Какие есть плюсы и минусы вакцинации. Нельзя делать прививку, если у ребёнка

  • 16. Морфология простейших.
  • 20. Ферменты бактерий. Использование ферментативной активности бак­терий при их идентификации
  • 27. Питательные среды и их классификация.
  • 28. Требования, предъявляемые к питательным средам.
  • 23. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.
  • 29. Особенности биологии вирусов.
  • 30. Типы взаимодействия вируса с клеткой. Репродукция вирусов. Вирогения.
  • 31. Бактериофаги. Типы взаимодействия фага с бактериальной клеткой. Умеренные и вирулентные бактериофага. Лизогения.
  • 36. Плазмиды бактерий и их значение.
  • 34. Изменчивость бактерий. Генотип. Фенотип.
  • 40. Нормальная микрофлора организма человека и ее значение. Дисбиозы. Дисбактериозы.
  • 41. Препараты, применяемые для восстановления нормальной микро­флоры (пробиотики, эубиотики).
  • 42. Микрофлора воды. Санитарно-бактериологическое исследование во­ды: определение микробного числа, коли-индекса. 43. Микрофлора воздуха.
  • 55-58 Антибиотики
  • 60. Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного про­цесса.
  • 62. Токсины бактерий, их свойства.
  • 63. Получение эндотоксинов и экзотоксинов.
  • 102. Характеристика возбудителей дизентерии. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфического лечения и профилак­тика.
  • 103. Характеристика возбудителя холеры. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 104. Характеристика возбудителей брюшного тифа и паратифов. Прин­ципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 107. Характеристика возбудителя ботулизма. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 120. Характеристика возбудителя столбняка. Принципы микробиологи­ческой диагностики столбняка. Распространение в окружающей сре­де. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 121. Характеристика возбудителей газовой гангрены. Принципы лабора­торной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 111. Характеристика возбудителя дифтерии. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Выявление антитоксического иммунитета. Спе­цифическая профилактика и лечение.
  • 112. Характеристика возбудителя коклюша. Принципы микробиологичес­кой диагностики. Препараты для специфической профилактики и ле­чения.
  • 110. Характеристика возбудителей туберкулеза. Принципы микробиологической диагностики туберкулеза. Туберкулин и его использование. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 105. Кишечная палочка и ее значение для микроорганизма. Принципы микробиологической диагностики заболеваний, вызываемых кишеч­ной палочкой.
  • 122. Характеристика возбудителя сибирской язвы. Принципы лаборатор­ной диагностики сибирской язвы. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 108. Характеристика возбудителей бруцеллеза. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лече­ния.
  • 115. Характеристика возбудителя чумы. Принципы лабораторной диаг­ностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 117. Характеристика возбудителя сифилиса. Принципы микробиологи­ческой диагностики. Препараты для лечения сифилиса.
  • 123. Возбудители хламидиоза. Принципы лабораторной диагностики. Профилактика и лечения.
  • 131. Характеристика вирусов гриппа. Принципы лабораторной диагнос­тики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 132. Характеристика возбудителя кори. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 130. Характеристика возбудителя полиомиелита. Принципы лаборатор­ной диагностики. Специфическая профилактика и лечение.
  • 129. Характеристика возбудителя вирусного гепатита а, е. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики.
  • 138. Характеристика возбудителей гепатитов в, с, d. Механизм заражения. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для профилактики.
  • 137. Характеристика возбудителя вич-инфекции. Принципы лаборатор­ной диагностики. Препарата для лечения.
  • 135. Характеристика возбудителя краснухи. Осложнения при краснухе. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфичес­кой профилактики и лечения.
  • 127. Характеристика грибов возбудителей микозов человека. Микотоксикозы.
  • 128. Кандидозы, условия их возникновения. Профилактика. Специфичес­кое лечение кандидозов.
  • 136. Характеристика возбудителя клещевого энцефалита. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилак­тики и лечения.
  • 139. Характеристика возбудителя бешенства. Принципы лабораторной диагностики. Препараты для специфической профилактики.
  • 114. Характеристика возбудителей.Эпидемического сыпного тифа. Бо­лезнь Брилля-Цинссера. Принципы микробиологической диагности­ки. Препараты для специфической профилактики и лечения.
  • 69. Антигены. Свойства. Антигенная структура бактериальной клетки.
  • 71. Иммуноглобулины, структура, свойства.
  • 72. Классы иммуноглобулинов, их характеристика.
  • 73. Динамика антителообразования. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память.
  • 75. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов.
  • 85. Диагностикумы (бактериальные, вирусные, эритроцитарные), полу­чение и использование.
  • 88. Вакцины. Определение. Классификация. Требования, предъявляе­мые к вакцинным препаратам.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.
  • 90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.
  • 91. Химические (субклеточные) вакцины. Получение. Преимущества. Применение. Роль адъювантов.
  • 92. Анатоксины, их получение, титрование и практическое применение.
  • 94. Антимикробные сыворотки (иммуноглобулины). Получение, приме­нение.
  • 95. Антитоксические сыворотки. Получение, очистка, титрование, при­менение.
  • 54. Понятие о химиотерапии и химиотерапевтических препаратах. Синтетические противомикробные химиопрепараты.
  • 97. Методы микробиологической диагностики инфекционных заболева­ний.
  • 78. Иммунологическая толерантность.
  • 22. Дыхание бактерий. Типы дыхания бактерий.
  • 89. Живые вакцины. Получение, применение: достоинства и недостатки.

    Живые вакцины представляют собой мутанты, то есть вакцинные штаммы микроорганизмов с остаточной вирулентностью, не способные вызывать специфические заболевания, но сохранившие способность размножаться и находиться в организме, приводя к развитию бессимптомной вакцинной инфекции. Вакцинные штаммы для приготовления живых вакцин были получены различными путями: методом отбора (селекции)мутантов с ослабленной вирулентностью, методом экспериментального направленного изменения вирулентных свойств озбудителя, длительным пассированием в организме животных, методом генетического скрещивания (получения рекомбинантов). В последние годы был применен еще один метод для получения вакцинных штаммов, основанный на использовании генетических скрещиваний, результатом которых являются рекомбинанты со сниженной вирулентностью. Так был получен акцинный штамм вируса гриппа А при взаимодействии авирулентного исходного штамма (содержащего гемагглютинин Н? и нейраминидазу N2) и вирулентного штамма Гонконг H3N2). Рекомбинант содержал гемагглютинин Н3 вирулентного вируса Гонконг и сохранил авирулентность исходного вакцинного штамма.Живые вакцины имеют целый ряд преимуществ в сравнении с другими видами вакцин, и связано это свойство с тем, что пребывание и размножение в организме человека и животных аттенуированных вакцинных штаммов приводит к развитию вакцинной инфекции (специфического инфекционного заболевания без выраженных клинических симптомов).Вакцинная инфекция, проявляясь ли в виде местного воспалительного процесса или сопровождаемая общей реакцией организма, всегда влечет за собой перестройку иммунобиологических свойств организма и выражается в выработке специфического иммунитета. Живые вакцины, как правило, вводятся однократно и более простыми способами (перорально, интраназально, накожно, реже подкожно). Способность вакцинного штамма размножаться и присутствие в организме постоянного антигенного раздражителя обеспечивает напряженный, прочный и довольно длительный иммунитет.К вакцинным штаммам предъявляются следующие основные требования:а) наличие остаточной вирулентности;б) достаточная иммуногенность;в) отсутствие возможности реверсии к исходным свойствам.Таким образом, вакцинные штаммы должны обладать стойкими, наследственно закрепленными аттенуированными свойствами. Для сохранения жизнеспособности и стабильности свойств

    большинство живых вакцин выпускают в сухом виде, что достигается методом лиофилизации - высушивание из-за мороженного состояния под глубоким вакуумом. Сухие вакцины могут сохраняться в течение года и более при температуре холодильника (не выше 4°-8°С).

    90. Инактивированные, корпускулярные вакцины. Приготовление и при­менение. Достоинства и недостатки.

    Убитые - корпускулярные вакцины содержат взвеси бактерий, вирусов или риккетсий, инактивированных повышенной температурой или различными химическими веществами. Убитые вакцины применяются для профилактики инфекционных заболеваний, а также с лечебной целью (для стимуляции защитных свойств организма при хронических процессах). Для получения убитых вакцин используют высокопатогенные штаммы, полноценные в отношении вирулентности и антигенного строения, отобранные после тщательного изучения. Бактериальные культуры при приготовлении вакцин выращивают в специальных реакторах с жидкой питательной средой, позволяющих получать одновременно сотни литров бактериальной взвеси. Инактивация бактериальной массы проводится так, чтобы надежно убить бактерии с минимальным повреждением антигенных свойств. Так, гретые вакцины получают при прогревании бактерийной взвеси при 56°С, не более. При воздействии химических веществ соответственно готовят формалиновые, феноловые, спиртовые, ацетоновые вакцины. Преимуществом убитых вакцин является относительная простота их получения, не требующая длительного выделения и изучения штаммов, большая устойчивость при хранении и более длительный срок пригодности. К недостаткам вакцин из убитых бактерий следует отнести их меньшую иммуногенность и необходимость двух или трехкратных прививок. А такие вакцины как формалинизнрованные еще и достаточно реактогенны, вызывая местную реакцию (боль, чувство жжения на месте введения) и общие явления с повышением температуры тела. Иммунитет после введения убитых вакцин менее продолжителен в сравнении с иммунитетом, развивающимся после вакцинации живыми вакцинами. Вакцины из убитых бактерий с успехом применяются и для лечения инфекционных заболеваний, имеющих характер хронического процесса (бруцеллез, хроническая дизентерия, хроническая гонорея, стафилококковые инфекции). Вакцины из убитых бактерий вводятся при недостаточной эффективности лекарственных препаратов, часто связанной со снижением антибиотикочувствительности возбудителен. Действующим началом таких вакцин является микробная клетка с входящими в ее состав антигенами, которые стимулируют иммуногенез. При лечении убитыми вакцинами активируются фагоцитарные свойства лейкоцитов и клеток макрофагальной системы, усиливается иммуногенез. Действие вакцин строго специфично, применение индивидуально. Это связано с тем, что вакцинотерапия вызывает у больных,

    как правило, обострение инфекционного процесса.

    Плюсы и минусы вакцинации (прививок)


    Существующий порядок проведения вакцинации угрожает жизни и здоровью малышей - такой шокирующий вывод сделала Генпрокуратура Украины (но это утверждение без всякого сомнения можно применить к большинству стран СНГ), проведя расследования смертей детей после прививок. Правоохранители считают, что медики халатно относятся к обследованию детей до вакцинации, а родители не получают полной информации. Итак, что должны знать родители, прежде чем позволить сделать прививку своему малышу.

    Минусы прививок

    Плюсы прививок

    Вакцинация подрывает иммунную систему . Ребенок после прививок становится подвержен тем болезням, которыми он, возможно, без прививок и не заболел бы. Прививки губят естественный иммунитет, данный человеку от природы. Вакцинация лишь кратковременно ослабляет иммунитет, в целом же он делается сильнее. У человека нет естественного иммунитета, направленного против возбудителей тяжелых инфекций. Прививки - единственная возможность защититься от них.
    Вакцинация не является 100% гарантией того, что ребенок не заболеет болезнью, от которой его привили. Ни одна вакцина не может полностью обезопасить от заражения. Даже частичная защита - это лучше , чем вообще никакой. У привитых детей, если даже они заболевают, болезнь протекает в более легкой форме и дает меньше осложнений.
    Опасность многих инфекций сильно преувеличена . Ребенку лучше самому переболеть ветрянкой или корью и приобрести к ним пожизненный иммунитет. Вакцина же от этих болезней пожизненно не защитит - необходимы ревакцинации, каждая из которых связана с риском осложнений. Так называемые детские инфекции тоже могут давать тяжелые осложнения . Особенно если настигнут своевременно не привитых от них и не переболевших ими в детстве взрослых: к примеру, краснуха у беременных нередко приводит к врожденным уродствам плода.
    При грудном вскармливании иммунитет матери передается ребенку , поэтому нет смысла спешить делать прививки. До года, пока иммунная система ребенка не созрела, лучше не рисковать его здоровьем и избегать встреч с чужеродным белком. То небольшое количество антител матери, которое передается с грудным молоком, не защищает от воздушно-капельных инфекций . Чем младше ребенок, тем опаснее для него инфекционное заболевание.
    Каждая вакцина содержит химические вещества-консерванты , токсичные для организма (соли ртути, гидроокись алюминия, формалин), которые могут пагубно повлиять на центральную нервную систему, печень, почки. В современных вакцинах концентрация токсичных веществ сведена к минимуму . Антибиотики, которые придется принимать, если непривитой ребенок заболеет, могут нанести детскому организму не меньший, а возможно, и больший вред.
    Абсолютно безопасных вакцин нет - любая может дать тяжелые осложнения, грозящие ребенку нарушениями здоровья или даже смертью. Болезни, от которых вакцины защищают, могут привести к инвалидности и смерти , и риск подобного исхода в сотни раз выше, чем в случае возможных поствакцинальных осложнений.
    Повсеместный отказ от прививок позволит вырастить поколение здоровых людей . Повсеместный отказ от прививок может привести к эпидемиям опасных заболеваний.

    Вывод

    Вакцинация безусловно необходима, в противном случае, она не была бы одобрена медицинским сообществом, но, вместе с тем, к ней лучше всего готовиться самым серьезным образом , с полезными материалами по

    Болезнь известна миру достаточно давно. Первое упоминание этой болезни представляется в виде изображения человека, у которого одна нога короче другой и свисает ступня – это последствия паралича после перенесённого полиомиелита. Гиппократ описывал случаи болезни полиомиелитом. Долго заболеваемость этой инфекцией была в небольших количествах, и общество не заостряло на ней своего внимания.

    Ситуация начиная с XIX века изменилась. Количество детей заболевавших паралитической формой росло, дети, переболевшие полиомиелитом, становились инвалидами до конца жизни. Учёные выяснили, что источник заболевания - вирус, и начали разрабатывать вакцину против этого заболевания. Исследования продвигались долго, в качества образца исследования были лишь обезьяны, которых было мало, и получить больше было сложно. В это время болезнь разрасталась, речь уже шла об эпидемии.

    В начале XX века человечеству уже было известно, что полиомиелитом болеют только раз в жизни, повторно никто не заражается. А это значит, что инфекция вырабатывала в организме иммунитет, поэтому вакцинация и ревакцинация являются самым лучшим способом борьбы против болезни.

    В XX веке была создана живая ослабленная вакцина для орального способа введения. Частицы вируса размножались после попадания в организм, это приводило к тому, что иммунная система реагировала и вырабатывала антитела способные защитить человека от заражения. Однако есть риск осложнений, которые выражаются в поствакцинальном вялом параличе, это один из видов заболевания.

    Применяются 2 разновидности вакцин от полиомиелита:

    • инактивированная для введения под кожу;
    • жидкая в каплях, которые вводятся орально.

    Описание препаратов для прививки

    Описание
    Оральная Каждый год вызывает случаи вялого паралича в РФ; Состоит из ослабленного полиовируса; Вводится орально, в полость рта;Разрешается применение для второй и третьей вакцины; Пациентом с дефицитом иммунной системы противопоказана; Для пациентов с повышенным риском заболеть полиомиелитом; Для прививания здоровых детей; В иных случаях вакцину используют для ревакцинации.
    Инактивированная Редко происходят осложнения; Состоит из убитого полиовируса; Вводят внутримышечно, либо подкожно; Можно прививать детей до года и пациентов со слабым иммунитетом; Если есть чувствительность к полимиксину В, неомицину и стрептомицину, то противопоказана;

    Когда делать прививку?

    Каждая отдельная страна делает прививки от полиомиелита по своему графику. Это связано с тем, что в каждой стране свой риск заболеть с рождения. Там, где до сих пор регулярно случаются случаи инфицирования, прививку делают в первые дни после рождения. В нашей стране вакцинация происходит следующим образом:

    • вакцина от полиомиелита вводится в 3,4,5 и 6 месяцев
    • ревакцинация в полтора года
    • ревакцинация в 20 месяцев
    • последняя ревакцинация - в 14 лет.

    В РФ часто вакцинацию проводят по следующей схеме: первое введение в 3 месяца, второе - в 4,5 месяца осуществляется методом ИПВ, а следующие прививки - с ОПВ. Важно также сделать ревакцинацию от полиомиелита.

    Тип прививки, сроки проведения вакцинации могут быть и другими, это зависит в первую очередь от состояния здоровья маленького пациента.

    Эти изменения вправе вносить участковый врач педиатр, основываясь на различных данных, в том числе на результатах анализов.

    Побочные действия после прививки:

    Существует опасность неспецифических осложнений после вакцинации от полиомиелита в различных формах, а именно:

    • отёк - местная реакция, место прививки может покраснеть и быть болезненным, но продолжаются эти ощущения максимум 2 дня;
    • увеличение лимфоузлов;
    • на коже появляется зудящая сыпь, называемая крапивницей;
    • анафилактический шок;
    • отёк Квинке;
    • температура тела выше нормы;
    • болезненные мышцы;
    • судороги во время лихорадки;
    • в течение 14 дней повышенная активность.

    Перечисленные выше реакции появляются редко и причиной, как правило, является несоблюдение правил вакцинации: вакцину вводят человеку с низким иммунитетом либо сразу после болезни.

    Когда нельзя вакцинировать

    Вакцинация ребёнка - это серьёзная задача и вся ответственность главным образом лежит на маме и папе. Перед прививанием у педиатра необходимо взять направление на сдачу анализов крови и мочи, так как результаты помогут участковому врачу дать заключение о состоянии здоровья ребёнка и сказать, можно ли ему в ближайшее время делать прививку. Такие же требования необходимо соблюдать и при ревакцинации полиомиелита.

    Нельзя делать прививку, если у ребёнка:

    Если ребёнок переболел инфекцией, то делать прививку от полиомиелита можно не раньше чем через 14 дней после выздоровления , при условии, что анализ крови хороший. Также нельзя делать прививку, если малыш полностью здоров, но дома из окружающих ребёнка кто-то болен инфекционным заболеванием. Если ребёнку предстоит вакцинация, то за неделю до неё нельзя начинать давать новые продукты.

    Описание полиомиелита

    Полиомиелит – это инфекция, передающаяся орально либо фекально. Поэтому в народе её называют не иначе как «болезнь грязных рук». Часто болезнь происходит без симптомов или проявляется как острая респираторная вирусная инфекция, инфекция в кишечнике. Если же вирус проникает в центральную нервную систему , то заболевание протекает в тяжёлой форме, болезнь поражает спинной мозг. Человек больной любой формой этой инфекции - заразен.

    Вирус проникает в окружающую среду с фекалиями, слизью из ротовой полости и воздушным путём. Полиомиелит - болезнь, приводящая к летальному исходу, от неё нет лекарства и прививание - это единственный метод защиты.

    Заражение полиомиелитом происходит:

    • при несоблюдении правил личной гигиены;
    • при употреблении заражённой некипячёной воды;
    • при употреблении грязных продуктов.

    Протекание инфекции может быть разнообразным, это зависит от формы полиомиелита . Первая стадия, как правило, характеризуется повышенной температурой тела, слабостью, головной болью, расстройством желудочно-кишечного тракта и судорогами. При переходе начальной стадии во вторую у непривитых больных симптомы проходят, но возникают паралич нижних конечностей, парезы, паралич дельтовидной мышцы, мышц лица, туловища или шеи.

    Нужно ли делать прививку от полиомиелита ребёнку?

    Прививку от полиомиелита следует впервые делать в 3 месяца, это связано с тем, что организм ребёнка неустойчив и не способен защитить себя, иммуноглобулины, полученные от матери при грудном вскармливании, к этому периоду заканчиваются. Нет однозначных научных результатов о том, что прививка эффективна и побочные явления могут принести меньше вреда, чем последствия от перенесённой болезни.

    Если ребёнок не прививался, то первая стадия скоро переходит во вторую. В России эта вакцина есть в списке обязательных прививок в первые годы жизни ребёнка. Каждый родитель чтобы сделать выбор между вакцинацией и отказом от неё должен подумать: видел ли он вспышки полиомиелита, кори или оспы среди своих знакомых, близких? Введение повсюду в практику профилактической вакцинации позволило обезопасить жизнь и здоровье детей в современном мире.

    Очаги этой инфекции до сих пор сохраняются в странах Африки и Ближнего Востока, это связано с плохим уровнем жизни и низким уровнем медицины, в том числе и вакцинации. Туризм в вышеперечисленные страны развивается, это способствует проникновению инфекции в нашу страну. Поэтому как можно больше детей, проживающих на территории РФ должны сделать прививку от полиомиелита в профилактических целях .

    В нашей стране прививка от полиомиелита делается вместе с АКДС.

    Прежде чем вы примете решение делать прививку от полиомиелита или не делать, убедитесь в том, что хорошо осведомлены об этой болезни, о самой вакцинации, её последствиях, плюсах и минусах.

    Эпидемии, бушевавшие в прошлые века, опустошали целые города и местности. Люди не знали, как с ними бороться и спасались от них бегством или уповали на Бога.

    Только в XVIII веке голландский ученый Левенгук, сконструировав усовершенствованную модель микроскопа, позволяющего достичь 150-300 кратного увеличения, обнаружил новый мир – мир микроорганизмов. Однако в те времена тот факт, что распространение заразных болезней связано с микроорганизмами, еще не был известен ученым. Первые практические результаты по профилактике инфекционных болезней были получены опытным путем. В 1776 году после многих лет предварительных исследований английский врач Э. Дженнер привил восьмилетнему мальчику материал из оспенного гнойника женщины, зараженной коровьей оспой. Через несколько дней у мальчика повысилась температура, появились гнойники, но затем эти явления исчезли. Когда через 6 недель ему ввели инфекционный материал от больного натуральной оспой, мальчик не заболел. Это первый известный нам пример вакцинации , то есть создания активного иммунитета против инфекционного заболевания путем введения в организм специального препаратавакцины .

    Еще через 100 лет (в 1880 году) французский ученый Луи Пастер получил вакцины против куриной холеры, сибирской язвы и бешенства, но, главное, доказал, что ослабленные микробы можно использовать для предупреждения инфекционных болезней. Он назвал такие культуры микробов вакцинами (от латинского vacca – корова), а метод профилактики – вакцинацией, поскольку первый пример успешной вакцинации был связан с возбудителем коровьей оспы. Так в медицине появилось новое направление, которое и теперь успешно используется.

    Идеи Пастера развили российский биолог И.И. Мечников и немецкий врач, бактериолог и биохимик П. Эрлих, которые показали значимость фагоцитоза и выработки антител в процессе освобождения организма от микробов. За это открытие оба ученых были в 1908 году удостоены Нобелевской премии.

    В конце XIX века благодаря работам по иммунизации кроликов дифтерийным и столбнячным токсином было получено первое эффективное средство – сыворотка для лечения и профилактики дифтерии и столбняка. Эта работа также была удостоена Нобелевской премии.

    Сегодня препараты на основе ослабленных живых или убитых микроорганизмов, их отдельных компонентов (антигенных фрагментов клеточных мембран) и продуктов жизнедеятельности находят широкое применение в медицинской практике и используются для предупреждения различных инфекционных заболеваний.

    Для того, чтобы легче понять, что представляют собой вакцины, рассмотрим вкратце взаимоотношения между организмом человека и микробами, которые могут либо не иметь последствий вообще, либо проявиться в форме заболевания. Результат зависит от вида и количества микроорганизмов, от состояния человека (его возраста, здоровья, состояния иммунной системы).

    Человеческий организм защищается от микробов различными способами. Во-первых, существуют естественные барьеры: кожа и слизистые оболочки, преодолеть которые, если они не повреждены, многие микроорганизмы не в состоянии, поскольку помимо создания чисто механического препятствия (отшелушивание верхнего слоя кожи, движение ресничек и секрета бронхов, чихание, кашель) эти барьеры выделяют вещества, убивающие микробы (соляная, молочная, жирные кислоты, фермент лизоцим и другие). Они обусловливают так называемую естественную неспецифическую устойчивость организма, направленную сразу на многие (если не на все) инфекционные агенты.

    Другой вид защиты – специфический иммунный ответ, который мешает развитию только одного вида микроорганизмов и проявляется при попадании микробов во внутреннюю среду организма. Иммунная система начинает взаимодействовать с антигенами возбудителя, его токсинами (ядами) и другими продуктами жизнедеятельности. В бой вступают клетки иммунной системы: фагоциты, лимфоциты и вырабатываемые ими антитела, при этом количество их в организме возрастает настолько, чтобы хватило для обезвреживания “чужака”. После того, как микробы уничтожены и удалены из организма, число фагоцитов и лимфоцитов снова уменьшается до некоего минимального уровня. Но иммунная система уже запоминает этот возбудитель и при повторном его попадании в организм быстро мобилизует свои силы для его нейтрализации. Эти механизмы и лежат в основе невосприимчивости ко многим заболеваниям или, другими словами, иммунитета.

    Сформировать и поддерживать иммунитет к таким инфекциям – задача, с которой можно успешно справиться только с помощью вакцин. Тем более в детском возрасте, когда иммунная система еще не совсем сформировалась.

    Можно ли создать вакцины на все случаи жизни, против всех известных возбудителей заразных болезней? Вряд ли это осуществимо. Во-первых, микроорганизмы быстро меняют свои свойства, приспосабливаются, и то, что действовало вчера, не обязательно поможет сегодня. Во-вторых, создание такого количества вакцин и проведение вакцинации ими – очень дорогостоящий и длительный процесс, тем более что во многих случаях иммунитет сохраняется относительно недолго и требуется периодически проводить повторную вакцинацию. Наконец, и решать эту задачу в ряде случаев просто нецелесообразно, так как организм может сам, без вакцинации, успешно сопротивляться многим возбудителям.

    С помощью вакцин врачи всего мира борются в первую очередь с основными инфекционными болезнями, которые, в противном случае, приобрели бы характер эпидемии . Возглавляет эту работу Всемирная организация здравоохранения, которая разрабатывает и реализует программы иммунизации. Человечество уже избавилось от оспы и чумы , холеры , тифа . На очереди – ликвидация таких часто встречающихся инфекционных болезней как дифтерия , столбняк , туберкулез , полиомиелит , коклюш и корь . На подходе – вакцины от пневмококковой инфекции (пневмония , менингит , средний отит ), от хеликобактериоза , сопровождающегося гастритом , язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки , от малярии , против ротавирусной инфекции, которая обусловливает до 25% всех диарей у детей до 3 лет, и другие.

    Человек, которому привили бы все существующие в настоящее время вакцины, был бы защищен более чем от 25 инфекций. Такой человек, очень заботящийся о своем здоровье, за всю жизнь получил бы 467 (мужчина) или 515 (женщина) прививок – по одной в два месяца. Если следы от этих уколов можно было бы расположить в ряд, они образовали бы линию, равную длине руки мужчины ростом 180 см от запястья до подмышечной впадины.

    В настоящее время перед иммунологией стоят и новые задачи. Характер эпидемии приобретают вирусные болезниВИЧ-инфекция и синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) , являющийся терминальной (конечной) стадией ВИЧ-инфекции, гепатит В . Их вызывают очень изменчивые вирусы, бороться с которыми сложно. Тем не менее, для профилактики гепатита В вакцина уже создана и успешно применяется. Разработать вакцину против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) ученые пытаются много лет, но пока это не удается. А между тем число людей, инфицированных ВИЧ, увеличивается каждый год на 3 миллиона человек.

    Какие бывают вакцины и как их различают?

    Во-первых, по способу получения вакцины классифицируют на живые, инактивированные, химические, искусственные, генно-инженерные и анатоксины.

    Живые вакцины получают культивированием микроорганизмов в неблагоприятных условиях или “заражением” невосприимчивых животных; и то и другое очень ослабляет бактерии и вирусы. К ним относятся вакцины против бешенства, туберкулеза, чумы, туляремии, сибирской язвы, полиомиелита, кори, натуральной оспы, желтой лихорадки, эпидемического паротита, краснухи и другие. Эти вакцины вводят, как правило, однократно и они создают стойкий иммунитет, сходный с естественным постинфекционным. Примеры: вакцина от туберкулеза БЦЖ; Эрвевакс – вакцина от краснухи; Приорикс – вакцина от кори, паротита и краснухи.

    Инактивированные вакцины готовят из “убитых” микроорганизмов. К ним относятся Хаврикс – вакцина от гепатита А; СолкоТриховак и СолкоУровак – вакцины против инфекций мочеполовых путей (об одной из этих вакцин, а именно о препарате СолкоТриховак, подробнее можно узнать из раздела “Женская страничка. Новое средство для профилактики и лечения гинекологических инфекций” в главе 3.11 ; вакцины против коклюша, лептоспироза, клещевого энцефалита, тифа, холеры, дизентерии и другие. Все они создают, как правило, менее продолжительный (по сравнению с живыми вакцинами) иммунитет.

    Химические и искусственные вакцины представляют собой очищенные от примесей антигены микроорганизмов, способные вызывать иммунитет. Примеры: вакцины от гриппа Инфлювак и Флюарикс .

    Анатоксины представляют собой обезвреженные яды микробов, которые сохраняют при этом антигенную структуру и способность вызывать развитие иммунитета.

    Во-вторых, вакцины различают по количеству содержащихся в них антигенов: моновакцина (против одного вида микроорганизмов), дивакцина (против двух видов микробов) или поливакцина (против нескольких – более двух видов микробов).

    Создание вакцин – это сложный и длительный процесс, поэтому появление новой вакцины – не такой уж частый случай. Помимо создания новых вакцин, постоянно ведутся работы по совершенствованию существующих препаратов. Вот только несколько направлений этих работ:

    – разработка комбинированных препаратов и препаратов с медленным высвобождением антигенов, позволяющих за одну инъекцию вводить 5-6 и более вакцин и уменьшить число повторных введений;

    – повышение активности вакцин для уменьшения необходимых для вакцинации доз;

    – создание пероральных вакцин и вакцин вводимых через нос вместо инъекционных;

    – снижение способности вакцин вызывать побочные эффекты (повышение температуры тела, отек и другие);

    – повышение термостабильности вакцин.

    Этими работами занимается Всемирная Вакцинная Инициатива, поставившая себе цель создать комбинированную вакцину, которая могла бы защитить от 25-30 инфекций, вводилась бы однократно внутрь в самом раннем возрасте и не давала бы побочных явлений .

    Следует отметить, что проблема вакцинации возможно большего числа (лучше всего, всех) людей не решается не только потому, что не хватает нужных вакцин, но и из-за сложившегося во многих странах предубеждения против их применения. Чтобы преодолеть его, врачам приходится проводить большую разъяснительную работу, убеждать людей в эффективности и безопасности современных вакцин. В России для таких целей создаются Центры вакцинации, сейчас их только в одной Москве около 30.

    Делая выбор в отношении вакцинации, необходимо взвесить все доводы “за” и “против”. Попробуем сделать это вместе с помощью следующей таблицы (таблица 3.10.1).

    Таблица 3.10.1. “Плюсы” и “минусы” вакцинации
    “Плюсы” вакцинации “Минусы” вакцинации
    • Вакцины в первую очередь разрабатываются против потенциально смертельных инфекций (оспа, чума, бешенство, столбняк и другие)
    • Вырабатывается иммунитет против конкретной инфекции, когда велик риск заражения именно ею
    • Значительное снижение риска возникновения заболевания
    • Если инфицирование произошло, заболевание чаще протекает в стертой или легкой форме
    • Минимальный риск развития осложнений после заболевания
    • Экономическая выгода: на 1 рубль, вложенный в вакцинацию, прибыль составляет 4-25 рублей!
    • Поствакцинальные реакции (за рубежом используется термин «предсказуемые события») – недомогание, субфебрильная температура не более 1-2 дней и так далее, – развиваются у 1-15% привитых и не угрожают здоровью человека
    • Осложнения, главным образом, из-за несоблюдения противопоказаний, требований к качеству препарата или технике вакцинации; тяжелые осложнения, чаще на АКДС и БЦЖ, возникают редко (1:120 000 – 200 000 вакцинаций)
    • Некоторые вакцины имеют высокую стоимость и не входят в календарь прививок (грипп, пневмококковая инфекция и другие)

    Надеемся, что убедили вас в необходимости проведения вакцинации. И еще хотим предложить вам две “памятки”, которые содержат полезную – на наш взгляд! – информацию, касающуюся вакцинации детей.

    Следует сообщить врачу перед вакцинацией:

    – о состоянии здоровья ребенка на момент вакцинации. Допускается проведение вакцинации через 10-14 дней после ОРВИ, остаточные явления (кашель, насморк) не являются поводом для отсрочки вакцинации;

    – о наличии у ребенка аллергии к аминогликозидам, белку куриного яйца, желатину, пекарским дрожжам. Один из этих компонентов содержится в некоторых вакцинных препаратах (смотри таблицу 3.10.3 “Истинные противопоказания к вакцинации”);

    – о возникновении сильной температурной реакции (выше 40 °С), покраснения в месте введения вакцины диаметром 8 см и более или аллергической реакции на предыдущее введение данной вакцины;

    – об остром инфекционном заболевании лиц, непосредственно контактирующих с ребенком, в том числе членов семьи; карантине в детском дошкольном учреждении или школе и так далее.

    – по возможности, в течение 30 минут после вакцинации оставаться в лечебном учреждении, так как в это время теоретически существует риск развития аллергических реакций, требующих оказания экстренной медицинской помощи;

    – следить за самочувствием ребенка в течение первых 3-х дней после введения инактивированных вакцин и 5-10 дней после введения живых вакцин;

    – при развитии необычных реакций или осложнений (например, жалобы на боль в суставах или в животе) обратиться к врачу.

    Хотим обратить ваше внимание на календарь профилактических прививок, который введен в России с января 2002 года приказом Министра Здравоохранения Российской Федерации (таблица 3.10.2).

    Таблица 3.10.2. Календарь профилактических прививок
    Возраст Наименование прививки
    12 часов Первая вакцинация против гепатита В
    3-7 день Вакцинация против туберкулеза
    1 месяц Вторая вакцинация против гепатита В
    3 месяца Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    4,5 месяца Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    6 месяцев Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*. Третья вакцинация против гепатита В
    12 месяцев Вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
    18 месяцев Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Гемофильная инфекция*
    20 месяцев Вторая ревакцинация против полиомиелита
    6 лет Вторая вакцинация против кори, эпид. паротита, краснухи
    7 лет Вторая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. Первая ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту)
    13 лет Вакцинация против гепатита В (ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев). Вакцинация против краснухи (девочкам, ранее не привитым или получившим только одну прививку)
    14 лет Третья ревакцинация против дифтерии и столбняка. Ревакцинация против туберкулеза (при отрицательной реакции Манту). Третья ревакцинация против полиомиелита
    Взрослые Ревакцинация против дифтерии и столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации

    *Гемофильная инфекция: вакцинация разрешена и рекомендована Министерством здравоохранения РФ, но не является обязательной (в силу недостаточного финансирования государственных лечебных учреждений)

    Все вакцины (кроме БЦЖ), применяемые в рамках Национального календаря, положенные по возрасту, можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела.

    Отношение к противопоказаниям к вакцинации постоянно меняется – поводов для “отводов” становится все меньше, перечень заболеваний, освобождающих от прививок, становится все короче. И то, что раньше было противопоказанием, например, хронические заболевания, становится показанием к вакцинации. У детей и взрослых с хроническими заболеваниями инфекции, от которых защищают вакцины, протекают значительно тяжелее и часто приводят к развитию осложнений. Например, коклюш у детей с бронхиальной астмой, вирусные гепатиты у детей с заболеваниями печени и так далее. Кроме того, современные технологии не стоят на месте: совершенствуются способы очистки вакцин, уменьшается концентрация балластных веществ в пользу необходимых компонентов. В таблице 3.10.3 обобщены истинные противопоказания к вакцинации.

    Таблица. 3.10.3. Истинные противопоказания к вакцинации
    Вакцины, импортные аналоги Постоянные (абсолютные) противопоказания Временные
    (относительные) противопоказания
    АКДС, Тетракок
    Новообразования
    Прогрессирующая неврологическая патология
    Судороги в анамнезе
    Сильные реакции* или осложнения на предшествующее введение вакцины
    Тяжелые аллергические заболевания (анафилактический шок, рецидивирующий отек Квинке, полиморфная экссудативная эритема, сывороточная болезнь)
    Острые заболевания (вакцинацию следует провести через 2 недели после выздоровления)
    Обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят после стабилизации состояния)
    БЦЖ Первичные иммунодефициты
    ВИЧ-инфекция
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины (лимфаденит, келоидный рубец)

    Недоношенность с массой тела новорожденного менее 2кг
    Внутриутробные инфекции
    Гемолитическая болезнь новорожденных
    Кожные заболевания
    Коревая вакцина, Рувакс Первичные иммунодефициты
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Сильные реакции* на предыдущее введение вакцины
    Сильные аллергические реакции на аминогликозиды (гентамицин, канамицин и др.) и перепелиные яйца
    Те же, что и при введении АКДС-вакцины

    Иммуносупрессивная терапия
    Беременость
    Вакцина против краснухи, Рудивакс и другие Первичные и выраженные вторичные иммунодефициты
    Аллергические реакции на аминогликозиды (неомицин)
    Беременность
    Лихорадочные состояния
    Введение иммуноглобулинов плазмы или крови человека
    Полиомиелитная живая вакцина, Полио Сэбин Веро Первичные иммунодефициты
    ВИЧ-инфекция
    Злокачественные болезни крови
    Новообразования
    Неврологические осложнения на предыдущее введение вакцины
    Острые заболевания
    Обострение хронических заболеваний

    * Сильные реакции – повышение температуры тела до 40 °C и выше, покраснение в месте инъекции диаметром 8 см и больше

    Прививки детям - достаточно наболевшая тема для многих родителей. Все они, стоит упомянуть о плановой вакцинации, в одночасье делятся на два лагеря – противников, которые пугают страшилками ужасных последствий, и людей, которые хотят защитить своих малышей от довольно-таки опасных болезней с помощью рекомендованного врачами способа – прививок. Чтобы понять, нужно ли делать прививки детям плюсы, минусы этого, давайте попробуем на www.сайт разложить все страхи антипрививочников по полочкам, их «минусы» и адекватно рассмотреть их.

    Первый аргумент, который выдвигают противники, говорит о том, что плановая вакцинация истощает иммунитет малышей. Вроде бы он расходуется попусту, вместо того, чтобы быть готовым сразиться с подстерегающими его болячками. Но с логической точки зрения – наш мир – не стерильная пробирка. Человек ежедневно сталкивается с массой негативных микроорганизмов. Но все эти возбудители не проходят барьерную защиту организма. Чаще всего инфекции не уходят дальше, чем лимфоузлы. И это нормально.

    Если же стараться сократить количество контактов организма с негативными бактериями и вирусами, то иммунная система, от нечего делать, переключается на совсем уже безобидные вещи. Это провоцирует развитие аутоиммунных и аллергических заболеваний. Так что с этой точки зрения прививки позволяют не забывать иммунитету о своем предназначении.

    Антипривиочники уверенны, что если при естественной передаче вируса, он попадает на слизистые и кожу, то при вакцинации, он вводиться подкожно, что сбивает иммунитет с толку и не дает выработаться нормальным антителам. Что же, это утверждение имеет некоторую логику. При попадании вируса на кожу и слизистые, начинает вырабатываться, так называемый, первичный иммунитет.

    В дальнейшем, когда вирус добирается до кровеносной системы, начинается выработка вторичного иммунитета, его еще называют приобретенным. В момент вакцинации путем подкожного введения препарата первый барьер – кожа и слизистые – искусственно прорывается с помощью иголки шприца, и вакцина стимулирует выработку уже более сильного иммунитета.

    Многие ярые противники плановых прививок видят угрозу в составе вакцин, как например, в соединениях ртути и алюминия. Угрозу они видят в призрачной связи между ними и развитиями разных заболеваний. Так, например, консервант тимеросал является соединением ртути. Из-за него, множество родителей, в свое время, отказались проводить плановую вакцинацию от кори, паротита, краснухи. Это вызвало всплеск этих заболеваний.

    Аргументом родителей служила информация о том, что это ртутное соединение связано с развитием аутизма у детей. Проведенные исследования доказали, что тимеросал быстро и полностью выводится из организма, и не может никоим образом повлиять на возникновение этого заболевания. Тем не менее, его решили убрать из состава многих прививок для всеобщего успокоения.

    Что же касается алюминия, то вакцины содержат алюминиевые квасцы. Их невозможно убрать из состава, по той причине, что именно они необходимы для выработки антител.

    Но все же слышали, что алюминий вреден? И никого не успокоить тем, что в вакцинах содержатся его соли, которые, к примеру, являются одним из активных компонентов лекарств от изжоги.

    Многие родители отказываются даже от реакции манту, ведь в ней содержится токсическое вещество – фенол. Но для того, чтобы оно стало опасным дозу необходимо превысить раза в три-четыре. А, кроме того, фенол самостоятельно образуется в нашем организме, благополучно выводясь с продуктами жизнедеятельности.

    Что же касается реакции на прививки, то многие из них абсолютно нормальны. К таким относят зуд, припухлость, боль в месте укола, вполне допустимы головная боль и повышение температуры. Стоит отметить, что это не относится к людям с серьезными нарушениями иммунитета и аллергикам. Об их вакцинации стоит отдельно консультироваться с врачом иммунологом.

    Что же касается серьезных осложнений после прививок – судорог, анафилаксии, то необходимо учитывать статистические данные исследований. Например, риск серьезных осложнений после инфицирования корью, паротитом или краснухой оставляет 1:300, а шансы осложнений в виде судорог 1:3 000, в виде анафилаксии 1:1 000 000.

    Гепатит может вылиться в такие осложнения, как рак печени или цирроз в одном случае из четырех, у малышей он переходит в хроническую форму в девяти случаях из десяти. А шансы осложнения после прививки 1:600 000. Вакцинация предупреждает такое развитие ситуации - плюсы прививки очевидны!

    Вакцина АКДС, о которой сколько споров имеет такие цифры статистики:

    Шансы смерти после заражения: Коклюш 1:800, дифтерия 1:20, столбняк 1:5; возможность анафилаксии после вакцинации 1:50 000; повышение температуры и/или судороги 1:5 000; потеря сознания и гипотония 1:350.

    Подобные статистические данные есть и обо всех других вакцинах.

    Если вы задумываетесь, а делать ли прививки малышу, прививать ли ребенка, рассматривайте серьезность этого заболевания, и какие шансы у вас есть им заразиться. Это зависит и от эпидемиологической обстановки в вашем районе, и количества не привитых детей, и от окружения малыша в детском саду, школе и дома. Так, например, сосед по лестничной клетке вполне может быть носителем активной формы туберкулеза. Сопоставьте все риски, а уже потом делайте свой осознанный выбор. При этом знайте, что число людей на земном шаре и возраст жизни всегда росли пропорционально успехам медицины, а не вопреки им – в этом плюсы ее достижений, а полагаться на природный отбор, что иммунитет вашего ребенка сам выстоит – рискованно.