В чем отличие кропа от полного кадра. Сервисный центр Penall

Полнокадровые камеры всегда были уделом профессионалов, но с ростом конкуренции на рынке появились более доступные продукты. Это не значит, что они совсем дешёвые. Вы можете купить профессиональную полнокадровую камеру предыдущего поколения или приобрести новое устройство за те же деньги пожертвовав какими-то функциями и характеристиками.

Чтобы помочь определиться с выбором мы собрали 10 самых дешёвых полнокадровых камер на рынке .

Если вы хотите перейти с кропа на более профессиональные устройства, то этот список поможет сделать правильный выбор.

1 Canon EOS 6D

Это немолодая камера, но она по сей день предлагает отличный набор характеристик и высокое качество изображения.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 20.2MP
  • Крепление объектива: Canon EF
  • Экран: 3-дюймовый фиксированный, 1,040,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • 5fps
  • 1080p
  • Стоимость: 88 тыс руб/body

Камера имеет отличную автофокусировку, которая сохраняет свою чувствительность даже при слабом освещении. Сенсор может похвастаться превосходным качеством изображения, точек автофокусировки мало. Их всего 11, но этого достаточно для большинства типов съёмки. Также камера не может похвастаться богатым набором функций видеозаписи.

На момент выпуска Canon EOS 6D был самой легкой цифровой зеркальной камерой в мире с полнокадровым сенсором. Несмотря на то, что ей уже более чем пять лет, она по-прежнему является заманчивой для ландшафтных фотографов и путешественников. 11-точечная система автофокусировки EOS 6D включает в себя только один датчик перекрестного типа. Она более простая, чем 39-точечная система Nikon D610. Датчик с разрешением 20.2MP также терпит претензии, так как в 2017 году этого разрешения недостаточно. Тем не менее, EOS 6D имеет множество положительных качеств и если вы обычно не печатаете свои снимки на большом формате или не выполняете сильную обрезку, камера удовлетворит большинство требований. EOS 6D получил встроенный Wi-Fi и GPS, а также может похвастаться высокой чувствительностью системы фокусировки

2 Canon EOS 6D Mark II

Более новая модель Canon EOS 6D Mark II получила более сложную систему автофокусировки и сенсорный дисплей.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 26.2MP
  • Крепление объектива: Canon EF
  • Экран: 3-дюймовый с переменным углом наклона, сенсорный 1,040,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 125 тыс руб/body

Система автофокусировки стала более современной. Поворотный сенсорный экран облегчает работу, но у камеры нет современного разрешения 4K-видео. Также камера не может похвастаться высоким динамическим диапазоном.

Появившись через пять лет после оригинального Canon EOS 6D, новая версия EOS 6D Mark II получила существенные обновления по сравнению со старой моделью. Разрешение сенсора значительно увеличилось. Теперь оно составляет 26.2MP, а не 20.2MP. С более высоким разрешением помог справиться процессор DIGIC 7 от Canon. Для видеосъёмки будет удобен поворотный сенсорный дисплей. Также камера предлагает 5-осевую цифровую стабилизацию для видеосъёмки, но только при разрешении до Full HD. 4K в камере нет. Система автофокусировки также была усовершенствована. Теперь она имеет 45 точек перекрестного типа, 27 из которых имеют чувствительность при F/8. Система чувствительна до -3EV. Также дополнительным бонусом является фокусировка Dual Pixel, которая способна работать на невероятной скорости в режиме Live View и при видеосъёмке. Это отличная камера, но EOS 6D Mark II имеет не самый лучший динамический диапазон в сравнении с конкурентами того же уровня.

3 Nikon D610

Доступная полнокадровая камера с отличными характеристиками.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, фиксированный, 921000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 6fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 89 тыс руб/body

Двойной слот для карт SD и влагозащита станут несомненным плюсом, но точки автофокусировки сосредоточены слишком близко к центру. Также камера не имеет встроенных беспроводных технологий.

Найти различия между Nikon D610 и Nikon D600 будет не просто. Будучи представленной спустя год после 600-модели новая D610 практически идентична своему предшественнику. Увеличилась скорость серийной съёмки с 5.5fps до 6fps. Также появился режим тихой съёмки на скорости 3 кадра в секунду. Камера довольно привлекательна благодаря отличному соотношению цены и качества. Внутри установлен датчик изображения с разрешением 24.3MP, который закрыт во влагонепроницаемом корпусе. Система автофокусировки имеет 39 точек. Также привлекательны два слота для SD-карт и оптический видоискатель, который имеет покрытие 100% кадра.

4 Nikon D750

Не смотрите на возраст. D750 по-прежнему предлагает хорошие характеристики.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, наклонный, 1,228,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 130 тыс руб/body

Камера может предложить широкий динамический диапазон и быть удобной в работе благодаря наклонному сенсорному экрану. При этом без 4K-видео она не соответствует требованиям современных видеооператоров. Режим Live View очень медленный.

D750 зажат между более доступным D610 и профессиональным D810/D850 в диапазоне полнокадровых камер Nikon. Это зеркалка среднего уровня. Она заимствует характеристики как более дешёвых, так и дорогих продуктов. Камера получила максимальную скорость затвора 1/4000 сек и разрешение датчика изображения 24.3MP с младших моделей, но 51-точечный автофокус перекочевал с D810. Наклонный сенсорный дисплей D750 в сочетании с возможностью видеозаписи в FullHD на скорости 60 кадров в секунду, а также встроенный Wi-Fi делают эту камеру достаточно привлекательной.

5 Nikon D810

Высокое разрешение становится более доступным.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 36.3MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 2-дюймовый, фиксированный, 1,229,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 189 тыс руб/body

Наименьшая светочувствительность камеры составляет ISO 64, что в значительной степени снижает уровень шума. Тем не менее, камеру уже трудно отнести к доступным устройствам, но для своих характеристик её стоимость вполне приятна. Из-за разрешения размеры файлов получаются очень большими.

Сейчас уже представлена более дорогая Nikon D850, но предыдущая модель D810 благодаря этому стала более доступной, хотя она всё ещё обойдётся вам в круглую сумму. Высокое разрешение 36.3MP в D810 позволяет создавать наиболее резкие и детализированные снимки ещё и благодаря отсутствию фильтра сглаживания.

Процессор обработки изображений EXPEED 4 даёт возможность снимать со скоростью 5 кадров в секунду при полном разрешении. Максимальное разрешение видео составляет 1080p, а базовая чувствительность ISO 64 даёт возможность снимать с минимальным шумом. Файлы с таким большим разрешением для обработки требуют мощный компьютер.

6 Nikon Df

Убедительное сочетание стиля и содержания.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 16.2MP
  • Крепление объектива: Nikon F
  • Экран: 3,2-дюймовый, фиксированный, 921000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: Нет
  • Стоимость: 165 тыс руб/body

Датчик производит прекрасные результаты. Камера имеет стильный ретро-дизайн, но она не предлагает возможность видеозаписи, а разрешение 16.2MP немного отстаёт от современных требований.

Против колоссальных разрешений полнокадровых Canon 5DS/R со значениями 50.6MP или 45.7MP в Nikon D850, разрешение 16.2MP в Nikon Df кажется ничтожным. Но датчик этой камеры имеет свою историю. Он использовался в бывшем флагмане Nikon D4. Также сравнительно низкое количество пикселей означает, что камера будет способна производить отличные результаты в темноте. Однако, наиболее примечательна камера снаружи. Она имеет дизайн в стиле ретро. Расположение элементов управления доставит удовольствие тем, кто любит процесс съёмки не меньше, чем конечный результат.

По сравнению с другими FX-зеркалками Nikon, цена на Df остаётся неизменно высокой, особенно с учётом технических характеристик, но, по крайней мере, вы можете получить эстетическое удовольствие от работы с этой камерой.

7 Sony A7

Одна из лучших полнокадровых беззеркалок своего времени стала доступна более широкому кругу фотографов.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран:
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 85 тыс руб/body

Камера удобна своим размером. Он не слишком велик. Также впечатляет качество изображения. При этом, как и большинство беззеркалок, Sony A7 имеет слабую батарею. Ещё одним минусом является отсутствие видеозаписи в разрешении 4K.

В сравнении с огромными зеркалками Sony A7 является очень маленькой и лёгкой. Очевидно, что как только вы прикрепите к камере телеобъектив, размер и вес значительно возрастут, сведя к минимуму преимущества A7. Sony A7 была первой полнокадровой компактной беззеркалкой на рынке, и, хотя ей не хватает некоторых конкурентных преимуществ, таких как функциональность сенсорного экрана и 4K-видео, качество RAW-изображений, полученных с помощью датчика 24.3MP CMOS Exmor продолжает удивлять. Единственным реальным разочарованием является несколько скромный срок службы батареи, относительно низкая цена А7 позволяет запастись запасными аккумуляторами.

8 Sony А7 II

Хотя начинка A7 II аналогична своему предшественнику, процесс обработки снимков был усовершенствован, что привело к улучшению результатов.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 24.3MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран: 3-дюймовый, наклонный, 1,228,800 точек
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 105 тыс руб/body

Преимуществом стала 5-осевая стабилизация изображения на основе сдвига датчика изображения. Также улучшился процесс обработки снимков. В остальном камера осталась похожей на предыдущую модель A7. Оптика большого размера всё ещё сводит на нет почти все преимущества маленького корпуса камеры.

9 Sony A7S

Видеотяжеловес с разрешением 4K. Sony A7S является беззеркальной камерой для тех, кто знает на что она способна и может воспользоваться её преимуществами.

  • Тип: беззеркальная камера
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 12.2MP
  • Крепление объектива: Sony E
  • Экран: 3-дюймовый, наклонный, 921600 точек
  • Видоискатель: Электронный
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 4K
  • Стоимость: 120 тыс руб/body

Невероятная производительность при низкой освещенности и возможность съёмки несжатого 4K-видео с помощью внешнего записывающего устройства – это очень хорошие возможности. При этом камера имеет очень низкое разрешение и не умеет самостоятельно записывать 4K на карту памяти.

Разрешение 12.2MP может показаться отголоском далёких лет, но полнокадровый датчик внутри Sony A7S практически светится в темноте. «S» означает «sensitivity» (чувствительность), и не зря. A7S имеет нативный диапазон чувствительности ISO 100-102400, а сохранение разрешения на низком уровень позволяет увеличить размер каждого пикселя для улучшения свойств по сбору света. Это минимизирует шум и позволяет получать необычайно качественное изображение. Прогрессивные настройки видеозаписи предлагают возможность использования плоского цветового профиля S-log2. На корпусе расположен разъём HDMI, который может выводить на внешнее устройство видео в разрешении 4K. Только камера A7S II получила возможность сохранения 4K-видео на карту памяти. Если съёмка фото и видео при низкой освещённости является вашим приоритетом, то A7S – это хороший вариант. В противном случае A7 II с более высоким разрешением и стабилизацией выигрывает.

10 Pentax K-1

Хотите выделиться из толпы? Полнокадровая зеркалка Pentax позволяет получить новый опыт работы.

  • Тип: DSLR
  • Сенсор: Полный кадр
  • Разрешение: 36.4MP
  • Крепление объектива: Pentax K
  • Экран: 2-дюймовый, наклонный, 1,037,000 точек
  • Видоискатель: Оптический
  • Максимальная скорость серийной съемки: 5fps
  • Максимальное разрешение видео: 1080p
  • Стоимость: 135 тыс руб/body

Камера имеет встроенную стабилизацию изображения на основе сдвига сенсора. При этом огорчает вялая система автофокусировки и отсутствие 4K-видео.

Ricoh не предоставляет большого выбора полнокадровых камер, но компания знает, как делать качественные устройства. K-1 представляет собой камеру, которая выделяется из толпы своей технологией 5-осевой стабилизации с компенсацией дрожания на 5 стопов. Также имеется Pixel Shift, который увеличит разрешение снимков благодаря съёмке нескольких кадров со смещением сенсора на 1 пиксель. Также очень интересна система Astrotracer, которая использует данные GPS для перемещения датчика вслед за движением звёзд на небе при съёмке с длительной выдержкой для получения наилучшей резкости. При разрешении 36.4MP камера К-1 аналогична Nikon D810. Она также не имеет фильтра сглаживания. Pentax K-1 предлагает отличное сочетание цены и качества, так что если вам нужно высокое разрешение полнокадрового сенсора, стабилизация и отличное качество изображения, и при этом вы меньше озабочены скоростью автофокусировки, то K-1 должен стать отличным предложением для вас.

Если вы хоть раз интересовались устройством фотоаппарата, то Вы, наверняка, слышали термин «полнокадровая» камера. Многие фотографы восторженно отзываются о фотокамерах с большими размерами матриц, аргументируя это целым рядом причин. Сегодня мы вкратце рассмотрим, почему так много фотографов отдают предпочтение этим камерам, и в чем именно заключаются преимущества полного кадра.

Обзор размеров матриц

Чтобы понять, что значит полный кадр, необходимо заглянуть в прошлое, и рассмотреть основы создания изображений. За все время существования фотоаппаратов использовались различные размеры матриц или пленок.

Матрица является деталью цифровой камеры, которая ответственна за формирование изображения. Когда затвор фотоаппарата открывается, матрица начинает улавливать и распознавать изображение и продолжает это делать вплоть до момента .

Полнокадровая матрица у Canon 5D гораздо больше, чем у классических цифровых зеркалок с системой APS-C.

У пленочных камер роль «сенсора» выполнял отдельный экспонированный кадр пленки. Самым популярным размером в доцифровую эпоху была пленка шириной 35-мм. Полнокадровыми являются фотокамеры с матрицей, имеющей такой же размер, как и 35-мм кадровые пленочные фотоаппараты.

До появления полнокадровых камер использовались в основном сенсоры меньшего размера. Nikon называет эти камеры просто DX, также можно встретить термин «APS-C», но он применяется к цифровым зеркальным камерам с несколько меньшим размером матрицы. Фотографы, как правило, называют такие фотоаппараты с усеченным сенсором не иначе как «кропнутые» (“cropped-sensor” cameras) или говорят, что камера имеет «кроп-матрицу».

В «мыльницах» и мобильных телефонах используются матрицы с еще меньшими размерами.

Преимущества полнокадровых камер

На фоне всех этих разговоров о размерах матриц, возникает вопрос, почему многие фотографы отдают свое предпочтение именно полнокадровой камере, в чем же заключаются преимущества полного кадра?Оказывается, камеры с меньшим размером сенсора могут только мечтать о тех достоинствах, которые имеют полнокадровые камеры.

Самым главным их преимуществом является более высокое качество изображения. Чем больше размеры матрицы, тем камера лучше распознает детали.

Как мы уже упоминали выше, у мобильников и мыльниц самые маленькие размеры матрицы. Производители стараются решить эту проблему, улучшить качество изображения, получаемого камерами мобильников и мыльниц, однако вряд ли в ближайшее время будет возможно добиться качества изображения этих камер, сопоставимого с качеством, получаемым на полнокадровых фотоаппаратах.

Кроме того, камеры с большими размерами матрицы, как правило, имеют лучшие . Это означает, что они лучше работают в плохо освещенных условиях, что дает больше возможностей для работы в таких ситуациях.

Визуализация размера матрицы

Этот рисунок показывает разницу в размерах матриц различных типов:

На небольших камерах явно выражен так называемый «кроп-фактор» в плане фокусного расстояния объектива. Главное отличие полного кадра от кропа заключается в размере изображаемого пространства, которое попадает в кадр:

больший размер матрицы захватывает больше пространства на снимок.

На полнокадровых камерах 50-мм объектив обеспечивает «нормальное» изображение на средних дальностях, а на матрицах меньшего размера тот же объектив будет иметь эффект телефото или зума. Изображение выглядит так, будто снимок обрезали или усекли по краям, отсюда и название кроп–сенсор.

Переход на полный кадр

Если вы планируете переход на полный кадр, то для начала я бы порекомендовал отказаться от покупки навороченной камеры последней модели, и подыскать себе что-то попроще и немного постарше и, желательно, на рынке подержанной фототехники. Раньше огромным барьером для приобретения полнокадрового фотоаппарата являлась его стоимость.

В настоящее время такой проблемы не существует, поскольку приобрести Canon 5D теперь можно примерно за $ 700 или даже меньше, также падает в цене и D700 от Nikon. Каждая из этих камер не обязательно обладает новейшими функциями, но они обе обеспечивают вполне достойное качество изображения.

Полнокадровую камеру Canon 5D можно приобрести по цене ниже $ 700 на рынке б/у, и этот выбор является наименее дорогостоящим вариантом при переходе к полнокадровой цифровой камере.

При переходе на камеру с большим размером матрицы следует также учитывать и затраты на приобретение полнокадровых объективов. Ведь не все объективы, которые вы накручивали на вашу «кропнутую» камеру, подойдут для использования на полнокадровом фотоаппарате.

Самый дешевый способ - это выбрать набор простых объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Как Canon, так и Nikon имеют объективы с f/1.8 по всему спектру, которые не только эффективны в условиях низкой освещенности, но имеют хорошую резкость, ничуть не хуже, чем у дорогостоящих объективов.

Прежде, чем отказываться от своих старых «кропнутых» объективов, я бы посоветовал, все же проверить на практике, будут ли они работать на вашей новой полнокадровой камере. Наверняка один из них да и подойдет.

Заключение

Полнокадровые камеры становятся все более и более популярными, а их цена падает, особенно на рынке бывших в употреблении камер. Теперь, рассмотрев все преимущества полного кадра, становится ясно, почему многие профессионалы предпочитают именно этот тип фотокамер.

Занимаясь фотографией, вы наверняка неоднократно слышали о таком термине как кроп фактор. Термин часто встречается в различных интернет ресурсах, на форумах, при покупке фотоаппарата, вы наверняка услышите пару слов о кроп факторе от продавца. Так что же такое кроп фактор и какую характеристику отображает этот параметр? Об этом мы и поговорим в нашей сегодняшней статье.

Во времена пленочных фотоаппаратов, мастера использовали пленку 35 мм, и в сочетании с объективом с фокусным расстоянием 50 мм она давала изображения, эквивалентные тому, какой действительность вокруг воспринимает человеческий глаз. Позже, когда цифровые камеры приобрели ошеломляющую популярность, формат 35 мм стал эталоном. Воплощение стандарта 35 мм в цифровых датчиках обходится производителям очень дорого, так как существует ряд технических сложностей. Одной из причин, почему многие фотографы до сих пор не спешат переходить на цифровую фотографию, является отсутствие возможности равноценной альтернативы в мире цифровой фототехники. Цена на полнокадровые фотоаппараты превышает 2000 долларов, в то время как пленочные камеры стоят значительно меньше.

Использование датчиков меньшего размера, чем эквивалентное пленки 35 мм привело к новой проблеме – урезанию поля зрения изображения. Что бы понять как это происходит, предлагаем изучить изображение, показанное ниже:

Полнокадровый против APS-C сенсора

Как вы видите, объектив проецирует круглое изображение, хотя датчик фиксирует прямоугольный фрагмент сюжета. Остальная часть кадра не учитывается. Если датчик работает по всей площади круга изображения, то он называется полнокадровым, если он охватывает меньшую площадь, то он считается кропнутым. Полноразмерная имеет такие же габариты, как и пленка 35 мм (36 мм х 24 мм), кропнутые матрицы меньшего размера. Изображение ниже показывает различные варианты датчиков разных производителей:

Разные производители классифицируют камеры с кропнутыми матрицами по-разному. Хотя само название типа матрицы не несет какой-то конкретной информации о её размере, и не говорит о технических преимуществах того, или иного фотоаппарата. Для детального изучения этого вопроса лучше узнать реальный размер матрицы и проанализировать возможные потери в кадре.

Что такое кроп фактор?

Теперь, когда мы уже немного разобрались с тем, как камера видит действительность и с тем, как его фиксирует матрица, самое время выяснить что такое кроп фактор и как его посчитать. Кроп фактор – это коэффициент, отражающий разницу между полем зрения полного и малоформатного кадра. Что бы посчитать значение кроп фактора, необходимо диагональ полнокадрового кадра поделить на диагональ малоформатного кадра. Чем меньше кроп фактор тем лучше.

Часто в спецификации производители сами указывают значение кроп фактора матрицы той или иной фотокамеры. Вот примерный список значений кропа датчиков некоторых фотоаппаратов:

  • Кроп 1,5: , Sony A5100, Pentax K-5 II, Fuji X-A1, Fuji X-М1, Fuji X-Е2, Fuji Х-Т1, Fuji X-Pro1, Samsung NX1;
  • Кроп 1,6: , ;
  • Кроп 2,0 (Micro Four Thirds): серия Olympus OM-D; серия Panasonic DMC;
  • Кроп 2,7: Nikon J4, Nikon S2, Nikon AW1, Nikon V3, Sony RX100 III, Sony RX 10, Samsung NX.

Тот факт, что кроп фактор существенным образом обрезает изображение, вносит свои коррективы в восприятие фокусного расстояния объектива. Отсюда и появляется термин эквивалентного фокусного расстояния. Дело в том, что указывая значение фокусного расстояния на объективе, производители говорят о том значении, которое было бы получено при использовании оптики на камере с полной матрицей. Реальное значение можно узнать, только учтя кроп фактор. Для этого необходимо значение фокусного расстояния умножить на кроп-фактор. Так объектив с 50 мм в сочетании с фотоаппаратом Nikon D3300 даст 75 мм, так как кроп фактор матрицы равен 1,5.

35 Кроп 1.5x Кроп 1.6x Кроп 2.0x Кроп 2.7x
14 мм 21 мм 22.4 мм 28 мм 37,8 мм
18 мм 27 мм 28,8 мм 36 мм 48,6 мм
24 мм 36 мм 38,4 мм 48 мм 64,8 мм
35 мм 52,5 мм 56 мм 70 мм 94,5 мм
50 мм 75 мм 80 мм 100 мм 135 мм
85 мм 127,5 мм 136 мм 170 мм 229,5 мм
105 мм 157,5 мм 168 мм 210 мм 283,5 мм
200 мм 300 мм 320 мм 400 мм 540 мм

Объективы для кропнутых фотоаппаратов

Производители быстро осознали, что большая часть кадра, улавливаемого объективом, теряется при съемке с кропнутой матрицей. Это позволило упростить объективы для кропнутых фотоаппаратов и сделать их меньше и легче, а значит и дешевле для потребителей. В характеристике объектива почти всегда указывается для каких фотоаппаратов предназначена та или иная модель. Кроме того, символы в полном названии объектива также могут поведать много важной информации о нем.

Допустим есть два объектива Nikon 40 мм, но в одном из них в названии используется символ FX, а в другом DX. Это говорит о том, что Nikon 40 мм FX предназначен для полноформатных камер, а Nikon 40 мм DX для кропнутых.

Ниже представлен полный список сокращений разных производителей, для отображения кропнутых объективов:

  • Canon: EF-S, EF-M;
  • Nikon: DX;
  • Pentax: DA;
  • Sony: DT, E;
  • Sigma: DC;
  • Tamron: Di II;
  • Tokina: DX;
  • Samsung: NX.

Размер матрицы против разрешения

Разрешение матрицы это еще одна важная характеристика, на которую производители любят обращать внимание клиентов. Как вы могли заметить, размер самой матрицы никоим образом не влияет на её разрешение, существует множество мыльниц, с маленькими матрицами, чьё разрешение может быть 18 Мп или 24 Мп. Полнокадровый фотоаппарат Nikon D4 имеет разрешение в 16 миллионов пикселей на сенсоре размером 36,0 х 23,9 мм, в то время как Nikon D7000 имеет те же 16 миллионов пикселей на сенсоре 23,6 х 15,6 мм. При таком существенном различие в размере самих матриц становится очевидной разница в размере каждого отдельного пикселя. Размер пикселя Nikon D4S равен 7.3μm, в то время как у D7000 один пиксель размером 4.78μm. Меньший размер пикселя приводит к повышению шума и меньшему динамическому диапазону, что говорит о том, что D7000 не может сравниться по качеству изображения с D4 в условиях низкой освещенности. Разница в размере пикселей заметна при работе с плохим освещением, в обычных условиях камеры с такими датчиками могут обеспечивать качественные фотографии.

Фотографы спортивных мероприятий и дикой природы используют недостаток кропнутых матриц в качестве преимущества. Так, объектив 300 мм может обеспечивать фокусное расстояние эквивалентное 450 мм. Если производительность при низкой освещенности не является критической, то это довольно существенный выигрыш в приближении объекта.


Последнее время мне стали часто задавать вопросы касательно выбора объективов на кроп камеры. Поэтому я решил написать этот материал. Я уже много лет не снимаю на кроп. Хотя начинал с Canon 300D в далёком 2003 году (тогда эта модель только появилась) с китовым объективом EF-S 18-55mm f3.5-5.6. Позже к нему были приобретены и . Это два замечательных объектива. Но сейчас, учитывая широчайший ассортимент оптики, я бы для кропа выбирал другие модели.

Этот обзор будет частично умозрительным — я не снимал на все модели, о которых я буду писать дальше, т.к. работаю с полным кадром.

Выбор набора объективов зависит от того, что вы чаще всего снимаете. Как правило, когда я задаю это вопрос людям, мне отвечают нечто вроде: ну так чтоб и портреты поснимать и пейзажи и вообще всякое .

Объективы чтоб снимать всякое.

Объектив на все случаи жизни на кроп: Canon EF-S 18-135mm 3.5-5.6 STM IS . И широкий угол и портреты какие-никакие можно на 135мм снимать и совсем недорогой. Из этой серии ещё есть замечательный Canon EF-S 15-85mm f/3.5-5.6 IS USM . Лучше по качеству картинки, удобно и недёшево.

Но я бы не выбирал зумы с таким большим диапазоном фокусных расстояний и слабой светосилой. Светосила — наше всё. Объектив f3.5-5.6 это печально. Диафрагма 5.6 на длинном конце вышеописанных объективов годится для портретов с очень очень большой натяжкой. Кроме того, 18мм на кропе это удобный угол, но не супер широкий. 15мм лучше, но всеравно этого не сравнить с .

Есть ещё один объектив на все случаи жизни от Canon, на который стоит обратить внимание — . По фокусным и светосиле это — аналог 24-70 f2.8L на полном кадре. Судя по обзорам, по качеству изображения он также очень хорош. Меня лично очень удивляет, что 17-55 f2.8 стоит приблизительно так же, как и 15-85mm f3.5-5.6. Выбор однозначно в пользу объектива с большей постоянной светосилой.

Мой выбор

Лично я для себя на кроп бы брал следующий набор:
1) — действительно широкий угол
2) — стандартный объектив для всех ситуаций
3) или — для портретов

1) Первый объектив даст по-настоящему развернутую перспективу. Для кропа шире быть просто не может (только фишай, но это на любителя). Недостаток объектива в слабой светосиле. Но это не критично для таких фокусных расстояний.

Альтернативы этой модели: Canon EF-S 10-22mm f3.5-4.5 и Tokina 11-16mm f2.8. Обе модели дороже и того не стоят. Что касается всяких Tokina, Tamron, Sigma и иже с ними, я напишу в конце статьи.

2) Блинчик на 24мм — это замечательно. Это очень компактный, резкий и светосильный объектив. Ещё и стоит недорого. В пересчете на полный кадр это будет примерно 38мм. Это не широкий угол. Но, в то же время, достаточно комфортный для большинства ситуаций. Снимать с камеры его нужно будет, если захочется сделать портрет с сильным размытием фона или же широчайшую панораму. Хотя, если без художеств, и на него можно снять и то и другое. Кстати, для работы в студии тоже удобное фокусное.

3) Светосильные объективы или 85мм, которые будут соответствовать 80мм и 136мм на полном кадре — отличный выбор для на кропе. Я не советую брать . Он и на полном кадре не очень-то удобен по фокусному, на кропе это будет ужас (почти 200мм). При желании, конечно портреты можно и на снимать, но это для энтузиастов.

Это — мой выбор исходя из специфики моей работы: , репортажей, портретов, фото в студии. Этот набор, помимо оптимального выбора фокусных расстояний и светосилы, ещё и очень недорогой, компактный и лёгкий. Я не снимаю дикую природу, поэтому длиннофокусные объективы тут не рассматривал (берите любой 70-200L — не пожалеете).

Немало отзывов вызвала наша трендоопределяющая статья « ?», отчего мы решили продолжить обсуждение здесь, ибо ряд вопросов все же остался нерешенным. Нет, мы совершенно не лукавили в статье про полный кадр - мы вообще всегда говорим правду… дело в том, что точка зрения нашей редакции немного не соответствует общей маркетинговой линии производителей фотоаппаратов. Дело в том, что в экономике (включая аппаратостроение) сегодня доминирует принцип «что лучше, то дороже», отчего из потребителя производители тянут все соки, лишь бы добиться своего - нет, души ваши им не нужны, они прекрасно обходятся и вашими деньгами. А мы с этим принципом в корне не согласны - зачем платить больше, если результат тот же (прости, Дося)?

Когда мы говорили о полном кадре, многие критиканы, очевидно, не заметили одного, посчитав, что мы не делаем разницы между полным кадром и кропом - совсем наоборот, разница между ними есть. Более того, эта разница, в принципе, даже существенна. Но сначала давайте проясним: под кропом мы, как и большинство интернет-писателей подразумеваем уменьшенный в 1.5 раза (1.6, как вариант) сенсор цифрового фотоаппарата, а под полным кадром стандарт пленки 135 с размером кадра 24×36 мм. Соответственно, есть и соответствующие объективы: кропнутые (у Canon называются EF-S, у Nikon - DX) - это те, которые специально под фотоаппараты с уменьшенной матрицей и выпускались (соответственно, только в последние несколько лет, а старые стекла все являются полнокадровыми), и при установке на полнокадровый фотоаппарат они будут сильно срезать края и углы, отчего и смысл имеют только на кропнутых фотоаппаратах.

Разница между кропом и полным кадром

На картинке выше видна визуальная разница между полным кадром формата 135 и урезанным (если, конечно, вы просматриваете сайт на 100% размера в окне браузера и имеете разрешение монитора 96 dpi). То же самое можно увидеть, если посмотреть в фотоаппарат с кропнутой матрицей и с полнокадровой с поднятым зеркалом и без объектива - только совмещать придется своими глазами. Функциональные различия этого неравенства следуют ниже.

В первую очередь, это : как можно легко посчитать, при прочих равных, она в 1.5 раза больше на кропе, чем на полном кадре, что часто может быть раздражающим фактором для фотографа, который эту разницу видит и для кого она, в конкретном кадре, критична. Больше в 1.5 раза значит ровно вполовину от того, что есть - если на полном кадре в зону резко отображаемого пространства попадает только глаз и бровь, на кропе туда легко влезет нос до самой переносицы. Вам это не критично? Вернитесь к статье «Нужен ли вам полный кадр» и забудьте о наших оговорках.

Далее, это в полтора раза большая детализация - например, в Nikon D3 зона кроп кадра (он умеет использовать только ее при съемке с объективами DX) имеет разрешение 6 Мп, в то время как весь кадр 12. Дураку понятно, что если снимать 55-мм объективом на 6-мегапиксельный Nikon D70 с одного расстояния дерево и продублировать то же самое с той же точки 85-мм объективом в паре с Nikon D3, вполне возможно, во втором случаае веточек будет заметно больше, так как те, которые не умещаются на кадре Nikon D70 в один пиксел (и, соответственно, падут жертвами алиасинга), вполне возможно, на кадре Nikon D3 в этот пиксел попадут. Это банальный пример, зато и самый показательный, потому оставим его.

От тех моментов, которые легко доказать, перейдем к тем, которые доказать сложно, но которые станут заметны при использовании.

Считается, что полный кадр сам по себе позволяет больший контраст изображения и пластичность фокуса. Естественно, все это применимо, когда мы говорим «при прочих равных» - т.е. площадь кадра и перспектива совпадают, а печатается кадр на бумаге одного размера. Визуально это вполне объяснимо: каждая комбинация линз, в принципе, имеет свой контраст и пластику, и одно дело, когда проходящий через этот оптический элемент свет ложится только на небольшую зону в центре кадра, и другое, когда распределяется по всей площади, включая края самого объектива. Если понимаете, как формируется зона нерезкости, здесь тоже понимание придет. При кропе получается, что КПД стекла дополнительно снижается на 30%.

Считается, что динамический диапазон полноразмерной матрицы шире - это действительно так, если верить спецификации производителей и тестам независимых источников. Полную информацию и сравнение можно найти, к примеру, на DXO Mark . Результаты эти тоже объяснимы - более дорогая игрушка должна все-таки выдавать более достойные результаты, иначе за нее не захотят платить больше. Впрочем, обольщаться не стоит - разница не так уж велика (см. результаты тестов).

Считается, что есть и другие, уже более субъективные отличия, вроде различного рисунка от одного объектива - естественно, с плохими объективами все будет упираться в потолок оптических ограничений, но эффект от стекол от 1000 долларов за штуку заметен будет, хотя, как мы и сказали, будет укладываться все в те же 50% прироста. Другими словами, даже на кропнутом кадре хороший объектив будет себя вести очень хорошо, а на полном еще лучше. Правда, применимо это только в том случае, когда вы знаете, как использовать дополнительный прирост качества. Согласитесь, если вы не умеете кадрировать при съемке и всегда потом кадрируете при обработке больше чем на 30% площади, вряд ли вы ощутите разницу.

Про объективы необходимо сказать и следующее: кроп-матрица сильно выигрывает в случае с длиннофокусными объективами - снимать птичек в полете в полтора раза круче, так как 200-миллиметровое стекло становится уже 300-миллиметровым просто за счет установки на фотоаппарат с маленькой матрицей (волшебство!), правда современные полнокадровые аппараты тоже так могут (или можете вы уже потом в редакторе вырезать из середины кадра 2 мегапиксела и напечатать 10×15 - будет фееричная фотка домашней кошки). С ростом фотографических навыков, говорят, фотограф переходит с телефото объективов на широкоугольные, и снимать глаза кошек на полный кадр становится неинтересно, потому начинается охота за широкоугольными объективами и стремление вместить в кадр максимум того, что находится вокруг. И если с телевиками полный кадр проигрывает, то с широкоугольными полнокадровыми объективами ситуация как раз обратная: при использовании этих стекол (вроде классного Canon 17-40/4) на коротком конце при кропе вы сильно теряете (27, конечно, широко, но не настолько, чтобы сравниться с 17) окружающее пространство из кадра.

Принято говорить также, что у полнокадровых аппаратов меньше шумы - как раз это полный бред. Все дело в том, что матрицы на аппаратах, зарекомендовавших себя низким уровнем шумов, сделаны совершенно не по современному процессу, и у них просто плотность пикселов ниже, что позволяет современным процессорам эффективно давить шум. У Nikon D3, например, плотность пикселов как у Nikon D70, а процессор и матрица на несколько поколений современнее. При сопоставимой плотности пикселов картина шумов современных фотоаппаратов тоже схожая.

Где взять полный кадр?

Для чего мы все это вверху описали? Ведь, дураку понятно, если есть полнокадровые и кропнутые аппараты, да к тому же, вторые значительно дороже, значит разница быть должна. Написали мы это, чтобы просто дать понимание ситуации: хоть отличия и есть, они все же не настолько велики, чтобы оправдать разницу в цене между кропнутым фотоаппаратом и полнокадровым. Да, ГРИП меньше, но только на 50%, и заметно это будет на открытых диафрагмах. Сегодня же, к примеру, Nikon D300 стоит в два раза меньше полнокадрового Nikon D700, да и то если вы такое соотношение где- то найдете.

И что прикажете делать фотографу, который мечтает о полном кадре? Ну, бывает такое, когда где-то зудит, и даже жена с жабой не помогают избавиться от уверенного ощущения собственной ущербности - в таких случаях, нуждающийся фотограф начинает поступать неадекватно (бросать есть, начинать экономить на сотовой связи), и все ради уверенности в том, что покупка полного кадра решит проблемы с композицией и идейностью снимка. А ведь решение лежит на поверхности.

Если вспомнить, сейчас есть сфера в фотографии, впавшая в кризис - это пленочная техника, а значит, и фотоаппарааты пленочные сейчас покупать как никогда выгодно. Ведь, по сути, неважно, на что вы снимаете, на пленку или на цифру - главное, есть ли в кадре мысль. Обычно именно умным фотографам, действительно, требуется полный кадр.

Пленка против цифры

На этот вечный вопрос фотографы давно дали ответ простым голосованием рублем (долларом) - победила цифра, причем победила совершенно не качеством, а скоростью, ради чего цифре прощается все. Да, пленка сильно проигрывает цифре в оперативности, но в качественном плане проиграет еще не скоро - динамический диапазон пленки до сих пор остается недостижимым для цифрового фотоаппарата , даже по сравнению с полнокадровыми матрицами (и терять его - непозволительная роскошь), да и детализация, в силу наличия в цифровом фотоаппарате алгоритмов интерполяции данных каналов, шумопонижения и последующего повышения четкости. Вы знаете, что кино до сих пор снимают на пленку? А ведь цифровые технологии в видео появились гораздо раньше фотографии.

К сведению, производимая до сих пор пленка еще не вымерла, потому что ушла в класс фотографов-энтузиастов и в профессиональную фотографию. Оставшиеся на рынке пара брендов (Fujifilm и Ilford - самые известные) уцелели именно благодаря наличию узкоспециальных пленок профессионального класса, Kodak медленно умирает.

Второй недостаток пленки вытекает из первого - изображение изначально существует в аналоговом виде, и для перевода его в компьютер (чтобы потом распечатать или опубликовать в сети) ее еще оцифровать нужно. Оцифровать пленочный кадр сегодня, кстати, гораздо проще, чем прежде.

Полный кадр в ваш бюджет

На рынке сегодня есть куча вариантов практически для любого фотографа. Сканеры эконом-класса - это планшетные с возможностью сканирования пленки. От обычного отличаются дополнительной лампой в крышке, которая по умолчанию закрыта специальной панелью. Более или менее хорошие начинают свои цены от 8 000 р., правда, хорошо зареком ендовали себя только единичные экземпляры, вроде Epson 4490 или более дорогой Epson V500 . Сопоставимым качеством сканирования обладают слайд-сканеры неизвестных производителей, которые, при равной цене, качество выдают чуть лучшее, но, как правило, работают с ощутимыми глюками даже под Windows, в силу своей низкой популярности - просто как пример, приводим Plustek OpticFilm 7200 . Нужно помнить, что планшетные еще и обычную бумагу могут сканировать, в то время как слайд-сканеры только под пленку и сделаны. В этом классе производители стремятся завышать номинальные спецификации сканеров, применяя кучу цифровой обработки в процессе сканирования, и если оптическое разрешение сканирования указано 4800 dpi, хорошие тестеры редко могут найти реальное разрешение хотя бы в два раза меньшее. Впрочем, даже 2400 оказывается «за глаза» (разрешение кадра получается 8.6 Мп), причем автоматика в такого уровня сканерах оставляет желать лучшего, и если руки в Фотошопе заточены правильно, рекомендуется надеяться именно на них. Стоит также обратить внимание на алгоритм оптимизации изображения - автоматика сканера настроена таким образом, что потерять детали можно быстро и надолго - помгает, впрочем, ее отключение и сканирование в 16-битном режиме, кадр тогда получается низкоконтрастным, но элементарно доводится до живого вида собственными руками. Именно так, кстати, и можно добиться максимума от сканеров нижнего уровня - системы вроде Digital ICE сделаны настолько глупо, и при использовании генерят такое количество ошибок, что делают их использование нецелесообразным. В остальном же, качество здесь вполне приемлемое, хотя и до профессионального не дотягивает - правда, преимущественно, для черно-белой пленки, так как проблемы с цветопередлачей тоже место имеют.

Следующий уровень определяется как «привиредливый фотограф», которому автоматическое качество небезразлично - ценовая категория сканеров двигается выше (примерно до 25 000 р.), и здесь все равно царствуют планшетники, вроде Epson V700 , которые уже имеют систему фокусировочных линз внутри и, действительно, толковые системы борьбы с царапинами, пылью и зернистостью. Впрочем, зернистость - это прямая противоположность цифрового шума, и ее редко кто понижает, так как она и является одним из характерных признаков пленочного кадра (выражается это в сакраментальной фотодрочерской фразе «о, пленочка!» ). Автоматика в сканерах этого класса работает очень хорошо, да и гибкости в них заметно больше, к тому же, с цветом они работают более корректно, не говоря уже о том, что более сложный оптический элемент выдает заметно лучший результат (заметно это, естественно, только опытному глазу).

Собственно, на этом можно и остановиться, потому что сканеры более высокого класса сами по себе уже не дают возможности сделать бюджетное решение - цены на слайд-сканеры профессионального уровня примерно соответствуют цене полнокадровой зеркалки, отчего только профессионалам они и интересны. При необходимости их использования нужный кадр просто можно отсканировать в лаборатории.

Итак, стоимость решения получается следующей: любой зеркальный пленочный фотоаппарат (от 6 000 до 15 000 рублей, причем даже за очень неплохие модели) плюс сканер (от 8 000 до 25 000 рублей) - наверняка достаточно приемлемая сумма, которую вы сможете себе позволить потратить. Обратите внимание, что фотоаппарат надо брать той же системы, что и ваша используемая на сегодня оптика (она должна быть полнокадровой) - для Nikon это Nikon, для Canon это Canon, переключать системы здесь смысла нет, все дело в пленке.

Что вы теряете: оперативность, возможность контроля результата непосредственно, быстроту реакции (если фотоаппарат с ручным управлением).

Что приобретаете: существенно больший динамический диапазон и ощущение «живого» кадра (а также необходимость дольше думать над кадром и экспозицией, что неплохо). Последнее никак не аргументируется, достаточно просто поснимать.

Собственно, это все. Если вам не хочется геморроя, копите деньги на полнокадровую цифру, а если нужен результат, его можно получить уже сегодня, просто купив пленочный довесок к своему парку оптики.

Хотим выразить благодарность талантливому и умному фотографу из интернета Родиону Ковенькину за оказанную консультационную поддержку при написании статьи.