Типы падежных значений. Творительный падеж в русском языке
Окончания прилагательных и существительных мужского (и среднего) рода тоже похожи между собой:
- -ом /-ем – для существительных;
- -ым /-им – для прилагательных;
И, как всегда, выбор одного окончания из пары зависит от твёрдости / мягкости последнего согласного. Это значит, что окончания мы трансформируем следующим образом:
- _ и -о → -ом
- -й , -ь и -е → -ем
- -ый , -ой , -ое → -ым
- -ий , -ее → -им .
Вот несколько примеров:
- (важны й проект ) → Наша команда сейчас работает над одним важным проектом .
- (русски й язык ) → Сейчас я занимаюсь русским языком .
- (ново е вечерне е плать е) → Оля хвастается своим новым вечерним платьем .
- (домашне е вино ) → Гостеприимные хозяева угостили нас домашним вином .
Примечания:
1) После букв ж , ш , ч , щ и ц окончания существительных -о́м /-ем зависят от ударения (о́ – под ударением, -е – без ударения).
- Антон мечтает стать врачо́м , когда вырастет.
- У вас есть блюда мексиканской кухни? Я хочу чего-нибудь с острым пе́ рцем .
- – Где Игорь? – Он на улице чинит машину вместе с отцо́ м .
2) После букв г , к , х , ж , ш , ч и щ нам не нравится произносить и (или) писать ы , поэтому у прилагательных в этом случае возможно только окончание -им .
- (так ой дорог ой фотоаппарат) → Кто этот мужчина с так им дорог им фотоаппаратом? Наверное, он профессиональный фотограф!
- (больш ое окно) → Девушка остановилась перед больш им окном, чтобы полюбоваться закатом.
3) У некоторых слов в творительном падеже ударение перемещается на окончание -ем . В этом случае окончание будет -ём .
- (богаты́рь , води́тель ) → В детстве Илья мечтал стать богатырём , а стал води́ телем автобуса.
- (царь , руководи́тель ) → Его друг Иван тоже любил сказки и мечтал стать царём . В итоге он стал руководи́ телем отдела маркетинга.
4) Некоторые слова теряют гласные -о , -е и -ё в творительном падеже. Такие гласные называются “беглыми”.
Почему-то творительный падеж навеивает что-то волшебное и непритязательное, возможно потому, что он произошел от слова «творить», а значит творить что-то волшебное и нужное. Творительный падеж делает волшебной нашу речь, помогая правильно расставлять слова в предложении для наделения его смысловой нагрузкой.
Вопросы творительного падежа.
Творительный падеж отвечает на вопросы «Кем?», «Чем?» . В дополнение к этим вопросам зачастую используют слово «доволен».
«Доволен кем?» - человеком;
«Доволен чем» - работой.
У таких частей речи, как имена существительные есть деление на две формы – это множественное и единственное число . Творительный падеж существительного в единственном числе будет выглядеть вот так:
«За столом сидели два человека и разговаривали»;
Во множественном числе будет выглядеть так:
«За столами сидели приглашенные на свадьбу гости».
Окончания творительного падежа.
При склонении, то есть при изменении падежа, у имен существительных всегда меняется окончание. Рассмотрим окончания, свойственные существительным в творительном падеже:
- Существительные первого склонения имеют окончание «Ой» (ногой , рукой );
- Второго склонения «Ом» (столом , козлом );
- Третьему склонению присуще окончание «Ю» (шалью , былью ).
Чаще всего творительный падеж характерен словам, которые сочетаются с глаголами. Такая форма падежа существительного может быть образом действия или обозначать время, пространство, так же может указывать на того, кто производит действие. Например, «Дорога вела (чем? ) лесом» или «Кормил кошку (чем? ) молоком», «Произведение «Капитанская дочка» было написано (кем? ) А.С.Пушкиным».
Творительный падеж употребляется как в приименной (с существительным), так и в приглагольной (с глаголом) позиции. Интересно, что существительные в творительном падеже могут иметь разные значения, которые подробно описаны здесь. В статье приведены способы определения творительного падежа с примерами, дан список наиболее распространенных предлогов.
Что такое творительный падеж?
Творительный падеж в русском языке – косвенный падеж, выражающий субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения. Творительный падеж отвечает на вопросы – Кем? Чем?, может употребляться в приглагольной либо приименной позициях.
Примеры существительных в творительном падеже : горжусь дочерью , наслаждаются искусством , зажечь спичкой , написано учеником , стоять боком , идти колоннами , быть кассиром .
Как определить творительный падеж?
Чтобы узнать падеж существительного, к слову необходимо поставить вопросы творительного падежа (Кем? Чем?) , а также выделить у существительного падежное окончание.
Падежные окончания Т. п. представлены в таблице.
Склонение | Ед. число | Мн. число | ||
1 склонение | -ой (-ей), | Улыбкой
, улыбкою
,
Статуей , статуею , Сладкоежкой , сладкоежкою , Дядей , дядею |
-ами (-ями), | Улыбками
,
Статуями , Сладкоежками , Дядями |
2 склонение | -ом (ем) | Пряником
,
Роялем
, Хранилищем |
Пряниками
,
Роялями
, Хранилищами |
|
3 склонение | -ю | Лошадью
,
Печалью |
Лошадями
, лошадьми
,
Печалями |
|
Разносклоняемые | -ей, -ею, -ем | Дитятей
, дитятею
,
Путем , Знаменем |
Детьми
,
Путями , Знаменами |
Обратите внимание . В форме творительного падежа множественного числа существительные всех склонений имеют одинаковые окончания. Исключение – разносклоняемое существительное «дитя» и некоторые дополнительные формы Т. п. существительных третьего склонения.
Значение имен существительных в творительном падеже
В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
- Субъектное (гвоздь забили молотком, ошибка допущена сотрудником) ;
- Объектное (восхищаться музыкой, обладать навыками) ;
- Определительное (чистка пылесосом, она была неумехой) ;
- Обстоятельственное (чертить карандашом, указать линейкой, работать вечерами, создавать командой, петь альтом) .
Предлоги творительного падежа
Существительные в творительном падеже употребляются как в качестве прямого дополнения (украсить узором, говорить басом) , так и с предлогами (стоять перед домом, пролететь над морем) . С существительными в Т. п. употребляются предлоги – за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между .
Примеры существительных в творительном падеже с предлогами : гулять под дождем , блюдце под чашкой , видно за облаками , нести за спиной , спор между учениками , тропинка над шуткой , выступать перед аудиторией , дача под Москвой , брат с сестрой , говорить с другом .
Название: Творительный падеж .
Наиболее типичным значением творительного падежа (приглагольного) является указание орудия или средства, при помощи которого осуществляется то или иное действие (творительный орудия): рисовать карандашом, колотить молотком, строгать рубанком или в безличных оборотах: занесло снегом, ушибло камнем, раскидало вихрем.
Основное значение творительного падежа
– это орудие действия, инструмент: «писать пером». Он же может иметь значение социативного субъекта, то есть субъекта, совместно с которым совершается действие: «встречаться с другом». В специфических ситуациях творительный падеж может выступать в значении субъекта: «Лодку ветром уносит в море». Также творительный падеж может обозначать признак, который приписывается субъекту: «Он станет художником». Широко распространены обстоятельственные значения творительного падежа:
временное - читаю днями и ночами;
пространственное – плыть морем;
образа действия – повернуться боком.
В страдательных оборотах творительный падеж служит для обозначения производителя действия (творительный субъекта): войти в дверь, отворенную братом, сестрой, матерью; жить в доме, построенном отцом, дядей, товарищем и т. д.
Творительный падеж - форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д.
В некоторых случаях этот падеж служит для уточнения того или иного глагола с указанием на объект или область распространения действия: интересоваться музыкой, руководить кружком, дорожить вниманием, любоваться пейзажем.
Широко распространен и часто употребляется творительный приглагольный с обстоятельственными значениями (творительный времени, пути, пространства, способа и образа действия): выехать поздней, осенью, ждать часами, идти лугом, ехать берегом; говорить басом, дышать полной грудью.
Творительный приглагольный может также указывать на тот или иной признак (должность, положение, состояние) другого лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже: Михайлова назначили директором школы, Валерия выбрали капитаном и т. д.
Творительный падеж - это:
1) форма существительного, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - конём, краем, женой, землёй, болотом, полем, костью, дочерью, именем, путём;
во множественном числе - конями, краями, жёнами, зем лями, болотами, полями, костями, дочерями и дочерьми, именами, путями;
2) ряд таких форм существительного, объединённых описываемой ниже системой значений;
3) форма прилагательного или причастия, входящая в парадигму, с одним из следующих окончаний (в орфографическом виде):
в единственном числе - круглым, круглой, синим, синей, крепким, крепкой, лисьим, лисьей; тётиным, тётиной, отцовым, отцовой; действующим, действующей, сломанным, сломанной;
во множественном числе - круглыми, синими, крепкими, лисьими, тётиными, отцовыми, действующими, сломанными;
4) ряд таких форм прилагательного или причастия, объединённых общностью синтаксических функций.
Основные значения творительного падежа - объектное и определительное; им не противопоставлена резко функция необходимого информативного восполнения, обнаруживающаяся в составе сказуемого;
субъектное значение является периферийным.
Объектное значение чаще всего конкретизируется как значение орудийное (рубить топором, махать рукой), но также и как значение объекта непосредственного и полного приложения (восхищаться музыкой, руководить коллективом, увлечён шахматами) или в сочетании с определительным значением: добиться настойчивостью, платить серебром (чем и как).
Творительный падеж сочетается с простыми: за, меж, между, над, перед, под; и производными предлогами.
- ● Творительный времени указывает на время совершения действия или проявления состояния. Уехать ранней весной. Возвратиться глубокой ночью. Работать вечерами. Одной февральской ночью, часа в три, жена Вадима прислала за мной (Герцен). ●… … Словарь управления
Форма падежа, сочетающаяся с глаголом, именем существительным, именем прилагательным и выражающая значения субъекта действия, объекта, пространственные, временные отношения и т. д. Творительный времени указывает на время совершения действия или… … Словарь лингвистических терминов
- (грамм.; латинское название instrumentalis) сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
См. strumentale … Пятиязычный словарь лингвистических терминов
творительный падеж - твор ительный пад еж … Русский орфографический словарь
творительный падеж - грамм. Косвенная падежная форма, выражающая значение субъекта действия, объекта, пространственные, временны/е отношения и т.п.; отвечает на вопросы: кем? чем? Употребить слово в творительном падеже. Сочетаться с творительным падежом … Словарь многих выражений
усиления творительный падеж - ед. В морфологической стилистике: фигура2 речи, состоящая в употреблении форм творительного падежа в сочетании с именительным предикативным для совместного выражения одного и того же понятия. Сидел, ничего не понимая, глупец глупцом! … Учебный словарь стилистических терминов
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, творительная, творительное. В выражении: творительный падеж (грам.) падеж, отвечающий на вопрос: кем чем?, или в других случаях (напр. у прил.) падеж, зависящий от сущ. в этом падеже. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: творительный падеж падеж, отвечающий на вопрос кем (чем)? Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
У этого термина существуют и другие значения, см. Падеж (значения). Падежи … Википедия
Книги
- Лента падежей имен существительных (А4, 9 секций). ФГОС , Раскладной плакат из 9 секций для организации и проведения занятий со школьниками по изучению, закреплению и повторению темы о падежах в урочной и внеурочной деятельности, содержит материал… Категория: Демонстрационные материалы Серия: Раскладной плакат Издатель: Учитель ,
- Лента падежей имен существительных. Раскладной плакат , Раскладной плакат из 9 секций для организации и проведения занятий со школьниками по изучению, закреплению и повторению темы о падежах в урочной и внеурочной деятельности, содержит материал… Категория: