Анестезия детей при операции. Внутримышечная вводная анестезия

(Написано докт. мед. наук А. И. Ленюшкиным. )

Как и у взрослых больных суть дооперационной подготовки детей состоит в создании наилучших условий для хирургического вмешательства, однако возникающие при этом конкретные задачи и методы их решения имеют определенные особенности, которые выражены тем больше, чем младше ребенок. Характер подготовки и ее продолжительность зависят от ряда факторов: возраста ребенка, срока поступления с момента заболевания (рождения), наличия сопутствующих заболеваний и осложнений и т. д. Учитывается также вид патологии и срочность операции (плановая, экстренная). При этом часть мероприятий является общей для всех болезней, другая же часть применима лишь при подготовке к определенным операциям и в определенных ситуациях. Медицинская сестра должна хорошо ориентироваться в возрастных особенностях подготовки и со знанием дела выполнять назначения врача.

Новорожденных и грудных детей оперируют чаще всего по экстренным и неотложным показаниям, обусловленным пороками развития внутренних органов. Основными задачами дооперационной подготовки является профилактика дыхательной недостаточности, переохлаждения, нарушения свертываемости крови и водно-солевого обмена, а также борьба с этими состояниями.

Профилактика дыхательной недостаточности и борьба с ней начинается уже в родильном доме. Причины дыхательной недостаточности многообразны (родовая травма, пороки развития диафрагмы и легких, аспирация рвотных масс, пневмония и др.). До установления диагноза и в дальнейшем по указанию врача сестра сосредотачивает основное внимание на профилактике аспирации ребенком рвотных масс и слизи. Прекращают кормление ребенка через рот. При наличии срыгиваний и рвоты в желудок вводят резиновый катетер, через который отсасывают содержимое. При парезе кишечника вводят в прямую кишку газоотводную трубку. Регулярно удаляют из носоглотки слизь с помощью отсоса или мягких тампончиков.

При наличии аспирационной пневмонии врач осуществляет отсасывание аспирированных масс из верхних дыхательных путей с помощью трахеобронхоскопии или прямой ларингоскопии. Все перечисленные мероприятия сочетаются с назначением ребенку увлажненного кислорода, антибактериальной и противовоспалительной терапии, поддерживанием деятельности сердечно-сосудистой системы. Для профилактики возникновения новых ателектазов и гиповентиляции медицинская сестра должна часто менять положение ребенка в кровати или кувезе.

Профилактика переохлаждения находится в центре внимания медицинской сестры с первых минут поступления ребенка в стационар. Несовершенство терморегуляции у новорожденного ребенка может способствовать значительному охлаждению его во время транспортировки. Снижение температуры тела ниже 34°С вызывает остановку дыхания. Поэтому в хирургическом отделении лучше сразу же поместить ребенка в кувез-инкубатор, температура в котором поддерживается 28-30° С для доношенных и 30-32° С для недоношенных. Непосредственно перед отправлением больного в операционную его конечности укутывают ватой или специально приготовленными ватничками, фланелевыми пеленками. Переохлаждение особенно опасно у недоношенных детей.

Профилактика геморрагического синдрома является весьма важным разделом дооперационной подготовки новорожденных, так как на 2-5-м дне жизни свертываемость крови замедлена. Для нормализации свертываемости крови назначают витамин К (викасол).

Борьба с нарушениями водно-солевого обмена проводится в соответствии с их тяжестью. В зависимости от процента потери массы тела и клинической картины различают 3 степени обезвоженности: I степень - слабая дегидратация, при которой потеря массы достигает 5% от исходной величины; II степень - умеренная дегидратация, при которой потеря массы составляет 5-10%, кожные покровы и слизистые оболочки становятся сухими, диурез уменьшен, может отмечаться умеренный подъем температуры тела; III степень - выраженная дегидратация, при которой потеря массы достигает более 10%, кожа теряет эластичность, тургор низкий, большой родничок втянут, глаза запавшие, количество выделяемой мочи резко уменьшено, наблюдается гипертермия, тахикардия с уменьшением артериального давления. I степень обезвоженности не является противопоказанием для немедленного оперативного вмешательства, II и III - требуют обязательной предоперационной коррекции, ибо опасны развитием шока.

Борьба с нарушениями водно-солевого обмена осуществляется путем внутривенного введения жидкости. Сестра должна строжайшим образом контролировать количество и состав вводимой жидкости и неукоснительно соблюдать указания врача на этот счет, ибо опасно как недостаточное введение жидкости, так и ее избыток.

Детей более старшего возраста оперируют как в плановом порядке, так и по экстренным показаниям. В первом случае проводят тщательное клиническое обследование. Большое внимание должно быть уделено щажению психики маленького ребенка. Дети часто проявляют признаки волнения, спрашивают, когда же будет операция, испытывают страх перед вмешательством. Нервно-психические срывы иногда связаны с манипуляцией, производимой неожиданно, поэтому всегда необходимо кратко разъяснить ребенку характер предстоящей процедуры. Совершенно необходимо избегать устрашающих слов и выражений, действовать больше не окриком, а ласковым и ровным обращением. В противном случае медицинская сестра может свести на нет все усилия врача, стремящегося добиться доверия, спокойствия ребенка, которому назначена сложная операция.

Психическая подготовка имеет большое значение для благоприятного исхода оперативного вмешательства и нормального течения послеоперационного периода. Не следует забывать также, что дефекты со стороны медицинского персонала в психической подготовке маленького пациента обусловливают эмоциональные расстройства, нарушения в формировании характера ребенка.

В процессе дооперационной подготовки при плановом вмешательстве ведущее место приобретает борьба с анемией и хроническими расстройствами питания . В комплекс лечебных мероприятий входят рациональная диета, назначение препаратов железа, витаминов, переливание крови и плазмы. Об эффективности проводимого лечения свидетельствует как повышение цифр гемоглобина, так и нарастание массы тела.

Непосредственно перед операцией , а точнее накануне ее, делают гигиеническую ванну, на ночь назначают успокаивающие средства. Последний прием пищи разрешают в ужин, на ночь ставят очистительную клизму.

За 30-40 мин до операции проводят премедикацию промедолом и атропином. В операционную ребенка доставляют на каталке или на руках.

При экстренных вмешательствах так же, как и у взрослых подготовку ограничивают самыми необходимыми исследованиями и мероприятиями. Частные вопросы подготовки к операции детей . Перед операцией на органах грудной клетки , в частности по поводу хронических неспецифических воспалительных заболеваний легких, подготовка включает ряд мероприятий, целью которых является тренировка аппарата внешнего дыхания, санация бронхиального дерева и борьба с гнойной интоксикацией.

Тренировка аппарата внешнего дыхания осуществляется в форме лечебной гимнастики, массажа, прогулок и игр на свежем воздухе; детей обучают полному глубокому дыханию, упражнениям, усиливающим вентиляцию здоровых отделов легкого. В специализированных лечебных учреждениях это входит в обязанности специально обученного методиста, однако отдельные элементы данного комплекса могут быть выполнены палатной сестрой.

Для санации бронхиального дерева и борьбы с гнойной интоксикацией создают условия для лучшего отхождения мокроты, дают отхаркивающие средства, вводят ферменты, способствующие разжижению мокроты. Периодически проводят бронхоскопию под наркозом с целью отсасывания мокроты и введения антибиотиков, антибиотики вводят в бронхиальное дерево также путем аэрозольной ингаляции, которая особенно удобна у детей младшего возраста. Ингаляция проводится 1-2 раза в день 15-20 мин, ежедневно. Кроме антибиотиков, применяют аэрозоли с ферментами (трипсин, химопсин), 2% раствором соды.

Перед операцией на органах брюшной полости мероприятия дооперационного периода, помимо укрепления общего состояния больного, направлены на профилактику пареза кишечника и осложнений со стороны кишечных анастомозов в послеоперационном периоде. Особо важное значение имеет освобождение желудка при непроходимости пищеварительного тракта (отмена кормления, введение желудочного зонда), а также очищение толстой кишки от каловых масс при операциях на ней. Так, при болезни Гиршпрунга, долихосигме, удвоениях толстой кишки кишечник готовят к операции по 2-3-е. суток. Назначают легкую диету (бульон, кефир, кисель), ежедневно ставят очистительную (а по показаниям - сифонную) клизму. Профилактически внутрь назначают антибиотики для угнетения кишечной флоры.

Перед операцией на органах мочевой системы больным с проявлениями почечной недостаточности нормализуют кислотно-щелочное состояние, электролитный и белковый баланс (трансфузии крови, электролитов, гидрокарбоната натрия, глюкозы и др.), а при активности воспалительного процесса в мочевых путях проводят курс антибактериальной терапии.

Больным с мочевыми свищами и недержанием мочи делают ежедневно гигиенические ванны на ночь или в "тихий час", несколько раз в день подмывают ребенка теплым раствором калия перманганата. При явлениях мочевого дерматита вокруг свища и на промежности кожу облучают кварцевой лампой, обрабатывают цинковой пастой или пастой Лассара.

При подготовке больного к операции, связанной с замещением мочеточника или мочевого пузыря сегментом кишки, а также пересадкой мочеточника в толстую кишку, производят исследование кала на яйца глистов и соскоб кожи вокруг анального отверстия для исследования на яйца остриц. В течение 5-7 дней до операции назначают антибиотики с целью подавления кишечной флоры, а также предотвращения вспышки пиелонефрита.

«СМ-Доктор» – сеть многопрофильных клиник, оказывающих услуги по диагностике и лечению заболеванию у детей и подростков от рождения и до 18 лет. Одно из направлений нашей деятельности – проведение хирургических операций различного профиля (лечение грыж, урологических и заболеваний ЛОР-органов и т.д.). Любое оперативное вмешательство, если оно будет проводиться с использованием общего наркоза, требует обязательной предоперационной подготовки. В чем же суть этих мероприятий и почему без них нельзя обойтись?

Стоимость программы предоперационной подготовки в клинике «СМ-Доктор»

Мы предлагаем две программы стандартной предоперационной подготовки: для детей до 2 лет и для детей 2–18 лет. Каждая программа включает в себя полный комплекс лабораторных и инструментальных обследований и консультаций в соответствии с возрастом ребенка.
  • Комплексное предоперационное обследование для детей до 2 лет – 13 870 руб.
  • Комплексное предоперационное обследование для детей старше 2 лет – 14 500 руб.

Что входит в программу предоперационной подготовки

Стандартная предоперационная подготовка включает в себя:

Хирургия новорожденных - это, прежде всего лечение врожденных пороков развития и гнойно-воспалительных заболеваний, требующих чаще всего экстренных или отсроченных и реже плановых оперативных вмешательств.

Переход к внеутробному существованию ребенка является достаточно сильным стрессом, требующим определенного периода адаптации. В обычных условиях, для нормально родившегося новорожденного, этот период занимает 7-10 дней.

Почему новорожденные дети попадают в стационар?

Ведущими клиническими синдромами при поступлении новорожденных в хирургический стационар чаще всего являются: сердечно-сосудистая недостаточность с нарушением общей и мозговой гемодинамики, почечная недостаточность, метаболические нарушения. Около трети новорожденных с пороками развития желудочно-кишечного тракта имеют сочетанные пороки развития (сердца, почек и др.) и около половины - нарушения мозгового кровообращения 2-3 степени. Поэтому, новорожденные и, особенно недоношенные дети, являются пациентами с очень высокой степенью операционно-анестезиологического риска, а анестезиологическое пособие у них - самым сложным разделом педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Из выше сказанного становится понятным, почему анестезиологическое пособие новорожденным (клиническая, биохимическая, электрофизиологическая оценка состояния, предоперационная подготовка и проведение анестезии) должен оказывать высококвалифицированный специалист, хорошо знающий основы неонатологии.

Диагностика дыхания у детей

Диагностика органов дыхания перед анестезией

Состояние дыхательных путей ребенка представляет особый интерес для анестезиолога, т.к. именно по ним поступают в организм ингаляционные анестетики, и их функционирование может значительно изменяться как во время общей анестезии, так и после ее окончания. При осмотре необходимо обращать внимание на нарушение проходимости верхних дыхательных путей - аденоиды, искривление носовой перегородки, атрезия хоан, синдром Пьера-Робина (микрогнотия, макроглоссия, расщелина мягкого и твердого неба), хронический тонзиллит. Все это имеет значение для выбора способа обезболивания, особенно у детей младшего возраста.

Диагностика респираторно-вирусной инфекции у ребенка

Очень важно своевременное выявление симптомов острой респираторно-вирусной инфекции: кашель, ринит, повышенная секреция слизистых оболочек верхних дыхательных путей, одышка и ее характер, цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа и др. При наличии у ребенка респираторно-вирусной инфекции плановое оперативное вмешательство необходимо отменить, вплоть до полного его выздоровления. При оказании экстренной хирургической помощи на фоне ОРВИ необходимо провести тщательный туалет трахеобронхиального дерева, ингаляционную и противоотечную терапию, назначить антибиотики и антигистаминные препараты. Иногда целесообразно использовать интубационную трубку на размер меньше возрастной, предварительно смазав ее гормональной мазью или кремом.

При поступлении детей на плановое хирургическое лечение по поводу пороков развития дыхательной системы, опухолей или воспалительных заболеваний легких и средостения, пороков развития грудной клетки, помимо тщательного клинического осмотра, необходимо определить характер и степень выраженности дыхательной недостаточности, компенсаторные возможности внешнего дыхания, механических свойств легких, внутрилегочного газообмена.

Реакция дыхания на физическую нагрузку

Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Особенно это имеет значение для детей, которым предстоит травматичное и длительное оперативное вмешательство и сложное комбинированное анестезиологическое пособие. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, газового состава и кислотно-основного состояния крови, при одновременном расчете энергозатрат.

Важность предоперационной диагностики

Своевременная предоперационная диагностика нарушений функционального состояния легких и соответствующая их коррекция в предоперационном периоде - создание дренажного положения, оксигено- и ингаляционная терапия, санация трахеобронхиального дерева и назначение бронхолитических препаратов, лечебная физкультура и вибрационный массаж, антибактериальная и противоотечная терапия, назначение по показаниям энергетических субстратов и мембраностабилизирующих препаратов является основой для благоприятного течения как оперативного вмешательства и анестезиологического обеспечения, так и профилактики послеоперационных легочных осложнений.

Предоперационная подготовка ребенка

Анестезия детей при операции

Новорожденные и, особенно недоношенные дети, с нарушениями кровообращения, газообмена и метаболизма, для проведения предоперационной подготовки должны поступить в отделение реанимации и интенсивной терапии. Они помещаются в инкубатор, где создается определенный микроклимат с оптимальной температурой, влажностью и концентрацией кислорода. Осмотр и необходимые манипуляции (пункция или катетеризация вены, постановка зонда в желудок или мочевой пузырь и др.) лучше проводить на реанимационном столике, где есть возможность поддерживать адекватный температурный режим.

Минимально необходимое обследование включает определение: группы крови и резус-фактора, общего анализа крови и мочи, КОС и газов крови, Нb, Ht, глюкозы крови, основных электролитов (К+, Na+, Ca2+). В первую очередь осуществляется венозный доступ, предпочтение следует отдать пункции периферической вены.

Правильная оценка тяжести состояния больного, выявление имеющихся нарушений, диагностика сочетанных пороков развития и заболеваний определяют объем и характер предоперационной подготовки, выбор метода обезболивания и в определенной степени прогнозируют тяжесть течения послеоперационного периода и исход заболевания.

Подготовка к проведению общей анестезии ребенка

Для обеспечения безопасного и эффективного наркоза у детей врач-анестезиолог должен составить для себя детальный план предстоящей анестезии. С этой целью необходимо проведение следующих предварительных мероприятий:

  • беседа с родителями;
  • предоперационный осмотр;
  • оценка лабораторных данных.

Как должна вестись подготовка к проведению общей анестезии ребенка?

Беседа с родителями позволит выяснить подробный анамнез жизни ребенка, получить специальную информацию представляющую интерес для анестезиолога и на основании полученных данных, определить тактику и вид анестезии. Кроме этого, желательно ознакомить родителей с возможными видами предстоящего наркоза, предупредить о возможных осложнениях в ходе операции и анестезии, получить их добровольное согласие на определенный вид обезболивания, что является целесообразным как этической, так и с юридической точек зрения.

Например, одним из абсолютных противопоказаний к выполнению эпидуральной блокады у детей, является отказ родителей от данного вида обезболивания.

Наиболее значимые сведения из анамнеза жизни ребенка с точки зрения анестезиолога:

  • Наблюдается ли ребенок у каких-либо специалистов помимо основного заболевания;
  • Подвергался ли ранее оперативным вмешательствам под общей анестезией и были ли осложнения связанные с наркозом;
  • Подвергался ли ранее переливанию препаратов крови и была ли реакция на переливание;
  • Получает ли ребенок какую-либо терапию, в частности, кортикостероиды, противосудорожные или седативные препараты;
  • Имеется ли предрасположенность к развитию аллергических реакций при приеме лекарственных препаратов;
  • Имеются ли в семейном анамнезе эпизоды развития злокачественной гипертермии при проведении оперативных вмешательств под общей анестезией.

Предоперационный осмотр позволит оценить общее состояние ребенка, назначить, при необходимости, дополнительные методы исследования и консультации узких специалистов, провести коррекцию имеющихся нарушений и осуществить подбор препаратов для премедикации и предстоящей анестезии.

При осмотре ребенка необходимо оценить соответствие психо-физического развития его возрасту, состояние костно-мышечной системы, цвет и состояние кожных покровов (влажность, тургор, имеющиеся высыпания, петехии и геморрагии и др.) и слизистых.

Соответствие массы тела и роста ребенка его возрасту, психомоторное развитие, видимые нарушения со стороны костно-мышечной системы, поведенческие реакции сразу позволяют составить общее представление о состоянии больного и указывают врачу на характер возможно имеющейся патологии.

Подготовка ребенка к операции и анестезии

Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

Подготовка детей к проведению операции и анестезии

Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

Желательно, чтобы психологическая подготовка ребенка к операции и анестезии начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается "с рук на руки" врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному "поднимает авторитет". Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.


Хорошая психологическая подготовка ребенка к операции – один из ключей успешного лечения


Ваш ребенок будет чувствовать себя гораздо комфортнее, если Вы расскажите ему о предстоящей и операции. Ниже мы рассмотрим ключевые моменты, которые Вы должны обговорить с ребенком:

Расскажите Вашему ребенку, где Вы будете находиться во время операции

Скажите ребенку, что во время операции Вы будите находиться в комнате ожидания, а после окончания операции в палате пробуждения. Обязательно обсудите с возможность Вашего совместного с ребенком пребывания в предоперационной палате (или операционной) до момента, когда Ваш ребенок заснёт.

Если планируется выполнение небольшого оперативного вмешательства, предполагающего выписку из больницы в день операции, то сообщите об этом своему ребенку.

Информация, которую Вы должны рассказать ребенку должны соответствовать его возрасту и уровню его развития

Для детей младшего возраста будет лучше, если Вы сообщите меньше информации. Это, конечно же, не означает, что Вы должны ничего говорить своему ребенку. Постарайтесь дать только ту информацию, которая будет понятна, полезна и безопасна. Если Вы будете давать своему маленькому ребенку подробнейшую информацию о том, что будет происходить во время анестезии и операции, то это может только усилить его страхи и беспокойства. Скажите ребенку что-то наподобие этого: «Специальный доктор даст тебе лекарство, вызывающее крепкий сон, во время которого ты не будешь слышать, что происходит на операции».

Как правило, все специальные анестезиологические приспособления («капельница», «дыхательная трубка», аппаратура для мониторинга) присоединяются к ребенку после засыпания, поэтому не стоит рассказывать ребенку про эти моменты .

В большинстве случаев введение ребенка в наркоз осуществляется при помощи , которые подаются через лицевую маску. Будет правильным рассказать ребенку про это. Сообщите Вашему ребенку, что специальный врач будет делать ему ингаляцию лекарства через масочку. Обговорите с анестезиологом о возможности Вашего ребенка поиграть с лицевой маской до операции. Игру можно назвать «Космонавт». Хорошо, если ребенок подержит маску в руках, попробует сам преподнести её к лицу и подышать через неё. Все эти действие позволят преодолеть страх, который обычно одолевает неподготовленного ребенка, когда к его лицу в операционной анестезиолог подносит маску.

Если ребенок Ваш более старшего возраста, то убедите его в том, что на операции ему не будет больно, так как в это время он будет крепко спать. Скажите ребенку, что проснется он только после того, как операция закончится.

Избегайте непонятных и неоднозначных слов и выражений, которые могут только усилить страх

К примеру, не нужно говорить «тебе дадут газ, чтобы ты заснул» или «тебя усыпят» и др. Это может сильно напугать детей из-за возникновения неверных ассоциаций. Так, слова «газ» может отождествляться с веществом, которое используют для убийства, а слова «усыпят» может ассоциироваться со способом, при помощи которого Ваши соседи избавились от своей кошки или собаки.

Не пугайте ребенка. Не говорите ему, что, если он будет плохо себя вести, то его привяжут к столу или сделают болезненный укол.

Отвечайте на вопросы ребенка честно

Если Вы не знаете ответа на заданный Вам ребенком вопрос, то скажите ему об этом. Успокойте ребенка, скажите, что Вы обязательно спросите этот вопрос у врача и потом сообщите ребенку его ответ.

Объясните ребенку, что после операции он может чувствовать некоторую боль и дискомфорт

Скажите ребенку, что если его будет беспокоить боль, то он должен обязательно сообщить об этом врачу, который даст лекарство и всё сразу станет хорошо. Важно, чтобы дети поняли, что им не нужно после операции играть в героев, ходить со «счастливым» лицом и скрывать свои беспокойства. Объясните ребенку, что правильно сказать доктору о своих жалобах и переживаниях, доктор обязательно их выслушает и даст необходимое лекарство, которое облегчит состояние.

Объясните, что это вполне нормально чувствовать себя после операции немного странно

Скажите, что все люди могут испытывать разные ощущения. Так, после наркоза может появиться чувство растерянности, испуга, грусти, опьянения или тошноты. Все эти ощущения вполне нормальны после проведенной анестезии. Сообщите ребенку, что после анестезии и операции он может чувствовать себя не совсем здоровым, что в этом нет ничего странного, и, что Вы будите постоянно находиться вместе с ним.

Информация, которую Вы сообщаете своему ребенку, должна полностью соответствовать информации, предоставленной Вашим анестезиологом

Если во время предстоящей анестезии ребенок заподозрит, будто что-то происходит не так, как Вы рассказывали, то это может вызвать у него сильное волнение и беспокойство.

Скажите ребенку, что отсутствие воспоминаний об операции является обычным и нормальным явлением

Отсутствие воспоминаний о прошедшей операции – один из важных аспектов современной анестезиологии.

Всегда оставайтесь спокойными

Когда Вы обсуждаете с ребенком больницу или операцию, то постарайтесь всегда оставаться спокойными. Ваш голос, мимика, жесты и телодвижения должны внушать ребенку спокойствие и уверенность, что всё будет хорошо. Если у Вас появятся какие-либо опасения, то это, скорее всего, очень сильно напугает и Вашего ребенка. Очень важно при общении с ребенком не быть эмоциональным и ни в коем случае не плакать. Если же Вы хотите выразить свои эмоции, то постарайтесь выйти из комнаты, чтобы ребенок не видел Вас в это время.