Как лечить постабортный синдром. Существует ли постабортный синдром
В нашей стране только по официальной статистике выполняется около 3 млн абортов в год. Существуют обширные исследования о физических последствиях аборта: ранних и поздних, первичных и вторичных. В 70-е годы 20 столетия в гинекологии появляется специальный термин: вторичное бесплодие – заболевание, основной причиной которого является аборт.
Наличие физических последствий аборта не вызывает сомнения ни у кого. О психических последствиях аборта в России не написано ни одной статьи, не сделано ни одного доклада. Репродуктивный статус женщины учитывается в России только в области гинекологии и акушерства. Для амбулаторных и стационарных пациенток психиатрических клиник, невропатолога и семейного консультанта этот статус практического значения не имеет.
Таким образом у российских женщин постабортного синдрома (ПАС) как бы и нет. Поэтому многие врачи, в том числе акушеры и гинекологи, не знают о существовании ПАС.
Существуют ли психические последствия абортов или так называемый постабортный синдром и как его определить?
Согласно определению Американской ассоциации психиаторов (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную “событием находящимся вне пределов обычного человеческого опыта… например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям… или смерти другого в результате физического насилия”. ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).
Винсент Ру (США) определяет ПАС ” как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся развитием симптомов, вызванных определенными эмоциональными реакциями на полученную вследствии аборта физическую и эмоциональную травму.
Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома:
- Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
- Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
- Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
- Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни”.
Таким образом, ПАС является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений у женщины после аборта. Но данное определение затрагивает лишь внешнюю сторону проблемы и в лучшем случае может претендовать на характеристику медицинского аспекта ПАС, определяющего некую болезнь психики человека. В настоящее время существует примерно 250 работ, связанных с исследованиями ПАС в основном в Европе и США. Американские специалисты разработали симптоматику ПАС, его течение и последствия, методы излечения, а также отметили группы риска, особенно подверженные ПАС.
Но нам представляется, что многие ошибочные взгляды на различные аспекты ПАС связаны именно с неправильным определением этого синдрома или неверной постановкой проблемы в принципе, а точнее сказать в игнорировании духовной стороны вопроса.
Как отмечалось выше ПАС как таковой является лишь медицинским определением. Наше расхождение с американскими коллегами состоит, например, в определении самого источника ПАС – греха детоубийства и определения роли женщины в этом.
Анна Спекхард (США, Арлингтон), один из ведущих психологов- специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. Мы полагаем, что женщина не может принять другую правду, о том, что она сама – причина смерти своего ребенка. Именно в этом корень греха, и одновременно первая ступень покаяния как изменения сознания. Правильное (православное) осознание того, что произошло при аборте, ведет к изменению сознания человека, а изменение сознания есть ни что иное как покаяние.
Мы получаем письма от женщин, сделавших аборт. Письма все разные. Но, в основном, это письма-исповеди, письма – крик души. В них одни скорбят без оправданий о том, что произошло. Другие говорят: это делают все, меня заставил муж, я не более грешна, чем все. Последние отрицают то, что сделали зло.
Психологический механизм отрицания после сделанного аборта есть ни что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном.
Нам представляется спорным следующее утверждение американских специалистов: “Травма, вызываемая абортом, во многих случаях может быть предотвращена или излечима, если женщины группы риска получат адекватное консультирование и смогут принять решение, соответствующее их психологическим и социальным потребностям” (Винсент Ру, США). Если женщина приняла решение и сделала аборт, то она просто обречена на душевную боль и предотвратить психическую травму при любом, даже самом хорошем консультировании невозможно. Предотвратить ПАС можно только, уговорив женщину не делать аборт.
Женщина, сделавшая аборт, муж, который ее к этому подтолкнул, врач, который был причастен к аборту – все они подвержены заболеванию ПАС. Для его излечения на самой первой стадии все они должны осознать, что такое аборт, каковы последствия этого деяния, в чем они проявляются у них и как их преодолеть.
В настоящее время предлагаются самые разные принципы излечения ПАС. Одно из направлений, распространенное в США, Японии и России – это переживание душевной боли и преодоление ее с помощью методов, которые могут нанести человеческой душе большой вред, вплоть до серьезного психического заболевания.
Так некоторые направления данного переживания у женщин, связанны с написанием ими писем и стихов своим абортированным детям, их заочного крещения, посвящения им символического места на кладбище с посещением “детской могилки”, покупки этим детям игрушек, разговора с ними с поименным призыванием и т.д. Все эти методы можно рассматривать как языческую ересь, с попытками проникновения в мир умерших, что очень опасно для души и может нанести непоправимый вред психическому здоровью женщины.
КОГДА БОЛИТ ДУША
Для того, чтобы определить, что же такое ПАС, будем иметь ввиду, что человек по своей структуре тресоставен (Святитель Феофан Затворник) и состоит из тела, души и духа. С какому из этих трех компонентов относится ПАС?
Ко всем. Понятно, что физические страдания после аборта связаны с душевными переживаниями. Первые могут вызывать и усугублять вторые и наоборот. Но все же попытаемся вычленить нечто характерное только для ПАС и назовем это состояние условно – “когда болит душа”, пытаясь прийти в верному определению этого заболевания.
Знаете ли Вы что такое душевная боль, вызванная какой-то скорбью, например смертью близкого? “У меня болит сердце”, – говорит человек, имея ввиду именно болезнь души.
“Тоска смертная”, – говорит другой, и это тоже может быть проявлением болезни души. Те, кто перенес близкого человека, знают, что время лечит любую скорбь. Но только не психические последствия абортов. Они не проходят со временем, а могут лишь усугубляться.
Постабортный синдром у женщины всегда сопровождается психическими нарушениями разного типа и является реакцией человеческой души на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца.
“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают” , – писал в 4 веке Святитель Василий Великий.
Эти психические нарушения могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д. Но самое главное препятствие для излечения ПАС – так называемая психологическая защита души – отрицание того, что был совершен грех. Поэтому для женщины очень важно правильно осознать происшедшее и попытаться определить, кто в этом виноват с последующим изменением своего сознания как по отношению к себе, так и к другим людям.
Очень часто женщина понимает, что она больна, но не знает, что с этим делать. Она остается один на один со своим горем.
Был ли аборт искусственным или самопроизвольным, был ли ребенок желанным или нет, женщина имеет дело с потерей ребенка, с опытом смерти, который не сопровождается никакими обрядами, что усугубляет течение ПАС. Данная ситуация характерна не только для ПАС, но и для тех людей, кто потерял близких и не мог похоронить их.
Представим конкретную ситуацию, которую условно назовем “Кризизом противоречий” с ожидаемым и конкретным результатом после аборта: получение значительного психологического облегчения после аборта – но через неделю (или через год) чувство страшной тяжести на душе; надежда наладить отношения с мужем, решив проблему нежеланного ребенка – ухудшение и усугубление отношений вплоть до нежелания телесной близости; решение проблем физического здоровья (например токсикоз беременности) – острые или хронические осложнения в репродуктивной и гормональной системе организма; желание оздоровить организм (спорт, режим дня, правильное питание) – курение, алкоголизм или наркомания как защитная реакция от постоянно действующего источника душевной боли; спокойное состояние психики – гнев, эмоциональная неуравновешенность и раздражительность.
Что дополнительно может усугублять тяжелое психическое состояние женщины?
- Несоответствие психологической установки перед абортом с тем, что происходит после. Например: “там еще ничего нет, но вдруг женщина может увидеть окровавленные части рук или ног внутриутробного младенца, что вызывает моментальный глубокий шок с тяжелейшими переживаниями – впоследствии навязчивыми состояниями”.
- Женщины не знают, что делать с этой болью, а некоторые вообще не связывают состояние ПАС с абортом. Психологические реакции отрицания того, что произошло или подавления постоянно действующего источника душевной боли могут превратить женщину в инвалида.
- ПАС очень часто бывает тайной, покрытой мраком. Даже хронические заболевания излечимы, особенно те, которые видимы и правильно диагностированны. При подавленном ПАС, он как бы превращается в воспаленный нерв зуба, который вначале разрушает зуб, потом надкостницу, а потом переходит на весь организм.
- Вся абортная индустрия (фабрика смерти) не заинтересована в представлении ПАС как серьезного заболевания, так как наличие ПАС развенчивает идею о так называемом безопасном аборте.
- ПАС относится к сфере невидимой боли, что обусловливает возможность методологических недостатков при привалирующей роли пациента в излечении.
Как бы не было трудно женщине переживать ПАС или осознавать свои грехи, самое главное – знать, что “покаяние открывает зрение грехов своих” (иеромонах Никон, один из последних Оптинских старцев), оно есть духовное определение.
Излечение души есть путь к физическому здоровью. Поэтому вся теория и практика консультирования ПАС лежит на стыке душевного и физического здоровья и очень важно, чтобы Православная Церковь и врачи работали над этой проблемой вместе.
cтатьи о.Александра Ильяшенко по данной тематике:
Сегодня, несмотря на всю открытость и доступность различной информации, даже на самые интимные темы, аборт является «запретной» темой. Об этом не принято говорить вообще, а уж тем более обсуждать личный опыт прерывания беременности.
Поэтому, даже если женщина и решится рассказать о своем аборте, то она будет это делать осторожно и очень «дозировано», как бы прощупывая почву под ногами. Именно, поэтому при миллионах абортов, совершаемых в России, мы так редко слышим о постабортном синдроме.
Так что же такое постабортный синдром?
Это психологическая, эмоциональная, физическая и духовная травма, причиненная абортом и выводящая человека за границы привычного состояния. По своей сути это один из видов посттравматического стресса. Проявления постабортного стресса могут варьировать от недомогания и депрессии до глубокой травмы. В последнем случае стресс называют постабортным синдромом (ПАС)
Причины постабортного стресса
Когда женщина беременеет, физиология ее нервной системы начинает работать таким образом, чтобы с самых первых дней развивалась привязанность к ребенку. Это эволюционные механизмы, подкрепленные влиянием гормонов, сохраняющих беременность. В то же время могут появляться различные сложные жизненные обстоятельства, которые идут вразрез с этими изменениями. Ими могут быть сложные взаимоотношения внутри пары, карьерные интересы, бытовые сложности и еще много различных обстоятельств. И сложившиеся обстоятельства подталкивают женщину сделать аборт. Таким образом ее глубокие материнские чувства вступают в конфликт с действительностью. И семена постабортного стресса, или ПАС сеются еще на стадии принятия решения.
Получается, что постабортный синдром – отражение беспокойного состояния в момент аборта. Женщины, сожалеющие о своём решении и, тем не менее, идущие на аборт, а также женщины вынужденные сделать аборт находятся в повышенной зоне риска. В последствии женщина не может горевать из-за потери ребенка, так как признание потери поставит под сомнение «правильность» ее решения. Вместо этого она придумывает стратегии для того, чтобы справиться с эмоциональной болью: чувством вины, стыдом, злостью и печалью, что также препятствует выздоровлению.
Основные признаки постабортного стресса.
Женщины, сделавшие аборт, проявляют сходные физические и эмоциональные последствия. Ощущение вины, боли и потери – последствия всех абортов: добровольных и вынужденных. Эти последствия могут проходить незаметно и исчезать самостоятельно или проявляться в долговременных психологических нарушениях, образующих группу симптомов, составляющих постабортный синдром.
Психические симптомы:
- депрессия
- безнадежность и апатия
- беспричинное ощущение потери
- беспричинное желание плакать
- неспособность принимать решения
- плохой сон
- кошмары
- воспоминания об аборте, вызванные запахом, видом чего-либо или услышанной информацией
- неуместный гнев
- самобичевание
- потеря личного достоинства
- болезненные мысли и чувства по значимым датам
- вина из-за того, что она пережила собственного ребенка
Поведенческие симптомы:
- избегание новорожденных, детей и беременных женщин
- в результате отчуждения возникают проблемы во взаимоотношениях, которые приводят к их разрыву и изоляции
- беспорядочные сексуальные связи и жестокость во взаимоотношениях
- холод в половой жизни, избегание близости или привязанности
- физическое напряжение при упоминании аборта или воспоминаниях о нем
- избегание фильмов, журналов или фотографий с нерожденными детьми
- злоупотребление алкоголем или наркотиками
- желание сразу же иметь еще одного ребенка (искупительные дети)
- приступы паники
Симптомы могут проявиться сразу после аборта или позже иногда спустя годы. Чувство вины – основной симптом постабортного синдрома. Женщина может испытывать постоянные угрызения совести. Есть женщины, связывающие плохие события своей жизни с прерыванием беременности. Религиозные женщины рассматривают этот поступок как грех и последующие неудачи в жизни считают наказанием от бога.
Ненависть и злость может проявляться к мужу и родным людям, которые повлияли на решение сделать аборт. Всё это может сказаться на отношении к будущим детям либо в виде чрезмерной опеки, либо даже агрессии направленной на компенсацию потери не рождённого ребёнка.
Психологическая отрешённость может оказаться опасным симптомом. Может развиться психологическое отчуждение мыслей, мест, действий связанных с абортом. Женщина начинает избегать всех моментов, напоминающих ей об аборте, что может быть первым признаком неспособности справиться с горем. Женщине тяжело поддерживать или начинать отношения. Женщина может неестественным образом изолировать себя от общества. Наступление даты аборта может обострить проявление постабортного синдрома. Женщина может даже представлять ребёнка живым и подсчитывать его возраст.
Лечение постабортного синдрома
Справляться с постабортным симптомом можно только с помощью психолога, который поможет распознать и устранить эмоциональные проблемы до того, как они перейдут в стадию клинической депрессии. Опытный психолог поможет справиться с чувством горя и ненависти, с той болью, которая есть внутри, и частым результатом этой работы становиться прощение себя.
Общение с психологом перед предстоящим абортом позволяет значительно снизить последствия травмы, а, следовательно, и постабортного синдрома. Женщина должна открыто высказать все свои сомнения в личной беседе с психологом не чувствуя неловкости или смущения. Друзья и семья также могут внести свой вклад в решение проблемы.
Лучший способ предотвращения постабортного синдрома – обращение за психологической помощью как можно раньше, не подавляя депрессивные эмоции и не ожидая, что они исчезнут сами собой.
Психолог Валерия Рысаева
Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта.
Освобождение и капкан
Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу ее одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Ее ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен – своею же матерью. Ее ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовет ее «Мама! Мама!» и смотрит на нее с невыразимой вопросительной жалостью. И ее сердце тоже рвется от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство это - беспокойства, скорби, тоски и позора – пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…
«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, - освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.
Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится все меньше и меньше. Но и в этом - отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) - с ними все усложнится, и учеба, и работа, и личная жизнь, и есть еще время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось, и то, внутреннее, оказалось нестерпимым одиночеством.
«Теперь все, что было важным и нужным, - говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, - потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»
Год назад у нее развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У нее нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам - тем более, еще с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил ее на аборт, но и после того вскоре бросил.
Никто не понимает, что со мной, - говорит она, - да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить свое состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…
А молитвой? – спрашиваю я ее. Она задумывается и отвечает грустно:
Молитвы не даются мне. О чем молиться, когда ничего уже поправить нельзя?
А чтобы вы хотели поправить?
Всю свою жизнь… И если ее нельзя поправить, то зачем продолжать?…
Татьяна К. (все настоящие имена здесь изменены) позже выбрала продолжать, выбрала бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. А женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, и еще потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ребенка не считается экстраординарной проблемой.
Присутствие ребенка
Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Иногда и двадцать, и тридцать лет пройдет, и другие дети появятся, а слезы не кончаются, не кончается плач о том единственном чаде, которому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет. Горечь утраты смешивается с мучительной скорбью и стыдом. Чувство вины - так и не объясненная и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведет к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоланализе вина – невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием ее на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта, как и для любого верующего, чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача у него совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов как можно явственнее и, как бы ни было трудно, последовать ему.
В православной психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Без осознания собственной вины и совершенного греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.
В беседах с женщинами, страдающими так называемым постабортным синдромом, необходимо, чтобы незримо присутствововал третий – убиенный ребенок, чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. То, что ребенок в утробе чувствут боль, уже давно доказано.
Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня все важно – каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение – я все это глубоко и благоговейно ощущаю: ощущаю, что живет во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, - говорит Марина, и ее голос начинает дрожать, - иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба - мои дети…».
Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжелого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них - молитва, церковь, исповедь, покаяние. «Господи, помилуй чадо мое, умершее в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши его Света Твоего Божественного». Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребенок соединяются вновь. С молитвой в сердце матери входит любовь к своему нерожденному чаду.
Почему важно посещение церкви? Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо свое и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть ее у нас нет времени или желания. А ведь душа - вечная, не то что одежда…». В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаем, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.
И, конечно, исповедь. Принесенное добровольно и изреченное перед священником искреннее раскаяние скажет Богу, что мы идет к нему по воле своей, что мы сами делаем выбор быть с Ним и повиниться перед Ним. Господь сказал: «Идущего ко Мне, не отвергну». Значит, Он ждет нас – это нам решать, остаться ли наедине со своей болью (а нередко и гордостью) или снести ее Утешителю…
Самооправдание, хоть и легче дается, имеет краткий эффект, и, по сути, - враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершенный грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни. Не самопрощение, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинное прощение от Христа, которого только и может желать, - нет, не наше эго, не наше временное «я», - а наша бессмертная душа.
Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.
У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины, есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и все снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни ее нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушел из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела» и хочет сделать аборт, и добавила тоном, не терпящим возражениий, что, мол, нечего слезы лить. «А я на колени перед ней упала, - говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, - и все просила не убивать ребенка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своем горе рассказала…».
Ну, и что, послушалась вас дочь? – спрашиваю я.
Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…
Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слез. Но и душа, видно, постепенно обеляется.
Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашенный крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом. Только перед ним мы можем встать на колени и произнести: «Помяни, Человеколюбче, Господи, души отошедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли…».
Текст: Наталья ВОЛКОВА, психотерапевт, Нью-Йорк
Я.А.Кочетков
Московский НИИ психиатрии
Из вопросов на форуме
Когда я забеременела в 18, моя мать настояла на аборте... Я тогда вообще ничего не знала, что такое аборт, беременность, представленья не имела... Родители никогда со мной не разговаривали на эти темы... А очень жаль... Я всегда говорю, что моя жизнь делится на "до" и "после" аборта... После аборта я уже нежила, что-то случилось со мной, я перестала смеяться... Жуткая депрессия, последствия которой я ощущаю до сих пор... Хотела даже покончить жизнь самоубийством...
Научные исследования, связанные с проблемой абортов, всегда находятся под большим влиянием политических, религиозных и социальных факторов. Это характерно и для проблемы влияния абортов на психическое здоровье. Мнения в этой области разделились - от полнейшего отрицания психологических последствий аборта до признания аборта в качестве необратимого тяжелого стрессорного фактора.
Несмотря на значительное снижение числа абортов по сравнению с советской эпохой, Россия последние годы удерживает первое место в мире по количеству абортов на душу населения . Таким образом, изучение последствий аборта, в том числе для психического здоровья женщины, остается очень актуальной темой для нашей страны. Задача настоящей статьи - проанализировать разные точки зрения на проблему психических расстройств после аборта и осветить возможные механизмы их развития. Обратимся к истории данной проблемы.
В 1981 г. американским психологом V. Rие был впервые предложен термин "постабортный синдром" . Он предложил этот термин для обозначения посттравматического стрессового расстройства, развивающегося после аборта. V. Rие выделил четыре основных компонента постабортного синдрома :
- Восприятие ситуации аборта как травматического события, находящегося за пределами обычных человеческих переживаний;
- Повторное переживание ситуации аборта в воображении, связанное с неконтролируемыми негативными эмоциями, возвраты к прошлому в памяти, кошмарные сновидения, горе, особенно в годовщину аборта;
- Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль;
- Возникновение психологических симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него.
Впоследствии термин "постабортный синдром" стал широко использоваться противниками абортов и вызвал волну критических публикаций и исследований.
В 1988 г. президент США Рональд Рейган поручил главе департамента здравоохранения Э. Коопу провести анализ физиологических и психологических последствий аборта с целью ужесточения показаний к проведению аборта. В результате анализа 250 исследований, посвященных влиянию аборта на психическое здоровье, Кооп отметил, что нет серьезных доказательств отрицательного влияния аборта на психику женщины. В то же время Кооп, который сам был противником абортов, отметил, что большинство исследований в этой области обладают слабой достоверностью и отказался от официальной публикации своих данных .
Научные психиатрические организации, такие как Американская психиатрическая ассоциация. Американская психологическая ассоциация , Британский королевский психиатрический колледж , отказались признавать наличие постабортного синдрома. Понятие "постабортный синдром" не вошло в МКБ-10 и DSМ-IV.
Основная точка зрения психиатрического сообщества состоит в том, что негативные психические изменения после аборта встречаются крайне редко и связаны с уже имеющимися психическими заболеваниями, такими как депрессивное или тревожное расстройство, или предрасположенностью к ним. Также роль в развитии этих редких, по мнению авторов , изменений играет отсутствие поддержки со стороны родственников и отношение общества к аборту. Таким образом, через некоторое время, термин "постабортный синдром" исчез из профессиональной литературы и в медицинской литературе встречается в основном в журналах, связанных с религиозной тематикой.
Значит ли это, что дискуссия закрыта?
Огромную роль в развитии психологических проблем после аборта играет культуральный фактор: отношение общества к абортам, религиозность населения, наконец, отношение самих женщин к аборту. Поэтому результаты американских исследований нельзя однозначно экстраполировать на другие страны.
Например, в широко цитируемом исследовании В. Маjor и соавт. было показано, что психические заболевания после аборта развиваются менее чем в 2% случаев. Авторы считают, что вероятность развития психических заболеваний после аборта и после беременности, завершившейся родами, одинакова. По словам авторов, "через два года после аборта у большинства женщин отсутствуют психологические переживания и сожаления в связи с произошедшим, но они есть у тех, у кого в анамнезе до беременности была склонность к депрессии". В этом же исследовании у женщин, сделавших аборт, были обнаружены даже "позитивные изменения в самооценке", которые исчезли со временем. Это исследование проводилось в Калифорнии, штате с либеральными традициями, и в нем участвовали женщины, делавшие аборт на платной основе. С другой стороны, исследование О. Reardon и соавт. , проведенное в том же штате, но с выборкой из женщин с низким доходом (многие из которых были из семей мигрантов), делавших аборт за счет государственной программы, показало совершенно иные результаты.
В недавнем популяционном исследовании, проведенном в Норвегии, было показано, что женщины, перенесшие аборт, имеют значительно более высокий риск развития депрессивного расстройства, чем женщины, у которых беременность закончилась родами. Авторами были обследованы 768 женщин в возрасте от 17 до 25 лет, сделавших аборт.
В нашумевшем исследовании О. Reardon и соавт. были изучены истории болезни более чем 56 000 беременных женщин в возрасте от 13 до 49 лет. Пациентки принадлежали к низкому социальному классу, их беременность закончилась абортом или родами. Ученые обнаружили статистически достоверную корреляцию между наличием аборта и развитием в дальнейшем психиатрических заболеваний, таких как депрессивное расстройство и маниакально-депрессивный психоз.
В Финляндии по заданию правительства было проведено исследование, сходное по дизайну с предыдущим . В нем анализировались истории болезни женщин, совершивших аборт, и женщин, чья беременность закончилась родами. В результате исследования было выяснено, что уровень суицидов у женщин, совершивших аборт (34,7 на 100000), значительно превышает таковой у женщин, чья беременность закончилась родами (5,9 на 100 000). Означает ли эта корреляция наличие причинноследственной связи? Зачастую, психические заболевания предшествуют аборту.
Кроме того, пациентки, принимавшие участие в исследовании, находились в сложном материальном положении, что служило причиной различных психологических проблем до аборта. Таким образом, оппоненты О. Reardon считают аборт во многом следствием, а не причиной психологических проблем .
В других исследованиях было показано, что на развитие депрессии после аборта большое влияние оказывают такие факторы, как когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), наличие психологических и социальных проблем, наличие расстройства личности, в общем, множество факторов, предшествующих аборту , причем об этом говорят как сторонники, так и противники понятия "постабортный синдром".
Психологические и социальные факторы
Развитие потенциальных постабортных психических нарушений можно связать с двумя группами психологических и социальных факторов: факторы, предшествующие аборту, и факторы, возникающие в ситуации аборта и после него. К факторам, предшествующим ситуации аборта, относятся когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), конфликтные отношения с родителями, конфликтные отношения с партнером. Сюда же относятся низкий социальный уровень, затрудненное материальное положение.
В исследовании, проведенном в Австралии , показано, что депрессия после аборта тесно связана с конфликтными отношениями и насилием со стороны партнера. С одной стороны, конфликтные отношения и насилие увеличивают вероятность аборта, с другой стороны, - коррелируют с развитием депрессии после аборта. Большую роль в развитии депрессии после аборта играют тип привязанности и ранние отношения с матерью. О. Reardon систематизировал факторы риска развития психических расстройств после аборта.
Факторы риска возникновения психических расстройств после аборта
Трудности принятия решения об аборте
- Моральные убеждения против абортов;
- Религиозные или консервативные ценности;
- Негативное отношение к аборту;
- Чувство вины;
- Негативное отношение общества к аборту;
- Сильное беспокойство о сохранении аборта в тайне;
- Противоречивые материнские желания;
- Первоначально желанная или планированная беременность;
- Прерывание желанной беременности по причине пороков развития плода;
- Терапевтический аборт, т.е. прерывание желанной беременности по причине угрозы жизни матери;
- Сильная установка на материнство;
- Женщина состоит в законном браке;
- Наличие детей;
- Откладывание аборта;
- Аборт во II или III триметрах беременности;
- Решение об аборте принимается под давлением;
- Решение принимается при наличии необъективной, неточной или неадекватной информации;
Психологические ограничения или недостатки развития
- Подростковый возраст, эмоциональная незрелость;
- Имевшиеся ранее эмоциональные или психические проблемы;
- Недостаточное использование механизмов психологической адаптации;
- Нестабильность самооценки;
- Неприятности на работе или недовольство работой;
- Травмирующие переживания в прошлом;
- Перенесенное сексуальное насилие;
- Склонность к самообвинению;
- Избегание и отрицание, предшествовавшие аборту;
- Неудовлетворительные супружеские отношения;
- Негативные отношения с матерью в раннем возрасте;
- Недостаток социальной поддержки;
- Недостаток друзей, неудовлетворительные межличностные отношения;
- Решение принималось женщиной самостоятельно, без участия отца ребенка;
- Плохие или нестабильные отношения с отцом ребенка;
- Женщина не замужем и не рожавшая;
- Женщина разведена или вдова;
- Женщина получает недостаточно поддержки со стороны родителей и друзей;
- Женщина получает недостаточно поддержки от отца ребенка;
- На аборте настаивает отец ребенка;
- Женщина живет одна;
- Аборты в прошлом;
- Выкидыш в прошлом;
- Низкий уровень образования женщины;
В то же время оппоненты понятия "постабортный синдром" настаивают на том, что большинство из перечисленных выше факторов не связаны напрямую с ситуацией аборта. Психические расстройства или психологические трудности после аборта, по их мнению, возникают у женщин с подобными психологическими характеристиками и в случае сохранения беременности. Распространенной точкой зрения среди исследователей - сторонников права женщины на аборт является мнение, что женщины с устойчивой самооценкой, высокой самоэффективностью, достаточной социальной поддержкой и эффективными копинг-стратегиями (стратегиями совладания со стрессом) переносят аборт без всяких психологических трудностей .
Таким образом, возникает множество вопросов. Действительно, широкий спектр жизненных ситуаций, в том числе беременность и роды, может вызывать депрессию и другие психические расстройства у женщин с определенными личностными характеристиками. Означает ли это, что аборт является абсолютно неспецифическим стрессором для женщины? А. Speckhard и V. Rue в своих исследованиях выделили ряд специфических характеристик "постабортного синдрома", но вопрос остается открытым.
Можно ли с уверенностью говорить о том, что женщины, переносящие аборт без всяких психологических последствий действительно их не имеют? В одном из исследований сравнивалось психическое состояние женщин, прервавших беременность с помощью аборта, и женщин, потерявших ребенка в результате выкидыша. Результаты показали, что женщины, потерявшие ребенка в результате выкидыша, испытывают больше психологических проблем, в первые 10 месяцев после выкидыша. У женщин, сделавшие аборт, в первые 10 мес меньше психологических проблем, но впоследствии (через 2 года) у них значительно чаще встречаются высокие оценки по шкалам депрессии и тревоги. Кроме того, отсутствие психологических последствий может означать их успешное отрицание, далеко не всегда выявляемое психологическими тестами. А. Speckhard и V. Rue ссылаются на бессознательные факторы, способствующие развитию постабортного синдрома, освещенные в психоаналитической литературе.
К сожалению, формат настоящей статьи не позволяет подробно остановиться на них. Но можно предположить, что даже женщины, для которых аборт сознательно не является конфликтным и травматическим событием, могут впоследствии испытывать негативные психологические переживания по этому поводу.
Еще один вопрос - насколько само решение сделать аборт может являться результатом психологических характеристик женщины? В исследовании, проведенном в России, было показано, что женщины, сделавшие аборт, отличаются специфическими стратегиями совладания со стрессом и внешним локусом контроля (склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам). Потребность в материнстве у многих женщин, сделавших аборт, уступает потребности в самореализации в других сферах жизни .
Эндокринологические факторы
Тема влияния эндокринных изменений после аборта на психическое состояние женщины достаточно спекулятивна в силу очень небольшого количества исследований в этой области. Практически нет данных, которые сопоставляли бы психические и гормональные изменения после аборта. Мало того, очень редко встречаются исследования, в которых измерялся уровень гормонов после прерывания беременности .
В одном исследовании , проведенном еще в СССР, было показано, с какой скоростью исчезают гормоны из кровотока после аборта. В течение 1 часа после аборта уровень прогестерона снижается на 38%, через 3 часа - на 52% и через сутки - на 80%. Концентрация эстрадиола через 1 час после аборта уменьшается на 58%, а через сутки - на 88%. Таким образом, уровень эстрадиола и прогестерона за сутки снижается более чем в 5 раз. Могут ли подобные изменения оказывать влияние на психическое здоровье женщины?
Многочисленные исследования последних лет показали, что половые стероиды, такие как прогестерон и эстрадиол, кроме своих прямых гормональных эффектов, оказывают серьезное влияние на функции ЦНС. Известно, что эстрадиол оказывает серьезное влияние на серотонинергическую и норадренергическую системы . Эти моноаминергические системы вовлечены в патогенез многих психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое расстройство. Эстрадиол увеличивает количество серотонина в постсинаптической щели, в то же время уменьшая активность моноаминоксидазы - фермента, разрушающего моноамины . Кроме того, эстрогены увеличивают активность фермента триптофангидроксилазы, участвующего в синтезе серотонина.
Таким образом, действие эстрогенов на серотониергическую систему можно в целом охарактеризовать как активирующее. При депрессивных расстройствах наблюдается снижение активности серотонинергической системы, поэтому можно было бы предположить, что эстрогены дают антидепрессивный эффект. И действительно, применение эстрогенов в качестве дополнительной терапии в случае депрессии у женщин, находящихся в менопаузе и постменопаузе, усиливает действие антидепрессантов. Кроме того, было показано, что гормональная заместительная терапия эстрогенами у женщин в постменопаузе, не страдающих депрессией, оказывает положительное влияние на их настроение и когнитивные способности .
В то же время повышенный уровень эстрадиола повышает судорожную готовность ЦНС и может усиливать тревожную симптоматику . Поэтому очевидно, что для нормального функционирования ЦНС важен нормальный физиологический ритм секреции эстрогенов, и резкие нефизиологичные колебания в сторону как повышения, так и снижения могут негативно влиять на психическое состояние женщины.
Влияние прогестинов на ЦНС частично противоположно влиянию эстрогенов. Прогестерон и его метаболиты снижают возбудимость нервной системы, снижают судорожную активность . Считается, что для нормального течения беременности важен баланс эстрогенов и прогестинов, и недостаточный уровень прогестерона в крови усиливает риск прерывания беременности .
При исследовании нарушений настроения, связанных с предменструальным синдромом (ПМС), было показано, что уровень прогестерона у женщин с ПМС несколько выше в лютеиновой фазе цикла, чем у женщин без симптомов ПМС. При этом была обнаружена корреляционная взаимосвязь высокого уровня прогестерона и сниженного настроения, что позволило предположить, что прогестерон оказывает депрессогенное действие . Этот вопрос остается спорным. Так или иначе, высокие уровни прогестерона и эстрадиола при беременности дополняют и компенсируют действие друг друга.
В настоящей статье невозможно рассмотреть все гормональные изменения после аборта, но нельзя не упомянуть также некоторые другие важные последствия. Уровень пролактина после аборта сначала возрастает в ответ на стресс, а затем резко снижается . Пролактин считается важным протективным фактором для ЦНС и снижение его уровня часто коррелирует с развитием депрессивной симптоматики .
Также нельзя забывать о гормонах гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Резкий подъем уровня кортизола в ответ на сильный стресс является еще одним фактором, вызывающим дисбаланс нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин .
Можно предположить, что большое количество абортов является серьезным фактором риска для возникновения дисбаланса нейромедиаторов и возникновения последующей психопатологии, так как центральная нервная система подвергается множественным гормональным сбоям. Вероятно еще одним фактором риска может являться наличие гормонального дисбаланса до аборта. Женщины, у которых наблюдается повышенная уязвимость к влиянию гормональных изменений на психический статус и настроение (например, женщины с ПМС), могут представлять группу риска для развития постабортных психических нарушений.
Заключение
Итак, несмотря на многочисленные противоречивые исследования, на сегодняшний день невозможно точно установить, в каком количестве случаев после аборта развиваются психические расстройства. Большинство исследователей считают, что аборт не является причиной психических расстройств, признавая их наличие лишь в небольшом проценте случаев. Но существует также немало работ, показывающих значительное влияние аборта на психическое здоровье в различных культурах.
Умеренная точка зрения состоит в том, что аборт может стать толчком к развитию психических расстройств. Можно предположить, что резкие гормональные изменения (понижение уровня эстрадиола и прогестерона) после аборта могут играть роль в развитии постабортных психических расстройств. Взаимосвязь эндокринных и психологических факторов в развитии постабортных психических нарушений должна стать предметом дальнейшего изучения.
Литература
- Белобородов И. Аборты в России: история, последствия, альтернативы. Демография.ру (по материалам Всероссийской ренции центров защиты материнства 30 сентября - 30 октября. 2007г.).
- Кочетков Я.Л. Депрессия и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система: новые стратегии изучения. Современные проблемы психиатрической эндокринологии. М 2004.
- Мурашко Л.Е. Гормональные изменения после аборта на 7-8 неделе беременности. Сов мед 1978; 6:75-80.
- Петрова Н.Н. Психологические факторы искусственного прерывания беременности. Вести Санкт-Петербургского университета 2006; 11:3.
- Розен 8.6. "Основы эндокринологии". М: МГУ 1994; 384.
- Adler N.E., David H.P., Major B.N. et al. Psychological responses after abortion. Science;248:lssue 4951:41-44.
- Broen A.N., Mourn T., B0dtker A.S., Ekeberg 0. The course of mental health after miscarriage and induced abortion: a longitudinal, five-year follow-up study. BMC Med2005:3:18.
- Cozzarelli C., Sumer A/., Major B. Mental models of attachment and coping with abortion. J Pers Soc Psychol 1998; 74:2:453-467.
- Deecher D., Andree T.H., Sloan D., Schechter L.E. From menarche to menopause: exploring the underlying biology of depression in women experiencing hormonal changes. Psychoneuroendocrinology 2008; 33:1:3-17.
- Dennis C.L., Ross L.E., Herxheimer A.Oestrogens and progestins for preventing and treating postpartum depression.Cochrane Database Syst Rev2008;4:CD001690.
- Dhir A., Kulkarni S.K. Antidepressant-like effect of 17beta-estradiol: involvement ofdopaminergic, serotonergic, and (or) sigma-1 receptor sys-tems.Can J Physiol Pharmacol 2008;86:10:726.
- Fergusson D.M., Norwood L.J., Ridden E.M. Abortion in young women and subsequent mental health. J Child Psychol Psychiat 2006; 47:1:16-24.
- GisslerM., HemminkiE., LonnqvistJ. Suicides after pregnancy in Finland, 1987-1994: register linkage study". BMJ 1996; 313:7070:1431-1434.
- Hardan A., Birmaher B., Williamson D.E. et al. Prolactin secretion in depressed children. Biol Psychiat 1999; 46:506-51"1.
- Major B., Cozzarelli C., Cooper M.L. et al. Psychological responses of women after first-trimester abortion. Arch Gen Psychiat 2000; 57:777-784.
- Major B., Richards C, Cooper M.L. et al. Personal resilience, cognitive appraisals, and coping: an integrative model of adjustment to abortion. J Pers Soc Psycho! 1998; 74:3:735-752.
- Marinho R.M., Scares J.MJr., Santiago R.C. et al. Effects of estradiol on the cognitive function of postmenopausal women. Maturitas 2008; 60:3-4:230-234.
- Ney P.G, Wickett A.R. Mental health and abortion: review and analysis. Psychiatr J Univ Ottawa 1989; 14:4:506-516.
- Pae C.U., Mandelli L., Kirn T.S. et al. Effectiveness ofantidepressant treatments in pre-menopausal versus post-menopausal women: A pilot study on differential effects of sex hormones on antidepressant effects. Biomed Pharmacother2008.
- Pedersen W. Abortion and depression: a population-based longitudinal study of young women. Scand J Public Health 2008; 36:4:424-428.
- Position Statement on Women"s Mental Health in Relation to Induced Abortion, by the Royal College of Psychiatrists of the United Kingdom. E-pub
- Reardon D.C. Making Abortion Rare: A Healing Strategy for a Divided Nation. New York 1996.
- Reardon D.C., Cougle J.R., Rue V.M. et al. Psychiatric admissions of low-income women following abortion and childbirth. CMAJ 2003:168:10.
- Rue V. Abortion and Family Relations testimony before the Subcommittee on the Constitution of the US Senate Judiciary Committee, U.S. Senate, 97th Congress. Washington DC 1981.
- Rubinov D.R. Schmidt Menstrual cycle-related and perimenopause-related affective disorders/Psychoneuroendocrinology: the scientific basis of clinical practice. 2003,245-281.
- Russo N.F., Zierk K.L. Abortion, childbearing, and women. Professional Psychology. Res Practice 1992:23:4:269-280.
- Schmiege S., Russo N.F. Depression and unwanted first pregnancy - longitudinal cohort study. Electronic version. Br Med J 2005;331:7528:1303.
- SpeckhardA., Rue V. Postabortion syndrome: an emerging public health concern. J Social Iss1992;48:3:95-I19.
- Stotland N.L. The myth of the abortion trauma syndrome. JAMA 1992;268:15:2078-2079.
- Taft A.J., Watson L.F. Depression and termination of pregnancy (induced abortion) in a national cohort of young Australian women: the confounding effect of women"s experience of violence. BMC Public Health 2008;8:75.
- TheC. EverettKoop Papers: Reproduction and Family Health. A profile by the National Library of Medicine. Accessed February 23,2008.
- TolmachevaE. A.,ChepurnovS. A., ChepurnovaN.E.etal. Absence seizures during pregnancy in WAG/Rij rats. Physiol Behav 2004;81:4:623-627.
- Ylikorkala 0., Ronnberg L. Prolactin changes in maternal plasma following termination by vacuum curettage and the effect of bromocriptine treatment on these changes. Br J Obstet Gynaecol 1980:87:10:911-915.