Все об аюрведе: что такое, история аюрведы, причины болезней, лечение по аюрведе. Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина

Когда именно зародилась наука Аюрведа, точно неизвестно. В Индии, Непале, Бирме и Индонезии она повсеместно практикуется и по сей день. Но и в других странах мира растет количество приверженцев Аюрведы.

Что такое аюрведа — принципы лечения

Являясь неким симбиозом философской системы санкхьи и науки, она используется в указанных странах для диагностики, лечения и профилактики самых разных хворей. Но что такое Аюрведа и в чем ее секреты? Как стоит понимать ее? Эта наука особенная, так как ее принципы базируются на естественности и простоте, поэтому она доступна каждому, независимо от страны проживания, вероисповедания и жизненных взглядов. Науку повсеместно практикуют сикхи, буддисты, и индуисты.

Аюрведа – что это?

Само слово «аюрведа» с санскрита переводится как «наука жизни и долголетия» («аюс» – жизнь, «веда» – знание) . Но неправильным будет считать, что это всего лишь наука. Это и философское течение, и система медицины, и образ жизни. Принято считать, что на ее основе возникли главные направления медицины, в том числе Китайская и Тибетская. Упоминания об Аюрведе можно отыскать, прежде всего, в Ведах, но также и в Махабхарате, Пуранах, Тантрах, Упанишадах, Йога-шастрах. Некоторые источники предполагают, что этому научно-философскому направлению не менее пяти тысяч лет.

Да, с помощью аюрведических знаний можно без применения каких-либо сложных диагностических методов точно выявить заболевание и вылечить его . Но основная цель – это предотвращение развития недуга, то есть профилактика. Аюрведа учит умению поддерживать здоровье путем гармонизации души и тела, уравновешивания первоэлементов, спокойствия и взаимопонимания с окружающей средой. Только умиротворение может обеспечить баланс физического и духовного. При этом, данная наука не накладывает строгие ограничения и не навязывает что-то. Она всего лишь рекомендует, что можно делать для поддержания здоровья.

Для того, чтобы предотвратить недуги, Аюрведа предлагает искать причины заболеваний, обращая внимание на тесную связь нехороших мыслей с телесными нарушениями.

Трактаты, посвященные аюрведическим знаниям, выделяют восемь направлений этой научно-философской системы, каждая из которых занимается своей областью медицины:

  • Каумара Бхритья – педиатрия. В этом направлении уделяется внимание беременности, правилам и проблемам вскармливания материнским молоком потомства. Еще трактат содержит рекомендации по воспитанию и правильному уходу за детьми разного возраста .
  • Кайя Чикитса. Слово «кайя» дословно переводится как «все тело». Считаясь одним из самых важных разделов медицины, рассматривает причины и способы лечения болезней, которые «не привязаны» к определенному органу . Например, сахарный диабет и истерия.
  • Агада Тантра – направление, занимающееся проблемами интоксикации и выведении ядов из организма. Также рассматривает, что делать, если человек подвергся укусу ядовитого существа .
  • Шалакья Тантра – раздел, направленный на лечение заболеваний глаз .
  • Бхутавидья. По праву считается самым таинственным направлением, так как в этом трактате уделено внимание колдовству. Сегодня же расцениваются как методы психологического воздействия на сознательное и бессознательное психики человека (например, гипноз) .
  • Шалья Тантра – содержит знания о хирургии и акушерстве .
  • Ваджикарана Тантра – знания о лечении бесплодия и других проблем репродуктивной функции .
  • Расаяна Тантра – секреты долголетия .

Стоит отметить, что Аюрведа предлагает самим принимать ответственность за свой образ жизни и поступки, влияющие на физическое и душевное здоровье .


Пять первоэлементов, из которых состоит мир

Аюрведа утверждает, что все живое и неживое в мире подчинено определенным правилам и обязательно состоит из пяти первоэлементов, именуемых панчамахабхут:

  • Джала – вода. Управляет жидкостями в теле.
  • Притхви – земля (твердые составляющие тела, кости, зубы).
  • Акаша – эфир (внутренние органы). Это основной элемент, управляющий внутренним пространством организма.
  • Агни – огонь. К нему относится все, что способствует протеканию внутренних процессов, их движению. Например, это ферменты, вырабатываемые железами желудочно-кишечного тракта, необходимые для переваривания пищи.
  • Вайя (воздух). Влияет на активность и общее самочувствие человека.

Все эти элементы находятся в теле в разной пропорции и постоянно взаимодействуют . Если возникает дисбаланс хотя бы одного элемента, могут развиться нарушения или даже серьезные заболевания. Аюрведа учит, как следует уравновешивать сосуществование пяти начал и предотвращать недуги.


Теория трех дош и трех гун в Аюрведе

Из первоэлементов образуются три базовые энергии, известные как доши:

  • питта – вода и огонь;
  • вата – эфир и воздух;
  • капха – земля и вода.

Теория трех дош гласит, что у человека преобладает одна из вышеуказанных энергий . Определить, какая именно, можно при помощи анализа конституционных особенностей тела человека.

Так, Аюрведа выделят семь типов конституций тела:

  1. Пита.
  2. Вата.
  3. Капха.
  4. Пита-Капха.
  5. Пита-Вата.
  6. Капха-Вата.
  7. Тридоша (сама-доша) – уравновешенность всех трех дош.

Для Аюрведы теория трех дош – одна из основных. Глубокие знания последователя этой науки помогают выявить болезнь уже тогда, когда она только зародилась.

Не менее важно понимание гун – энергий ума, которые тоже влияют на самочувствие человека:

  • Раджас (страсть) – агрессия, энергия, «бьющая ключом».
  • Саттва (благость) – доброта, милосердие, красота.
  • Тамас (невежество) – то, что негативно влияет на тело и разум человека: депрессивное состояние, лень и грусть.

Зачастую в конкретный момент в человеке берет верх одна из трех гун, определяя его поведение и помыслы личности, что влияет на баланс первоэлементов .

Также вы можете ознакомиться со статьей ««.

Диагностические методы, используемые в Аюрведе

Аюрведа располагает достаточно простыми методами диагностики для выявления недугов. Но, так или иначе, без этих методов не обходится ни одна традиционная медицина.

Итак, врач, работающий в рамках аюрведических знаний, использует такие методы обследования:

  • прослушивание пульса (нади парикша);
  • изучение мочи (мутра парикша);
  • анализ голоса и других шумов (шабда парикша);
  • общее впечатление о человеке (акрити парикша);
  • изучение языка (джихва парикша);
  • применение пальпации (спарша парикша);
  • диагностика по калу (мала парикша);
  • изучение глаз (дрик парикша).

Применение этих методов не требует особых затрат. Но удивительно, что опытный, обладающий всеми необходимыми аюрведическими знаниями врач сумеет с их помощью правильно установить диагноз. При этом главное требование к доктору – проницательность, наблюдательность, наличие развитой интуиции.


Натуральность – основа лечения в Аюрведе

В Аюрведе провозглашается использование в лечении человеческих хворей только натуральных, произведенных самой природой средств: металлов, растений, камней, минералов и прочего. В свою очередь, она отказывается от применения созданных искусственным путем лекарственных препаратов и даже витаминно-минеральных комплексов.

Аюрведа считает, что все, что необходимо нашему организму для поддержания и восстановления здоровья, есть в окружающей нас природе, так как она совершенна . Даже элементы, содержащиеся в синтетических препаратах, обязательно имеют натуральные аналоги. Но только есть существенное отличие искусственного от естественного. Лекарства, созданные с помощью химического синтезирования, при длительном приеме начинают наносить серьезный ущерб органам, поэтому после их приема еще придется восстанавливаться. А вот осмысленное применение натуральных средств безопасно, так как их структура сходна со структурой организма.

Помимо лекарственных средств натурального происхождения, Аюрведа в лечении располагает такими средствами, как: аюрведический массаж, йога, Марма-терапия (воздействие на биологически активные точки организма), медитации, назначение индивидуальной диеты.

Важность питания и диетологии в лечении

В Аюрведе прописана мысль о том, что для здоровья и долголетия важно то, что ест человек . Если питаться правильно, то никакие болезни ему не страшны. Но если даже лечиться с помощью самых эффективных методов и средств, но питаться неправильно, ничего не поможет.

Некоторые продукты как способны укрепить организм, так и разрушить его. Выходит, что правильная пища воздействует как лекарство .

Аюрведа и индуизм созвучны во мнении относительно переселения душ – реинкарнации. В зависимости от того, как была прожита прошлая жизнь (в благочестии или недобрых деяниях), такова и нынешняя жизнь. Обычные аюрведические способы лечения здесь не помогут.

Чтобы излечиться от кармических болезней, потребуется осознание греховных страстей, их преодоление с помощью духовных практик, медитаций и выполнения религиозных предписаний.

Возможно Вас заинтересует:
by Записки Дикой Хозяйки

Аюрведа – индийская медицина, включающая в себя науку, философию и религию. Практикуют её более 5000 лет. Санскрит трактует «аюрведа», как «наука/знания о жизни».

Это единственная система нетрадиционной (альтернативной) медицины, которую признают многие специалисты-медики и учёные разных стран. Аюрведические советы помогут сохранить крепость тела и здоровье души.

Эта наука затрагивает 8 разделов медицины :

  • Гинекологию
  • Педиатрию
  • Офтальмологию
  • Акушерство
  • Геронтологию
  • Отоларингологию (ухо / горло / нос)
  • Хирургию
  • Лекарственные препараты

Любую из вышеперечисленных дисциплин рассматривают согласно теории о пяти элементах (воздуха, эфира, огня, земли и воды); теории тридоша (3 составляющих тела); семи дхату (тканей тела); трёх триад жизни (тела, ума, духовного сознания); семи дхату (тканей тела).

Диагностика по Аюрведе

Специалисты данного учения – веды, прежде чем начать лечение, с максимальной точностью ставят диагноз. Диагностируют больного по пульсу (веды различают около 600 его колебаний), языку, лицу, глазам, губам, ногтям.

Врачи-аюрведы 10 лет учатся распознавать безошибочно пульс пациента.

Стадии болезни

Индийская медицина Аюрведа подразделяет все болезни на 6 стадий развития. Первые три стадии легко излечимые, следующая (четвёртая) – излечимая, пятая – трудноизлечимая, шестая – неизлечимая.

Начальный этап болезни отображает нарушения в работе «тонкого тела», которое разрушается вследствие пережитых негативных эмоций, проявлений низменных чувств. Как правило, люди не замечают начальные признаки заболевания, редко обращаясь к врачу.

Не сумев приостановить заболевание на начальной стадии (психофизиологической, эфирной), оно переходит к третьей (нейроэндокринной) стадии, не приостановив его на которой, перейдет в эндо-токсическую, опасную стадию.

Нарушения в равновесии гормонального фона, предвещает сбои в работе межклеточных и пищевых ферментов. Согласно Аюрведе, такие нарушения в работе организма являются естественным следствием кармы (греховных деяний прошлой или текущей жизни), а также может быть и приобретённым. Данная наука толкует, что гордыня делает слабой печень, лицемерие – почки, а эгоцентризм – сердце. Подавленный гнев изменяет флору желчного пузыря, желчного протока, вызывает воспаления желудка, а также тонкой кишки. Страх и беспокойство изменяют флору толстого кишечника.

Лечение

Процедура очищения организма производится только натуральными продуктами – лекарственными травами и растениями, маслами, специями.

Боли в спине лечат компрессами из тёплого масла, смешанного с ведической пастой из лекарственных трав, называемой «кативасти».

Незаменимую роль в излечении от телесных и психологических недугов играет знаменитый мармический массаж, выполняемый в 4 руки. Для массажа используют подобранные специально для пациента масла.

Мармы (тайные точки) – все энергетические центры тела человека.

1. Просыпаться до восхода солнца.

2. Опорожнять мочевой пузырь и кишечник сразу после пробуждения.

3. Купаться ежедневно.

4. Медитации, мантры.

5. 12 упражнений йоги-пранаямы (дыхательные техники, выполнять ежедневно).

6. Завтракать до 8 утра.

7. После еды – 15-минутная прогулка.

8. Есть молча.

9. Массировать десны, используя кунжутное масло (каждый день).

10. Постничать 1 раз / в неделю (уменьшает токсины).

11. Засыпать до 22.00.

1. 1 ч. ложка свежего имбиря (тёртого) + щепотка соли – способствуют хорошему аппетиту.

2. 1 стакан сырого молока (тёплого) + имбирь. Напиток, выпитый до сна, успокаивает умственную деятельность и питает тело.

3. Никогда не переедать.

4. Нельзя пить воду прямо перед / после приёма пищи.

5. Затянувшийся пост может навредить здоровью.

6. Чрезмерное потребление воды приводит к ожирению.

7. Чрезмерное потребление холодных напитков приводит к увеличению желчи.

8. Воду лучше хранить в медных сосудах. Такая вода благодатно действует на селезёнку и печень.

9. Сон после приёма пищи - путь к ожирению.

протонаукой или паранаукой . Исследование, проведенное в 2008 году, определило, что около 21 % аюрведических препаратов, произведенных в США и Индии и продаваемых через Интернет, содержат опасные количества тяжелых металлов, таких как свинец , и мышьяк .

История аюрведы

Источники

Ведийские источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх - «Атхарваведе» . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них была уничтожена во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Классические источники

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов :

Первые три из списка являются квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям . Окончательное формирование аюрведического канона относится к 1000 г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман) . О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трёх субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трёх субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в лёгких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша , Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей . Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы . Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака , лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености .

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение , которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой , который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике , индийские врачеватели, следуя традиционным представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром.

Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки .

  • Уши , глаза , нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку .

  • Токсикология - Agada Tantra
  • Очистка генетических [ ] нарушений - Bajikarana (или Vajikarana)
  • Здоровье и Долголетие - Rasayana Tantra (расаяна)
  • Духовное лечение (психиатрия) - Bhuta Vidya, (Тантра , Прана , Йога)

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана , шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита» , «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, духовной и социальной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

  • земля (притхви) - представляет собой твёрдое вещество или энергию, упакованную в вещество.
  • вода (джала) - принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества.
  • огонь (агни) - принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния.
  • воздух (ваю) - принцип движения материи или газообразного состояния вещества.
  • эфир (акаша) - субстанция пространства, аналог физического вакуума.

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату . Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши - которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма . Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма .

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Насчитывается десять типов конституций Пракрити и Викрити, но традиционно из них выделяют только семь типов : вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трёх дош.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, паллиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают и увеличивают вес.
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты смазывают и увеличивают вес.
  • Солёный (Lavan) - Солёные теплые продукты стимулируют, смягчают, смазывают и увеличивают вес.
  • Горький (Katu) - Горькие продукты прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес.
  • Острый (Tikta) - Острые продукты тёплые, сухие, стимулируют и уменьшают вес.
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, солёное, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определённый физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для устранения дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав . Может включать слабительные, ванны, приёмы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Также следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям. Научное сообщество рассматривает аюрведу как псевдонауку . Некоторые исследователи считают ее протонаукой или паранаукой .

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утверждённым законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

Примечания

  1. Georg Feuerstein , Subhash Kak , David Frawley . In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212; ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414.
  2. История Древнего мира т. 3. Упадок древних обществ: в 3 т., Издание второе / Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1983.
  3. Ayurveda . American Cancer Society (26 August 2011). - «The effectiveness of Ayurveda has not been proven in scientific studies, but early research suggests that certain herbs may offer potential therapeutic value». Проверено 7 января 2015.
  4. Chaper 1: Psychomythology . - 3rd. - Oxford University Press, 2013. - P. 20. - ISBN 978-0-19-969388-7 .
  5. Quack, Johannes. Disenchanting India: Organized Rationalism and Criticism of Religion in India. - Oxford University Press , 2011. - P. , . - ISBN 9780199812608 .
  6. Manohar, P. Ram. The blending of science and spirituality in the Ayurvedic healing tradition // Science, Spirituality and the Modernization of India . - Anthem Press, 2009. - P. 172–3. - ISBN 9781843317760 .
  7. (2008) «Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet». JAMA 300 (8): 915–923. DOI :10.1001/jama.300.8.915 . PMID 18728265 .

Аюрведа переводится с индийского как «наука о жизни». Вопреки расхожему мнению, восточная система подразумевает не только проведение массажей, втирание масел и использование целебных трав. Аюрведа - это целый комплекс профилактических и лечебных методик, цель которых - обеспечить гармонию души и тела человека.

История

Древняя наука зародилась в Индии более 3,5 тыс. лет назад. Считается, что сакральные знания передали людям древнеиндийские боги, отчасти поэтому за пределами страны аюрведа долгое время рассматривалась как национальное учение и особой популярностью не пользовалась. Только с расцветом книжного дела у нее стали появляться сторонники по всему миру.
В 1985 г. ВОЗ признала древнюю систему как действительно эффективный метод альтернативного лечения. В России, согласно приказу Министерства здравоохранения, аюрведа входит в список оздоровительных методик, которые могут официально применяться в медицинской практике. Чем же объясняется такое доверие к восточным лекарям?

Философия

Аюрведа рассматривает человека как комбинацию из нескольких элементов: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Оформляясь в группы, эти элементы образуют ткани и органы, а также основные жизненные силы (доши), которые контролируют все функции организма. Пока доши работают в согласии друг с другом, человек остается здоровым, как только баланс нарушается - возникает болезнь. Именно поэтому суть любого лечения состоит в том, чтобы восстановить хрупкое равновесие между управляющими субстанциями.

От соотношения дош в организме также зависит изначальная природа человека - пракрити. Это психические и соматические особенности пациента, которые даются ему от рождения и не меняются в течение всей жизни. Зная свою пракрити и следуя конкретным рекомендациям по образу жизни, человек может оставаться здоровым и счастливым. Диагносты, определяя врожденную конституцию пациента, устанавливают его склонность к различным заболеваниям.

Всего выделяют 3 главных типа пракрити: Вату, Питту и Капху.

Вата
Символизирует движение. Человек этого типа худощав, порывист, общителен. Он быстро усваивает информацию, обладает богатым воображением и острым умом. В то же время непостоянен, раздражителен, легко возбудим. Люди Вата плохо питаются, нерационально организуют свой график, мало отдыхают. Узнать их можно по тонкой сухой коже, холодным рукам, ломким ногтям с бледной пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: дефицит веса, бессонница, нервные расстройства, нарушения пищеварения.

Питта

Люди, управляемые стихией огня. Они часто рыжеволосые, с белой кожей, покрытой веснушками. Имеют среднее телосложение. Очень уравновешены, целеустремленны, педантичны. Для них важно жить по графику и всегда держать ситуацию под контролем. Человек Питта обычно делает хорошую карьеру. Он смел, отзывчив, вспыльчив, но не злопамятен. Любит хорошо поесть. Врачи отличают таких пациентов по сильному пульсу, который легко прощупывается. Ногти у Питты - гибкие с красноватой пластиной.

Частые заболевания: тепловые удары, пищеварительные язвы, гастриты, патологии печени.

Капха

Люди Капха обладают замедленным обменом веществ. У них, как правило, ширококостное телосложение, развитые мускулы, но плавные, неспешные движения. Капхи любят поразмыслить, не склонны к импульсивным поступкам. Они терпеливы, уравновешены, миролюбивы, верны. Много едят, но физически мало активны, поэтому часто страдают от лишнего веса. Пульс у таких пациентов может быть слегка замедленным, ногти - блестящие, здоровые, с белой пластиной.

Частые проблемы со здоровьем: ожирение, сердечно-сосудистые и ЛОР-заболевания.

Любая лечебная программа в аюрведе подбирается с учетом пракрити.

Диагностика, лечение и профилактика заболеваний

Для выявления болезни, помимо традиционного осмотра, целители аюрведы применяют довольно нестандартные методики, например, обнюхивание пациента или пульсовую диагностику. После того как проблема становится очевидной, приступают к лечению.

Как и в традиционной медицине, терапия может быть симптоматической (Шамана) или этиологической (т. е. устраняющей причину заболевания, Шодхана). В лечебные комплексы входят:

  • ароматерапия;
  • цвето- и музыкотерапия;
  • вкусовая терапия;
  • апитерапия (лечение пчелиными укусами);
  • дыхательная гимнастика;
  • духовные практики (йога, медитация);
  • фитопрепараты.

Для приготовления лекарств в аюрведе используются более 700 растений, минералы и вещества животного происхождения. Особенно часто в рецептуру включаются дерево Ним, Туласи, Трифала, Босвеллия. Токсичные металлы перед смешиванием подвергают специальной обработке. Препараты изготавливаются в виде порошков, пилюль, таблеток, сиропов и растворов.

Важная роль в лечении отводится диете. Считается, что в рационе человека должны присутствовать все 6 основных вкусов:

  • кислый,
  • соленый,
  • сладкий,
  • острый,
  • горький,
  • вяжущий.

По мнению индийских лекарей, каждое из вкусовых ощущений обладает определенным воздействием на организм. Например, сладкое стимулирует образование кровяных клеток, а кислое улучшает пищеварение. Только полная палитра вкусов может обеспечить нормальную работу всего организма в целом.

Готовить разрешается исключительно из свежих продуктов. При этом важно соблюдать принцип их сочетаемости. Так, в одном блюде не должны присутствовать одновременно белки и жиры. Фрукты нужно есть отдельно от крахмалосодержащих овощей. Молоко не следует комбинировать с другими продуктами, содержащими белки.

Дважды в год в профилактических целях врачи прописывают своим пациентам очищающие процедуры - панчакарму.
В курс терапии обычно включают массаж, травяные клизмы, кровопускание, промывание носовых пазух.

Но пожалуй, главное в аюрведе - ее духовная составляющая. Приверженцы этой методики убеждены, что физическое здоровье человека напрямую зависит от состояния его души. Если пациент доволен собой, любит мир, умеет прощать обиды и избавляться от раздражения, то никакие недуги ему не страшны.

Что такое Аюрведа и чем она отличается от современной медицины? Когда она зародилась? Какова ее основополагающая идея? Каковы основные принципы, разделы, понятия и методы? Обо всем этом узнаете, прочитав данный материал.

«Человек, стремящийся к долгой жизни, которая является средством для достижения дхармы (долга), артхи (пользы) и сукхи (радости), должен с величайшей верой обратиться к учению Аюрведы.»

Шримад Вагбхата

Аюрведа – это уникальный синтез науки и философской системы санкхьи. Это медицина, которая принадлежит всему человечеству вне зависимости от расовой принадлежности и религиозных исповеданий. Она практиковалась и практикуется индуистами, сикхами, джайнами и буддистами.

Аюрведа упомянута в Ведах (как часть ведического знания), Махабхарате, Упанишадах, Пуранах, Йога-шастрах и Тантрах.

Аюрведа описывает также семь элементов тканей (дхату), формирующих все структуры тела. Это раса (жидкая), ракта (кровяная), меда (жировая), ашти (ткани костей), масма (мускулы), маджджа (желтые и красные ткани головного мозга), шукра (репродуктивная ткань). Более подробно о семи элементах тканей вы можете прочитать в статье .

Три гуны

Саттва, раджас и тамас – это три гуны, являющиеся тремя энергиями (компонентами)ума.

Саттва- гуна благости (также красота и доброта).

Раджас- гуна страсти (также энергичность и агрессия).

Тамас- гуна невежества (также лень, грусть и депрессия).

Все три гуны присутствуют в каждом человеке, однако в каждый определенный момент преобладает, как правило, только одно качество. Более подробно об этих трех энергиях вы можете прочитать в статье .

Агни

Агни – это биологический огонь, управляющий обменом веществ человека. Иными словами, пищеварительные способности связаны с силой агни. Сбалансированность последнего жизненно необходимо для правильно функционирования организма. Аюрведа учит, что существует тринадцать типов агни, наиболее важным из которых является джатхарагни. Более подробно о видах биологического огня вы можете прочитать в статье .

Методы Аюрведы

Аюрведа включает в себя восемь методов диагностики по восьми типам данных (Аштавидья парикша), на основании которых определяется причина болезни. Это нади парикша (пульс), джихва парикша (язык), дрик парикша (глаза), мутра парикша (моча), мала парикша (стул), шабда парикша (голос и другие шумы), спарша парикша (пальпация), акрити парикша (общее впечатление). Традиционные методы лечения включают в себя Марма терапию (точечное воздействие), Панчакарму, состоящую из большого числа процедур и различных терапий, аюрведический массаж, лечение лекарственными средствами натурального происхождения, занятия йогой, индивидуальную диету и медитацию.