Алгоритм антропометрии. Техника проведения антропометрии грудных детей
Изучение физического развития проводится при помощи антропометрических измерений. Чтобы данные о физическом развитии могли быть научно и практически использованы, они должны удовлетворять ряду требований. Инструментарий, при помощи которого производятся исследования, должен быть стандартным и строго выверенным. Техника измерений должна быть унифицированной, работа должна производиться квалифицированным персоналом, материал правильно и однородно обработай.
Все измерения должны производиться на обнажённом субъекте и в определённое время дня (от 9 до 3 час), иначе неизбежен ряд неточностей. Вес и рост дают некоторые колебания в течение суток, зависящие от режима дня измеряемого.
Измерение роста производится при помощи складного металлического антропометра или (чаще) посредством деревянного станкового ростомера, т. е. широкой массивной доски, длиной в 2 см, с сантиметровыми делениями, укреплённой вертикально па массивной устойчивой площадке. По доске ходит плотно пригнанная и легко скользящая планшетка. Измеряемый должен находиться в положении военной выправки, и касаться станка ростомера пятками, ягодицами и лопатками, голову держать прямо, так, чтобы верхний край козелка уха и наружный угол глазницы находились на одном горизонтальном уровне. Измерение роста сидя производится при помощи откидной скамейки или приставного табурета высотой в 40 см для взрослых и в 25 см для детей; измеряемый должен сидеть выпрямившись (при отсчёте, если нет специальной шкалы, следует вычитать высоту табурета).
Окружность грудной клетки и другие окружности измеряются стальной рулеткой в 1,5-2 м длиной, с миллиметровыми делениями. Если приходится пользоваться матерчатой или гуттаперчевой лентой, следует её регулярно сверять с масштабом. Измерение окружности грудной клетки производится при опущенных руках измеряемого на уровне нижнего края околососковых кружков у мужчин и детей; с началом развития грудных желез у девочек и женщин - под грудными железами (по ходу примерно четвёртого ребра), сзади - по нижним углам лопаток. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, вдоха и выдоха.
Взвешивание производится па рычажных безгиревых докторских весах. Жизненная ёмкость лёгких измеряется спирометром. Сделав несколько упражнений, исследуемый должен дать ровный сильный выдох после глубокого вдоха; из нескольких измерений записывается максимальное значение. Так же записывается максимальное значение при измерении мышечной силы правой и левой руки, так называемой «становой» силы (работа спинных мышц при поднятии тяжестей с пола), измеряемой при помощи динамометра. Необходимо, однако, заметить, что динамометры являются весьма неточными приборами.
Правильно собранные и обработанные результаты исследований физического развития дают большой материал для характеристики санитарного состояния отдельных групп населения.
Антропометрические исследования: измерение роста,
Антропометрия – (от греческих слов – человек и мерить) - один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человека и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости
Жизнь человека - это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост - это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие - качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Факторы, влияющие на антропометрические показатели
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизнедеятельности идут в определенной последовательности. Некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К ним относят:
Внешние: неблагоприятное внутриутробное развитие, социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологичесий фактор.
Внутренние : наследственность, наличие заболеваний.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Условия проведения антропометрических исследований
Антропометрию проводят с помощью тщательно проверенных и отрегулированных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра и т.д. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую трикотажную одежду. Если же измерения проводятся во второй половине, желательно занять горизонтальное положение на 10-15 минут.
Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей - важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.
Методы антропометрических измерений:
Измерение роста (длины тела) - производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания. Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения.
Алгоритм измерения роста
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.
1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.
1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).
1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.
1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.
2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.
2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).
2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.
3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.
3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.
Измерение массы тела
Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого )
1. Подготовка к процедуре:
1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.
1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).
1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.
1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
2. Выполнение процедуры:
2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.
2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.
2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.
3. Окончание процедуры:
3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.
3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).
3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.
3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.
17.
Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка грудного возраста
Показания: Наблюдение за динамикой процесса роста, развития ребёнка
Противопоказания: Нет
Оснащение: Весы чашечные, горизонтальный ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина, пелёнка
Возможная проблема: Беспокойство ребёнка
Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:
1.1. Приготовить:
Чашечные весы;
Горизонтальный ростомер;
Сантиметровую ленту
2. Выполнение манипуляции:
2.1. Измерение массы тела:
Чашу весов протереть 0,5 % раствором хлорамина;
Постелить чистую пеленку,
Отрегулировать весы,
Закрыть затвор,
Посадить (положить) ребенка,
Открыть затвор,
Передвигать гири на планке пока он не станет вровень с контрольным пунктом,
Закрыть затвор,
По шкале определить массу,
Снять ребенка
2.2. Измерение роста:
Горизонтальный ростомер установить шкалой к себе,
Протереть 0,5 % раствором хлорамина,
Покрыть чистой пеленкой,
Уложить ребенка головой к неподвижной планке;
Нажать на колени, выпрямить ножки,
Подвижную планку подвинуть к ножкам, по шкале определить рост.
2.З. Измерение окружности головы:
Сантиметровую ленту помыть;
Спереди ленту положить на уровне надбровных дуг;
Сзади через затылочный бугор;
2.4. Измерение окружности груди:
Сантиметровую ленту помыть;
Протереть 0,5 % раствором хлорамина;
Раздеть ребенка до пояса;
Спереди ленту положить на уровне сосков;
Сзади на уровне нижних углов лопаток;
Опустить руки ребенка;
Определить по ленте величину.
Окончание манипуляции.
3.2. Вымыть руки
Манипуляция №5
Алгоритм проведения антропометрии у детей старшего возраста.
Цель: Для оценки гармоничности развития ребёнка старшего возраста
Показания: Измерение показателей в декретированные сроки
Противопоказания: Нет
Оснащение: Весы медицинские, ростомер, см. лента, 0,5% раствор хлорамина
Возможная проблема: Нет
Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:
1.1. Предупредить ребенка.
1.2. Исследование провести натощак.
1.З. Предварительно опорожнить мочевой пузырь, освободить кишечник.
1.4. Раздеть до нижнего белья.
2. Выполнение манипуляции:
2.1. Измерение массы:
Отрегулировать весы;
Закрыть затворку;
Поставить ребенка на середину площадки весов;
Открыть затвор;
Передвигал гири определить массу;
Закрыть затвор,
Спустить ребенка,
2. Измерение роста:
Раздеть ребенка;
Поставить, касаясь ростомера пятками, ягодицами, лопатками, затылком,
Опустить планшетку к голове,
По шкале определить рост,
Обуть ребенка.
З. Измерение окружности головы
Сантиметровую ленту спереди положить на головы: уровне надбровных дуг;
Сзади через затылочный бугор,
Определить по ленте величину.
4. Измерение окружности груди
Спереди ленту положить на уровне сосков; груди:
Сзади - на уровне нижних лопаток;
Опустить руки;
Определить по ленте величину.
Окончание манипуляции.
3.1. Данные записать в историю развития ребёнка
3.2. Вымыть руки
Манипуляция №6
Алгоритм измерения температуры тела.
Цель: Контроль состояния ребёнка
Показания: Назначение врача
Противопоказания: Воспалительные изменения кожи в подмышечной области
Оснащение: Термометр, часы, температурный лист, карандаш, дезраствор
Возможная проблема: Беспокойство ребёнка
Этапы:
Подготовка к манипуляции
1.1. Приготовить:
Термометр;
Температурный лист.
1.2. Объясните пациенту, как он должен вести себя во время термометрии.
1.3. Встряхните термометр, чтобы столбик ртути опустился до отметки З 5
Выполнение манипуляции
2.1. Насухо протрите подмышечную впадину пациента.
2.2. Осмотрите подмышечную область пациента. При наличии в этой области воспалительного процесса нельзя проводить измерение температуры тела.
З. Поместить ртутный резервуар в подмышечную впадину так, чтобы (полностью соприкасался с кожей. Маленькому ребенку медсестра прижимает плечо к грудной клетке.
Ребенок старшего возраста удерживает термометр сам, прижимая плечо к грудной клетке.
4. Через 10 минут извлеките термометр и определите его показания.
Окончание манипуляции
3.1. Запишите показания термометра в температурный лист и лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).
3.2. Встряхните термометр и погрузите его в дезинфицирующий раствор.
3.З. Вымойте руки.
Манипуляция №7
Алгоритм применения грелки
Цель: Для согревания
Показания: недоношенность II степени
Противопоказания: Повышенная температура тела
Оснащение: Грелка резиновая, горячая вода 60 0 С, пеленки, часы, дезраствор для дезинфекции грелки
Возможная проблема: Перегревание, ожог кожи
Этапы:
1. Подготовка к манипуляции:
1.1. Приготовьте всё необходимое
1.2. Налейте в грелку горячую воду (на 1/З ее объема).
1.З. Вытесните воздух из грелки.
1.4. Закрутите пробку.
1.5. Проверьте герметичность грелки, перевернув ее пробкой вниз.
1.6. Оберните грелку пеленкой.
1.7. Объясните пациенту ход процедуры.
2. Выполнение манипуляции:
2.1. Положите грелку на нужную поверхность тела (грудным детям грелки кладут под ноги и сбоку туловища).
2.2. Через 5 минут проверить, нет ли перегревания тканей
2.3. Через 20 минут снимите грелку (не следует держать ее более 20 минут непрерывно). Перерывы 15 -20 минут
3. Окончание манипуляции:
3.1. Снимите и продезинфицируйте грелку.
3.2. Спросите больного о самочувствии.
3.З. Осмотрите кожу, на коже должно быть легкое покраснение. Укройте тепло больного ребенка.
3.4. Вымойте руки.
Примечание: при согревании недоношенных детей тремя грелками (под ножками, по бокам туловища) воду в грелках следует менять поочередно.
Контролировать температуру тела, избегать перегревания.
Манипуляция №8
Рост стоя. Точки касания обследуемым планки ростомера: пятки, крестец, межлопаточная область, затылок (воображаемая линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок уха, должна быть параллельна полу).
Масса тела . Взвешивание производится без одежды и обуви. Обследуемый становится на середину платформы весов, при опущенном затворе арретира, затем затвор поднимают и передвигают гирю по нижней планке, а потом по верхней планке до момента уравновешивания. По окончании взвешивания затвор арретира опускают.
Окружность грудной клетки - измеряется сантиметровой лентой при вертикальном положении обследуемого. Точки наложения сантиметровой ленты: сзади – нижние углы лопаток, спереди - у женщин над грудной железой на уровне прикрепления четвертого ребра к грудине, а у мужчин по нижнему сегменту сосков. Измеряют окружность грудной клетки в трех положениях: пауза, максимальный вдох и максимальный выдох. Окружность грудной клетки в паузе у женщин в среднем составляет 83-85 см, у мужчин 88-92 см. Разница между максимальным вдохом и выдохом называется размахом или экскурсией грудной клетки. Экскурсия грудной клетки у мужчин составляет 7-10 см, у женщин 5-7 см, у спортсменов 12-15 см.
Жизненная емкость легких . ЖЕЛ определяют с помощью спирометра. После предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и после этого равномерно и медленно выдыхает воздух в трубку спирометра, которую держит в руках. Измерения проводят 3 раза, зафиксировав лучший результат. Точность измерения 100 мл. ЖЕЛ можно также определять с помощью сухого спирометра, спирографа, петли поток-объем. Средние показатели ЖЕЛ для женщин 3000-3500 см³, а для мужчин 3500-4000 см³.
Окружность плеча - измерения проводят дважды: в состоянии максимального напряжения и в состоянии расслабления. Определяя окружность плеча в состоянии напряжения, руку сгибают в локтевом суставе под углом 90 градусов, и максимально напрягают. Сантиметровая лента накладывается в наибольшей окружности плеча. В состоянии расслабления: рука опущена вниз и лента накладывается в том же месте, что и при измерении в напряжении. Разница между окружностью плеча в напряжении и в расслаблении называется размахом плеча. У мужчин размах плеча – 2-3 см, у женщин – 1,5 – 2,5 см.
Окружность предплечья определяют, опустив руку вниз. Сантиметровая лента накладывается в месте наибольшей окружности предплечья.
Окружность талии определяют, накладывая сантиметровую ленту в самом узком месте туловища над гребешками подвздошных костей.
Окружность бедра и голени измеряют следующим образом: обследуемый ставит ноги на ширину плеч, и при измерении окружности бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой, а при измерении окружности голени сантиметровую ленту накладывают в самой широкой части голени.
Ширина плеч измеряется циркулем, ножки которого накладывают на акромиальные отростки лопаток. Для того чтобы убедится в том, что ножки циркуля поставлены на акромиальные отростки, а не на головки плечевых костей, необходимо сделать вращение рук. Места наложения циркуля должны быть неподвижны.
Сагиттальный диаметр грудной клетки определяется, накладывая одну ножку циркуля на середину грудины у места прикрепления к ней четвертого ребра, а вторую к остистому отростку грудного позвонка на уровне с передней ножкой.
Динамометрия кистевая – определяется с помощью ручного динамометра. Динамометр берут в руку стрелкой к ладони и вытянув ее в сторону максимально сжимают поочередно правой и левой рукой. Средние показатели ручной динамометрии для женщин составляют 30-35 кг, а для мужчин 40-50 кг. Точность измерения 2 кг.