Как лечить постабортный синдром. Существует ли постабортный синдром

В нашей стране только по официальной статистике выполняется около 3 млн абортов в год. Существуют обширные исследования о физических последствиях аборта: ранних и поздних, первичных и вторичных. В 70-е годы 20 столетия в гинекологии появляется специальный термин: вторичное бесплодие – заболевание, основной причиной которого является аборт.

Наличие физических последствий аборта не вызывает сомнения ни у кого. О психических последствиях аборта в России не написано ни одной статьи, не сделано ни одного доклада. Репродуктивный статус женщины учитывается в России только в области гинекологии и акушерства. Для амбулаторных и стационарных пациенток психиатрических клиник, невропатолога и семейного консультанта этот статус практического значения не имеет.

Таким образом у российских женщин постабортного синдрома (ПАС) как бы и нет. Поэтому многие врачи, в том числе акушеры и гинекологи, не знают о существовании ПАС.

Существуют ли психические последствия абортов или так называемый постабортный синдром и как его определить?

Согласно определению Американской ассоциации психиаторов (1987), посттравматическое стрессовое расстройство включает травму, вызванную “событием находящимся вне пределов обычного человеческого опыта… например, серьезной угрозой жизни и физическому состоянию человека, серьезной угрозой его детям… или смерти другого в результате физического насилия”. ПАС рассматривается как разновидность постстрессового расстройства (ПСР).

Винсент Ру (США) определяет ПАС ” как посттравматическое стрессовое расстройство, характеризующееся развитием симптомов, вызванных определенными эмоциональными реакциями на полученную вследствии аборта физическую и эмоциональную травму.

Существуют четыре основных компонента Постабортного синдрома:

  • Прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта.
  • Неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти, например, возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта.
  • Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль.
  • Возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни”.

Таким образом, ПАС является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений у женщины после аборта. Но данное определение затрагивает лишь внешнюю сторону проблемы и в лучшем случае может претендовать на характеристику медицинского аспекта ПАС, определяющего некую болезнь психики человека. В настоящее время существует примерно 250 работ, связанных с исследованиями ПАС в основном в Европе и США. Американские специалисты разработали симптоматику ПАС, его течение и последствия, методы излечения, а также отметили группы риска, особенно подверженные ПАС.

Но нам представляется, что многие ошибочные взгляды на различные аспекты ПАС связаны именно с неправильным определением этого синдрома или неверной постановкой проблемы в принципе, а точнее сказать в игнорировании духовной стороны вопроса.

Как отмечалось выше ПАС как таковой является лишь медицинским определением. Наше расхождение с американскими коллегами состоит, например, в определении самого источника ПАС – греха детоубийства и определения роли женщины в этом.

Анна Спекхард (США, Арлингтон), один из ведущих психологов- специалистов по ПАС в одном из исследований считает, что психологическая реакция отрицания у женщины, которая сделала аборт, строится на непринятии реальности смерти своего ребенка. Мы полагаем, что женщина не может принять другую правду, о том, что она сама – причина смерти своего ребенка. Именно в этом корень греха, и одновременно первая ступень покаяния как изменения сознания. Правильное (православное) осознание того, что произошло при аборте, ведет к изменению сознания человека, а изменение сознания есть ни что иное как покаяние.

Мы получаем письма от женщин, сделавших аборт. Письма все разные. Но, в основном, это письма-исповеди, письма – крик души. В них одни скорбят без оправданий о том, что произошло. Другие говорят: это делают все, меня заставил муж, я не более грешна, чем все. Последние отрицают то, что сделали зло.

Психологический механизм отрицания после сделанного аборта есть ни что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном.

Нам представляется спорным следующее утверждение американских специалистов: “Травма, вызываемая абортом, во многих случаях может быть предотвращена или излечима, если женщины группы риска получат адекватное консультирование и смогут принять решение, соответствующее их психологическим и социальным потребностям” (Винсент Ру, США). Если женщина приняла решение и сделала аборт, то она просто обречена на душевную боль и предотвратить психическую травму при любом, даже самом хорошем консультировании невозможно. Предотвратить ПАС можно только, уговорив женщину не делать аборт.

Женщина, сделавшая аборт, муж, который ее к этому подтолкнул, врач, который был причастен к аборту – все они подвержены заболеванию ПАС. Для его излечения на самой первой стадии все они должны осознать, что такое аборт, каковы последствия этого деяния, в чем они проявляются у них и как их преодолеть.

В настоящее время предлагаются самые разные принципы излечения ПАС. Одно из направлений, распространенное в США, Японии и России – это переживание душевной боли и преодоление ее с помощью методов, которые могут нанести человеческой душе большой вред, вплоть до серьезного психического заболевания.

Так некоторые направления данного переживания у женщин, связанны с написанием ими писем и стихов своим абортированным детям, их заочного крещения, посвящения им символического места на кладбище с посещением “детской могилки”, покупки этим детям игрушек, разговора с ними с поименным призыванием и т.д. Все эти методы можно рассматривать как языческую ересь, с попытками проникновения в мир умерших, что очень опасно для души и может нанести непоправимый вред психическому здоровью женщины.

КОГДА БОЛИТ ДУША

Для того, чтобы определить, что же такое ПАС, будем иметь ввиду, что человек по своей структуре тресоставен (Святитель Феофан Затворник) и состоит из тела, души и духа. С какому из этих трех компонентов относится ПАС?

Ко всем. Понятно, что физические страдания после аборта связаны с душевными переживаниями. Первые могут вызывать и усугублять вторые и наоборот. Но все же попытаемся вычленить нечто характерное только для ПАС и назовем это состояние условно – “когда болит душа”, пытаясь прийти в верному определению этого заболевания.

Знаете ли Вы что такое душевная боль, вызванная какой-то скорбью, например смертью близкого? “У меня болит сердце”, – говорит человек, имея ввиду именно болезнь души.

“Тоска смертная”, – говорит другой, и это тоже может быть проявлением болезни души. Те, кто перенес близкого человека, знают, что время лечит любую скорбь. Но только не психические последствия абортов. Они не проходят со временем, а могут лишь усугубляться.

Постабортный синдром у женщины всегда сопровождается психическими нарушениями разного типа и является реакцией человеческой души на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца.

“Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различия плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают” , – писал в 4 веке Святитель Василий Великий.

Эти психические нарушения могут проявляться в следующих симптомах: постоянное возвращение к прошлому в памяти; специфические видения и сны; отчаяние, приводящее к суицидальным мыслям; непроходящее чувство утраты по типу потери близкого человека; страх, что все раскроется и все осудят за сделанный аборт; озлобление и гнев, особенно по отношению к мужу или тому, кто возможно подтолкнул на аборт; чувство неудавшейся жизни, часто основанное на начавшемся расколе в семье; пьянство и наркомания как реакция подавить постоянно действующий источник боли и т.д. Но самое главное препятствие для излечения ПАС – так называемая психологическая защита души – отрицание того, что был совершен грех. Поэтому для женщины очень важно правильно осознать происшедшее и попытаться определить, кто в этом виноват с последующим изменением своего сознания как по отношению к себе, так и к другим людям.

Очень часто женщина понимает, что она больна, но не знает, что с этим делать. Она остается один на один со своим горем.

Был ли аборт искусственным или самопроизвольным, был ли ребенок желанным или нет, женщина имеет дело с потерей ребенка, с опытом смерти, который не сопровождается никакими обрядами, что усугубляет течение ПАС. Данная ситуация характерна не только для ПАС, но и для тех людей, кто потерял близких и не мог похоронить их.

Представим конкретную ситуацию, которую условно назовем “Кризизом противоречий” с ожидаемым и конкретным результатом после аборта: получение значительного психологического облегчения после аборта – но через неделю (или через год) чувство страшной тяжести на душе; надежда наладить отношения с мужем, решив проблему нежеланного ребенка – ухудшение и усугубление отношений вплоть до нежелания телесной близости; решение проблем физического здоровья (например токсикоз беременности) – острые или хронические осложнения в репродуктивной и гормональной системе организма; желание оздоровить организм (спорт, режим дня, правильное питание) – курение, алкоголизм или наркомания как защитная реакция от постоянно действующего источника душевной боли; спокойное состояние психики – гнев, эмоциональная неуравновешенность и раздражительность.

Что дополнительно может усугублять тяжелое психическое состояние женщины?

  • Несоответствие психологической установки перед абортом с тем, что происходит после. Например: “там еще ничего нет, но вдруг женщина может увидеть окровавленные части рук или ног внутриутробного младенца, что вызывает моментальный глубокий шок с тяжелейшими переживаниями – впоследствии навязчивыми состояниями”.
  • Женщины не знают, что делать с этой болью, а некоторые вообще не связывают состояние ПАС с абортом. Психологические реакции отрицания того, что произошло или подавления постоянно действующего источника душевной боли могут превратить женщину в инвалида.
  • ПАС очень часто бывает тайной, покрытой мраком. Даже хронические заболевания излечимы, особенно те, которые видимы и правильно диагностированны. При подавленном ПАС, он как бы превращается в воспаленный нерв зуба, который вначале разрушает зуб, потом надкостницу, а потом переходит на весь организм.
  • Вся абортная индустрия (фабрика смерти) не заинтересована в представлении ПАС как серьезного заболевания, так как наличие ПАС развенчивает идею о так называемом безопасном аборте.
  • ПАС относится к сфере невидимой боли, что обусловливает возможность методологических недостатков при привалирующей роли пациента в излечении.

Как бы не было трудно женщине переживать ПАС или осознавать свои грехи, самое главное – знать, что “покаяние открывает зрение грехов своих” (иеромонах Никон, один из последних Оптинских старцев), оно есть духовное определение.

Излечение души есть путь к физическому здоровью. Поэтому вся теория и практика консультирования ПАС лежит на стыке душевного и физического здоровья и очень важно, чтобы Православная Церковь и врачи работали над этой проблемой вместе.

cтатьи о.Александра Ильяшенко по данной тематике:

Сегодня, несмотря на всю открытость и доступность различной информации, даже на самые интимные темы, аборт является «запретной» темой. Об этом не принято говорить вообще, а уж тем более обсуждать личный опыт прерывания беременности.
Поэтому, даже если женщина и решится рассказать о своем аборте, то она будет это делать осторожно и очень «дозировано», как бы прощупывая почву под ногами. Именно, поэтому при миллионах абортов, совершаемых в России, мы так редко слышим о постабортном синдроме.

Так что же такое постабортный синдром?

Это психологическая, эмоциональная, физическая и духовная травма, причиненная абортом и выводящая человека за границы привычного состояния. По своей сути это один из видов посттравматического стресса. Проявления постабортного стресса могут варьировать от недомогания и депрессии до глубокой травмы. В последнем случае стресс называют постабортным синдромом (ПАС)

Причины постабортного стресса

Когда женщина беременеет, физиология ее нервной системы начинает работать таким образом, чтобы с самых первых дней развивалась привязанность к ребенку. Это эволюционные механизмы, подкрепленные влиянием гормонов, сохраняющих беременность. В то же время могут появляться различные сложные жизненные обстоятельства, которые идут вразрез с этими изменениями. Ими могут быть сложные взаимоотношения внутри пары, карьерные интересы, бытовые сложности и еще много различных обстоятельств. И сложившиеся обстоятельства подталкивают женщину сделать аборт. Таким образом ее глубокие материнские чувства вступают в конфликт с действительностью. И семена постабортного стресса, или ПАС сеются еще на стадии принятия решения.

Получается, что постабортный синдром – отражение беспокойного состояния в момент аборта. Женщины, сожалеющие о своём решении и, тем не менее, идущие на аборт, а также женщины вынужденные сделать аборт находятся в повышенной зоне риска. В последствии женщина не может горевать из-за потери ребенка, так как признание потери поставит под сомнение «правильность» ее решения. Вместо этого она придумывает стратегии для того, чтобы справиться с эмоциональной болью: чувством вины, стыдом, злостью и печалью, что также препятствует выздоровлению.

Основные признаки постабортного стресса.

Женщины, сделавшие аборт, проявляют сходные физические и эмоциональные последствия. Ощущение вины, боли и потери – последствия всех абортов: добровольных и вынужденных. Эти последствия могут проходить незаметно и исчезать самостоятельно или проявляться в долговременных психологических нарушениях, образующих группу симптомов, составляющих постабортный синдром.

Психические симптомы:

  • депрессия
  • безнадежность и апатия
  • беспричинное ощущение потери
  • беспричинное желание плакать
  • неспособность принимать решения
  • плохой сон
  • кошмары
  • воспоминания об аборте, вызванные запахом, видом чего-либо или услышанной информацией
  • неуместный гнев
  • самобичевание
  • потеря личного достоинства
  • болезненные мысли и чувства по значимым датам
  • вина из-за того, что она пережила собственного ребенка

Поведенческие симптомы:

  • избегание новорожденных, детей и беременных женщин
  • в результате отчуждения возникают проблемы во взаимоотношениях, которые приводят к их разрыву и изоляции
  • беспорядочные сексуальные связи и жестокость во взаимоотношениях
  • холод в половой жизни, избегание близости или привязанности
  • физическое напряжение при упоминании аборта или воспоминаниях о нем
  • избегание фильмов, журналов или фотографий с нерожденными детьми
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • желание сразу же иметь еще одного ребенка (искупительные дети)
  • приступы паники

Симптомы могут проявиться сразу после аборта или позже иногда спустя годы. Чувство вины – основной симптом постабортного синдрома. Женщина может испытывать постоянные угрызения совести. Есть женщины, связывающие плохие события своей жизни с прерыванием беременности. Религиозные женщины рассматривают этот поступок как грех и последующие неудачи в жизни считают наказанием от бога.

Ненависть и злость может проявляться к мужу и родным людям, которые повлияли на решение сделать аборт. Всё это может сказаться на отношении к будущим детям либо в виде чрезмерной опеки, либо даже агрессии направленной на компенсацию потери не рождённого ребёнка.

Психологическая отрешённость может оказаться опасным симптомом. Может развиться психологическое отчуждение мыслей, мест, действий связанных с абортом. Женщина начинает избегать всех моментов, напоминающих ей об аборте, что может быть первым признаком неспособности справиться с горем. Женщине тяжело поддерживать или начинать отношения. Женщина может неестественным образом изолировать себя от общества. Наступление даты аборта может обострить проявление постабортного синдрома. Женщина может даже представлять ребёнка живым и подсчитывать его возраст.

Лечение постабортного синдрома

Справляться с постабортным симптомом можно только с помощью психолога, который поможет распознать и устранить эмоциональные проблемы до того, как они перейдут в стадию клинической депрессии. Опытный психолог поможет справиться с чувством горя и ненависти, с той болью, которая есть внутри, и частым результатом этой работы становиться прощение себя.
Общение с психологом перед предстоящим абортом позволяет значительно снизить последствия травмы, а, следовательно, и постабортного синдрома. Женщина должна открыто высказать все свои сомнения в личной беседе с психологом не чувствуя неловкости или смущения. Друзья и семья также могут внести свой вклад в решение проблемы.

Лучший способ предотвращения постабортного синдрома – обращение за психологической помощью как можно раньше, не подавляя депрессивные эмоции и не ожидая, что они исчезнут сами собой.

Психолог Валерия Рысаева

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Что здесь можно сделать? Записки православного психотерапевта.

Освобождение и капкан

Она говорила мне об этом много раз, и поэтому, думая о ней, я всегда вижу ее одиноко бредущей по улице и всматривающейся с глубокой печалью во встречных молодых матерей с детьми. Она, бывает, остановится, чтобы вглядеться в малыша – они, детки, все кажутся ей ангелами, чудом оказавшимися среди людей и незаметно, легко поднимающими их на свою ангельскую высоту. Ее ангел умер, не родившись, и даже не умер, а загублен – своею же матерью. Ее ангел снится ей почти каждую ночь, и каждую ночь зовет ее «Мама! Мама!» и смотрит на нее с невыразимой вопросительной жалостью. И ее сердце тоже рвется от жалости, и плачет душа от невозможности отозваться, прикоснуться, взять на руки и согреть. Уже несколько лет ей нет покоя. Она рассказывала мне, что смешанное чувство это - беспокойства, скорби, тоски и позора – пришло к ней не сразу. И было даже короткое облегчение после аборта…

«Освобождение… – говорит она с горькой иронией и добавляет, - освобождение, обернувшееся таким капканом». Это сравнение она часто использует в наших беседах. Капкан, который душит отчаянием. Удушье от одной мысли о содеянном.

Она так и не вышла замуж, хотя уже подвигается к сорока, и шансов на семейную жизнь становится все меньше и меньше. Но и в этом - отголосок аборта, может быть, главный отголосок. Самонадеянный голос, который так подло воспрял в ней после операции, твердил, что не нужна ей семья (пока), и не нужны дети (пока) - с ними все усложнится, и учеба, и работа, и личная жизнь, и есть еще время. Но время вдруг неожиданно кончилось, пролетело мгновенно, а вместе с ним потеряли свою значимость и внешние заботы. А внутреннее обнажилось, и то, внутреннее, оказалось нестерпимым одиночеством.

«Теперь все, что было важным и нужным, - говорит она, опустив голову и медленно выдавливая из себя слова, - потеряло смысл, и жизнь потеряла смысл. Как это могло произойти? Кто сыграл со мной в такую страшную игру?»

Год назад у нее развилась депрессия, появились неконтролируемые страхи, подозрительность, мысли о самоубийстве. Стало трудно продолжать работать в полную силу, она поменяла одно место, другое. Находиться в обществе людей ей бывает порой невыносимо. У нее нет близких подруг. После нескольких разочарований и мелких предательств она перестала доверять женщинам, а мужчинам - тем более, еще с тех самых пор, как первый, казавшийся таким любимым и любящим, уговорил ее на аборт, но и после того вскоре бросил.

Никто не понимает, что со мной, - говорит она, - да, я и не могу главного рассказать никому, не могу выразить свое состояние. Разве можно выразить пустоту? Или одиночество? Словами здесь не скажешь…

А молитвой? – спрашиваю я ее. Она задумывается и отвечает грустно:

Молитвы не даются мне. О чем молиться, когда ничего уже поправить нельзя?

А чтобы вы хотели поправить?

Всю свою жизнь… И если ее нельзя поправить, то зачем продолжать?…

Татьяна К. (все настоящие имена здесь изменены) позже выбрала продолжать, выбрала бороться за надежду и прощение, пережив депрессию, и холод, и страх оставленности. А женщина, совершившая аборт, действительно, одинока и замкнута, иногда абсолютно обособлена горем от мира и ото всех. Прежде всего, потому что глубинную боль, в самом деле, рассказать трудно, и еще потому, что слушающих и понимающих мало. Упал мир до плоскости, за которой убийство женщиной вынашиваемого ребенка не считается экстраординарной проблемой.

Присутствие ребенка

Мучительное воспоминание о нерожденном ребенке живет в совести женщины, совершившей аборт, и не снесенное Богу, нередко оборачивается ее личной трагедией. Иногда и двадцать, и тридцать лет пройдет, и другие дети появятся, а слезы не кончаются, не кончается плач о том единственном чаде, которому по недоброй воли матери не довелось увидеть Божий Свет. Горечь утраты смешивается с мучительной скорбью и стыдом. Чувство вины - так и не объясненная и неразгаданная психологами (а в психологии многое гадательно и субъективно) эмоция – часто ведет к депрессии, страхам и тревогам, к утрате смысла и радости жизни. В психоланализе вина – невротическое состояние, от которого нужно излечиться, избавиться обесцениванием или перекладыванием ее на другого, на ближнего или на внешние обстоятельства. Но для православного психотерапевта, как и для любого верующего, чувство вины – это память о грехе, это зов к духовному спасению, и задача у него совершенно иная – помочь пациенту услышать этот зов как можно явственнее и, как бы ни было трудно, последовать ему.

В православной психотерапии осознание личной ответственности – необходимый шаг. Без осознания собственной вины и совершенного греха нет исповеди и, значит, нет покаяния. А без покаяния не может быть обретения надежды.

В беседах с женщинами, страдающими так называемым постабортным синдромом, необходимо, чтобы незримо присутствововал третий – убиенный ребенок, чтобы мать говорила не только о своей боли, но, прежде всего, смогла сострадать его боли и его страданиям. То, что ребенок в утробе чувствут боль, уже давно доказано.

Марина С., прервавшая свою первую, нежелательную беременность и через несколько лет решившая сохранить вторую, рассказывала, что осознание совершенного убиения пришло к ней только со второй беременностью. «Со вторым, с желанным, для меня все важно – каждое его движение, каждый стук его сердечка, любое его настроение – я все это глубоко и благоговейно ощущаю: ощущаю, что живет во мне человечек, постоянно чувствую его присутствие в себе. А с первым, - говорит Марина, и ее голос начинает дрожать, - иначе было – я воспринимала его, как нечто, что лишь мешает моему собственному существованию, воспринимала его чуть ли не как угрозу для своего благополучия. Так было. Но ведь этот и тот были моими детьми! Оба - мои дети…».

Сеансы с православным психотерапевтом, конечно, могут помочь на первом этапе, когда женщина только начинает искать выход из тяжелого эмоционального состояния. И здесь важно умение выслушать и сострадать. Но, помимо таких сеансов, есть куда более важные средства, куда более мудрые учителя и проводники к духовному прозрению, и среди них - молитва, церковь, исповедь, покаяние. «Господи, помилуй чадо мое, умершее в утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши его Света Твоего Божественного». Почему так важна молитва? Потому что в ней мать и загубленный ребенок соединяются вновь. С молитвой в сердце матери входит любовь к своему нерожденному чаду.

Почему важно посещение церкви? Мой духовник отец Алексей (Охотин), настоятель Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке, любит напоминать нам, прихожанам: «Мы так усердно моем лицо свое и руки каждый день, иногда и по нескольку раз в день, а при том забываем, что душа наша тоже загрязняется и часто смердит из-за того, что очистить и умыть ее у нас нет времени или желания. А ведь душа - вечная, не то что одежда…». В церкви, как нигде в другом месте, мы осознаем, чувствуем сердцем, как греховны и немощны.

И, конечно, исповедь. Принесенное добровольно и изреченное перед священником искреннее раскаяние скажет Богу, что мы идет к нему по воле своей, что мы сами делаем выбор быть с Ним и повиниться перед Ним. Господь сказал: «Идущего ко Мне, не отвергну». Значит, Он ждет нас – это нам решать, остаться ли наедине со своей болью (а нередко и гордостью) или снести ее Утешителю…

Самооправдание, хоть и легче дается, имеет краткий эффект, и, по сути, - враг настоящему исцелению. Как только улетучится его эйфория, оборачивается оно новой волной отчаяния. Ответственность же за совершенный грех и покаяние приведут к новой надежде. И только новая надежда придаст смысл жизни. Не самопрощение, о котором так много говорят психологи, когда пытаются от лукавого поднять самооценку пациента, а истинное прощение от Христа, которого только и может желать, - нет, не наше эго, не наше временное «я», - а наша бессмертная душа.

Время не лечит. Очень часто, к сожалению, осознание вины за содеянное детоубийство приходит не сразу, и даже не через год или два, а через много лет.

У Ирины В., больной пятидесятилетней женщины, есть двадцатилетняя дочь, а первых двоих она уничтожила в утробе. Так и жила себе годы и годы, пока не подступили тяготы возраста и болезней. А теперь вот затосковала, загоревала крепко, и все снятся ей первые двое и куда-то зовут с собой. Ирина считает, что и болезни ее нынешние, хронические от абортов, и тоска от того же, и то, что муж рано ушел из жизни, и дочь совсем от рук отбилась. Наталья, дочь Ирины, объявила на днях, что «залетела» и хочет сделать аборт, и добавила тоном, не терпящим возражениий, что, мол, нечего слезы лить. «А я на колени перед ней упала, - говорит Ирина, подавляя подступившие рыдания, - и все просила не убивать ребенка. Сама выращу, если ты не хочешь, из последних сил соберусь, а подниму, только не режь его, он же живой, такой, как и ты была когда-то! И всю правду о своем горе рассказала…».

Ну, и что, послушалась вас дочь? – спрашиваю я.

Не знаю. Но как-то тише стала. Дома больше сидит по вечерам. Не знаю, как к ней подступиться. Одна она у меня. Цветочек мой. А было бы три… три цветочка…

Глаза у Ирины выцветшие, почти белые от слез. Но и душа, видно, постепенно обеляется.

Постабортный синдром – это не психическое заболевание, но сдавленный, неоглашенный крик женской души, раненной смертным грехом. Поэтому и лечить эту рану нужно не только в беседах с психологом, но, прежде всего, в общении с Богом. Только перед ним мы можем встать на колени и произнести: «Помяни, Человеколюбче, Господи, души отошедших рабов Твоих младенцев, кои в утробе православных матерей умерли…».

Текст: Наталья ВОЛКОВА, психотерапевт, Нью-Йорк

Я.А.Кочетков
Московский НИИ психиатрии

Из вопросов на форуме

Когда я забеременела в 18, моя мать настояла на аборте... Я тогда вообще ничего не знала, что такое аборт, беременность, представленья не имела... Родители никогда со мной не разговаривали на эти темы... А очень жаль... Я всегда говорю, что моя жизнь делится на "до" и "после" аборта... После аборта я уже нежила, что-то случилось со мной, я перестала смеяться... Жуткая депрессия, последствия которой я ощущаю до сих пор... Хотела даже покончить жизнь самоубийством...

Научные исследования, связанные с проблемой абортов, всегда находятся под большим влиянием политических, религиозных и социальных факторов. Это характерно и для проблемы влияния абортов на психическое здоровье. Мнения в этой области разделились - от полнейшего отрицания психологических последствий аборта до признания аборта в качестве необратимого тяжелого стрессорного фактора.

Несмотря на значительное снижение числа абортов по сравнению с советской эпохой, Россия последние годы удерживает первое место в мире по количеству абортов на душу населения . Таким образом, изучение последствий аборта, в том числе для психического здоровья женщины, остается очень актуальной темой для нашей страны. Задача настоящей статьи - проанализировать разные точки зрения на проблему психических расстройств после аборта и осветить возможные механизмы их развития. Обратимся к истории данной проблемы.

В 1981 г. американским психологом V. Rие был впервые предложен термин "постабортный синдром" . Он предложил этот термин для обозначения посттравматического стрессового расстройства, развивающегося после аборта. V. Rие выделил четыре основных компонента постабортного синдрома :

  1. Восприятие ситуации аборта как травматического события, находящегося за пределами обычных человеческих переживаний;
  2. Повторное переживание ситуации аборта в воображении, связанное с неконтролируемыми негативными эмоциями, возвраты к прошлому в памяти, кошмарные сновидения, горе, особенно в годовщину аборта;
  3. Неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль;
  4. Возникновение психологических симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него.

Впоследствии термин "постабортный синдром" стал широко использоваться противниками абортов и вызвал волну критических публикаций и исследований.

В 1988 г. президент США Рональд Рейган поручил главе департамента здравоохранения Э. Коопу провести анализ физиологических и психологических последствий аборта с целью ужесточения показаний к проведению аборта. В результате анализа 250 исследований, посвященных влиянию аборта на психическое здоровье, Кооп отметил, что нет серьезных доказательств отрицательного влияния аборта на психику женщины. В то же время Кооп, который сам был противником абортов, отметил, что большинство исследований в этой области обладают слабой достоверностью и отказался от официальной публикации своих данных .

Научные психиатрические организации, такие как Американская психиатрическая ассоциация. Американская психологическая ассоциация , Британский королевский психиатрический колледж , отказались признавать наличие постабортного синдрома. Понятие "постабортный синдром" не вошло в МКБ-10 и DSМ-IV.

Основная точка зрения психиатрического сообщества состоит в том, что негативные психические изменения после аборта встречаются крайне редко и связаны с уже имеющимися психическими заболеваниями, такими как депрессивное или тревожное расстройство, или предрасположенностью к ним. Также роль в развитии этих редких, по мнению авторов , изменений играет отсутствие поддержки со стороны родственников и отношение общества к аборту. Таким образом, через некоторое время, термин "постабортный синдром" исчез из профессиональной литературы и в медицинской литературе встречается в основном в журналах, связанных с религиозной тематикой.

Значит ли это, что дискуссия закрыта?

Огромную роль в развитии психологических проблем после аборта играет культуральный фактор: отношение общества к абортам, религиозность населения, наконец, отношение самих женщин к аборту. Поэтому результаты американских исследований нельзя однозначно экстраполировать на другие страны.

Например, в широко цитируемом исследовании В. Маjor и соавт. было показано, что психические заболевания после аборта развиваются менее чем в 2% случаев. Авторы считают, что вероятность развития психических заболеваний после аборта и после беременности, завершившейся родами, одинакова. По словам авторов, "через два года после аборта у большинства женщин отсутствуют психологические переживания и сожаления в связи с произошедшим, но они есть у тех, у кого в анамнезе до беременности была склонность к депрессии". В этом же исследовании у женщин, сделавших аборт, были обнаружены даже "позитивные изменения в самооценке", которые исчезли со временем. Это исследование проводилось в Калифорнии, штате с либеральными традициями, и в нем участвовали женщины, делавшие аборт на платной основе. С другой стороны, исследование О. Reardon и соавт. , проведенное в том же штате, но с выборкой из женщин с низким доходом (многие из которых были из семей мигрантов), делавших аборт за счет государственной программы, показало совершенно иные результаты.

В недавнем популяционном исследовании, проведенном в Норвегии, было показано, что женщины, перенесшие аборт, имеют значительно более высокий риск развития депрессивного расстройства, чем женщины, у которых беременность закончилась родами. Авторами были обследованы 768 женщин в возрасте от 17 до 25 лет, сделавших аборт.

В нашумевшем исследовании О. Reardon и соавт. были изучены истории болезни более чем 56 000 беременных женщин в возрасте от 13 до 49 лет. Пациентки принадлежали к низкому социальному классу, их беременность закончилась абортом или родами. Ученые обнаружили статистически достоверную корреляцию между наличием аборта и развитием в дальнейшем психиатрических заболеваний, таких как депрессивное расстройство и маниакально-депрессивный психоз.

В Финляндии по заданию правительства было проведено исследование, сходное по дизайну с предыдущим . В нем анализировались истории болезни женщин, совершивших аборт, и женщин, чья беременность закончилась родами. В результате исследования было выяснено, что уровень суицидов у женщин, совершивших аборт (34,7 на 100000), значительно превышает таковой у женщин, чья беременность закончилась родами (5,9 на 100 000). Означает ли эта корреляция наличие причинноследственной связи? Зачастую, психические заболевания предшествуют аборту.

Кроме того, пациентки, принимавшие участие в исследовании, находились в сложном материальном положении, что служило причиной различных психологических проблем до аборта. Таким образом, оппоненты О. Reardon считают аборт во многом следствием, а не причиной психологических проблем .

В других исследованиях было показано, что на развитие депрессии после аборта большое влияние оказывают такие факторы, как когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), наличие психологических и социальных проблем, наличие расстройства личности, в общем, множество факторов, предшествующих аборту , причем об этом говорят как сторонники, так и противники понятия "постабортный синдром".

Психологические и социальные факторы

Развитие потенциальных постабортных психических нарушений можно связать с двумя группами психологических и социальных факторов: факторы, предшествующие аборту, и факторы, возникающие в ситуации аборта и после него. К факторам, предшествующим ситуации аборта, относятся когнитивный стиль личности (устойчивый стиль мышления и восприятия информации), конфликтные отношения с родителями, конфликтные отношения с партнером. Сюда же относятся низкий социальный уровень, затрудненное материальное положение.

В исследовании, проведенном в Австралии , показано, что депрессия после аборта тесно связана с конфликтными отношениями и насилием со стороны партнера. С одной стороны, конфликтные отношения и насилие увеличивают вероятность аборта, с другой стороны, - коррелируют с развитием депрессии после аборта. Большую роль в развитии депрессии после аборта играют тип привязанности и ранние отношения с матерью. О. Reardon систематизировал факторы риска развития психических расстройств после аборта.

Факторы риска возникновения психических расстройств после аборта

Трудности принятия решения об аборте

  1. Моральные убеждения против абортов;
    • Религиозные или консервативные ценности;
    • Негативное отношение к аборту;
    • Чувство вины;
    • Негативное отношение общества к аборту;
    • Сильное беспокойство о сохранении аборта в тайне;
  2. Противоречивые материнские желания;
    • Первоначально желанная или планированная беременность;
    • Прерывание желанной беременности по причине пороков развития плода;
    • Терапевтический аборт, т.е. прерывание желанной беременности по причине угрозы жизни матери;
    • Сильная установка на материнство;
    • Женщина состоит в законном браке;
    • Наличие детей;
    • Откладывание аборта;
  3. Аборт во II или III триметрах беременности;
  4. Решение об аборте принимается под давлением;
  5. Решение принимается при наличии необъективной, неточной или неадекватной информации;

Психологические ограничения или недостатки развития

  1. Подростковый возраст, эмоциональная незрелость;
  2. Имевшиеся ранее эмоциональные или психические проблемы;
    • Недостаточное использование механизмов психологической адаптации;
    • Нестабильность самооценки;
    • Неприятности на работе или недовольство работой;
    • Травмирующие переживания в прошлом;
    • Перенесенное сексуальное насилие;
    • Склонность к самообвинению;
    • Избегание и отрицание, предшествовавшие аборту;
    • Неудовлетворительные супружеские отношения;
    • Негативные отношения с матерью в раннем возрасте;
  3. Недостаток социальной поддержки;
    • Недостаток друзей, неудовлетворительные межличностные отношения;
    • Решение принималось женщиной самостоятельно, без участия отца ребенка;
    • Плохие или нестабильные отношения с отцом ребенка;
    • Женщина не замужем и не рожавшая;
    • Женщина разведена или вдова;
    • Женщина получает недостаточно поддержки со стороны родителей и друзей;
    • Женщина получает недостаточно поддержки от отца ребенка;
    • На аборте настаивает отец ребенка;
    • Женщина живет одна;
  4. Аборты в прошлом;
  5. Выкидыш в прошлом;
  6. Низкий уровень образования женщины;

В то же время оппоненты понятия "постабортный синдром" настаивают на том, что большинство из перечисленных выше факторов не связаны напрямую с ситуацией аборта. Психические расстройства или психологические трудности после аборта, по их мнению, возникают у женщин с подобными психологическими характеристиками и в случае сохранения беременности. Распространенной точкой зрения среди исследователей - сторонников права женщины на аборт является мнение, что женщины с устойчивой самооценкой, высокой самоэффективностью, достаточной социальной поддержкой и эффективными копинг-стратегиями (стратегиями совладания со стрессом) переносят аборт без всяких психологических трудностей .

Таким образом, возникает множество вопросов. Действительно, широкий спектр жизненных ситуаций, в том числе беременность и роды, может вызывать депрессию и другие психические расстройства у женщин с определенными личностными характеристиками. Означает ли это, что аборт является абсолютно неспецифическим стрессором для женщины? А. Speckhard и V. Rue в своих исследованиях выделили ряд специфических характеристик "постабортного синдрома", но вопрос остается открытым.

Можно ли с уверенностью говорить о том, что женщины, переносящие аборт без всяких психологических последствий действительно их не имеют? В одном из исследований сравнивалось психическое состояние женщин, прервавших беременность с помощью аборта, и женщин, потерявших ребенка в результате выкидыша. Результаты показали, что женщины, потерявшие ребенка в результате выкидыша, испытывают больше психологических проблем, в первые 10 месяцев после выкидыша. У женщин, сделавшие аборт, в первые 10 мес меньше психологических проблем, но впоследствии (через 2 года) у них значительно чаще встречаются высокие оценки по шкалам депрессии и тревоги. Кроме того, отсутствие психологических последствий может означать их успешное отрицание, далеко не всегда выявляемое психологическими тестами. А. Speckhard и V. Rue ссылаются на бессознательные факторы, способствующие развитию постабортного синдрома, освещенные в психоаналитической литературе.

К сожалению, формат настоящей статьи не позволяет подробно остановиться на них. Но можно предположить, что даже женщины, для которых аборт сознательно не является конфликтным и травматическим событием, могут впоследствии испытывать негативные психологические переживания по этому поводу.

Еще один вопрос - насколько само решение сделать аборт может являться результатом психологических характеристик женщины? В исследовании, проведенном в России, было показано, что женщины, сделавшие аборт, отличаются специфическими стратегиями совладания со стрессом и внешним локусом контроля (склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам). Потребность в материнстве у многих женщин, сделавших аборт, уступает потребности в самореализации в других сферах жизни .

Эндокринологические факторы

Тема влияния эндокринных изменений после аборта на психическое состояние женщины достаточно спекулятивна в силу очень небольшого количества исследований в этой области. Практически нет данных, которые сопоставляли бы психические и гормональные изменения после аборта. Мало того, очень редко встречаются исследования, в которых измерялся уровень гормонов после прерывания беременности .

В одном исследовании , проведенном еще в СССР, было показано, с какой скоростью исчезают гормоны из кровотока после аборта. В течение 1 часа после аборта уровень прогестерона снижается на 38%, через 3 часа - на 52% и через сутки - на 80%. Концентрация эстрадиола через 1 час после аборта уменьшается на 58%, а через сутки - на 88%. Таким образом, уровень эстрадиола и прогестерона за сутки снижается более чем в 5 раз. Могут ли подобные изменения оказывать влияние на психическое здоровье женщины?

Многочисленные исследования последних лет показали, что половые стероиды, такие как прогестерон и эстрадиол, кроме своих прямых гормональных эффектов, оказывают серьезное влияние на функции ЦНС. Известно, что эстрадиол оказывает серьезное влияние на серотонинергическую и норадренергическую системы . Эти моноаминергические системы вовлечены в патогенез многих психических расстройств, таких как депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое расстройство. Эстрадиол увеличивает количество серотонина в постсинаптической щели, в то же время уменьшая активность моноаминоксидазы - фермента, разрушающего моноамины . Кроме того, эстрогены увеличивают активность фермента триптофангидроксилазы, участвующего в синтезе серотонина.

Таким образом, действие эстрогенов на серотониергическую систему можно в целом охарактеризовать как активирующее. При депрессивных расстройствах наблюдается снижение активности серотонинергической системы, поэтому можно было бы предположить, что эстрогены дают антидепрессивный эффект. И действительно, применение эстрогенов в качестве дополнительной терапии в случае депрессии у женщин, находящихся в менопаузе и постменопаузе, усиливает действие антидепрессантов. Кроме того, было показано, что гормональная заместительная терапия эстрогенами у женщин в постменопаузе, не страдающих депрессией, оказывает положительное влияние на их настроение и когнитивные способности .

В то же время повышенный уровень эстрадиола повышает судорожную готовность ЦНС и может усиливать тревожную симптоматику . Поэтому очевидно, что для нормального функционирования ЦНС важен нормальный физиологический ритм секреции эстрогенов, и резкие нефизиологичные колебания в сторону как повышения, так и снижения могут негативно влиять на психическое состояние женщины.

Влияние прогестинов на ЦНС частично противоположно влиянию эстрогенов. Прогестерон и его метаболиты снижают возбудимость нервной системы, снижают судорожную активность . Считается, что для нормального течения беременности важен баланс эстрогенов и прогестинов, и недостаточный уровень прогестерона в крови усиливает риск прерывания беременности .

При исследовании нарушений настроения, связанных с предменструальным синдромом (ПМС), было показано, что уровень прогестерона у женщин с ПМС несколько выше в лютеиновой фазе цикла, чем у женщин без симптомов ПМС. При этом была обнаружена корреляционная взаимосвязь высокого уровня прогестерона и сниженного настроения, что позволило предположить, что прогестерон оказывает депрессогенное действие . Этот вопрос остается спорным. Так или иначе, высокие уровни прогестерона и эстрадиола при беременности дополняют и компенсируют действие друг друга.

В настоящей статье невозможно рассмотреть все гормональные изменения после аборта, но нельзя не упомянуть также некоторые другие важные последствия. Уровень пролактина после аборта сначала возрастает в ответ на стресс, а затем резко снижается . Пролактин считается важным протективным фактором для ЦНС и снижение его уровня часто коррелирует с развитием депрессивной симптоматики .

Также нельзя забывать о гормонах гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Резкий подъем уровня кортизола в ответ на сильный стресс является еще одним фактором, вызывающим дисбаланс нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин .

Можно предположить, что большое количество абортов является серьезным фактором риска для возникновения дисбаланса нейромедиаторов и возникновения последующей психопатологии, так как центральная нервная система подвергается множественным гормональным сбоям. Вероятно еще одним фактором риска может являться наличие гормонального дисбаланса до аборта. Женщины, у которых наблюдается повышенная уязвимость к влиянию гормональных изменений на психический статус и настроение (например, женщины с ПМС), могут представлять группу риска для развития постабортных психических нарушений.

Заключение

Итак, несмотря на многочисленные противоречивые исследования, на сегодняшний день невозможно точно установить, в каком количестве случаев после аборта развиваются психические расстройства. Большинство исследователей считают, что аборт не является причиной психических расстройств, признавая их наличие лишь в небольшом проценте случаев. Но существует также немало работ, показывающих значительное влияние аборта на психическое здоровье в различных культурах.

Умеренная точка зрения состоит в том, что аборт может стать толчком к развитию психических расстройств. Можно предположить, что резкие гормональные изменения (понижение уровня эстрадиола и прогестерона) после аборта могут играть роль в развитии постабортных психических расстройств. Взаимосвязь эндокринных и психологических факторов в развитии постабортных психических нарушений должна стать предметом дальнейшего изучения.

Литература

  1. Белобородов И. Аборты в России: история, последствия, альтернативы. Демография.ру (по материалам Всероссийской ренции центров защиты материнства 30 сентября - 30 октября. 2007г.).
  2. Кочетков Я.Л. Депрессия и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система: новые стратегии изучения. Современные проблемы психиатрической эндокринологии. М 2004.
  3. Мурашко Л.Е. Гормональные изменения после аборта на 7-8 неделе беременности. Сов мед 1978; 6:75-80.
  4. Петрова Н.Н. Психологические факторы искусственного прерывания беременности. Вести Санкт-Петербургского университета 2006; 11:3.
  5. Розен 8.6. "Основы эндокринологии". М: МГУ 1994; 384.
  6. Adler N.E., David H.P., Major B.N. et al. Psychological responses after abortion. Science;248:lssue 4951:41-44.
  7. Broen A.N., Mourn T., B0dtker A.S., Ekeberg 0. The course of mental health after miscarriage and induced abortion: a longitudinal, five-year follow-up study. BMC Med2005:3:18.
  8. Cozzarelli C., Sumer A/., Major B. Mental models of attachment and coping with abortion. J Pers Soc Psychol 1998; 74:2:453-467.
  9. Deecher D., Andree T.H., Sloan D., Schechter L.E. From menarche to menopause: exploring the underlying biology of depression in women experiencing hormonal changes. Psychoneuroendocrinology 2008; 33:1:3-17.
  10. Dennis C.L., Ross L.E., Herxheimer A.Oestrogens and progestins for preventing and treating postpartum depression.Cochrane Database Syst Rev2008;4:CD001690.
  11. Dhir A., Kulkarni S.K. Antidepressant-like effect of 17beta-estradiol: involvement ofdopaminergic, serotonergic, and (or) sigma-1 receptor sys-tems.Can J Physiol Pharmacol 2008;86:10:726.
  12. Fergusson D.M., Norwood L.J., Ridden E.M. Abortion in young women and subsequent mental health. J Child Psychol Psychiat 2006; 47:1:16-24.
  13. GisslerM., HemminkiE., LonnqvistJ. Suicides after pregnancy in Finland, 1987-1994: register linkage study". BMJ 1996; 313:7070:1431-1434.
  14. Hardan A., Birmaher B., Williamson D.E. et al. Prolactin secretion in depressed children. Biol Psychiat 1999; 46:506-51"1.
  15. Major B., Cozzarelli C., Cooper M.L. et al. Psychological responses of women after first-trimester abortion. Arch Gen Psychiat 2000; 57:777-784.
  16. Major B., Richards C, Cooper M.L. et al. Personal resilience, cognitive appraisals, and coping: an integrative model of adjustment to abortion. J Pers Soc Psycho! 1998; 74:3:735-752.
  17. Marinho R.M., Scares J.MJr., Santiago R.C. et al. Effects of estradiol on the cognitive function of postmenopausal women. Maturitas 2008; 60:3-4:230-234.
  18. Ney P.G, Wickett A.R. Mental health and abortion: review and analysis. Psychiatr J Univ Ottawa 1989; 14:4:506-516.
  19. Pae C.U., Mandelli L., Kirn T.S. et al. Effectiveness ofantidepressant treatments in pre-menopausal versus post-menopausal women: A pilot study on differential effects of sex hormones on antidepressant effects. Biomed Pharmacother2008.
  20. Pedersen W. Abortion and depression: a population-based longitudinal study of young women. Scand J Public Health 2008; 36:4:424-428.
  21. Position Statement on Women"s Mental Health in Relation to Induced Abortion, by the Royal College of Psychiatrists of the United Kingdom. E-pub
  22. Reardon D.C. Making Abortion Rare: A Healing Strategy for a Divided Nation. New York 1996.
  23. Reardon D.C., Cougle J.R., Rue V.M. et al. Psychiatric admissions of low-income women following abortion and childbirth. CMAJ 2003:168:10.
  24. Rue V. Abortion and Family Relations testimony before the Subcommittee on the Constitution of the US Senate Judiciary Committee, U.S. Senate, 97th Congress. Washington DC 1981.
  25. Rubinov D.R. Schmidt Menstrual cycle-related and perimenopause-related affective disorders/Psychoneuroendocrinology: the scientific basis of clinical practice. 2003,245-281.
  26. Russo N.F., Zierk K.L. Abortion, childbearing, and women. Professional Psychology. Res Practice 1992:23:4:269-280.
  27. Schmiege S., Russo N.F. Depression and unwanted first pregnancy - longitudinal cohort study. Electronic version. Br Med J 2005;331:7528:1303.
  28. SpeckhardA., Rue V. Postabortion syndrome: an emerging public health concern. J Social Iss1992;48:3:95-I19.
  29. Stotland N.L. The myth of the abortion trauma syndrome. JAMA 1992;268:15:2078-2079.
  30. Taft A.J., Watson L.F. Depression and termination of pregnancy (induced abortion) in a national cohort of young Australian women: the confounding effect of women"s experience of violence. BMC Public Health 2008;8:75.
  31. TheC. EverettKoop Papers: Reproduction and Family Health. A profile by the National Library of Medicine. Accessed February 23,2008.
  32. TolmachevaE. A.,ChepurnovS. A., ChepurnovaN.E.etal. Absence seizures during pregnancy in WAG/Rij rats. Physiol Behav 2004;81:4:623-627.
  33. Ylikorkala 0., Ronnberg L. Prolactin changes in maternal plasma following termination by vacuum curettage and the effect of bromocriptine treatment on these changes. Br J Obstet Gynaecol 1980:87:10:911-915.