Внедрение инноваций в учебный процесс. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс доу

Современная российская школа перешла на федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения. В его основу положена принципиально новая идеология. Перед школой поставлена задача – воспитать гражданина информационного общества, человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей.

Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной российской школы. Её решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании. Начальная школа – это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребёнка. Его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры обучаемого.

Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. Решение этой задачи требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, что связано с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Чтобы решать задачи, поставленные ФГОС, учителю необходимо понимать, какие именно качества следует развивать, воспитывая ученика как субъект познания. Важнейшим из этих качеств является готовность организовать свою познавательную деятельность. Главным качеством субъектов познавательной деятельности является активность и самостоятельность в усвоении и применении знаний. Казалось бы, в этом положении нет ничего нового. Но как на практике часто выглядит самостоятельная работа ученика? Учитель разъясняет задание, показывает образец его выполнения. При этом самостоятельность ученика проявляется лишь в том, что он сам списывает текст, решает типовую задачу или применяет правило по образцу. Истинная самостоятельность в другом, в готовности планировать свою работу, находить и применять рациональные для себя способы её выполнения.

Например, осваивая новый материал, ученик может просто прочитать и выучить текст учебника, т.е. использовать наименее эффективный приём, рассчитанный на запоминание; может составить план ответа, т.е. выявить логику изложения материала; может представить материал в форме таблицы или схемы, т.е. направить усилия на перевод информации из одной знаковой системы в другую с целью выявления внутренних связей, установления системы понятий. Важным качеством субъекта познавательной деятельности является готовность контролировать себя на всех этапах работы, оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Современный учитель должен владеть личностно – ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психологическом развитии детей. В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей научное проектирование и точное воспроизведение в образовательной деятельности, гарантирующих успех педагогических процессов.

Одна из таких технологий – педагогическая мастерская.

Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

  • обращение к личности, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;
  • интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;
  • свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с её участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием его алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из её участников будет выполнять задания по- своему, исходя из своих знаний, умений интересов.

Целевые ориентации данной технологии:

  • предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей;
  • умение самостоятельно решать творческие задачи.

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общая структура построения деятельности. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунки предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природным материалом, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Одной из значимых технологий современного образовательного процесса является технология проектного обучения.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определённая сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Целевые ориентации проектного обучения заключаются в создании условий, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

Проекты могут быть различными по содержанию, по форме организации, по уровню усвоения учебного материала.

Современные исследователи определяют основные требования к использованию метода проекта в начальной школе:

  • наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующей интегративного знания, поиска её решения;
  • возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения, или без его элементов. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при решении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности, учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения данной технологии подтверждается не только результатами педагогических исследований, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.

Эта технология привлекает педагогов новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и заучат, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников следует обязательно сравнивать и подтверждать правилами, теоретическими положениями учебников, словарей, энциклопедических статей.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникших противоречий и создании проблемных ситуаций на уроке.

Основные целевые ориентации технологии проблемного обучения:

  • формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося;
  • повышение эффективности усвоения общеучебных умений через проблематизацию учебной деятельности.

Проблемную ситуацию можно создавать на различных этапах урока: закрепление, актуализация знаний, целеполагание и т.д.

Рассмотрим фрагмент урока окружающего мира по теме “Помоги птицам!”

На этапе актуализации знаний учащимся предлагается решить проблему:

Учитель: почему с приходом осени происходят изменения в живой и неживой природе?

Ученик: понижается температура воздуха, выпадают осадки, деревья сбрасывают листья.

Учитель: какие изменения происходят в животном мире?

Ученик: насекомые прячутся в щели, земноводные становятся малоподвижными.

Учитель: почему с наступлением холодов в наших краях уменьшается количество птиц?

Учащиеся, подключая свои наблюдения, знания по окружающему миру, жизненный опыт пытаются решить поставленную проблему.

Ученик: с наступлением холодов уменьшается количество корма, всё вокруг покрывается снегом и льдом, понижается температура воздуха. Поэтому многие птицы, которые не могут адаптироваться к таким природными условиям, улетают в тёплые края.

Учитель: но не все птицы покидают родные места, некоторым не страшны холода, вьюги и они остаются зимовать в родных краях. Им приходиться очень нелегко в суровые морозные зимы. Как помочь зимующим птицам?

Ученик: мы можем смастерить домики-кормушки для птиц и регулярно подкладывать в кормушки птичий корм.

Учитель: какой корм полезен для птиц? Почему нельзя в птичьих столовых развешивать солёное сало?

Учащиеся, изучая дополнительную литературу (хрестоматию по окружающему миру), пользуясь информационными источниками (находят информацию в интернете о питании птиц) приходят к выводу, что слишком твёрдый или солёный корм может принести вред птичьему здоровью.

Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признаётся использование средств информационно - коммуникационных технологий. Особое значение придаётся проблеме внедрения компьютеров в учебно - воспитательный процесс современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.

В современном образовательном процессе ИКТ является эффективным средством активизации обучения, для повышения познавательного интереса младших школьников, для развития индивидуальных творческих возможностей.

В современном обществе стремительно происходит информатизация образования, создающая огромные потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая их познавательный интерес к знаниям. Проблема развития интересов младших школьников как никогда актуальна в современной школе. Чтобы данный процесс проходил легче и эффективнее, необходимо как можно активнее обращаться к информационно-коммуникационным технологиям в образовательном процессе.

Комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу. И одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ребёнка является использование информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач образовательного процесса современной школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания. Применяя новые педагогические технологии на уроках, мы убеждаемся, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Современные образовательные технологии, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться. Использование современных инновационных технологий в образовательном процессе, является важнейшим условием успешной реализации ФГОС-2.

Список литературы

1. Кузнецов А.В. “О школьных стандартах второго поколения”// Муниципальное образование: инновации и эксперемент. 2008. №2.-с.3-6.

2. Кукушкин В.С. “Педагогические технологии”. 2006 г. М.: “Феникс”, - с.79-81.

3. Мисаренко Г.Г. “На пути к стандартам нового поколения”//Народное образование. 2009 г. №1, – с.62-68.

4. Полат Е.С. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” 2007. М.: Академия, 2007, - с.21-22.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального Общего образования/ Министерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010, – с.30-31.

Выступление на педагогическом совете

21.12.2012 года
на тему «Внедрение инновационных технологий и методов

в учебный процесс 1 класса»

Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.

Нам, учителям, нередко бывает трудно выбрать тему исследования или проблему для проекта, а ведь и темы, и проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни. Часто нам подсказывают дети. Так, например, на прогулке поздней осенью первоклассники с удивлением смотрели на свои грязные от снега варежки и спросили: “А почему у нас всегда зимой рукавички чёрные, ведь повсюду лежит снег?!” Так родилась тема эмпирического исследования “Почему у меня зимой рукавички чёрные?” . Ребята активно работали над изучением данной проблемы. Провели соответствующие замеры и выяснили, что зимой загрязняют атмосферу города вредные вещества, в частности сажа, образованные при сгорании некачественного угля. Наблюдая за ребятами во время исследования, я видела, что они выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен был сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, то есть происходила творческая самореализация учащихся.

Не стоит забывать, что темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!

Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований.

Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Родители, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

По каким предметам у меня самые хорошие отметки?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Итак, я выяснила, что и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность

формирует поисковые (исследовательские) умения

Способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,

Самостоятельно принимать решения,

Находить несколько вариантов решения проблемы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи

развивает коммуникативные навыки

Умение работать в команде;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение находить компромисс

формирует навыки оценочной деятельности

развивает презентационные умения и навыки

раскрывает индивидуальный потенциал учащихся .

Но не только исследование и проектирование ценны для современного образования. С каждым годом всё большее значение в учебном процессе приобретают информационные технологии. Они позволяют:

1.активизировать познавательную деятельность учащихся;

2.обеспечить положительную мотивацию обучения;

3.усовершенствовать контроль знаний;

4.рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

5.формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

6.обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Действительно, компьютер эффективно заменил классические средства воспроизведения аудио-и видеоматериалов. Это и прекрасные фильмы о звуках и буквах, “Математический конструктор”, благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Если же возникает потребность аккумулировать необходимые учебные материалы, представить их в удобной на данный момент форме, то я использую программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Работая в данном направлении, разработала несколько математических разминок, а во время обучения грамоте применяю разминку “Найди звук” , “Буква потерялась” . Интеллектуальные игры “Своя игра” , “Как стать отличником?” помогают при повторении изученного материала. Создаю “слайд – сказки”, с помощью которых не только проверяю вычислительные навыки, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, формирую чувство эмпатии.

Внедрение инновационных технологий - это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего в озрастает положительная мотиваця обучения.

Мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии

Повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;

Развивают логическое и творческое мышление;

Формируют умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

(или « Дневник моего роста »)

Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл в рамках этой цели учебного «портфолио» - показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная» составляющая «портфолио».

Т.о., общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Почему образовательная практика нуждается в современных технологиях?

Известно, что сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как: глобализация,открытость, неопределенность.

В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.

Портфолио – технология накопления и систематизации информации

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности

Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием универсальных образовательных ресурсов, то есть уроки, разработанные педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души. Именно такие уроки будут наиболее интересны детям, а значит, и наиболее эффективными.

Литература:

А.Гутников, В.Пронькин, Н.Элиасберг “Живое право” - Санкт –Петербург - 2001 год

И.С.Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся” Москва Издательство “АРКТИ” - 2004 год.

Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 6 -2007 г. Стр. 88 – 96.

Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - Москва “Сентябрь” 1996год.

Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.

Р.В.Овчарова “Практическая психология в начальной школе” Москва “Сфера” 2002г.

А.И.Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников” Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.

В НЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС-ОСНОВА

КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Токбаева А.С.

КГУ «Школа –лицей №4 имени Абая»

«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае, оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

C наступлением эпохи глобализации системы образования большинства развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом – в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования. Главной целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан-2030». Как отметил Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Сегодня важно взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Каждому человеку надо привить умение делать, умение учиться, умение жить вместе в современном мире… Поэтому первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».

Главная цель модернизации образования – повышение его качества и расширение его доступности для всех слоев населения независимо от социального и имущественного положения человека. Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.

Понятие качества призвано вооружить учащихся такими знаниями, которые не устареют в обозримом будущем, сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном противоречивом обществе. Есть множество подходов к структуре факторов, влияющих на качество образования. Рассмотрим два из этого множества. Первое. Понятие качества образования включает в себя: качество целей, нормы; качество условий; качество образовательного процесса; качество конечных результатов. Следовательно, согласно этой схеме в системе факторов – личность и профессионализм учителя. Вторая трактовка включает в себя создание условий для обновления форм организации и содержания образовательного процесса. Стабильное функционирование и развитие системы образования – необходимое условие развития общества и государства. Система образования занимает в обществе свое, особое место, так как готовит будущее, определяет, что будет завтра. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют все граждане без исключения. Казахстан стал страной, открытой миру, демократическим обществом, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Принципиально новые направления должны стать основой кардинальной модернизации образования. Вопросы - чему учить, как учить, какими быть школе и вузу – волнуют наше общество.

Особая роль отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования и он должен обладать определенными качествами, такими, как:

    владение современными образовательными технологиями;

    способность делать учебный материал доступным пониманию;

    творческое применение методов обучения;

    способность организовать детский коллектив;

    интерес к детям;

    яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В своей педагогической практике я использую технологию личностно-ориентированного образования. Она используется с целью повышения качества обученности.

Для предупреждения неуспеваемости применяю технологию уровневой дифференциации.

Несмотря на то, что сейчас много говорят об индивидуализации и дифференциации образования, очень часто учитель забывает, что нет двух одинаковых классных коллективов. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для учащихся.

Без оценивания работы ученика невозможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. И учителю необходимо создать ситуацию успеха на уроке, что является одним из направлений повышения качества образования.

Также я применяю технологии проблемного обучения, особенно они актуальны при изучении нового материала, когда дети не получают готового знания, а сами его формируют. Такой прием позволяет детям самим подойти к теме урока.

Для развития исследовательских навыков обучающихся в процессе обучения применяю проектные методы по созданию презентаций.

Это также является средством повышения качества образования – учебный проект, влияет на повышение способностей школьников. Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если: учебный проект носит творческий характер; деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества в течение последних лет активно применяю информационно-коммуникационные технологии – это не дань моде, а необходимое условие повышения качества учебно-воспитательного процесса. Я считаю, что если процесс обучения построить на основе использования информационно-коммуникационных технологий, то это позволит: организовать деятельность учащихся на основе поиска, открытия знаний, развития самостоятельности, что приведет к повышению качества обученности по предметам.

Применение компьютерных программных средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

    создание презентаций к урокам;

    использование готовых обучающих программ;

    работа с ресурсами Интернет.

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый учитель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование информационно-коммуникационных технологий помогает и реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать особенности детей, уровня их обученности, интересов и склонностей.

Информационно-коммуникационные и проектные технологии используются мною не только на уроках, но и во внеурочное деятельности: при проведении классных часов, занятиях кружка, внеклассных мероприятиях.

Таким образом, применение информационных технологий:

    способствуют повышению интереса у учеников к обучению:

    позволяют наглядно представлять материал;

    интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

    регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;

    повышать познавательную активность обучающихся.

Чтобы повысить качество образования следует: улучшать процессы преподавания и обучения; использовать разнообразные методики и технологии; применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Кроме того, учителю нужно:

    более продуманно формулировать цели своей деятельности;

    ставить конкретные задачи;

    прослеживать траекторию развития своей собственной педагогической деятельности;

    отслеживать уровень мотивации учащихся;

    наметить шаги по его повышению с помощью разнообразных форм внеклассной работы;

    отследить наиболее успешные направления внеклассной работы, которые вызывают интерес у большинства учащихся.

Главная роль в этом процессе определена учителю. Во все времена учитель был и продолжает быть особым маяком для своих учеников, направляя не только их знания, но и мысли в правильное русло.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

2 1 ноября 201 5 года Жезказганский университет имени О.А.Байконурова проводит международные ХV Байконуровские чтения на тему: «Региональные возможности реализации стратегии индустриально-инновационного развития «Казахстан – 2050»».

Работа конференции планируется по следующим направлениям:

1. Научное наследие академика О.А.Байконурова и вклад в развитие горнодобывающей промышленности Жезказган-Улытауского региона.

2. Инновационные методы обучения и воспитания подрастающего поколения.

3. Экономико-управленческие проблемы инновационного развития общества.

Работа конференции предусматривается на пленарном и секционных заседаниях широким обменом мнениями, научным и производственным опытом.

Рабочие языки конференции – казахский, русский, английский, немецкий.

Расходы связанные с прибытием и участием на конференции, осуществляется за счет участников.

В адрес оргкомитета до 20 октября 201 5 года просим выслать доклад на электронном носителе (с распечаткой 1 экземпляра), регистрационную форму.

Оргкомитет просит авторов при подготовке докладов руководствоваться следующими правилами: объем материалов должен составлять не более 5 страниц, отпечатанные через 1,0 интервал, в редакторе «Word 7.0» на бумаге формата А 4, шрифт “Times New Roman”, кегль – 14, поля: верхнее и нижнее – 3,0см, левое и правое – 2,5см.

Текст статьи набирается в редакторе Word of Windows и печатается на принтере с хорошим качеством печати через одинарный интервал, 14 шрифтом “Times New Roman”. Все рисунки должны быть выполнены черно-белыми и не должны превышать страницу формата А 4. В левом верхнем углу печатается УДК, после просвета в 2 интервала – название статьи заглавными буквами, ниже после просвета в 2 интервала – фамилии и инициалы автора (авторов), далее на следующей строке – наименование организации, через просвет в 3 интервала – текст доклада с красной строки.

Статьи будут опубликованы в авторской редакции, поэтому предоставленные материалы должны быть отредактированы автором и не содержать грамматических и лексических ошибок. Материалы, представленные позднее указанного срока или оформленные не в соответствии с требованиями, не рассматриваются и не возвращаются.

Харитонова Ирина Ивановна
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш»
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-01-23 «Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс» Харитонова Ирина Ивановна Работа посвящена вопросам обновления в дошкольной образовательной организации, используемых в настоящее время понятий, характеризующих инновационные процессы в системе дошкольного образования.

Просмотреть свитедельство о публикации

«Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс»

Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс с целью повышения качества образования и воспитания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» комбинированного вида.

АННОТАЦИЯ. Работа посвящена вопросам обновления в дошкольной образовательной организации, используемых в настоящее время понятий, характеризующих инновационные процессы в системе дошкольного образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Инновации, инновационное пространство, инновационное образовательное учреждение.

Сложивша­яся в стране соци­ально-экономиче­ская ситуация тре­бует пересмотра управленческих позиций, поиска оптимальных ва­риантов не только для сохранения образовательной организации, но и для его успешного функционирования и развития.

В.п.1. статьи 20 — Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано: экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития РФ, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.

п.3. статьи 20 — Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулировано: инновационная деятельность ориентирована на совершенствование учебно-методического, организационного, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организации.

Анализ практики работы показал, что приоритета­ми деятельности ДОО являются укрепление и развитие материальной базы дет­ского сада, решение кадровых вопро­сов. Несомненно, без решения этих проблем невозможно само функцио­нирование образовательной организации. Однако любой руководитель обеспокоен динамикой развития свое­го учреждения, его конкурентоспособ­ностью на рынке образовательных ус­луг. Сфера управленческой дея­тельности руководителя затрагивает личностные и профессиональные интересы работников организации. Невостребо­ванность творческого потенциала пе­дагогов способствует значительному снижению их интереса к работе, превращению ее в трудовую обязанность.

Для поддержки имиджа дошкольной образовательной организации руководитель ини­циирует педагогический коллектив к включению в инновационную дея­тельность, вариантами которой явля­ется внедрение программ нового по­коления, переход на новый хозяйст­венный механизм, открытие экспери­ментальных педагогических площа­док и другое.

Что может явиться результатом нововведений? Как пра­вило, это улучшение самой образовательной системы: финансовых, кадровых, программно-методических, материально-технических и других ресурсных возможностей.

Перспективные направления работы.

Коренные преобразования в обществе и государственная образовательная политика создали реальные предпосылки для обновления системы дошкольного образования и расширения инновационного пространства, в котором осуществляется комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию новшеств, внедрению новых технологий.

На этапе перехода к инновацион­ной деятельности важно учесть ряд обстоятельств, к числу которых мы от­несли:

Анализ собственных возможно­стей;

Создание психолого-педагоги­ческих условий для всех участников
образовательного процесса;

Прогнозирование путей выхода из экспериментального процесса при
условии, если что-то не получается.

Опишем каждое из них более де­тально.

Что мы понимаем под анали­зом собственных возможностей?

Это:

Анализ материальной базы, ка­дрового потенциала ДОО;

Анкетирование работников ДОО (возможно, анонимное) на выяснение уровня удовлетворенности стилем управле­ния, готовности к инновационной деятельности;

Выявление трудностей и нере­шенных проблем в работе ДОО;

Рефлексия руководителя (соб­ственных деловых и личностных качеств, способности к опережающему управлению и др.).

Следует подчеркнуть, что рефлексия руководителя обязательна. Она поможет глубже понять, насколь­ко собственное стремление к изменению в деятельности ДОО совпадает со стремлением коллектива; насколько желаемые преобразования соотносятся с реальным положением дел и, наконец, насколько собственный управленческий и педагогический потенциал соотносим с требуе­мыми для осуществления глобальных преобразований профессиональны­ми и личностными качествами. Умение анализировать себя — это большое достоинство руководителя, не боящегося признавать свои ошибки. Ведь итогом любой деятельности могут быть не только позитивные достижения, но и отрицательные результаты. Поиск путей их преодоления и является той точкой роста, которая побуждает к профессиональному самосовершенствованию.

Создание психолого-педаго­гических условий для всех участ­ников образовательного процесса. При организации инновационной дея­тельности важно ориентироваться на уровень образовательной подготовки воспитателей, учитывать их профес­сиональные интересы, изучить состо­яние мотивационной готовности к восприятию новой информации. Не­обходимость этого обусловливается чувством психологической комфорт­ности специалистов ДОО, осознанной необходимос­тью в повышении уровня профессио­нализма. Значимость приобретают знания из различных областей наук: психологии, педагогики, частных ме­тодик.

Для руководителя уметь эффек­тивно управлять инновационными процессами — значит хорошо знать психологию людей, уровень их притязаний, уметь прогнозировать пер­спективу, моделировать механизмы ее достижения. Синтез теоретических знаний и практического опыта работы позволяет каждому участнику инно­вационной деятельности выработать уникальный индивидуальный стиль работы.

Для педагогов, работающих в ре­жиме инноваций, важно ощутить поддержку со стороны администра­ции, почувствовать доверие и свобо­ду творчества. Процессы разработки и освоения авторских педагогических нововведений, имеющих поисковый характер, часто связаны с большой степенью риска. Вместе с тем именно деятельность педагогов-новаторов формирует ядро инновационного по­тенциала ДОО, является источником его развития. Поэтому инновационные процессы данного типа должны стать объектом особого внимания со стороны администрации. Педагоги-новаторы впра­ве рассчитывать на положение особо­го благоприятствования, на матери­альное и моральное стимулирование своей деятельности.

Необходимо продумать формы контроля, которые должны нести в се­бе изначально присущие ему функ­ции, — выявление достижений в ра­боте всего коллектива и отдельных педагогов, помощь в выяснении причин, влекущих за собой сбои в ра­боте. Посещения групп заведующим, старшим воспитателем, заместителем заведующего по ВМР, нацелены в первую очередь на изучение и обобщение опыта работающих в группах воспитателей и специалистов, с тем чтобы сделать положительный педагогический опыт достоянием всего педаго­гического коллектива; оказание мето­дической поддержки при освоении новой программы; помощь в психолого-педагогическом обосновании разрабатываемой технологии, накла­дываемой на контекст основной об­разовательной программы; коррекции в организации творческого поис­ка и другие.

Немаловажное значение прида­ется материально-дидактическому оснащению, созданию развивающей среды в группах, усилению координа­ционных связей между всеми звенья­ми образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Прогнозирование путей выхо­да из экспериментального процес­са при условии, если что-то не по­лучается. Считаем это условие неотъ­емлемой частью работы при переходе педагогов в инновационный режим. К сожалению, в практике нередки случаи, когда начатое интересное де­ло не получает продолжения. Причи­ны могут быть самые разные: уход из коллектива педагогов, несвоевремен­ное методическое оснащение образо­вательного процесса, прекращение финансирования и другие. Поэтому руководитель должен спрогнозиро­вать и такие ситуации. Обычно пре­кращение инновационной деятельно­сти не рассматривается как катастро­фическое явление. Для педагогов, может, так оно и есть. А вот дети на­ходятся в более уязвимой ситуации, так как, любая про­грамма базируется на собственной концепции и предполагает свои методические подходы к процессу развития ребенка. В одних случаях разви­тие интеллектуально-познавательных способностей (например, программа «Развитие» под редакцией Л.А. Венгера) осуществляется путем формирования у ребенка моделирующего мышления, в других (например, «Типовая программа воспитания и обучения» под редакцией М.А. Васильевой) — воспроизводящего, наглядно-образного. Выбирая какую-либо программу, мы строим образовательный процесс согласно авторскому замыслу, запуская различные механизмы интеллектуального развития. Прекращая работу по программе, мы создаем ситуацию познавательного стресса для ребенка, ставим его в тупик, отказываясь от ранее используемых технологических подходов в развитии интеллектуальной сферы.

Если такие ситуации были предусмотрены при разработке программы инновационной деятельности, то кри­вых явлений можно избежать. Замышляя новшество в педагогической работе, мы должны понимать, что несем ответственность за результаты своей педагогической деятельности. Они могут быть отдалены во времени, это еще более усиливает ответственность воспитателя перед ребенком.

После завершения подготовительной фазы педагогический коллектив включается в реализацию принятой концепции. Она может выстраиваться как ряд этапов: первый — разработка организационно-педагогической структуры; второй - обоснование содержания и организации образовательного процесса; третий — обновление модели системы управления.

Организационно-педагогиче­ская структура образовательной организации, работающей в инно­вационном режиме, претерпевает се­рьезные изменения. Нововведения нарушают равновесие в организации и позволяют одним, как правило, бо­лее молодым и творчески активным сотрудникам, выдвинуться на первый план, а других, возможно, более опытных, но консервативных, вынуж­дают «потесниться» и занять менее выгодное положение, чем то, которое они занимали раньше. Сопротивле­ние нововведениям обусловлено кон­сервативными качествами людей и получает подкрепление в доминиру­ющей внутриорганизационной куль­туре, связанной с общепринятыми нормами, устойчивыми стереотипами поведения и ценностными ориентациями большинства работников организации.

Преодолению этого негативного явления способствует аналитико-прогностическая позиция руководителя. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в разви­вающейся инновационной системе. Организационно-педагогическая структура ДОО подлежит определенным преобразо­ваниям, в частности, могут быть созданы совет педагогов, специалистов и твор­ческие группы, которые будут облече­ны новыми функциями, обеспечива­ющими эффективную реализацию идей концепции и объединения педа­гогического коллектива.

Совет специалистов — новая ор­ганизационная структура, создаваемая в инновационной практике. Его цель состоит в объеди­нении педагогов и специалистов, родите­лей и членов администрации для ре­шения вопросов организации допол­нительных образовательных услуг для воспитанников и их родителей; выявления, обобщения, внедрения и распространения передового педаго­гического опыта. Совет специалистов принимает участие в обсуждении во­просов планирования образователь­ной деятельности дошкольной образовательной организации, разработке программы мониторинга педагогического про­цесса.

Важной функцией совета специа­листов является установление внеш­них связей с родителями, школой, до­мами творчества, учреждениями, социальными институтами детства с це­лью изучения образовательного спроса, проектирования образова­тельных услуг, поиска источников по­полнения бюджета и развития мате­риально-технической, социально-пе­дагогической среды дошкольной образовательной организации.

Творческие группы представляют собой объединения наиболее высоко­квалифицированных и творческих специалистов, деятельность которых направлена на локальную апробацию программ, технологий и другое. Кро­ме того, они осуществляют сопровож­дающий анализ результативности нововведений; формулируют проблемы и предложения по их устранению.

В нашемобразовательном учреждении выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно - ориентированные технологии - обучение в сотрудническтве, метод проектов и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

В Ямальском полярном агроэкономическом техникуме выбор инноваций преподавателями осуществляется с учетом специфики преподаваемых дисциплин и специальности. Особый акцент делается на личностно-ориентированные технологии – обучение в сотрудничестве, метод проектов, технологии индивидуализации и дифференциации, разноуровневого обучения, технологии развития критического мышления.

Технология индивидуализации находит широкое применение при проведении занятий по дисциплинам общеобразовательного цикла, курсовом проектировании. Успехи на олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам свидетельствуют о результативности работы. Студенты активно участвуют на олимпиадах различного уровня.

Технология коллективного обучения находит применение при проведении занятий по социально-гуманитарным дисциплинам в форме семинаров, бесед, дискуссий, диалогов.

Обучение в сотрудничестве осуществляется при проведении лабораторно - практических работ по дисциплинам.

Привитие интереса к изучаемому предмету, активизация творческой деятельности учащихся, формирование у них умений самостоятельной познавательной деятельности достигается при проведении занятий в нетрадиционной форме- урок КВН, урока –конкурса, бинарного урока.

Бинарный урок облегчает восприятие учебного материала за счет установления внутренних связей в нём; каждому студенту уделяется большое внимание за счёт участия в уроке нескольких преподавателей.

Большое внимание уделяется развитию исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность студентов реализуется в процессе кружковой, опытнической работы, так как происходит созидание нового. Большое значение в освоении специальностей учебного плана в техникуме, а также в развитии навыков исследовательской работы имеет производственная и преддипломная практика. Их задача: выработка и обобщение знаний, совершенствование практическо-профессиональных навыков, знакомство с современной технологией организации труда и экономикой производства.

В техникуме проводится работа по внедрению в учебный процесс информационных технологий. Созданы информационно-аналитический центр и площадка для проведения экспериментального исследования по внедрению компьютерных технологий при преподавании физики, химии. Активно используются электронные презентации на лекционных занятиях по специальным дисциплинам. Имеющиеся компьютерные программы для контроля знаний студентов позволяют проверить степень усвоения изученного материала по каждой теме, а также осуществить итоговый контроль.

По ряду дисциплин созданы электронные учебники.

В техникуме создан необходимый комплект методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ, курсовых проектов и заданий по дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Личный перспективный план по самообразованию.Тема: Внедрение ИКТ технологии в образовательный процесс на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода на уроках математики в рамках ФГОС.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование уч...