Диспансеризация детского населения у стоматолога. Принципы диспансеризации детей у стоматолога

В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:

С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.

С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).

С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.

С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.

С заболеваниями слюнных желёз.

С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).

С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).

С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.

Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:

педиатров;

рентгенологов;

стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;

невропатологов;

эндокринологов.

Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.

По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.

Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.

Детей делят по группам:

I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.

II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.

III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.

Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.

Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.

Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:

плановая санация полости рта.



профилактика кариеса и аномалий прикуса

создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.

воспитание правильных гигиенических навыков.

Этапы диспансеризации.

Знакомство с участком.

Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.

Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.

Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.

Санация:

По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.

Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.

Существуют 2 метода санации:

Централизованный метод.

Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.

Децентрализованный метод.

Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.

3 степени активности кариеса.

1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.



2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.

3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.

Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.

3 группы диспансеризации:

Первая группа.

Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.

Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.

Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.

Вторая группа.

Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.

Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.

Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.

Третья группа.

Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.

Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).

Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.

Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.

На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).

  1. Ананьева Э.Э., Гринин В.М., Абаев З.М. Объем диспансерной работы врачей-стоматологов на терапевтическом стоматологическом приеме. Стоматология для всех 2012; 1: 54-55.
  2. Бадалян Г.Д. Клинико-лабораторное и морфологическое изучение патологии пародонта у больных системной склеродермией: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2004; 25.
  3. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Болезни пародонта. М: ГЭОТАР-Медиа 2008; 2: 224.
  4. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология. Заболевания слизистой оболочки полости рта. М: ГЭОТАР-Медиа 2008; 3: 288.
  5. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. М: Мед информ агент 2009; 840.
  6. Безрукова И.В. Быстропрогрессирующий пародонтит. М: Медицинская книга 2004; 97-117.
  7. Васильев В.И. Болезнь Шегрена: клинико-лабораторные, иммуноморфологические проявления и прогноз: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2007.
  8. Васильев В.И., Симонова М.В., Сафонова Т.Н. Избранные лекции по клинической ревматологии. М: Медицина 2001; 112-131.
  9. Боровский Е.В., Лукиных Л.М. Стоматологический уровень здоровья в наших руках. Маэстро стоматологии 2004; 3: 17-19.
  10. Боровский Е.В. Биология полости рта. М: Мед книга; Нижний Новгород: НГМА 2001; 304.
  11. Гайдаров Г.М., Кицул И.С., Васюкова В.С., Степанов В.В. Организация и экономика стоматологической службы. М: ГРАНТЪ 2002; 200.
  12. Гайдук В.И. Изменения в слюнных железах у больных ревматоидным артритом и системной красной волчанкой: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2003; 211.
  13. Грохольский А.П., Кондола Н.А., Центило Т.Д. Назубные отложения: их влияние на зубы, околозубные ткани и организм. Киев: 2000; 160.
  14. Григорьян А.С. Болезни пародонта. М: МИА 2004; 320.
  15. Гринин В.М. Клинико-патогенетическая оценка патологии височно-нижнечелюстного сустава, тканей и органов полости рта при ревматических заболеваниях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М 2001; 533.
  16. Гринин В.М., Симонова М.В., Гришкян А.Р., Джанаев Т.И., Ашуров К.И. Факторы, влияющие на интенсивность кариеса зубов рои ревматоидном артрите. Cтоматология для всех 2007; 4: 16-19.
  17. Гринин В.М., Гришкян А.Р. Эффективность стоматологической диспансеризации больных ревматоидным артритом без поражения слюнных желез. Здоровье, безопасность и здравоохранение. Сб. науч. трудов. М: МГМСУ 2006; 42-44.
  18. Гринин В.М., Шатохин А.И. Особенности стоматологической диспансеризации иммунокомпрометированных больных (ВИЧ-инфекцией, ревматоидным артритом). Институт стоматологии 2009; 1: 42: 84-86.
  19. Гринин В.М., Джанаев Т.И. Особенности стоматологического обследования больных ревматоидным артритом с поражением слюнных желез. Сб. научн. трудов. "Здоровье, безопасность и здравоохранение". М: МГМСУ 2006; 42-44.
  20. Гринин В.М., Скворцова А.А. Состояние зубов у больных серопозитивным ревматоидным артритом. Dentalforum 2011; 2: 38: 58-59.
  21. Гринин В.М., Скворцова А.А. Факторы, влияющие на поражаемость зубов кариесом и его осложнений у больных ревматоидным артритом. Cтоматология для всех 2011; 1: 54: 30-31.
  22. Гринин В.М., Караханян В.Т. Структура и клинические особенности патологии пародонта при системной склеродермии. Российская стоматология 2009; 2: 53-55.
  23. Гришкян А.Р. Особенности оказания терапевтической стоматологической помощи больным ревматоидным артритом (без поражения слюнных желез). М 2008; 146.
  24. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Р., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта. М 2001; 272.
  25. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М. Терапевтическая стоматология: Национальное руководство 2009; 894.
  26. Дмитриева Л.А., Атрушкевич В.Г., Пихлак У.А. Состояние тканей пародонта у пациентов с системным остеопорозом. Стоматология 2006; 5: 17-19.
  27. Джанаев Т.И., Симонова М.В., Гринин В.М., Царев В.Н. Микробиологический состав ротовой жидкости у больных ревматоидным артритом, сочетающимся с синдромом Шегрена. Кафедра 2008; 7: 1: 34-37.
  28. Джанаев Т.И. Особенности стоматологической заболеваемости у больных ревматоидным артритом сочетающемся с синдромом Шегрена: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2008; 25.
  29. Ермаков Ю.В., Гринин В.М., Буляков Р.Т., Матросов В.В., Булавинцева Ю.С., Тумасян Г.С. Анализ показателей выработки и трудозатрат врача стоматолога-терапевта, ведущего диспансерный прием. Вестник медицинского стоматологического института 2001; 1: 16: 45-46.
  30. Козлитина Ю.А. Особенности местного иммунитета полости рта у детей ревматическими заболеваниями. Стоматология 2011; 1: 300-301.
  31. Ласкарис Д. Лечение заболеваний слизистой оболочки рта. Руководство для врачей. М 2006; 236.
  32. Лукиных Л.М., Жулев Е.Н., Чупрунова И.Н. Болезни пародонта. Нижний Новгород: НГМА 2005; 322.
  33. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М 2006; 416.
  34. Лукина Г.В. Ревматоидный артрит. Клинические, научно-методические и организационные аспекты. М: АНКО 2001; 328.
  35. Максимовский Ю.М., Максимовская Л.Н., Орехова Л.Ю. Терапевтическая стоматология. М: Медицина 2002; 640.
  36. Мазуров В.И. Клиническая ревматология. СПб: Фолиант 2005; 520.
  37. Насонов Е.Л., Насонова В.А. Ревматология. Национальное руководство. М 2008; 737.
  38. Насонов Е.Л. Ревматоидный артрит как общемедицинская проблема. Тер арх 2004; 5-7.
  39. Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М: МЕДпресс-информ 2005; 216.
  40. Образцов Ю.Л. Стоматологическое здоровье: сущность, значение для качества жизни, критерии оценки. Стоматология 2006; 4: 41-43.
  41. Орехова Л.Ю. Заболевания пародонта. ПолиаМедиаПресс 2004; 32.
  42. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. Изд. 5-е, перераб. и доп. М: Медицина 2003; 640.
  43. Приказ МЗ РФ "О совершенствовании медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями" от 27.05.99 №202.
  44. Приказ МЗ РФ "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения" от 14.12.90 №487.
  45. Ронь Г.И., Колотова Н.Н. Одонтогенные очаги инфекции при ревматоидном артрите. Проблемы стоматологии 2010; 5: 12-14.
  46. Самойлик М.М. Стоматологический статус больных инсулиннезависимым сахарным диабетом и его коррекция: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М 2004; 20.
  47. Сигидин Я.А., Лукин Г.В. Ревматоидный артрит. Диффузные болезни соединительной ткани. М: Медицина 2004; 48-53.
  48. Сильвестрова А.С. Клинико-лабораторная и морфологическая характеристика патологии пародонта при системной красной волчанке: Автореф. дис. ... канд. мед. наук 2006; 29.
  49. Скворцова А.А., Гринин В.М. Особенности развития кариеса зубов и его осложнений у больных ревматоидным артритом. Российский стоматологический журнал 2011; 2: 17-19.
  50. Симонова М.В., Раденска-Лоповок С.Г. Поражение слюнных желез при синдроме и болезни Шегрена. Диагноз. Дифференциальный диагноз. М 2010; 149.
  51. Сундуков В.Ю. Причины нарушений микроциркуляции и способы их коррекции у больных пародонтитом при СКВ: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. 2012; 141.
  52. Терехова Г.Н., Попруженко Т.В. Профилактика стоматологических заболеваний. Минск 2004; 526.
  53. Улитовский С.Б. Гигиенический уход при воспаленном пародонте. М: Медицинская книга 2008; 288.
  54. Aliko A., Alushi A., Tafai A., Leva F. Oral mucosa involvement in rheumanoid arthritis, systemic erythematosus and systemic sclerosis. Int Dent J 2010; 60: 5: 353-358.
  55. Brosky M.E. The role of saliva in oral health: strategies for prevention and management of xerostomia. J Support Oncol 2007; 5: 215-225.
  56. Berthelot J.M., Le Goff B. Rheumatoid arthritis and periodontal desease. Joint Bone Spine 2010; 77: 6: 537-541.
  57. Detert J., Pischon N., Buttgeret F. Pathogenesis of parodontitis in rheumatic diseases. Rheumatol 2010; 69: 2: 109-112.
  58. Detert J., Pischon N., Burmester G.R., Buttgereit F. The association between rheumatoid arthritis and periodontal disease. Arthritis Resther 2010; 12: 5: 218.
  59. Garib B.T., Qaradaxi S.S. Themporomandibular joint problems and periodontal condition in rheumatoid arthritis patients in relation to their rheumatologic status. J Oral Maxillofac Surg 2011; 69: 12: 2971-2978.
  60. Guobis Z., Baseviciene N., Paipaliene P., Niedzelskiene, Januseviciute G. Aspects of xerostomia prevalence and treatment among rheumatic inpatients. Medicina 2008; 44: 12: 960-968.
  61. Gleissner C., Willershausen B., Kaesser U., Bolten W.W. The role of risk factors for periodontal disease in patients with rheumatoid arthritis. Eur J Med Res 1998; 18: 3: 8: 387-392.
  62. Leung K.C., McMillan A.S., Leung W.K., Wong M.С., Lau C.S. Oral health condition and saliva flow in southen Chines with Sjogrens syndrome. Int Dent J 2004; 54: 3: 159-163.
  63. Porter S., Scully C. Connective tissue disorders and the month. Dent Update 2008; 35: 5: 294-296; 298-300, 302.
  64. Micro R.N. As in Sjogrens syndrome as a prototypic autoimmune disease. Autoimmun Rev 2010; 9: 9: 618-621.
  65. Sher J.Y., Vbedak C., Egyinda M., Khanin R., Buishi Y., Lipuma L., Attur M., Pilinger M.H., Weissman G., Littman D.R., Pamer E.G., Abromson S.B. Periodontal disease and the oral microbiota in new onset rheumatoid arthritis. Arthritis Rheum 2012; 64: 10: 3083-3094.
  66. Stoll M.L., Sharpe T., Beukelman T., Good J., Yong D., Cron R.Q. Risk factors for temporomandibularis in children with juvenile idiopatic arthritis. J Rheumatol 2012; 39: 9: 180-187.

Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:
—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
—первичная профилактика стоматологических заболеваний;
—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:
—улучшение стоматологического здоровья населения;
—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;
—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.
Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.
Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия;
—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.
.Информационно-обучающий блок.
—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.
—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.
—Обучение методике контроля гигиены полости рта.
—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.
.Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).
—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).
—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).
—Профессиональная чистка зубов.
—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).
.Лечебный блок — использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.

ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)
Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.
Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.

ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы. Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14-18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20-30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1). Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.
Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm). Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.). Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей. Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий. Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.
Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача. В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1-2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи. Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет). Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.

; мануальным навыкам обуча-


ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ У СТОМАТОЛОГА
помощи. Образовательная про­грамма для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навы­кам.

Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межлично­стного восприятия окружающих людей становятся более обобщен­ными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общеприня­тыми нормами.

Целью занятий со старшеклас­сниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-по­пулярной литературы по этому во­просу. В образовательной програм­ме для старшеклассников стомато­логическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практиче­ским навыкам чистки зубов среди

юношей и девушек осуществляют раздельно.

Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах , где программа профилактики начина­лась в дошкольном возрасте и про­должалась в школе.

Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стомато­логическим просвещением и гигие­ническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фто-ридсодержащими пастами и покры­тие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, про­фессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.

Важна разработка образователь­ных программ с учетом типов пси­хологического восприятия инфор­мации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формирова­нию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы доби­ться хороших результатов при обу­чении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим инди­видуальный подход, учитывающий

Раздел 3

3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации

Диспансеризация населения пре­дусматривает систему охраны здо­ровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здо­ровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного фи­зического развития, предупрежде­нии заболеваний путем проведе­ния соответствующих социальных , санитарно-гигиенических и лечеб­но-профилактических мероприя­тий.

Поскольку диспансеризация вно­сит изменения в характер и органи­зационные формы здравоохране­ния, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспан­серной системы здравоохранения составляют постоянное динамиче­ское наблюдение за состоянием здоровья населения, активное вы­явление заболеваний на ранней стадии и своевременное проведение лечебно-оздоровительных меропри­ятий во всех типах лечебных учреж­дений, а также реализация комп-

тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).

Применение психолого-педаго­гических принципов в работе с детьми и подростками способст­вует проведению стоматологиче­ского просвещения в условиях психологического комфорта, дела­ет процесс обучения гигиениче­ским навыкам интересным и эф­фективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.

лекса социально-экономических, медицинских и технических мер, направленных на улучшение состо­яния окружающей среды, условий труда и быта.

Ежегодные диспансерные осмотры населения - активное медицинское обследование разных групп населе­ния врачами одной или нескольких специальностей.

Цель диспансеризации - сохра­ нение и укрепление здоровья насе­ления, увеличение продолжитель­ности жизни людей.

Методы диспансеризации здоро­вых лиц и больных едины. Диспан­серизация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, вы­явление и устранение факторов ри­ска возникновения различных забо­леваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюде­ния и проведения лечебно-оздоро­вительных и реабилитационных ме­роприятий.

Задачи диспансеризации:

Оценка состояния здоровья че­ловека при ежегодных осмотрах;

95


    дифференцированное наблюде­ние за здоровыми лицами, имею­щими факторы риска, и больны­ми;

    выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;

    своевременное и активное прове­дение лечебно-оздоровительных мероприятий;

    повышение качества и эффектив­ности медицинской помощи на­селению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое учас­тие врачей различных специаль­ностей, внедрение новых органи­зационных форм, технического обеспечения, создание автомати­зированных систем для осмотров населения с разработкой специа­льных программ.

В России проводится диспансе­ризация всего детского населения. Особенность диспансеризации де­тей состоит в том, что борьба за здоровье ребенка начинается до его рождения путем внедрения до­родового патронажа. Наблюдение за детьми осуществляется в до­школьных, школьных и других дет­ских коллективах (школы-интер­наты, специальные детские сады и др.).

В комплексе мероприятий по ох­ране здоровья детей большое значе­ние имеет антенатальная профи­лактика.

Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педи­атры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жи­тельства. Частота осмотров опреде­ляется возрастом детей.

Основными принципами системы диспансеризации является плано­вость, комплексность, выбор веду­щего звена из общего комплекса лечебно-оздоровительных меропри­ятий, которые при том или ином виде патологии являются решаю­щими, и дифференцированный

подход к проведению оздоровитель­ных мероприятий с учетом ситуа­ции.

Для эффективной и качествен­ной диспансеризации необходимы активное выявление больных на на­чальных стадиях заболевания, ран­нее и своевременное проведение лечебных и профилактических ме­роприятий, направленных на вос­становление здоровья и трудоспо­собности, систематическое наблю­дение за состоянием здоровья чело­века.

3.2. Организация диспансеризации

Система стоматологической дис­пансеризации базируется на следу­ющих положениях:


    диспансеризация является осно­вой стоматологической помощи населению ;

    цель диспансеризации - ликви­дация некоторых заболеваний зу­бов и органов полости рта;

    диспансеризация должна строи­ться на принципах охвата органи­зованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний паро-донта и слизистой оболочки по­лости рта;

    необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в по­лости рта, проводить общие оздо­ровительные мероприятия совме­стно с педиатром;

    диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осу­ществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-тера­певты, хирурги, ортодонты, орто­педы;

    наиболее рациональным стомато­логическим учреждением в каче­стве организационного центра

для проведения диспансеризации является стоматологическая по­ликлиника.

Стоматологическая диспансери­зация строится на основе санации полости рта, устранений сопутст­вующих заболеваний, профилакти­ческой работы в организованных детских коллективах - яслях, дет­ских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индиви­дуальной профилактики и дина­мического наблюдения за пациен­тами.

В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.

В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном уч­реждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и уста­навливают группу диспансерного наблюдения.

Различают 3 диспансерные груп­пы наблюдения детей:

1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой обо­лочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имею­щие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жиз­ненно важных органов; 3-я груп­па - дети с хроническими заболе­ваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их те­чении.

Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения , определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рациональ­но распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетво­ряются потребности диспансеризу-емых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.

Задачи третьей фазы - опреде­ление характера и частоты динами­ческого наблюдения за каждым ре­бенком, коррекция диагностиче­ских и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в со­стоянии здоровья, оценка эффек­тивности диспансерного наблюде­ния.

Медицинские учреждения разли­чаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты обще­профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гим­назий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматоло­гических поликлиник для взрос­лых); 3-й - детские стоматологи­ческие поликлиники; 4-й уро­вень - отделения челюстно-лице-вой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университе­тов, академий.

Очень важно определить и выде­лить нозологические формы, по по­воду которых больные подлежат диспансерному наблюдению у дет­ского терапевта-стоматолога. Для практического решения этой проб­лемы необходимо формирование перечня стоматологических заболе­ваний, требующих долговременного специального лечения и наблюде­ния за пациентом. В выборе нозо­логической формы для наблюдения у детского врача-стоматолога опре­деляющим фактором является хро­ническое течение стоматологиче­ского заболевания, которое не то­лько вызывает нарушение функции органа ЧЛО, но и создает угрозу развития серьезных патологических процессов в других органах и систе­мах человека. Кроме того, в этот перечень включаются все врожден­ные заболевания и поражения орга­нов ЧЛО с учетом генетической предрасположенности.

У детского терапевта-стоматолога целесообразно взять под диспан-



серное наблюдение детей, страдаю­щих кариесом зубов и его осложне­ниями, хроническими заболевания­ми слизистой оболочки полости рта, наследственными болезнями твердых тканей зуба и др. Перечень заболеваний и тактика детского врача-стоматолога изложены в «Схеме динамического наблюдения за детьми, подлежащими диспансе­ризации у детского терапевта-сто­матолога» (см. с. 323).

Отбор стоматологических боль­ных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профи­лактических осмотрах (предварите­льные, периодические, целевые, обращения пациентов в стоматоло­гические поликлиники, отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо от профиля и места приема пациентов. Больных, нуж­дающихся в стоматологической по­мощи, направляют в стоматологи­ческие учреждения по месту их жи­тельства, работы или учебы. На каждого больного заполняют амбу­латорную карту по форме № 43-А и контрольную карту диспансерного наблюдения - форму № 30 (эту форму чаще заполняет статистик поликлиники на основании амбула­торной карты). Форму № 30 запол­няют на всех стоматологических больных , нуждающихся в диспансе­ризации, соответственно «Схеме динамического наблюдения за деть­ми, подлежащими диспансеризации у детского врача терапевта-стомато­лога». Если у больного серьезная соматическая патология, то веду­щими специалистами в лечении яв­ляются педиатр, хирург и другие врачи, которые тоже заполняют эту форму и направляют ее в государст­венное статистическое управление. Диспансеризация детей с хирурги­ ческими заболеваниями ЧЛО не от­ личается от системы диспансериза­ции детского населения у стомато­лога-терапевта.

Основные подразделения дис­пансерного наблюдения этой груп-

пы детей: краевая, областная, го­родская специализированная дет­ская стоматологическая поликли­ника и ее диспансерное отделение: краевая, областная, городская дет­ская многопрофильная клиниче­ская больница, где имеется отделе­ние или выделены койки для лече­ния детей с патологией ЧЛО, в нее же входят специализированные от­деления детской челюстно-лицевой хирургии медицинских университе­тов и академий. К этой же системе должны относиться специализиро­ванные реабилитационные подраз­деления санаторного типа (их очень мало), которые могут функциони­ровать в соматических детских са­наториях.

Все названные выше подразделе­ния должны взаимодействовать между собой.

Необходимо знать, что диспан­серное наблюдение объединяет профилактические и лечебные ме­роприятия, характер, продолжите­льность и направленность которых зависят от распространенности и степени тяжести болезни. Диспан­серизация - наиболее эффектив­ная и действенная система, обеспе­чивающая предупреждение и ран­нее выявление заболеваний, лече­ние и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию этапов реабилита­ционных мероприятий на весь пе­риод детского возраста. Будучи действенной, эта система позволит сохранить нормальный уровень здоровья ребенка, снизить «груз» инвалидности пациента, наиболее эффективно обеспечить медико-социальный результат комплекс­ной специализированной помощи ребенку. Под диспансерным на­блюдением должны находиться де­ти от периода новорожденное™ до 18 лет. Для обследования детей этой группы и их лечения требуют­ся совместные усилия стоматоло­гов (терапевта, хирурга, ортодон­та), педиатра, рентгенолога, отори-

ноларинголога, эндокринолога, не­вропатолога, окулиста, нейрохи­рурга, эндоскописта, аллерголога, логопеда, клинического психолога и др.

Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лече­ния:


    врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожден­ные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включа­ющие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии - геман-гиома, венозные дисплазии , арте-риовенозные свищи, лимфангио-мы, нейрофиброматоз (I тип). Дис­плазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, хе-рувизм;

    опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилло­мы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологичес­кие варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;

3)острые и хронические остео­миелиты любой этиологии (одонто-генные, гематогенные, травматиче­ские);

    заболевания слюнных желез;

    заболевания ВНЧС: функцио­нальные (дистензионные) и пер­вично-костные;

    травмы зубов (переломы, пол­ные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верх­ней челюсти, других костей лица;

    дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей).

Соответственно особенностям этиологии, клинического проявле­ния и лечения формируется группа

специалистов, которая определяет неотложность, этапность, комплек­сность и последовательность ле­чебных и реабилитационных меро­приятий. Принцип комплексно­сти должен быть применен при ле­чении любой из перечислен­ных выше нозологических форм, остальные признаки могут варьи­ровать с учетом возраста, объема и вида реабилитационных мероприя­тий, их продолжительности и ин­дивидуальных факторов.

Комплексная система лечеб­но-реабилитационной помощи де­тям, научно обоснованный анализ высокой эффективности диспансе­ризации в целом позволили перей­ти к дифференцированному подхо­ду в системе диспансеризации и, опираясь на ее основные признаки (см. выше), создать специализиро­ванные центры.

Первыми высокую эффектив­ность диспансеризации показали центры диспансеризации детей с врожденной и наследственной па­тологией ЧЛО. Их опыт работы (с 50-х годов) с детьми с расщелиной верхней губы и неба стал убеди­тельным маркером качества всей деятельности таких центров (в Рос­сийской Федерации их 25). В по­следние 5-7 лет появились центры краниофациальной хирургии детей (Москва), центры лечения заболе­ваний ВНЧС (Новосибирск). Наря­ду с плановой систематической диспансеризацией в таких центрах детально разрабатывается алгоритм лечебных действий соответственно каждой нозологии.

Особенности, характерные для диспансеризации детей с отдель­ными нозологическими формами, будут дополнительно представле­ны в соответствующих разделах учебника. В этом разделе изло­жены только примерные схемы диспансеризации детей с хирур­гическими заболеваниями ЧЛО (табл. 3.1).

В разделе приведены содержание и методика диспансеризации всего детского населения у стоматологов. Определены задачи участкового стоматолога-педиатра на всех этапах проведения диспансеризации, его роль в общей системе детской стоматологической службы в СССР. Конкретизированы задачи стоматолога при диспансеризации всего детского населения в системе педиатрической службы и при диспансеризации декретированных групп детей во все возрастные периоды. Описаны особенности диспансеризации детей с отдельными видами патологии: кариес и его осложнения, заболевания краевого пародонта, аномалии развития зубочелюстно-лицевой системы, опухоли, травма; определена роль специалиста и участкового стоматолога в проведении этой работы. Приведены методы обследования детей с целью своевременного выявления всех видов аномалий, методы устранения причинных факторов оказания доортодонтической и первой ортодонтической помощи.

В разделе 29 рис., 3 схемы, 10 таблиц, библиография - 125 наименований.

    Глава I . Научно-организационные основы содержания и методики диспансеризации детей у стоматолога
    Глава II . Диспансеризация детей со стоматологическими заболеваниями терапевтического профиля
    Кариес зубов и его осложнения
    Заболевания краевого пародонта у детей
    Глава III . Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля Диспансеризация детей с пороками развития лица и челюстей
    Диспансеризация детей, перенесших травму лица и челюстей
    Диспансеризация детей с опухолями и опухолеподобными
    процессами в челюстно-лицевой области
    Глава IV . Диспансеризация детей у стоматолога с целью профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий
    Методы клинического обследования дошкольников, используемые участковым стоматологом для диагностики зубочелюстных аномалий
    Группировка детей для диспансерного наблюдения и содержание работы, направленной на профилактику и лечение зубочелюстных аномалий
    Роль ортодонта в организации лечебно-профилактических мероприятий в процессе диспансеризации детей у стоматолога
    Литература

Основой стоматологии, как и всей советской медицины, является ее профилактическая направленность. По определению Н. А. Семашко (1926), «профилактика - это путь, которым мы идем, диспансеризация - метод осуществления профилактических задач».

В 1962 г. на IV съезде стоматологов член-корреспондент АМН СССР А. И. Евдокимов выдвинул идею и определил задачи диспансеризации населения со стоматологическими заболеваниями.

Право на охрану здоровья советского народа, закрепленное Конституцией (Основным Законом) СССР, обеспечивается государственной системой здравоохранения, осуществлением мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, воспитание здорового молодого поколения, продление активной жизни советских людей.

В связи с этим возрастают обязанности всех специалистов педиатрического профиля по воспитанию здорового ребенка. Большая роль в решении этих задач принадлежит детским стоматологам.

В настоящее время отдельные стоматологические учреждения уже осуществляют диспансеризацию детей с врожденными расщелинами губы, неба, с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, с целью профилактики аномалии прикуса и т. д. Однако более правильным методом организации стоматологической помощи детям, учитывая инициативную форму и участковый принцип работы детского стоматолога, является диспансеризация не по стоматологическим заболеваниям, а диспансеризация всех детей у стоматолога, что связано с высокой распространенностью основных стоматологических заболеваний у детей. В диспансеризации нуждаются дети, лечение которых проведено в условиях специализированного стоматологического стационара у хирурга, ортодонта, пародонтолога и т. д. Они должны наблюдаться стоматологами в течение длительного времени - от начала лечения до полного выздоровления, а в ряде случаев до окончания формирования лицевого скелета. Диспансеризации подлежат также дети с врожденными пороками развития лица, по поводу опухолей и опухолеподобных новообразований, перенесшие травму, дети с различными заболеваниями пародонта, а также с целью предупреждения развития деформации прикуса.

Данный раздел имеет целью в определенной мере заполнить этот пробел. В работе предлагаются рациональные организационные формы диспансеризации детей у стоматолога, методы планирования работы, учета ее эффективности и т. д.

Диспансеризацию детей осуществляет участковый стоматолог-педиатр. В его задачу входит умение смотреть на ребенка при исследовании глазами педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта. Участковый врач должен увидеть не только сформированную патологию терапевтического, хирургического и ортодонтического профилей, но и ранние признаки этих патологических процессов и заболеваний, увидеть условия, повышающие риск возникновения патологии, быть хорошо ориентированным в вопросах педиатрии и возможностях хирурга-стоматолога и ортодонта, знать последовательность их медицинской тактики и быть активным участником всех профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей любого профиля. Он несет ответственность за своевременность выявления патологии, правильность направления ребенка к специалисту другого профиля и наблюдает во все последующие периоды развитие ребенка в порядке двойного дифференцированного контроля за контингентом детей хирургического, ортодонтического и других профилей.

В основу раздела положены методические рекомендации Главного управления здравоохранения г. Москвы для внедрения в практику, а также данные межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Москвы (главный врач Г. А. Блехер); кафедры стоматологии детского возраста Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) (зав.- проф. Т. Ф. Виноградова) и хирургической клиники кафедры стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института (ММСИ) (зав. - проф. А. А. Колесов), представленные доц. В. В. Рогинским.

Раздел рассчитан на участковых стоматологов-педиатров, главных врачей стоматологических и педиатрических учреждений. Кроме того, он может представлять интерес для врачей детских дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, детские сады и т. д.) и школ.