжал «ломать» себя альпинизмом и вскоре погиб в пропасти. По-видимому, благодаря Терапии творческим самовыражением, В. смог бы прочувствовать и осознать, что свою телесную хрупкость, неловкость возможно даже уважать как неотъемлемую часть душевно-телесной конституции, без которой не было бы его математического дара. Этим и отличается клиническая психотерапия, индивидуализирующая каждый случай, - от психологически-ориентированной психотерапии, которая могла бы потребовать мнением группы превращения Гамлета в уверенного в себе, нерассуждающего храбреца (хотя бы искусственного), заставляя его громко кричать: «Я! Я!! Я!!!».

Терапия творческим самовыражением противопоказана во многих случаях психотической депрессии. Здесь может даже углубиться переживание тоскливой безысходности, отделенности от людей - в яркой обстановке одухотворенного творчества.

Заключение

Таким образом, Терапия творческим самовыражением как метод клинической психотерапии не есть просто лечение радостными, творческими переживаниями. Это попытка с помощью специальных одухотворенно-творческих занятий помочь дефензивному пациенту проникнуться осознанным чувством духовного, общественно-полезного своеобразия. Конкретно, в жизни, это выражается, например, в том, что на экскурсии в древнем городе человек видит уже не просто белые седые стены, луковицы церквей, а чувствует-осознает в них и в себе самом характерологические особенности предков - суровую мягкость, синтонную, веселую размашистость в духе «московского барокко», застенчивую близость к живой природе (луковица). В зелени возле храма он различает теперь козлобородники, лесную герань, тысячелистник и вдохновенно знает свое отношение к конкретному цветку, к конкретному архитектурному образу («насколько это близко, насколько все это подчеркивает мне меня самого, мой собственный путь в жизни»). Это повседневное творческое самовыражение внешне несколько напоминает «бытие» (в противовес «обладанию») в том духе, как мыслит это Фромм. В отличие от Фромма, понимаю суть бытия, творческого бытия духовно-материалистически: человек не «выбирается» к абсолютной (в сущности, божественной) свободе из своего «я», а свободно-нравственно, общественно-активно живет своим собственным «я», конкретно-реалистически изучая его.

1. 1. 2. Терапия (профилактика) творческим самовыражением

В настоящих рекомендациях автор указанного в названии психотерапевтического (психопрофилактического) метода кратко описывает практическое существо дела применительно к тем обстоятельствам, в которых врач и психолог работают с пациентами и здоровыми.

Настоящий метод особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными неостропсихотическими нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испытывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы. Термину «дефензивность» близки такие понятия, как астеничность, психастеничность, астеноподобность, психастеноподобность, тормозимость, меланхоличность. Понятно, что депрессивность обычно несет в себе известную дефензивность. Дефензивность (переживание своей неполноценности) обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных малопрогредиентной неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопатов, у больных алкоголизмом и наркоманов дефензивного (тормозимого) склада. Расстройства настроения дефензивного характера нередки и у здоровых людей, особенно - у акцентуированных личностей. Всем этим людям настоящий прием помогает смягчиться душевно, проникнуться более или менее стойким целебно-творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь (за смягчением душевной напряженности и «подъемом духа») к психотропным препаратам, алкоголю, наркотикам.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) подробно отправляется от клинической картины, от особенностей таящейся в ней природной душевно-телесной самозащиты, как и клиническая гипнотерапия, клинические рациональные беседы, клинические методики психической саморегуляции и другие клинически преломленные методы, составляющие арсенал психотерапевта-клинициста. Под творчеством (в широком смысле) понимается выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому (в отличие от просто «самовыражения») творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда - созидание, несущее в себе индивидуальность автора. Своей непохожестью друг на друга, своими нравственными особенностями люди соединяются в коллективы, в которых, в идеале, каждый одухотворенно по-своему (а не механически, не машинно) претворяет в жизнь сплачивающую коллектив общественно-полезную задачу. Поскольку главный инструмент всякого творчества - живая духовная индивидуальность, больной и здоровый человек изучают в ТТСдушевные расстройства, характеры, познают в творчестве свою индивидуальность, становятся как бы более самими собою и, обретая таким образом вдохновение, освобождаются от тягостной неопределенности, всегда присутствующей в расстройствах настроения, в любой душевной напряженности, депрессивности. В процессе лечения (профилактики) человек находит или уточняет собственный творческий, общественно-полезный и одновременно целебный вдохновением путь в своей профессии, в общении с людьми, в семье, на досуге. В этом и состоит, в самом кратком изложении, клинико-психотерапевтическое, научное существо Терапии творческим самовыражением как сложного клинико-психотерапевтического воздействия.

Цели метода, понятно, не в том, чтобы научить тех, кому помогаем, создавать произведения искусства, науки или дать им какое-то «отвлекающее» от душевных трудностей «хобби». Цели в следующем.

Лечебные цели

1. Помочь дефензивным пациентам выйти из тягостных расстройств настроения, существенно смягчить у них патологическое переживание своей неполноценности, различные психопатические и неврозоподобные проявления: навязчивые, астено-ипохондрические, сенестопато-ипохондрические, деперсонализационные и т.д. Предупредить тем самым возможную здесь губительную «самопомощь» выпивкой и наркотизацией.

2. Одновременно, в процессе терапии, раскрепостить, привести в действие скрытые резервы общественной, нравственной деятельности, нередко «спрятанные» в этих не уверенных в себе пациентах без такого специального лечения. Помочь им творчески, более полезно для общества и целебно для себя «вписаться», «включиться» в жизнь именно своими, в том числе хроническими патологическими, особенностями.

Профилактические цели

1. Помочь здоровым людям с дефензивными сложностями избавиться от мешающей жить и работать напряженности, чреватой тяготением к алкоголю, наркотикам.

2. Специальными занятиями способствовать тому, чтобы здоровый человек с характерологическими трудностями нашел свою творческую, наиболее общественно-полезную и потому вдохновенно-целебную жизненную дорогу.

Задачи метода (как тактическое, реализующее стратегию целей)

Лечебные задачи

1. Помочь пациентам в процессе индивидуальных бесед, медицинско-просветительных, психологически-типологических воздействий в группе по возможности познать, изучить свои болезненно-стойкие, «трудные» характерологические особенности, хронические патологические расстройства - прежде всего для того, чтобы выяснить, как возможно применить их наиболее общественно-полезно, в чем состоит своеобразная жизненная сила этой хронической патологии.

2. Помочь в процессе личностного психотерапевтического контакта с врачом, психологом, в процессе Терапии творческим самовыражением, сообразно своим особенностям, осознать свое место среди людей и для людей, продумав-прочувствовав собственную серьезную неслучайность в стране, в человечестве.

3. Не просто призывать пациентов к творчеству (писать, рисовать, фотографировать и т.д.), а неназойливо в уютной творческой обстановке подвести их к этому, «заразить» этим, возбуждать интерес членов группы к творчеству друг друга, подталкивая к самовыражению и собственным (врача, психолога, фельдшера, медсестры) творчеством.

4. Способствовать тому, чтобы пациенты, благодаря своей теперь уже укрепленной творчеством индивидуальности, стойко, продуктивно вошли в жизненные коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.д.

Профилактические задачи

1. В процессе психологически-характерологических занятий помочь здоровым людям с душевными трудностями посильно изучить элементы типологии характеров, собственные характерологические радикалы, способности, чтобы осознанно попытаться сделаться личностно более общественно-активными и, значит, целебно-одухотворенными.

2. «Погрузить» здоровых людей с дефензивными переживаниями в работу группы творческого самовыражения, чтобы в калейдоскопе специальных занятий они духовно обогатились, обрели себя, осознали-прочувствовали в творчестве свои личностные, полезные для общества особенности, свое серьезное место среди людей и природы.

Практическое существо настоящего метода едино в лечении и профилактике и состоит в следующем. Пациенты и здоровые (с душевными трудностями) - в индивидуальных беседах с врачом, психологом, в групповых занятиях (группа творческого самовыражения) в раскрепощающей, смягчающей обстановке «психотерапевтической гостиной» (чай, слайды, музыка, неяркий свет) и в домашних занятиях учатся всячески выражать себя творчески. Любое, даже как будто бы совершенно бесполезное, но проясняющее, укрепляющее личность творческое занятие на досуге может способствовать усилению профессионального творчества, поскольку человек в любом нравственном самовыражении становится вообще более личностью. Такой человек делается более защищенным в отношении расстройств настроения (с которыми, например, у алкоголика связан срыв).

I этап - самопознание (изучение своего характера, своих болезненных расстройств) + познание других характеров (изучение элементов учения о характерах: «для каждого свое», научиться уважать это «свое» другого, во всяком случае, относиться к этому «своему» другого доброжелательно, если оно, конечно же, не безнравственно); продолжительность от 1-3 месяцев (в случае неспешной амбулаторной работы в течение 2-5 лет) до нескольких дней (при сокращенной работе - больница, санаторий, дом отдыха).

II этап - продолжение познания себя и других в творческом самовыражении (с осознанностью своей общественной полезности, с формированием оптимистического отношения к жизни) - с помощью конкретных методик терапии творчеством; продолжительность от нескольких лет (при неспешной амбулаторной работе - диспансер, поликлиника, клуб трезвости) до 2 недель (в случае краткого курса лечения (профилактики)).

Формы терапии (профилактики) творческим самовыражением:

1) индивидуальные беседы (от 3 раз в неделю до 1 раза в 2 месяца);

2) почтовая переписка (от нескольких писем в месяц до нескольких в год);

3) группы (открытые или закрытые) творческого самовыражения (по 8-12 чел.) в «психотерапевтической гостиной» с чтением вслух своих рассказов, обсуждением слайдов друг друга (как проявляются во всем этом свойственные автору особенности и как общественно-полезно возможно их применить) и т.д.; групповые встречи от одного раза в день до двух раз в месяц (в соответствии с условиями работы) - параллельно индивидуальным беседам.

Рядом со всем этим, по необходимости, применяются гипнотические сеансы, тренировочная психотерапия, лекарства (в основном седативные средства, транквилизаторы).

Конечно, трудоемкий курс лечения в течение нескольких лет достаточно долог. Но многолетний опыт Терапии творческим самовыражением больных дефензивно-малопрогредиентной шизофренией, дефензивных психопатов и больных алкоголизмом с дефензивным складом подтверждает, что только при таком длительном, неспешном лечении возможно в большинстве случаев добиться высокой и средней степени терапевтической эффективности.

Высокая степень терапевтической эффективности здесь обнаруживается в достаточно стойких компенсациях и ремиссиях, содержащих в себе психотерапевтически воспитанные творческий, вдохновенный подъем духа и возможность сопротивляться, благодаря этому, внутренним и внешним трудностям, практически безотказную способность смягчать, просветлять себя в часы, дни ухудшения определенным творчеством, заметный подъем социальной кривой жизни с ясным, осознанным чувством своей полезной включенности в жизнь общества и убежденностью, что, в основном, указанные перемены обусловлены именно этой длительной Терапией творческим самовыражением. Отмечается и стремление помочь творчеством подобным себе «страдальцам» так, как помогли им самим.

Средняя степень эффективности выражается в более или менее стойком улучшении, при котором пациент способен существенно смягчать свои расстройства выработанными способами творческого самовыражения на фоне заметного (в целом) подъема социальной кривой жизни. Испытывая по временам светлое ощущение своей общественной полезности, пациент убежден, что все эти благотворные сдвиги в состоянии обусловлены новым, творческим стилем его жизни.

Малая степень эффективности - нестойкое улучшение, в процессе которого у пациента складывается впечатление, что болезненное способно отступать именно в процессе творческого самовыражения, укрепляется надежда, что будет все лучше. Ощущая ясно теперь хотя бы «крохи» своей общественной полезности, пациент тянется к творчеству.

Эффективность Терапии творческим самовыражением оценивается в основном клинически. Попытки «измерить» эффективность принятыми у нас психологическими методиками здесь (особенно в случаях шизофрении и психопатии) ненадежны. Так, например, при явном и длительном улучшении, установленном клинически, социально, профиль MMPI нередко остается прежним.

В случаях хронического алкоголизма эффективность лечения оценивается общепринятым способом или (при длительном амбулаторном ведении больных в антиалкогольном клубе) общим количеством «трезвых» трудоспособных месяцев, дней в году.

Как подспорье для оценки эффективности Терапии творческим самовыражением предлагается настоящая анкета, в которой пациенты должны подчеркнуть то, что, по их мнению, соответствует правде.

1. В процессе нашего лечения, благодаря ему, у Вас появились конкретные творческие занятия, с помощью которых можете:

Надежно выбираться из тягостных расстройств настроения

Существенно смягчать свои расстройства

Хоть немного улучшать свое состояние

2. Вы испытываете несомненное улучшение в целом:

В последние 3 месяца

В последние полгода

В течение последнего года

В последние годы (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

3. Вы объясняете это улучшение нашими индивидуальными и групповыми встречами:

Полностью

Преимущественно

Лишь отчасти

4. Ваше улучшение связано, в основном, с благоприятными, не зависящими от лечения обстоятельствами жизни:

5. Вы убеждены, что состояние Ваше, благодаря лечению, в целом улучшилось, хотя обстоятельства Вашей жизни стали более трудными:

6. Вследствие того, что в процессе настоящего лечения состояние Ваше серьезно улучшилось, Вам хочется подобным образом помочь людям с переживаниями, расстройствами, похожими на Ваши (или уже пытаетесь это делать):

7. Конкретные, официальные факты говорят о том, что, благодаря нашему лечению, Вы все больше приносите общественной пользы:

8. Вы испытываете, благодаря нашему лечению (или - независимо от него, по Вашему мнению), творческий подъем, желание одухотворенно работать:

Почти постоянное

По временам

Лишь изредка

9. Благодаря нашему лечению Вам стало гораздо легче справляться со своими душевными и жизненными трудностями:

10. Вы уверены, что стали более общественно-полезным самим собою, хотя это и не выражается в официальных данных (должность, зарплата и т.д.):

11. В процессе лечения возникла и укрепилась надежда, что Вам будет лучше и лучше:

12. Благодаря лечению возникло отчетливое впечатление, что душевные трудности отступают, ослабевают в творчестве:

Данные этой анкеты следует интерпретировать осторожно-клинически (особенно в случаях шизофрении), сопоставляя их с действительным состоянием пациента, его объективными успехами в жизни, сведениями от родственников и т.д.

Терапия творческим самовыражением при всей калейдоскопической многокрасочности своих средств (изучение характеров, писание рассказов, стихов, живопись, общение, к примеру, с двудомной и жгучей крапивой, с древностями, книжками, игрушками своего детства, звездным небом, проникновенное медленное чтение, например, Некрасова, коллекционирование монет, поиск прекрасного даже в дождевом черве и бесконечное разнообразие других подобных занятий) - должна оставаться во всех своих деталях клинической, т.е. постоянно сообразовываться с клиникой, личностной почвой, чтобы не превратиться в психологические попытки насильственной «реконструкции» личности или в развлекательное затейничество, способные даже повредить. В группах творческого самовыражения больные шизофренией лечатся вместе с психопатами, нередко сдруживаясь между собой, благодаря объединяющей их дефензивности. Однако дефензивность эта клинически различна и лечение остается клинически-дифференцированным (в соответствии с нозологической принадлежностью), даже в группе. Так, если психастеник в процессе лечения нуждается в подробной научно-лечебной информации и всяческом чувственном оживлении, то астенику необходимо дать больше утверждающей его в жизни психотерапевтической заботы, целебно возвышающей душу художественной эмоции. Дефензивного циклоида следует юмористически ободрять, полагаясь на его склонность веровать в авторитет врача, вести его через творчество прежде всего к свойственной ему живой практической деятельности (профессиональной и общественной). Дефензивному шизоиду надобно попытаться помочь для общественной пользы применить свою аутистичность в символически-философическом искусстве, философии, физике, математике и т.д., мягко уводя его таким образом от возможного болезненного погружения в мистику. Пусть дефензивный эпилептоид применит во имя добра, например, в борьбе с хулиганами, свою дисфорическую напряженность, авторитарность, а дефензивно-истерический пациент найдет полезное применение своей красивой демонстративности, ананкаст- своей скрупулезности. Существенно помочь больному шизофренией не сможем без особого рода эмоционального контакта (Бурно М. Е., 1985). Больных алкоголизмом пытаемся духовно оживить, побудить к творчеству - также сообразно их преморбидному личностному складу, сообразно тому, что осталось от личности в процессе алкогольного огрубения, снижения. При этом постоянно укрепляем в них трезвенническую установку - в том числе «художественно-психотерапевтическими» способами (писание рассказов, стихов, рисование - на горькие темы прежней пьяной жизни, анализ пьесы противоалкогольного содержания, в которой, может быть, сами пациенты играют роли, и т.д.). Сообразно личностным свойствам работаем профилактически и со здоровыми в «группах риска», в клубах трезвости.

Каждый пациент и здоровый человек с душевными трудностями со временем, с помощью психотерапевта, его помощников и своих товарищей в группе, почувствует, осознает свои особенности, например, в своих же рассказах, слайдах на экране и т.д. - для того, чтобы усвоить свое сильное, свой путь в жизни.

Терапия творческим самовыражением предполагает личностный контакт с врачом, психологом, фельдшером, медсестрой. Это означает живой интерес к личности пациента или здорового человека, интерес к его рабочим и житейским делам, как будто бы не имеющим отношения к расстройствам настроения, симптомам, способность искренне сочувствовать, переживать, т.е. все то, что исключает возникающее нередко у человека, попавшего в лечебную или профилактическую формальную обстановку, чувство «подопытного кролика». В то же время для успеха дела не должно быть в полном, жизненном смысле дружеских (или, тем более, влюбленных) отношений, должна здесь существовать (без всякой фальши!) та тонкая, невидимая дистанция, на которой держится психотерапевтическое (психопрофилактическое) искусство, т.е. та благотворная «искусственность», отличающая искусство (в том числе психотерапевтическое) от самой жизни.

Этот личностный контакт имеет свои особенности сообразно клинике или здоровым характерологическим свойствам.