Здоровьесберегающая среда в доу. Здоровьесберегающая среда дошкольных образовательных учреждений

Тема 1.3. Организация здоровьесберегающей среды
«Если вы хотите в этой жизни состояться, насладиться ею, для себя, для своих близких, - вы должны, прежде всего, думать о том, каковы ваши возможности. А ваши возможности возрастают тогда, когда вы можете управлять своим здоровьем». Л.А.Бокерия

План


  1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

  2. Оптимальный режим дня

  3. Обеспечение безопасной окружающей среды

  4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

  5. Здоровьесберегающая организация учебного процесса

  6. Мониторинг здоровья обучающихся

  7. Организация здоровьесберегающей среды при работе с компьютером

  8. Здоровье и мобильный телефон

1. Понятие "здоровьесберегающая среда"

Понятие "среда" имеет два аспекта: социальная среда и окружающая среда.

^ Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и др. группы.

^ Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир. Окружающая среда включает природную среду и искусственную (техногенную) среду, т. е. совокупность элементов среды, созданных из природных веществ трудом и сознательной волей человека и не имеющих аналогов в девственной природе (здания, сооружения и т. п.). Общественное производство изменяет окружающую среду, воздействуя прямо или косвенно на все ее элементы. Это воздействие и его негативные последствия особенно усилились в эпоху современной НТР, когда масштабы человеческой деятельности, охватывающей почти всю географическую оболочку Земли, стали сравнимы с действием глобальных природных процессов. В широком смысле в понятие «окружающая среда» могут быть включены материальные и духовные условия существования и развития общества. Часто под термином «окружающая среда» понимается только окружающая природная среда; в таком значении он используется в международных соглашениях.

Под понятием "здоровьесберегающая среда" будет пониматься окружающая и социальная среда, которая способствует достижению личности полноценного формирования, содействует ее физическому, духовному и социальному благополучию.

Благополучие слагается из всех аспектов жизни человека: необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов. Ни одним из них нельзя пренебрегать. Здоровье человека-это жизненная энергия, возможность творчески, умственно и физически трудиться, отдыхать, радостно жить, быть уверенным в себе и своем будущем.

Физическое здоровье – при котором у человека имеет место совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

Психическое здоровье – это путь к интегральной жизни, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями, неуверенностью в себе.

Социальное здоровье подразумевает социальную активность, деятельное отношение человека к миру.

Если принять условно уровень здоровья за 100 %, то, как общеизвестно, здоровье людей определяется условиями и образом жизни на 50 – 55 %, состоянием окружающей среды – на 20 – 25, генетическими факторами – на 15 – 20 и только деятельностью учреждений здравоохранения на 8 – 10 %.

Участники воспитательного процесса должны создать максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, приобщить его к соблюдению правил здорового образа жизни.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собою и факторами внешней среды. К последним относятся: физические (температура, излучение, атмосферное давление); химические (пища, вода, ядовитые вещества); биологические (животные, микроорганизмы); психологические факторы (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, слух, обоняние, осязание).

Основными причинами подрыва и разрушения здоровья человека являются:


  • неувязки в психодуховной сфере, нарушения духовно-нравственных принципов;

  • неестественный уклад жизни, неудовлетворенность работой, отсутствием полноценного отдыха, высокие притязания;

  • недостаточная двигательная активность, гиподинамия;

  • нерациональное жизнеобеспечение, несбалансированное и неполноценное питание, обустройство быта, недосыпание, нарушение сна, непосильный и изнурительный умственный и физический труд;

  • низкая санитарная культура и культура мышления, чувств и речи;

  • проблемы семейных, супружеских и половых отношений;

  • вредные привычки и пагубные пристрастия к ним.
Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является гармоничное физическое и духовное развитие молодого поколения.

Жизнь современного человека сопряжена с постоянно окружающими его факторами риска как природного, так и техногенного происхождения. Под окружающей средой принято понимать целостную систему взаимосвязанных природных и антропогенных явлений и объектов, в которых протекает труд, общественная жизнь и отдых людей. Современный человек продолжает изменять природу, но должен при этом осознавать, что часто эти перемены ставят вопрос о самом существовании людей. Остро встает вопрос о сохранении окружающей среды не только для настоящих, но и для будущих поколений.

Микросреда (социальная среда в узком смысле) играет важную роль в процессе социализации ребенка. Здоровый психический климат в семье и учебной группе, соблюдение гигиены умственного и физического труда, правильное благоустройство жилища, его эстетика и гигиена, следование основным правилам рационального питания оказывают существенное воздействие на становление личности ребенка.

Психическое здоровье предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственную жизненную позицию, чистоту помыслов.

Проблема стрессов приобрела первостепенное значение в жизни современного человека. В настоящее время стресс рассматривается как общая реакция напряжения, возникающая в связи с действием факторов, угрожающих благополучию организма или требующих интенсивной мобилизации его адаптационных возможностей со значительным превышением диапазона повседневных колебаний. Выраженность ответной реакции организма человека зависит от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессовой ситуации, исходного состояния организма и его функциональных резервов.

Важное значение для человека играет соблюдение гигиены умственного и физического труда. Любая деятельность человека вызывает утомление. Мышечное утомление, которое возникает в процессе физической работы, является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в процессе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная работа не сопровождается выраженными реакциями, надежно сохраняющими организм человека от перенапряжения. В этой связи наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а только вызывает перевозбуждение, которое может привести к заболеванию.

Длительный напряженный умственный труд, даже в спокойной эмоциональной обстановке, отражается, прежде всего, на кровообращении мозга. Закрепощенное на протяжении многих часов работы положение тела, особенно мышц шеи и плечевого пояса, способствуют: затруднению работы сердца и нарушению дыхания; возникновению застойных явлений в брюшной полости, а также в венах нижних конечностей; напряжению мышц лица и речевого аппарата так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью; сдавлению венозных сосудов из-за повышенного мышечного тонуса в области шеи и плечевого пояса, по которым происходит отток крови от мозга, что может способствовать нарушению обменных процессов в мозговой ткани.

Немаловажное значение имеет обустройство и гигиена помещений, где осуществляется жизнедеятельность человека. Наиболее благоприятным является малоэтажное жилищное строительство. Оно обладает рядом преимуществ: плотность заселения невысокая; обеспечивает инсоляцию, проветривание и озеленение территории участка для отдыха, игр и т.д. Сырость помещений оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье живущих в них. Стены сырых помещений обычно холодные вследствие закупорки их пор водой. Часто относительная влажность более 70%. В сыром помещении у людей через короткое время возникает зябкость, что может способствовать развитию простудных и обострению хронических заболеваний, снижению сопротивляемости организма.

Жилые помещения должны иметь естественное освещение. Микроклимат в жилом помещении в отапливаемый сезон должен обеспечить комфортное самочувствие и оптимальные условия терморегуляции человека, находящемуся в легкой одежде в сидячем положении.

Гигиенически допустимая температура воздуха жилых помещений в умеренном климате – 18 – 20 ◦C. Она должна быть равномерной и не превышать между внутренней стеной и окнами – 6 ◦C, а между потолком и полом - 3◦C. В течение суток перепад температуры не должен превышать более 3 ◦C.

В результате пребывания людей в жилых помещениях изменяется состав воздуха: повышается температура и его влажность, увеличивается содержание в нем углекислоты и некоторых других продуктов жизнедеятельности людей. В душном помещении у человека появляется головная боль, слабость, снижается работоспособность, чаще возможны воздушно-капельные инфекции. Чтобы избежать этого, нужно организовать воздухообмен между помещением и атмосферным воздухом.

Уборка помещений должна проводиться своевременно и тщательно. Каждая вещь должна иметь свое постоянное место и обращение с ней должно быть аккуратным и бережным.

Питание имеет решающее значение в жизни каждого человека. За счет питания осуществляются три важнейшие функции:

Во-первых, питание обеспечивает развитие и непрерывное обновление клеток и тканей.

Во-вторых, питание обеспечивает поступление энергии, необходимой для восстановления энергетических затрат организма в покое и при физической нагрузке.

В-третьих, питание – это источник веществ, из которых в организме образуются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов.

Рациональное питание строится в соответствии с возрастом, видом трудовой деятельности, с учетом конкретных условий жизни и состояния здоровья, индивидуальных особенностей – роста, массы тела, конституции. Правильно организованное питание оказывает влияние на жизнедеятельность, гармоничное развитие физических и духовных сил, здоровье и является профилактическим средством ряда заболеваний. Пища должна содержать все те вещества, которые входят в состав человеческого тела: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Для того чтобы вырастить и воспитать здоровую личность, нужно в первую очередь создать условия, которые благоприятно скажутся на процессе формирования ребенка. Здоровьесберегающая среда обеспечивает благополучное развитие ребенка, и способствует его успешной социализации. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса.

^ 2. Оптимальный режим дня

Большое значение для сохранения здоровья в любом возрасте, в том числе и в зрелом, имеет умение рационально распределить время, т.е. правильно формировать режим дня.

Режим дня во многом определяется полом, тем, как распределяются домашние обязанности, профессией, трудовым ритмом, индивидуальными привычками. Однако в течение суток можно выделить основные виды деятельности практически любого человека.

К таким видам деятельности можно отнести:

Работу (учебу) вне дома - включая дорогу до места работы (учебы)

и обратно;

Работу по дому (приготовление пищи, уборка помещения, стирка, глажение белья, покупки, уход за детьми, помощь другим членам семьи и т.п.);


  • уход за собой (личная гигиена, макияж и т.д.);
свободное время (досуговое).

Среди них можно выделить виды деятельности, затраты на которые являются относительно стабильными и фиксированными. Так, оптимальным для большинства здоровых людей является 8-часовой сон; ежедневно каждому человеку необходимо уделять минимум 30 минут на физические упражнения, около 30 минут - на уход за собой; в условиях большого города на работу вне дома необходимо затратить не менее 11 часов. Таким образом, около 20 часов в сутки являются лимитированными. Оставшиеся 4 часа распределяются между свободным временем и работой по дому: их соотношение зависит от состава семьи, наличия детей, их возраста, состояния здоровья и других факторов. В связи с этим является целесообразным изучение затрат времени на выполнение различных видов деятельности в течение суток и правильное распределение времени между этими видами деятельности.

^ 3. Обеспечение безопасной окружающей среды

Важной проблемой остается поддержание безопасной окружающей среды, что связано с началом активной трудовой деятельности, ответственностью за окружение, поведением в повседневной жизни.

Потенциально опасные ситуации могут возникать:


  • в связи с выполнением профессиональных обязанностей, на работе;

  • в домашней обстановке;

  • вне дома.
При осуществлении трудовой деятельности человек может столкнуться с рядом неблагоприятных и/или вредных производственных факторов. Вредные производственные факторы могут привести к:

  • развитию профессиональных заболеваний;

  • временному или стойкому снижению работоспособности;

  • повышению частоты соматических и инфекционных заболеваний;

  • нарушению репродуктивного здоровья;

  • нарушению здоровья потомства.
Потенциально опасными производственными факторами могут быть:

А) физические факторы:


  • температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое излучение;

  • неионизирующие магнитные поля и излучения

  • ионизирующие излучения;

  • производственный шум, инфразвук, ультразвук;

  • вибрация (общая и локальная);

  • аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия;

  • освещение: естественное (отсутствие или недостаточное) и искусственное (недостаточная освещенность, пульсация освещенности, прямая и отраженная слепящая блеклость);

  • аэроионы;
Б) химические факторы:

  • вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты и др.);

  • вещества, получаемые химическим синтезом;

  • вещества, для контроля которых используются методы химического анализа;
В) биологические факторы:

  • микроорганизмы-продуценты;

  • живые клетки и споры;

  • патогенные микроорганизмы;

  • Г) факторы трудового процесса:

  • тяжесть труда;

  • напряженность труда.
Меры по обеспечению безопасности на работе:

  • строгое соблюдение предусмотренных правил техники безопасности на рабочем месте;

  • использование средств индивидуальной защиты при проведении работ с вредными производственными факторами.
Потенциально опасными дома могут стать:

  • средства бытовой химии;

  • лекарственные препараты;

  • некачественная пища (некачественные продукты, нарушения технологии приготовления пищи);

  • неосторожное обращение с огнем (при приготовлении пищи, курении и т.п.);

  • незнание точного расположения и устройства инженерных коммуникаций в квартире, доме (электропроводка, водопровод, газовая подводка);

  • стелющиеся по полу провода, стеклянные двери, незакрепленные коврики и другие предметы, способные привести к падениям;

  • осуществление хозяйственной деятельности в доме (мытье окон, полов и т.п.);

  • осуществление ремонтных работ;

  • электробытовые приборы;

  • домашние животные;

  • проникновение в жилище посторонних.
Этими ситуациями не исчерпывается список опасностей, требующих принятия соответствующих мер или соблюдения определенных правил.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности в домашних условиях:


  • хранить средства бытовой химии в строго определенном месте, в заводской упаковке, строго следовать инструкциям по их применению;

  • принимать лекарственные препараты после консультации с врачом, следить за сроками годности, не применять просроченных препаратов;

  • использовать в пищу только свежие продукты, хранить продукты в соответствии с условиями хранения, замороженные продукты размораживать только в необходимом количестве;

  • проявлять осторожность с сигаретами и спичками: не курить в постели, не выбрасывать непотушенные сигареты и спички; установить противодымную сигнализацию, приобрести ручные огнетушители; следить за исправностью электропроводки, изучить пути эвакуации;

  • изучить расположение кранов и рубильников инженерных коммуникаций, научиться перекрывать их в случае необходимости;

  • убрать стелющиеся и свисающие провода, закрепить коврики и половики, использовать в дверях небьющиеся стекла, обеспечить в доме хорошее освещение;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении домашних хозяйственных работ, ремонта: не пользоваться стремянкой в одиночку, использовать только соответствующее оборудование (щетку для мытья окон на длинной ручке, стремянку, а не стулья и т.п.); при мытье полов вытирать их насухо; использовать защитные маски при покраске;

  • не хранить дома неисправные электробытовые приборы, пользоваться только исправными и в соответствии с инструкцией;

  • иметь специальную посуду для кормления домашних животных, мыть руки после любого контакта с ними, сделать все необходимые прививки, не оставлять детей наедине с животными;

  • установить соответствующие двери, дверные и оконные запоры, замки, дверные цепочки, глазки или видеосистемы для наблюдения, сигнализацию; просить у незнакомых людей предъявления удостоверения личности, не держать дома большие суммы денег.
Потенциально опасными факторами вне дома могут стать:

  • позднее возвращение домой или выход из дома (на работу, за покупками, в аптеку и т.п.);

  • участие в демонстрациях, митингах, шествиях;

  • работа на приусадебном участке, в саду, огороде;

  • поездки в автомобиле, в том числе длительные;
занятия спортом, физические упражнения, активный досуг.

Список потенциальных опасностей, равно как и мероприятия по их предупреждению, перечисленными ситуациями не исчерпывается и может быть продолжен.

^ Основные мероприятия по обеспечению безопасности вне дома:


  • избегать пустынных мест и опасных районов, по возможности до говариваться о встрече с кем-либо из окружения, не садиться в попутный транспорт, не носить с собой большого количества денег и драгоценностей;

  • следовать правилам поведения в толпе (см. также раздел 2,5.8);

  • использовать защитные средства при использовании ядохимикатов, химических удобрений, учитывать направление ветра при работе с химическим веществами, строго следовать инструкции, использовать правильные позы при работе в саду, применять средства для переноски тяжестей;

  • избегать чрезмерного пребывания на солнце, использовать защитные средства против солнечных ожогов и перегревания (кремы, лосьоны, легкая одежда, солнцезащитные очки и т.п.), потреблять достаточное количество жидкости;

  • при поездках в автомобиле использовать ремни безопасности, соблюдать правила дорожного движения, при длительных поездках -иметь при себе все необходимое (аптечку первой медицинской помощи, достаточный запас топлива, минимальный набор инструментов, одежду и обувь для возможного пешего перехода, необходимые документы, телефоны для вызова аварийных служб и т.д.);

  • следовать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и занятиях спортом.

^ 4. Принципы организации профилактических мероприятий в учебных учреждениях

Известно, что одним из эффективных методов реализации программ укрепления здоровья является реализация обучающих и психологических программ по проблемам, связанным со здоровьем, в учебных учреждениях. С одной стороны, это связано с тем, что здоровый образ жизни предполагает формирование целого ряда привычек и стереотипов в поведении, которые легче правильно выработать в детском и подростковом возрасте, чем в дальнейшем исправлять во взрослом. С другой стороны, через образовательную среду проходят практически все дети и подростки на территории Российской Федерации.

Школьные программы укрепления здоровья должны быть комплексными (Рис. 1.8) и включать в себя информирование, обучение, воспитание, мониторинг, формирование здорового образа жизни. В зависимости от содержания и задач программы в нее могут входить те или иные компоненты.

Многие при планировании профилактических программ, особенно касающихся репродуктивного здоровья, исходят из принципа "мы в свое время этого не знали!". Между тем если ребенку не сообщить информацию по интересующей его теме, то он сам найдет способ получить ее, зачастую в искаженном виде.

Между тем одного только информирования недостаточно для формирования здорового жизненного стиля. Обязательной составляющей профилактических программ является развитие личностных ресурсов и поведенческих навыков, следовательно, возникает необходимость в участии психологов в подобных программах. Решение подобной проблемы требует комплексного подхода.

Планируя и проводя образовательные программы по формированию здорового образа жизни школьников, необходимо привлекать к ним не только сверстников, но и родителей и других значимых взрослых. Любые программы профилактики неэффективны без изменения окружающей школьников среды (Рис. 1.9). Если не изменить окружение школьников, то оно будет оказывать на них давление. Зачастую это давление негативно и не способствует формированию здорового образа жизни.

Следует помнить, что еще на этапе планирования профилактические программы должны проходить обязательное согласование. Какими бы безобидными ни казались программы формирования здорового образа жизни, все они направлены на изменения стиля поведения детей и подростков и, значит, затрагивают его психологическую сферу.

Обычно программы, направленные на формирование здорового образа жизни, должны быть согласованы с:


  • родителями (родительским комитетом)

  • педагогическим коллективом

  • департаментом образования территории

  • департаментом здравоохранения территории

  • Министерством образования и науки РФ

  • Министерством здравоохранения и социального развития РФ
Каждая согласующая инстанция, орган, имеет свои цели. Так, родители на добровольной основе определяют возможность участия их ребенка в профилактической программе; знакомятся со степенью, глубиной, объемом и способом подачи материала. Особенно это касается программ охраны репродуктивного здоровья. Сама возможность реализации подобных программ требует обязательного согласования с родителями, которые должны иметь возможность отказаться от участия ребенка в этих программах в силу личностных, религиозных или каких-либо других убеждений.

Педагогический коллектив рассматривает возможность проведения профилактической программы в данном учебном учреждении, выделяет материально-технические средства для реализации профилактической программы (аудитории, часы и т.д.).

Руководящие органы систем образования и здравоохранения могут выделять средства на реализацию профилактических программ, проводят внешнюю экспертизу, лицензирование программ, а также осуществляют общий контроль и руководство при проведении профилактических мероприятий.

Основная цель программ профилактики - формирование здорового жизненного стиля и мотивации на здоровьесберегающее поведение. При планомерной реализации этих программ будет происходить формирование ответственности каждого члена общества за свое здоровье и здоровье своих детей.

Чтобы повысить эффективность формирования здорового образа жизни, при планировании профилактических программ необходимо учитывать исходные знания целевой аудитории.

Так как программы профилактики, особенно охраны репродуктивного здоровья, могут противоречить личностным убеждениям детей и их родителей, то должна существовать разумная добровольность участия в профилактических программах. С одной стороны, если предложить подростку участвовать или не участвовать в подобного рода программах, то он, скорее всего, выберет "не участвовать", так как при этом от него требуется меньше усилий. С другой стороны, нельзя заставлять ребенка посещать занятия, если он или его родители считают, что излагаемый материал по каким-либо причинам неприемлем. Только при условии добровольности участия профилактические программы могут отвечать основному требованию медицины: "Не навреди!".

Ирина Федорова
Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающая среда в ДОУ»

Консультация для воспитателей.

«Здоровьесберегающая среда в ДОУ».

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Здоровье – не все, но ВСЕ без здоровья ничто! Если есть здоровье – ребенок радуется, спокойно живет, ходит в детский сад.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении.

От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения, зависит здоровье детей.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований дошкольного учреждения и семьи.

Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.

Приоритетным направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является:

создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка;

обеспечение эмоционального благополучия детей;

оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.

Здоровьесберегающая среда включает несколько компонентов:

1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.

2. Физическое воспитание.

3. Организация оздоровительной работы с детьми.

4. Создание здоровьесберегающего пространства.

5. Использование здоровьесберегающих технологий.

1. При проведении педагогического процесса важно соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Проводится влажная уборка, организуется сквозное проветривание (в отсутствие детей, поддерживается температурный режим воздуха. Основные помещения дошкольных групп имеют естественное и искусственное освещение. Мебель для воспитанников подобрана в соответствии их росту и промаркирована.

2. Режим дня детей в дошкольных группах разрабатывается с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). Расписание НОД составляется для каждой группы детей в соответствии с возрастом. Продолжительность перерывов между занятиями составляет 10 мин. На каждом занятии обязательно проводятся физминутки или динамические паузы.

В детском саду соблюдается рациональный двигательный режим; физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, индивидуальная работа по развитию движений.

Но в этом году не проводится час двигательного творчества, хотя зал занят не во все дни. Гимнастика после дневного сна в старших группах, которая всегда проводилась в прошлые годы, также благополучно забыта.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе.

3. В детском саду проводятся оздоровительные мероприятия:

Правильная организация прогулок и их длительность (прогулки должны проходить в любую погоду, за исключением сильного дождя, ветра, Т ниже 15). Придя с прогулки, дети обязательно переодеваются (в зависимости от температуры воздуха в групповой комнате дети одевают облегченную одежду). Эти переодевания способствуют закаливанию организма детей;

Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями);

Облегченная одежда в детском саду.

Питание детей 4-х разовое, осуществляется на основании 10-ти дневного меню. Продукты всегда свежие, поступают с сертификатами качества, хранятся в соответствии с инструкцией по хранению продуктов. Создана бракеражная комиссия, которая отвечает за качество приготовленной пищи.

4. Здоровьесберегающая среда создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. В учреждении функционируют физкультурный зал, игровые комнаты, медицинский и процедурный кабинеты,спортивная площадка. В каждой группе создан физкультурный уголок, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности.

Уголки оснащены оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Все приобретенное и изготовленное самостоятельно оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, эстетично выполнено и безопасно в использовании.

В уголке доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в группах используется нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям.

6. Особое внимание необходимо уделять обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни применяя на практике внедрение различных здоровьесберегающих приемов и технологий:

Это динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – воспитатели. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.

Гимнастика пальчиковая. Проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем, учителем-логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.

Гимнастика для глаз. Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.

Гимнастика дыхательная. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физминутках во время занятий и после сна, во время гимнастики.

Гимнастика бодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.

Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели.

Проблемно-игровые ситуации в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для детей, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Возможность целенаправленного формирования основ психической саморегуляции у детей 5-летнего возраста достигается через подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки.

Самомассаж. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физминуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели.

Технология воздействия через сказки

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии мы с ребятами учимся составлять словесные образы. Вспоминаем старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении.

Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этих занятий - преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен.

Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье.

Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Проводят воспитатели и музыкальный руководитель.

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающей среды, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие. Поставленные цели успешно реализуются на практике.

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Выступление Зыковой Г.В.,

заместителя директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 23 г. Липецка

на обучающем семинаре 22.11.2013

Добрый день уважаемые коллеги!

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и как пространство с точки зрения здоровья человека.

Одной из основных проблем последнего столетия, и особенно в современном образовании, является снижение уровня здоровья учащихся, которое начинается уже в начальных классах. В настоящее время приходится говорить о формировании неблагоприятных факторов окружающей образовательной среды, влияющих на состояние здоровья учеников: интенсификация учебного процесса, переход на новые формы обучения, длительность учебного дня, учебный стресс, снижение двигательной активности.

В народном образовании здоровье участников учебно-воспитательной деятельности - это такая составляющая процесса развития личности, без которой не мыслится ни определение содержания обучения и воспитания, его методов, ни оценка результативности их содержательной и практико-ориентированной сути. К сожалению, в школьном образовании сегодня еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей здоровье учащихся в образовательном процессе. В этой связи современная ситуация характеризуется наличием ряда противоречий, которые отражают объективно существующую проблему поиска необходимых и достаточных условий внутришкольной деятельности, направленной на развитие здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе.

Эффективность управления развитием здоровьесберегающей среды обеспечивается развитием здоровьсберегающих человеческих ресурсов, мотивацией учителя к поддержанию здоровья учащихся, установлением результативного взаимодействия со специалистами других областей, связанных со здоровьем школьника, позволяющие получать качественно новые продуктивные результаты учебного процесса.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-Р (п 2) приоритетными задачами ставит создание условий для повышения качества общего образования.

Сегодня на школу и учителя возлагается, казалось бы, несвойственная им задача - забота о здоровье учащихся. Это определено следующими причинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами в образовательном процессе.

В-третьих, современная медицина занимается болезнями, т.е. лечением, а не здоровьем, так как изменения, которые происходят в этот период в организме детей и подростков, становятся основой для формирования центрального новообразования в личности ребенка, которое выражает их объективную и субъективную готовность к полноценной жизни в обществе.

Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, - педагог.


1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе

1.1. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

    это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);

    это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
    которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье:

    это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
    моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);

    это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
    общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

    специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

    показатели роста и развития;

    текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;

    наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

    уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни:

    благоприятное социальное окружение;

    духовно-нравственное благополучие;

    оптимальный двигательный режим (культура движений);

    закаливание организма;

    рациональное питание;

    личная гигиена;

    отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

    положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.


2. Подходы к созданию здоровьесберегающей среды

2.1. Классификация здоровьесберегающих технологий

В образовании выделяется несколько направлений здоровьесбережения:

здоровьеформирующие образовательные технологии направлены на воспитание у воспитанников и учащихся культуры здоровья и интерес к занятиям по физической культуре.

здоровьесберегающие технологии: 1 - раскрывают рациональную организацию образовательного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями; 2 - создают максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

1. Образовательная подсистема, реализующаяся учебно-воспитательный процесс.

2. Служба здоровья как подсистема сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Системообразующая роль принадлежит компоненту управления, который включает в себя научно-методический центр здоровья и административный центр по политике содействия здоровью.

Все центры имеют свои функции.

В организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий выделяются следующие направления деятельности:

1. формирование здоровьесберегающей пространственной среды;

2. формирование здоровой образовательной среды;

3. рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

4. организация рационального питания;

5. физкультурно-спортивная деятельность.

6. здоровьесберегающая воспитательная деятельность и формирование навыков здорового образа жизни;

7. оздоровительная деятельность;

8. диагностика состояния здоровья воспитанников и учащихся.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитаоно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

    быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

    спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

    задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
    Результаты:

    создание экологически комфортной здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;

    повышение уровня развития здоровьесберегающей компетенции субъектов образовательного процесса;

    обновление содержательной и методической базы преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.

Заключение

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное, в основном, с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми. Не случайно, одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. К сожалению, медицинские работники констатируют значительное снижение числа абсолютно здоровых детей.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физическо го (соматического), психического (душевного) и духовно-нравствен ного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, забо тясь только о физическом или только о душевном благополучии, необходимо применять комплексный подход.

Современное образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Учителю необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, оптимальный уровень домашних заданий, различные виды деятельности на уроке, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья школьников.

Список использованной литературы

    Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

    Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепление мышечного корсета // «Начальная школа», 2006, № 3. С. 53.

    Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61

    Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. - 2004. - № 26. - С. 53-61.

    Львова ИМ. Физкультминутки // «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.

    Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56.

    Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8. С. 105.

    Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

    Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М.:АПКиПРО,2004.-36с.

    Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе: научно-практический сб. инновац. опыта/ И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2001.-400с.

Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.

Недоспасова Н.П. Использование здоровьесберегающих подходов при создании муниципальной образовательной сети предпрофильного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.43-45

Обеспечение безопасности образовательного учреждения неразрывно связано с охраной здоровья учащихся. В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или подростка трудно переоценить.

Ситуация в сфере комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях далека от благополучия. По данным Министерства здравоохранения и социального развития лишь 10% школьников относится к числу здоровых, 40Уо относится к группе риска, а 50% имеют патологию. За период обучения в школе состояние здоровья учащихся ухудшается в 4-5 раз, возрастает число детей с хроническими патологиями здоровья более чем в 1,5 раза. К выпускному классу до 70% школьников имеют нарушения зрения, 60% - неправильную осанку, 30% - хронические заболевания.

Основные задачи программы «Образование и здоровье» изложены в письме Минобразования России «О совершенствовании и развитии оздоровительной работы с обучающимися в образовательном учреждении» (от 03.05.2001 № 29/1530-6): «...создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья в вузах; внедрение методологии, принципов и методов здоровьеформирующего образования, программнотехнических средств по мониторингу, формированию, развитию и сохранению здоровья студентов и преподавателей вузов; осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса, за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по вопросам сохранения здоровья обучающихся, ... разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни студентов с учетом их индивидуальных склонностей, способностей и психофизиологических особенностей; по организации в учебном заведении условий проведения здоровьформирующего учебного процесса; организация взаимодействия со спортивными, реабилитационными, профилактическими центрами региона; проведение просветительской работы в области культуры здоровья, в т.ч. профилактики социально обусловленных заболеваний (алкоголизма, наркомании, СПИДа, табакокурения)».

H. К. Смирнов предлагает следующие основные модули для комплексной оценки работы школы в сфере охраны здоровья учащихся и педагогов.

I. Оценка гигиенических требований к помещениям для учебных занятий и пребывания учащихся: их освещенности, оборудованию, соответствию размеров парт росту учащихся и др. - согласно требованиям СанПиНов (проводится врачами Госсанэпиднадзора, представителями администрации школы и родительского комитета).

  • 2. Оценка качества питьевой воды и питания учащихся в школе : экспертируется пищеблок школы и система питания школьников разных классов в период нахождения в школе. Для оценки используются критерии и нормативы СанПиНа, современные представления о принципах ЗОЖ и рационального питания (проводится комиссией, включающей школьного врача, представителей администрации школы, службы Госсанэпиднадзора и родительского комитета школы).
  • 3. Оценка физической активности школьников в период их пребывания в школе : экспортируются уроки физкультуры, условия для проявления физической активности учащихся на переменах и во внеурочное время, проведение физкультминуток и физкультпауз, а также комплексные оздоровительные программы и мероприятия по закаливанию (используются специальные тесты, критерии, определяющие оптимальные нормы нагрузки и т.д. В экспертную комиссию включаются представители администрации, родительского комитета, учитель физкультуры, школьный врач).
  • 4. Оценка показателей здоровъесбережения при проведении урока: определяются влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние школьников, их утомляемость, стрес- сированность в течение урока, проведение уроков в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий и т.д. (используются оценки самих учащихся и их родителей; наблюдения представителей администрации и педагогического коллектива школы, психологов, представителей родительского комитета).
  • 5. Оценка соответствия организации образовательного процесса принципам здоровьесберегающих технологий: экспертная оценка учебного расписания, предельных нагрузок на учащихся и т.д. (проводится завучем, другими представителями администрации и педагогического коллектива школы).
  • 6. Оценка психологического климата в школе: анализируется психологический климат в школе в целом, отдельно в каждом классе и в педагогическом коллективе школы, т.е. в различных малых группах (проводится школьными психологами совместно с представителями администрации и педагогического коллектива с использованием социально-психологических методов).
  • 7. Оценка экологического климата территории школы (проводится с привлечением учителей биологии, экологов, представителей Госсанэпиднадзора и других специалистов, с учетом данных районной экологической комиссии).
  • 8. Оценка показателей заболеваемости школьников и педагогов (проводится с привлечением медицинских работников на основе анализа имеющихся в школе и районных медицинских учреждениях медико-статистических данных, проведения специальных медико-социологических исследований).
  • 9. Оценка уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья (проводится с использованием тестовых материалов. Со школьниками - классными руководителями, преподавателями биологии, ОБЖ; с учителями - представителями администрации школы, преподавателями институтов повышения квалификации).

Важным в этом направлении является создание в образовательном учреждении оптимальной (безопасной и здоровьесберегающей) среды жизнедеятельности.

Злоровьесберегающая среда ОУ - это совокупность условий, организуемых администрацией школы, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников, создания оптимальных условий деятельности участников образовательного процесса.

Здоровьесберегающая среда является важным фактором успешной реализации целей и задач учебно-воспитательной работы в ОУ, и позволяет минимизировать отрицательные социальные, биологические, психолого-педагогические влияния в школьной среде. Можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей и безопасной среды в ОУ.

  • 1. Здоровьесберегающая и безопасная инфраструктура, обеспечивающая нормативные санитарно-гигиенические условия питания, воспитания и обучения (в каких-то случаях проживания) учащихся.
  • 2. Здоровьесберегающие технологии в учебно- воспитательном процессе: рациональная организация учебно- воспитательного процесса, гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.
  • 3. Условия для активного отдыха учеников, занятий физической культурой и спортом.
  • 4. Система комплексного профилактического медицинского обслуживания учащихся. Осуществление медикофизиологического, социологического и психолого- педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса.
  • 5. Система профилактики курения и употребления алкоголя в здании ОУ.

В настоящее время специалисты (Н. К. Смирнов, 2002) включают в понятие здоровьесберегающей среды также и виде- экологичсский, вербальный, эмоционально-поведенческий, культурологический и другие компоненты, обеспечение которых входит в сферу профессиональной деятельности педагогического состава.

Экологическое подпространство связано с воздействием всей совокупности средовых факторов, воздействующих в школе на учащихся и педагогов; гигиенические факторы, характеристики и степень воздействия которых регламентированы в Сан- ПиН; субъекты педагогического процесса; воздушная среда; ви- деоэкологическая составляющая.

Так, воздействие воздушной среды на учащихся и педагогов не ограничивается теми сторонами, которые регламентированы СаиПиН - они известны и приводятся и соответствие с требованиями путем поддержания комфортной температуры и регулярного проветривания помещения класса. Влияние на здоровье и настроение учащихся оказывают запахи растений. В связи с этим, выращивание и классах школ комнатных растений целесообразно и связано с задачами сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса. Растения дарят людям кислород, поглощают вредные вещества. Кроме этого, растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт. Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

При этом, отбирая для класса растения, прежде всего цветы, необходимо соблюдать следующие условия: запах растений не должен быть очень сильным; присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся.

Кроме этого, необходимо отметить, что, выращивая в классе цветы, ухаживая за растениями на пришкольном участке, школьники приучаются к бережному отношению к растениям, ко всему живому, что оказывает действие на формирование экологической культуры.

Другим элементом экологического подпространства школы является его видеоэкологическая составляющая. Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее - на телесную организацию человека и его здоровье - зрительных образов той среды, в которой человек находится. Современная архитектура в большинстве случаев своим видом создает особую, агрессивную видимую среду. Как известно, однообразные по геометрическим формам архитектурные конструкции оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. Агрессивная видимая среда - это окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов. В такой среде невозможно отделить один зрительный элемент от другого, возникает эффект «ряби в глазах», и отсюда- усталость, раздражительность, агрессивность. Агрессивная видимая среда таит в себе угрозу безопасности, так как провоцирует человека на агрессивные действия.

Наоборот, разнообразие форм и линий, комбинации различных геометрических фигур способствуют более высокой работоспособности, лучшему настроению. Сходные закономерности отмечены в отношении цветовой гаммы. Однако эти закономерности почти не используются в оформлении интерьеров классов и школ, особенно расположенных в сельской местности. Для большинства школ характерно однообразное убранство классов, преобладание квадратно-прямоугольных фигур, унылая цветовая гамма - все это является фактором негативного влияния на психику учащихся. Отметим, что это влияние слабое, но тот факт, что школьники находятся в одном помещении длительное время, эффект постепенно аккумулируется. Необходимо каким-то образом нейтрализовать унылость интерьера, в частности, за счет использования наглядных пособий, картин, настенной росписи.

На западе широкое распространение при проектировании и строительстве образовательных учреждений получил социально ориентированный дизайн.

Социально ориентированный дизайн - это средовой, урбанистический, ландшафтный, интерьерный дизайн, направленный на улучшение жизни определенного сообщества (социальной группы) или трансформацию какого-то учреждения или территории.

Е. В. Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур МПГУ, выделила следующие характерные особенности социально ориентированного дизайна новых зданий современных европейских школ:

  • - обязательное применение цветных маркеров в оформлении лестничных маршей, рекреаций, холлов;
  • - социализация школьного здания для всех жителей микрорайона, где она расположена (детскую площадку, актовый зал, школьную библиотеку имеют возможность посещать все жители);
  • - организация свободных пространств школы таким образом, чтобы ученики могли общаться между собой, отдыхать, делать уроки;
  • - наличие зон комфорта и отдыха для учителей;
  • - наличие приватных мест для всех участников образовательного процесса;
  • - трансформируемость среды (подвижные перегородки, передвижные выставки, мягкие модули, передвижные книжные модули);
  • - персонализация пространства (наличие индивидуальных шкафчиков для всех учеников и учителей школы);
  • - формирование «открытых» школьных пространств (например, школьных библиотек, которые могут быть использованы для проведения уроков и мастер-классов, для кружковой работы и просто для подготовки к занятиям);
  • - наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т. д.);
  • - активное использование мобильного оборудования в классах;
  • - наличие условий для ведения здорового образа жизни учащимися. Все это позволяет детям и педагогам комфортнее чувствовать себя в здании образовательной организации, меньше утомляться и, как следствие, повышает эффективность учебного процесса.

Технологии социально ориентированного дизайна были применены в одной из школ Санкт-Петербурга . Дизайнерами было предложено использовать пространство библиотеки как место тишины, куда можно приходить во внеурочное время, чтобы читать, рисовать, делать уроки. В рекреациях установить тренажеры баланса, так как они компактные и их можно доставать при необходимости, повышая физическую активность учеников на переменах. Школьный музей сделать максимально открытым и доступным, чтобы помещения можно было использовать для проведения уроков и внеурочной деятельности. А коридоры станут платформой для творчества учеников, которые могут с помощью наклеивания пленки менять орнамент стен.

Эмоционально-поведенческое подпространство школы представлено совокупностью действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Как отмечает Н. К. Смирнов, характеристиками этого пространства служат:

  • - уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;
  • - эмоционально-психологический климат в школе в целом и в каждом классе в отдельности;
  • - эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе школы;
  • - стиль поведения учащихся и учителя на уроке;
  • - формы и характер поведения учащихся на переменах;
  • - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения.

В исследованиях психофизиологов доказано, что существуют тесные связи между характером напряжений различных групп мышц тела человека и ею работоспособностью, эмоциональным состоянием. При наблюдении за учащимся и педагогом, можно определить психологический диагноз состояния субъекта. Так, скованность движений, постоянство поз, состояние неуверенности являются свидетельством и одной из причин эмоционального дискомфорта. При существовании данных проявлений длительное время у ребенка развиваются стойкие патологические синдромы со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной системы и других органов.

Важным направлением в этом отношении является профилактика морального и физического насилия.

Вербальное подпространство характеризуется феноменами речевого поведения всех субъектов образовательного процесса - учителей и учащихся. Речь, являясь орудием мышления, может нести как созидательную, так и разрушительную функции.

Аудиозапись (видеозапись) речи учителя на уроке или внеклассном мероприятии может быть проанализирована на предмет оценки его вербального воздействия на психическое состояние и общее здоровье школьников. В качестве обобщенных критериев могут выступать: культура речи, четкость формулировок, последовательность и ясность изложения мысли, интонация, темп и пр.

Не вызывает сомнения тот факт, что от того, о чем и как говорит учитель, как он строит свою речь, во многом зависит нс только успешность школьника в овладении знаниями, но и состояние его здоровья, прежде всего психического.

Как отмечает Н. К. Смирнов, ученик, который часто использует ненормативную лексику, уже имеет определенные отклонения в области психического здоровья, он деградирует как личность. В связи с этим, в школе необходимо вести работу, направленную на чистоту речи учащихся, а также повышать речевую культуру школьников.

Культурологическое подпространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали многие философы и врачеватели прошлого. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттера- пия», «библиотерапия», «музыкотерапия» и т.п. Значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление школы являются образовательно-оздоравливаюицими формами работы, которые необходимо включать в учебно-воспитательный процесс школы.

Важным в этом направлении является гармонизация межэтнических и культурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в образовательной среде.

Здоровьесберегающая среда в ОУ является составляющей частью многоуровневой региональной социальнопедагогической системы, в которой низший уровень во взаимосвязях поглощается более высоким, образуя единую межсекторальную воспитательную систему. В соответствии с этим для формирования здоровьссберсгающей и безопасной среды в ОУ необходимо комплексированис деятельности всех служб и подразделений не только внутри образовательного учреждения, но и вне его.

Собственно названные подпространства (эмоциональноповеденческое и вербальное) образуют психологически безопасную среду ОУ.

Согласно концепции И. А. Баевой психологическая безопасность образовательной среды представляет собой состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Важным с точки зрения обеспечения социальной безопасности ОУ является гармонизация межэтнических и культурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в образовательной среде.

Толерантная образовательная среда характеризуется атмосферой ненасилия, поддержкой и толерантным взаимодействием, принятием субъектами друг друга независимо от различий, демократическим стилем руководства, и предусматривает формирование морально-правовой культуры жизнедеятельности и толерантного сознания, культуры толерантного общения и поведения, культуры самоутверждения и самореализации.

Отличием здоровьесберегающей среды от простого соблюдения требований СанПиНов заключается в том, что за выполнснисм требований СанПиНов следят медицинские работники и директор школы. Педагоги, а тем более учащиеся, лишь в редких случаях включаются в разрешение возникающих в этой связи проблем. В формировании же здоровьесберегающей среды участвуют все субъекты образовательного процесса - и учителя, и школьники. Данный процесс носит творческий, раскрепощенный характер, ориентированный не на нормативы, а на актуальные интересы охраны и укрепления здоровья учащихся.

Елена Климентова
Здоровьесберегающая среда в ДОУ

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В этом деле нет мелочей.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья , на создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья . Дети испытывают "двигательный дефицит”, то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий (проведение анкетирования, и их внедрение в воспитательный процесс.

Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения ; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

Работа по физическому воспитанию в детском саду строится на основе диагностики, которую проводит руководитель по физическому воспитанию с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми.

Оздоровительная программа в нашем детском саду реализуется по нескольким разделам, а именно : дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, самомассаж, гимнастика после сна, биоэнергетическая гимнастика, упражнения детской йоги, закаливающие мероприятия (ходьба по массажным дорожкам, обширное умывание, контрастное закаливание, релаксационные упражнения.

Программа по оздоровлению создавалась на основе изученного раннее материала по данной теме. В нашем детском саду по инициативе заведующей подготовила и раздала по группам оздоровительные мероприятия , которые можно было применять в режиме дня. Каждые три месяца я пополняла и обновляла этот материал. Когда его стало много, появилась необходимость систематизировать все это в программу «Расти здоровым » . Разделы, которые вошли в нее, перечислены выше. Использование различных методик позволяет использовать в работе как традиционные методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей .

Более всего хотелось бы коснуться вопроса закаливания, так как именно оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка. Оно проводится на положительном эмоциональном фоне. Постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий :

Правильная организация прогулки и ее длительность;

Сон в трусиках;

Бодрящая и дыхательная гимнастика после сна;

Ходьба по массажным коврикам;

Переступание из таза с холодной водой в таз с теплой, вода подсоленная;

Полоскание горла слегка подсоленной водой;

Обширное умывание (мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди) .

Хождение босиком летом по спортивной площадке;

Обливание ног летом;

Гимнастика после сна на улице с элементами самомассажа (летом) ;

Использование элементов психогимнастики : релаксационные упражнения в режиме дня;

Использование элементов психогимнастики на занятиях в ДОУ;

Дозированный оздоровительный бег на воздухе ;

В комплексной системе мер по укреплению здоровья детей следует отметить использование упражнений с элементами восточной гимнастики Йога в детском саду помогает детям лучше приспосабливаться к условиям жизни, чувствовать себя более уверенно и, конечно же, укрепляет здоровье . Детская йога помогает развить координацию, гибкость, укрепить внутренние органы и улучшить общее состояние детям любого возраста. Йога для детей способствует развитию спокойствия, концентрации и эмоционального равновесия у детей и подростков. Позы животных и комплексы упражнений с интересными историями помогут развить концентрацию у дошкольников. Предлагая детям познакомиться с системой йоги в веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети в возрасте от 6 лет и старше могут направить свою естественную энергию на укрепление здоровья : упражнения помогут развить естественную гибкость, способность к концентрации, хорошую осанку и координацию движений. Детям очень нравятся эти упражнения и они с удовольствием их выполняют.

Аэробика – это выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, выполняемых под музыкальное сопровождение, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс. Занятия оздоровительной аэробикой стимулируют работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем, развивают не только координационных способностей детей, но и ловкости, гибкости, пластичности, красоты и точности движений. Проект включает в себя комплексы упражнений с предметами и без предметов для развития координации.

К концу года обучения воспитанники получили комплекс знаний по оздоровительной аэробике , предусмотренных проектом, а так же умеют регулировать нагрузку. В проект были включены дети подготовительной к школе группы. К основным способам проверки приобретенных знаний и умений можно отнести проверочные работы по разным разделам проекта. Важными способами проверки знаний и умений являются мастер-классы, открытые занятия и различные мероприятия, где обучающиеся показывают на практике все, чему обучились в течение года. Разученные комплексы мы включали в праздники и развлечения.

Работе по профилактике плоскостопия в детском саду также уделяется повышенное внимание. На физкультурных занятиях используются различные методы и приемы для работы с детьми в этом направлении. Аэробика на мешочках с песком один из многих видов работы по профилактике плоскостопия (открытое занятие) .

В заключение всего вышесказанного хочется сказать. Что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми .

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что представленный материал вызовет у вас интерес и будет полезен в практической работе.