Что делать, если организм отказывается принимать пищу. Мнемотехника: как заставить мозг воспринимать, перерабатывать и сохранять информацию

Если вы пренебрегаете принципами, которые должны помогать вашему мозгу активно работать, то не сомневайтесь, что он вам обязательно отомстит и просто откажется работать. Иногда мы забываем слова, иногда не можем собраться, иногда мыслей в голове просто как будто нет. Как же улучшить мыслительный процесс? Всем известно, что мозгу для работы требуется кислород, а чем еще мы можем разбудить расслабившийся мозг, чтобы взяться за дело?

Итак, Ваш мозг не будет работать, если:

1. Вы не высыпаететсь

Кроме того, что хронический недосып может вызвать массу проблем со здоровьем, он серьезно ухудшает концентрацию внимания и работу мозга. Большинству людей ежедневно необходимо минимум 8 часов сна, но эта цифра индивидуальна. Кроме длительности сна важно его качество - он должен быть непрерывным. Фаза, в которой мы видим сны (фаза быстрого сна или REM-фаза), оказывает сильное влияние на наше самочувствие в часы бодрствования. Если сон часто прерывается, мозг проводит меньше времени в этой фазе, в результате чего мы чувствуем себя вялыми и испытываем затруднения с памятью и концентрацией.

Читайте также:

2. Вы не умеете справляться со стрессом

Существует много доступных способов борьбы со стрессом, в том числе медитация, ведение дневника, работа с психологом, йога, дыхательные практики, тай чи и т.д. Все они имеют свои преимущества с точки зрения помощи в работе мозга. ()

3. Вы недостаточно двигаетесь

Физические нагрузки позволяют усилить кровоток, а вместе с тем – и приток кислорода и питательных веществ во все ткани тела. Регулярная физическая активность стимулирует выработку веществ, которые помогают соединению и даже образованию нервных клеток.

Если работа у вас сидячая, периодически отвлекайтесь и разминайте шею – делайте наклоны в стороны. Любую умственную деятельность чередуйте с физической. Посидели за компьютером – присядьте 10 раз или пройдитесь по коридорам и лестницам.

4. Вы не выпиваете нужное количество воды

Наше тело примерно на 60% состоит из воды, а мозг содержит еще больше воды - 80%. Без воды мозг дает сбои – от обезвоживания начинаются головокружения, галлюцинации, обмороки. Если пить недостаточно воды, то вы станете раздражительным и даже агрессивным, а ваша способность принимать правильные решения снизится. Представляете, как важна вода для ума? Часто постоянное желание спать, усталость, туман в голове – связаны именно с тем, что мы недостаточно пьем. То есть, пить-то мы можем много – газировки, кофе, сладкие чаи, . Но многие из этих напитков, наоборот, только лишают клетки организма жидкости, как раз приводя к обезвоживанию. Особенно напитки содержащие кофеин (чай, кофе кока-кола). Как в анекдоте, “мы пьем все больше, а нам все хуже”. Так что пить нужно именно воду – питьевую воду. Но “вливать” в себя воду тоже не стоит. Просто пейте по мере необходимости. Пусть у вас под рукой всегда будет питьевая вода. Постарайтесь выпивать хотя бы пол стакана теплой воды в час в течение дня. читайте в .

5. Вы не употребляете достаточное количество глюкозы

Для нас еда – это и зелень салата, и безобидная куриная грудка. А для мозга все это никакая не еда. Мозгу подавай глюкозу! А основные поставщики глюкозы – это углеводы. Курица с овощами не даст вам упасть в голодный обморок, но вот придумать что-то гениальное… для этого диетического обеда не хватит. Нужны хлеб, сладкое, (идеальный вариант). Человеку, которому необходима умственная деятельность ни в коем случае не подходит безуглеводная диета. На работе отлично подойдет кусочек горького шоколада или сухофрукты.

ВАЖНО

Углеводы тоже бывают разные – простые и сложные. Обыкновенный сахар (простой углевод) хоть и является глюкозой, “ума” прибавит не так уж и много. Он быстро расщепляется, вызывая сначала резкий взлет глюкозы, а потом резкое падение, не успев “накормить” нервные клетки. А вот сложные углеводы – зерновой хлеб, каши, овощи (да-да, в них тоже много сахара), макароны – расщепляются медленно и обеспечивают организм энергией надолго. В дороге и на перекусе идеальный вариант сложных углеводов – банан! Макароны стоит есть, если следующий прием пищи еще не скоро.

6. В вашей диете недостаточно полезных жиров

Любой ценой избегайте обработанных, гидрогенизированных жиров, которые называются трансжирами, и минимизируйте употребление насыщенных животных жиров. Уменьшить потребление транс-жиров не так сложно, если помнить некоторые правила. Прежде всего, нужно вычеркнуть из своей жизни маргарины – все они содержат много транс-жиров. Обязательно следует просматривать этикетки на выпечке (печенье, торты и т.д.), а также чипсах, майонезах и прочих содержащих жир продуктах. К сожалению, российские производители пока что не указывают содержание транс-жиров на упаковке продукта. Если в списке ингредиентов стоит любое гидрогенизированное или частично гидрогенизированное масло – продукт содержит транс-жиры.

А вот полиненасыщенные жиры – Омега-3 и Омега-6 – незаменимые жирные кислоты. Получить эти жиры можно только через пищу. Они улучшают кровообращение и уменьшают воспалительные процессы в организме и очень полезны для мозга. Содержатся в лососе, сельди, скумбрии, сардинах и форели, а также в семенах подсолнуха, тофу и грецких орехах.

К полезным также относятся и мононенасыщенные жиры. Мононенасыщенные жиры снижают уровень холестерина. Они есть во многих орехах, оливковом масле и масле авокадо.

7. Вашему мозгу не достает кислорода

Мозг может выдержать без кислорода минут 10. И даже когда ничто не мешает нам дышать, кислорода мозгу может не хватать. Зимой кругом батареи и обогреватели, они потребляют кислород, толпы народа и помещения, где людей много, тоже лишают нас необходимого количества кислорода. Простуда, заложен нос – мы вроде бы дышим, но, оказывается, не качественно! Во всех этих случаях вы замечали, что начинаете хотеть спать? Так влияет на мозг недостаток кислорода.

Что делать? Проветривать помещения, открывать окна, и обязательно гулять.

8. Вы не тренируете свой мозг

Изучение новых предметов и языков, получение дополнительных навыков, интеллектуальные хобби помогают сохранять и преумножать ресурсы мозга. Постоянная «тренировка» гарантирует, что он будет работать на самом высоком уровне в течение всей жизни.

В последнее время ты превратилась в Машу-растеряшу? Имя собеседника почему-то никак не приходит на ум, пароль от электронной почты или, что хуже, пин-код кредитки улетучиваются из головы? А еще ты никогда не можешь вспомнить, куда положила ключи? У тебя есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: расписать руки шпаргалками, как в пятом классе, обклеить все стикерами с напоминаниями или решить проблему раз и навсегда при помощи мнемотехники.

Память - это способность головного мозга воспринимать, перерабатывать, сохранять информацию и многократно воспроизводить ее в случае необходимости. Однако по мере взросления мы в значительной степени «изнашиваемся». Все наши системы, в том числе и мозг, снижают свою активность, а это не может не отразиться на работе памяти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чем старше человек, тем хуже он запоминает новую информацию. Впрочем, бывают ситуации, когда память дает сбой из-за серьезных внешних вмешательств. Ослабление может произойти из-за черепно-мозговой травмы, нервных перегрузок, постоянного недосыпа и даже из-за тяжелой простуды или смены климата. В таких случаях необходимо проконсультироваться с невропатологом или психоневрологом, который, скорее всего, выпишет тебе ноотропы (нейрометаболические стимуляторы). Эти лекарственные препараты улучшают циркуляцию крови в мозге и тем самым заставляют его клетки обновляться быстрее.

Среди нерадивых студентов ходит легенда о том, что с помощью ноотропов можно увеличить способность мозга к запоминанию. Дескать, достаточно выпить пузырек нейрометаболических стимуляторов, потом один раз пробежать глазами учебник по сложной дисциплине, и вся информация мгновенно впитается в мозг и там благополучно распределится. Это не так. Злоупотреблять ноотропами и принимать их без предписаний психотерапевта нельзя.

Вместо сверхспособностей ты можешь заработать целую кучу осложнений, начиная от амнезии и заканчивая кровоизлиянием в мозг, которое грозит летальным исходом. Поэтому, если твоя забывчивость не является следствием травмы или болезни, тебе не стоит пичкать организм лекарствами. Лучше отдай предпочтение иным способам приведения памяти в порядок - безопасным, но ничуть не менее эффективным. Для того чтобы снова приучить мозг воспринимать как можно больше информации, делать это максимально быстро и не терять накопленные знания, существует множество методов, объединенных общим названием - «мнемотехника».

Мнемотехника - это совокупность методов, позволяющих упростить усвоение информации с помощью ассоциативных связей. Люди, владеющие этим способом обработки знаний, способны запомнить в три-четыре раза больше слов, понятий, новостей, телефонных номеров и важных адресов, чем их коллеги или однокурсники, не знающие о данной методике. Основной принцип мнемотехники (любого ее приема) - поиск ассоциаций, связывающих новую информацию с той, которая уже есть в памяти.

Для того чтобы применить эту методику, тебе достаточно понять, на какое из имеющихся в твоей голове слов, цифровых комбинаций и т. д. похожи незнакомые данные, и придумать ассоциативную связь, так называемый «зрительный образ». Например, чтобы запомнить слово «графин» на французском - la carafe (произносится как «карАф»), можно найти в русском языке что-нибудь аналогичное по звучанию: это может быть «жираф», животное, чья длинная шея напоминает горло посуды.

Еще один отличный пример подобного метода запоминания - рассказ Чехова «Лошадиная фамилия». Главный герой, заболев, никак не мог вспомнить фамилию чудо-доктора, в его изнуренном болезнью мозгу осталась лишь информация о том, что имя врача связано с лошадьми. Все родственники и друзья всячески пытались ему помочь и предлагали свои варианты: Уздечкин, Упряжкин, Кобылин. И только услышав слова о том, что овес нынче дорог, главный герой вспоминает фамилию доктора - Овсов. Разумеется, для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, тебе надо придумать очень прочную и простую ассоциацию. Например, один маленький мальчик, который никак не мог запомнить, что его учительницу зовут Марина Валерьевна, мысленно переименовал ее в Малину Вареньевну. Непривычные имя и отчество стали для него связаны с очень вкусным блюдом и мгновенно прижились в памяти. Кстати, поиск похожих слов развивает и воображение. Но постарайся найти ту ассоциацию, которая будет близка именно тебе, тогда ты запомнишь ее непроизвольно, как и любую другую приятную информацию.

Вся надежда на Цицерона

В тех случаях, когда в память надо «впихнуть» не парочку иностранных слов или адресов, а большой кусок информации, например официальную речь или презентацию, очень действенным оказывается метод Цицерона (другое название - «метод дороги» или «метод улицы»). Считается, что автором этого способа запоминания был римский оратор, славившийся своим красноречием и способностью воспроизводить наизусть огромные тексты.

Суть данной техники такова: надо разделить необходимую для запоминания информацию на блоки и представить их в виде череды знакомых предметов. Для этого прекрасно подходит обстановка в комнате. Например, ты готовишь устный доклад о зарубежном сотрудничестве. Сначала ты осматриваешь меблировку помещения по часовой стрелке: книжные полки, диван, торшер, письменный стол, ковер. Теперь надо представить, что каждый предмет будет символизировать блок информации, которую ты должна запомнить. Допустим, вначале тебе необходимо рассказать о географическом положении страны-партнера (его будут символизировать книжные полки), затем - о внешнеполитическом (диван), далее - об экономической ситуации (торшер) и т. д. Детали каждого предмета, символизирующего порцию информации, также могут обозначать тот или иной факт, вписанный в этот блок.

«Привязав» все данные к собственной спальне, ты вряд ли забудешь что-нибудь важное, выступая перед начальством. Ведь даже в момент волнения ты без труда вспомнишь порядок расположения мебели в квартире, а это легко вызовет в памяти всю нужную информацию.

Левая пятка подскажет

Другой способ запоминания - кинестетический - давно прижился в среде актеров, которым приходится учить наизусть огромные тексты. Этот прием мнемотехники тоже связан с ассоциациями. Правда, он больше подойдет тем, у кого лучше развита память жестов и движений - моторная. Если ты, рассказывая кому-то, как пройти по нужному адресу, помогаешь себе руками, а людей запоминаешь по походке, а не по тембру голоса или цвету глаз, то кинестетический способ определенно для тебя. В этой ситуации любая информация (многостраничная речь, цифровая комбинация, хронологическая таблица, стихотворение из множества строф) тоже делится на порции, но связывать их нужно не с каким-либо предметом, а с движением. Сначала ты читаешь необходимые тебе данные, совершая характерный жест перед началом и по окончании каждого блока. Например, щелкаешь пальцами, а потом произносишь: «У лукоморья дуб зеленый». Перед следующей строчкой - «Златая цепь на дубе том» - ты незаметно пожимаешь плечами, а перед и после третьей осторожно стучишь о пол левой пяткой. Сначала ты очень быстро запомнишь порядок движений, а потом каждое из них вытащит из памяти нужную строчку, реплику или цифровую комбинацию.

Руководство к действию

Я поэт, зовусь Незнайка

Мнемотехнических приемов запоминания много. Один из самых известных - рифмование. В этом случае информацию надо зарифмовать. К примеру, двустишие «Кошелек, ключи, мобила, /Ничего я не забыла?» помогает нашим соотечественницам не оставлять дома ценные предметы.

Юстас - Алексу

Другой метод мнемотехники - это образование осмысленных фраз, каждое слово в которых начинается на ту же букву, что и запоминаемое. Самый известный пример этого способа - дешифровка цветов радуги. Фраза «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь» на самом деле представляет собой перечень цветового спектра: красный («как»), оранжевый («однажды»), желтый («Жан»), зеленый («звонарь») и т. д.

Квартира для Наполеона

Всевозможные цифровые комбинации также поддаются мнемотехнике. Тут есть два приема. Первый из них - это выведение числовой закономерности. Для этого надо внимательно посмотреть на предлагаемую комбинацию. Например, код 4354 можно легко запомнить, если разложить его на два элемента - «4>3» и «5>4». Второй вариант - привязка к знакомым числам. В такой ситуации номер квартиры 812 быстрее останется в памяти, если ты помнишь, что Наполеон захватил Москву в 1812 году.

Звезды о памяти
Антон Привольнов

- Если вы готовитесь к выступлению, не пытайтесь зазубрить текст дословно. Такой подход гарантирует провал - стоит вам забыть одно прилагательное, как выученная цепочка, где слова цепляются друг за друга, разрушится. Лучше думайте о смысле того, что вы запоминаете. И съешьте что-нибудь сладкое накануне выступления. Шоколадку, например. Глюкоза стимулирует работу мозга, а значит, активизирует и память.
Марина Хлебникова

- Нет ничего удивительного в том, что сегодня у людей проблемы с памятью. Мы ведь разучились тренировать мозг: к нашим услугам Интернет, мобильные телефоны. На мой взгляд, лучший способ развить память - заставить себя запомнить что-либо. Я, например, выучиваю телефонные номера. От этого двойная польза: память тренируется и я всегда могу связаться с кем угодно, если что-то случится с мобильником.
Андрей Ильин

- Актерам по долгу службы приходится запоминать большое количество текстов. Так что память волей-неволей тренируется. Однако нельзя сказать, что абсолютно все роли учатся одинаково. Это зависит от содержания текста. Если он не «положен» на действие, запомнить его сложно. У меня есть свой способ работы с таким материалом: я записываю себя на диктофон, вставляю наушник в ухо и везде с ним хожу.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Неправильное питание, перекусы на бегу или обильная пища на ночь - все это может привести к тому, что желудок не переваривает пищу. Что делать, когда желудок не может переварить пищу, и как восстановить работу органа, волнует многих.

1 Основная информация о недуге

Желудок представляет собой место для переваривания пищи. Его объем у взрослого человека составляет примерно 2-3 л. Пища поступает в желудок через пищевод, где разбирается на составляющие: белки, углеводы и жиры. Когда организм испытывает необходимость в еде, он дает сигнал, и повышается количество соляной кислоты, которая способствует расщеплению пищи. Скорость этого процесса различная: углеводы полностью перерабатываются за 2 часа, тогда как аналогичный процесс для жиров занимает до 5 часов.

Ухудшение работы желудка, при котором он практически перестает переваривать пищу, называется диспепсией и может сопровождаться неприятными ощущениями: приступами тошноты, тяжестью в животе и чувством переполненности. Если не принять своевременных эффективных мер, последствия будут очень серьезными.

Симптомы диспепсии могут проявляться следующим образом:

  • чувствуется переполненность в желудке;
  • вздутие живота, распирание;
  • симптомы язвенной болезни: рвота, тошнота, изжога, «голодная» боль;
  • отрыжка;
  • после приема пищи может возникать жжение в области груди;
  • тяжесть и боль в верхней части живота, не связанные с приемом пищи;
  • боль в верхнем отделе позвоночника;
  • иногда возникает рвота, вызывающая облегчение на недолгий период;
  • нарушение аппетита, быстрое насыщение (связано с непереваренной пищей в желудке).

Заболевание может развиваться разными способами: по язвенному, дискинетическому или неспецифическому варианту. Дискинетический вариант предполагает появление чувства быстрого насыщения, переполненности, дискомфорта. При язвенном наблюдаются признаки язвенной болезни, то есть отрыжка, «голодная» или ночная боль, изжога. Неспецифический вариант сочетает в себе признаки как язвенного, так и дискинетического течения заболевания.

2 Причины появления заболевания

Наиболее распространенные причины диспепсии - неправильное питание и отсутствие культуры принятия пищи. Перекусы всухомятку, в условиях постоянного стресса и спешки непременно скажутся на здоровье. Подбор продуктов может оказать влияние на работу желудка. Существует ряд продуктов, которые, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, желудок не воспринимает.

Дискомфорт может возникнуть от жирной, тяжелой или слишком острой пищи. Проблемы может доставить и алкоголь, так как он стимулирует выработку соляной кислоты, тем самым повышая нагрузку на стенки желудка.

В отдельных случаях нарушение функционирования желудка может быть вызвано гормональным сбоем - такое явление нередко наблюдается у беременных женщин. Наконец, выделение желудочного сока может быть следствием нарушений секреторных желез.

В отдельных случаях плохое самочувствие может наступать в утреннее время. Это говорит о том, что человек злоупотребляет поздними приемами пищи. Как и все органы человека, желудок должен иметь время для отдыха.

Выделяют и другие причины диспепсии:

  • снижение метаболизма;
  • появление колоний бактерий в слизистой оболочке желудка;
  • недостаточная концентрация желудочного сока;
  • гастрит.

Вне зависимости от причин, почему желудок не переваривает пищу, необходимо срочно начать лечение и серьезно пересмотреть режим питания и подбор продуктов.

3 Виды и формы болезни

Выделяют две основные группы заболевания: органическая и функциональная. Органическая диспепсия - это синдром, при котором не возникает серьезных нарушений структуры органов ЖКТ, только функциональные, то есть связанные с работой органов. Функциональная диспепсия характеризуется появлением структурных патологических изменений органов ЖКТ. В этом случае симптомы будут наблюдаться более ярко и в течение долгого времени.

Основные виды заболевания определяются в зависимости от причин, спровоцировавших их возникновение.

Диспепсия, вызванная кишечной инфекциий, может быть нескольких видов:

  • сальмонеллез - характеризуется повышением температуры до 39°С, появлением рвоты, поноса, головокружения и головной боли;
  • дизентерия - поражает обычно толстый кишечник, основным проявлением считается стул с примесью крови;
  • интоксикационная - развивается в результате отравления при гриппе, острых инфекционных заболеваниях, отравлении ядами.

Диспепсия, связанная с недостатком пищеварительных ферментов, может быть следующих видов:

  • гастрогенная;
  • гепатогенная;
  • панкреатогенная;
  • энтерогенная.

Алиментарная диспепсия вызвана неправильным образом жизни и имеет 3 подвида, характеризующихся избытком какого-либо компонента.

Гнилостная развивается при употреблении слишком большого количества углеводсодержащих продуктов, то есть в рационе преобладает мясо, рыба, яйца. Возможно развитие заболевания из-за употребления в пищу несвежих мясных продуктов.

Жировая диспепсия вызвана избытком в рационе жиров, в особенности тугоплавких - бараньего или свиного жира.

Бродильная форма вызвана избытком в рационе углеводсодержащих продуктов, таких как хлеб, бобовые, капуста, сахар и некоторые другие, а также бродильных напитков (к ним относят пиво и квас).

4 Методы диагностики

Прекращение переваривания пищи в желудке может быть симптомом другого, более серьезного заболевания, поэтому при появлении признаков стоит обратиться к врачу.

В первую очередь врач проводит сбор анамнеза. Необходимо как можно точнее описать все жалобы: как давно и насколько сильно беспокоят боли, когда они появляются, бывает ли изжога, есть ли другие заболевания желудочно-кишечного тракта.

После этого врач может назначить как инструментальное, так и лабораторное исследование.

Инструментальные исследования могут включать УЗИ и компьютерную томографию. С помощью электрогастроэнтерографии выявляются нарушения моторики желудка, то есть его способности продвигать пищевую массу. При подозрении на более серьезные заболевания (опухоли) пациенту может быть назначена рентгенография. Анализируется внутренняя поверхность желудка с помощью эндоскопа, нередко с одновременным проведением биопсии. Проводятся тесты на наличие возбудителя Helicobacter pylori.

К лабораторным исследованиям относят биохимический анализ крови, анализ кала на наличие пищевых волокон и скрытую кровь.

5 Лечебные мероприятия

Если нарушение переваривания в желудке вызвано развитием другого заболевания (грипп и иные вирусные недуги, язва, гастрит, болезни поджелудочной железы, дуоденит и др.), именно его лечат в первую очередь.

Для лечения непосредственно непереваривания в желудке больному выписывают медикаментозные препараты разной направленности. При запорах пациенту назначают слабительное, но не для постоянного приема - только до тех пор, пока стул не нормализуется. Если наблюдается диарея, пациенту стоит принимать противодиарейные препараты.

Больному прописывают некоторые препараты, предназначенные для устранения основных симптомов заболевания:

  1. Ферментные - улучшают пищеварение, работу желудка и двенадцатиперстной кишки.
  2. Блокаторы протонной помпы - назначаются при повышенной кислотности желудка, проявляющейся в виде изжоги и кислой отрыжки.
  3. Гистаминоблокаторы - лекарства, позволяющие снизить кислотность желудка, но обладающие более слабым действием, чем блокаторы протонной помпы.
  4. Обезболивающее - спазмолитики, уменьшающие болевые ощущения в животе.

Немедикаментозное лечение состоит из простых мер. После принятия пищи советуют ходить хотя бы 30 минут. На время лечения исключается нагрузка на пресс: скручивания, подъемы или наклоны туловища.

Так как одной из причин того, что плохо переваривается пища, является неправильное питание, разумно с помощью диеты попытаться улучшить состояние. Поэтому хотя бы на время лечения нужно отказаться от фастфуда, жареного, жирного, полуфабрикатов, так как все перечисленные продукты имеют большое количество простых жиров.

Важно иметь позитивный настрой - он способствует улучшению выработки желудочного сока. Поэтому во время еды не нужно погружаться в мрачные мысли или отвлекаться на просмотр телевизора, чтение газеты и просмотр новостей в интернете.

Главное правило - серьезно пересмотреть рацион. Важно отдавать предпочтение натуральной и качественной пище. Если желудок не принимает какую-либо еду, то можно перейти на раздельное питание, так как подобранный в соответствии с правилами рацион позволяет разгрузить пищеварительную систему и определить продукт, который не воспринимается ЖКТ.

Раздельное питание предполагает следование нескольким правилам. Основное - нельзя смешивать в один прием пищи углеводы и белки, так как для их переработки необходима разная концентрация желудочного сока. При этом жиры допускается сочетать и с белками, и с углеводами.

Важно не смешивать пищу, на переваривание которой тратится разное количество времени. Например, орехи должны перевариваться дольше, поэтому не стоит их есть одновременно с апельсином.

С жидкостями тоже нужно быть внимательнее. Не допускается сразу после приема пищи пить горячий кофе или чай. Чтобы избежать проблем, пить воду нужно за 15 минут до еды и не менее чем через час после приема пищи.

С момента своего зарождения человек сталкивается с непреодолимыми трудностями, сложным выбором, различными дилеммами. Это было и тысячу лет назад, это есть и сейчас. Но в данный момент ты всё-таки можешь понять то, что тебя окружает. Ты можешь разобрать проблему на составляющие, оценить сложность, проанализировать её и найти самый лучший выход из любой ситуации. Для этого тебе нужен только твой собственный разум и желание относиться к себе и другим людям честно, без всяких прикрас.

Такое отношение к проблемам и ужасам жизни может себе позволить только сильный духом человек. Тот самый , которого, как все вокруг утверждают, сейчас нет. Этот мужик может взять на себя ответственность, не пытаясь найти причину во внешних несправедливостях. Если он потерял работу, то виноват не кризис, а он. Если его дом ограбили, то виноваты не грабители, а он, так как не установил необходимую сигнализацию и другие методы защиты. У других же всегда найдутся причины к бездействию и унынию. Мир и правда часто идёт против нас, но стоя к враждебным силам лицом к лицу, ты остаешься человеком, а поворачиваясь спиной, становишься трусом, который не в состоянии не только контролировать свою жизнь, но и сберечь близких.

Чтобы не быть лузером по жизни, нужно всегда понимать, зачем и что ты делаешь. К сожалению, многие люди об этом забывают и начинают творить лютый ад, даже не понимая, зачем они это делают. Конечно, на всё у них есть «причины», которые не имеют логического объяснения. И вот мы составили небольшой список типичных явлений, из-за которых современный мужик не хочет думать своей головой.

1. Традиции

Сейчас каждый второй при обсуждении спорного, на первый взгляд, вопроса ратует за традиционность. Да и вообще, традиции чуть ли не ответ на все идейные вызовы XXI века в России. Но каким образом можно относиться к реальному явлению через призму опыта прошлых столетий? Время другое, жизнь другая, люди другие и сталкиваются они совершенно с другими проблемами. Так почему всё ещё раздаются голоса призывов вернуться к старым порядкам? Всё дело в том, что наши, да и любые другие традиции не всегда такие уж и традиционные. Это, грубо говоря, новодел последних лет, который заворачивается в перевариваемую рекламную упаковку, для того чтобы человек меньше думал своей головой.

Подобное легко понять, если ты увлекаешься историей своей страны и читаешь реалистическую художественную литературу. Сразу отпадают все вопросы, а к «традиционному новоделу» ты уже относишься, как к некому постмодернистскому выбросу, который не идёт на пользу людям. Возможно, дело в пропаганде, а может, в том, что так проще. Считать, что в стране есть что-то устоявшееся настолько, что никогда не изменится. Хотя, если даже посмотреть на историю нашей церкви, то ты удивишься, насколько различное положение она занимала в свои лучшие или худшие годы. Такие структуры тоже не статичны, и они уж точно не сохранили то, что было каких-то 500-600 лет назад. Отношение к сексу, браку в нашем народе тоже подвергалось изменениям и будет подвергаться дальше. Никто не даст тебе никаких гарантий, что через каких-то 30 лет в России не будет разрешено многоженство, а твой сын не будет искренне считать, что это очень даже традиционно.

2. Страна – говно

Ну, все мы знаем, что живём не в райском саду. Даже те из нас, кто любит поговорить про «гейропу», я уверен, не прочь свалить куда подальше отсюда и увезти свою семью. Но, черт возьми, вся эта движуха – только из-за незнания реального положения дел , где тоже есть свои бедные, свои потрясения и свои несправедливости. Быть может, гораздо в меньшем масштабе, но суть то не в этом.

Просто задай себе вопрос: что тебе мешает жить тут? Почему ты не сколотил состояние или не отстроил крутой дом с японским садиком? И с чего ты решил, что у тебя всё это получится в другом государстве? Знаешь, а может, дело только в том, что ты ленивая жопа? Это как в школе: бывает, заболеешь немного, отпросишься от занятий, но домашку всё равно делать не будешь, хотя мог бы, но у тебя появилась причина не делать этого. Так и в жизни, причины всегда появляются: экономический кризис, неправильный президент, охреневшие менты или просто плохой день. Но если ты умный, независимый человек, то тебе просто надо всё хорошо изучить и найти выход. Трудности и преграды должны мотивировать, а не служить оправданием.

Так что в том, что у тебя ничего не получается, виноват только ты, а не страна.

3. Идеология

Да, без собственной системы взгляда на окружающую действительность жить трудно. Каждый из нас как-то идентифицирует себя. Кто-то называет себя православным, кто-то либералом, ну а кто-то трансгуманистом.

Но сейчас невозможно определить правильность взглядов чего-либо. Можно быть уверенным в своих действиях, но не в том, что окружает нас. Мы живём в такое время, когда любое событие надо оценивать в частном порядке. Не нужно пользоваться заранее заготовленными лекалами, хотя порой так хочется.

Мы берём какой-нибудь праздник и тратим на него половину городского бюджета только потому, что сейчас он укладывается в рамки идеологии, завтра этого праздника может и не быть. Мы относимся к другим людям с презрением, потому что у них «неправильные взгляды», хотя не можем объяснить свои собственные. Да и нет никаких реальных идей, которые имели бы серьёзный фундамент в наших головах. Фундамент – это всегда объяснение правильности, но о какой правильности может идти речь, если всё сводится к неприятию чего-то «чуждого»?

Об одном эксперименте, когда людей разных взглядов поместили в одну комнату и заставили общаться. Там были христианские фундаменталисты, правые, левые, либералы. В итоге выяснилось, что при реальном общении все эти люди находят много общего, им не чужда сплоченность в некоторых вопросах, особенно на бытовом уровне. Всё это разделение оставь политикам, когда у нас появится реальная политика.