O Тибетской медицине. Тибетские монахи

Направления и виды успешно излечиваемых заболеваний:

Внутренние болезни:

· Дыхательная система: пневмония, астма, рак легких, бронхит.

· Система кровообращения: гипертония, стенокардия, инфаркт сердца, аритмия, миокардит, варикозное расширение вен, боли в области сердца.

· Пищеварительная система: рак пищевода, гастрит, рак желудка, язва двенадцатиперстной кишки, язва желудка, гепатит, рак печени, панкреатит, цирроз, дизентерия, диарея, запор.

· Мочевая система: нефрит, инфекция мочеполовой системы.

· Кровеносная система: анемия, тромбоцитопения.

· Эндокринная система: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, ожирение.

· Нервная система: мигрень, болезнь Паркинсона, инсульт, бессонница, головная боль.

· Гинекология: болезненная менструация, нарушение менструального цикла, миома матки, рак молочной железы, бесплодие у женщин, климакс.

· Педиатрия: астма, пневмония, кашель, слабость иммунитета, пищеварительное расстройство.

· Андрология: импотенция, простатит, преждевременное семяизвержение.

· Хирургия: экзема.

· Костная система: остеопороз.

· Иммунология: нарушение иммунитета.

· Заболевания труднодиагностируемые современной медициной (YiNan ZaZheng).

Противопоказанием к лечению тибетскими методами является следующее:

Тибетская Медицина не подходит для лечения острых периодов любого заболевания (перед началом лечения любые острые проявления должны быть сняты или стабилизированы методами западной медицины). Здесь не лечат рак на последней стадии, последние стадии внутренних заболеваний, инфекционные заболевания . При общей сильной ослабленности организма различными заболеваниями необходимо мягкое лечение, которое занимает много времени и требует дополнительного наблюдения западных врачей. Тибетские лекарства противопоказаны при беременности . Детей можно начинать лечить методами тибетской медицины, начиная с 7-8 летнего возраста. Лечение в Центре ведется только тибетскими методами, но при этом в случае необходимости используются западные виды диагностики.

Эффект лечения:

Пациенты с вышеуказанными заболеваниями после первичного осмотра врача-терапевта могут узнать о сроках и видах лечения, а также о приблизительных сроках исчезновений синдромах или частичного облегчения тяжело проявленных симптомах.

В зависимости от степени тяжести заболеваний пациенту дается информация о сроках улучшения, в обычных ситуациях это занимает от 2-4 недель.

Пациентам, страдающим поздними стадиями тяжелых заболеваний, такие как рак и злокачественные опухоли, определенных облегчений следует ожидать не менее 4-8 недель после начала лечения.

Примерная схема лечения в стационаре Государственного Центра Тибетской Медицины

Снимки и анализы крови привозите с собой.

1). Диагностика по пульсам и по точкам.
Лечение «открытие чакр» выполняет главный лама из Тибета.

2). Проживание возможно в стационаре, то есть прямо в нашем Центре, номера двухместные, двух видов – гостиничного и больничного типа. Также возможно проживание в 4-звёздочной гостинице, расположенной недалеко от нашего Центра.

3). Лечение:
Точечный массаж ступней и ног.
Лечение методами акупунктуры (иглотерапия и банки).
Мануальная терапия и точечный массаж тела.
Процедура «травяные ванны».

Лечение «открытие Чакр» выполняет главный лама из Тибета. Это уникальный вид лечения, посредством которого можно полностью сбалансировать внутренние энергии в организме, после чего все остальные виды лечения и лекарственные препараты будут действовать эффективнее.

Процедура «точечный массаж ступней и ног » основана на том, что, так как на поверхности ступней находятся многие важные точки, то посредством воздействия на эти точки можно эффективно регулировать кровообращение во внутренних органах, выводить шлаки из организма.

Процедура «травяные ванны» была изобретена в Тибете 2000 лет назад. Состав для таких ванн варится примерно из 50 компонетов целебных трав индивидуально для пациента, в зависимости от заболевания и состояния организма. Такие ванны повышать энергию и дух человека, улучшают кровообращение, регулируют обмен веществ.

Лечение методами аккупунктуры позволяет рассасывать спазмы и застои крови в сосудах и мышцах, чтобы полностью восстановить нормальную работу кровообращения и нервной системы. Конкретные способы и приемы применяются для подъёма функции печени и почек, повышения иммунитета

Сколько и какие конкретно процедуры будут применяться, конечно, станет известно только после сеанса пульсодиагностики и изучения состояния пациента.

Лекарства: они являются самой важной частью процесса лечения и восстановления больного. Именно тибетская медицина в Китае находится на первом месте по эффективности лекарственных средств. Тибетские лекарства вылечивают всевозможные трудноизлечимые заболевания. Это связано, в частности с тем, что Тибет отличается чистой экологией, травы и животные находятся там в особых условиях кислородного голодания и сурового климата, что дает им особые лечебные свойства, которых не хватает китайским травам, выращиваемым искусственно.



Чтобы получить существенный вылечивающий эффект нужно принимать тибетские лекарства в течение 4 - 6 месяцев . В качестве дополнительного лечения используются укрепляющие травы - Красный цветок, Небесный корень, Снежный лотос и т.д.

В стационаре на 1-м этаже есть ресторан тибетской и китайской кухни. По желанию можно кушать и в других ресторанах. Обычно во время лечения предписывается особая диета.

Оплату за лечение лучше производить наличными, помимо юаней также доллары и евро. У центре проблематично пользоваться кредитными картами, но можно их взять с собой на всякий случай. В Центре за лечение берется 100% предоплаты. Если имеются трудности с провозом наличных денег, то лучше оплатить их в офисе нашей компании заранее .

Расценки на услуги в VIP отделении Центра


Наименование услуг стоимость в юанях (RMB) в долларах США (USD)
Бесплатно Бесплатно
Тибетские травы для ванн (индивидуальный подбор трав) 500-800 79-127
Лечение медицинскими приборами 100-268 16-42
Бочка для укрепления энергии земли (индивидуальный подбор трав) 100-200 16-31
Иглорефлексотерапия (осуществляет врач первой категории) 500-600 79-95
188 29
Кровопускание 100-160 16-25
Магнитная Лампа 188 29
174-300 27-47
Массаж точечный всего тела, продолжительность 45 мин (осуществляет врач первой категории). 315 50
200-320 31-51
Бесплатно Бесплатно
Бесплатно Бесплатно
Бесплатно Бесплатно
Обслуживание Бесплатно Бесплатно
Лечение «открытие чакр» Бесплатно Бесплатно

Расценки на услуги в обычном отделении Центра



Наименование услуг стоимость в юанях (RMB) в долларах США (USD)
Диагностика врача Тибетской медицины Бесплатно Бесплатно
Тибетские травы для ванн 336 53
Бочка для укрепления энергии земли 52 8
Иглорефлексотерапия 268 42
Вакуум-терапия: баночный массаж, постановка банок 166 26
Кровопускание 100-268 16-42
Прижигание 68 11
Подкожное введение лекарственных препаратов 174 27
Тибетский масляный массаж 100 16
Маска для стимуляции регенеративных свойств кожи 80 12.5
100 16
Прием трав по индивидуальному предписанию (1 день) 34-320 6-50
Вызов специалиста из других клиник 1000 156
Проведение консилиума с участием специалистов из других клиник 100 в час
16 в час
Отдельная палата для индивидуального приема 80 12.5
Обслуживание 82 13
Лечение «открытие чакр» (необходимо иметь при себе свежие фрукты. овощи, еду) Бесплатно Бесплатно

Виды лечения

Пульсодиагностика (а также осмотр лица, глаз, языка, ладони)

Пульсодиагностика позволяет выявить начало болезни на ранних стадиях. При пульсодиагностике диагноз ставится точно. Пульсодиагностика основана на представлении о том, что в районе лучезапястного сустава на лучевой артерии находятся точки, в которых прослушиваются пульсы всех внутренних органов . Исследование пульсов проводится на обеих руках пациента.

Тибетские лекарства

После того, как диагноз установлен, врач назначает тибетские лекарства. Производится индивидуальный подбор лекарственных трав. Тибетские лекарства готовятся из веществ природного происхождения. Это, главным образом, травы, плоды деревьев, листья, кора, а также минералы, окиси металлов и органы животных. Лекарства являются самой важной частью процесса лечения и восстановления больного.

Иглотерапия

В основе иглотерапии лежит воздействие особыми иглами на локальные нервные центры (биологически активные точки). Благодаря этому мобилизуются защитные силы организма на борьбу с различными заболеваниями. Стимулирование этих точек способно усилить деятельность желез внутренней секреции, улучшить кровообращение , а значит и питание органов и тканей, помочь в восстановлении организма после тяжелой болезни. Но стимулирование точек нужно проводить в определенное время, так как они не всегда бывают открытыми. Учитывается время проведения процедуры и местоположение, год рождения пациента. Продолжительность процедуры от 10 минут до 1 часа.

Тибетские травяные ванны

Состав таких ванн варится примерно из 50 компонентов целебных трав индивидуально для пациента, в зависимости от заболевания и состояния организма. Это уникальный вид лечения, посредством которого можно полностью сбалансировать внутренние энергии в организме, после чего все остальные виды лечения и лекарственные препараты будут действовать эффективнее.

Кровопускание

Метод лечения болезней путем кровопускания больной крови специальными одноразовыми инструментами. При помощи кровопускания очищают сосуды, выводят плохую кровь, останавливают колики, снимают отеки. При кровопускании излечиваются раны, из них выходит гнойная жидкость и ранам дается здоровый цвет. Кровопускание выпускает наружу испарения рассеянных болезней, полным - сбавляет вес, иссохшим - наращивает плоть.

Прижигание

В тибетской медицине одной из самых эффективных процедур является моксотерапия (мокса - полынная сигара или конус из полыни, лечение полынью) для прогревания (прижигания) биологически активных точек. Для прижигания или прогревания используются сигары из полыни, эдельвейса, можжевельника, листьев тополя, а также из прессованного угля. Метод лечения полынью используется при хроническом бронхите, бронхиальной астме, аллергии, заболеваниях мочеполовой системы, кожи, сосудов, позвоночника, суставов, остеохондрозе . Моксотерапия показана людям с расстроенной конституцией «Ветер», когда нарушена нервная регуляция, беспокоят головные боли, депрессии, наблюдаются нарушения сна, а также людям с расстроенной конституцией «Слизь», обычно склонными к полноте. Метод прижигания (лечения полынью) обладает иммуностимулирующими свойствами. Кроме того, дым полынных сигар имеет выраженное бактериостатическое действие (при длительности воздействия не менее 20 мин.). Эти процедуры - приятные, они согревают тело, легко переносятся даже маленькими детьми и ослабленными пожилыми людьми.

Тибетский масляный массаж

Тибетский массаж прекрасно расслабляет, снимает нервное и мышечное напряжение, помогает при бессоннице и возбудимости, улучшает и омолаживает кожу тела. Массаж обладает тонизирующим эффектом, это лучшее средство при усталости, стрессе и депрессии, снимает боли в спине и шее, улучшает обмен веществ, циркуляцию крови и энергий в организме, а при регулярных сеансах значительно увеличивается иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям. Эффект массажа усиливается за счёт действия индивидуально подбираемых натуральных масел и приемов.

Массаж точечный и по меридианам всего тела

Представляет собой глубокое воздействие опытных массажистов на точки, каналы и меридианы Вашего тела. Данная процедура, проделанная однократно, способна снять усталость и напряжение, повысить тонус организма. Для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата необходимо проделать курс не менее пяти процедур.

Вакуум-терапия – баночный массаж, постановка банок

Этот метод называют также баночным массажем. Чрезвычайно популярный в восточной медицине, он высокоэффективен. Во время проведения вакуум-терапии происходит своеобразная сосудистая гимнастика, попеременное расширение и сужение кровеносных и лимфатических сосудов. Баночный массаж ускоряет микроциркуляцию крови, лимфы и межклеточной жидкости в коже, глубинных мышечных структурах, связках, сухожилиях и в рефлекторно связанных с ними органах. Таким образом, устраняются застойные явления, выводятся токсические продукты обмена веществ , нормализуются регуляторно-обменные процессы и активизируются функции органов.

Процедура улучшает мозговое кровообращение. Воздействие в области спины, плечевых суставов, бедер, коленей, голеней, живота способствует движению энергии, прогреванию поверхности тела. Кроме того, вакуум-терапия назначается при импотенции, энурезе, застойно-воспалительных процессах мочеполовой системы и эффективна в дерматологии . Отдельно нужно сказать об успешном применении баночного массажа с целью похудения и избавления от целлюлита. Прогревание больших участков поверхности тела способствует притоку крови, рассасыванию целлюлитных отложений. Кожа становится гладкой и ровной.

Терапия мантрами (духовное лечение)

Тибетское искусство лечения мантрами это древний и могущественный метод целительства с помощью звука. Считается, что лечение мантрами существует более 5-ти тысяч лет . Тибетская медицина считает, что причиной всех болезней являются различные нарушения на уровне энергии. Самым тонким проявлением энергии считается звук (здесь не имеются в виду звуки, которые воспринимает человеческое ухо, а говорится об изначальном звуке – об источнике всех вселенских диапазонов возможных звуков).

При лечении мантрами целитель использует звуки как проводники на уровне энергии, которые устраняют различные нарушения в энергетической системе человеческого организма. Каждая мантра - это сочетание слогов и звуков, которое соответствует разным аспектам энергии человека и вызывает в нем определенный отклик или резонанс. Таким образом, восстанавливается нормальное течение энергии и устраняется сама причина болезней, а также связанные с ней факторы. Такой подход воздействует непосредственно на корень болезни и дает возможность убрать причину нарушения, вместо того, чтобы лечить симптомы . В лечении мантрами используются старинные и тайные мантры, множество из них состоит из слов санскрита и тибетского, а некоторые – из так называемых «естественных» звуков.

Программа тура

22:25 - вылет из Москвы в Пекин (Шереметьево-2) рейсом SU571 авиакомпании Аэрофлот. Время в пути 07:25.

День 1

09:50 - прибытие в Пекин. Встреча в аэропорту.

Экскурсионная программа: Зимний Императорский Запретный город – дворец Гугун. Обед в парке Бэйхай. Храм Неба , Стена Отраженного Звука .

Трансфер в Центр Тибетской медицины. Размещение.

День 2 – 8 – 7 дней

День 2 – 11 – 10 дней

День 2 – 15 – 14 дней

Завтрак – шведский стол в ресторане отеля.

Осмотр врача. Лечебные процедуры. за свой счет

День 9 / 12 / 16

Завтрак. Сдача номеров. Трансфер в аэропорт. 11:40 - вылет в Москву рейсом SU572 авиакомпании Аэрофлот. Время в пути 08:15.

* Возможны любые дополнения на Ваше усмотрение.

Стоимость программы на одного человека в USD

Стоимость тура основана на группу минимум из 2 человек

Отель

Кате гория отеля

DBL

SNGL

CHLD без места

ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НА 7 ДНЕЙ

ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НА 10 ДНЕЙ

Центр Тибетской медицины - TIBET HOTEL

ЛЕЧЕБНАЯ ПРОГРАММА НА 14 ДНЕЙ

Центр Тибетской медицины - TIBET HOTEL

* Возможно изменение стоимости в праздничные даты.

В стоимость тура входит:

· размещение в отеле выбранной категории в стандартном номере;

· трансферы с русскоговорящим гидом по программе;

· экскурсии с русскоговорящим гидом по программе;

· питание: завтраки – шведский стол в ресторане отеля, обеды и ужины по программе;

· однократная виза КНР;

· медицинская страховка на 30 000 USD.

В стоимость тура НЕ входит:

· авиабилеты Москва – Пекин – Москва;

· стоимость лечения по предписанию врача;

· прочие расходы, не указанные в программе.

Курс оздоровления и лечения – 7, 10, 14, 21 день

Вылеты каждый понедельник, среду, пятницу

Если вы приняли решение во время лечения жить в гостинице, мы советуем гостиницы которые находятся в Олимпийском районе Пекина, неподалеку от стадиона «Птичье гнездо». В этом районе много зелени, различных ресторанов и кафе. Ежедневный трансфер на машине к нам на лечение - бесплатно.

Предлагаем вашему вниманию некоторые отели и цены на двухместные номера или номера с одной большой кроватью:

  1. Orange Hotel 3*
  2. Huiyuan Prime Hotel 5*
  3. Beijing Continental Grand Hotel 4*
  4. ChangBaiShan International Hotel 4*
  5. Crowne Plaza Hotel 5*

Эта статья познакомит вас с альтернативной медициной Тибета, которая помогает людям полностью исцелить организм от болезни.

Из неё вы узнаете:

  • Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной
  • О разных подходах востока и запада в методах лечения
  • В чем отличие целей тибетской и традиционной медицины
  • Как работает медицина Тибета
  • О 3х системах, определяющих человека

Отличительные особенности тибетской медицины от традиционной.

Начнем с понимания о том, что такое тибетская медицина и чем она отличается от традиционной.

На протяжении ряда столетий в тибетской медицине сформировалась колоссальная база знаний о природе человека, о его взаимодействие с окружающим миром, о том, какие факторы и как влияют на наше здоровье: будь то климат, окружающая среда, питание, образ жизни или конституция.

Этот опыт и знания позволяют исцелять больных, ставить их на ноги, балансировать и гармонизировать их состояния.

Тибетская медицина впитала в себя все знания и мудрость народов востока: Индии, Китая и самого Тибета, которые положили начало древним манускриптам. В них представлены десятки тысяч методов лечения, процедур, лекарственных трав, рецептов, позволяющих человеку восстановить и укрепить свое здоровье.

Восток и запад. Разные подходы к методам лечения.

В чем же принципиальное отличие в лечение мудрецов “Востока” и наших докторов?

Начнем с того, что рассмотрим какая ситуация сейчас в традиционной медицина. А ситуация такая, что большинство людей, в той или иной форме, имеют заболевания на хроническом уровне. Хронический тонзиллит, бронхит, артрит, гастрит и другие заболевания.

Что значит хронический?

Это значит, что когда врач ставит вам диагноз с такой пометкой, он заранее ставит крест на вашем полном выздоровлении. И все лечение сводится к тому, что оно убирает у вас симптоматику, стараясь, путем применения назначенных лекарств и процедур, увеличить длительность ремиссии, т.е. процесса, когда сильно выраженные проявления болезни отсутствуют или ослаблены.

Болезнь как была так и осталась, а с симптомами справляются лекарства, на которые подсаживается больной на всю оставшуюся жизнь.

Яркий пример – болезнь сахарного диабета. Как не крути, а традиционная медицина не может вылечить от нее, поэтому человек будет вынуждены сидеть на инсулине пожизненно и платить за него столько сколько “скажут”, потому что от этого зависит его жизнь.

Это относиться и к кардиологическим заболеваниям. Здесь, чтобы жить нужно выпивать горсти пилюль, чтобы сердце работало без сбоев.

Еще один пример – астма. Без ингалятора никуда, опасно для жизни.

И таких примеров много, когда человек становится рабом лекарств, пожизненно на них работая. Многие с этим мирятся и до скончания дней своих занимаются ежедневными ритуалами по приему лекарств, пополняя бюджеты фармкомпаний.

В традиционной медицине весь фокус внимания направлен на тело человека. Она может узнать о человеке все, о том, какие процессы сейчас происходят, из чего состоят клетки, органы, в каком месте идут воспалительные процессы, как они протекаю, скорости химических реакций и даже генетический код человека. Тело не представляет загадки, о нем традиционная медицина знает все, а вот что стало причиной заболевания, к сожалению, затрудняется ответить.

Почему так происходит? Потому что причина болезни ищется только в теле.

В тибетской медицине к вопросу о болезни подходят иначе. Ее рассматривают не только как болезнь тела, но и более высоких уровней. В ней давно подметили, что физические болезни тела совершенно точно возникают и развиваются в зависимости от психоэмоционального состояния человека. Помните пословицу о том, что “все наши болячки в голове”. Так оно и есть.

Тибетской медицине это хорошо известно, поэтому она рассматривает человека как многоуровневую систему, где болезнь может локализоваться на разных уровнях.

Почему же наши врачи, наша медицина не возьмет себе на вооружение приемы и методы восточных знаний? Тем более, что о психосоматических факторах известно довольно давно и по ним написаны десятки научных работ?

В дело в целях.

В чем причина? А причина в разных целях. У традиционной медицины нет цели исцелить пациента, это большой фармбизнес, пополняющий на сотни миллионов долларов фармацевтические компании и казну государства. Может быть поэтому нам так часто в добровольно принудительном порядке пытаются навязать различного рода прививки, инъекции и другое “добровольное” лечение?

Цель медицинских организаций является продление жизни и улучшение ее качества, а вот какими способами нам пытаются продлить жизнь и каково истинное качество жизни после такого продления, вопрос, который никого не волнует, разве что самого больного.

Зачем исцелять хронически больного человека, если это источник постоянного дохода? Ведь если вдруг все станут здоровыми, то куда денутся все эти компании, препараты, докторские диссертации, вакцины и т.д.? Они обанкротятся, а государство потеряет львиную долю своего бюджета. Невыгодно им, чтобы мы были здоровыми, ведь это их золотая жила.

В тибетской медицине задача стоит в том, чтобы исцелить больного, сделать его здоровым. И поэтому она работает не с условиями или следствиями возникновения заболевания, а с её первопричиной. Ведь смотрите, человек заболевает потому что на то есть причина.

И заболевает он не от того, что холодно или жарко, сыро или сухо, есть микробы или их нет, потму что тогда все сразу болели бы. Заболевает он потому что в одном месте и в одно время сошлись все эти условия, которые запустили процесс заболевания и на то была предрасположенность, причина.

Как работает тибетская медицина?

Перейдем к тибетской медицине и подробнее познакомимся с тем, на чем основано ее лечение.

Выше уже упоминалось о том, что все болезни возникают от нашего психоэмоционального состояния. Соответственно, чтобы искоренить болезнь, нужно понимать каким эмоциям мы более всего подвержены и как импульсы от них воздействуют на наш организм.

В тибетской медицине рассматриваются 3 основных таких импульса, которые запускают те или иные реакции нашего организма. Что это за импульсы?

На все, что происходит с нами, мы реагируем 3-мя способами. Нам либо это нравиться, либо не нравиться, либо мы к этому равнодушны. Плюс, минус, ноль.

Каждый из этих импульсов влияет на свои системы в организме, сначала влияние происходит на энергетическом уровне, через энергетические каналы организма, далее переходит на физический уровень тела.

От этого влияния возникают те или иные формы заболеваний. Если перейти на тибетскую терминологию, то все наши заболевания зависят от преобладания той или иной нашей конституции (системы).

В соответствии с указанными выше импульсами есть система “Ветра” (плюс), “Желчи” (минус) и “Слизи” (ноль).

3 системы, определяющие человека.

Система “Ветра” отвечает за все, что связанно с подвижностью внутри организма: дыхание, движение сердца, движение мысли, движение нервных импульсов. Соответственно, когда возникает этот импульс, то сразу задействуются все системы органов, связанные с этим ним.

Система “Желчи” – все что связано с желчевыводящей системой, с пищеварением, с печенью, почками. Вызванные негативные реакции нарушают работу этой системы, что приводит к соответствующим заболеваниям органов.

Система “Слизи” связана с циркуляцией и образованием жидкости в организме. Т.е. реакция “ноль” значит, что если мы не контактируем с этим миром, прячемся от него включается эта система и в организме начинает образовываться вредная слизь, содержащая токсины и шлаки и создающая благоприятную среду для микробов. Такая слизь может образовываться в слизистых оболочках пищеварительного тракта, дыхательной системы, в полостях носа, в суставах.

Таким образом от преобладание той или иной системы или конституции у разных людей возникают предрасположенности к разного рода заболеваниям.

Для того, чтобы быть здоровым нужно держать уровень ветра, желчи и слизи на одном уровне, в балансе. И задачей тибетской медицины как раз и является поддержание этого баланса. Здоровье – это баланс 3-х систем.

В балансировании этих систем тибетская медицина достигла большого успеха. За долгие годы практик были выявлены все условия, которые раскачивают эти системы: климат, пища, эмоциональные реакции, образ жизни, конституция и т.д. А также способы, которые компенсируют эти раскачки и уравновешивают систему человека.

В заключение

В этой статье мы ближе познакомились с тибетской медициной, узнали чем она отличается от традиционной, какими принципами, знаниями и опытом руководствуется в исцелении организма человека.

Что же касается традиционной медицины, то она бесспорна необходима. Это потребность возникает в тяжелых случаях, когда человеку нужна срочная медицинская помощь и только прием химических препаратов или операция может спасти ему жизнь.

В остальных случаях исцелить свой организм, гармонизировать свое состояние и избавиться от хронических заболеваний поможет тибетская медицина. Здесь лечат причину, а не следствие, убирают ее, а не создают лишь временный эффект облегчения.

Тибетская медицина - это восточная медицинская традиция с глубокими и точными знаниями о природе болезней и методах лечения. В современном мире тибетская медицина - надежный способ быть здоровым.

Чем лечит тибетская медицина?

Лекарственными составами, процедурами, диетой и здоровым режимом дня.

Какой эффект от тибетской медицины?

Существует 3 типа пациентов. Первые хотят быть здоровыми. Вторые хотят "подлечиться". Третьи смирились со своими заболеваниями и ждут новых. На первый тип людей тибетская медицина оказывает наилучший исцеляющий эффект. У них прибавляется сил, повышается уровень энергии, улучшается состояние внутренних органов, кожи и волос. Их ум становится более ясным и острым, эмоциональное состояние приходит в равновесие. Люди, желающие быть здоровыми, начинают внимательнее следить за собой, у них повышается осознанность. Что касается людей второго и третьего типа, их лечение проходит с гораздо большими трудностями и переменным успехом.

Из чего сделаны тибетские лекарства?

Тибетские лекарства готовятся из трав, минералов и животных компонентов. Тибетские лекарства полностью натуральны и не дают осложнений и побочных эффектов. Количество компонентов варьируется от 2х до 180ти. Большинство ингредиентов добываются в самом Тибете, некоторые собираются в Индии, Непале, Китае, Монголии и русском Забайкалье. Компоненты лекарственных препаратов не подвергаются процедурам экстрагирования или обработки химическими составами.

Какие есть противопоказания к лечению тибетскими лекарствами?

Глупость, лень и ожидание чудесного исцеления на следующий день после начала приема препаратов. Об индивидуальных противопоказаниях вам сообщит врач.

У меня аллергия на травы. Тибетские лекарства вызывают аллергию?

Нет. Состав тибетских лекарств тщательно выверен. Рецептура препаратов устроена таким образом, что каждый компонент не только оказывает благотворное влияние на организм человека, но и балансирует действие других компонентов состава.

Как быстро действуют лекарства?

Это зависит от лекарства. Препараты из группы "скорая помощь" с показаниями "головная боль", "удушье", "аритмия и стенокардия", "почечная колика", "печеночная колика", "бессонница", "обострение гастрита" и т.п. действуют в течении получаса. Препараты, направленные на лечение хронических заболеваний, имеют накапливающийся эффект, который проявляется в срок от нескольких дней до нескольких недель.

Детям можно принимать тибетские лекарства? Это не опасно?

В тибетской медицине есть специальный раздел, посвященный детским лекарствам. Эти лекарства готовятся с учетом детских дозировок и специфики детских заболеваний, таких как жар, инфекционные заболевания (грипп, ангина и пр.), бронхит, отит, диарея, вздутие живота, дифтерия и пр. Тибетские лекарства безопасны для детей с младенческого возраста.

Можно ли лечиться методами тибетской медицины в период беременности и лактации?

Да, можно и даже нужно. Во-первых, есть специальные лекарственные составы, помогающие женщине выносить плод, предотвращающие риск выкидыша, усиливающие иммунитет, улучшающие состояние почек и пищеварительной системы в период беременности. Во-вторых, есть лекарства, помогающие женщине восстановить силы тела после родов. В-третьих, через молоко матери можно воздействовать на здоровье ребенка: нормализовать пищеварение, улучшить сон.

Обязательно ли соблюдать диету и режим дня?

Лекарства и процедуры эффективнее всего действуют в совокупности со здоровым питанием и режимом сна и бодрствования. Если вы хотите быть здоровым, придется поработать над своим питанием и режимом дня. Если хотите "немножко полечиться", можете продолжать жить как жили раньше. В этом случае эффект от лекарств и процедур будет держаться максимум год.

Как сочетать прием обычных таблеток с тибетской медициной?

Тибетская медицина не приветствует употребление большинства химически синтезированных препаратов. Более того, лечение методами тибетской медицины позволяет отказаться от "жизни на таблетках": употребления синтетических гормональных, гипотензивных, болеутоляющих препаратов и антибиотиков. Тем не менее, заставлять вас тут же отказываться от приема привычных лекарств никто не будет. Просто эффект от тибетских лекарственных составов постепенно снимет необходимость их принимать.

Я смогу похудеть с тибетской медициной?

В большинстве случаев снижение веса - это нормальный побочный эффект лечения тибетскими лекарствами. Связан он не только с приемом препаратов, нормализующих работу желудочно-кишечного тракта, но и с тем, что человек менят свои обычные привычки в питании и режиме дня на здоровые. В случаях, когда излишний вес представляет сильные неудобства или угрозу здоровью пациента, назначаются препараты, целенаправленно снижающие вес.

Мне назначили операцию. Можно ли с помощью тибетской медицины избежать ее?

Здесь нужна конкретика по вашему диагнозу. Если у вас острый аппендицит, прободная язва желудка или разрыв кисты яичника, вам действительно нужно операционное вмешательство. В 70-80% случаев обострившихся хронических заболеваний операции удается избежать с помощью средств тибетской медицины.

Как сочетать лечение методами тибетской медицины и физическую нагрузку?

В большинстве случаев тибетская медицина прекрасно сочетается с физической нагрузкой - главное не впадать в спортивный фанатизм. В зависимости от вашего конституционального типа можно получить рекомендации по тому, какой тип физической активности предпочтителен.

Может тибетская медицина помочь бросить курить?

Если человек принял решение о том, чтобы бросить курить, то да. В этом случае эффективны аурикулотерапия (постановка акупунктурных игл в точки на ушной раковине) и воспитательные беседы с врачом на тему вреда от курения. Подробнее про вред от курения табака вы можете почитать здесь.

Тибетская медицина лечит алкоголизм?

Только если человек сам хочет бросить пить. В этом случае эффективны лекарственные составы, восстанавливающие работу печени и нервной системы, и воспитательные беседы с врачом на тему "формирование новой модели отношений человека и алкоголя". Если человек не готов отказаться от алкоголизма, лечить его средствами тибетской медицины бесполезно.

Тибетская народная медицина считается одной из самых старейших во всем мире. Построена она на соединении и последующем приеме простейших общедоступных ингредиентов, которые показывают весьма хорошие результаты при лечении множества заболеваний. Тибетские рецепты здоровья и долголетия помогают укрепить иммунитет, способствуют восстановлению сил и очень хорошо очищают наш организм от скопившихся вредных веществ.

Тибетским рецептам далеко не одна сотня лет, но при этом они до сих пор успешно применяются для профилактики и лечения различных болезней

Для сердца и сосудов

Следующий напиток помогает очистить кровеносные сосуды, предупреждая тем самым заболевания сердца и даже инсульты. Для его приготовления понадобится всего лишь два ингредиента – это чеснок и лимон.

Приготовление и использование

  1. Килограмм спелых лимонов тщательно промываем в проточной воде и срезаем хвостики, измельчаем при помощи блендера либо пропускаем через мелкое сито мясорубки.

    На заметку! Лимоны используем обязательно с кожурой!

  2. Чеснок в количестве 300 г освобождаем от шелухи и также измельчаем.
  3. Соединяем ингредиенты в кастрюле и перемешиваем.
  4. 1,5 л воды доводим до кипения и заливаем чесночно-лимонную массу.
  5. Накрываем крышкой и варим при минимальной подаче газа около четверти часа.
  6. Снимаем кастрюлю с плиты, остужаем при комнатной температуре.
  7. Остывшую смесь перекладываем в посуду из стекла и переносим на хранение в теплое место.
Готовую смесь принимают с самого утра на голодный желудок ежедневно по 50 г в течение 25 дней. После необходимо сделать 10-дневный перерыв и повторить курс.

Для здоровья нервной системы

Среди многочисленных рецептов здоровья и долголетия есть рецепт одного средства, который помогает бороться со стрессовыми ситуациями, расслабляет и прекрасно снимает усталость. Кроме того, считается, что этот напиток не только в разы улучшает работоспособность всего организма, но и увеличивает продолжительность жизни.

Для приготовления релаксационного чая необходимо подготовить:

  • чайную ложку тертого корня имбиря;
  • 15 мл свежеотжатого лимонного сока;
  • 30 мл натурального жидкого меда;
  • острый перец в порошке на кончике ножа;
  • измельченная веточка укропа.

Приготовление и использование

  1. Вливаем в кастрюлю 2 литра воды, доводим до кипения и варим около 5-ти минут, снимаем с плиты и даем остыть при комнатной температуре.
  2. В остывшую воду помещаем все ингредиенты и перемешиваем.
  3. Готовое средство переливаем в стеклянную емкость с плотно закрывающейся крышкой.

Принимать такой чай необходимо в охлажденном виде. Его пьют по пару столовых ложек на протяжении дня либо по 150 мл за четверть часа до еды.

Для укрепления иммунитета и омоложения тела

Средство, приготовленное по данному тибетскому рецепту, называют эликсиром, успешно замедляющим процессы старения в организме и наделяющим его огромным энергетическим потенциалом. А состоит он из простейших продуктов:

  • 0,5 кг свежего жидкого меда;
  • 5 спелых лимонов;
  • 5 головок чеснока.

Приготовление и использование

  1. Лимоны разрезаем на две половинки и отжимаем из них сок.
  2. Чеснок освобождаем от шелухи и мелко рубим острым ножом.
  3. Соединяем все ингредиенты и перемешиваем.
  4. Переливаем массу в банку и плотно закрываем крышкой, оставляем на 10 суток в прохладном месте.
После того как средство настоится, его употребляют по одной столовой ложке трижды в день. Последний прием – перед ужином.

Для очищения организма

Прекрасные результаты в очищении организма показывает масляный настой чеснока и красного перца. Для его приготовления понадобится:

  • 200 г чеснока;
  • 220 г красного перца в порошке;
  • сливочное масло.

Важно! Сливочное масло обязательно должно быть свежим и иметь отличное качество!

Приготовление и использование

  1. Чесночные дольки освобождаем от шелухи и измельчаем при помощи ножа. Перекладываем массу в бутылку или банку из темного стекла.
  2. Добавляем молотый перец и тщательно все перемешиваем.
  3. Сливочное масло растапливаем на небольшом огне и заливаем им смесь из перца и чеснока.
  4. Емкость плотно закупориваем крышкой и оставляем под прямыми солнечными лучами на месяц.

Готовый настой пьют до завтрака и перед обедом, при этом его порция может составлять от половины чайной до целой столовой ложки. Препарат необходимо запивать небольшим количеством горячей воды. Хранить масляную смесь желательно в холодильнике не больше 6 месяцев.

Сбор здоровья и долголетия

Тибетский сбор здоровья и долголетия включает зверобой, березовые почки, бессмертник, ромашку и мед. Данный рецепт является одним из самых лучших, так как способен показывать следующие результаты:

  • организм очищается от токсинов;
  • предотвращается образование камней в почках;
  • обмен веществ заметно улучшается;
  • повышается эластичность суставов;
  • улучшается работа сердца;
  • происходит интенсивное очищение сосудов;
  • восстанавливается и улучшается зрение.

Приготовление и использование

  1. Готовим вечером. В емкости соединяем по 100 г травы зверобоя, бессмертника, березовых почек и цветков ромашки. Травы перемалываем.
  2. Отделяем столовую ложку полученного сбора и перекладываем в стеклянную банку. Заливаем 500 мл крутого кипятка, накрываем крышкой и оставляем на ночь.
  3. С утра выпиваем чашку готового настоя и заедаем столовой ложкой свежего меда. Ждем около часа и допиваем оставшуюся порцию настоя.

Важно! Между приемами настоя есть нельзя. Завтракают только через час после употребления второй порции!

От хруста в шее и боли в пояснице

Тибетцы знают еще один рецепт отличного очищения организма, в результате которого полностью проходят боли в области поясницы и исчезает хруст в шее. А помогает в этом самый обычный белый рис.

  1. Сколько необходимо риса? Его порция будет зависеть от вашего возраста – на каждый год берется 1 столовая ложка продукта.
  2. Пересыпаем рис в стеклянную емкость.
  3. Кипятим воду, остужаем ее до теплого состояния и заливаем рис. Вода должна покрывать рис на несколько сантиметров.
  4. Закрываем емкость и отправляем в холодильник. Оставляем на ночь.
  5. Утром сливаем всю жидкость, отделяем столовую ложку риса (с горкой!) и отправляем в отдельную кастрюлю с водой.
  6. Варим эту порцию риса около 4 минут и сразу же съедаем.

Важно! Рисовую кашу необходимо варить в чистой воде без добавления соли, масла и прочих ингредиентов. Употребляют готовую кашу исключительно на голодный желудок и обязательно до 07.30!

Оставшийся в банке рис вновь заливаем теплой кипяченой водой и отправляем в холодильник. Курс лечения длится до тех пор, пока в банке не закончится весь рис.

Секрет высокой эффективности тибетских рецептов

Абсолютно все тибетские рецепты молодости и долголетия содержат исключительно натуральные ингредиенты и при этом каждый из них оказывает огромную пользу нашему организму.

Все эти продукты невероятно полезны для нашего организма и при этом каждый из них работает максимально эффективно. А если правильно их соединить, то можно получить множество рецептов для крепкого здоровья и долголетья.

Причем часто, при детальном исследовании, информация изложенная в виде легенд подтверждается.

Основой теории тибетской медицины является Аюрведическая медицина. Исторически было принято, что мыслитель излагал знание не от своего имени, а как откровение или свое понимание древних источников. И структура медицинского знания в Аюрведе и тибетских источниках, как видно из первой главы Тантры Основ, приписывается божественному происхождению. В аюрведических сочинениях сообщается, что творцом медицины является Брахма, который передал секреты врачевания богу Праджапати, затем поочередно, Ашвинам, Индре, и, наконец, к мудрецу Бхаратвадже, который, в свою очередь, распространил знание среди индийских мудрецов.

В тибетских сочинениях, с целью передать приоритет буддизму источник знания описан в виде медицинской ипостаси будды Шакьямуни - Бхайшаджья-гуру (см. выше) или другими буддами.

Например, в трактате "Вайдурья-онбо" приводится миф, что раньше люди питались не материальной пищей самадхи. Но один человек сьел выступившее из земли вещество похожее на мед, и у него случилось несварение. Брахма услышав его стенания, посоветовал выпить кипяченой воды. Поэтому первой болезнью считается несварение, первым лекарем - Брахма, а первым лекарством - кипяченая вода. Но по мнению буддистов, Брахма не сам придумал, а вспомнил текст, изложенный ему буддой Шакья Тхубчен.

Аналогично, в другом мифе, раненый в сражении с асурой Раху Брахма вылечил себя, вспомнив медицинский текст изложенный буддой Кашьяпа.

Конкретные методы лечения описанные в "Чжуд-ши", согласно тексту трактата в основном были изложены соответственно: в Индии - лекарственные составы, в Китае - прижигание и лекарственные составы, в стране Дол - кровопускание, в Тибете - исследование пульса и мочи.

Исследование текста "Чжуд-ши" являющегося каноническим, то есть, не подлежащему изменению, показывает, что основными компонентами его являются трактат на санскрите "Аштанга-хридая-самхита" и трактат по исследованию пульса "Сомараджа", считающийся переводом с китайского на санскрит и затем на тибетский язык. Так думает автор "Вайдурья-онбо" - трактата, являющимся комментарием на "Чжуд-ши" и соответствует истории развития тибетской медицины.

Есть также версия, что "Чжуд-ши" был написан на санскрите врачом Дживака Кумара, современником будды Шакьямуни, и затем переведен на тибетский язык.

Однако, кроме этих двух основных источников в тексте "Чжуд-ши" обнаруживаются вставки и параллели из других медицин. В первую очередь это образ жизни и питания из народной тибетской медицины формализованной в структуру знаний "Чжуд-ши". Очевидно, что образ жизни и питания ориентированный на жаркий и влажный климат Индии и Китая не соответствует образу жизни и питания для сухого и холодного климата высокогорья Тибета и Гималаев. И в этом смысле рекомендации тибетской медицины для климата Сибири и России более правильны, чем йоговские и китайские. Например, часто рекомендуется невеждами "по системе йогов" перед сном выпивать большое количество воды. Для Индии с жарким климатом такая рекомендация может быть и полезна. Для сибирского и российского климата в целом вредна. Однако и в этом случае надо учитывать - какой больной, болезнь и время приема воды или лекарства.

Также находятся параллели с арабской медициной. Э.Г. Базарон указывает, что изображение одного из врачей в "Атласе тибетской медицины" похоже на портрет Авиценны. Надо сказать, что структура "Канона врачебной науки" Авиценны совпадает со структурой "Чжуд-ши". Здесь две версии. Либо был обмен медицинскими знаниями, либо в "Каноне врачебной науки" отражена часть знаний индоариев передвигавшихся во времена великого переселения народов из Европы в Азию 2.5 - 3 тысячи лет назад. В Индии эти знания известны как "Веды" - Аюрведа, Ригведа, Атхарваведа и др.

Другой след в тибетской культуре и медицине оставила религия бон. Это добуддийская религия Тибета близкая по методам к шаманизму. И, хотя в угоду буддизму в "Чжуд-ши" ругают бон и его учителя Шенраба, существенная часть ритуалов позаимствована из ритуалов бон.

Как указывает Намхай Норбу, исследование текста "Чжуд-ши" показывает наличие в нем фрагментов языка Шан-шун, который считается исчезнувшим языком Шамбалы. Исторически он связывает с существовавшим ранее на территории современного Афганистана государства Шамбала. С другой стороны, по легендам религии бон, Шамбалой называется некоторая закрытая область на границе Тибета, Непала и Китая. Вход в эту область охраняется богом огня (Мэ-лха). Согласно легенде, там находятся дворцы, сады, колонны с надписями на языке Шан-шун и главная башня, где содержится главная тайна нашей планеты. Считается, что это камень Чинтамани, три миллиона лет назад привезенный с Ориона. Кусочки этого камня путешествуют по планете, оказываясь в местах кардинального изменения человеческой истории.

Таким образом, корни "Чжуд-ши" теряются в тысячелетиях, исторически выявляемые только с приносом знаний в Азию индоариями около 3 тысяч лет назад. Эти знания (в том числе медицинские) в европейской части сохранялись народными лекарями, по русски - ведунами. Даже приписываемая Китаю иглотерапию нельзя считать достижением Китая. У древних славян существовал подобный метод лечения путем черчения и царапания на коже человека различных фигур золотыми, серебряными, медными и железными прутьями. Однако, с приходом веры, называвшей себя христианством, носители знаний - ведуны были уничтожены. Часть знаний все же перешла в систему христианства, так как психологические методы излечения в виде молитв не всегда были достаточно эффективны. Но остатки знаний были уничтожены при борьбе со староверами.

Развитие алхимии, химии, физики и особенно открытие молекулярной структуры вещества привело к абсолютизации взгляда, что структура полностью описывает свойства объекта, в частности человеческого тела. Поэтому, европейская медицина сделала уклон на изучение структур тела, лекарств и хирургии. И полностью потеряла тысячелетние традиции лечения. Традиция современной медицины насчитывает не более 200 лет со времени применения военно-полевой хирургии и наркоза Пироговым. И около 40-50 лет применения антибиотиков и подобных им бактерицидных препаратов. Ссылки на Гиппократа, Галена, Авиценну и других врачей древности являются некорректными, т.к. они использовали древние традиции (желтая желчь, черная желчь, воздух, вода, огонь и т.д.), непонятные врачам современной медицины. Разумеется, многие опытные современные врачи понимают ограниченность современной медицины и начинают изменять ее. Медицина становится уже структурно-функциональной. Еще несколько шагов развития и современная медицина приблизится к очередному изобретению тех знаний, которые известны уже тысячелетия. Но какой смысл изобретать давно известное, когда можно просто взять и применить известное тысячелетиями?

ТРАКТАТЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ
Одним из первых известных медицинских сочинений древней Индии является трактат "Чарака-самхита" (IX-X в. до н.э.). Этот трактат уже содержит 8 крупных разделов в основном обнаруживаемых в "Чжуд-ши". Разделы следующие:

1. лечение ран.
2. лечение болезней головы.
3. лечение болезней всего организма.
4. лечение психических заболеваний.
5. лечение детских болезней.
6. противоядия.
7. эликсиры против старческого одряхления.
8. средства, повышающие половую активность.

Эти восемь разделов включены в Аюрведу (Наука о жизни) и как дополнение к четвертой из Вед (Знания) - Атхарваведе.

Затем два индийских ученых Нагарджуна (I-II в н.э.) и Вагбхата написали толкования к трактату "Чарака-самхита". Эти комментарии впоследствии были переведены на тибетский язык и включены в буддийскую энциклопедию "Данчжур". Нагарджуне приписываются три медицинских сочинения: "Йога-шатака", "Дживасутра" и "Ава-бхешачжа-кальпа".

Из преемников Нагарджуны наиболее известен Вагбхата-младший, написавший обширный трактат "Аштанга-хридая-самхиту", куда включил дополнительные главы по болезням глаз, уха, носа. При сопоставлении "Аштанга-хридая-самхиты" и "Чжуд-ши" обнаруживается тождественность в большинстве примеров и классификации сырья.

На следующем этапе развития тибетской медицины она поднимается на более высокую ступень. Этот этап приходится на время правления царя Тисрондецена (790-845 г.). В Тибет приглашаются врачи различных стран, которые переводят свои сочинения на тибетский язык. Существует версия, что в это время с санскрита был переведен и трактат "Чжуд-ши".

По другой версии, авторство "Чжуд-ши" приписывается известному тибетскому врачу Ютогба-гомбо-младшему. Известно, что Ютогба- гомбо-младший написал несколько сочинений и дополнений к "Чжуд-ши" и, возможно, переработал сам трактат "Чжуд-ши". Наиболее известные сочинения и дополнения к "Чжуд-ши" Ютогбы-гомбо-младшего - "Сэр- шан", "Сонг-шан", "Ча-лаг-чжо-бжад".

После жизни буддийского реформатора Цзонкхапы (1357-1419 г.) в Тибете существовало две медицинских школы - Джангба и Сурхарба. Их основатели также являются авторами крупных сочинений написанных в русле комментариев на трактат "Чжуд-ши". Иерархи буддизма, желая избежать раскола религии старались унифицировать идеологию. Реформированию подверглась и тибетская медицина. За реформы взялся регент V Далай-ламы Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо, известный как врач и политический деятель. Он создал обширный комментарий на "Чжуд-ши", где, как он говорит, устранены двусмысленности и ошибки предыдущих лекарей и трактатов. Этот комментарий называется "Вайдурья-онбо".

После унифицирования медицинских знаний, предыдущие трактаты были опечатаны и фактически были запрещены для использования. Однако, "Вайдурья-онбо" представляет собой обширный трактат с множеством теоретических выкладок, что было не совсем удобно для практических врачей невысокого уровня. Поэтому, кроме "Вайдурья-онбо" был создан трактат для практических врачей "Лхантаб" содержащий вопросы общей и частной патологии. Основное внимание в нем уделено вопросам лечения болезней. Еще при жизни Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо поручил двум своим ученикам проиллюстрировать "Вайдурья-онбо". Таким образом, появился "Атлас тибетской медицины" содержащий 76 листов с более чем десятью тысячами рисунков. Он был закончен после смерти Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо.

Современником Дэсрид-Санчжяй-Чжамцо был другой известный фармаколог и фармакогност Данзин Пунцог. Его труд "Шэлпрэнг" приравнивается по значимости к "Вайдурья-онбо". В "Шэлпрэнг" описывается 2294 вида лекарственного сырья растительного, животного и минерального происхождения со всеми подробностями (разъяснения, сбор, сушка, проверка и т.д.). Вторым его произведением является более краткий трактат по фармакологии "Шэлгонг". Кроме того, им написан трактат по технологии обработки лекарственного сырья "Кунсал-нанзод", трактат по кровопусканию "Дархи-Дамба" и руководство по прижиганию "Мэзан-дамба".

С XVIII в. тибетская медицина распространяется в Монголии. Переводятся на монгольский язык различные трактаты. Создается тибетско-монгольский терминологический словарь "Источник мудрецов" (1742 г.) с главой по медицинской терминологии. Появляется много трактатов на старомонгольском языке написанных монгольскими врачами. Основное направление работ монгольских врачей было направлено на поиск заменителей тибетского и китайского оригинального сырья. Надо сказать, иногда находились заменители более эффективные, чем оригинал.

Среди трактатов наиболее известны "Шэлгар-мэлон" врача Сумба-Хамбо-Ешей-Бальчжор и трактат "Дзэйцхар-мигчжан" врача Жамбал-Дорджэ.

Очередной толчок распространения тибетской медицины приходится на период после войны и оккупации Тибета Китаем в 1959 году. Много тибетских врачей уезжают на запад и создаются различные медицинские центры.

Наиболее крупным в настоящее время является Тибетский медицинский центр в Дармасале под эгидой Далай-ламы. Там проводится двухлетнее обучение врачей современной медицины из различных стран и выпускается журнал "Тибетская Медицина".

О ВРАЧАХ, БОЛЕЗНЯХ И ЛЕЧЕНИИ
Есть в трактате ”Чжуд-Ши” глава о врачах и их обязанностях по отношению к пациентам. Она состоит из шести частей: 1) врачебные традиции; 2) врачебное достоинство; 3) заслуги врачей; 4) знания; 5) обязанности врачей; 6) плоды врачебной деятельности.

По традициям врачебного сословия, врач должен обладать следующими качествами: способность к врачебной деятельности; гуманность; понимание своих обязанностей; доброжелательное отношение к больным; старательность и осведомленность в других науках. Быть гуманным – значит быть искренним и справедливым, при виде несчастья ближних оказывать им возможную помощь и одинаково относиться как к хорошим, так и к дурным людям. Гуманные врачи должны быть снисходительными, любить людей и приносить радость всем без исключения. Они должны стремиться к высшим идеалам, насколько последние достижимы для человека, быть ласковыми с лицами, которые в них нуждаются, не поддаваться похвалам, а также не мстить хулителям.

Лекарственные вещества в тибетской медицине делятся на восемь родов: 1)металлы (золото, серебро, медь, железо, олово, сталь, ртуть и др.); 2) минералы (малахит, жемчуг, жемчужная раковина, коралл, ляпис-лазурь, различного рода камни и др.); 3) землистые вещества (глина различных сортов, каменный мох, горная смола, разного рода соли и др.); 4) деревья и кустарники (камфарное и лимонное дерево, белый и красный кипарис, кокосовая пальма, кардамонное и мускусное дерево, гранат, барбарис, акация, самбук, виноград, яблоня, перец различных видов, груша, вишня и др.); 5) травы (шафран, горечавка, мята, ромашка, гвоздика и др.); 6) соки, добываемые из трав, деревьев и от животных; 7) отвары, полученные из кореньев, стволов, сучьев, листьев, сердцевины, из коры, цветов, из ягод и плодов; 8) вещества, добываемые из животных (мясо, кровь, жир, кожа, шерсть, рога, желчь, мускус и др.).

Лекарства составляют из лекарственных веществ по вкусу и по их действию. Существенной чертой лекарств тибетской медицины является их многокомпонентность. Многие лекарства составляются из 30-60 веществ в строгих пропорциях, что практически исключает понятие основного действующего вещества. Считается, что действует весь комплекс и отсутствие одного из компонентов снижает целительную эффективность лекарства. Сложным является и сам ритуал приготовления лекарства, поэтому их невозможно изготовить в домашних условиях.

Для появления в Вас болезни необходимо совпадение причин болезни и ее условий. Условия позволяют болезни созревать или проявляться. Причины болезни бывают двух видов: отдаленные и близкие. Близкие причины – это Ветер, Желчь и Слизь, три "доша" (жизненных начала). Отдаленные причины болезни перечислить труднее, так как в своей основе каждая болезнь происходит от определенного состояния ума в прошлом – от предшествующих влекущих за собой болезни омрачений, - и именно эти психические факторы в конечном счете ответственны за все виды болезней. Омрачая эмоции, они возбуждают действия (карму), зарождающие в сознании данные для появления в дальнейшем болезни. И поэтому невозможно определить все соответствующие той или иной болезни определенные причины, однако основной сутью этих причин являются три яда: страсть, ненависть и омрачение. Все эти три яда опираются на неведение. Неведение – это такое состояние ума, при котором не только нет знания о существовании вещей, но и имеются заблуждения относительно самой природы явлений. Неведение влечет за собой страсть, которая в свою очередь порождает ненависть, гордость, зависть, злословие, еще большую омраченность и так далее – по порочному кругу. От деятельности этих неблагих состояний ума человека возникают три вида нарушений жизненных начал: Ветра, Желчи и Слизи. Страсть обуславливает возникновение 42 видов болезней Ветра; факторами ненависти, такими, как гордость и зависть, обусловлены 26 видов болезней Желчи; и омрачением обусловлены 33 вида болезней Слизи. Итак, три яда, три основные вредоносные эмоции, - это страсть, ненависть и омраченность. У омраченности качества тяжесть, мутность и тупость, от нее возрастают болезни Слизи, ведь Слизь вязкая и тяжелая. От страсти, природа которой состоит в склонности ума увлекаться, возникают все виды болезни Ветра, потому что природа Ветра – легкость и подвижность. Ненависть подобна огню, от нее происходят болезни Желчи, а также Крови-Желчи. Корнем же всего этого является безначальное неведение. Его силой мы заключены в круг бытия, в бесконечный круговорот рождений, старения, болезни и смерти. Неведение всегда сопровождает нас, как наша тень; и поэтому даже если мы считаем что нет никаких причин для болезни, даже если думаем, что совершенно здоровы, в действительности с безначальных времен в каждом из нас коренится главная причина болезни.

Исключительно высокое диагностическое значение в тибетской медицине придается пульсу. Опытный тибетский врач может различать до 360 его разновидностей. При этом пульсовая волна исследуется не только на лучевой артерии, но и на многих других частях тела. Искусство пульсовой диагностики часто ставилось и ставится под сомнение многими европейскими врачами. Однако современные исследования с использованием чувствительных датчиков и последующей компьютерной обработкой результатов измерения показывают, что между структурой пульсовой волны и состоянием системы кровообращения, уровнем обменных процессов и органной патологией существует тесная взаимосвязь.

В традиции тибетской медицины целитель, проводящий обследование с точки зрения причины заболевания, будет также рассматривать, к какому из трех состояний существования относятся сновидения больного. Благодаря этой информации он может определить реальную ситуацию и состояние тела, энергии и ума больного человека. Иногда серьезная, трудно излечимая болезнь может оказаться следствием кармических причин, уходящих в юность или даже в прошлую жизнь человека. Болезнь также может иметь кармическую причину, появившуюся вследствие недавних действий. Таким образом, метод изучения сновидений становится одним из наиболее важных средств анализа и определения главных и вторичных причин проблемы

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА В РОССИИ
В Россию сведения о тибетской медицине проникали вместе с буддизмом из Монголии. В начале прошлого века вопрос о необходимости изучения искусства тибетского врачевания обсуждался на правительственном уровне.

Доктор Реман, сопровождавший посольство Головина в Китай, познакомился с тибетским врачом Цультимом Цеденом и пригласил его в Петроград. Реман надеялся, что этот талантливый врач расскажет российским коллегам об основах тибетской медицины и переведет на русский язык важнейшие медицинские трактаты Тибета. Однако ранняя смерть Цультима Цедена помешала осуществлению этого плана.

Вторично вопрос о необходимости изучения тибетской медицины в России был поднят генерал-губернатором Восточной Сибири графом Муравьевым-Амурским. Поводом для этого послужила тифозная эпидемия в Чите, от которой погибли многие врачи. По приказанию графа в город был приглашен лама-врач Цультим Бадмаев, широко известный в Забайкалье. Он быстро добился успеха в прекращении эпидемии, что дало повод графу пригласить ламу Цультима Бадмаева в Петроград. Здесь лама-врач продемонстрировал высокую эффективность тибетской медицины при лечении многих тяжелых недугов.

Медицинский департамент военного министерства предложил ламе Бадмаеву лечить больных бугорчаткой и раком в Николаевском военном госпитале под наблюдением госпитальных врачей. Результаты врачевания ламы Бадмаева были столь поразительными, что по высочайшему повелению он был награжден чином с правом носить мундир военных врачей. Необходимо подчеркнуть, что эти почести были оказаны человеку, который плохо говорил по-русски и совершенно не знал русской грамоты.

Департамент народного просвещения вынес решение о необходимости перевода на русский язык четырехтомного тибетского лечебника. Для этого к профессору Петроградского университета К.Ф.Голстунскому – специалисту по восточным языкам – был прикомандирован врач. Однако профессор и его группа не справились с этой задачей. В 1860 г. лама Бадмаев открыл в Петербурге аптеку тибетских лекарств, занялся частной практикой с постепенно освоил разговорный русский язык. Он крестился и принял имя Александр. Отчество ему дали по существующей традиции в честь царствующего императора Александра II – так лама Бадмаев стал Александром Александровичем.

С 1863 по 1868 г. А.А.Бадмаев бесплатно читает в университете лекции по монгольскому языку. Позже ему было назначено лекторское жалование. Преподавательская деятельность, врачебная практика, доставка тибетских лекарств в открытую аптеку – все это требовало больших усилий, поэтому он обращается с просьбой к отцу прислать ему в помощники младшего брата, который только что окончил с золотой медалью читинскую гимназию. Отец дал согласие и в Петербург прибыл Жамсаран Бадмаев, который при крещении принял имя Петр в честь Петра Великого. Так в Петрограде оказались два брата Бадмаевых – Александр Александрович и Петр Александрович.

Петр углубился в теорию и практику тибетской медицины под руководством старшего брата и ученых эмчилан (лам-целителей). Одновременно он окончил курс на факультете восточных языков университета и поступил в Императорскую медико-хирургическую академию.

По высочайшему повелению в апреле 1878 г. П.А.Бадмаеву было разрешено открыть подписку по сбору средств на организацию путешествия в страны Тибета, Куку-Нора, Монголии и Китая для ознакомления с представителями тибетской медицины, чтобы сделать достижения древней тибетской и китайской медицины достоянием русской науки, а также на приобретение медикаментов и устройство физиолого-химического кабинета для исследования этих средств с европейской точки зрения, открытие лечебницы по методу тибетской медицины под надзором местного губернаторского медицинского управления.

Врачебная элита России, профессора Петроградского университета и медико-хирургическая академия в основном благожелательно относились к тибетской медицине и ее страстному приверженцу П.А.Бадмаеву. Однако нельзя не упомянуть и о том сопротивлении и элементарном непонимании, которое испытывали братья Бадмаевы на тернистом пути служения российской науке. Многие врачи продолжали считать медицинские системы Востока смесью религиозных догм с архаистическими представлениями о строении и функциях организма. Наталкиваясь на непонятные и, с их точки зрения, неверные положения тибетских медицинских трактатов, они не утруждали себя усилиями разобраться в существе проблемы, проявляли скептицизм или покровительственно-ироническое отношение к автору. Особое возражение вызывали методы внушения и психокоррекции, широко применяемые тибетскими врачевателями для лечения и профилактики болезни. Несмотря на поддержку царствующей фамилии, некоторые высокопоставленные особы двора допускали даже клеветнические выпады в адрес П.А.Бадмаева – человека огромной эрудиции, владевшего многими восточными и европейскими языками. Но все эти неприятности можно отнести к ”мелочам жизни” в сравнении с тем, что ожидало многочисленный род Бадмаевых после революции. Сам Петр Александрович умер в июле 1920 г., после арестов, тюрем и допросов.

В начале века в России существовали сильные медицинские школы. Они были при Ацагатском и Агинском дацанах. Их деятельность состояла в обучении врачей и печати книг. В то время появляется переведенный сейчас на русский язык трактат "Онцар-гадон-дэр-дзод".

После революции 1917 года Владимир Бадмаев создает тибетский медицинский центр в Швейцарии. Аналогичный перевод "Чжуд-ши" делает А. Позднеев под названием "Учебник тибетской медицины". Широкие исследования начались в институте востоковедения при Императорской Академии наук.

Советская власть не захотела официально признать тибетскую медицину (попытки ученых и врачей добиться этого были неоднократными). Тем не менее, сегодня тибетская медицина возрождается, и не только на востоке России – в Забайкалье. В 80-е годы благодаря усилиям единомышленников и наследников П.А.Бадмаева врачебная наука Тибета и заслуги Петра Александровича официально признаны многими авторитетными учеными мира.