Золотые стандарты учителя иностранных языков. Практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка

НОВЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

для учителей иностранного языка

Учитель иностранного языка

Илюшкина И.А.

2016г.

С принятие нового профессионального стандарта изменятся подходы к педагогическому образованию. Согласно новому профессиональному стандарту, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование, уметь анализировать и планировать уроки, организовывать экскурсии, поддерживать деловую дружелюбную атмосферу в детском коллективе, объективно оценивать знания учащихся, защищать их интересы и достоинства.

Также новый стандарт предполагает, что каждый школьный учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, владеть методикой обучения детей-мигрантов, одаренных учеников, а также социально запущенных детей и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. По новому стандарту учитель также должен уметь работать с обучающимися разных возрастных категорий и прекрасно владеть компьютером (разбираться в социальных сетях, вести уроки по скайпу, проводить презентации и видеоконференции).

По мнению экспертов, далеко не все учителя могут соответствовать требованиям профессионального стандарта. Необходимо сделать так, чтобы из педагогических институтов выходили уже профессиональные учителя.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА:

Мобильность

Самостоятельность в принятии решений

Готовность к переменам

Способность к нестандартной деятельности

4 БЛОКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

1) методическая

2) психолого-педагогическая

3) коммуникативная

4)проектно-исследовательская

Существует необходимость наполнения профессионального стандарта новыми компетенциями:

1. Работа с одаренными детьми;

2. Работа в условиях инклюзивного образования;

3. Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;

4. Работа с девиантными, зависимыми, социально-уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.

СТРУКТУРА СТАНДАРТА:

Инвариант - знание предмета, владение информационными технологиями.

Вариативная часть – новые профессиональные компетенции.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА:

1) Обучение

2) Воспитание

3) Развитие

Эти три компонента образуют неразрывную связь, зависят один от другого в современных условиях нового профессионального стандарта.

Наибольшую заинтересованность вызывает аспект «Развитие»:

1. Приятие разных детей, независимо от их поведения, психического и физического состояния. Данный пункт является весьма спорным на мой взгляд, так как современная школа (особенно в лице обучающихся) не подготовлена к подобного рода лояльности, а также недопустимо попустительство в плане поведения, так как это приведет к ухудшению общей ситуации в классе (эффект цепной реакции).

2. Оказание помощи является и всегда являлось неотъемлемой частью любого учебного процесса. Важно создать плотное взаимодействие в системе ученик- ученик, ученик-учитель.

3. Взаимодействие с психологом и медиками. В современной школе педагог- психолог очень важный специалист, помогающий решить различные вопросы, связанные с воспитанием, внутренним состоянием ребенка. Именно психолог способен верно направить участников процесса обучения и найти общий язык с «трудными» детьми.

4. Программа индивидуального развития затруднена, так как школа является учреждением массового обучения, и зачастую у учителя просто не хватает времени, чтобы уделить внимание каждому, отслеживать динамику развития каждого ребенка также проблематично.

5. Защита того, кого не принимают в классе. Ребенок-изгой не способен стать полноценным членом общества, а его психоэмоциональное состояние может негативно сказываться на учебе. Задача учителя помочь такому ученику влиться в коллектив, наладить отношение со сверстниками. Зачастую положительное отношение взрослого способно возвысить ребёнка-изгоя в глазах одноклассников и изменить их отношение в лучшую сторону.

6. Безопасная среда, комфорт. Ситуация, складывающаяся на сегодняшний день в стране и мире, заставляет уделять особое внимание безопасности не только фактической, но и виртуальной. В современной школе регулярно поводятся тренировки по экстренной эвакуации. Задачей учителя является предостережение учащихся от угроз виртуального мира. Что касается комфортных условий обучения, то это не всегда зависит от учителя напрямую. Например, существует проблема нехватки кабинетов, и учитель вынужден вести уроки в непрофильном помещении, переходить из кабинета в кабинет. Также учебные классы не всегда имеют необходимое оборудование. Существует проблема переполненных групп, неравномерного распределения обучающихся по группам иностранного языка (при делении на английский и какой-либо другой язык, например, французский или немецкий).

7. Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебного процесса. Оно помогает раскрыть способности ребёнка или развить их. Сейчас без доп. образования не обходится ни одна школа.

Как мы могли заметить аспект «развитие» это очень важный компонент нового педагогического стандарта, хотя некоторые его пункты всё же являются достаточно спорными и вызывают ряд вопросов. Они заставляют изменить подход к обучению в целом не только педагогов, но и администрации школы.


« Применение ФГОС в работе учителя иностранного языка».

С сентября 2012 года во 2-х классах началось обучение иностранному языку по новому стандарту. Иностранный язык «наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций»

Введение нового стандарта общего образования в практику работы школ означает, что наши учащиеся за годы обучения в старшей школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по иностранному языку, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя», - писал Элберт Хаббард, американский писатель и философ. Эти слова хорошо отражают суть работы современного учителя.

Планируется ввести обязательное обучение по ФГОС:

на ступени основного общего образования с 2015-2016 учебного года;

на ступени среднего (полного) общего образования с 2020-2021 учебного года.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих Стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах, начиная с 2012-2013 учебного года, и в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.

Поэтому задача учителей основательно изучать все положения ФГОС и начинать поэтапно применять их на практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокуп-ность требований, обязательных для исполнения при реализации основной образовательной программы, в том числе, включает в себя государственные требования к материально-техническим и иным условиям её реализации.

Стандарт предъявляет новые требования к материально-техническому и информационному оснащению образовательного процесса. Согласно новому стандарту предусматривается активное использование участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий.

Это требует существенных изменений в оборудовании рабочего места учителя и всего учебного помещения, а также постоянного применения учителем английского языка на уроках электронных образовательных ресурсов. Электронные образовательные ресурсы являются средствами современных информационных технологий. Их основными качествами являются: получение информации, практические занятия, контроль учебных достижений. В нашей школе наряду с книгами, печатным раздаточным материалом учителя английского языка широко используют медиа-материалы, которые позволяют проводить интересные и эффективные занятия.

Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося .

Введение ФГОС общего образования также требует, чтобы учителя английского языка имели иной уровень квалификации, были готовы к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, чтобы они реализовали требования ФГОС и достигали освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС.

Системно-деятельностный подход предполагает:

Воспитание и развитие качеств личности

Переход к стратегии социального проектирования

Ориентацию на результаты образования

Признание решающей роли содержания образования

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Обеспечение преемственности образования

Разнообразие организационных форм

Гарантированность достижения планируемых результатов

К основным понятиям и требованиям ФГОС относятся:

а) (УУД) Универсальные учебные действия

б) Участники образовательного процесса и общественный договор;

в) Социальное проектирование и конструирование педагогической деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся;

г) Гражданская идентичность младших школьников;

д) Системно-деятельностный подход

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)

ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном. Кроме того у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий:

    Личностные

    Регулятивные

    Познавательные

    Коммуникативные

Личностные УУД – это:

Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

Морально-этическая ориентация (на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)

Регулятивные УУД – это:

Управление своей деятельностью

Контроль и коррекция

Инициативность и самостоятельность

Познавательные УУД - это:

Работа с информацией

Работа с учебными моделями

Использование знако-символических средств, общих схем решения

Выполнение логических операций

Сравнения,

Анализа,

Обобщения,

Классификации,

Установления аналогий

Подведения под понятие

Под коммуникативными действиями подразумеваются:

Планирование учебного сотрудничества

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Управление поведением партнёра

Контроль, коррекция, оценка собственных действий

Умение выражать свои мысли

Предъявляются следующие требования к овладению УУД

по английскому языку:

1.Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка

2.Освоение начальных лингвистических представлений, расширение лингвистического кругозора

3.Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка

Сегодня иноязычное образование переживает сложный момент. Нашей стране в период модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, свободно владеющие одним или несколькими иностранными языками. Внедрение наиболее эффективных методов обучения и вовлечение всех обучающихся в творческую деятельность могут раскрыть внутренние резервы учебного процесса, да и самой личности учащегося.

Согласно статьи 47 Закона об образовании 2012 год меняется правовой статус педагогических работников. Прежде педагог являлся частью государственной системы образования и от его качества зависело качество работы системы образования. Подготовка педагога являлась задачей государства.

То теперь педагог является самостоятельным заявителем на реализацию государственного и общественного заказа в образовании и его соответствие качеству этого заказа становится его личной проблемой.

Школы теперь должны проходить аккредитации в целях проверки качества образования. А учителя английского языка для этой цели должны составлять рабочие программы, вести портфолио учителя, на персональные сайты учителей, где они выкладывают свои методические материалы в помощь учителям и учащимся, конспекты, задания для учащихся. Таким образом, современный учитель английского языка должен использовать в своей работе

элементы дистанционный поддержки обучения (иметь на сайте тесты, виртуальные уроки, материалы для самообразования).

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № N 3266-1 в статье 32 говорит о компетенции и ответственности образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой Федерального собрания РФ 21.12.2012) в статье 28 определяет компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации. В пункте 7 говорится о

разработке и утверждении образовательных программ образовательной организации

Что же говорит ФГОС основного общего образования о рабочих программах учебных предметов? В пункте 18 определены требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования. Согласно этого документа планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования должны являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

Что такое рабочая программа? Каковы ее цели и задачи?

Рабочая программа – документ, разрабатываемый образовательным учреждением.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи рабочей программы – определение объёма содержания, методических подходов, порядка изучения учебной дисциплины с учётом особенностей учебного процесса ОУ и контингента учащихся в текущем учебном году.

Существуют примерные программы по английскому языку для учебников разных авторов, на которые учителя английского языка могут ориентироваться.

Примерная учебная программа – документ, рекомендательного характера, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения.

Учителя также вправе написать собственную авторскую программу.

Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов.

Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа должна отвечать на три вопроса:

    Зачем? Цели-результаты образования – структурированные ключевые и предметные компетентности школьника, личностные, метапредметные и предметные результаты с учетом специфики учебного предмета.

    Что? Содержание учебного материала, его структурированный образ для решения задач разного типа. Дидактические единицы содержания обучения и логика усвоения учебного материала в контексте деятельности.

    Как? Виды деятельности учащихся при работе с учебным материалом для достижения образовательных целей-результатов, диагностические материалы.

Рабочая программа имеет следующие основные функции:

    Нормативная: контроль прохождения программы, контрольные и иные работы.

    Информационная.

    Методическая: методы, технологии, личностные, предметные, метапредметные результаты.

    Организационная: формы взаимодействия, средства обучения.

    Планирующая: требования к выпускнику, к итоговой аттестации.

Примерное содержание рабочей программы следующее:

Титульный лист

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план

Содержание рабочей программы

Календарно-тематическое планирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контроль уровня обучения (пакет контрольно-измерительных материалов )

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся (критерии оценивания уровня подготовки учащихся)

Ресурсное обеспечение программы

Важную роль при составлении программы играют результаты освоения учебного предмета

Они представляют собой целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента (диагностичных).

Данный перечень целей-результатов обучения включает личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы учебного курса по годам обучения и в целом.

Основанием для выделения требований к уровню подготовки учащихся выступает ФГОС, примерная основная образовательная программа и примерная программа учебного предмета, на базе которой разрабатывается рабочая программа.

Результаты освоения учебного предмета должны:

Описываться через действия учащихся («научиться» и «получить возможность научиться»);

Обозначать определенный уровень достижений;

Быть достижимыми и подлежащими оценке;

Описываться понятным для учащихся языком.

Учебно-методическим и материально-техническим обеспечением программы являются:

    Библиотечный фонд (нормативные документы, программы, учебники, учебные пособия, научная, научно-популярная литература, справочные пособия, методические пособия для учителя)

    Печатные пособия (таблицы по предмету, портреты и др.)

    Информационные средства (мультимедийные обучающие программы, электронные учебники, электронные базы данных и др.)

    Технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.)

Таким образом, современный учитель английского языка в соответствии с требованиями ФГОС должен:

Осваивать содержания иноязычного образования в новых условиях;

Включать в образовательный процесс продуктивных форм, способов изучения иностранного языка, здоровьесберегающих технологий, обеспечивать овладение ИЯ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе одаренных и талантливых детей;

Формировать целостное иноязычное образовательное пространство в единстве урочной и внеурочной деятельности;

Формировать универсальные учебные действия: личностные, метапредметные и предметные компетенции в условиях личностно-смыслового, системно-деятельностного подходов обучения ИЯ;

Осваивать новые технологии системно-деятельностного подхода, диагностировать и оценивать новые образовательные результаты,

Организовывать образовательный процесс, нацеленный на достижение планируемых результатов.

Многомерные профессиональные компетенции учителя

иностранного языка в условиях перехода на новые стандарты ФГОС.

В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наща новая школа», в связи с переходом школы на федеральные государственные стандарты нового поколения, раскрытие личностного потенциала детей, воспитание в них интереса к учёбе и знаниям, их подготовка к профессиональной деятельности стали приоритетными задачами образования. Процесс развития личности ученика не может осуществляться в отрыве от развития личности самого учителя. Многомерность и многофункциональность профессиональных компетенций педагогических работников влечет за собой предъявление особых требований к личности учителя. В основу системы формирования компетентности учителя положены профессиональный стандарт педагогической деятельности и педагогические компетенции.

К компетенциям, обеспечивающим успешное решение профессиональных задач, относятся цели и задачи педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности, обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений, организация учебной деятельности.

Новые стандарты ставят во главу образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике и развитое критическое мышление учеников являются главным показателем успеха учителя. Во многом этот успех зависит от выбора учебно-методических комплектов. Комплексное сочетание УМК с эффективными средствами обучения позволяет создать новую учебную среду, обеспечивающую высокое качество подготовки учащихся не только по предмету, но и на уровне межпредметных и надпредметных связей. Реализуя новый стандарт, учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным на следующих ступенях образования. Новый подход требует кропотливой работы учителя над собой.

Повышение уровня квалификации современного учителя заключается в перестраивании уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности, изменение мотивационных установок или придание им нового смысла, изменение профессиональных самооценок, овладение новыми приёмами профессионального мышления.

Но, к сожалению, задачи на перестройку школьные учителя часто не принимают по причине сложившихся устойчивых стереотипов мышления и уверенности в том, что их способ верен и соответствует нормам методики преподавания. Сегодня в школе мы наблюдаем как традиционные, укоренившиеся десятилетиями формы обмена опытом, так и изменившиеся подходы к преподаванию иностранного языка, новые цели и задачи, новые программы и учебники. Перестраивание сущности профессиональной деятельности возможно при условии организации профессиональной переподготовки учителя, которая стимулировала бы его развитие. Несмотря на разный уровень методического мастерства учительского состава школы, эффективно тесное взаимосотрудничество опытных и начинающих учителей, успешно сочетающих основы традиционной отечественной педагогики и новые технологии, методы и приемы. Наличие сплоченной команды учителей является залогом успеха в своей конечной цели.

Новой школе нужен новый учитель. Профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования и самообразования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. Современный учитель может полностью реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения целей обучения, организовать эффективное учебное сотрудничество и педагогическое общение, только осознав свои профессионально-личностные качества и желая их совершенствовать. Деятельность учителя, основанная на самопознании и самоанализе, является способом саморазвития. Это означает, что весь процесс формирования самообразовательной компетентности нацелен на такие качества как «квалификация», «инновационность», «мобильность», «успешность», «продуктивность» и «репрезентативность», то есть многомерность личности современного учителя и его профессиональных качеств личности.

Профессиональная компетенция реализуется через психолого-педагогическую, методическую, коммуникативную, филологическую, общекультурную, информационную, социальную и управленческую компетенции. Многомерные профессиональные компетенции учителя иностранного языка выражают единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности в условиях введения стандартов второго поколения.

Учитель иностранного языка, обладая всеми качествами, присущими учителю любой другой учебной дисциплины в школе, определяется еще и специфическими чертами: умением найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Более того, учитель иностранного языка, будучи партнером общения, должен быть, заинтересован в процессе и результате этого общения.

Таким образом, самоанализ педагогической деятельности, планомерная работа учителя по перестройке собственного мышления, умение вести несколько видов деятельности одновременно, умелое применение традиционных и инновационных методов обучения и воспитания на уроках, безупречное владение информационными компьютерными технологиями, потребность в постоянном самообразовании и готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, способность интегрировать различные направления - являются составляющими многомерности профессиональных компетенций учителя иностранного языка, внедряющего новые стандарты и решают задачи современной школы в рамках имеющих место координальных перемен в системе российского образования.

Список используемой литературы:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Баранников А. В. Самообразование и компетентностный подход - качественный ресурс образования: Теория и практика. М.: Московский центр качества образования, 2009. С.60.

3. Блинов, В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / В. И. Блинов. - М.: АРКТИ, 2007. - 132 с.

4. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М. 2010.-С.8.

5. Николаева Г.Д. Современный учитель.// Николаева Галина Дмитриевна.- 2012. - http://nikolaeva- uchitel.ru .

6. Сивкова С. И. Повышение профессиональной компетенции учителей иностранных языков учитель английского языка.//Фестиваль педагогических идей: Преподавание иностранных языков.-2011. - http://festival.1september.ru/articles/214054/ .

7. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.

8. Юсупова Н.В. Освоение стандартов нового поколения как условие повышения качества образования по английскому языку.// Социальная сеть работников образования. nsportal.ru.

Исходя из проанализированного выше материала касательно роли учителя иностранного языка и современных требований нового образовательного стандарта, мы можем предложить следующие практические рекомендации по реализации роли учителя иностранного языка:

  • 1. При разработке урока учителю необходимо осмыслять его как элемент системы обучения иностранному языку, как новый этап достижения главной цели. Проектирование урока следует начинать с определения роли данного урока в структуре изучения темы, раздела, курса.
  • 2. На начальном этапе проектирования урока учителю следует поставить четкую цель, сформулированную таким образом, чтобы она была легко диагностируема, а ее достижение проверяемо в конце урока.
  • 3. Учитель должен уметь правильно применять личностно-ориентированный и деятельностный подход, используя свои творческие способности, создать ситуацию, в которой ученик в классе сумеет сформулировать собственную цель относительно заданной темы урока, выбрать подходящий для себя темп освоения материала и способы работы. Практически во всех темах школьного курса иностранного языка (Семья, Друзья, Природа, Путешествия и т.д.) заложен огромный личностный потенциал. Учителю остается помочь детям найти свой ракурс заданной темы обсуждения, свою проблему, которую он посчитал бы нужным решить в рамках темы.
  • 4. Для того, чтобы заинтересовать учеников, и погрузить их в атмосферу решения реальных ситуаций и проблем с помощью использования языкового опыта, учителю следует строить свой урок на решении реальных, не выдуманных, не устаревших задач и проблем. Большинство предложенных школам УМК (Универсальный методический комплект) предлагает ученикам решать несколько устаревшие проблемы, взгляды на которые со временем изменились, поставленные в темах задачи ныне являются неактуальными. Следовательно, оторванные от современной действительности статьи, аудиоматериалы, тексты не вызывают учащихся на диалог, не вызывают желание обсудить проблему, найти путь решения. Современный учитель может и должен бороться с данной ситуацией, находя решение в использовании современных технологий. Благодаря, в основном, сети Интернет, можно найти и применить в обучении свежие статьи из англоязычных газет, аудиозаписи популярных песен, интервью с известными личностями, видеоматериалы реальных событий. Кроме того, Интернет позволяет начать общение, переписку, либо реальный разговор с помощью веб-аппаратуры с иностранными школьниками по интересам. Исходя из вышеперечисленного, можно уверенно сказать, что использование современных информационных технологий обеспечит повышение мотивации учащихся в изучении иностранного языка.
  • 5. Полагаясь на коммуникативную направленность процесса обучения иностранному языку, учителю рекомендуется использовать все многообразие форм организации образовательного процесса. Для создания актуальных на конкретном этапе урока ситуаций общения, а также в зависимости от характера решаемых задач, учитель может организовать ролевую игру, театрализованную постанову, проектную презентацию, викторину. Максимально приближенная к действительности ситуация общения, помогут учащимся находить и использовать различные способы решения языковых задач с наибольшей мотивацией к деятельности. В дополнение, учитель может содействовать выпуску информационных газет на английском языке, организации праздников, конкурсов песен и чтецов, а также научно-исследовательских конференций. Используя творческий подход и организаторские навыки, учителю следует направлять детей к самостоятельности, раскрытию личностного потенциала, инициативности и ответственности.
  • 6. Учителю важно непосредственно принимать участия в процессе общения, быть открытым и искренним с учениками в процессе обсуждения той или иной проблемы. Быть равноправным участником диалога, уметь отстаять свою точку зрения, выслушать и принять точку зрения учащегося, не отстраняясь от ситуации общения. В результате ученики будут иметь более ясное представление о теме обсуждения, в большей мере ощущая ее реальность и актуальность. Не стоит наблюдать со стороны, следует быть активным участником ситуации, показывать собственный пример инициативности, бросать ученикам вызов.
  • 7. Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков учащихся, не следует опасаться использовать нетрадиционные виды и формы уроков, которые могут способствовать поддержанию плодотворной и эффективной деятельности учеников. Нестандартные уроки включает в себя все разнообразие форм деятельности и методов обучения, особенно таких, как исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, конспектное изучение материала. Применяя нетрадиционные уроки в образовательном процессе, учитель способствует снятию напряжения у детей, оживления их мышления, а также повышения интереса к предмету в целом.

Рассмотрим возможные виды нестандартных уроков:

  • 1. Урок-игра. Не следует заменять обучение игрой, стоит попробовать синтезировать игру и труд. На таком уроке создается неформальная атмосфера, игра развивает интеллектуальные и эмоциональные способности учащихся. Учебная цель является игровой задачей, урок подчинен правилам игры, у учащихся наблюдается повышенный интерес к теме изучения.
  • 2. Урок-сказка, Урок-путешествие. Данный урок основывается на развитие детской фантазии, базируется на основе народной или литерной сказки, либо сочиняется учителем. Форма сказки близка и интересна детям, особенно, младшего школьного возраста.
  • 3. Урок-состязание. Данный вид урока может быть полностью составлен учителем, либо иметь под собой основу популярного телевезионного соревнования. Викторины позволяют в хорошем темпе провести контроль практических и теоретических знаний учащихся по выбранной теме.
  • 4. Уроки, основанные на имитации деятельности каких-либо учреждений или организаций. Например, Урок-суд, Урок-аукцион, Урок-интервью, Урок-исследование, Урок-репортаж, Урок-экскурсия и так далее. Учащимся требуется решить задания с помощью их творческого потенциала, решением проблемно-поисковых задач. Предложенные уроки предлагают примерить на себя ту или иную профессию, неся профориентационный уклон, а также, развивают артистизм учеников и неординарность мышления.
  • 5. Урок-спектакль. Для совершенствования фонетических навыков учащихся, создания коммуникативной, творческой, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка к такому уроку, развивает индивидуальные способности учащихся, активизирует их речевые и мыслительные способности, мотивирует на чтение литературы, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также, активизирует знания лексики и способствует ее укреплению.

Выводы по второй главе

Исходя из полученных результатов исследования практической реализации роли учителя иностранного языка, можно сделать следующие выводы:

Новый федеральный образовательный стандарт предъявляет четкие требования к результатам обучения и призывает взглянуть на современный урок по-новому, воплощая творческие идеи учителя и ученика.

Исходя из этого, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, который развивает, побуждает, приобщает, рекомендует и направляет ребенка. Используя личностно-ориентированный подход, учитель нацелен на развитие у учащихся способности к объективной самооценке рефлексии.

Учитель иностранного языка должен суметь спроектировать урок в рамках ФГОС, сумев успешно сочетать классическую структуру урока с активным использованием творческих наработок, в новом ключе применяя традиционные приемы и методы наряду с современными технологиями, направляя данную деятельность на решение современных образовательных задач.

Применение проектной деятельности является важнейшим методом работы с учащимися в рамках нового стандарта, ее реализация способствует включению учащихся в межкультурный диалог, а также, мотивации на самостоятельность, инициативность, ответственность, развитие творческих навыков.

Кроме того, проектная деятельность требует от педагога создание условий для расширения познавательных процессов и интересов учеников, возможности их самообразования и практических применений знаний и опыта.

Учителю важно создавать позитивную мотивацию, особенное настроение в классе, настраивать учеников на получение удовольствие от образовательного процесса и проектной деятельности в частности, а также вместе с детьми радоваться достигнутым результатам и успехам.

Применение приведенных выше рекомендаций для практической реализации роли учителя иностранного языка, составленных на основе проведенного исследования, должно способствовать поддержанию интереса обучающихся к изучаемому предмету, повышению их мотивации, развитию ключевых компетенций, что, соответственно, направленно на формирование личности, способной с наибольшей успешностью и комфортностью занимать свое место в современном обществе и вести активную деятельность.

образование учитель иностранный преподавание

1

Статья посвящена исследованию ряда вопросов, связанных с формированием компетенций преподавателей английского языка в связи с внедрением профессионального стандарта педагога. Проанализирована структура профессионального стандарта, выделены основные компетенции, необходимые преподавателям английского языка. Рассмотрена возможность использования профессиональных экзаменов Кембриджского университета – ТКТ (тест по методике преподавания английского языка), CELTA (сертификат в области преподавания английского языка как иностранного) и DELTA (диплом преподавателя английского языка, работающего со взрослой аудиторией) в качестве эффективного средства для качественного формирования выявленных на основе профессионального стандарта компетенций. Подробно представлены уровни, форматы, структура и содержание данных экзаменов, а также ключевые компетенции, формируемые в процессе обучения по данным программам, которые в полной мере отвечают требованиям профессионального стандарта и способствуют дальнейшему профессиональному развитию преподавателей английского языка.

профессиональный стандарт педагога

компетенция

международные экзамены

профессиональное развитие

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014г. №1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №554н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201502200044 (дата обращения: 20.09.2017).

2. Кузьминов Я.И., Матросов В.П., Шадриков В.Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности /Я.И. Кузьминов, В.П. Матросов, В.Д. Шадриков // Вестник образования. – 2007. – № 4. – С.20–34.

3. Мандель Б.Р. Современные и традиционные технологии педагогического мастерства: учебное пособие для магистрантов / Б.Р. Мандель. – М.; Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 260 с.

4. Ямбург Е.А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога? / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

5. Бюллетень о сфере образования. Реформа школьной системы образования (отечественный и зарубежный опыт). – Аналитический центр при правительстве Российской Федерации, Вып. 10, декабрь 2016. – 36 с.

6. Australian Professional Standards for Teachers. – Educational Service Australia, 2011. – 28 p.

7. «Как сделать профессию учителя – профессией будущего! Уроки со всего мира». Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2011. – 144 с.

8. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ug.ru/newstandards/6 (дата обращения: 20.09.2017).

В настоящее время в современном российском обществе наблюдается тенденция к выдвижению новых требований к системе образования, которая рассматривается как одна из важнейших составляющих экономического роста и благополучия нации, а также стабилизации социальной жизни страны. При этом в концепции по развитию и модернизации национального образования особое внимание уделяется вопросу качества российского образования и его соответствия мировым стандартам.

В этой связи следует отметить актуальность введения нового нормативно-правового документа - профессионального стандарта педагога, который был утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., № 544н. Первоначально данный стандарт планировалось принять к исполнению с 1 января 2015 года, однако впоследствии было решено перенести его введение на более поздний срок, обозначенный как 1 января 2017 года (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.12.2014 г. №115н) .

В.Д. Шадриков, один из создателей концепции профессионального стандарта педагога, разъясняя суть понятия профессионального стандарта, обращает внимание на следующее: «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности» .

Профессиональный стандарт педагога определяет новые требования к профессиональной компетентности педагога, выдвигаемые в ходе процесса модернизации и развития образования в стремительно меняющемся мире. Это неизбежно приводит к пересмотру и последующему изменению учебных программ подготовки специалистов - педагогов в ВУЗах, а также их дальнейшей переподготовки на базе центров повышения квалификации. Таким образом, стандарт становится ориентиром, который обозначает необходимость качественных изменений в процессе подготовки учителей.

Общеизвестно, что в среднем знания обновляются каждые 3-5 лет, при этом «считается, что ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должен владеть любой специалист» . Таким образом, следует отметить особую роль, которую занимает система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с учетом требований профессионального стандарта. Как справедливо считает один из создателей данного документа Е.А. Ямбург, «подготовка и переподготовка педагогов - главное условие перехода на новый профессиональный стандарт» . Введение нового стандарта педагога должно повлечь за собой изменения в программах повышения квалификации учителей, способствующих овладению определенными компетенциями для решения функциональных задач и восполнения определенных профессиональных дефицитов.

При этом дальнейшему совершенствованию учительского корпуса будет способствовать «формирование национальной системы учительского роста и реализация комплексной программы по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» .

Следует также отметить, что профессиональный стандарт мотивирует учителей на дальнейшее профессиональное развитие и самосовершенствование. Этому будет способствовать как переход на «эффективные контракты», так и широко обсуждаемая в настоящее время система возможного введения различных должностей для учительского состава, представленная от ассистента учителя до наставника и эксперта. Такие нововведения создадут условия и возможности для карьерного роста наиболее успешных и амбициозных представителей профессии.

В этой связи интересен опыт стандартизации в образовании западных стран, в которых стандартами также предусмотрено ранжирование в рамках профессиональной области. В структуре западных стандартов можно выделить от двух до четырех уровней педагогического мастерства.

Например, в Австралии присутствует следующее деление:

Базовый уровень (Graduate teachers) - имеют учителя с базовым педагогическим образованием;

Профессиональный уровень (Proficient teachers) - присуждается учителям, которые прошли аттестацию в соответствии с требованиями стандарта;

Учителя - лидеры (Lead teachers) - эксперты, достигшие высшей степени педагогического мастерства .

В Сингапуре учителю предоставляется возможность выбора трех вариантов развития карьеры:

Ведущий учитель (Master teacher);

Специалист по разработке учебных программ и проведению исследований (Specialist in Curriculumor Research);

Администратор (School leader) .

Профессиональный стандарт невозможен без развития профессиональных компетенций учителя. Рассмотрим основные компетенции, представленные в стандарте применительно к преподавателям иностранного языка. На основе анализа данного нормативного документа нами был выделен перечень общепедагогических компетенций, которыми должен владеть преподаватель иностранного языка.

Итак, в соответствии с требованиями стандарта учитель должен:

Определять оптимальные способы обучения и развития обучающихся;

Планировать специализированный образовательный процесс с учетом специфики состава обучающихся на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок;

Применять современные образовательные технологии;

Проводить занятия, используя достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий и методик обучения;

Планировать и проводить учебные занятия в соответствии с основной общеобразовательной программой;

Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, используя современные педагогические технологии компетентностного подхода, учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся .

Для качественного формирования выявленных на основе профессионального стандарта компетенций нам представляется возможным обратиться к международному опыту профессионального обучения преподавателей английского языка и соответственно рассмотреть узкоспециальные экзамены Кембриджского университета - TKT (тест по методике преподавания английского языка), CELTA (сертификат в области преподавания английского языка как иностранного) и DELTA (диплом преподавателя английского языка, работающего со взрослой аудиторией). При этом необходимо также отметить, что данные международные сертификационные экзамены по праву можно рассматривать как элемент внешнего аудита, заложенного в профессиональном стандарте, который проводится независимыми центрами аттестации, имеющими высококвалифицированных экспертов с высоким авторитетом в мировом профессиональном сообществе.

На современном этапе развития профессионального лингвистического образования требуются новые подходы к оцениванию качества подготовки учителей и реализации педагогической деятельности в соответствии с современными образовательными стандартами. В этой связи представляется актуальным обращение к международным квалификационным экзаменам, которые позволяют произвести валидное оценивание сформированности профессиональной компетенции преподавателей иностранного языка.

Особую важность уровень предметной и методической подготовки учителей иностранного языка приобретает в связи с введением основного государственного экзамена по английскому языку (ОГЭ) в 2020 году и обязательного экзамена по иностранному языку (ЕГЭ) в 2022 году, аналогичных по своему формату и структуре соответствующим зарубежным экзаменам, определяющих языковой уровень.

Рассмотрим уровни, форматы, структуру и содержание каждого из «трех китов» учительского профессионализма.

Экзамен для преподавателей английского языка ТКТ (The Teaching Knowledge Test) имеет теоретическую направленность и дает представление в полной мере о современной методической базе, необходимой для преподавания английского языка, а также проверяет знания этой методики. Цель экзамена - предоставить возможность преподавателю английского языка получить основную теоретическую базу для работы и последующего профессионального обучения.

Экзамен имеет модульную структуру и состоит из трех основных модулей:

Модуль 1 - «Система языка, основы теории изучения и преподавания языка» (Language and background to language learning and teaching);

Модуль 2 - «Планирование урока и использование дополнительных пособий, ресурсов и материалов» (Lesson planning and use of resources for language teaching);

Модуль 3 - «Ведение и ход урока» (Managing the teaching and learning process).

Каждый модуль состоит из 80 вопросов. Экзамен проводится в письменной форме, тип заданий - вопросы закрытого типа, ответы на которые проходят автоматическую обработку.

Преподаватели научатся различным приемам и методам обучения языку, смогут планировать уроки и структурировать их этапы в соответствии с поставленными целями и потребностями обучающихся, а также выбирать наиболее подходящие формы текущего и итогового контроля в соответствии с этапом и целями обучения определенной группы учащихся. Более того, учителя овладеют различными способами организации учебной деятельности на уроке с целью ее активизации, адаптивными технологиями, умением грамотно подобрать дополнительные пособия и материалы по курсу обучения.

Проанализировав учебный курс подготовки к экзамену ТКТ, мы приходим к заключению, что он обеспечивает должную методическую подготовку преподавателя английского языка в соответствии с современными требованиями.

Экзамены более продвинутого уровня CELTA и DELTA предполагают как владение глубокими теоретическими познаниями, так и умение эффективно применять их на практике. Подготовка к этим экзаменам включает в себя теоретический и практический курсы.

Квалификационный курс CELTA (Certificate of English Language Teaching to Speakers of Other Languages) на сегодняшний день является широко распространенной и признанной во всем мире начальной квалификацией преподавателя английского языка как иностранного. Каждый год более 10 000 человек во всем мире проходят обучение по этой программе.

Программа CELTA представляет собой интенсивный курс, в котором интегрированы теория и практика. Он знакомит слушателей с теорией и методикой преподавания английского языка, дает базовые принципы эффективной работы, предлагает практические варианты для решения различных ситуаций.

Учебная программа курса состоит из пяти разделов:

Раздел 1 - «Взаимодействие педагога и ученика в контексте методов и форм преподавания и обучения» (Learners and teachers and the teaching and learning context);

Раздел 2 - «Анализ языка и повышение уровня осведомлённости» (Language analysis and awareness);

Раздел 3 - «Основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо» (Language skills: reading, listening, speaking and writing);

Раздел 4 - «Планирование урока и подбор материалов и ресурсов для различных целей» (Planning and resources for different teaching contexts);

Раздел 5 - «Развитие педагогических умений и профессионализма» (Developing teaching skills and professionalism).

Таким образом, после успешного завершения курса CELTA преподаватели английского языка смогут:

Эффективно диагностировать уровень языковой компетентности обучающихся и планировать их дальнейшее обучение с учетом их индивидуальных потребностей;

Владеть знаниями о языковом строе в целом и современными методиками преподавания;

Использовать адекватные методы обучения рецептивным и продуктивным речевым умениям;

Планировать и проводить уроки, способствующие развитию общей языковой компетенции обучающихся;

Использовать различные методы и приёмы обучения;

Владеть технологиями отбора, приобретения, использования и обновления знаний, а также навыками рефлексии, самооценки и самоконтроля.

Следующая ступень в профессиональном развитии преподавателей английского языка - международный диплом DELTA (Diploma of English Language Teaching to Adults), который является одной из наиболее значимых и профессионально весомых квалификаций в сфере преподавания английского языка, что подтверждается выдачей именно диплома, а не сертификата.

Обучение в соответствии с курсом DELTA способствует значительному расширению и углублению как теоретических, так и практических навыков преподавания английского языка. Данная программа обучения рассчитана на опытных преподавателей, уже имеющих начальную квалификацию (к примеру, Cambridge CELTA) или эквивалент и желающих повысить свою квалификацию, а также расширить профессиональный опыт.

В обязательную программу курса входят 120 часов аудиторной работы и 10 часов преподавательской практики английского языка для взрослой аудитории. Самостоятельная работа составляет около 300 часов. Это время посвящается изучению учебной литературы по курсу, исследовательской работе, а также выполнению письменных заданий.

Программа курса DELTA состоит из трёх модулей, при этом последний модуль имеет два варианта.

Модуль 1 - «Понимание английского языка как системы, методика его преподавания и ресурсы, используемые для обучения» (Understanding language, methodology and resources for teaching). В данном модуле подробно рассматриваются следующие вопросы:

Теоретические перспективы изучения и преподавания языка;

История преподавания английского языка;

Использование различных методов и подходов, включая современные тенденции;

Система английского языка (грамматический, лексико-семантический, фонетический строй), а также лингвистические проблемы, связанные с его изучением и преподаванием;

Проверка понимания языковых навыков и умений обучающихся, а также диагностика проблем при их формировании;

Отбор ресурсов и материалов для преподавания языка;

Ключевые понятия и терминология, используемые в языковом тестировании.

В модуле 2 - «Совершенствование практических навыков преподавания» (Developing professional practice) основное внимание уделяется принципам и практике планирования и обучения на уроке с эффективным использованием образовательных ресурсов. Он включает в себя следующие разделы:

Контекст изучения языка и обучающийся как участник учебного процесса;

Подготовка к обучению взрослых, изучающих английский язык;

Анализ и принципы отбора учебных материалов;

Современные приёмы и организационные формы управления обучением;

Оценка подготовки и преподавания урока;

Наблюдение за уроками других преподавателей и их оценка;

Профессионализм и возможности дальнейшего профессионального развития.

Модуль 3 - «Дальнейшее совершенствование практики преподавания путём выбора специализации» (Extending practice and English language teaching specialism) предусматривает два варианта:

Вариант 1 - расширенная практика и специализация по преподаванию английского языка, которая может охватывать следующие сферы преподавательской деятельности: обучение детей, преподавание языка как подготовка к языковым экзаменам, преподавание академического английского;

Вариант 2 - управление в области преподавания английского языка.

Таким образом, рассмотрев данные экзамены в свете возможности формирования ряда компетенций, необходимых преподавателям английского языка с учетом требований профессионального стандарта, можно отметить, что, отличаясь по степени сложности учебного материала, данные экзамены и подготовка к ним могут в полной мере рассматриваться как эффективное средство формирования вышеуказанных компетенций. При этом следует отметить, что наличие международного Кембриджского сертификата (Cambridge ESOL) свидетельствует о несомненном признании профессионализма его обладателя и о высоком уровне сформированности его профессиональных компетенций, что значительно повышает самооценку такого преподавателя, мотивирует к дальнейшему самосовершенствованию и во многом способствует его профессиональному росту.

Задания, сформированные по материалам данных учебных программ, могут успешно применяться как на курсах повышения квалификации учителей, так и использоваться в качестве индивидуальной программы профессионального развития и самосовершенствования. Использование в образовательном процессе активных форм и методов обучения, непосредственная связь теории с практическим применением полученных знаний в образовательном процессе способствует удовлетворению профессиональных дефицитов и стимулирует дальнейшую учебно-познавательную деятельность педагогов на пути профессионального развития.

Библиографическая ссылка

Агафонова М.А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЕМБРИДЖСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27026 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»