Тренинговое занятие на сплочение. Игровое упражнение «Путаница Упражнение путаница для младших школьников
Инструкция: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Встретившись, руки соединяются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разнимая рук. В результате возможны такие варианты, либо образуется круг, либо несколько сцепленных колец из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Игра прекращается по желанию участников.
Упражнение «Последняя встреча»
Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончен. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.
Через 2-3 минуты откройте глаза и. скажите это!» Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование
Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»
Не забудьте ритуал прощания с группой.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель этого занятия - закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания
Примерное содержание занятия
Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки:
«Здравствуй, я рад тебя видеть.»
Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть.» Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.
Проверка домашнего задания
Все участники рассказывают об одном из своих «добрых, проявлений» по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание, на своих ощущениях от этого доброго дела.
Упражнение «Жизненные перспективы»
Назначение: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.
Инструкция: в предыдущем упражнении вы говорили о своих желаниях. Речь фактически шла о множестве целей, которые можно реализовать. Для достижения желаемого необходимо их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся.
Возьмите листок бумаги, разбейте его на четыре колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы». Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течении недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, на пример, чего бы вы хотели достичь через пять, десять лет. Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые). В третьей колонке обозначьте действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели. В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного.
Далее организуется работа в парах, где участники группы помогают друг другу осознать и принять самую важную цель. Итогом работы должно стать формулирование утверждения о самой важной цели. Утверждение - это краткое заявление о том чего хочет человек. Затем в кругу каждый рассказывает о своей самой важной цели.
Упражнение «Будущее»
Назначение: осознание участниками своих жизненных перспектив и возможности влияния личностных особенностей на свой жизненный путь.
Инструкция: «закройте глаза. Представьте себя в максимально далеком будущем, на сколько это возможно. Где вы находитесь? Чем занимаетесь? Какой вы? Кто еще здесь есть кроме вас? Постепенно откройте глаза и вернитесь в круг», (время 5-7 минут)
Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, ...
Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств...
Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт,
побуждение или научение?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее...
Тренинг направленный на изменение коллективного настроения
посредством методов арт-терапии
Коллективное настроение – это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности членов группы к тем или иным действиям.
Цель тренинга : изменение коллективного настроения посредством группового взаимодействия; сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.
Материалы : воздушный шарик, краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)
Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик.
Инструкция : Все участников необходимо поставить в круг.
Психолог: «Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар. – Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу)».
2. Упражнение «Ботинки» .
Цель : Упражнение усиливает чувство группы, включение всех участников в работу, создает положительный эмоциональный настрой.
Ход работы:
Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Перемешать и разбросать в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.
Задание : каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала. Вопросы для обсуждения:
Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал?
Что вы испытали, выполняя задания?
3. Упражнение «Парное рисование» (10-15 мин)
Цели : развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.
Необходимые материалы : краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.
Инструкция : «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
4. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)
Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.
Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по: росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т.д.
Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы сейчас чувствуете?
- Что вам больше всего понравилось?
- Трудно ли вам было выполнять упражнение?
Или вместо 4 упражнения:
Упражнение «Путаница» . Все ребята встают в круг, и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая рук, повторить тоже левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.
Сказка о Деревьях-Характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ
Упражнение-активатор «Путаница» ( II вариант)
Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладоня ми, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
Упражнение-активатор «Ладони и колени»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в об ратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке от рывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение-активатор «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неог раниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Упражнение-активатор «Часы»
Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между все ми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соот ветствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки нахо дятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 ми нут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Упражнение-активатор «Животные»
Каждый участник называет любое животное, при этом ос тальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.
Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же зада ние, но изображая только звуки своего животного.
Упражнение-активатор «Ветер дует...»
Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.
Количество участников. Любое.
Правила.
Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех...». Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.
Упражнение-активатор «Переход через реку»
Реквизит. Листы бумаги А4 по одному на каждого участни ка. (Вариант - куски газеты разного размера).
Количество участников. Любое (вариант - две команды).
Правила.
На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её необходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бу маги. При этом камни остаются на месте, если на них стоит че ловек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уно сит (ведущий сам убирает листки). Вариант - возможно, «всплы вают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться каса ние одеждой либо только частями тела). Группа должна перепра виться через реку в полном составе.
Упражнение-активатор «Папа Абрахам»
Без реквизита.
Количество участников. Любое, все, кто присутствует на за нятии.
Правила. Ведущий поет:
Папа Абрахам
Детей растил.
И сыновья его любили.
Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего – распутать детей в круге.
Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Игра «Найди цветочки и звёздочки».
Игра «Разложи по порядку, что сначала, что потом».
Игра «Кто летает?».
Функциональное упражнение «Черепаха».
Игра «Воробьиные драки».
Игра «Шумовые коробочки».
Игра «Назови одним словом».
Игра «Сложи цветочки».
Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Функциональное упражнение «Что исчезло?»
Игра «Построй ёлочку».
Игра «Сосчитай правильно».
Игра «Что спряталось».
Игра «Запрещённое движение».
Функциональное упражнение «Рубка дров».
Игра «Чего не хватает?».
Задание «Шнуровка».
Игра «Помоги рыбкам».
Игра «Повторяй за мной».
Игра «Кто сильнее».
Игра «Найди в комнате синее, белое, чёрное».
Игра «Шапка-невидимка».
Коммуникативное упражнение «Тачка».
Игра «Детский футбол».
Игра «Что изменилось?».
Игра «Наложи квадраты». Перед ребёнком несколько квадратов разного размера, необходимо их наложить друг на друга: на самый большой квадрат наложить поменьше, далее наложить ещё поменьше и т.д. до самого маленького квадрата.
Игра «Слушай и исполняй». Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Игра «Жил-был кружочек». Перед детьми раскладывают карточки с геометрическими фигурами. Затем ведущий показывает картинки с изображением различных предметов , а дети определяют, на какую фигуру похож предмет.
Игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разном темпе, в произвольном порядке.
Игра «Золотая рыбка».
Игра «Собери кубики». Детям предлагаются кубики. Необходимо собрать из них картинку, опираясь на картинку-образец.
Игра «Найди в комнате красное, зелёное, жёлтое».
Игра «Съедобное – несъедобное». Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.
Игра «Дерево».
Игра «Археология».
Игра «Разложи по порядку». Детям предлагаются карточки одного цвета, но разного оттенка. Необходимо разложить их по порядку.
Задание «Найди ниточку к каждому из шариков». Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. На картинке изображены шарики и ниточки разного цвета. Необходимо подобрать ниточку к шарику по цвету.
Игра «Найди на поле». Ребёнку предлагается игровое поле и карточки с изображением различных предметов. Необходимо найти на поле соответствующую картинку и закрыть её карточкой.
Задание «Путаница». На картинке изображены звери: заяц, кошка, собака, поросёнок, где художник перепутал части тела. Например, у собаки оказался хвост поросёнка и т.д.
Задание «Заплатки». Инструкция: «На коврике дырки. Помоги мышке подобрать заплатки».
Игра «Брыкание». Цель : снижение агрессивных проявлений и ослабление негативных эмоций. Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий ребёнок наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий ребёнок сопротивляется «нападению». Затем пары меняются местами.
Задание «Переплетённые линии». Цель: развитие устойчивости внимания.
2
Функциональное упражнение «Дракон».
Когнитивное упражнение «Движение».
Игра «Шарик».
Игра «Выбиваем пыль».
Игра «Запретный номер».
Игра «Обзывалки».
Игра «Повтори движение».
Игра «Ухо-нос».
Игра «Прямой счёт». Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит – 4, и т.д.
Игра «Сражение». Детям раздаются листы бумаги (газеты). Они из них делают «снаряды», смяв в комочек. Затем дети делятся на две команды. По сигналу взрослого дети начинают ими друг в друга кидаться.
Упражнение «Разложи пуговки по группам». Ребёнку предлагается разложить по группам пуговицы: сначала по цвету, затем по размеру и сосчитать их количество.
Игра «Сосчитай правильно».
Игра «Ласковые ручки».
Задание «Расположи в порядке возрастания». Цель: развитие концентрации, переключения внимания, умение сравнивать, анализировать. На картинке изображены ленточки разной длины, яблоки разного размера, клоуны разные по росту, разные по толщине вазы, разные по возрасту дети, по скорости транспорт.
Игра «Карусели».
Игра «Чего не хватает?». На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.
Игра «Штриховка».
Игра «Упрямая подушка».
Задание «Найди два одинаковых предмета».
Упражнение «Гора с плеч».
Упражнение «Точки».
Игра «Развивающее разноцветное лото». Детям раздаются карточки с изображением фигур разного цвета. Ведущий достаёт из мешочка объёмную разноцветную фигуру, дети внимательно рассматривают её и пытаются найти такую же у себя на поле.
Игра «Найди одинаковое».
Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Игра «Чайные пары».
Игра «Маленькое привидение».
Глазодвигательное упражнение. И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (3-7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребёнок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Цель : создание настроя на совместную работу, снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Необходимый материал: музыкальное сопровождение.
Продолжительность : 5 мин
Инструкция: Ребята, давайте немного разомнемся, создадим себе веселое настроение и поиграем в подвижную игру «Путаница». Сейчас мы с вами встанем близко друг другу, образуем узкий круг, закроем глаза и вытянем руки вперед, а ведущий-доброволец соединит наши ладони между собой. Когда начнет играть музыка, открывайте глаза и начинайте распутываться, но разрывая при этом рук. Должен получиться круг или шеренга. (В случае, если участникам не удается справиться с задачей, можно разъединить «путаницу» в одном месте).
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось вам игра?
· Какое у вас теперь настроение?
· Теперь вы готовы начать наше занятие?
Основное содержание занятия
Короткая беседа:
Цель: развитие умения осознанно выражать свои эмоции и чувства, развитие навыков эмоционального самоконтроля.
Доброволец: Ребята, давайте поговорим о том, что такое эмоции и чувства, почему и когда мы их испытываем, для чего нам они нужны. Если мы успешно разберемся в этой теме вместе, вам потом будет легче понять, какое у вас настроение и в чем оно проявляется.
- Ребята, как вы думаете, что такое эмоции?
(Кратковременные душевные переживания).
- А какие эмоции бывают?
(Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение).
- Что такое чувства?
(Длительные душевные переживания, например, радость, восторг, обида).
- Какие вы знаете эмоции и чувства?
(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд).
- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?
(С помощью слов, мимики, интонации, жестов).
Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй за минуту»
Цель : развитие навыков выражения и определения эмоций и чувств, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков рефлексии.
Продолжительность : 5 минут
Необходимый материал : листы А-4, цветные карандаши.
Инструкция: Теперь давайте начнем тренироваться осознавать свое настроение, самый простой способ для этого – нарисовать его.
За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета. Все закончили рисовать? (ответы детей). А теперь передайте свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем. Кто готов рассказать, как ему кажется какое настроение изображено на рисунке его соседа?
Вопросы для обсуждения:
·
· Легко ли было изобразить на бумаге свое настроение?
· Трудно было понять, какое настроение нарисовал ваш сосед?
Игровое упражнение « Паутина»
Цель : снятие внутреннего напряжения, поиск ресурсного состояния.
Продолжительность : 10 минут
Необходимый материал : клубок ниток.
Инструкция : Прежде чем продолжить наше занятие, давайте немного поиграем. Эта игра поможет нам лучше узнать друг друга. Для этого нам нужно сесть в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность немного рассказать о каком-то своем самом любимом месте. Это может быть место, в котором вы бывали, или в котором вы бы хотели оказаться. Это место, думая о котором, вы чувствуете радость.
Процедура проведения: Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав о своем любимом месте, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок любому участнику, договорившись перед этим с ним «глазами» и сказать ему: «А теперь твоя очередь».
Таким образом, все дети оказываются в «паутине».
Спасибо вам, что поделились своими любимыми местами, которые дарят вам радость. И теперь, когда мы объединены этой паутинкой, мы можем прикрыть глаза и представить, как по ниточкам эта радость от каждого вашего любимого места передается от участника к участнику. И теперь, когда нам грустно, мы можем представлять не только наше любимое место, но и любимые места других ребят, которые нам понравились. А теперь давайте распутаем паутинку. (Доброволец аккуратно распутывает паутинку).
Вопросы:
- Нравится ли вам наша паутина?
- Понравилось ли вам рассказывать о любимом месте?
- Что нового вы узнали друг о друге?
Игровое упражнение «Сломанный телефон»
Цель : снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.
Продолжительность : 10 минут
Доброволец: И снова у нас по расписанию игра! А вы знаете, что смех - очень полезен для организма? Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит каждому из вас от души похохотать.
Инструкция: Сейчас мы с вами сядем так, чтобы получился ряд. С одного конца нашего ряда один участник задаст соседу вопрос, который он должен передать дальше, не переспрашивая при этом услышанные слова. С другого конца участник ряда передает ответ, и его сосед поступает также, т.е. передает услышанные слова следующему. Участники, оказавшиеся посередине ряда, озвучивают вопрос и ответ, которые дошли к ним по цепочке.
Примерные вопросы и ответы:
1. «Кто шуршит в норке? – мышка»
2. «Кто любит кашу? – малыши»
3. «Кто щекотал любимого щенка? – Всеволод Георгиевич»
4. «На что похоже оранжевое солнце? – на спелый апельсин»
5. «Кто испачкал шорты соусом? – неряшливый Паша».
Психогимнастическое упражнение «Маска»
Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие навыка невербального выражения эмоций.
Продолжительность : 5 минут
Доброволец: Теперь, когда мы кое-что узнали об эмоциях и друг о друге, попробуем применить эти знания в игровом упражнении.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех участников появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог лучше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, передав выражение лица соседу и так по кругу. Когда к первому участнику возвращается его лицо, его сосед придумывает новое и игра продолжается.
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам упражнение?
· Какие эмоции вы испытывали?
· Трудно было понять и изобразить эмоцию другого человека?
Психогимнастическое упражнение «Звук-чувство»
Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие способности выражать свои эмоции.
Продолжительность : 5 минут
Инструкция : Давайте немного погудим, пожужжим, потопаем и похлопаем, - это поможет нашим эмоциям выйти наружу.
Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем издавать разные звуки. Например, для чувства раздражения мы будем гудеть. Давайте попробуем все вместе погудеть! (Все участники «гудят»). Если мы редко испытываем это чувство - будем гудеть тихо, если чаще, то громче, если очень часто, то очень громко. Давайте попробуем! Далее менять чувства и способ выражения их частоты (например, радость – слово «Му-у», грусть – топот).
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам гудеть, шипеть, улюлюкать?
· Вы обратили внимание, на каких чувствах мы гудели, шипели, топали громче всего?
Упражнение «Спаси птенца»
Цель : снятие эмоционального напряжения.
Продолжительность : 10 минут
Инструкция : А напоследок мы с вами сделаем еще одно очень приятное упражнение. Представьте, что у вас в руках совсем маленький беспомощный птенец. Он хочет взлететь, но для того, чтобы у него это получилось, ему нужны силы. Чтобы у него появились силы - его нужно немного согреть. Вытяните руки ладонями вверх, представьте, что вашего птенчика согревает солнышко. Оно ласкает его своими лучиками, касаясь каждого маленького перышка. Потихонечку птенец согревается. Теперь медленно согните ваши пальчики, так как будто вы прячете в ладошках птенца. Делаем это бережно, нежно. Медленно подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Аккуратно приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца.
А теперь раскройте ладони, и вы увидите, как птенец окреп. Теперь он готов взлететь. Приподнимите ладони вверх. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и пожелайте доброго пути! Можно помахать ему ручкой.
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам упражнение?
· Какие эмоции вы испытывали во время этого упражнения?
Доброволец: Ребята, сегодня у нас получилось очень насыщенное, приятное занятие, мы надеемся, что вам понравились наши игры, и сегодня мы расстанемся с вами в хороших теплых чувствах.