Выбираем витамины для памяти и внимания — заставим мозг работать лучше! Витамины для памяти, мозга и внимания: лучшие витамины для улучшения памяти.

Память - сложный и полный загадок механизм. Благодаря ей человечество имеет право на будущее. Память способна хранить все воспоминания о произошедших событиях. Именно благодаря подобному феномену человек и овладевает опытом. В повседневной жизни любого субъекта память постоянно находится в работе. Люди, страдающие амнезией неспособны воспринимать уроки жизни. Ежедневно им приходится все начинать сначала, совершая снова и снова старые ошибки. Употребляя витамины для памяти, взрослым и детям можно улучшить работу столь сложного механизма.

Основные составляющие

Подобная функция мозга в случае оптимальной ее работы состоит из трех компонентов: изначальных возможностей, статистического состояния и тренированности. Если в рацион в достаточном количестве включены витамины для памяти, взрослым значительно легче справляться со многими задачами.

  • Изначальные возможности - это задатки, подаренные человеческому мозгу от природы. Стоит отметить, что каждый из нас в той или иной степени ими обладает.
  • Статистическое состояние памяти - очередной компонент, определяющий потенциал данной возможности головного мозга. Как утверждают специалисты, возможности нашего «серого вещества» практически безграничны. Общая сумма нейронов в мозге - 14 миллиардов (при том что количество взаимосвязей между ними просто не поддается исчислению). Состояние такого органа определяется множеством факторов. На его функционирование влияют магнитные бури, физическое и эмоциональное состояние человека, род занятий и проч.
  • Натренированность памяти. Под таким словосочетанием принято понимать регулярные усилия психофизиологического типа, улучшающие работу мозга. Систематические нагрузки могут значительно повысить указанную возможность человека. При этом не стоит забывать, что существуют эффективные витамины для улучшения памяти. В комплексе с тренировками они позволяют достигнуть высоких результатов.

Работа памяти в период сна и бодрствования

Во время отдыха в мозгу осуществляются процессы, в которых принимает участие наиболее важный нейромедиатор (компонент, налаживающий между нейронами передачу нервного посыла) ГАМК. В случае недосыпания химическая активность оговоренного органа значительно снижается. Помимо этого человеческий мозг изначально настроен на природный ритм чередования сна и бодрствования, а потому именно в ночное время суток в нем осуществляются все восстановительные процессы. Постоянное недосыпание пагубно сказывается на работе мозга. В таких случаях порой не помогают даже витамины для памяти. Взрослые должны четко понимать, что полноценный сон - залог оптимального функционирования мозга.

Физические нагрузки также могут оказать благотворное влияние на работу «серого вещества». Активный образ жизни, систематические пробежки и прогулки на свежем воздухе - все это пойдет на пользу вышеназванному органу.

Рацион питания

Какие витамины нужны для улучшения памяти? Такой вопрос периодически задают многие люди. Удивительно, но оптимизировать мозговую деятельность в состоянии правильное питание. Следует знать, что однообразные продукты нередко могут привести к дегенеративным процессам в мозгу. К сожалению, подобный результат обнаруживается не сразу. Ведь дефицит полезных веществ в организме проявляется постепенно и носит накопительный характер. Именно поэтому разумный рацион должен предусматривать разнообразное и регулярное потребление полезной пищи, содержащей витамины и минералы для улучшения памяти, внимания и ума. А что это за компоненты, разберем более детально:

  • Углеводы . От суммарного веса всего тела человеческий мозг составляет лишь 2%. Однако количество потребляемой им энергии нередко доходит до 20%. Как вы знаете, главным источником энергии всегда считались углеводы. Наибольшая концентрация таких веществ содержится в цельных крупах, фруктах, овощах, ягодах, меде и проч. В случае недостаточного поступления в организм оговоренных веществ может развиться заторможенность мозга. К подобному заявлению следует внимательно прислушаться тем, кто практикует белковые диеты.
  • Белки . Никто не будет отрицать значение этих элементов для организма. Они являются основным строительным материалом для нейротрансмиттеров и нервных клеток, поддерживающих память в надлежащем состоянии. Белки осуществляют перемещение и получение энергии. В случае их недостачи физическое состояние человека начнет ухудшаться, будет ощущаться подавленность и усталость. Для того чтобы не допустить описанной ситуации и создать для мозга оптимальную среду, следует регулярно употреблять мясо (не реже трех раз в неделю). Наибольшую ценность здесь представляет говядина. Также немалой пользой обладает молоко, рыба, яйца и творог.

  • Жиры . В совокупности с вышеназванными составляющими они также позволяют запастись организму энергией. Здесь стоит отметить, что компоненты растительного происхождения являются более полезными, нежели «собратья» животного происхождения (за исключением В рационе на долю оговоренных веществ должно приходиться не менее 15%.

Продукты, улучшающие память

Наилучший вариант правильного питания - разнообразие потребляемой пищи, содержащей вышеописанные компоненты и витамины для ума. Питание для памяти должно быть наполнено максимальным количеством полезных веществ, а также их соединений. Следует отметить, что таковые встречаются практически в любом продукте.

  • Банан - прекрасный источник легкоусваиваемых углеводов. В нем содержатся такие аминокислоты, как метионин, каротин, триптофан, а также витамины С, РР, В2 и В1.
  • Яйца - оптимальный продукт для Наиболее полезными следует считать яйца перепелов. В них имеются витамины РР, В2, В1 и А. В набор аминокислот входят цистеин, лизин, глютаминовая кислота, метионин и триптофан.
  • Злаки пророщенные. В подобных продуктах есть калий, фосфор, марганец, магний и цинк. В злаковых культурах также встречается кальций, селен, железо и медь. Набор витаминов здесь и вовсе поражает своим разнообразием: биотин, F, Е, В9, В6, В5, В3, В2, В1.
  • Мед - это кладезь углеводов. В его составе 22 из 24 незаменимых микроэлементов, находящихся в человеческой крови. Данным продуктом смело можно заменять сахар.
  • Жирная рыба - семга, форель, лосось и сельдь. В ней много Омега-3 (незаменимый тип жиров).

Наиболее важные для ума и памяти витамины

Для оптимальной работы мозга особенно важны витамины группы В. Исследования подтвердили их эффективность. Эти витамины для памяти взрослым помогают улучшить внимание и мышление. Кроме того, перечисленные вещества благотворно влияют на нервную систему. Имея способность выступать в качестве антиоксидантов, такие витамины могут создать защитную среду для головного мозга в момент чрезмерных нагрузок. Они наделяют клетки молекулами кислорода, предотвращая процесс старения вышеназванного органа. При недостатке этих полезных компонентов человек может ощущать слабость, сонливость, нервозность, ослабление памяти, потерю аппетита и проч. Давайте рассмотрим витамины для памяти взрослым. Список продуктов, в которых они находятся, позволит определиться с оптимальным рационом.

Перечень витаминов для памяти и ума

Задумывались ли вы о том, сколько полезных веществ получает организм из самых обычных продуктов? Рассмотрим, какие витамины для человек может почерпнуть из рациона питания.

  • Тиамин (В1). Данный элемент способен создать надлежащую среду для развития запоминания и познавательных процессов в мозге. В случае дефицита тиамина человеческий организм начитает в избытке синтезировать мочевую кислоту, что сказывается на работе мозга. Учитывая тот факт, что тепловая обработка может разрушить данное соединение, некоторые фрукты и овощи следует употреблять в свежем виде. В1 также встречается в таких продуктах, как рыба, яйца, орехи, мясо, овсянка, горох и гречневая крупа.
  • Рибофлавин (В2). Основная задача подобного элемента - ускорение умственных процессов. Незаменим подобный витамин в случае активной физической и умственной работы, потому как обеспечивает энергией организм. Богаты рибофлавином следующие продукты: капуста, горох, миндаль, репа, фасоль зеленая, пивные дрожжи, помидоры и проч.
  • Никотиновая кислота (В3). Этот витамин способен улучшить состояние памяти, поскольку продуцирует энергию в нервных клетках. Богаты им такие продукты: орехи, молоко, куриное мясо, желток, зеленые овощи, гречка, рыба.
  • Пантотенат кальция (В5). Такой витамин является стимулятором памяти долговременного типа. Он способствует передаче от нейрона к нейрону нервных импульсов. К тому же вырабатывать ферменты, противостоящие негативному воздействию никотина и алкоголя, могут рассматриваемые витамины для памяти. Взрослые почерпнут их из продуктов: горох, печень, яйца, икра, лесные орехи. Также пантотенатом кальция богата гречка, молочные продукты, капуста.
  • Пиридоксин (В6). Главная задача пиридоксина - повышать интеллектуальные способности. Увеличить содержание подобного фермента можно за счет картофеля, яиц, капусты, орехов, бананов.
  • Фолиевая кислота (В9). Этот витамин способен оказывать благотворное влияние на запоминание и скорость мышления. Именно под его воздействием происходит торможение и возбуждение ЦНС. Им богаты молочные продукты, орехи, сыр, абрикосы, тыква, бобовые культуры, красное мясо.
  • Цианокобаламин (В12). Подобный витамин обуславливает суточную активность человеческого организма, отвечая за переход ото сна к бодрствованию и наоборот. Найти В12 можно в следующих продуктах: сыр, птица, селедка, говядина, ламинария и проч.
  • Аскорбиновая кислота (витамин С). Является мощнейшим антиоксидантом, который предохраняет организм от психических либо физических перегрузок. Источники витамина С: шпинат, цитрусовые, смородина, перец, капуста, яблоки, абрикосы, томаты.
  • Кальциферол (Е). Его основной задачей является вывод токсинов из организма, улучшение функционирования сердечно-сосудистой системы, поддержание активности мозга. Данный витамин содержится в таких продуктах, как орехи, растительное масло, семечки, бобовые культуры, овсянка, яйца, печень и проч.

Минералы, оказывающие положительное воздействие

Задаваясь вопросом о том, какие витамины нужны для улучшения памяти, важно понимать, что организм нуждается не только в данном компоненте. Большое влияние оказывают и минералы. Как ранее отмечалось, правильное питание способно оптимизировать работу мозга.

  • Йод. Улучшает память и регулирует процессы метаболизма. Высокая концентрация данного элемента наблюдается в йодированной соли, морепродуктах и ламинарии.
  • Селен. Стабилизирует работу мозговых клеток, поднимает настроение, обеспечивает зарядом энергии. Содержится в гречке, морепродуктах, мясе, овсянке и кукурузе.
  • Какие есть витамины для памяти взрослым? Не менее полезным, чем перечисленные выше, является цинк. Он принимает непосредственное участие в формировании клеток человеческого мозга, повышает внимание. Им богата красное мясо, пивные дрожжи, морепродукты.
  • Железо. Способствует переносу кислорода к мозговым клеткам, улучшает состояние памяти, повышает внимание. Железо содержится в фасоли, мясе, гречке, яблоках, кукурузе, а также в хурме.
  • Жирные кислоты Омега-3. Помогают повышать интеллект, улучшают мозговую деятельность. Содержатся в жирной рыбе, растительном масле, орехах, семенах льна.

Витаминизированные препараты для развития памяти

К сожалению, в большинстве случаев современный человек не в состоянии постоянно контролировать свой рацион. Возникает вопрос о том, где черпать витамины для памяти взрослым. Названия препаратов, описанных ниже, хорошо знакомы многим. Эти комплексы способны обеспечить организм необходимыми минералами и витаминами.

Ниже перечислим, какие препараты улучшают память. Однако учитывайте, что представленная ниже инофрмация носит ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением. Обязательно консультируйтесь с врачом.

Итак, комплексы, содержащие витамины для памяти взрослым (список далеко не полный, так как выбор подходящего препарата остается за специалистом):

  • «Витрум Мемори ». Данное средство улучшает интеллектуальную деятельность, оптимизирует кровообращение в головном мозге, повышает концентрацию памяти и внимания.
  • «Актив Лецитин ». Вышеназванный комплекс способен улучшить запоминающую функцию мозга у взрослых. Применяется для укрепления нервов и повышения интеллекта. В его составе имеется лецитин и витамины группы В.
  • «Память Форте ». Это наиболее эффективный и безопасный препарат. Используется в период высоких нагрузок интеллектуального уровня, при ухудшении внимания и памяти, для профилактики изменений возрастного характера. Комплекс не имеет противопоказаний.

Детские препараты

Как вы знаете, дефицит витаминов может вызвать различные отклонения в здоровье ребенка. В первую очередь дети страдают из-за ухудшения работы мозга. Признаками этого становятся следующие ощущения: повышенная утомляемость, плохое усвоение информации, недостаточная концентрация.

Специалисты рекомендуют родителям давать своим малышам некоторые витамины для памяти. Улучшение памяти у детей после приема нижеописанных комплексов замечено большинством матерей. Главное - помнить, что применять их следует только после консультации с педиатром.

Перейдем к главному. Вот какие препараты улучшают память детей:

  • «Пиковит ». Детям дошкольного возраста рекомендован препарат под названием «Пиковит Омега-3». Выпускается он в виде сиропа. В составе средства имеются полезные жиры Омега-3, а также комплекс из 10 витаминов.

  • «ВитаМишки ». Отличное средство для улучшения работы детского мозга. В основу препарата включены натуральные соки. «ВитаМишки» способны не только оптимизировать мозговую деятельность, но и улучшить иммунитет ребенка. Препарат не содержит консервантов и красителей.
  • «Юниор Би Вайс ». Данный витаминно-минеральный препарат предназначается специально для поддержки физического и психического развития подрастающего организма. В составе комплекса имеется йод, селен и многие витамины. Прописывается детям, не достигшим 6-летнего возраста. Препарат не имеет противопоказаний.

Заключение

Если вы обеспокоены возникающими проблемами с памятью, первое, что следует сделать, - наладить свое питание. Помните, рацион должен содержать все необходимые витамины для памяти. Взрослым и детям, решившим принимать специальные комплексы, следует обязательно обсудить данный вопрос с врачом.

В наш век становится все труднее совладать с лавиной сведений, наплывающей на нас каждый день. Уже в младших классах школы ежедневно требуют пересказы длинных параграфов текста, а дальше следует институт и работа, где запоминать и зазубривать приходится еще больше. Неудивительно, что к пожилому возрасту, а порой и раньше мозг изнашивается и начинает все чаще нас подводить. Для устранения неполадок в его работе были созданы ноотропные средства, при помощи которых мозг начинает активно функционировать. Ниже представлена подборка препаратов из данной группы и их краткая характеристика.

5 препаратов для улучшения памяти, отпускаемых без рецепта

1. Ноопепт

Препарат нового поколения, разработанный группой российских ученых, обладающий механизмом двойного действия.

Во-первых, он улучшает память, способность к обучению, действуя подобно естественному «пептиду памяти» мозга, оказывает выраженное стимулирующее влияние на все три фазы памяти — ввод и первичную обработку информации, консолидацию и воспроизведение информации.

Данная особенность позволяет значительно облегчить процессы запоминания и мышления, на долгое время задержать в памяти нужные фрагменты.

Во-вторых, Ноопепт обладает комплексным нейропротективным действием: не только защищает нейроны мозга от повреждений и способствует восстановлению их функций, но и улучшает их кровоснабжение и микроциркуляцию.

Также Ноопепт улучшает концентрацию внимания, что особенно важно в применении у пожилых людей, мозг которых не может работать с прежней бойкостью, и у лиц, чья профессия требует повышенной сосредоточенности, например, водителей. Противопоказан препарат беременным женщинам, во время грудного вскармливания и детям, которым еще не исполнилось 18. У пациентов с гиперчувствительностью возможно проявление аллергии, а у страдающих тяжелой формой гипертонии – подъем АД.

2. Билобил

Препарат создан на основе экстракта гинкго двулопастного. Его действие связано с улучшением кровообращения в периферических сосудах и сосудах головного мозга, укреплением сосудов, антиоксидантным действием.

Эффективен при нарушениях памяти, внимания, режима сна, вызванных тяжелыми заболеваниями и травмами, нарушении кровообращения в сосудах периферии, головокружении.

Не рекомендован детям до 18, пациентам с гиперчувствительностью, перенесшим инфаркт миокарда, гастритом, сопровождающимся появлением эрозий на слизистой желудка, язвенной болезнью желудка в стадии обострения. Из побочных действий выделяют головную боль, головокружение, аллергию, тошноту, рвоту.

Создан на основе аминоуксусной кислоты, оказывающей тормозное воздействие на нервную систему, что обуславливает седативный эффект (сонливость). Благодаря активному компоненту улучшается обмен веществ в тканях мозга. Глицин применяют при симптомах нервного перенапряжения, возбудимости, сниженной умственной активности, нарушениях сна. В противопоказаниях значится повышенная чувствительность к компонентам препарата, а среди побочных эффектов можно выделить аллергические реакции. Но Глицин оказывает мягкое воздействие на организм, поэтому не всегда эффективен при серьезных мозговых нарушениях.

4. Аминалон

Препарат, содержащий гамма-аминомасляную кислоту, при помощи которой улучшается метаболизм в мозговых тканях, стимулируется память и психика. Снижает уровень сахара в крови у лиц, больных сахарным диабетом, оказывает противосудорожный, гипотензивный эффект. Среди показаний к применению Аминалона остаточные явления ЧМТ, инсульта, энцефалопатия различного генеза; алкогольная понинейрапотия, детский церебральный паралич, последствия родовой травмы у детей. Препарат рекомендуют к применению детям, отстающим от сверстников в интеллектуальном развитии. К противопоказаниям относят гиперчувствительность к компонентам, детский возраст до 1 года, острая почечная недостаточность, а из побочных действий возможно изменение АД, диспепсические, аллергические явления, тошнота, рвота, бессоница.

5. Интеллан

Препарат создан на основе растительных экстрактов, содержащих флавоноиды, аминокислоты, витамины. Улучшает кровообращение ткани мозга и метаболизм. Оказывает нейростимулирующее действие, благодаря которому может применяться не только при нарушениях кровообращения в церебральных сосудах, но и при депрессивных, тревожных состояниях. Противопоказаниями к приему Интеллана являются тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы, беременность и период грудного вскармливания, гиперчувствительность. Иногда на фоне приема Интеллана возможна аллергия, расстройства сна, диспепсические расстройства, подъем АД.

5 препаратов для улучшения памяти, отпускаемых по рецепту

1. Церебролизин

Выпускается в ампулах, содержит концентрат пептидного препарата, полученного из свиного мозга. Улучшает состояние нервных клеток, предотвращает воздействие вредных факторов на них. Показан при болезни Альцгеймера, развившихся после инсульта осложнениях, травмах мозга и их последствиях, задержке умственного и психического развития у детей. Противопоказан пациентам с гиперчувствительностью, эпилепсией, выраженными заболеваниями почек. В редких случаях способен вызвать утрату аппетита, депрессию, изменение АД, слабость.

2. Пикамилон

Ноотропный препарат, в качестве основного компонента содержащий производное вещество от гамма-аминомасляной кислоты. Улучшает кровоснабжение сосудов мозга, эффективен в борьбе с мигренью, астеническими, депрессивными состояниями у лиц пожилого возраста, вегетососудистой дистонией. Противопоказан детям младше 3 лет, женщинам в периоды беременности и грудного вскармливания. Препарат следует с осторожностью принимать лицам с выраженными нарушениями функции почек. Может вызвать головную боль, сыпь, тошноту, нервную возбудимость.

3. Энцефабол

Свое действие оказывает за счет пиритинола, который способен нормализовать обменные процессы в мозге и обладает антиоксидантными свойствами. Показан при атеросклерозе, последствиях ЧМТ и тяжелых заболеваний мозга, энцефалита. Применяется у детей для лечения энцефалопатии и задержки психического развития. Противопоказан при повышенной чувствительности, а страдающим серьезными нарушениями функции почек и заболеваниями аутоиммунного характера при приеме следует соблюдать осторожность. Может вызвать диспепсические расстройства, нарушение аппетита, повышенную утомляемость, аллергию. Препарат назначают с осторожностью пациентам м ревматоидным артритом. Большое количество побочных эффектов при приеме Энцефабола затрудняют его использование в широкой практике терапевтов и неврологов. При назначении Энцефабола врачу также необходимо выполнять дополнительные лабораторные исследования, что экономически невыгодно для пациента.

4. Ноотропил

Препарат на основе пирацетама, ускоряет обмен веществ в мозге, процессы обучения и запоминания. Применяется при болезни Альцгеймера, хронических головных болях, нарушениях когнитивных функций, памяти, астенодепрессивном синдроме. Противопоказан при психомоторном возбуждении на момент назначения препарата, хореи Гентингтона, остром нарушении мозгового кровообращения (геморрагическом инсульте, выраженных нарушениях функции почек, гиперчувствительности к компонентам, беременности, грудном вскармливании, при обширных хирургических вмешательствах, тяжелом кровотечении, нарушении гемостаза. Может вызвать нарушение концентрации внимания, диспепсические явления, тревожность, расстройства аппетита.

5. Кавинтон

Активный компонент препарата винпоцетин улучшает метаболические процессы головного мозга и реологические свойства крови. Эффективен при усиливающемся инсульте, атеросклерозе, энцефалопатии, развившейся после травмы. Противопоказан при тяжелой аритмии, ИБС, лактации и беременности (отсутствуют сведения о безопасности). Может вызвать учащенное сердцебиение, снижение АД, усиление аритмии, сухость во рту, диспепсические явления, мигрень.

Чтобы мозг работал продуктивно, можно каждый день заучивать короткий отрывок стихотворения или другого текста, осмысливая прочитанное. Для тренировки памяти и мышления отлично подойдут кроссворды, судоку, игры в шахматы и шашки. В свой рацион необходимо включить продукты, богатые витаминами B, E и C (мясо, рыба, смородина, сыр, молоко, апельсины, орехи, различные крупы), железом и йодом. Полезно много двигаться, развивать мелкую моторику (вышивать, заниматься плетением из бисера), соблюдать режим сна и избегать стрессов.

Выводы об однозначном превосходстве Ноопепта.

У всех препаратов есть свои преимущества и недостатки, но однозначно заслуживает внимания весьма перспективный инновационный препарат Ноопепт, Он не только эффективен при множестве состояний, но и безопасен. Ноопепт не разрешен к применению детям до 18 лет, т.к. пока недостаточно клинических данных за безопасность препарата. Но возможно, уже в ближайшем будущем препарат разрешат к применению и в детской практике.

  • Чтобы ребенок хорошо учился, помимо традиционных канцелярских принадлежностей ему понадобятся витамины для школьников. Эти вещества повышают устойчивость детского организма к инфекциям, улучшают память, внимание, прибавляют жизненных сил.

    Лучше всего, если витамины поступают вместе с пищей. Но если ребенок плохо ест, большую часть дня проводит в школе, да и свежих фруктов в период учебы недостаточно - на помощь придут витаминные добавки.

    Когда нужны витамины?

    Родителям стоит задуматься, хватает ли для их ученика полезных веществ, если:

    • у него плохой аппетит ;
    • он питается ограниченным набором продуктов ;
    • есть проблемы с обучением ;
    • у ребенка нарушены память и концентрация внимания ;
    • часто болеет ;
    • нужно восстановить организм после длительного приема лекарств (особенно антибиотиков) .

    А также если с ребенком все в порядке, но он :

    • готовится к олимпиаде или экзаменам ;
    • много занимается спортом .

    Прием витаминов противопоказан при аллергии на какой-то из компонентов комплекса, при подозрении на наличие гипервитаминоза.

    Формы выпуска

    Витамины для детей школьного возраста приемлемы в любой форме. В период от 7 до 12 лет уже можно принимать таблетки, капсулы, даже вводить витаминные препараты в инъекциях, если это необходимо по показаниям.

    Большинство детей предпочитают жевательные драже или таблетки для рассасывания, гели, сиропы и мармеладки.

    Витаминные комплексы

    Врачи могут назначить ребенку отдельные витаминные препараты, которые необходимы в данной ситуации. Например, неврологи в составе комплексного лечения часто рекомендуют В 6 , а педиатры — Д 3 . В общеукрепляющих целях обычно требуется набор различных полезных веществ, для каждого возраста свой. Таблетки могут содержать от 40 до 100% рекомендуемой в сутки дозы витаминов.

    Один из наиболее полных витаминных комплексов. 13 витаминов в нем дополнены 10 минералами. Компоненты подобраны по совместимости и разделены на 3 приема. Для большего удобства таблетки имеют разные цвета – белый, желтый и розовый. Клинически доказано, что такой подход имеет значимые результаты – витамины из комплекса Алфавит намного лучше усваиваются. Препарат рекомендуется , для развития ума и памяти.

    Пиковит Форте 7+

    Таблетированная форма известного препарата, предназначенная специально для школьников. Содержит 11 витаминов, среди которых хорошо представлена группа В. Рекомендуется при повышенных нагрузках, плохом аппетите, в период риска простудных заболеваний. Разрешен прием при диабете.

    Жевательные таблетки для детей 7-14 лет. Комплекс включает в себя максимальное количество полезных веществ. рекомендуется в период активного роста ребенка благодаря высокому содержанию кальция, магния и фосфора. Имеет важное значение для стимуляции памяти и внимания. В сутки достаточно 1 таблетки.

    Шипучие растворимые таблетки, предназначенные для подростков 12-17 лет. Содержит 10 витаминов в комплексе с магнием. Благотворно действует на нервную систему, снижает возбудимость, помогает усваивать новый материал, адаптироваться к растущим нагрузкам, экзаменам. Принимается по 1 таблетке в 150 мл воды.

    Жевательные таблетки для дошкольников и младших школьников (4-11 лет). Сбалансированная формула содержит 11 витаминов и 7 минералов. Введение дополнительного количества йода полезно для мозга и положительно сказывается на работе нервной системы. Особенно рекомендуется при поступлении в школу для адаптации к новым нагрузкам. Назначается по 1 таблетке в день.

    Жевательные таблетки для подростков (11-17 лет). Аналог комплекса Юниор с некоторой поправкой на возрастную дозировку. Стимулирует рост, физическое и умственное развитие. Помогает при школьных нагрузках, занятиях в спортивных секциях, подготовке к экзаменам.

    Жевательные таблетки для детей 4-12 лет. Содержит 13 витаминов и 9 минералов. В комплексе широко представлены витамины группы В, в большом количестве содержится кальций. 1 таблетка в день рекомендуется при отставании в росте, множественном кариесе, утомляемости.

    Полезное лакомство в виде мармеладных мишек.

    Подходит для детей с 3 лет, но можно принимать и школьникам благодаря широкому ассортименту комплексов:

    • для укрепления иммунитета – Immuno+ с облепихой ;
    • для улучшения умственного развития – Multi+ с и йодом ;
    • для укрепления зубов и костей – Calcium+ с и кальцием ;
    • для улучшения пищеварения – Bio+ с пребиотиком ;
    • для улучшения зрения – Focus+ с черникой .

    Маленькие дети принимают начиная с 1 пастилки, в школьном возрасте дозу увеличивают до 2 пастилок в день.

    Витамины для умственного и физического развития

    Активизация работы мозга происходит под действием определенных витаминов. Они стимулируют деятельность нейронов, защищают нервные клетки, укрепляют сосуды и улучшают питание всех отделов мозга.

    Для школьников очень важны:

    • (тиамин) – для улучшения питания мозга, развития памяти, повышения активности;
    • В 2 () – для выработки энергии, помогающей адаптироваться к нагрузкам;
    • В 3 ( , РР) – для улучшения микроциркуляции и питания нервных клеток;
    • В 5 () – необходим для синтеза нейромедиаторов и гормонов, обеспечивающих нормальное функционирование нервной системы;
    • (пиридоксин) – имеет ключевое значение для деятельности нервных клеток и головного мозга в целом, улучшает память, повышает умственную работоспособность и концентрацию внимания, нормализует координацию движений, принимает участие в кроветворении;
    • В 9 () – участвует в кроветворении, обеспечивает половое созревание;
    • В 12 () – помогает в синтезе белка и клеток крови, поддерживает защитные функции организма, отвечает за правильную работу мозга, антистрессовую защиту, хорошую память, профилактику депрессий;
    • С () – увеличивает активность защитных сил организма, помогает противостоять аллергическим реакциям, повышает устойчивость к умственным нагрузкам и стрессам;
    • (токоферол) – улучшает кровообращение и нервную регуляцию мышц, позволяет повысить физические показатели в спорте.

    Микроэлементы

    Витаминные комплексы обычно бывают дополнены микроэлементами. Они также участвуют в обмене веществ, помогают усвоению витаминов. Во многих случаях их действие на организм невозможно друг без друга.

    В школьном возрасте особенно нужны следующие вещества:

    • кальций – необходим для построения костной ткани, влияет на инсулиновый обмен, выработку гормонов, участвует в сокращении мышц и работе нервной системы;
    • фосфор – тесно связан с кальцием при осуществлении многих функций: в составе фосфата кальция является главным составным элементом костей и зубов, способствует усвоению и Д, участвует в преобразовании компонентов пищи в энергию;
    • йод – участвует в окислительных процессах, влияющих на мозговую деятельность, повышает устойчивость к стрессам, улучшает кровообращение и эластичность сосудов;
    • магний – входит в состав компонентов углеводного и фосфорного обмена, играет важную роль в передаче нервных импульсов, усиливает работу кишечника, уменьшает нервно-мышечную возбудимость;
    • железо – является незаменимым компонентом белкового обмена, участвует в кислородном обмене, необходим для синтеза гормонов и соединительной ткани;
    • калий – участвует в водно-солевом обмене, в процессе передачи нервных импульсов в мышцы;
    • цинк – поддерживает деятельность иммунной системы, способствует быстрому выздоровлению и заживлению ран, участвует в производстве и расщеплении углеводов, белков и жиров, стимулирует выработку эритроцитов и гемоглобина, входит в состав многих ферментов.

    Витамины в питании

    В промежутках между курсами витаминных препаратов следует внимательно наблюдать за рационом ребенка. Питательные вещества из натуральных продуктов приносят гораздо больше пользы при условии, что они свежие и правильно приготовлены.

    В меню школьника должны регулярно присутствовать:

    • блюда из рыбы жирных сортов (семги, кеты, форели) – они обеспечивают йодом и фосфором;
    • растительные масла и орехи – являются источником витамина Е;
    • каши, хлеб и другие зерновые блюда – в них много витаминов группы В;
    • мясо, печень – обеспечивают железом и витамином В 12;
    • бобовые, курага и орехи – источник магния;
    • сухофрукты и тыква – обеспечивают цинком.

    Как выбрать витаминный комплекс?

    Перед аптечной витриной достаточно сложно остановить свой выбор, и разбираться в инструкции не всегда есть возможность.

    В таком случае следует обратить внимание:

    • на рекомендуемый возраст для приема поливитаминов;
    • на производителя – это должна быть достаточно известная на фармацевтическом рынке фирма;
    • на наличие добавок (подсластителей, красителей, ароматизаторов), если ребенок – аллергик.

    Если ребенок испытывает недостаток в определенных микроэлементах, можно добавить препараты, их содержащие (Йодомарин, Актиферрин), либо выбрать обогащенные витаминные комплексы:

    • с кальцием – Кальцемин, Компливит Кальций-D 3 , Кальций-D 3 Никомед;
    • с железом – Витрум Циркус с железом, Доктор Тайсс Мультивитамол;
    • с йодом – Компливит + йод, Юниор Би Вайс +.

    Витамины для школьников имеют очень большое значение. Они помогают и в учебе, и в физическом развитии. Но только если их принимают правильно и обдуманно. Витамины не заменяют конфеты, а любое полезное вещество в большей дозе может стать ядом.

    Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

    • В одних случаях для развития памяти и для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
    • В других – по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
    • В третьих – решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

    Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

    Медицинский фактор

    Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ – медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

    Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

    Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

    • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
    • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
    • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

    Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

    Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

    Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

    Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

    Физиологический фактор

    Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

    • генетических факторов,
    • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
    • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
    • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
    • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

    Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы своего ребёнка.

    Социально-психологический фактор

    Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

    Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот – ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

    Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

    Средства по улучшению работы мозга ребёнка

    Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно – через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы – это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

    «Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах – 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки – применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма – 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

    «Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

    «Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп – «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

    «Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение – растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

    Перейти на официальный сайт .

    ». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

    Перейти на официальный сайт HeadBooster .

    Потребность детского организма в витаминах велика. Необходимость в них возникает с первого дня жизни и нарастает по мере развития ребенка. Поступление витаминов в достаточном количестве способствует укреплению костных тканей, формированию хорошей памяти, защите против болезней и повышению интеллекта. Нехватка может привести к физическим и умственным недостаткам маленького человечка.

    Интеллект ребенка и его способности к обучению во многом зависят от достаточного поступления витаминов в организм

    Вовремя полученные витамины благотворно сказываются на уме ребенка. Активность мозга возрастает, приводя к явному и положительному отличию таких детей от своих ровесников. Дети, получающие их регулярно, отмечаются:

    • высоким интеллектуальным развитием;
    • быстрым усвоением учебных материалов;
    • легким решением заданий;
    • крепкой концентрацией внимания.

    Характеристики элементов

    Для наглядности составим два списка с характеристиками полезных элементов. Первый познакомит вас с витаминами. Второй составлен для основных минералов и веществ, необходимых мозгу. Пояснения к каждому из пунктов помогут родителям определиться и с рационом, и с пониманием того, чего не хватает их чаду. Внимательно изучите их, чтобы правильно подобрать для отпрыска витаминный комплекс.

    Список витаминов

    • В1 (тиамин). Стимуляция познавательной активности, улучшение запоминания, оптимизация работы мозга. Крупы (овсяная, гречка, горох). Орехи, хлеб из муки грубого помола, свинина. Плохой сон, раздражение, частый плач, быстрая утомляемость, понижение аппетита, ухудшение внимания и памяти.

    Витамин В1 можно без труда найти в популярных продуктах питания
    • В6 (пиридоксин). Способствует образованию нейротрансмиттеров, нормализующих эмоции, сосредоточенности внимания. Мясо курицы, рыба, цельные злаки, фасоль, орехи. Высыпание на кожных покровах, депрессии, спутанность сознания.
    • Витамин Е. Природный антиоксидант, умеющий связывать свободные радикалы, опасные для нейронов головного мозга. Масло растительное, орехи, семечки, цельные злаки. Слабость мышц, двигательная раскоординация.
    • В12 (цианокобаламин). Нормализует работу нервной системы, улучшает память. Все виды мяса, яйца, рыба, молоко и продукты из него. Быстрое уставание и нервозность, ослабление способностей к познанию.

    Список минералов

    • Селен (Se). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
    • Цинк (Zn). Обладает иммуномодулирующими и антиоксидантными свойствами, участвует в защите клеток мозга, улучшает их работу. Злаки, мясо, зерновые и морепродукты. Сбои в функционировании щитовидки, понижение иммунитета, частые простуды и ОРВИ.
    • Йод (I). Развивает интеллект, улучшает функционирование мозга. Морские продукты и водоросли. Снижение концентрации внимания, нарушения в щитовидной железе, задержки в интеллектуальном росте.

    Йод крайне необходим для правильной работы щитовидной железы
    • Железо (Fe). Насыщает мозг кислородом, повышает уровень гемоглобина. Овощи зеленые, печень говяжья, сухофрукты, яблоки, яичный желток. Физическая слабость, слабость умственного развития.

    Источники витаминов природного происхождения

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Определенное количество витаминов поступает в организм детей из привычных продуктов. Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно сбалансировать рацион питания своего чадо. Некоторые элементы мы разобрали в предыдущем блоке, о других следует сказать отдельно:

    1. Витамин D поставляется в наш организм растительными маслами (желательно кукурузное или подсолнечное), мясом курицы, свининой и говядиной, цельными злаками, орехами и рыбой.
    2. Витамин Е, жизненно необходимый для правильной работы мозга, можно получить из кунжутного, соевого, подсолнечного масла, печени, яичного желтка и овсяной каши.
    3. Витамин Р снимает риск кровоизлияния и некоторых заболеваний, его получают из ягод, яблок, цитрусовых, сладкого перца и винограда. Хорошим поставщиком витамина служит гречка.

    Сладкий перец - настоящий кладезь витаминов, в нем же содержится достаточно редкий витамин Р

    Как правильно составить витаминное меню?

    Вооружившись информацией о необходимых для развивающегося ума продуктах, составляйте меню сразу на неделю: так вам легче будет планировать разнообразие блюд на каждый день. Помните, что завтрак должен быть сытным, обед полноценным, а ужин легким. Воспользуйтесь нашими советами:

    • Распишите наборы продуктов по дням и закупите их на неделю. Морскую рыбу дают вместо мяса из расчета 2-3 раза за 7 дней.
    • Морепродукты используйте для приготовления салатов, гарниров, бутербродов.
    • Список перекусов также составляем на 7 дней. Распределите их прием по очереди. Например: понедельник – салат из морепродуктов, вторник – орехи, среда – бутерброды с икрой или рыбой, четверг – орехи, пятница – салат из морепродуктов, суббота – орехи, воскресенье – бутерброды.
    • Орехи желательно давать ребенку до 5 раз в неделю, поэтому, вместе с перекусом, добавляйте их в салаты и каши.
    • Рацион из продуктов, усиливающих память, устанавливается на 3-4 недели. Этого времени достаточно, чтобы организм вашего чада накопил полный объем полезных веществ. Благотворное действие их на мозг продлится на несколько месяцев.

    Подкрепите пищевую помощь режимом дня и занятиями со своим сокровищем. Следите, чтобы ваш сын или дочка ложились спать вовремя, чтобы сон их был крепким и здоровым. Направьте досуг малыша на тренировку памяти.

    Давайте ему разнообразные развивающие игры, о которых вы можете узнать из других наших материалов. Приучайте отпрыска к чтению книг (рекомендуем прочитать: ). Поступление информации, требующей запоминания, расширяет резервы мозга в области памяти.


    Полноценный сон обязательно включает в себя засыпание в одно и то же приемлемое время

    В каких случаях требуется прием витаминов?

    Обеспечить необходимый объем полезных веществ только питанием невозможно, поэтому малышу следует принимать готовые препараты. Однозначно говорить о том, что всем детям требуется подпитка для мозга, нельзя. Выявить же потребность ребенка в питании мозга несложно. Обратите внимание на следующие причины:

    • многочисленные капризы, стойкое нежелание есть полезную, но нелюбимую еду;
    • неправильное питание, при котором малыш недополучает достаточного количества витаминов.

    Если эти причины есть в жизни ребенка, значит, ему показан прием препаратов. Сегодня разработана масса витаминных комплексов, которые особенно важно принимать деткам 6-8 лет. Поступление в школу и последующее обучение в ней дает повышенную нагрузку на мозг детей. Очевидно, что те из них, кто и до школы испытывал трудности со вниманием и памятью, в школе столкнутся с серьезными проблемами. Важен и переход из начальной школы в среднюю (к 10 годам), где увеличивается информационный объем, а, значит, витаминные препараты пригодятся в качестве поддержки мозговых функций.


    Школьная программа предъявляет достаточно высокие требования к ребенку, поэтому прием витаминов будет очень актуален

    Какие витаминные комплексы можно купить?

    Родителям, прежде чем отправляться в аптеку, стоит учесть, что витаминные комплексы для взрослых не подходят для маленького организма. Фармацевтами налажен выпуск специальных препаратов для маленьких потребителей. Отметим самые популярные и полезные из них: Пиковит, Мульти-Табс, ВитаМишки, АлфаВит и Юниор Би Вайс. Полностью заменить другие источники поступления важных элементов эти препараты не могут, поэтому следует обеспечить полноценный рацион питания маленького человека.

    Какую пользу несут витаминные комплексы?

    Прием витаминов помогает улучшить память, увеличивает защитные силы организма, снижает частоту заболеваний. Повышается интеллект, правильно идет развитие костной системы, улучшается состояние кожных покровов. Если маленький организм испытывает недостаток витаминов, происходит нарушение в физическом и умственном росте. Важно начинать прием витаминов заранее, не дожидаясь, когда начнется повышенная нагрузка на мозг.

    Выпуская витаминные комплексы, не все производители добросовестно изучают особенности потребностей детского организма по возрасту. Некоторые прописывают суточную дозировку без учета возраста, не соблюдается и сочетание компонентов. Избежать ошибочного выбора помогают рекомендации педиатра. Посоветуйтесь с врачом, покажите ему ребенка, расскажите о проблемах - специалист подберет вам оптимально полезный препарат.


    Подобрать оптимальный витаминный комплекс для ребенка сможет педиатр

    Какие комплексы подходят школьникам?

    Выбирая препараты, ищите те, где прописан натуральный состав без искусственных подсластителей и красителей. Внимательно изучайте дозировку средства. Приведем список наиболее востребованных и хорошо работающих комплексов для школьников:

    • Пиковит. Деткам 6-8 лет подойдет комплекс «Пиковит Омега-3». Препарат облегчает адаптацию к учебным нагрузкам, помогает быстрей привыкнуть к школьным занятиям. Старшим школьникам 9-12 лет, рекомендован витаминный комплекс «Пиковит-Форте», стимулирующий умственную активность и укрепляющий память (рекомендуем прочитать: ).
    • ВитаМишки одинаково полезны и для малышей, и для подростков. Способствуют улучшению памяти, стимулируют работу мозга, укрепляют иммунитет, повышают физические силы.
    • АлфаВит показан к применению со школьного возраста. Комплекс способен повысить умственную работоспособность, помогает хорошо переносить психологические и эмоциональные нагрузки, усиливает концентрацию внимания.

    Описанные комплексы не содержат искусственных добавок, хорошо переносятся детским организмом, не несут побочных действий. Эффективно работают на улучшение функций головного мозга и общее состояние организма. Единственным противопоказанием к их приему служит индивидуальная непереносимость компонентов препарата. Обязательно следите за передозировкой средств.


    ВитаМишки прекрасно подойдут для детей любого возраста

    Как грамотно принимать витамины?

    Витамины очень нравятся детям, что может привести к передозировке. Остановимся подробнее на особенностях приема самых важных из них и последствиях передозировки:

    • Количество витамина B1 уменьшается из-за приема антибиотиков или антацидных средств. Стремясь восстановить норму, можно допустить передозировку витамина, что приведет к аллергии. Чрезмерные дозы негативно скажутся на работе печени. Правильная доза легко усваивается и хорошо сочетается с приемом других витаминов.
    • Перебор витамина B6 выльется в повышенную утомляемость, боли в конечностях, общую физическую слабость. Витамин следует принимать совместно с кальцием, витамином B3 и медью (см. также: ).
    • Увеличенная доза витамина Е снижает скорость свертываемости крови, приводит к расстройствам ЖКТ, вызывает головные боли. Витамин нельзя принимать вместе с витамином К, может возникнуть кровотечение. Полезно сочетать его прием с витамином С.
    • Незначительное превышение В12 никак не сказывается, организм отлично справляется с излишками витамина. Непомерная доза вызывает ощущение сдавленности и онемения в конечностях. Рекомендован прием с другими витаминами группы В (В12, В5 и В9).