Употребление форм местоимений, глаголов. Ошибки в употреблении местоимений Неправильные формы личного местоимения
Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.
1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга . Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой ), не изменяются!
Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо - ихний план , правильно - их план ).
2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:
увидел его - войти после него .
Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его ) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.
3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё . Первая из них (саму ) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая - самоё (но не - самую !) - книжная:
Винить ей приходится только самоё/саму себя.
4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.
Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они ), относительное местоимение который .
Употребление слов-заместителей требует особого внимания.
Во-первых , нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.
Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму - недопустимо употребление местоимения они , поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.
Во-вторых , если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её .
Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам - недопустимо употребление местоимение она , поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа .
То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.
Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания - двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных - статьи, педагоги.
В-третьих , особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.
Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки - можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.
5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.
Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру ), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других ).
Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .
Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .
Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.
Ср.: я нашёл себе комнату.
Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.
Например: Мать
велела дочери
принести себе
воды.
В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе
может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды.
Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды
). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать
), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать
и дочь
), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.
Обратите внимание
Возвратное местоимение не употребляется в предложениях, в которых подлежащим является часть речи, обозначающая предмет или понятие, не совершающие действия. Поэтому исправления требует фраза: Определение, имеющее относящиеся к себе слова , обычно обособляется, если стоит после существительного . Во-первых, здесь необходимо заменить возвратное местоимение к себе на личное к нему , во-вторых, следует исключить из предложения хотя бы одно из действительных причастий. В данном случае можно использовать словосочетание: распространённое определение . (Распространённое определение обычно обособляется, если стоит после существительного. )
6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:
я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.
Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:
Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы ), а дополнение - существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их .
Ср.: Я застал товарища в своём кабинете - Я застал товарища в его кабинете.
Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.
Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете - Сергей застал сестру в её кабинете.
Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.
Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат - Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.
7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.
Во-первых , если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.
Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:
Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:
Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.
Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:
Во-вторых , если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:
Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.
Вежливая форма «Вы» – Lei (3 л., ед.ч.), также Loro (3 л., мн.ч.). Иногда употребляется «Voi», но эта форма считается устаревшей. Довольно часто так обращаются к родителям или просто пожилым людям, а в южных регионах, особенно в местах с наиболее архаичным укладом жизни, «Voi» - единственная вежливая форма.
Глаголы (i verbi)
Глаголы бывают правильные и неправильные. Правильные спрягаются по правилам, а неправильные имеют индивидуальные формы, претерпевая изменения в корне, суффиксе, реже в окончании.
1-е спряжение. Окончание -are
2-е спряжение. Окончание -ere
3-е спряжение. Окончание -ire
(+ «иск»-глаголы, у которых при спряжении появляется суффикс «-isc-»)
(!) Глаголы с окончаниями -urre, -orre, arre
(per esempio: produrre
– производить; proporre
– предлагать, trarre
— добывать, извлекать) относятся ко 2-му спряжению.
Глаголы в итальянском языке спрягаются
по лицам, числам и временам. По родам изменяется только окончание у причастий прошедшего времени, также это касается сложных времён со вспомогательным глаголом «essere» (быть).
Наклонения:
изъявительное, условное, сослагательное, повелительное.
Залоги:
активный и страдательный.
Особые формы глагола:
инфинитив, причастие и герундий (по значению и переводу напоминает деепричастие).
Переходность глаголов практически на 100% совпадает с русскими.
(!) Нет деления на несовершенный и совершенный вид как в русском, по крайней мере, для инфинитивной формы глагола. В итальянском языке аспект глагола не имеет самостоятельного выражения и ярко представлен только в двух прошедших временах изъявительного наклонения. В других случаях для придания смысла потребуются дополнительные слова (глаголы, наречия и т.д.) или перифраз. Кроме этого, в итальянском языке есть прогрессивный аспект (действие в процессе), выраженный перифразом «stare+gerundio», и некое подобие аориста (однократное, неделимое действие в прошлом), выраженное в il passato remoto.
В итальянском языке форма глагола в предложении уже указывает на подлежащее и личные местоимения часто опускаются. Они употребляются только тогда, когда это нужно для внесения ясности или для логического ударения.
Самое «интересное» - это времена изъявительного наклонения. Их намного больше чем в русском, особенно что касается прошлого.
Для информации!
* Инфинитив (INFINITO):
Presente — настоящее
Passato — прошедшее
* Времена изъявительного наклонения (INDICATIVO)
:
Presente — настоящее
Passato prossimo — ближайшее прошлое
Imperfetto — прошедшее несовершенное
Trapassato prossimo — предпрошедшее
Passato remoto — прошедшее законченное
Trapassato remoto — предпрошедшее отдалённое время
Futuro semplice — простое будущее
Futuro anteriore — предбудущее
* Сослагательное наклонение (CONGIUNTIVO):
Presente — настоящее
Passato — прошедшее
Imperfetto — несовершенное
Trapassato — давно прошедшее
* Условное наклонение (CONDIZIONALE):
Presente — настоящее
Passato — прошедшее
* Повелительное наклонение (IMPERATIVO):
Presente — настоящее
* Причастие (PARTICIPIO) и герундий (GERUNDIO):
Presente — настоящее
Passato — прошедшее
Терминология, связанная с глаголами
глагол / глаголы — il verbo / i verbi
настоящее (время) — presente
будущее (время) — futuro
прошлое, прошедшее (время) — passato
наклонение/наклонения — il modo / i modi
изъявительное — indicativo
условное — condizionale
сослагательное — congiuntivo
повелительное — imperativo
инфинитив — infinito
причастие — participio
герундий — gerundio
залог / залоги — la diatesi / le diatesi
активный — attiva
пассивный (или страдательный) — passiva
рефлексив (или возвратный) — riflessiva
время / времена — il tempo / i tempi
аспект — l’aspetto
спряжение — la coniugazione
вспомогательный/-ые (глагол) — ausiliare/ausiliari
———————————————————————————————————
Изъявительное наклонение. Indicativo.
Настоящее время. Presente.
Изъявительное наклонение глагола обозначает действие как реальный факт. Характерный признак изъявительного наклонения - изменяемость по временам. Глаголы могут употребляться в настоящем, прошлом и будущем временах.
Presente — Настоящее время:
действия, совершаемые в настоящий момент времени;
действие, которое находится в процессе;
повторяющееся действие;
приближающееся действие;
действие, которое произойдет в ближайшее время (как правило, с косвенным дополнением).
Окончания глаголов 1-го спряжения:
Окончания глаголов 2-го спряжения*:
Окончания глаголов 3-го спряжения**:
Окончания «-isc»-глаголов 3-го спряжения:
*большинство правильных глаголов 2-го спряжения имеют неправильные формы причастия
**некоторые правильные глаголы 3-го спряжения имеют неправильные формы причастия
ВАЖНО : ударение в 3-м лице множественного числа падает на тот же слог, что и в 1-м лице единственного числа!
Глаголы, оканчивающиеся на -CARE
и -GARE
, сохраняют звуки [к] и [г], для этого перед гласными «e» и «i» добавляется «h».
Примеры:
Глаголы, оканчивающиеся на -CIARE
и -GIARE
, сохраняют букву «i», которая в этом случае является «немой», после «c» и «g», а во 2 л. ед.ч. ограничиваются одной «i» в окончании. В 1 л. мн.ч. «i» также является «немой». В 1-м лице единственного числа окончание читается полностью, то есть «i» в этом случае не является немой.
Примеры:
Повествовательные, вопросительные и отрицательные предложения.
Parlare
— говорить, разговаривать, поговорить
Scrivere
— писать, написать
Aprire
— открывать, открыть
Capire — понимать, понять
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
Полезные слова и выражения.
Знакомство (la conoscenza).
Sono … - Я (есть) …
Mi chiamo … - Меня зовут … (букв. Я зовусь)
Mio nome è … - Моё имя …
Come ti chiami? - Как тебя зовут? (букв. Как ты зовёшься?)
Come si chiama (Lei)? - Как Вас зовут (букв. Как Вы зовётесь?)
Di dove sei? - Откуда ты? / Di dove è? - Откуда Вы?
Vengo dalla Russia. - Я (приехал/а) из России.
Sono di Mosca. - Я из Москвы.
Dove abiti? - Где ты живешь? / Dove abita? - Где Вы живёте?
Abito/vivo in Russia/a Mosca. Я живу в России/в Москве.
Quanti anni hai? - Сколько тебе лет? / Quanti anni ha? - Сколько Вам лет? (букв. Сколько ты имеешь лет?)
Piacere di conoscerti. - Приятно познакомиться (с тобой).
Piacere di conoscerLa. - Приятно познакомиться (с Вами).
———————————————————————————————————
———————————————————————————————————
© Lara Leto (Ci Siciliano), 2016
© Италия и итальянский язык. Путешествуй красиво, учись легко, 2016
Синонимичными являются различные формы местоимений:
1. Синонимичными могут оказаться личные местоимения: я и мы . Так в научном стиле вместо местоимения я употребляется местоимение мы . (Мы проанализировали несколько подобных случаев…) В современных научных текстах чаще всего используют монолог, ведущийся от третьего лица. (Автор статьи рассматривает вопросы…).
2. Синонимичны притяжательные местоимения свой – мой, свой – твой, наш, ваш, если определяется принадлежность предмета субъекту действия. В разговорной речи предпочтительнее форма “ свой” . Нередко местоимение “свой” оказывается лишним в высказывании (Пушкин в своей повести “Капитанская дочка”…)
3. Синонимичны определительные местоимения каждый – всякий – любой в значении “один предмет из ряда ему подобных” (каждый (любой, всякий) знает таблицу умножения) Эти местоимения различаются стилистически: местоимение всякий имеет разговорный оттенок, а каждый и любой – общеупотребительные варианты.
4. Синонимичны и определительные местоимения сам и самый , хотя в современных текстах все чаще местоимение сам употребляется вместо самый. Но местоимение самый и сегодня употребляется в официально – деловом и публицистическом стилях (…мы отражаем самую эпоху, самое время, вызывающее к жизни такой характер) .
При употреблении местоимений могут возникать речевые ошибки.
Чаще всего ошибки связаны с нарушением соотнесенности местоимения с лицом или предметом, выраженным именем существительным, в результате высказывание становится двусмысленным (мальчик был определен в летний лагерь, скоро он уезжает) . По правилу личное местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа.
Не следует заменять личным местоимением 3–го лица множ. числа существительное, имеющее собирательное значение (студенчество, молодежь, народ). При замене используется форма личного местоимения 3 лица ед. числа.
При использовании возвратного местоимения себя и возвратно – притяжательного местоимения свой нужно помнить правило: возвратное местоимение относится к слову, называющему производителя действия. (Мать попросила дочь отнести покупку к себе.) Для устранения возможной двусмысленности используются синонимичные замены:
- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к себе.
- Мать попросила, чтобы дочь отнесла покупку к ней.
В разговорной речи, в диалектах встречаются ошибки в употреблении с предлогами личных местоимений 3 лица ед. и множ. числа. Если эти местоимения употребляются в косвенных падежах и стоят после предлога, к местоимениям обычно прибавляется “Н” (вокруг него, с ней, против них ). Не добавляется “Н ”, когда местоимение стоит:
1. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом: вопреки, согласно, навстречу, подобно, соответственно, благодаря.
2. После предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного (в отношении, при помощи, за исключением, со стороны).
3. После сравнительной степени прилагательного или наречия.
Ошибка может быть связана с немотивированным дублированием подлежащего – существительного личным местоимением 3 лица (Вера, она была опять счастлива) .
Надо различать употребление и написание сочетаний не кто иной как, (не что иное как) и никто иной (ничто иное). В сочетаниях не кто иной, как (не что иное, как) возможна перестановка слов: не иной кто, как (Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров) Сочетания никто иной (ничто иное) не допускают подобной перестановки, они употребляются в предложениях с отрицанием (Никто иной не мог себе это позволить). Таким же образом различают сочетания не кто другой, как и никто другой .
Туристы побывали во многих городах страны; они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимение они относится к более отдаленному существительному туристы , а не к ближе стоящему существительному города ).
Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическую труппу; она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает – сестра или труппа?). В этих случаях необходима правка; ср.: а) Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли ; б) Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли . Ср. также: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел – мать или Оля?); Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (что нуждается в уточнениях – тексты или добавления?).
Местоимение они
не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа. Это правило нарушено, например, в предложении: «В марше, направлявшемся в столицу, участвовало множество народа; они
требовали немедленного прекращения грязной войны». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они
формой единственного числа (оно, он
), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (…участвовало множество людей; они требовали…
).
Подлежащее-местоимение обычно опускается при формах повелительного наклонения. Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например: …Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм
(Пушкин); Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством
. Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придавать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет…
(Л. Толстой).
В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить… (Тихонов).
В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин); Пуля – она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К. Седых).
Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср. ошибочные построения в ученических работах: «Евгений Онегин, он был представителем…».
Не добавляется н к местоимению также после предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом; ср.: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им ; также: благодаря ему .
Не требуют после себя вставки н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, по причине её ; также: наподобие его, насчёт их .
Не добавляется начальное н в тех случаях, когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия, например: старше его, выше её, лучше их .
Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь , то допустимы обе формы (с начальным н и без него), например: у всех их – у всех них, для всех их – для всех них, за всеми ими – за всеми ними, над всеми ими – над всеми ними .
Вариантные формы встречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними, между мной и им – между мной и ним . Ср.: Видишь разницу между нами и ими… (Горький). – …Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).
§ 168. Возвратные и притяжательные местоимения
- Возвратное местоимение себя
может относиться к любому из трех грамматических лиц, поэтому при наличии в предложении нескольких существительных или местоимений, с которыми потенциально может соотноситься возвратное местоимение, нередко возникает неясность. Например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе
(к коменданту или к дворнику?). В подобных случаях возвратное местоимение следует относить к слову, называющему производителя соответствующего действия: действие коменданта выразилось в том, что он велел, а действие, выраженное инфинитивом отнести
, относится к дворнику; поскольку сочетание к себе
синтаксически зависит от последнего глагола (отнести к себе
), то тем самым возвратное местоимение соотносится с существительным дворник
.
Однако указанное толкование не всегда убедительно. Так, в предложении Я застал помощника у себя в кабинете производителем действия является только одно лицо – я , однако у себя можно понимать и как «у меня», и как «у него». С другой стороны, в предложении Дедушка приказал нас с сестрицей посадить за стол прямо против себя (Аксаков) производителем действия, выраженного глаголом посадить , от которого синтаксически зависит сочетание против себя , является не дедушка (дедушка приказал, а посадить должен кто-то другой), но по смыслу против себя здесь значит «против него», так как другого «претендента» на соотносительную связь с возвратным местоимением в приведенном предложении нет.
В случаях двузначности рекомендуется правка, например: 1) Комендант велел, чтобы дворник отнёс к нему вещи жильца ; 2) Комендант велел, чтобы дворник отнёс вещи жильца к себе . Или: 1) Я застал помощника в своём кабинете ; 2) Я застал помощника в его кабинете .
- Аналогичное положение может возникнуть при употреблении возвратно-притяжательного местоимения свой
, поскольку оно тоже может относиться ко всем трем лицам. Так, в предложении Старшая сестра попросила младшую подать ей свою кружку
слово свою
следует отнести к младшей сестре как производителю действия, выраженного инфинитивом подать
, с которым связано сочетание свою кружку
, но оттенок неясности присущ и таким конструкциям. Двузначным окажется также предложение, в котором слово свой
будет заменено личным местоимением её
в притяжательном значении: Старшая сестра попросила младшую подать ей её кружку
. Ср. другие примеры: Редактор попросил автора учесть его прежние поправки
(чьи поправки?); Председатель собрания предложил секретарю огласить подготовленную им резолюцию
(кем подготовленную?).
Приведенные выше примеры требуют правки, устраняющей неясность или неточный выбор местоимения.
Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой – свой, твой – свой и т. п. Ср.: …Я предаюсь моим мечтам (Пушкин). – Я не потерплю в своём доме воров (Чехов). Употребление притяжательных местоимений мой, твой, наш, ваш вместо возможного по условиям контекста свой больше подчеркивает связь с соответствующим лицом, в частности при противопоставлении, например: Моей главы коснись твоей рукой (Жуковский).
§ 169. Определительные местоимения
- При значительной смысловой близости местоимений всякий, каждый
и любой
(ср.: это может сделать всякий из нас – …каждый из нас – …любой из нас
) они отличаются друг от друга присущими им оттенками значения.
Местоимение всякий имеет особое значение «разный, самый разнообразный, всевозможный», например: всякого рода случай . Другое значение – «какой-либо, какой бы то ни было», например: отсутствие всякой системы; без всякого сомнения (в значении «совсем без»).
Местоимению каждый присуще особое значение «один из всех в данном количественному ряду», «любой из себе подобных, взятый отдельно», например: зачётная книжка выдаётся каждому студенту ; ср. также: на каждом шагу, каждый третий день, каждые два часа .
Сопоставляя местоимения всякий и каждый , находим еще такие различия:
1) всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом, а каждый предполагает такое ограничение; ср.: Всякому растению нужна влага . – Каждому из посаженных недавно растений нужен ещё повседневный уход ;
2) всякий сравнительно свободно принимает формы множественного числа, а каждый употребляется во множественном числе только при указании на определенное количество предметов (т. е. при наличии количественного числительного), а также при сочетании с существительными, не имеющими формы единственного числа; ср.: всякие брошюры – каждые три брошюры, каждые вторые сутки .
Местоимение любой имеет особое значение «какой угодно на выбор», например: выбирайте любую книгу, справиться в любом почтовом отделении, перенести заседание на любой другой день .
- Существовавшее в прежнее время разграничение в употреблении местоимений сам
и самый
(первое относилось к названиям одушевленных предметов, второе – к названиям предметов неодушевленных) в настоящее время не соблюдается. В современном языке, особенно в публицистическом стиле, тенденция к употреблению местоимения сам
вместо самый
(но не к обратной замене) заметно усилилась; ср. употребление сам
при названиях неодушевленных предметов: сам созыв конференции; сам порядок принятия решения о создании комиссии; сама постановка вопроса здесь является нарушением устава; само голосование проходило в обстановке острой борьбы
и т. п.
Из двух форм винительного падежа местоимения сама : книжного варианта самоё и разговорного саму – шире используется второй как более современный, например: встретим саму хозяйку .
При наличии в предложении возвратного местоимения себя местоимение сам может согласоваться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: я сам себе удивляюсь – я удивляюсь самому себе; она сама себе нравится – она нравится самой себе .
§ 170. Неопределенные местоимения
Близки по значениям, но различаются в смысловых и стилистических оттенках местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто ; такой же параллельный ряд образуют местоимения кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо, некто .
Местоимение что-то (соответственно кто-то ) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего, например: Что-то промелькнуло в воздухе; Кто-то стучится в дверь .
Местоимение кое-что (соответственно кое-кто ) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему, например: Я кое-что помню об этом случае; Придётся кое-кого посвятить в детали вопроса . Ср. различие в употреблении что-то и кое-что , связанное с наличием разных личных местоимений в роли подлежащего: Я кое-что мог бы рассказать вам . – Он что-то мог бы рассказать нам . В разговорной речи используется также частица кой- (кой-что, кой-кто ).
Такое же различие устанавливаем между местоимениями какой-то
и кое-какой
. Ср.: Видите, на прилавке лежат какие-то книги
(неизвестные обоим собеседникам). – Я на днях купил кое-какие книги по специальности
(в какой-то мере известные мне).
Различие между местоимениями что-то
и что-нибудь
(соответственно кто-то
и кто-нибудь
) заключается в том, что частица то-
придает значение «неизвестно что или кто», а частица -нибудь
придает значение «безразлично что или кто». Ср.: Он рассказывал что-то интересное
. – Расскажите что-нибудь интересное; Он стал звать кого-то на помощь
(неизвестно кого для лица говорящего). – Он стал звать кого-нибудь на помощь
(безразлично кого). Ср. также в диалоге: – Приходил кто-нибудь к нам сегодня? – Да, кто-то приходил
. Неопределенность местоимений с частицей -нибудь
позволяет связывать их с предметом, еще не имеющимся налицо, отсюда возможность употреблять их при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях, например: Я попытаюсь что-нибудь сделать для вас; Пошлите рукопись кому-нибудь на отзыв; Если бы кто-нибудь позвонил мне заранее, я бы остался дома
.
Местоимение что-либо
(соответственно кто-либо
) близко по значению к местоимению с частицей
-нибудь
, но имеет более общее значение (не один какой-то неопределенный предмет или не один из немногих неопределенных предметов, а один из любых этих предметов). Ср.: попросить кого-нибудь
(одного из немногих неизвестных людей) – попросить кого-либо
(любого из неизвестных людей); ср. также в отрицательных предложениях: не хочу обращаться к кому-нибудь
(к кому попало, безразлично к кому) – не хочу обращаться к кому-либо
(ни к кому, к кому бы то ни было). Местоимения с частицей
-либо
имеют книжный характер. Книжный характер имеет также местоимение нечто
(и соответственно некто
), которое обычно сопровождается пояснительным словом, например: нечто неожиданное, некто в сером
.
В значении «безразлично что», «безразлично кто» употребляются сочетания вопросительно-относительных местоимений (кто, что, какой
и др.) со словами угодно
и попало
, например: делайте что угодно, занимайтесь чем попало
.
Местоимение некий (книжное, ср. некоторый ) имеет параллельные падежные формы: некоим – неким, некоих – неких, некоими – некими (устар. некиими ); чаще употребляются вторые варианты. В качестве равноправных используются формы некоей – некой .