Нервные расстройства у детей лечение. Лечение народными средствами

Все начинается с младенчества. Почему ребе-нок много плачет? Как правило, объ-ясняют это просто: у него капризный характер. На самом же деле, он плачет по совершенно объективным причинам. Либо за ним непра-вильно ухаживают, либо он физически нездоров, либо же он нездоров психически. То есть такого понятия, как капризы, не существует. То, что мы называем плохим характером, как правило, означает, что человек болен невро-зом. Увы, сегодня статистика по нервным заболеваниям у детей неуте-шительна: больше чем половине школьников можно было бы поставить диагноз «нервное рас-стройство», если бы их родителям пришло в голову посетить врача. Но, к сожалению, в поликлинику обращаются лишь в самых запу-щенных случаях.

НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА: ДЕЛО-ТО НЕ ЖИТЕЙСКОЕ...

Обычно говорят: «Он у нас нервный». На самом деле, понятие это может включать в себя все что угодно, ведь список заболеваний, симптомы которых дают картину «нервности», не только обширен, но и разнообразен по внутренним при-чинам. Отклонения бывают врож-денными (например, как у детей-невропатов), существовать в виде предпосылок, а могут быть и приоб-ретенными в результате тяжелых жизненных испытаний или неправильного воспитания. Непосредственным органом пора-жения бывает как отдельный участок мозга, так и нервная система или психика в целом. При этом тип нервных расстройств у детей и их признаки спо-собен выявить только врач.

ВНИМАНИЕ: НЕВРОЗ!

Что неминуемо составляет довольно весомую часть жизни каждого человека? Семейные про-блемы, сложные жизненные ситуа-ции и стрессы. Далеко не всякий организм, столкнувшись с ними, выдержит оборону (ведь некоторые люди, даже попав под обычный дождь, немедленно простужаются). Так и ребенок, оказавшись в труд-ном положении, может выдать невротическую реакцию (устроить истерику, замкнуться в себе и т. д.). Если такие реакции входят в при-вычку, то, скорее всего, у ребенка невроз (в переводе с греческого - «болезнь нервов»), заболевание, которое нужно лечить у невропато-лога. Специалисты считают, что в основе его всегда лежит внутрен-ний конфликт: именно он «раздва-ивает» ребенка и делает его эмо-ционально нестабильным. Часто бывает, что у детей проявляются так называемые моносимптомные неврозы, которые выражаются всего одним, но достаточно ярким симптомом (заикание, тик, энурез и т. д.). Нередко родители сами провоцируют у ребенка развитие невроза своими неправильными действиями.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ОШИБКИ

♦ Родители дают ребенку повы-шенную нагрузку, отдавая его в две школы, различные кружки и т. д.

♦ Родители видят в ребенке свои собственные недостатки и пытают-ся с ними бороться.

♦ Мать не демонстрирует ребенку свою любовь, давая понять, что ее расположение нужно заслужить.

♦ Неработающая мать окружает ребенка излишней опекой.

♦ Ребенок становится свидетелем скандалов в семье.

Ваши действия:
Разумеется, одними только таблетками нервное рас-стройство не вылечить. Скорее всего, с помощью доктора вам придется пересмотреть свой образ жизни. Ведь, чтобы предотвратить у ребенка невроз, следует прежде всего контролировать свое поведе-ние. Существуют правила, которые нужно соблюдать:

♦ Не пытайтесь пресечь проявле-ния и симптомы невроза (наруше-ния сна, онанизм и т. д.) - гораздо важнее выявить причины.

♦ Если вы сами страдаете нервным расстройством, постарайтесь выле-читься хотя бы ради ребенка.

♦ Если вы сами в детстве имели проблемы в отношениях с родите-лями, постарайтесь не допускать этого со своими детьми.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ:

♦ слишком выраженное опережение сверстников в психическом развитии;

♦ фанатичное увлечение ребенка каким-нибудь предметом (например, толь-ко китайским языком или только высшей математикой);

♦ если ребенок с головой уходит в игру и она заменяет ему реальность (например, он всем говорит, что стал собакой, и ходит целыми днями на четвереньках);

♦ если он теряет интерес к жизни, перестает следить за собой;

♦ если у ребенка галлюцинации (он говорит сам с собой, к чему-то прислушивается);

♦ если ребенок много врет и фантазирует на полном серьезе (например, что его по ночам забирают к себе инопланетяне или что это он разогнал тучи).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Про «физиков» и «лириков»

В ходе опросов нескольких тысяч родителей выяснилось, что всплеск заболеваний неврозами приходится на возраст, когда дети идут в школу (8-12 лет). Психологи связывают это не только со сменой образа жизни и возрастанием нагрузки в этот пери-од, но и с особенностями существую-щей в школах методики обучения, которая, как правило, является под-черкнуто «левополушарной» (то есть ориентированной в большей степени на математиков и технарей). Правое же - гуманитарное - полушарие раз-вивается в процессе учебы гораздо медленнее, хотя детей с подобной направленностью ничуть не меньше.

«Коня и трепетную лань»

Психологи ненапрасно разделили людей на группы: по типу темперамента, по доминирующему у них инстинкту и т.п. Зная эти классификации, вы сможете определить тип своего ребенка и воспитывать его соответствующим образом. Например, независимо от пола «эгофильного» (мужественного) ребенка нужно сдерживать, чтобы он не вырос агрессивным, а «генофильного» (женственного) наоборот, беречь от неврозов и не подавлять его индивидуальность. Точно так же не стоит постоянно понукать и подгонять флегматика, пытаться обуздать непоседливого холерика, развеселить меланхолика. Если же вы попытаетесь подогнать ребенка под общие мерки, это неизбежно приведет к нервным расстройствам и внутреннему конфликту.

Неврозы - кто в группе риска

♦ робкие, не уверенные в себе дети;

♦ дети, которым не дают никакой самостоятельности;

♦ тревожные по натуре, чрезмерно осторожные дети;

♦ слишком послушные, «ведомые» дети (с повышенной внушаемостью);

♦ дети с пониженной или, наоборот, повышенной активностью;

♦ обидчивые, не умеющие постоять за себя дети;

♦ дети, склонные к сильным пережи-ваниям даже самых незначительных неудач (или удач);

♦ «нежеланные» дети (например, «не того» пола) или дети, появившиеся на свет в не подходящее для родите-лей время (самый разгар учебы, выгодный контракт и т. д.).

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или . Но это может быть совсем не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка.

Психолог, создатель психологической студии "Шаг к счастью" Татьяна Маркина расказывает, как могут проявляться нервно-психические расстройства у детей, и на что обязательно нужно обратить внимание родителям.

Здоровье ребенка — естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь — и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства. Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок «перерастет», «это все неправильное воспитание», или «просто у него такой характер».

Обычно эти симптомы проявляются в поведении.

Если вы заметили, что ребенок странно себя ведет, это может быть одним из симптомов нервного расстройства.

Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.

В подростковом возрасте это могут быть постоянно сниженное настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.


Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения).

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты).

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления.

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом.

Например, отсутствие речи или бедность словарного запаса не характерна для детей старше 4-5 лет. Бурные истерики и слезы — способ 2-3 летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.

Страхи чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны, согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни. Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей.

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, а как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями. Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства.


Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то, сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога.Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное - не запускать ситуацию.

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, тогда когда время идет и проблемы усугубляются.

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются.

Причины нервного расстройства у детей

Психические расстройства часто имеют под собой генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления.

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.


Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.

Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему.

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) — факторы риска появления нарушений.

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач — невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт.

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог.


Далеко не все сложности требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы.

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье и между матерью и отцом, стиль воспитания.

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем, бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. «Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу», — это не позиция взрослого человека.

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки

  • эмпатия — способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым;
  • умение выражать словами свои чувства, потребности, желания;
  • умение слышать и понимать другого, вести диалог;
  • способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности;
  • склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество.

Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности.

Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями.

Потому что основная задача родителей — любить ребенка, принимать его несовершенства (так же как и свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться.

Заболевания нервной системы у детей, вызванные каким-либо микроорганизмом, всегда представляют угрозу здоровью, а иногда и жизни. Возбудителем может быть любой представитель микромира: бактерии, вирусы, грибки и др. Инфекционный процесс начинается после проникновения возбудителя в нервную ткань или (что встречается реже) на фоне других заболеваний, в том числе инфекционной природы.

Среди всех существующих заболеваний различают следующие типы: менингит, полиомиелит, энцефалит.

Менингит

Заболевания нервной системы у детей во многих случаях встречаются в виде менингита или, другими словами, воспаления оболочек головного мозга.

Если в патологический процесс вовлечены не только оболочки, но и ткань мозга ребенка, то специалисты ставят диагноз – менинго-энцефалит.

Независимо от природы (инфекционного начала) для менингита характерны общие симптомы: головная боль (у новорожденных она сопровождается сильным плачем), ухудшение общего состояния, повышение температуры тела. Головная боль становится сильнее под влиянием каких-либо раздражителей (света, звука). Кроме того, у ребенка может быть рвота, приступы которой не имеют связи с приемами пищи.

Еще один немаловажный признак воспаления – ригидность (сжатость) мышц затылка, что проявляется максимальным сгибанием шеи и запрокидыванием головы назад. О возможном заболевании специалисты также судят по симптому Кернига. Он проявляется в следующем: ребенка укладывают в горизонтальное положение, при этом сгибают ему ногу, разогнуть которую в суставах получается плохо по причине возникающей боли в спине. Что касается новорожденных, а также детей до 1,5 лет, то при заболевании, особенно когда ребенок плачет, выбухает большой родничок. В запущенных случаях у новорожденных выпячивание наблюдается даже в состоянии покоя по причине повышенного давления внутри черепа. Нередко менингит сопровождается судорожным синдромом.

Распространенные возбудители менингита

Вирусы Коксаки

Заболевание у ребенка, вызванное данным вирусом, может быть в виде вспышек, передается через продукты питания и через воздух. После попадания в организм первые признаки отмечаются приблизительно спустя 7 дней. Начинается данная патология, как у новорожденных, так и у детей постарше, с приступов головной боли. Визуально лицо, а также склеры глаз, становятся красными. По всему телу заметна сыпь в виде пятен. Заболевший малыш возбужден, плохо спит. Течение этого вида менингита доброкачественное. Обсеменение ликвора и повышение температуры тела длится не более 3 недель.

Лечение заключается в назначении препаратов, устраняющих признаки, то есть жаропонижающих, обезболивающих и других средств. Если беспокоит сильная головная боль, то по назначению врача могут быть рекомендованы пункции.

Палочка Коха

Туберкулезный менингит, вызываемый палочкой Коха, почти всегда вторичен, то есть развивается на фоне уже имеющегося инфекционного процесса. Характерные симптомы: гиподинамия (уменьшение двигательной активности ребенка), гипертермия, отсутствие аппетита, появление симптомов, которые характерны для менингита. Возможны парезы (частичная парализация), опущение век, косоглазие.

При взятии спинномозговой жидкости она вытекает под повышенным давлением. Лечение заключается в назначении антибактериальных препаратов, губительно воздействующих на микобактерии туберкулеза. В качестве этиотропной терапии назначаются Фтивазид, Стрептомицин, ПАСК.

Менингококк

Часто заболевают дети первых трех лет жизни. К характерным признакам заболевания относятся: ухудшение общего самочувствия (повышение температуры, рвота без тошноты, беспокойство и др.). У новорожденных и детей до года сильно выбухает родничок и присутствуют менингеальные признаки.

Доказывают природу заболевания своеобразные высыпания с кровоизлиянием внутри по форме напоминающие мелкие звезды. Они слегка приподняты над уровнем кожи и возникают на нижних конечностях, спине. Спустя время возможно воспаление суставов и оболочки глаз. Если взять спинномозговую жидкость, то она мутная, в ней обнаруживается большое содержание лейкоцитов, белка, а также менингококки – возбудители заболевания. Они же обнаруживаются и в кожных соскобах, а также во внутрисуставной жидкости.

Прогноз исхода данного вида менингита для жизни серьезный. Лечение заключается в назначении антибиотиков: менингококк чувствителен к пенициллину. Вместе с ним могут быть назначены сульфаниламиды, а также кортикостероидные препараты.

Полиомиелит

Это заболевание вирусной природы, которое передается преимущественно через грязные руки, а также через воздух, и поражает главным образом некоторые отделы спинного мозга. Скрытый период длится не более 10 дней. Симптомы заболевания у новорожденных зависят от стадии заболевания. В препаралитический период наблюдаются общие признаки интоксикации, недомогание. Симптомы, характерные для поражения нервной системы: сонливость, судороги конечностей, бред, болезненность при пальпации мышц конечностей и др.

В паралитический период наблюдаются типичные парезы (частичная парализация) и параличи (полные парезы). Тяжелая форма заболевания сопровождается поражением жизненно важных центров мозга, что может привести к гибели ребенка. В восстановительный период отмечается полное или частичное выздоровление. В период остаточных явлений наблюдаются симптомы парализации, свидетельствующие о поражении нервной системы.

Лечение сводится к немедленной госпитализации и введении гамма-глобулина.

Предупредить данное заболевание возможно, если не игнорировать обязательную вакцинацию.

Энцефалит

Воспалительный процесс в тканях головного мозга, как у ребенка, так и у взрослых, называется энцефалитом. В зависимости от природы он может быть вирусный (например, клещевой), вторичный, и энцефаломиелит (часто у новорожденных после перенесенного гриппа, краснухи и др.). Общие характерные симптомы: быстрое начало развития заболевания, изменение сознания вплоть до развития комы, сонливость, судорожное состояние, возникновение парезов и менингеальных симптомов. У ребенка может быть нарушено дыхание, наблюдается расстройство зрения.

Детей с подозрением на энцефалит госпитализируют и проводят следующие терапевтические мероприятия. При клещевом энцефалите вводится сыворотка; при энцефалите, который возник на фоне введенной вакцины, вводится гамма-глобулин, назначаются антибиотики. По показаниям вводятся препараты, устраняющие судороги, температуру, перебои в работе сердца у новорожденных.

Любой из вышеперечисленных симптомов требует незамедлительного обращения к специалисту. В противном случае ухудшение состояния может привести к серьезным изменениям здоровья или смерти ребенка.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Нервную систему подразделяют на центральную (ЦНС) и периферическую. Ее деятельность отвечает за работу всего человеческого организма и обеспечивает взаимосвязь всех систем и органов. Благодаря нервным окончаниям обеспечивается чувствительность тела человека и его способность к движению.

важно Как показывает медицинская практика, не существует таких детских болезней, которые не отражались бы на нервной системе. Чем младше пациент, тем более своеобразно реагирует и нервная система.

Аффективно-респираторные приступы (задержка дыхания)

Когда ребенок плачет, происходит задержка дыхания, в легких не хватает воздуха, отмечается покраснение, затем посинение, и малыш перестает дышать. В таком случае возможно кислородное голодание, а иногда и судороги.

Лечение : предоставить доступ свежего воздуха, перевернуть ребенка так, чтобы запавший язык не препятствовал дыханию.

информация Можно умыть ребенка холодной водой, но не предлагать пить, потому что малыш во время приступа не может глотать.

Чтобы не допустить задержку дыхания, нужно отвлечь ребенка и избегать конфликтных ситуаций. В этом случае нужно проконсультироваться с врачом во избежание эпилепсии и нарушения ритма сердца.

Нарушения сна

  • Ночные кошмары . Возникают при нарушениях дыхания (астма, ), травмах, если в помещении душно или жарко. Такие нарушения случаются в возрасте 8-9 лет.
  • Страхи : малыш просыпается с криками, не узнает окружающих, его трудно успокоить, у него учащенное сердцебиение, расширены зрачки, искажено выражение лица. Через пару минут ребенок успокаивается и сам засыпает. Проявляются в 4-7 лет.
  • Лунатизм (хождение во сне, сомнамбулизм): ребенок поднимается с кровати, ходит по комнате, разговаривает, может сходить в туалет и снова укладывается спать в свою или другую постель.

Лечение : при ночных страхах, снохождении и кошмарах необходимо успокоить ребенка, уложить в кроватку, но не будить. Необходима консультация врача, который назначит легкие успокоительные препараты. Не допускайте, чтобы перед сном малыш смотрел фильмы или сказки, которые могут , не оставляйте открытыми двери и окна, придерживайтесь режима дня. Все активные и подвижные игры оставьте на утро, вечером почитайте сказку, послушайте спокойную музыку.

Неловкость

Все малыши слегка неловки, что проявляется, когда ребенок учится самостоятельно одеваться, ходить держать ложку и т.д. Но когда неудачи ребенка вызывают у него раздражительность и беспокойство, родителям следует обращаться к специалистам: невропатологу и психологу с целью определить причину и характер нарушений как можно раньше. В случае если обнаружено поражение мозга, не стоит отчаиваться, т.к. существует множество способов коррекции и лечения таких нарушений.

Повышенная возбудимость

Характеризуется , но и беспокойством ребенка. Таким детям трудно сконцентрироваться, они совершают много лишних движений, когда что-то делают, у них происходит быстрая перемена настроения, случаются частые приступы гнева.

важно Очень важно провести коррекцию такого поведения как можно раньше, т.к. оно может стать причиной антисоциальных поступков в более взрослом возрасте.

Может стать причиной для подобного расстройства. При необходимости можно обратиться за помощью к психиатру, невропатологу или аллергологу.

Основные причины заболеваний нервной системы

  • Наследственность: когда в близком окружении ребенка есть случаи алкогольной или наркозависимости, психические расстройства, болезни нервной системы.
  • Экология: большое значение имеет та экологическая обстановка, в которой находится будущая мама малыша.
  • Инфекционные заболевания , перенесенные женщиной в период беременности и в раннем возрасте ребенка.
  • Психоэмоциональные потрясения , недосыпание.
  • Воздействие ядов и токсических веществ.
  • Различного рода опухоли .
  • Недостаток витаминов и питательных веществ.
  • , что характерно для маленьких детей.
  • Психотип ребенка: у легковозбудимых детей случаи расстройства нервной системы отмечаются намного чаще.

Профилактика

Самой лучшей профилактикой болезней является укрепление НС детей. Разработан эффективный комплекс способов, использование которого не только успокоит вашего ребенка, но и улучшит его психическое, эмоциональное и нервное состояние. Эти методы ориентированы на вызов положительных эмоций, включают расслабляющий массаж, правильное питание, корректировку режима сна и отдыха для маленьких пациентов, лечебную физкультуру.

Чтобы ваше чадо было эмоционально уравновешенным и психически здоровым, наблюдайте за малейшими изменениями в его поведении и вовремя консультируйтесь со специалистами. Как известно, ранняя диагностика заболевания - залог успешного исхода его лечения.