Верные помощники – органы чувств. Конспект занятия "Наши помощники — органы чувств"

МАОУ лицей №34 г. Тюмени

Какоулина Ольга Анатольевна учитель начальных классов.

Урок окружающего мира в 1классе по теме:» Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств».

Цели:

– показать роль и специфику разных органов чувств;

– показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

– прививать бережное отношение к своему организму;

– учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются.

Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)

Оборудование : Презентация «Органы чувств»; запись звуков природы; мячик; духи; 2 стакана с водой – простая, сладкая; мешочек, рукавичка, мяч, яблоко, апельсин, клубок,изображение человечка без лица, отдельные изображения глаз, ушей,носа, рта, руки(для плана урока), а также изображения частей лица для человечка, надпись «органы чувств», карточки с заданиями для работы в парах, проектор.

Ход урока

Орг. момент

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.

Ι. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы с вами будем исследователями.

Кто такие исследователи? (Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)На доске плакат с изображением человека, но без лица (слайд№1)

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним странным человечком.

(Дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа,)

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Он считает, что они ему и не нужны. Зачем лишние заботы: каждое утро умываться, уши чистить?

А вы с ним согласны?

А для чего они нам нужны? (Если бы не было глаз , мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу)- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)- рот (Рот нужен нам для еды, чтобы не умерли от голода)- уши (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

Но, чтобы все это доказать человеку нам с вами предстоит провести настоящее исследование.

Так кто же будет предметом нашего исследования?(человек)

Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, нос, уши- это всё части организма- его органы.

(На доске появляется слово «Органы чувств »

Слайд №3- Прочитайте тему нашего урока.(Наши помощники – органы чувств.)

Почему органы чувст называют помощниками? Так, что нам надо доказать человеку? (Нам надо доказать ему, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать.)

Какая будет цель нашего урока?

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

Давайте приступим к исследованию.

ΙΙΙ.. «Открытие» детьми нового знания

1.Исследование органа слуха . Приступаем к исследованию.

(Включить звуки природы. Дети слушают (Слайд №5,6)

– Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…)

– Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха)

– Слух – большая ценность для человека. И уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

На доске запись: органы чувств

уши – орган слуха

Береги уши 1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!

Физминутка

(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

2.Исследование органа зрения.

– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

а) - Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках? (выставляется на стол мяч) Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

Продолжаем наше исследование.

А что мы можем сказать про мяч? Какой он? (цвет,форма,размер,катиться)

Благодаря глазам мы можем определять признаки предметов.

Что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза- это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Глаза- это орган зрения. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь.

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрения.

Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

- Теперь наш человечек может видеть.(на лице человечка появляются глаза)

О правилах охраны зрения нам расскажет врач офтальмолог…? (выступление ученика) Слайд№7

Дополняю ответы детей:

-Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров,

-При письме свет должен падать слева.

Зарядка для глаз Слайд№8-12

1.Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.

Открыть глаза и поморгать на 3-5 сек (делать 6-8 раз).

2. Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

3. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.

3.Исследование органа обоняния.

- Закройте нос. Дышите ртом. Чувствуете ли вы запах?(распыляю освежитель воздуха)

(Когда нос закрыт, мы не можем определить, чем пахнет.)

– А теперь вдохните и понюхайте. Что вы чувствуете?

– Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох).

– Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох носом.

Какой орган помогает нам почувствовать запах?(С помощью носа мы чувствуем запах)

А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган ….(обоняния).

Запахи чего мы можем почувствовать благодаря органу обоняния? (Мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Человек может чувствовать и запоминать тысячи разных запахов. Запах гари может предупредить об опасности, о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху).

Теперь наш человечек может чувствовать запахи (у человечка появляется нос).

органы чувств

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении нос- орган обоняния

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

4. Исследование органа вкуса.

Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

– Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?(Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

– Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

– Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Дайте научное определение этому органу.(Язык - орган вкуса.)

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. Язык живет в нашем рту.

Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку. Давайте прикрепим ротик нашему человечку.

органы чувств:

уши – орган слух

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

Нам осталось провести еще одно исследование.

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

– Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

– А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины)

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

органы чувств:

уши – орган слуха

глаза- это орган зрении

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

кожа – орган осязания

Физминутка. Игра «Полезно – вредно».

Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

2. Делать гимнастику для глаз (полезно).

3. Смотреть близко телевизор (вредно).

5. Ковырять в ушах (вредно).

6. Защищать уши от сильного шума (полезно).

7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

– Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными исследователями.

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?

Какие органы чувств вы знаете?

Сколько у человека органов чувств?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Органы чувств – это наши помощники.(Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире, показывают нам разные признаки и свойства.)

А сейчас сравним наш вывод с выводом в учебнике.

ΙV.Применение нового знания

1. Работа по учебнику.

– Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55.

1) Верхний рисунок. Выполнение по вопросам учебника.

2) – Кого мы видим на второй картинке?

– Что они делают?

– Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств.(в парах)

2.Работа в группах .

Правила работы в группе

1. Работаем тихо, дружно.

2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

3. Четко высказываем свое мнение, уважаем мнение собеседника.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать.

3. Работа в тетради.с 22. Задания 1-2.

Задание выполнит каждый самостоятельно.

- Кто догадался, что нужно выполнить в задании 1.

А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Взаимопроверка в паре. Учитель озвучивает правильный ответ

V.Итог урока: Продолжи высказывание:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке я удивился…

.Рефлексия.

А напоследок хочется сказать:

Есть пять помощников на службе у тебя.

Не замечая их, используешь всегда:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

Руки, чтоб ласкать, трудиться,

А носик - запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать

Тема: Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств. Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; - развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. Оборудование: а) мультимедийное оборудование, презентация «Наши помощники – органы чувств»; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фасоль, горох; 2) кофе, лук, чеснок; 3) палитра, кисточки, жёлтая и синяя краски; 4) стаканы разного цвета с кислой, сладкой, солёной водой; 5) коробочка со звонком. Ход урока Самоопределение Создадим хорошее настроение. - Улыбнитесь друг другу, садитесь! - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая! Ι. Актуализация знаний Наш учебник называется «Я и мир вокруг». Что он помогает нам узнать? 4 – Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Слайд 1). – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. На второй, на третьей. – Как вы отличали все предметы, которые перечислили? (По признакам.) – Что помогло вам распознать нарисованное на картинках? 3 (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.) - К нам пришёл странный человек. Что вы заметили? А зачем нужны эти органы? Может ли такой человек узнать, что его окружает? 4 ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? 1. Какую работу выполняют глаза. 2. Какую работу выполняют уши. 3. Какую работу выполняет нос. 4. Какую работу выполняют рот и язык. 5. Какую работу выполняет кожа. 6. Почему органы чувств называют нашими помощниками. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите? – Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена. – Что мы делаем с помощью глаз? (Слайд 2) – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир. – Кто знает, как все они называются? (Слайд 3) – Прочитайте, кто может, тему урока. – Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать предметы по их признакам.) Физкультминутка.(Игра. Покажите какие органы чувств помогают узнать предмет или его признак: холод, запах цветов, музыку, красоту природы, звонок на урок, свет солнца, его тепло, вкус лимона, узнать в тёмной комнате мяч, шелест листвы, сахар, арбуз круглый, сладкий, шум ветра, кислый лимон, гудок автомобиля, разноцветные краски, колючки ежа, мама печёт пирог, пожелтевшую листву, тишину в классе). 4. Работа в группах. 4 3 4 5 - Давайте проверим, как работают ваши помощники. (Слайд 4) Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Каждая группа получает предметы для выполнения задания. Задания: I группе – на ощупь определить, что находится в мешочках. II группе – определить, не прикасаясь руками, что в пакетах. III группе – на палитре смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? IV группе – определить, попробовав, что в стаканах. V группе – определить, что находится в коробке, не открывая её.. 5. Анализ работы в группах 4 Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание и помещают его на фигуру человека. – Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) – Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.) - Как помогают нам глаза? (Глазами мы различаем цвета.) – Глаза – это орган зрения. – Какие ещё признаки помогают различать глаза? (форму, движение предметов) (Слайд 5) – Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.) – Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь! 4 1 – Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.) – Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.) - Уши, как и глаза надо беречь. Замену им найти невозможно. – Какой вывод можно сделать? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка. – Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём? ΙΙΙ. Применение нового знания – Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55. Работа в парах. Выполнение по вопросам учебника. 1 3 4 - Выберите для работы любой из двух рисунков, который вам больше понравится. – Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. Физкультминутка. (Выполняется под музыку с показом движений учителем) (Слайд 6) - Какие органы помогли нам выполнить физкультминутку? – Что нового мы сейчас узнали? (Органы чувств часто «работают» вместе) 2. Работа в рабочей тетради. 1 3 – Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках? – Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Работа в парах. – Дорисуйте человечку необходимые органы чувств. Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре. – Молодец! 3. Самостоятельная работа. Задание по выбору: № 2 или № 3 Проверка: – Какое задание ты выбрал? Почему? - В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. 4. Практическая работа. 3 5 - Для работы потребуются круги и квадраты двух цветов. Положите на парту красный квадрат, следующая фигура должна быть другого цвета и другой формы. Выложите таким образом 8 фигур. - Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? - Смогли бы вы выполнить такое задание в темноте? - Какой орган чувств помог бы вам в этом? VΙ. Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока?

Южанинова Татьяна
Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Занятие "Наши помощники - органы чувств "

Цель :

Закрепление знаний детей об органах чувств , их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) ;

Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира;

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира;

Учить бережно относиться к своему здоровью.

Развивающие :

Развивать тактильные, зрительные, слуховые ощущения;

Тренировать зрительные, слуховые ощущения, совершенствовать восприятие;

Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности.

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств , культуру их охраны;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Методы и приемы :

Наглядные (показ иллюстраций, демонстрация) ;

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты, исследования) .

Педагогические технологии :

Личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии : - дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, самомассаж ушных раковин.

Средства обучения :

Демонстрационный материал (цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств , ватные палочки с запахом чеснока и духов,).

Ход занятия:

Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у института такое название? (Ответыдетей) .

Вы правы, здесь изучают здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма .

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей) .

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган , без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками .

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка :

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Давайте вместе скажем : «Глаз – орган зрения » . А для чего нужны глаза? (ответы детей) . Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза (Показываю руку) .

Что я сделала? А теперь откройте глаза. Вот что я сделала. Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходит вокруг. А теперь другой эксперимент, проверим, смогут ли ваши глаза различить контуры предметов.

Игра "Наложенные рисунки" (Цель : различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека .

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила) :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя !

Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас мы вспомним для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала :

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи : раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А еще нужны для глаз витамины :

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьет.

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку :

Загадка :

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше : (ушки)

Ухо – это орган слуха . Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом слова) . Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? А почему? (ответы детей) .

Проведем еще один эксперимент (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой).

Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки , и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам сориентироваться в пространстве. Проверим.

Физминутка. Игра «Жмурки» с колокольчиком

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)

А еще полезно для наших ушей делать зарядку :

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху-вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Стихотворение

Доктор, доктор, как нам быть :

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть :

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор : Еже!

Отвечает доктор гневно :

Еже, еже, ежедневно!

(Э. Мошковская)

Загадка :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей.)

Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам хотелось сделать? (Вдохнуть) . Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки – вата пропитана чесноком, духами).

Что вы почувствовали ? (запах чеснока и духов) .

Значит, нос нам нужен еще и для того. Чтобы различать запахи. Нос – орган обоняния (повторяем вместе) . А нос нужно беречь? А как, знаете? (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика :

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше -

И легко - легко подышим.

Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

А о чём пойдёт речь сейчас?

Загадка :

Всегда во рту, а не проглотишь?

(Язык)

Правильно. Все живые организмы питаются , поэтому всем необходимо различать вкусное и невкусное, полезное и вредное.

Скажите, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты).

А определить продукты на вкус нам помогает ? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. ---Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Для того чтобы язык был чувствительным , и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики тик-так!

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней ?

Кто знает скороговорки?

Загадка :

Твои помощники , взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Какие помощники нам в этом помогут (Руки, пальцы) .

Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет :

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое :

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша : (Ответы детей)

Кожа - это орган осязания (повторяем вместе с детьми) . Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам , что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма .

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро» :

Доброе утро, здравствуй Иван!

Доброе утро, здравствуй Степан!

Доброе утро, здравствуй Ирина!

Доброе утро, здравствуй Арина!

Здравствуй и маленькая Алина!

(Попарные пальцы начиная с больших соединяются (целуются, а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются) .

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Дидактическая игра "Определи на ощупь".

Сейчас посмотрим, сможем ли мы узнать на ощупь друг друга.

Практическое задание «Соедини по точкам»

Для того, чтобы правильно соединить, нужно вспомнить счет от 1 до 10.

Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека !

Давайте вспомним их :

Один говорит,

Один нюхает,

Двое глядят,

Двое слушают,

Двое трогают

Кто такие? (Ответы детей)

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены : относиться бережно, содержать в чистоте; не переохлаждаться; не обжигаться;не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;

Не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Мы говорили о важности наших органов чувств , о том, как они нам помогают . Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств ) .

Какие вопросы по теме занятия вы хотели бы задать друг другу?

Как по вашему, кто сегодня занимался лучше всех?

Молодцы, кто сегодня хорошо занимался и правильно выполнил задание «Соедини по точкам» , я вам поставила оценку «Пять» и хочу вам сказать : (дети расставляют цифры по порядку, а затем их переворачивают) . Кто прочитает, что здесь написано? «СПАСИБО!»

Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка»

(Средняя группа)

Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Образовательные:

  • закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .
  • уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация) ;
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;
  • Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

В - А мы знаем правила по охране слуха.

В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.) ,

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В- А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)

– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств) .

В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.

Используемая литература:

  • Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию» , М: «Детство-Пресс» , 2007г.
  • Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду» , М: «Сфера» , 2004г.
  • Козлова С.А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса» , 2005г.
  • В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь» , М: «Карапуз» , 1998г.
  • Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М: «Айрис-Пресс» , 2008 г.

Конспект занятия

"Наши помощники - органы чувств"

Цель : Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие : развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы :

Наглядные (показ, демонстрация) ;

Словесны( беседа, вопрос-ответ) ;

Игровые (дидактические игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии : личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи : динамическая пауза, смена видов деятельности.

Средства обучения:

Демонстрационный материал,ИКТ, наборы для опытов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребята, к нам сегодня в школу прислали посылку от веселого художника. Распаковываем и смотрим. (В пакете раскраски письмо).

Письмо.

Уважаемые ребята, я веселый художник. Я отправляю вам эти рисунки и думаю, что человеку не нужны глаза, рот, нос, уши, ведь с ними столько проблем. Главное у человека- это голова, ведь в голове есть головной мозг, который за все отвечает. Ребята помогите мне разобраться в этом вопросе.

(Показывает рисунки людей) - Ребята, посмотрите внимательно на эти рисунки? Что с ними не так? Что забыл нарисовать художник?

Художник не нарисовал глаза, рот, нос, уши. Художник хочет посмотреть какие вы внимательные, умные, что вы знаете о строении человека, все это сегодня мы и проверим на занятие, а в конце занятия у нас должны появится на этих рисунках все недостающие органы. Сейчас я раздам вам эти рисунки и на протяжение всего занятия мы их закончим.

Хотите получить новые знания о своих органах и своем организме? (Да) .Тогда давайте начнем работать и тема нашего необычного занятия «Наши помощники – органы чувств».

Сегодня вы будете исследователям и с помощью различных практических опытов, опроса, индивидуальной работы и различных игр вы узнаете какие органы являются органами чувств, для чего они нужны человеку и как за ними ухаживать. Нам надо доказать художнику, что без наших помощников - органов чувств мы не сможем полноценно существовать и чувствовать окружающий мир.

В конце занятия подведем итог, и вы себя оцените так, как считаете нужным соответственно вашей работе на занятие. Для этого у вас на партах лежат человечки, а на доске нарисована лесенка успеха и вы прикрепите своих человечков на соответствующую ступеньку.

Ответьте мне кто такой командир нашего организма? (Ответы детей)

Да, правильно, это мозг, посмотрите на Слайд №1.

Скажите почему мозг мы называем командиром?

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою ?

Да, действительно мозг управляет всем организмом и в нем содержится очень много различной информации. Наш мозг обладает памятью запоминать звуки, запахи, цвета, предметы, а какие органы ему в этом помогают?

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир и чувствовать все вокруг, и поэтому мы называем их нашими помощниками органами чувств.

Как вы уже поняли исследовать вы сегодня будите органы чувств.

1. Чтобы вам понять какой первый орган чувств вы будете изучать, отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)

Проведем с вами первое исследование: закройте глаза, какой предмет я сейчас достала? Вы не знаете, а почему? Правильно, потому что вы не видите. Открывайте глаза и посмотрите, что же у меня в руках. Опишите этот предмет. Получается, что с помощью глаз вы можете видеть, что происходит вокруг, какие перед вами предметы, вы можете описать цвет, размер, форму, материал.

Теперь закройте глаза еще раз и попробуйте на своих партах найти карандаш. Скажите легко ли было? Зрение также помогает ориентироваться в пространстве.

После этих исследований, кто мне скажет для чего нам нужны глаза?

Правильно, глаз- орган зрения.

Посмотрите на СЛАЙД № 2 это строение глаза. Кто из вас знает что-нибудь о строение глаза? Скажите, как вы думаете зачем нам брови и ресницы? Почему иногда глаз называют- глазное яблоко?

Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Кто знает, как беречь свое зрение?

Сейчас мы с вами поиграем в игру на внимание: если это опасно для наших глаз вы закрываете глаза руками, а если это полезно и нужно, то показываете вот так (палец вверх).

    Колющие и режущие предметы;

    Тереть глаза грязными руками;

    Есть овощи;

    Играть долго в компьютер;

    Беречь глаза от солнца;

    Смотреть близко телевизор;

    Умывать лицо с мылом;

    Гулять на свежем воздухе;

Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Мы доказали, что глаза нам нужны, чтобы видеть. Нарисуем нашим людям глаза.

Повторение: глаза-орган зрения

2. Вы отгадаете чему будет посвящено следующее исследование, если внимательно послушаете стихотворение?

У собаки для дозора,

Чтобы лучше слышать вора.

Кошке - чтобы слышать мышку

И на улице мальчишку.

Зайцу - ушки на макушке

Знать про волка на опушке.

У ушанки - греть зимой

Нас, когда бежим домой.

Ну а старший брат на уши

Вешает лапшу Катюше.

Птица С.

Да, молодцы вы правильно догадались это уши. Как вы думаете, не видя, а только слушая ушами вы можете догадается, что происходит вокруг?

Давайте проведем еще один эксперимент: сейчас вы прослушаете различные звуки, вы должны внимательно слушать и запоминать, что же вы услышали, а затем вы расскажите, что узнали.

Начнем:

    первая аудиозапись звуков природы.

    вторая запись музыкальные инструменты.

Расскажите, что же вы смогли услышать и понять.

Какой орган помог вам услышать звуки? (Уши)

Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? (слуха )

Давайте посмотрим на СЛАЙД № 3 как же выглядят наши ушки снаружи и внутри. Кто знает почему говорят ушная раковина? Она определяет, откуда, т.е. с какой стороны, поступает звук или звуки.

В слуховом проходе расположена барабанная перепонка, если чистить уши неосторожно и глубоко ватной палочкой, то можно ее повредить.

Вспомните какие правила по уходу за ушами вы знаете?

Давайте еще раз повторим все правила.

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить только ватными палочками.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами.Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Защищать уши от холода и сильного ветра.

5. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт бусинка или насекомое, обратись к врачу!

Все запомнили, как заботится об ушах?

Давайте сейчас проверим какой у вас слух и поиграем в игру «Узнай по голосу». К доске выходит один человек и становится спиной ко всем, я показываю на ученика, он произносит имя стоящего, а тот должен узнать кто это сказал.

Молодцы, слух у вас отличный и уши в полном порядке, а наши люди на картинках так и остались без ушей, давайте дорисуем им уши.

Повторим:Уши - это орган слуха.

3. Разгадайте следующую загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Да вы правильно угадали, еще один орган чувств- это нос.

Кто скажет зачем нам нужен нос?

Действительно нос ощущает запахи. Давайте с вами проведем небольшое исследование. Сейчас вы по очереди будите подходить ко мне и по запаху определять, что это. (чеснок, апельсин, стиральный порошок, кофе, мыло, соль, вода, духи, лекарство). То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху, однако если этот предмет имеет запах. Вот, например, вода и соль не пахнет ничем.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос –это орган обоняния.

А как вы думаете еще для чего нужен нос? Конечно, чтоб дышать, а еще чтобы разговаривать.

Следующий эксперимент: зажмите нос и произнесите что-нибудь, речь стала нечеткой, гнусавой и неприятной, поэтому нос нужен и для правильной и понятной речи и хорошего голоса.

Посмотрим на строение носа, СЛАЙД № 4. Вы видите, что нос соединен с ротовой полостью и чтобы защитить нас от пыли, микробов и холодного воздуха в носу есть волоски, которые задерживают пыли, а пока воздух идет через нос он еще и нагревается.

Давайте и у людей на картинках пусть появится этот важный орган обоняния – нос.

Повторим: нос- орган обоняния.

Физ. минутка

4. Перед вами на столе стоят стаканы. В них налита солёная и сладкая вода. Можете ли вы с помощью органов зрения или слуха, обоняния определить какая вода в каждом стакане?

Что необходимо для этого сделать?

Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая)

Как вы думаете какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? (язык)

Какой вывод можно сделать? (С помощью языка человек определяет вкус)

Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего?

Язык - орган вкуса.

Язык, орган вкуса, помогает нам отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

Мы доказали, что язык нужен человеку иначе мы бы не чувствовали вкус еды. Язык защищен и находится во рту. Давайте и нашим людям дорисуем рты.

Давайте повторим какие органы чувств мы узнали:

глаза- это орган зрении

уши – орган слух

нос- орган обоняния

язык – орган вкуса

5. Исследование органа осязания

Игра «Узнай, что в мешочке»

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).

Попробуйте определить на ощупь предмет в мешке. (Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет)(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко) Все ли предметы одинаковые на ощупь?– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут).

А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из коробки)

Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук)

Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.)

Значит, кожа тоже наш помощник?

Что мы ощущаем с её помощью?

На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания. Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

6. Итог занятия

Вот и закончилось наше исследование. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными и старательными исследователями.

Что вы исследовали сегодня?

Как называются эти органы?

Какие органы чувств вы узнали?

Сколько у человека органов чувств?

Для чего они нужны человеку?

Помогли мы веселому художнику разобраться?

Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками?

Чем же помогают нам органы чувств?

Органы чувств – это наши помощники. (Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире и облегчают нашу жизнь, показывают нам разные признаки и свойства.)

7. Применение нового знания

Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли сегодняшнее занятие.

Задание: Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать. Приложение №1.

8.Рефлексия

На доске нарисована лесенка успеха:

    первая ступень – я ничего не понял и ничего не запомнил на занятие

    вторая ступень – я все понял, но не все запомнил