Труд. Функции труда


Министерство образования и науки Украины

Донбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Рынок трудаизанятость»

Вариант № 26

Выполнила:

Проверил:

Алчевск 2008

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение

Перечень используемой литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глубоких перемен и непредсказуемых изменений во внешней среде предприятию для того, чтобы завоевать и удерживать конкурентоспособность на мировом и внутреннем рынках, необходимо иметь особенные технологии и выпускать исключительную по потребительной ценности продукцию, а, следовательно, постоянно и целенаправленно проводить наступательную инновационную стратегию развития. Современный корпоративный менеджмент на первое место ставит проблему адаптации к изменением внешней среды путем обретения нового взгляда на будущее организации, принятия нового стратегического курса развития на основе выработки и реализации политики перемен.

При переходе к рыночным отношениям вектор разработанной ЗАО «НКМЗ» стратегии был четко ориентирован на позиции на мировом и внутреннем рынках, достижение устойчивого развития и стабильного финансового положения. Это позволило в сложных макроэкономических условиях хозяйствования обеспечить поступательный рост производства и создать прочный фундамент для его последовательного технического, технологического и организационного ― структурного совершенствования.

Настаивая на формировании смешанной экономики, которая сочетала бы государственное регулирование и рыночные отношения (план и рынок), на всесторонней поддержке отечественного производителя, на проведении реформ в интересах развития внутреннего рынка и подъема уровня жизни собственного народа, ученые ― экономисты рекомендуют отказаться от монетаризма, от услуг западных советников и воспользоваться предложениями отечественных специалистов, а также успешным опытом Китая. В последнее время актуализируются проблемы искоренения коррекции, детенизации экономики, ограничения влияния олигархических планов и их сращивания с государственным аппаратом.

В современной мировой практике преобладает позиция не противопоставления малого и крупного предпринимательства, а их разумного сочетания, малые и средние предприятия, сохраняя свою экономическую и юридическую самостоятельность, органично входят в состав крупных корпораций. Причем последнее часто сами инициируют создание малых структур, особенно на новых научно-технологических направлениях, предоставляя им всестороннюю поддержку.

Такие действия стимулируются государством путем льготной налогообложения капитала, который вкладывается крупными предприятиями в развитие малых структур.

Но реальной является тенденция падения инновационной активности производственной сферы в Украине. Так, есть в 1990 г. на 100 тыс. чел. регистрировалось 35 изобретений, то сейчас – только 3.

Основные показатели инновационной деятельности промышленных предприятий в Украине

Рыночные преобразования в Украине, вызванные объективной необходимостью трансформации отношений собственности, обусловили, прежде всего, изменение роли государства в экономики общества.

Переход от государственно-плановой экономики и рыночно-конкурентной требовал лишения государства монополии на собственность, введения рыночных институтов и методов хозяйствования, развития отношений собственности, основанных на плюрализме ее форм. Поэтому цель приватизации в Украине заключалась не в корректировке ими улучшении системы, а в коренном изменении принципов функционирования экономики.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Роль труда в развития человека и общества

В самом общем понимании, труд ― это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.

Современное определение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельности человека.

За традиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда как фактору производства, процесс труда содержит три обязательных элемента: целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда и средства труда. В настоящее время экономическая наука рассматривает труд шире и комплектнее. В частности предлагается рассматривать, по меньшей мере, пять элементов процесса труда: предмет труда - вещь, данная природой, или предмет, выработанный предыдущим трудом, объект ли предоставления услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью предоставления им новых полезных человеку свойств; средство труда - проводник производительного действия человека на предметы и силы природы, те орудия, с помощью которых работник влияет на предмет труда: технология деятельности - определен порядок производственных процессов, совокупность методов влияния на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, которое производится; организация труда - система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и между собой, что образует определенный порядок организации и осуществления процесса труда; сам труд (живой труд) - процесс осознанного влияния работника на предметы труда с помощью средств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и сил природы, ради удовлетворения своих потребностей. В процессе труда люди взаимодействуют также и с окружающей средой.

Труд - это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных и невещественных благ.

Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупность физических и умственных способностей человека, который выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетания с ней материальные факторы производства являются лишь определенным набором вещей.

В процессе исторического, социально-экономического, научно-технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический и социальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительно высшие требования к качеству рабочей силы.

Следовательно, сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет относительно человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.

Производительный труд в сфере материального и невещественного производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).

Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.

Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд - это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, - процессом общественного взаимодействия между людьми.

Значение труда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных его функциях. Основные из них такие:

    труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.

    труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.

    труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.

    труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе.

    в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.

Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.

Рис. 1. Функции труда и виды труда.

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТРУДА

Разделы плана социального развития трудового коллектива

План социального развития трудового коллектива

Механизм регулирования трудового поведения коллектива

Факторы, влияющие на отношение человека к труду. Показатели отношения человека к труду

Ценности и ценностные ориентации

Потребности и их виды

Структурные элементы мотивации трудовой деятельности

Проявления отношения человека к труду

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА

Предметом дисциплины "Экономика труда" являются трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности. Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.


Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Различают три вида разделения труда : общее, частное и единичное.

Основные функции и виды труда приведены на рис. 1

Предмет экономики труда : исследование закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда - явление сложное, многоаспектное.

Основными формами проявления труда являются :

  1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
  2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности . Он определяется:

· уровнем технической оснащенности труда,

· степенью его механизации и автоматизации,

· совершенством технологии,

· организацией рабочего места,

· квалификацией работника,

· его опытом,

· применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности . Она зависит от:

· уровня разделения и кооперации труда,

· от форм организации труда - индивидуальной или коллективной,

· от численности работающих,

· от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится , с одной стороны , насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда . Социальная роль труда проявляется через развитие и совершенствование производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

В самом общем понимании, труд - это деятельность человека, направленная на достижение определенного результата. Труд как целесообразная и целеустремленная деятельность людей является непременным условием существования и развития общества.

Современное определение труда как сознательной целеустремленной образовывающей деятельности человека.

За традиционным (в частности марксистским) подходом к рассмотрению труда как фактору производства, процесс труда содержит три обязательных элемента: целесообразную деятельность человека (собственно труд), предметы труда и средства труда. В настоящее время экономическая наука рассматривает труд шире и комплектнее. В частности предлагается рассматривать, по меньшей мере, пять элементов процесса труда: предмет труда - вещь, данная природой, или предмет, выработанный предыдущим трудом, объект ли предоставления услуг, на которые направлена трудовая деятельность работника с целью предоставления им новых полезных человеку свойств; средство труда - проводник производительного действия человека на предметы и силы природы, те орудия, с помощью которых работник влияет на предмет труда: технология деятельности - определен порядок производственных процессов, совокупность методов влияния на предмет труда для изменения или предоставления ему новых свойств, формы, местонахождения, в пространстве, взаимного расположения составляющих блага, которое производится; организация труда - система производственных взаимосвязей работников со средствами производства и между собой, что образует определенный порядок организации и осуществления процесса труда; сам труд (живой труд) - процесс осознанного влияния работника на предметы труда с помощью средств труда, технологии, организации с целью изменения предметов и сил природы, ради удовлетворения своих потребностей. В процессе труда люди взаимодействуют также и с окружающей средой.

Труд - это процесс взаимодействия человека и природы, в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой. Наиболее активная функция в процессе производства принадлежит человека как носителю живого труда, и только деятельность человека превращает предметы природы в предметы и средства труда, создает технологию и организацию. Труд характеризуется осознанностью человеком, направленностью своих действий на результат (к тому же общественно полезный результат) и энергозатраты (расходами физической и умственной энергии на осуществление трудовой деятельности). Трудом человек создает, воспроизводит, увеличивает объем нужных ей материальных и невещественных благ.

Труд является материальным процессом взаимодействия человека с природой и общественным процессом взаимодействия людей в производственной деятельности. Труд есть также и процессом потребления человеческого капитала как совокупность физических и умственных способностей человека, который выступает личностным фактором производства. Именно этот фактор производства приводит в движение средства производства, создает и совершенствует технику и технологию, организует производство и определяет его цель. Вне живого труда, без сочетания с ней материальные факторы производства являются лишь определенным набором вещей.

В процессе исторического, социально-экономического, научно-технического развития роль личностного фактора производства постоянно растет. Научно-технический и социальный прогресс, вооружая человека могучими средствами производства, не только не снижает, но и повышает роль человека, выдвигая новые, значительно высшие требования к качеству рабочей силы. труд занятость социальный

Следовательно, сущность труда в контексте теоретико-методологических принципов экономики труда определяется через совокупность функций, которые она выполняет относительно человека и общества как основная сфера жизнедеятельности и развития человека, необходимо условие жизни общества и сложная форма взаимоотношений людей в процессе производственной деятельности.

Производительный труд в сфере материального и невещественного производства - основа экономического роста, благосостояния населения, развития конкретного человека и прогресса общества, в целом. Именно это определяет неотложную необходимость создания технических, организационных, социальных, экономических условий для такого труда и обеспечения нормальные сбалансированных социально трудовых отношения между участниками производственного процесса (работодателями; работниками; их субъектами и органами).

Роль и важность труда у развития человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, назначенные удовлетворять потребности людей, но и развиваются сами работники, приобретая новые навыки, раскрывая собственные способности, дополняя и обогащая знание. Творческий труд способствует продуцированию новых идей, совершенствованию средств труда, появлению прогрессивных технологий, новой продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, создают новые потребности. То есть в результате трудовой деятельности удовлетворяются потребности людей и происходит прогресс производства, возникают новые потребности и последующее их удовольствие, которое в дальнейшем влияет на воссоздание населения, способствует повышению материального и культурного уровня его жизни.

Следовательно, сущность труда заключается в том, что труд - это процесс осознанной трудовой деятельности человека, который осуществляется ради получения полезного результата и есть, с одной стороны, процессом взаимодействия человека со средствами, предметами труда в пределах определенной технологии и организации, а, с другой стороны, - процессом общественного взаимодействия между людьми.

Значение труда в жизни человека и общества оказывается во многих разнообразных его функциях. Основные из них такие:

труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовольствия все материальные и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом.

труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, опосредствует, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ.

труд формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Труд и его результаты признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений.

труд и подготовка к ней становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе.

в труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений.

Процесс труда является сложным социально-экономическим явлением, которое раскрывается в двух аспектах. С одного бока, это процесс целесообразной деятельности человека, направленный на превращение предметов труда в потребительскую стоимость. Влияя на предметы труда, превращая их и видоизменяя для достижения конкретной цели производства, человек тратит физическую и нервную энергию. Это определяет физиологичный аспект процесса труда, хотя в то же время труд является и материальным процессом, выражая отношение людей к природе.

С другой стороны, в процессе труда человек не только целеустремленно влияет на предметы труда с помощью средств труда, но и взаимодействует с другими людьми, вступая в определенные общественные отношения. То есть в этом аспекте труд проявляется как общественное явление. То есть труд по своему содержанию является материальным процессом отношения людей к природе, а за характером - общественным процессом, который выражает взаимоотношения людей в процессе их совместной деятельности. Труд в каждом конкретном случае приобретает определенную форму организации и отбивает социально-экономические особенности самых существенных признаков производственных отношений.

Рассматривая понятие "содержание труда", стоит отметить, что содержание труда является сложной категорией, которая охватывает комплекс явлений, взаимодействую человека и природы. Это понятие характеризует взаимодействие личностных и вещественных факторов процесса труда, объем и структуру трудовых функций человека, ее профессиональные знания, необходимые для осуществления трудового процесса умения и навыка. К основным элементам, которые характеризуют содержание труда, относят такие категории, как "производительная сила", "интенсивность", "качество", "сложность" и "тяжесть" труда.

Производительная сила труда характеризует технические, организационные, культурные и другие возможности производственной деятельности человека; это объективные обстоятельства труды (например, параметры оборудования, уровень общей и профессиональной культуры, методы организации труда, плодородие земли и тому подобное), которые предопределяют дееспособность работника и результативность усилий. Производительность труда выражается в ее результативности. Полнота реализации возможностей, заложенных в производительную силу труда, в значительной мере зависит от и интенсивности.

Интенсивность труда характеризует объем трудовых расходов (физической и умственной энергии) на единицу рабочего времени, напряженность труда. Человек за определенный промежуток рабочего времени (день, час) способен потратить определенное количество своей жизненной силы, энергии, и в зависимости от ее объема (то есть уровня интенсивности труда) полностью или частично реализуется имеющаяся производительная сила труда. Повышение интенсивности труда за своими результатами равнозначно увеличению длительности рабочего дня.

Особенности потраченной рабочей силы, отличия ее, с точки зрения внутренних свойств характеризует категория качества труда, который определяется уровнем профессионального мастерства работника, его образованностью, добросовестностью, творчеством, заинтересованностью, коммуникабельностью и тому подобное.

Сложность труда характеризуется функциями, которые выполняют работники в производственном процессе. Чем более сложный труд, тем в большей специальной профессиональной подготовке и лучших способностях работника она нуждается.

В любом трудовом процессе на организм человека влияют факторы производственной среды, которые характеризует категория тяжести труда. Она определяется уровнем физических усилий и нервного напряжения, необходимым для нормального выполнения работы. Физическая тяжесть труда, как правило, сопровождает работы небольшой сложности (например, передвижение груза), психическая тяжесть, напротив, работы очень высокой сложности и ответственности (например, сложные хирургические операции). Самыми тяжелыми являются работы, в которых совмещается физическая и психическая нагрузки, в ходе которых возникает опасность для жизни (например, работа спасателей, пожарников, и т. др.).

Все отмечены, выше категории отображают разные стороны трудовой деятельности человека и испытывают постоянные изменения под воздействием трансформаций в содержании труды, которые происходят в результате научно-технического прогресса.

Рассматривая категорию "характер труда", стоит обратить внимание на существование двух взглядов на это понятие. Один заключается в том, что понятие характера труда отображает особенности процесса труда, который осуществляется в тех или других организационно технических условиях (например, ручной или механизированный труд, простой или сложный за характером труд, творческий или рутинный и тому подобное). В этом случае понятие "содержание" и "характер" труда налагаются друг на друга, поскольку за их помощью выражаются одни и те же явления из сферы взаимодействия человека и природы. Именно поэтому стоит обратить внимание на другой взгляд, который определяет характер труда как категорию, которая отображает особенности взаимосвязи людей в процессе их совместной трудовой деятельности, специфику отношений между ними в зависимости от их участия в процессе труда (труд частный и наемный, индивидуальный и коллективный). Вообще от односторонней трактовки характера труда нужно отказаться, а рассматривать это понятие необходимо комплексно - с точки зрения общественной формы труда, и как категорию, которая формируется под воздействием особенностей содержания труда за признаками уровня квалификации, условий труда, чистки физического и умственного труда, и тому подобное.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Человек, желая добыть себе пищу, построить жилье или сшить одежду - все, что необходимо ему для жизни и защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, употребляет материалы природы, Которые позволяют ему добиться более удобных условий существования.Эти материалы он преобразует себя на пользу. Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование природных материалов. Сначала человек ставит цель своих действий. Наличие цели отличает труд сознательного существа, каким является человек, от работы, например, лошади или машины. Имея цель и Используя материалы природы - пшеницу или рожь, дерево или глину, лен, шерсть или кожу, человек создает новый продукт, т. Е. Сознательно и последовательно выполняет трудовые действия, Используя физическую и умственную энергию своего организма. Уровень энергетических затрат человека зависит от вида деятельности и используемых средств труда. Таким образом, если описать процесс труда, то он включает три основные составляющие: сырьевой материал, средства труда, затраты живого труда.

Результатом взаимодействия ЭТИХ трех составляющих является продукт труда - новое вещество природы, приспособленное к потребностям человека: Собранный урожай или выращенные скот, Построенный дом или мост, сшитые платье и обувь. Труд - источник богатства. Он является первым и обязательным условием существования человека. История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе. Изменяя окружающую природу, люди под воздействием меняющихся собственных потребностей изменяют и свою природу: обогащают знания, развивают способности и приобретают новые навыки.

В процессе своей эволюции труд существенно усложнился: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставит перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонни, разнообразным, совершенным, а человек, постоянно Развивая свою рабочую силу, стал создавать новые стоимости, намного превышающие стоимость жизненных благ, необходимых для восстановления затрат самой рабочей силы.

Изменяется и организация труда. В условиях применения более совершенных ресурсов и средств труда она оказывает возрастающее влияние на окружающую среду, иногда во вред среде. Поэтому экологический аспект в трудовой деятельности приобретает новое звучание. На первый план выдвигается принцип: "Не навреди".Защитить окружающую природную среду от сиюминутной пользы - одно из основных требований организации труда, которая в настоящее время серьезно озабочен проблемами восстановления и сохранения природы.

Совместный труд людей представляет собой нечто большее, чем простая сумма затраченном ими труда. Совместный труд рассматривается как динамично развивающееся и прогрессирующее единство совокупных результатов труда. Взаимодействие человека с природными материалами, средствами труда, а также отношения, в Которые при этом вступают люди, - все это называется созданием, где создаются новые потребности, под влиянием которых постепенно происходит преобразование общества. Человек, Осваивая материальные и культурные ценности, созданные в него, совершенствует свои потребительские привычки. Создавая и потребляете продукты труда, проявляйте свои способности, человек совершенствуется сам, развивается и общество.


К. Маркс и Ф. Энгельс внесли существенный вклад в понимание труда как главного фактора всего социально-исторического процесса . Труд понимается ими как общественно-историческая деятельность, в которой люди, осуществляя условия своего существования, вызывают изменения не только в природе, но и в самих себе и в отношениях , в которые они вступают в процессе труда.

Производство и воспроизводство действительной жизни, как указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, есть целостный, двуединый процесс, представляющий, с одной стороны, материальное производство средств к жизни, а с другой – самого человека.1

В процессе труда создаются не только материальные блага для удовлетворения потребностей существования, но и духовные ценности. Развивается в конечном итоге и сам человек: раскрывает свои способности, обогащает знания. Данный подход лег в основу разработки понимания труда как способа жизнедеятельности и базовой формы существования человека и общества. Труд есть не только преобразование природы человеком и «практическое созидание предметного мира», но одновременно «есть самоутверждение человека как сознательного родового существа». 2 Именно в труде человек проявляет и утверждает себя как «родовое» (общественное) существо, создавая условия для своего существования и духовного развития.

Трактовка труда, данная классиками марксизма, легла в основу так называемого «диалектико-материалистического понимания» развития человека, общества и человеческой истории. Согласно Марксу, на всех этапах истории труд образует фундамент, основу общественного бытия человека, в силу чего развитие и изменение труда неизбежно сказывается буквально на всех сторонах общественной жизни. Если придерживаться точки зрения трудовой теории антропогенеза , само возникновение и развитие человека и общества связано с возникновением и развитием труда. Труд, являясь генетической основой всех других сторон общественной жизни, исторически обусловил выделение человека из животного мира, а общества из природы. Ф. Энгельс так писал об этом: «Труд – источник всякого богатства, утверждают политико-экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».1

Для понимания социально-исторической роли труда важны следующие три положения в учении К. Маркса о труде:

1) Труд есть вечное, естественное условие человеческой жизни и в этом смысле он независим от различных общественных форм этой жизни, напротив, одинаково общ всем ее общественным формам. 2

2) Человек есть центральное звено своего материального производства, которое он осуществляет и поэтому все обстоятельства, которые влияют на человека как субъекта производства, влияют и на материальное производство и опосредованно определяют это производство.

3) Труд как способ отношения человека к миру (так называемое «предметно-деятельное», трудовое отношение) определяет и отношение человека к другому человеку.

Последнее положение важно и для экономического понимания труда. В производстве, которое всегда носит совместный характер, люди, помимо воздействия на природу, воздействуют и друг на друга и соотносятся как носители и создатели стоимости .

К. Маркс понимал труд и в более узком смысле как производство орудий труда. Однако и здесь труд носит общественный характер, представляет собой активное отношение человека к миру и одновременно взаимодействие участников этого отношения.

В социально-историческом плане труд предстает как созидание , процесс создания нового. Созидательный характер труда выражается в рождении новых форм организации труда и хозяйственного сотрудничества, новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, которые в свою очередь как новые и совершенные предметы потребления ведут к развитию потребностей людей. Именно производство новых потребностей Маркс назвал первым историческим актом . Рост уровня и качества удовлетворения потребностей сказывается на воспроизводстве населения (человека), повышении его материального и культурного уровня. В конечном итоге развитие труда ведет к изменению социальных форм жизни людей.

Воздействие труда в процессе развития человека и общества в схематичном виде можно представить следующим образом: рисунок 5.

Рис. 5. Воздействие труда на процесс развития человека и общества

Таким образом, следствием труда как фундаментального общественного процесса становятся, с одной стороны, прогресс производства, а с другой –появление новых потребностей и развитие качеств человека. Данный рисунок лишь в самом общем виде отражает механизм развития человеческого общества через прогресс производства, рост материального благосостояния и культурного уровня людей и развитие самого общественного человека.

Итак, функции труда в обществе можно обобщить следующим образом:

1) базовая (воспроизводственная) функция : труд выступает как способ удовлетворения человеческих потребностей, воспроизводства человека и общества (Это важнейшая генетическая функция труда, с которой начинается общественное бытие человека);

2) созидающая функция труда раскрывается в трех основных аспектах: а) труд как создатель общественного богатства; б) труд – фактор развития самого общественного человека; в)труд – творец общества (фактор общественного развития);

3) освобождающая функция : труд – фактор освобождения человека не только от стихии природы, но и от стихийного развития общества, так как в процессе трудовой, предметной деятельности общество познает законы своего развития и учится ими управлять.

4) системообразующая функция труда: труд выступает как структурно-функциональная основа экономики и общества в целом.

В плане общеисторического, «вечного» среза человеческого развития следует отметить вклад марксизма в разработку вопроса об историческом предназначении человека и его универсальном развитии. В плане конкретно-исторической сущности человек исследуется марксизмом как «аккумулят» социального, и как частичное, разорванное, неразвитое явление в условиях общественного антагонизма. В футурологическом аспекте им отмечена тенденция многостороннего, всестороннего развития человека как работника уже в условиях капитализма, выступающая предпосылкой всестороннего развития его личности в обществе освобожденного труда. Однако воздействие труда на этот процесс носит сложный, противоречивый характер. Развитие человека как работника (то есть как агента, или «носителя» труда) осуществляется преимущественно в сфере конкретного труда, в его взаимоотношениях с природой. Развитие его как личности (субъекта производственных, экономических отношений) детерминируется, прежде всего изменениями в сфере абстрактного труда, системой его экономических отношений с обществом. При этом, если в сфере конкретного труда перспективы развития человека как работника в принципе беспредельны и ограничены лишь степенью научного познания и овладения реальностью, то в сфере абстрактного труда возможности развития человека как личности ограничены рамками того или иного типа экономических (стоимостных) отношений.