Задания с буквой г. Задания по грамоте и чтению для дошкольников в картинках
Жанна Гурылёва
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [г], [г’]. Буква г»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Развивающие :
Развивать воображение;
Развивать слуховое внимание м память;
Развивать зрительное внимание и память;
Развивать мимическую моторику.
Образовательные :
Закрепить навыки четкого произношения звуков Г и Г " в слогах , словах, фразах;
Закрепить навык различения звуков Г и Г " на слух и произносительно;
Развивать мимическую моторику;
Развивать мелкую моторику;
Учить детей составлять предложения по схеме с заданным предлогом;
Закрепить использование в речи существительных в родительном падеже;
Закрепить использование в речи относительных прилагательных;
Познакомить детей с графическим изображением звука Г ;
Формировать навык звукового анализа и синтеза .
Воспитательные :
Воспитывать у детей интерес к занятиям ;
Воспитывать положительные личностные качества;
Воспитывать чувство коллективизма;
- обучать правилам поведения в различных видах деятельности.
Оздоровительные :
Обеспечивать двигательную активность во время занятия ;
Формировать правильное дыхание.
ПОСОБИЯ И МАТЕРИАЛЫ
Плоскостная фигура гнома Грамотея ;
Касса символов и обозначений, чудо-ромашка;
Картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть зв. Г и Г ";
Фишки, пуговицы, фасоль, рожки, монетки, мозаика, камешки;
Тетради, карандаши;
Индивидуальные зеркала;
Схема предложения;
Две куклы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Занятия по темам : 1) формирование фонематического восприятия;
2) формирование навыка фонематического анализа и синтеза;
3) относительные прилагательные;
4) существительные родительного падежа единственного числа;
5) предлог НА;
6) предложение.
Фонетико-фонематические игры, игры с буквами .
Ход ЗАНЯТИЯ
Орг. момент. Дети заходят в кабинет и встают около своих мест.
Л. Ребята, давайте с вами вспомним сказку про Белоснежку и семь гномов.
Я буду говорить вам про гномика, а вы должны будете изобразить его.
(Детям предлагается изобразить грустного гномика, хмурого, веселого,
злого, ленивого, работящего, серьезного).
Л. Какой первый звук в слове гном ?
(Дети называют звук . После этого дети садятся на свои места.)
Сообщение темы занятия .
Л. Сегодня мы вспомним нам уже знакомый звук Г , поиграем с ним и узнаем
еще кое - что новое о нем.
Работа с индивидуальными зеркалами, обозначение звука символами .
Характеристика звука . Работа с индивидуальными зеркалами.
Л. Ребята, нас услышал еще один гном – гном Грамотей и решил к нам
прийти. Но пришел он не с пустыми руками. Он принес свою сумочку с
обозначениями и символами, чтобы нам помочь. Давайте воспользуемся
помощью нашего гостя.
(Дети самостоятельно достают соответствующие теме занятия символы и
обозначения и прикрепляют их на панно.)
Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук в ладоши » Детям предлагается прослушать ряд звуков ,
слогов, слов и хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук Г .
Проговаривание цепочек слов :
Гуси – гараж – гантели – графин – группа .
Л. Какой первый звук во всех этих словах ? Какое первое слово в ряду? Какое
последнее?
Добавление к целому слову первого звука Г .
Л. Какое слово получится?
Розы, Лина, рад, речка.
Динамическая пауза.
Грач качался в гамаке - наклоны в стороны.
Гуси в волнах на реке - наклоны вперед – назад.
Мимо голуби летели - взмахи руками.
И на веточку присели - приседание.
Веточка качается - покачивание руками
Красиво получается.
Звук Г "
Л. Ребята, отгадайте загадку :
С Чебурашкой дружит он,
Добрый и зеленый.
Знают дети непременно
Крокодила по имени… (Гена)
Какой звук мы слышим в начале слова Гена?
Каким цветом нам нужно его обозначить?
(Дети выставляют на панно символ и обозначение звука Г " ).
Характеристика звука Г " .
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук в ладоши »
Повторение цепочек слов :
Гиря - гитара - герой - гигант - гений.
Л. Значение слов всем понятно?
Какой общий звук во всех этих словах ?
Проговаривание чистоговорки.
Ги – ги – ги – Машенька беги.
Ги – ги - ги – мы ели пироги.
Дифференциация [ Г ] - [ Г " ]
Выставляются две куклы. В руках у них синяя и зеленая сумочки.
Л. К нам в гости пришли две девочки Галя и Герда. Сегодня у них день
рождения. Давайте подарим им подарки. Нам в этом поможет наш гном
Грамотей . Посмотрите он принес нам чудо-ромашку. С ее помощью мы
быстро справимся с этой задачей. Гале мы будем дарить подарки в
названии которых есть звук Г , а Герде в названии которых есть звук Г "
Закрепление навыка речевого дыхания.
(Дети по очереди подходят к ромашке и дуют на нее. Выпавшие
картинки они должны подарить Герде и Гале соответственно.)
Знакомство с буквой Г
Л. Грамотей принес нам фотографию нашего звука Г
(Выставляется карточка с изображением буквы Г )
Л. На что похожа буква Г ?
Рисование буквы в воздухе ;
Изображение буквы рукой .
Печатание буквы в тетрадях .
Выкладывание буквы из различного материала.
Л. Ребята, сейчас нам снова поможет наша чудо-ромашка.
(На панно расположены буквы Г разных цветов . Дети с помощью
дыхательных упражнений сами выбирают материал из которого будут
выкладывать букву .)
Фонематический анализ слогов.
Работа в тетрадях.
Работа над предложением.
Детям предлагается посмотреть на схему предложения с предлогом НА.
Л. Что это? Как вы догадались, что это предложение? Сколько слов в
предложении? Подберите предложения к данной схеме.
(Дети придумывают предложения к схеме)
Л. А теперь замените первый звук в первых словах вашего предложения на
звук Г . Понятен ли вам смысл сказанного? (Нет) Это значит, что каждому
звуку при произнесении слов свое место.
Итог занятия .
Л. Проверка полученных знаний по звукобуквенным домикам .
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Г]. Буква Г»
Коррекционно-развивающие:
Познакомиться со звуками Г, ГЬ.
- учить выделять звуки среди других звуков, в слогах, из состава слова, дифференцировать звуки по твёрдости и мягкости;
-познакомить с графическим обозначением звуков - буквой Г;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа: умение определять место звука в слове;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, зрительного и тактильного восприятия;
Образовательные:
Учить детей спрягать глаголы;
- продолжать учить детей правильному употреблению в речи;
прилагательных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже;
числительных, согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже, упражнять в подборе антонимов;
Воспитательные:
-воспитывать организованность, дружелюбие, самостоятельность, осознанное отношение к речи;
воспитывать потребность детей к правильной речи.
Оборудование:
Разрезные картинки со звуком Г, зеркала, картинка гороха, гусеницы, конверты с элементами буквы Г, пластилин.
1.Ход занятия:
1.Оргмомент. Здравствуйте ребята - Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
2.Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.
На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные). –
Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград, и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Назовите картинки которые лежат у вас на столе, выделяя голосом 1 звук.
(дети называют картинки)
- Назовите, какой звук есть во всех этих словах? (Г)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками Г – ГЬ и буквой Г.
На доску вешается картинка с буквой Г
2. Знакомство со звуками Г-ГЬ.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.... (Горох)
1.Что такое горох
2.-Назовите 1 звук в слоге: го?
Поставьте зеркала, произнесите звук Г, обратите внимание в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
(губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка лежит внизу и отодвинут от нижних зубов)
Ещё раз произнесите звук Г и скажите, при произнесении звука Г встречается ли преграда? Да.
-Что мешает? (воздушная струя разрывает преграду между спинкой языка и нёбом)
А если встречается преграда, значит звук Г какой? Согласный.
-А теперь проверьте звонкий или глухой? Звонкий.
-Расскажите про звук Г.
-Слушайте следующую загадку
Волосата, зелена,
В листьях спряталась она.
У неё немало ножек,
Только бегать вот не может. Кто это? (Гусеница)
Какой вред приносит гусеница?
Назовите 1 звук в слоге Гу?
-Расскажите про звук ГЬ.
3. Выделение звука.
А) Ловим звук: среди других звуков: И, В, З, О, К, Г, Б, М, Ш,
Б) среди слогов:, АШ, АМ, ОГ, ОК, ОБ, ГА, ДА, ТО, ДО, ГО,ГУ, ЛЫ, АГ
В) -Назовите слова со звуком Г.
-Назовите слова со звуком ГЬ.
4. Дифференциация звуков Г -ГЬ
Игра «Услышь звук»
Если услышите в слове звук Г – хлопайте в ладоши, а если ГЬ – топайте ногами.
ГИТАРА, ГЕНА, НОГИ, ГАМАК, ГИРЯ, ГЕНА, ГНУС, ЛУГА, ГРОМ, ГОРА.(объясняют какой звук, место звука в слове)
Физминутка
Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.
А сейчас задание под номером 2
Скажите слова наоборот:
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквами Г г.
Звуки Г, ГЬ обозначаются буквой Г.
Рассмотрите пожалуйста букву на доске.
-На что похожа буква?
-Подумайте и скажите какие ещё слова бывают со звуком г и гь.
А сейчас давайте возьмём пластилин и попробуем вылепить букву Г.
6. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
-Расскажите о звуке Г, ГЬ.
-Какой буквой обозначены звуки Г,ГЬ?
-Придумайте слова со звуками Г,ГЬ.
Игры в картинках для детей 4-5 лет
Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»
Задание 1
Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.
Задание 2
На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.
Задание 3
Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Задание 4
Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.
Задание 5
Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?
Задание 6
Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».
Задание 7
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».
Задание 8
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».
Задание 9
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».
Задание 10
Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.
Задание 11
В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?
Задание 12
В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?
Задание 13
В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?
Задание 14
Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.
Задание 15
Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.
Задание 16
С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?
Проверь себя.
Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.
Задание 17
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.
Задание 18
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.
Задание 19
Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.
Рассмотрите с ребёнком картинки на 3 слайде. Послушайте первые звуки в словах гриб, груши. Звук [г] – согласный, твёрдый. Послушайте первый звук в слове гитара. Звук [г"] – мягкий согласный. Когда мы произносим эти звуки, слышим голос. Это звонкие согласные звуки. Звуки [г] и [г"] обозначают буквой “гэ”.
Посмотрите ролик о букве. Попросите ребёнка вспомнить слова, в которых были новые звуки. Определите место звука в слове. Твёрдый или мягкий согласный.
Посмотрите фрагмент мультфильма. Спросите ребёнка, о чём был мультфильм. Обращайте внимание на речь. Помогите ребёнку правильно составить предложения. В конце предложений - пауза. Какие слова с новыми звуками были в мультфильме? Разделите слова на слоги. Определите в каком слоге встретились новые звуки. Придумайте свои слова с новыми звуками. Определите место звука в слове (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Почитайте стихи на следующих слайдах. Пусть ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит новые звуки. Читайте, не торопясь. Назовите слова со звуками [г], [г"]. Напишите букву в альбоме. Подумайте, на что похожа буква. Проведите соревнование, чей образ интереснее, рисуйте вместе с ребёнком.
Проведите игру “Найди звук”. Задание: оглядись вокруг, есть ли новые звуки в словах, которые обозначают окружающие нас предметы?