Отечественная наука и медицина в XIX – начале XX вв.

Как указывается в Большой медицинской энциклопедии (том 2.1, стр. 250, 1983 г.): «Профилактика зародилась в связи с попытками эмпирического поиска средств предохранения от болезней и несчастных случаев в виде элементов индивидуальной и личной гигиены. Возникновение общественной профилактики связано с развитием государства и обязанностей его органов и учреждений по осуществлению предохранительных мер в первую очередь от массовых заболеваний населения».

Уже в первобытной общине были сформированы определенные санитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Народная медицина в то время располагала рядом профилактических гигиенических приемов (физические методы, профилактический прием лекарств и др.). Гигиенические рекомендации, включая режим дня, гимнастику, чистоту тела, регламентации сна и приемов пищи и др., вошли в обиход многих народов и нашли отражение даже в религиозных установлениях (например, Моисеевы заповеди и др.).

В сочинениях врачей Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции и других стран содержатся рассуждения о профилактике, которой отдается предпочтение по сравнению с лечением болезней. Великий Гиппократ говорил: «...не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

Образ жизни древних египтян был целесообразно урегулирован, в нем было очень много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать все тело прохладной водой, поощрялись занятия спортом, гимнастика и некоторые виды спорта входили в число занятий во всех древнеегипетских школах.

В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спарте существовала целая система правил гигиенического и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусматривались меры санитарного характера (правила пользования водой, контроль за пищевыми продуктами и др.).

В средние века в связи с широким распространением инфекционных болезней были разработаны и законодательно оформлены различные противоэпидемические мероприятия. Гигиеническими советами арабских и европейских медиков предписывались умеренность в потреблении пищи, поддержание чистоты тела, воздержание в употреблении вина, рациональный образ жизни. Большую известность получили профилактические меры, изложенные в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.), одна из заповедей которого гласит: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище».

Значение профилактических мер высоко ценили средневековые врачи Армении, Грузии, Средней Азии. Особое место в развитии профилактики занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», первостепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физическим упражнениям. По сути, он в поэтичной форме изложил основные принципы профилактической медицины.

Здоровье сохранить — задача медицины.
Болезней суть понять и устранить причины...
Не забывай о том,
Что от болезни лучшая защита,
Лечить болезнь, пока она сокрыта.
И снова повторю: лечи причины,
В том главный принцип нашей медицины.


Вплоть до XVIII—XIX вв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы их развития. Так, Э. Дженкер произвел прививки против оспы в 1796 г. — более чем за 100 лет до открытия возбудителя этой болезни. Или другой пример: люди умели предупредить развитие цинги (например, употреблением квашеной капусты в рационе морских экспедиций) задолго до открытия витамина С, дефицит которого является причиной развития данной болезни.

В эпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию профилактической медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. В частности, Ф. Бэкон считал укрепление здоровья, искоренение болезни, продление жизни человека основными задачами медицины.

Несомненно, что отечественная медицина находилась под определенным влиянием медицинских воззрений Запада и Древнего Востока (рукописи, книги, иностранные врачи, отечественные медики, совершенствующие свои знания в клиниках Запада). Особенно эта тенденция становилась ощутимой по мере развития медицинской пауки. В этом отношении можно говорить об интернационализации медицинской науки. И в этом ничего удивительного нет, так как открытия в науке в одной стране становятся достоянием и других стран. «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир» (Сантаяна).

Вместе с тем нередко зарубежные авторы пишут о том, что де, мол, основы профилактической медицины были заложены на Западе, а не в «дремучей» Руси. К сожалению, по невежеству или другим мотивам, об этом говорят и некоторые наши авторы, что не соответствует действительности. Не о таких ли авторах говорил М.Е. Салтыков-Щедрин: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына».

Постараемся показать, что профилактическая направленность всегда являлась сутью, основным принципом нашей отечественной медицины.

Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА - накопленная народом в процессе исторического развития совокупность эмпирических знаний о проявлениях болезней, лечебных свойствах растений, веществ животного, минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на предупреждение и лечение болезней.

Н. м., в отличие от научной, не основывалась на теоретических предпосылках, знании физиологии, обоснованных представлениях о действии применяемых леч. средств. Выбор целебных средств и приемов производился эмпирически.

Н. м. возникла при первобытнообщинном строе. Леч. помощь раньше всего стала оказываться при травмах, отравлениях, родах, уходе за новорожденными. К более позднему периоду относится возникновение нек-рых специальных приемов лечения заболеваний с выраженными признаками (лихорадки, поражений кожи и др.).

С древних времен были известны целебные свойства не только ряда средств растительного и животного происхождения, но и минеральных вод, леч. грязей, климатических факторов, массажа. Охота и употребление в пищу мяса животных привнесли в Н. м. нек-рые представления об анатомии. Наивно-материалистические представления первобытного человека об окружающей действительности и ее влиянии на здоровье и болезнь уживались с мифологическими, позднее и с религиозно-мистическими.

Исторически Н. м. тесно связана со знахарством (см.); в ней имеется немало нерациональных и вредных средств и приемов, в т. ч. связанных с религиозными культами.

В рамках Н. м. существовала обширная ее область - народная гигиена, представлявшая собой обобщенный опыт народа по сохранению здоровья, работоспособности и нашедшая выражение в приемах обработки пищи, защиты от болезней, в т. ч. особенностях постройки жилищ, распорядке жизни и т. п. Подтвержденные опытом столетий народные гиг. знания были более обоснованы и носили более рациональный характер, чем те, к-рые относились к лечению болезней.

Сведения, накопленные Н. м., получили отражение в трудах крупных врачей древности: Сушруты, Гиппократа, К. Галена, А. Целъса, а позднее в произведениях Ибн-Сины и др. В средние века в странах Западной Европы Н. м. продолжала развиваться и являлась источником медпомощи для неимущих классов, особенно в сельских местностях.

На Руси, начиная с эпохи раннего феодализма (в Киевской Руси) и позднее в Московском государстве, отмечалась своеобразная «специализация» народных лекарей (см. Лекарь); выделялись «кровопуски», «костоправы», «очные» лекари, лекари, занимавшиеся лечением грыж, и др.

С появлением письменности ряд положений Н. м. стал записываться и распространяться в виде специальных книг - вертоградов, травников (см. Зелейники), лечебников (см.).

Б.Ф. Груздев описал более 300 таких русских книг, относящихся к 16 - 17 вв.

В Н. м. той или иной страны часто прослеживались влияния соседних или других стран. Так, сведения об индийской, тибетской медицине и Н. м. других стран Востока встречаются в древнерусской рукописной литературе начиная с 11 в.

Н. м. народов России изучалась участниками научных экспедиций в конце 18 в. П. С. Палласом, Гме-лином (J. Gmelin), И. И. Лепехиным, С. П. Крашенинниковым, В. Ф. Зуевым и др.

В 19 в. основоположники отечественной клинической медицины М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, Н. И. Пирогов и др. также изучали отдельные лечебные приемы и лекарственные средства, применявшиеся Н. м., и в нек-рых случаях вводили их с соответствующим научным обоснованием в практику.

Советская мед. наука берет из тысячелетнего опыта Н. м. все ценное, рациональное, очищая ее от религиозно-мистических наслоений.

В частности, изучение растительных леч. средств (см. Лекарственные растения), применявшихся в Н. м., проводится во Всесоюзном научно-исследовательском ин-те лекарственных растений и его филиалах.

Библиография: Богоявленский Н. А. Индийская медицина в древнерусском врачевании, JI., 1956; он же, Древнерусское врачевание в 11-ом- 17-ом вв., М., 1960, библиогр.; он же, Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом, JI., 1970; ВысоцкийН. Ф. Очерки нашей народной медицины, Зап. Моск. археологическ. ин-та, т. 11, с. 1, 1911; Груздев Б.Ф. Русские рукописные лечебники, Л., 1946; Змеев JI. Ф. Чтения по врачебной истории России, Спб., 1896; Крючок Г. Р. Очерки истории медицины Белоруссии, Минск, 1976, библиогр.; Оганесян JI. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней, ч. 1 - 5, Ереван, 1946-1947; П а л к и н Б. Ц. Очерки истории медицины и здравоохранения Западной Сибири и Казахстана в период присоединения к России, Новосибирск, 1967; Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины, М., 1962; П о-п о в Г. Русская народно-бытовая медицина, Спб., 1903; Российский Д. М. История всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения, М., 1956; С к о-риченко -Амбодик Г. Г. Гигиена в доисторические времена, Спб., 1895; Ф л о р и н с к и й Б.М. Русские простонародные травники и лечебники, Казань, 1879; Ч а р у к о в с к и й А. А. Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1 - 5, Спб!, 1844-1847; Шенгелия М. С. История медицины Грузии, Тбилиси, 1967; Эфендиев И. К. История медицины в Азербайджане с древнейших времен до 19-го века, Баку, 1964, библиогр.

МЕДИЦИНА В ДРЕВНЕЙ РУСИ (I X-XIII вв.) И МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ (X V-XVII вв.)

С конца IX века началось образова­ние государства, получившего название «Русь». Значение создания древнерусского госу­дарства «Киевская Русь» заключалось в том, что: 1) оформилась территория государства; 2) стала формироваться народность; 3) утверждаться стали феодальные отношения; 4) начал создаваться аппарат власти и феодальное войско; 5) появляются первые законодательные акты; 6) получила развитие культура.

Родоначальником всех киевских кня­зей считается князь Игорь. После смерти Игоря стала править княгиня Ольга. Она провела ряд ре­форм: административно-налоговую, выделив специальных лю­дей - сборщиков налогов (тиутов), собиравших дань в админи­стративных центрах (погостах). С 964 г. стал править князь Святослав. Он присоединил хазарское царство. В 980 г. князь Владимир стал во главе Киевской Руси.

В 988 г. в правление Владимира происходит принятие христианства, как государственной религии.

Значение принятия христианства на Руси:

Большое этническое значение: оно консолидировало русскую народность;

Большое политическое значение: единые государственные законы, единая церковь, заменившая различные культовые обряды;

Социальное значение: формирование господствующего класса вокруг Киевского князя.

После смерти Владимира, в 1019 г. во главе государства становится его сын Ярослав, прозванный Мудрым. В 1073 г. к власти приходит его сын Всеволод Ярославович.

Медицина Древней Руси. Существовала народная медицина. Ее представители были волхвы (знахари), ведуны, ведуньи, ведьмы (ведать происходит от слова - знать), кудесники, чаровницы. Их считали посредниками между силами природы и человеком.

Ремесленническая медицина, к ней относились лечцы, существовали целые семейные школы. В своей практике лечцы использовали лекарства, приготовленные из трав (полыни, крапивы, подорожника, багульника, листьев липы, березы, коры ясеня, можжевельника). Встречались лекарства животного происхождения: мед, сырая печень трески, кобылье молоко, панты оленя. Из минеральных средств в качестве лекарства использовались уксус, медный купорос, порошок камня хризолит. Лечцы имели свое профессиональное направление: кровопуски, зубоволоки, костоправы. В «лечебниках» (книгах о медицине) встречалось описание болезней: лихорадки, почечуйной болезни (геморрой), даны в них описания некоторым оперативным вмешательствам (резанию): черепосверлению, чревосечению (только на мертвой женщине) с целью спасения жизни ребенка), ампутации. Использовались в качестве хирургических инструментов: пилки, ножи, долота, топоры, щупы, их стерилизовали огнем. Раны обрабатывались водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли. Для извлечения металлических осколков использовались магнит. Для усыпления больного в момент операции применяли мак, сок мандрагоры и вино. Позднее появились сборники лекарств (травники). Все вышеописанные представители ремесленной медицины относились к светскому направлению врачевания, носившему удельный характер (были киевские, черниговские, муромские лечцы).

В период ХI-ХII веков светская медицина полностью «уходит» в монастыри. Вначале монастырская медицина предназначалась только для населения, жившего на монастырских землях, затем помощь стали оказывать в монастырских приютах паломникам, затем людям, бежавшим в монастырь при эпидемиях, во время военных действий. Монастырские больницы расширялись, принимали всех, уже в XII в. на Руси было около 70 монастырских больниц.

В 1091 г. Митрополит Ефрем в г. Переярославле при монастыре создает монастырскую больницу и приглашает в нее светских лечцов. Если ремесленная медицина имела опыт народной, связывала себя с язычеством, то и церковная медицина, хотя и преследовала ведунов и ведуний», тоже отличалась мистическим характером. Древнерусские требники содержат молитвы к «святым целителям», каждая из них была направлена против определенной болезни: водянки, бессонницы, душевной болезни и т.д.

У большинства монахов было происхождение крестьянское, и поэтому они охотно использовали рецепты народной медицины. Широкой известностью пользовалась монастырская больница при Киевско-Печерской лавре. Известны имена монахов - врачевателей: Антония. Алимпия, Агапита, последнему приписывается врачевание самого князя Владимира Мономаха.

Светская (ремесленная) медицина была платной и резко себя отделяла от монастырской и от языческого знахарства. В 1073-1076 гг. появляются медицинские книги «Изборники», в которых подробно описывается труд резальников (хирургов), операции, проводимые ими (ампутирование конечностей, удаление поверхностных опухолей и т.д.), в литературе XII века упоминается о женщинах - лекарках, о бабках - костоправах и массажистках. Все лекари этого периода ценили высоко целебное свойство бани, в ней принимали роды, осуществляли уход за новорожденными, лечили простуду, болезни суставов и кожи.

Русское православие и вопросы здравоохранения. Общей основой православия и медицины с древнейших времен являлись милосердие и благотворительность. Милосердие, как категория нравственности, родилось вместе с человеческим обществом. В развитии как частной, так и общественной благотворительности большую роль сыграло христианское православие. На Руси никогда не оставляли «умирать» стариков, больных взрослых и детей. Милосердие и благотворительность с древнейших времен связано с медицинской деятельностью врачевателя», об этом говорят многочисленные монастырские больницы, богадельни при монастырях, оказывающие помощь не только больным, но и всем раненым во время войн, во время эпидемий и стихийных бедствий.

Медицина в Московском государстве. Развивалась народ­ная медицина. Источниками ее изучения являются многочис­ленные «лечебники», «травники», а также историко-бытовая повесть «о Петре и Февронии Муромских». В XIV-XV вв. в русских летописях упоминается о 12 эпи­демиях. Мысль о «прилипчивости» данных болезней приве­ли к ряду предохранительных мер: изоляция больных (оцепление войсками неблагоприятных мест, переселение в более безо­пасные места), сжигание вещей, окуривание их дымом, провет­ривание, мытье вещей. В 1620 г. был организован Аптекарский приказ. По приглашению Ивана Грозного в Москву на царскую службу прибыл врач английской королевы Роберт Якоб. В 1672 г. была открыта аптека уже при царе Алексее Михайловиче, она располагалась в новом гос­тином дворе, в 1682 г. открыта была третья аптека при граждан­ском госпитале у Никитских ворот. Снабжение аптек лекарст­венными средствами шло различными путями: первоначально все сырье привозили из Англии, затем стали закупать его в зелейных лавках, затем появился указ, обязывающий собирать травы в различных губерниях. Стали создаваться специальные «аптечные ого­роды». С открытием аптек расширялись функции Аптекарско­го приказа. Во второй половине XVII века в его функции входило не только руководство аптеками, аптекарскими огородами и сбором лекарственного сырья, но и вопросы организации здра­воохранения,. Приказ контролировал приглашение иноземных докторов, кон­тролировал их работу и оплату, проверял «докторские сказки» (истории болезни), снабжал медикаментами войска, организо­вывал карантины в период эпидемий, проводил судебно-медицинскую экспертизу и наконец при приказе в 1654 г. нача­лась подготовка российских лекарей. Сначала она носила ре­месленный характер: ученик прикреплялся к одному или не­скольким лекарям, затем работал помощником и т.д. Аптекар­ский приказ взял под государственный контроль обучение в ле­карской школе: ученики стали набираться из семей духовенства, стрельцов, «служивых» людей. Обучение включало: сбор трав, работу в аптеке, и практику в полку. Изучали латинский язык, анатомию, «фармацию», диагностику, во время военных дейст­вий открывались курсы «костоправных» наук. Преподавание было наглядным и у постели больного, анатомию изучали на костных препаратах. Был переведен на русский язык курс А. Везалия по анатомии «Эпитоме». За 50 лет своего сущест­вования школа выпустила 100 лекарей, их обучение велось от 5 до 7 лет. Гражданским лицам лекарская помощь оказывалась на дому и в бане, военным - в госпиталях.

Первые больницы. При монастырях стали строиться боль­ницы, в 1635 г. при Троице-Сергиевской лавре, больничные па­латы при Ново-Девичьем монастыре. В 1652 г. две гражданские больницы были организованы боярином Ртищевым в своих до­мах. В 1682 г. уже были построены 2 государственные больни­цы и открыта Греко-славяно-латинская академия.

Первые доктора медицины из Российских людей появи­лись в XV веке: Георгий из Дрогобыча (1450-1494), получивший степень доктора медицины и философии в Болонском универси­тете (Италия, 1476), в дальнейшем он стал ректором этого уни­верситета (1481-1482), затем работал в Венгрии (1482-1485) и в Краковском университет (1485). В 1512 г. степень доктора ме­дицины в г. Падуя (Италия) получил Франциск Скорина из Полоцка (Белоруссия), первопечатник и просветитель, он работал в Праге, Вильно, Кенигсберге. Позднее в (1696) в Падуанском университете степень доктора медицины был удостоен П.В.Посников. Это был первый доктор, вернувшийся в Россию с иноземным дипломом. В 1701 г. он стал первым российским доктором, зачисленным в Аптекарский приказ. Впоследствии он служил российским послом и дипломатом в Голландии, Фран­ции, Англии. Он был очень образованным человеком своего времени.

Увеличился штат Аптекарского приказа, уже через 50 лет его существования штат насчитывал 80 человек.

МЕДИЦИНА В XVIII в. В РОССИИ

Краткая характеристика эпохи. Россия по-прежнему оставалась феодальным государством и во многом уступала в экономическом развитии европейским странам: Англии, Голландии, Германии. Устарела система государственных учреждений, не было регулярной армии, а та которая была, казалась недостаточно надежной. Для выгодной торговли с «цивилизованным миром» у России не было выхода к Балтийскому и Черному морям.

Петр I (1682-1725), вступивший на престол, начал проводить реформы, направленные на укрепление Российского государства. Прежде всего это были военные реформы, которые сводились к следующему: создание сильной регулярной армии, способной побеждать противника, создание вновь военно-морского флота. По указу Петра I проведен был рекрутский набор по 1 рекруту с посадского двора для прохождения службы в течение 20 лет. Обучение в армии проводилось по вновь введенным военным и морским уставам. Для того, чтобы одеть и обуть вновь созданную армию, начинает развиваться мануфактурная промышленность. Для вооружения армии наблюдается рост металлургической промышленности. На верфях строились корабли. Развитие мануфактур требовало притока большого количества людей, так как труд был ручной. Появился новый слой общества, так называемые «работные люди», большинство из них были «приписные крестьяне», т.е. проживающие па территории мануфактуры. В 1721 г. издается указ, по которому заводчикам разрешается покупать крепостных крестьян для работы на мануфактурах.

Регулярная армия позво­лила Петру I успешно закончить Северную войну, в результате этой победы к России были присоеди­нены г.Дерпт (Тарту), Нарва. В результате победы Петра в Полтав­ской битве к России отошли страны При­балтики и часть Ка­релии.

Боярская дума в 1711 г. заменяется Сенатом, в 1720 г. Приказы заменяются Коллегиями. В 1708 г. в России вводится губернское деление территории, соз­дается 8 губерний, в 1717 г. еще три. Во главе каждой губернии назначается генерал-губернатор со штабом чиновников. Во главе духовной коллегии (Синода) на­значается светское лицо, а не священник. Церковь при Петре I лишается привилегий.

Реформы Петра I , направленные на организацию медицинского дела в России в XVIII в.

Согласно указу 1721 г. запрещается торговля лекарствами на рынках, открываются вольные (частные) аптеки, сначала в Москве, затем в Петербурге и в других городах. Аптекарский приказ был заменен сначала коллегией, а затем медицинской канцелярией, управляющей всеми организационные основами в медицине. В 1716 г. во главе ее стал П.З.Кондоиди, грек по происхождению, лично пригла­шенный Петром. В обязанности канцелярии входило: санитар­ный надзор за продажей продуктов на рынках, нарушители ка­рались не только штрафом, но и битьем кнутом. Под началом канцелярии началось изучение северных минеральных вод (Олонецкие), была построена инструментальная изба (завод) по производству медицинских инструментов. Производился кон­троль за выпуском медицинских пособий, создавалась русская медицинская терминология. В 1756 г. открывается первая меди­цинская библиотека. Занимается канцелярия вопросами обеспе­чения медицинскими кадрами в армии: в роте - 1 цирюльник, в полку - 1 лекарь, в дивизии - 1 «дохтур», помимо лечебной ра­боты, в его обязанности входит санитарно-гигиеническая обра­ботка помещения, создание санитарных условий для приготов­ления пищи. Не обошла вниманием медицинская канцелярия и разбор таких вопросов на государственном уровне, как высокая детская смертность, материнская смертность, здоровье вне­брачных детей. По указу Петра I (1721) создаются приюты для подкидышей и внебрачных детей.

Становление высшего медицинского образования в России в XVIII в . Появление высшего медицинского образо­вания связано с именем Николая Бидлоо (1670-1735), хирурга, анатома, доктора медицинских наук, лично приглашенного Пет­ром I из Голландии. В 1705 г. Н.Бидлоо для развития анатомии открывает анатомический театр, издает переводные анатомиче­ские учебники. В 1706 г. он открывает в Москве первый госпи­таль, а в 1707 г. - госпитальную школу при нем. Это было пер­вое высшее учебное заведение в России для подготовки докто­ров, через год аналогичные школы были открыты в Петербурге, Харькове, Кронштадте. Набор учеников проводился из духов­ных семинарий и славяно-греколатинской академии. Обучение продолжалось в течение 5-7 лет, а иногда и 11 лет. После 3-летнего обучения присваивалось звание подлекарь, а после 5-7 лет - лекарь. В 1735 г. медицинская канцелярия во главе П.З.Кондоиди издает указ об обязательном вскрытии трупов при обучении анатомии; в это время анатомия в школах преподава­лась видными анатомами, докторами наук К.Щепиным (1728-1770), В.Протасовым (1724-1734), составившими первый анато­мический русский атлас. В 1753 г. медицинская канцелярия вво­дит обязательное семилетнее обучение, и помимо анатомии обя­зательными предметами становятся физиология, акушерство и женские болезни. В 1786 г. госпитальные школы переименова­ны в медико-хирургические училища, затем в академии, к 1798 г. уже было выпущено 3000 врачей.

В медицинском обслуживании в России в XVIII веке про­изошли крупные изменения. В 1737 г. по указу медицинской коллегии в крупных городах утверждены были должности - го­родские лекари, в уездах - уездные лекари. В 1745 г. были соз­даны Приказы общественного призрения, которые были обяза­ны в первую очередь обеспечить социальную и медицинскую помощь малоимущим слоям населения за счет государства. Эта помощь оказывалась в богадельнях, больницах, родильных до­мах и детских приютах бесплатно за счет денег, поступающих в Приказ из казны, а также благотворительных перечислений от местных дворян, купцов и других общественных организаций.

Большие заслуги в реформировании медицинского обес­печения населения в России в XVIII веке принадлежит С.С.Андриевскому, который был Астраханским губернатором (1808-1811). Именно ему принадлежит инициатива о создании в каждом губернском городе в 1794 г. врачебной управы - главно­го медицинского управленческого учреждения на местах. В проект структуры управы вводились должности: инспектор, хи­рург и акушер, в - уездную управу - доктор или лекарь, старший и младший ученики. По его же инициативе дополнительно в гу­берниях вводились должности 2-х повивальных бабок (акушер­ки) и одна повивальная бабка в уезде. При городской врачебной управе должна быть организована больница на 50 кроватей за счет средств казны. При многих врачебных управах стали орга­низовываться медицинские школы для подготовки медицинских сестер. В 1800 г. Андриевским был разработан новый карантинный Устав.

Развитие общественной медицины. Истоки зарождения общественной медицины необходимо связывать с организацией Вольно-экономического общества, (ВЭО) в 1756 г. Несмотря на то, что учредителями его были не медики, однако в деятельности ВЭО активно работали Д.Самойлович, Н.Максимович-Амбодик, А.Протасов. Они вели медико-просветительскую работу среди простого народа, читали публичные лекции на медико-гигиенические темы, и первен­ство здесь принадлежит С.Г.Зыбелину, уделявшему большое место борьбе с инфекционными заболеваниями, в первую оче­редь с оспой. С 1766 по 1775 гг. ВЭО в России выпустило 9 спе­циальных брошюр, где рассматривались все профилактические меры против оспы. Именно с этого периода в России проводится оспопрививание населения во взаимодействии с медицинской коллегией и ВЭО. В России в XVIII веке стали быстро распро­страняться кожно-венерические заболевания, первые публика­ции об их распространении отмечаются на страницах трудов ВЭО. В ответ на это явление быстро организуются специальные больницы с отменой оплаты за лечение, а уклонявшимся от ле­чения выносились специальные штрафные санкции. В 1778 ВЭО составляет российскую фармакопею.

Именно в XVIII веке в России внедряются методы санитарной статистики, в первую очередь это связано с именем Пет­ра I и с его «ревизскими сказками». В 1722 г. изданный Петром ""Духовный Регламент» обязывает всех священников вести запи­си в церковных книгах о рождении младенцев мужского пола и каждые четыре месяца отправлять отчет в медицинскую колле­гию о количестве умерших и вновь родившихся.

Государственный деятель России, историк, географ, спод­вижник Петра I, создатель военной промышленности В.Н.Та­тищев (1686-1750) составляет в 1724 г. обширный вопросник, состоящий из 198 пунктов, включающий сведения о «повальных болезнях» и средствах их лечения на местах. Так как он был большой и неудобный, то М.В.Ломоносов позднее составляет более компактный (30 пунктов) и рассылает его по России. Дан­ные вопросники послужили началом будущих медико-топографических исследований в России.

М.В.Ломоносов (1711-1765) неоднократно обращал вни­мание на охрану здоровья российского народа. В 1761 г. он со­ставляет обширное письмо «О размножении и сохранении рос­сийского народа» к государственному деятелю России, графу Шувалову. Письмо это явилось результатом глубокого анализа и научного исследования причин, влияющих на состояние здоро­вья населения. Ломоносов показал, какой ущерб приносит здо­ровью населения высокая детская и материнская смертность. Он на недостаточное количество лекарей и аптек, плохую помощь при родах, осуждал обычай крестить детей в холодной воде, получавших при крещении заболевание легких. Осуждал Ломоносов и некоторые обычаи, существующие в быту, это не­правильное питание во время постов и праздников, «неравные браки по возрасту», не способствующие деторождению. Вместе с тем Ломоносов указывал конкретные задачи, стоящие перед государством: строгий учет новорожденных, подготовка за ка­зенный счет врачей из «прирожденных россиян», повивальных бабок, выпуск новых учебников по медицине.

Развитию санитарной статистики способствовали и пер­вые работы С.Г.Зыбелина, Н.М.Максимович-Амбодика. В общем развитии медицины в XVIII столетии сыграло большую роль и развитие книгоиздательства, за этот период в России было выпущено 200 медицинских книг, в 1792 г. вышел первый государственный медицинский журнал, «Санкт-Петербургские ведомости».

МЕДИЦИНА В первой половине XIX в. В РОССИИ

Краткая характеристика эпохи. В I половине 19 века Россия становится одним из крупней­ших государств в Европе. Законодательная, исполнительная и судебная власть соединена в одном учреждении - Государственном Совете (1810), но все решения Совета утвер­ждаются царем. В 1801 г. Грузинский царь Георгий XI отказался от престола в пользу русского царя. В 1813 присоединены к России Дагестан и северный Азербайджан. В 1812 г. рус­ско-французские отношения окончательно ухудшились, что привело к Отечественной войне 1812 г.

Вопросы здравоохранения и медицины в программных документах декабристов. Правители многих европейских государств пытались со­хранить у себя монархический строй, в том числе и Россия, но буржуазные революции в Европе (Англии, Бельгии, Нидерлан­дах, Франции и т.д.) оказали глубокое влияние на процесс ломки феодальных отношений. Передовые представители дворянства, и прежде всего военного, позором считали для России сущест­вование крепостного права. После окончания Отечественной войны все ждали новых реформ, позволивших жить достойно русскому народу-победителю, но их не было, мало того, посте­пенно наступал период реакции.

В этих условиях стали организовываться тайные общест­ва, прежде всего из офицеров, стремившихся к свержению кре­постного права. В 1817 г. создается «Союз благоденствия», чле­ны которого помимо свержения крепостного права в своей дея­тельности определяют четыре направления: человеколюбие, об­разование, правосудие и общественное хозяйство. Вопросы здравоохранения и медицины входили в раздел человеколюбия, задачи которого определялись строительством новых больниц, улучшением медицинского обеспечения бедного населения, проведением широкой просветительской работы.

После распада «Союза благоденствия» в 1821 г. объеди­няются между собой «Северное» и «Южное» тайные общества военных революционеров. У них была составлена программа действий, называвшаяся «Русской правдой», явившейся соци­ально-политическим документом дворянских революционеров, в основу которого было положено устранение самодержавия с помощью военной силы.

В «Русской правде» был раздел, посвященный вопросам медицины и здравоохранения, в нем предусматривалось: 1) обобществление всех медицинских учреждений; 2) исключение благотворительности, как унижающей достоинство человека; 3) оказание бесплатной медицинской помощи всем больным; 4) в каждой волости предполагалось построить сиротские дома с родильным отделением и госпитали для инвалидов. Одним из авторов этой программы являлся руководитель декабристского восстания П.Пестель, который считался одним из крупнейших социологов начала XIX века. Известны его работы по изучению медицинского обеспечения в войсках в период военных дейст­вий. Он дал подробный статистический анализ смертности в войне 1812 г. и статистически подтвердил, что она была в вой­сках выше от заболеваний, нежели от ранений и прямого попа­дания. П.Пестелем была также предложена организация меди­цинской помощи в сельской местности. В 53 губерниях он пред­лагал создать специальные врачебные участки, которые могли бы обеспечить медицинской помощью 5000 человек. Обязатель­но во врачебном участке должна была быть больница с родиль­ным отделением. Вся медицинская помощь предполагалась быть бесплатной. Принцип организации бесплатной медицинской помощи в сельской местности был составлен П.Пестелем в то время, когда еще ни один врач не переступил порог крестьян­ского дома.

Таким образом, декабристы первыми в России предложи­ли государственное бесплатное медицинское обслуживание и принцип организации сельского врачебного участка. Всем этим планам не суждено было сбыться неудачным восстанием 14 де­кабря 1825 г. Руководители восстания были казнены, а многие другие отправлены в Сибирь в ссылку, но и там декабристы продолжали просветительскую деятельность среди населения, в том числе и по вопросам медицины. В Забайкалье ими широко было проведено оспопрививание среди населения. В 1829 г. ссыльный врач - декабрист Н.Смирнов дал подробное описание эпидемии холеры в Сибири. В Иркутской области бывший флотский офицер М.Кюхельбекер свой дом отдал под постоян­ную больницу для местных жителей, организовал аптеку, на свои деньги выписывал лекарства из центральной России. В его доме не только получали медицинскую помощь, но находили приют бездомные люди. Занимался медицинской помощью и полковник в отставке М.Муравьев-Апостол. В Вилюйском крае, где он был ссыльным, особенно были распространены проказа, оспа. Он вел большую санитарно-гигиеническую работ), созда­вал условия для изоляции больных, лечил их. Строили больни­цы и другие ссыльные декабристы: поэт М.Глинка, И.Анненков и др. Под влиянием медико-просветительской деятельности де­кабристов в Сибири создаются общественные организации, ко­торые стали заниматься медицинскими проблемами, к ним от­носились Оренбургское физико-химическое (1860) и Тобольское (1864) общества.

Развитие общественной медицины в 1-й половине XIX в.

Под патронажем Александра I в 1802 году было создано «Императорское человеколюбивое общество», под контролем лиц царской семьи в 1816 г. аналогичное общество создается в Москве. Яркой страницей в отечественной истории здравоохра­нения явилась активная деятельность в этом обществе императ­рицы Марии Федоровны (1758-1828). Она отличалась незауряд­ным умом, сердечной добротой, редкой тактичностью, что по­служило поводом проявления к ней большого уважения и любви выдающихся людей своей времени, ей посвящали свои произве­дения В.Жуковский, Б.Державин, И.Карамзин. Под руково­дством Марии Федоровны члены общества приводили в лучшие состояния больницы, организовывали массовые прививки про­тив оспы, домашнее лечение, налаживали медицинскую помощь в приютах и родильных домах, в тюрьмах и исправительных домах.

Особенной заботой были окружены брошенные больные дети в Московском сирото-воспитательном доме, основанном внебрачным сыном государственного деятеля князя И.Тру­бецкого - И.И.Бецким. Здесь было создано два родильных отде­ления: «секретное» на 23 кровати и для замужних на 20 крова­тей. В первом разрешалось оставлять младенцев, и они попадали под опеку общества. Существовал сирото-воспитательный дом только на благотворительные средства, имея штат около 300 человек, и среди них было 4 должности повивальных бабок. Че­рез несколько лет на базе этих 1 отделений под руководством профессора Б.Рихтера создается институт акушерок, в котором обучалось на средства общества 10 девушек в возрасте от 15 до 18 лет. В 1805 г. под руководством Марии Федоровны в Петер­бурге открывается больница для бедных на 200 кроватей с ам­булаторным приемом 2-х лекарей; если в первый год существо­вания больницы лечилось 4 тысячи больных, то в 1813 - 20000, в дальнейшем аналогичные больницы стали открываться в других городах и стали называться в честь царской четы Александро-Мариинские.

В 1814 г. на базе Павловской больницы открывается отде­ление по обучению медицинскому уходу за больными женщин из Петербургского вдовьего дома. Для них вводится специаль­ная одежда: платье темно-коричневого цвета, белое покрывало на голову, золотой крест на широкой зеленой ленте с надписью «сердоболие». Так появился институт сердобольных вдов и одежда сестер милосердия.

Как врачам зачастую бывает сложно поставить верный диагноз пациенту, так и нелегко определить, чем же больна сама отечественная медицина. Неэффективностью? Отсутствием профессионализма? Взяточничеством? Проблем в этой области масса, поэтому и нет возможности поставить однозначный диагноз, поэтому и неизвестно, с какой стороны лучше начинать «лечение».

Очень часто от наших друзей, знакомых, коллег по работе нам приходится слышать фразы, типа: «Не пойду в больницу, само пройдет » . Иностранцам, никогда не бывавшим в наших поликлиниках, становится дико, почему же русские люди так халатно относятся к своему здоровью. На самом деле, все очень просто, хоть и очень грустно. Кто-то не уверен в квалификации врачей, поэтому не видит смысла посещать медицинские учреждения. Кто-то не хочет тратить свое время и нервы, просиживая в очередях, и наблюдая за тем, как врачи с абсолютным безразличием могут в любое время устроить себе чаепитие и еще и нахамить тебе при этом . К сожалению, ситуация в отечественной медицине такова, что люди обращаются за помощью, либо когда им нужен больничный, либо когда уже становится совсем плохо. В остальных случаях люди пытаются заниматься самолечением, что зачастую не приводит к положительным результатам. Почему же сложилась такая ситуация, что человек больше доверяет советам посторонних людей, чем квалифицированным специалистам?

Маленькие зарплаты

Естественно, проблема нехватки денег характерна не только для медицины. Мы сталкиваемся с этой проблемой, практически во всех сферах нашей жизни. Конечно, мы хотим, чтобы за 10000 рублей врач, отучившись 7 лет, ставил нам моментально точные диагнозы, назначал недорогое эффективное лечение и при этом улыбался и был вежлив. Возможно, мы очень многого хотим. Потому что врачи – тоже люди, они могут ошибаться, могут уставать, да и в конце концов, больница – это место их работы, куда они ходят, чтобы заработать деньги и прокормить свою семью. Однако, если подумать, что движет человеком, когда он принимает решение стать врачом? Явно, не многотысячные зарплаты. Скорее всего, им движет желание быть полезным, помогать людям, спасать жизни. А что потом? Я не думаю, что это желание пропадает в процессе работы. Просто исчезает юношеская наивность. Врач понимает, что этих больных людей приходят тысячи, всем помочь очень сложно, а дома своя семья и дети. Лечение людей становится для него просто работой, за которую он получает деньги. А быть со всеми улыбчивым, вежливым и сочувствующим, у него просто не хватает сил, да и в конце концов, это не входит в его обязанности. А вот если пациент захочет его «задобрить» всем известными способами, тогда в нем просыпается удивительно чуткий и заботливый врач, который способен ради своего больного на многое. Тут уже появляется и постоянное беспокойство за пациента, и улыбка, и дельное лечение. То есть вот она какая бесплатная российская медицина. И мало того, что в понятие «бесплатная» входит только осмотр, а все процедуры, обследование нужно проходить за свой счет, и в итоге вам это выльется в «кругленькую сумму». Да и еще для того, чтобы этот осмотр был на должном уровне, вам придется «отстегнуть» отдельно врачу.

Конечно, государство, зная эти проблемы, пытается бороться с взяточничеством в больницах. Медработникам подняли зарплаты, улучшили условия работы. Однако, либо привычка «материально мотивировать» врачей осталась у самих пациентов, либо у врачей осталась привычка не очень беспокоиться о больных, которые ничего не платят. В любом случае желания посещать поликлиники у людей не прибавляется.

Конечно, для людей ценящих свое время и привыкших к хорошему обслуживанию, появилась альтернатива – платные частные клиники . С одной стороны, это большой шаг вперед – посетить такую клинику можно в любое удобное время, в том числе и в праздники и в выходные дни, без очередей и потраченных нервов. Тебе будет оказано необходимое внимание, профессиональное обслуживание с использованием современных методов диагностики и лечения. Казалось бы – красота, да и только. Однако, сколько будет стоит лечение в такой клиники, знают только те, кто их посещал. Среднестатистическому рабочему, учителю, продавцу с зарплатой в 10000-15000 тысяч рублей лучше никогда не болеть. Да и хорошо, если бы и там у врачей была совесть и чувство меры. Однако своим долгом они считают отправлять не разбирающихся и готовых все отдать ради своего здоровья пациентов на разнообразные процедуры, которые стоят одна дороже другой и посылать их в определенные аптеки за дорогостоящими препаратами, потому что с аптеками заключены договора, и врачам от этого тоже идет какой-то определенный процент.

Именно поэтому выражение «здоровье за деньги не купишь», к сожалению постепенно утрачивает свою актуальность.


Непрофпригодность медработников

Чтобы стать врачом, абитуриенту нужно постараться как можно лучше сдать экзамены, пройти нелегкий отбор в медицинский университет, приготовится платить около 100000-200000 тысяч за год обучения(цены рознятся в зависимости от региона проживания), набраться терпения, быть готовым учиться, учиться и еще раз учиться, дабы совершать как можно меньше ошибок на практике, да еще и не 5 лет, как все, а 7, включая интернатуру и ординатуру.

И вот, пройдя все эти круги ада, человек может назвать себя врачом. И все бы ничего, если бы студенты, обучаясь на медицинских специальностях, были сознательнее, и учились бы не ради зачетов и дипломов, а ради получения реальных знаний. Ведь кому как не им, пригодятся эти знания на практике, ведь от качества обучения и подготовки молодых специалистов напрямую зависит жизнь и здоровье населения нашей страны.

После выхода на телевидении популярных сериалов про врачей, таких как «Доктор Хаус», «Интерны», конкурс на медицинские специальности вырос в несколько раз. Молодежи начало казаться, что врач — это веселая и интересная профессия, что именно этим им и хочется заниматься в дальнейшем. Несмотря на ошибки начинающих врачей, есть обязательно супер-доктор-Хаус-Быков, который несомненно всех спасет и с поразительной точностью поставит диагноз. И вуаля! В конце все здоровы и счастливы.

К сожалению, если и есть такие доктора в больнице, которых можно назвать поистине мастерами своего дела, их попросту не хватает на всех больных. Смотря на некомпетентное поведение интернов в сериале, все смеются. Да, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Такие «специалисты», которые «попадают пальцем в небо», и не могут отличить язву желудка от камней в почках, есть во многих российских больницах. Естественно, зная это, люди зачастую просто боятся идти в больницу, чтобы не усугубить ситуацию. Однако, непрофпригодность относится не только к молодым и неопытным врачам. Потому что ленивые и не совсем сознательные студенты были во все времена.

Часто врачи, проработавшие полжизни в больнице, способны только на то, чтобы выписывать направления к своим коллегам. Такие врачи, как правило неспособны даже поставить диагноз. Кто-то может сказать, что я преувеличиваю. Возможно. Однако, я была свидетелем того, как опытные врачи человека с инфарктом лечили сначала от язвы, потом от остеохондроза различными массажами, потом просто советовали выпивать по полпузырька успокоительного и дожиться спать. И как после этого, можно доверять врачам?

Состояние российских больниц.

Я думаю, многие слышали фразы, вроде «Да мне от одного вида больничных стен сделается еще хуже ». Действительно, мало того, что если ты нуждаешься в стационарном лечении, еще не факт, что тебе его сразу же предоставят, так еще и состояние больниц и уровень обслуживания в них оставляет желать лучшего. Больницы постоянно переполнены, мест не хватает, люди лежат в коридорах. Многие больничные стены с советских времен не «слышали» слово ремонт. Зачастую ни о каком современном оборудовании не может идти речь.

И в таких условиях люди должны выздоравливать. А ведь ученые доказали, что физическое выздоровление организма происходит гораздо быстрее на фоне эмоционального подъема. То есть капельницы и таблетки – это, конечно, хорошо, но если при этом создать для пациентов как минимум «человеческие условия», процесс выздоровления будет проходить быстрее и приятней.

Зная о таком состоянии больничных учреждений, люди, нуждающиеся в стационарном лечении, часто остаются лечиться дома, не получая при этом соответствующего обследования, необходимых процедур и покоя.

Не очень скорая помощь

Чаще всего люди звонят в скорую помощь тогда, когда у них не остается другого выхода, когда они понимают, что своими силами справится не могут. Именно в такие моменты они набирают известный номер 03…Но всегда ли они получают необходимую помощь? А главное своевременно ли?Некоторое время назад, когда скорая помощь запустила свой сайт, он читался как «скорпом.ру». На эту тему сразу же посыпались шуточки, мол назвались как нельзя точно. Действительно, очень много случаев ухода людей из жизни связано с неторопливостью тех, кто должен по первому звонку спешить на помощь.

Конечно опять же здесь виноваты не только работники скорой помощи. Вызовов бывает очень много, а персонала и машин не хватает. Это вопросы опять к государству. Но есть и случаи, когда работники скорой помощи, зачастую, сделав успокоительный укол больному, уезжали со спокойной душой.

Я думаю, у каждого вспоминаются свои случаи, когда скорая «удивляла» в плохом смысле этого слова. Но есть один, который больше других оставил негативный след у меня в памяти. Это произошло в поселке, в 20 км от города. У 18-летнего парня, который вел здоровый образ жизни, занимался спортом, не курил, не употреблял алкоголь, случился инсульт. Родители, не сталкиваясь ранее с такими симптомами, вызвали немедленно скорую, работники которой, увидев полупарализованного юношу сказали, что он «накачан» наркотиками. Родители дождались утра, состояние мальчика не менялось. Работники скорой, которых утром привезли уже друзья юноши, начинали понимать, что ни о каких наркотиках речь не идет. Сказали, что его нужно госпитализировать в лежачем состоянии, но машины сейчас нет. Друзья бегали по поселку в поисках машины. В результате через пару часов приехала скорая, увезла парня в город.

Как вы понимаете, состояние человека ухудшалось с каждой минутой. Но в регистратурах наших больниц на состояние поступивших редко обращают внимание. Еще около получаса, провозившись с оформлением и бумажками, парня наконец-то подняли в реанимацию. Он пролежал парализованный почти месяц. Но выжил. Пришел в себя. Научился снова говорить, писать, со временем вернулся в спорт. Но не он, ни его родители и друзья никогда не простят врачам такого халатного отношения. Потому что такое не прощают.

Конечно, читая эту статью, создается ощущение, что все слишком плохо в нашей медицине и нет никакого света в конце тоннеля. Но всем нам бы очень хотелось, чтобы он был. И ни какое современное оборудование, ни какое финансирование, ни какие высокие зарплаты не смогут помочь нашей медицине, если этого не захотят сами врачи . Ведь главное сосредоточено в их руках. Ведь раньше не было аппаратов УЗИ и томографов, были просто знания врачей и желание помогать людям. Да простят меня настоящие врачи, которые по-настоящему спасают чужие жизни, которые по-настоящему лечат людей, которые по-настоящему переживают, заботятся и помогают людям. Такие есть, безусловно. Таким врачам нужно ставить памятники, таких врачей нужно уважать и боготворить.

И пусть их будет как можно больше!..