Аюрведа: древнеиндийское искусство врачевания тела и души. Аюрведа — секрет совершенного здоровья и долголетия от мудрецов древней индии

Во второй половине 3-го тысячелетия до н.э. в бассейне р. Инд сформировалась древнейшая в Южной Азии цивилизация. Оно вос­ходит к названию одной из рек на севе­ро-западе страны - Синдху (Sindhu), которую иранцы называли Хинду (Hindu), а греки - Индос (Indos). От­сюда произошло и название народа - «инды» и их страны - «Страна индов». В настоящее время на ее территории располагаются современные государ­ства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан, Непал.

Расцвет Индской культуры приходится на конец 3-го - начало 2-го тысячелетий до н.э. Ее характерными чертами являются монументальная архитектура, плановая застройка городов, высокий уровень их санитарного благоустройства, развитие искусственного орошения, ремесел, письменности.

Периодизация истории врачевания:

1) индская цивилизация (XXIII - XVIII вв. до н.э., долина р. Инд) - протоиндийская цивилизация, древ­нейшая в Южной Азии.

2) ведийский период (XIII -VI вв. до н.э., долина р. Ганг).

3) буддийский (V – III вв. до н.э.) и классический (II в. до н.э. - V в. н.э.).

Характерными чертами санитарного дело периода Индской цивилизации являются:

1. монументальная архитек­тура,

2. плановая застройка городов,

3. высокий уровень их санитарного благоустройства,

4. развитие искусственного орошения,

5. развитие ремесел (керамика, изделия из металла и камня),

6. создание протоиндийской письменности.

По величи­не территории, уровню городского строительства, санитарному благоуст­ройству и т.д. индская культура зна­чительно превосходила древнейшие цивилизации Египта и Месопотамии соответствующего периода.

Строительство городов в долине Инда велось по заранее разработанному плану. В разных районах города имелись колодцы, выложенные обожженным кирпичом. Жилые дома строились также из обожженного кирпича. Водосточные трубы через толщу стен выходили в сточную систему города. Ни одна другая древняя цивилизация даже римская, не имела такой совершенной системы водоотвода.

В то же время великолепие санитарно-технических сооружений Индской цивилизации не характеризует общий уровень санитарного строительства в Древней Индии в целом - в последующие периоды истории Древней Индии он значительно снизился.

Его причинами, по мнению исследователей, были явления внутреннего характера (наводнения, засухи, истощение внутренних ресурсов), проникновение в долину Инда более отсталых племен.

Сведения о врачевании ведийского периода весьма ограничены. Так, в «Ригведе» упомянуты лишь три недуга: про­каза, чахотка, кровотечение. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического вра­чевания, - лечебные знания ведийского периода тесно переплетались с рели­гиозными верованиями и магическими обрядами.


В ведийской религии есть мифологические персонажи, которые прямо или косвенно связываются с представлениями о врачевании, здоровье и болезни. Важными божествами считались Агни - бог огня, домашнего очага, посред­ник между богами и людьми, и Сурья - божество Солнца и всевидящее око богов. Главным божеством ведийской религии считался Индра - бог грома и молнии, царь (раджа) богов, щедрый покровитель людей; воплощение силы, мужества и плодородия. Наряду с добрыми божествами в древнеиндийской мифологии были и злые духи и де­моны: асуры и ракшасы - враги богов и людей, а также пичаши - которые приносили несчастья, болезни, разорение и лишали потомства.

Эти представления нашли свое отражение в «Атхарваведе». С одной стороны, в ней просматривается эмпирический опыт народа по использованию лекарственных растений, действие которых понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. С другой - болезни в «Атхарваведе» связываются со злыми духами или расцениваются как наказание богов; а излечение не­дугов объясняется действием жертвоприношений, молитв и заклинаний.

Древние лекари так и назывались - бхишадж («изгоняющий бесов»). Это название сохранялось за ними и в более поздние периоды истории Древней Индии, когда врачеватель-заклинатель превратился во врачевателя-целителя. Со временем изменились и представления о причинах болезней. Так, в «Яджурведе» упоминаются соки организма.

Заниматься врачеванием и изучать веды имели право лишь представители трех высших варн - брахмамы (знающий священные учения, т.е. жрец), кшатрии (наделенный могуществом, т.е. военная знать и члены царских родов - правящее сословие, кшатрием был истори­ческий Будда), вайшьи (свободный общинник, т.е. главным образом земледельцы, скотоводы, торговцы). Шудры и парии: практически не имели никаких прав. Им не разрешалось слушать и повторять, веды.

К началу нашей эры в Древней Индии сложилась высокоразвитая система традиционного врачевания - аюрведа (ayurveda - учение о долгой жизни).

Аюрведа, или аюрведическая медицина, использует природные лекарствен­ные средства региона, исходя из национальной философской традиции. В тече­ние двух тысяч лет она успешно развивается и высоко ценится в Индии и за ее пределами.

В древности выдающимися деятелями традиционной индийской медицины были легендарные врачеватели Чарака (I -II вв. н.э.) и Сушрута (около IV в. н.э.) - авторы двух классических аюрведических трактатов: «Чарака самхита» (датируется I -II вв. н.э.), в котором описано лечение внутренних болезней, и «Сушрута самхита» (датируется IV в. н.э.), который в значительной степени посвящен оперативному врачеванию.

Представления о строении тела человека в Древней Индии были самы­ми полными в древней истории. Исследование трупов в Древней Индии не воспрещалось религией и легко искупалось очистительными ваннами, дотрагиванием до священной коровы или взглядом на солнце.

Согласно Сушруте индийские врачеватели считали, что человеческий организм состоит из шести членов (головы, туловища и четырех конечностей) семи перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей и том числе зубы и хрящи), которые подразделялись на плоские, круглые длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нервов, девяти органов чувств и трех жидкостей (слизи желчи и воздуха). Некоторые зоны (ладонь, подошвы, яички, паховые области и т.д.) выделялись как особо важные. Их повреждение считалось опасным для жизни. В то же время древние индийцы не имели ясного представления о назначении головного мозга и полагали, что вместилище разума является сердце (подобные представления существовали у древних египтян).

Познания индийских врачевателей в области строения тела человека сыгра­ли существенную роль в становлении древнеиндийской хирургии.

Представления о причинах болезней в классический период истории Древ­ней Индии несколько изменились. Врачеватели стали отходить от господство­вавшего в ведийский период сверхъестественного понимания болезни. Человек рассматривался в тесной связи с окружающим миром, кото­рый, по мнению древних индийцев, состоял из пяти стихий: земли, воздуха, огня, воды и эфира. Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды, носителями ко­торых в организме считались три первичных жидкости: ветер, желчь и слизь (слизь - выше сердца, желчь - между пупком и сердцем, воздух - ниже пупка). Из пяти стихий и трех жидкостей образуются семь органических про­дуктов, входящих в состав человеческого организма: кровь - первый источник жизни, мышцы, жировая прослойка, кости, мозг и мужское семя.

Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер заведует кровообращением, пищеварением, выделением и даже обменом веществ, предусматривающим активное движение сложных молекулярных биохимических комплексов. Ускорение же или замедление "движения соков и веществ"" посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

Желчь представлена в природе огнем, а в организме она обуславливает "естественное тепло", поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

Флегма в космосе и человеке ассоциировалась со всевозможными "мягкими" веществами. Ее сравнивали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

При каких-либо нарушениях в действии ветра, желчи и слизи наступает заболевание. Оно тем более опасно и тяжело, чем глубже нарушена гармония между тремя первоэлементами. И врач возвращает здоровье, приводя все три первоэлемента в необходимое равновесие посредством строго предписанных лечебных указаний.

Все болезни Сушрута подразделял на естественные, связанные с природой (так, воздух вызывает 80 болезней, желчь - 40, слизь - 30), и сверхъестественные, посы­лаемые богами (проказа, венерические и другие заразные болезни, причины которых понять в то время было еще невозможно).

Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и ис­следовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, особенностей голоса и т.п. Сушрута описывает сахарное мочеизнурение, которое он определял по вкусу мочи.

Лечение внутренних болезней наиболее полно представлено в трактате «Чарака самхита», который содержит сведения более чем о 600 лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождений. Об их применении сообщается в восьми разделах: лечение ран; лечение болезней области головы; лечение болезней всего организма; лечение психических забо­леваний; лечение детских болезней; противоядия; эликсиры против старческо­го одряхления; средства, повышающие половую активность.

Тактика лечения в Древней Индии, как и в других странах Древнего мира, определялась, прежде всего, излечимостью или неизлечимостью заболевания. При благоприятном прогнозе врачеватель учитывал особенности болезни, время года, возраст, темперамент, силы и ум больного (говорили, что «дураки легче излечиваются, ибо аккуратнее исполняют советы»).

Лечение направлялось на восстановление нарушенного соотношения жид­костей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - ле­карственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т.п.) и в-треть­их - хирургическими методами лечения, в чем древние индийцы достигли высокого совершенства.

Приготовлением лекарств, ядов и противоядий (от змеиных укусов) занимались только враче­ватели.

Искусство оперативного лечения (хирургия ) в Древней Индии по сво­ему мастерству и результативности было самым высоким в Древнем мире (оно славилось во всех странах и в Средние века).

Сушрута считал хирургию «первой и лучшей из всех медицинс­ких наук, драгоценным произведени­ем неба, верным источником славы». В «Сушрута самхите» описано более 300 операций, свыше 120 хирургичес­ких инструментов и не менее 750 ле­карств из растений, среди которых нет ни одного средства европейского про­исхождения.

Еще не имея научных представлений об антисептике и асептике , индий­ские врачеватели, следуя обычаям своей страны, добились тщательного со­блюдения чистоты во время операций.

Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. Они хранились в специальных деревянных коробках.

Раны перевязывались льняными, шелковыми и шерстяными тканями, про­питанными в растопленном коровьем масле, а также повязками из кожи и пальмовой коры. Для швов употреблялись льняные и сухожильные нити и кон­ский волос.

Врачеватели Древней Индии выполняли ампутации конечностей, лапаротомии, камне-, грыжесечения, пластические операции, накладывали швы на paны головы, лица и даже дыхательного горла. Пластические операции древних индийцев заслуживают особого внимания. Они «умели восстанавливать носы, уши и губы, потерянные или искалеченные в бою или по приговору. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в.

В древних индийских текстах впер­вые описана и операция удаления по­мутневшего хрусталика - катаракты. Сушрута описал 76 глазных болезней и их лечение.

Родовспоможение в Древней Индии считалось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беремен­ным о соблюдении чистоты и правильном образе жизни; описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, кесарево сечение (применяв­шееся после смерти роженицы для спасения младенца), поворот плода на ножку и эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку).

Гигиенические традиции издавна развивались в Древней Индии. Предпринимались первые попытки предупрежде­ния заразных болезней, в том числе оспы. Большое значение придавалось личной гигиене, красоте, опрятности тела, чистоте жилища, влиянию климата и времен года на здоровье человека.

Гигиенические навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены и в «Законах Ману»:

«Никогда не следует есть пищу... больных, ни такую, на которой оказались волосы насекомые, ни тронутую намеренно ногой... ни поклеванную птицей, ни трону­тую собакой».

«Пусть не купается ни после еды, ни больной, ни среди ночи... ни в непроверен­ном пруду»-

«Надо удалять далеко от жилища мочу, воду, использованную для омовения ног, остатки пищи и воду, использованную при очистительных обрядах».

«Утром надо одеться, искупаться, почистить зубы, натереть глаза коллириумом и почтить богов».

«Имея остриженные волосы, ногти и бороду, смиренный, в белой одежде, чистый, пусть всегда занимается изучением вед и делами полезными для него» и т.п.

В городах и селениях запрещалось выбра­сывать нечистоты на улицы. Регламентировались места и способы сожжения трупов умерших. В сомнительных случаях гибели человека назначалось обследование (вскрытие); тело умершего подвергалось осмотру и покрывалось специальным маслом в целях предохранения от разло­жения. Были установлены также строгие наказания за подмешивание ядов в пищу, лекарства и благовония.

Градостроительство в классический период истории Индии не достигло того высокого уровня, который отличал древнюю Индскую цивили­зацию.

В Древней Индии раньше, чем в Западной Европе, появились богадельни (при буддийских храмах) и помещения для больных - дхармашала (лечебницы).

Положение врача в Древней Индии было неодинаковым на этапах истории. В ведийский период занятие врачеванием не было предосудительным. В заключительный период истории Древнего мира с развитием кастовой сис­темы и общественного неравенства усилилась тенденция считать некоторые занятия ритуально «нечистыми», а занимающихся ими - неприкасаемыми. Это относилось к ухаживающим за лошадьми и колесницами, плотникам, вра­чевателям (по всей вероятности, тем, кто занимался хирургией и был связан с ритуальной «нечистотой»), фокусникам, акробатам, плясунам и т.п. Тем не менее, в целом о занятии врачеванием в древних текстах говорится с большим уважением.

Важную роль в развитии врачевания в Древней Индии сыграли монастыри и монахи, среди которых было много сведущих лекарей. Все монахи имели некоторые познания в области медицины, так как оказывать лечебную по­мощь мирянам считалось высокой добродетелью.

Врачевание в Древней Индии тесно соединялось с религиозно-философ­скими учениями, среди которых особое место занимает йога . Она объединила в себе религиозную философию, морально-этическое учение и систему упраж­нений-поз. Большое внимание в йоге уделяется чистоте тела и своеоб­разному образу жизни.

Среди центров медицинского образования Древней Индии особое место за­нимал г. Таксила. Обучающийся медицине должен был овладеть всеми гранями врачебногс искусства: «Врач, неискусный в операциях, приходит у кровати больного замешательство, подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение; врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает уважения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним только крылом», - говорится в «Сушрута самхите».

По окончании обучения учитель произносит перед своими учениками проповедь, которая приведена в «Чарака самхита».

«Если вы хотите достичь успеха в своей деятельности, богатства и славы и небес после смерти, вы должны молиться каждый день, восставая от сна и отходя ко сну, о благополучии всех существ, особенно коров и брахманов, и вы должны всей душой стремиться к исцелению больного.

Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни...

Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей...

Ваша речь должна быть приятной...

Вы должны быть рассудительны, всегда стремиться совершенствовать свои знания.

Когда вы идете в дом больного, вы должны направлять свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, кроме как к своему больному и его лечению...

Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует рассказы­вать в другом месте, и о состоянии больного не следует говорить никому, кто, пользу­ясь полученным знанием, мог бы повредить больному или другому».

Право лечебной практики давал раджа. Он же контролировал деятельность врачевателей и соблюдение врачебной этики.

Врачебная этика Древней Индии неукоснительно требовала, чтобы враче­ватель, «который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скро­мен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищен­ные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком, в особенности же избегал болтов­ни...».

Вознаграждение за лечение запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов; и наоборот, если зажиточные люди отказывались от упла­ты за лечение, врачевателю присуждалось их имущество. За неправильное ле­чение врачеватель выплачивал штраф в зависимости от социального положе­ния больного.

В отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока (Месопотамии и Егип­та) индийская цивилизация (как и китайская) не погибла - она продолжила свое поступательное развитие и после эпохи Древнего мира. В Средние века индийские врачи славились во всем мире, а индийская медицина оказывала и продолжает оказывать большое влияние на развитие медицины в различных Регионах земного шара.

Особенности медицины в Древнем Китае (середина 2-го тысячелетия до н.э.―III в. н.э.).

Древнейшее в истории Китая государство Шан (впоследствии оно называ­лось Шан-Инь) сформировалось несколько позже, чем ранние цивилизации Месопотамии, Египта и Индии - в середине 2-го тысячелетия до н.э. в долине Желтой реки - Хуанхэ.

К этому времени относится и создание китай­ской иероглифической письменности. Древний Китай дал миру шелк и фарфор, бумагу и тушь для письма, компас и дымный порох. Бумага была изобретена в Китае в I в. до н.э.

В течение тысячелетий Китай представлял уникальный пример стабильнос­ти национальной культуры и традиционной медицины.

Периодизация истории и врачевания.

1) период Шан-Инь (VII -XI вв. до н.э.), когда формировалось первое в истории Китая раннеклассовое общество и государство Шан (с XII в. до н.э. - Инь);

2) период династии Чжоу (XI -III вв. до н.э.), когда на территории Китая существовало множество самостоятельных государств;

3) период Империи Цинь (221 - 207 гг. до н. э.), когда страна впервые была объединена в единую Империю.

4) период Империи Хань (206 г. до н. э. - III в. н. э.) - время наивысше­го расцвета Древнего Китая; принятие законов Империи; утверждение конфу­цианства в качестве единой государственной идеологии.

В III - IV вв. на территории Китая сложились феодальные отношения, кото­рые сохранялись до XX в.

В истории врачевания Древнего Китая четко определяются два больших пе­риода:

1) период становления традиционного китайского искусства врачевания (XVII - III вв. до н.э.), когда формировались философские концепции, шло становле­ние традиционной китайской медицины и преобладала устная традиция;

2) период Империи Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.), когда записывались дошедшие до нас медицинские сочинения и составлялись хроники Ханьской династии.

Философские основы китайской медицины

Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (горы, Земля, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианства и даосизма с VI в. до н.э.) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине 1-го тысячелетия до н.э. и получила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй.

Представления древних китайских философов об окружающем мире и при­роде человека легли в основу их понимания здоровья и причин болезни. Тради­ционная китайская философия изложена в анонимном натурфилософском трак­тате IV-III вв. до н.э. «Си цы чжуань» и заключается в следующем.

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противополож­ные субстанции -ян и инь, которые едины и неделимы. Первона­чально инь означало «северный, теневой», а ян - «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское. Концепция инь-ян была воспринята традиционным врачеванием.

Взаимодействие и борьба этих начал по­рождают пять стихий (первоэлементов): воду, огонь, дерево, ме­талл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира - «десять тысяч вещей» - вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек - часть природы, часть великой триады Небо - Человек-Земля и развивается в гармонии с окружающим миром.

Строение человеческого тела и работа его органов также понимались через призму традиционной китайской философии. В китайской традиционной ме­дицине каждый орган тела соотносится с субстанциями ян или инь. Так, суб­станции инь соответствуют пять органов-цзан - печень, сердце, селезенка, легкие и почки. Они «выполняют функцию сохранения» и не отдают «храня­щееся в себе вещество». Субстанции ян соответствуют шесть ортанов-фу - жел­чный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя и мочевой пузырь. Эти органы «постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют». Понятие «три обогревателя» подразумевает систему поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделе­ния.

Анатомические представления начали формироваться в Китае в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (около II в. до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено, так как вошло в противоречие с религиозной этикой: согласно учению Конфу­ция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти - его надлежало вернуть родителям в целостности и сохраннос­ти. Эти традиции существовали веками (вплоть до китайской революции), по­этому тела расчленялись крайне редко и тайно. Анатомические познания древних китайцев были значительно ниже анато­мических представлений древних индийцев.

Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные соотношения этих нарушений объ­единялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдромы избытка - ян-синдром и синдромы недостатка - инь-синдром.

Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействий организ­ма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма, дли­тельным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами. Например, холод и ветер, сухость и сырость могут отрицательно воздействовать на человека и быть одной из причин его болезней.

Большое внимание уделялось изучению местности, где живет больной че­ловек.

На этой плодотворной почве в период Раннего Средневековья сложи­лось учение о четырех темпераментах.

Понятие «традиционная китайская медицина» (вернее, «традиционное ки­тайское искусство врачевания») включает традиционный метод чжэнъ-цзю те­рапии (иглоукалывание, прижигание, систему дыхательных упражнений (ци-гун), то­чечный массаж (ань-мо), лекарственное врачевание, диететику, традицион­ную китайскую гимнастику, т.е. весь комплекс китайской традиционной сис­темы поддержания здоровья. Методы лечения избираются после тщательного обследования и определения диагноза.

Диагностика в Древнем Китае основывалось на приведенных выше положениях традиционной китайской философии.

«Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, с серьезной внима­тельностью изучит состояние пяти органов-цзан и шести органов-фу, опреде­лит прямую и обратную последовательность циркуляции. Уточнит отношение между субстанциями инь и ян, между поверхностным и глубинным уровнями между мужским и женским началами» - говорится в трактате «Ней цзин».

При постановке диагноза применялись четыре основных метода обследова­ния:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека и опре­деление его запахов;

3) подробный опрос больного;

4) ощупывание, которое включает исследование пульса и давление на активные точки. (Для сравнения заметим, что методы диагностики, кото­рыми владели врачи классического периода истории Греции V- IV вв. до н.э. в значительной степени схожи с перечисленными выше древнекитайским методами.)

Согласно преданию эти методы были введены легендарным врачевателем жившим в VI-V вв. до н.э. и известным под псевдонимом Бянь Чюэ. Бянь Чюэ считается также основоположни­ком пульсовой диагностики. Учение о пульсе стало вершиной искусства диагностики в Древнем Китае: «Умеющий ставить диагноз изучает цвет, щупает пульс, в первую очередь раз­личая действия субстанций инь и ян, исследует чистое и мутное, и устанавли­вает, в какой части тела локализуется болезнь...».

Китайские врачеватели изучали пульс не менее чем в девяти точках и различали до 28 видов пульса. Основными считались: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободны вязкий, напряженный, постепенный. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движе­нии крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В трактате «Нэй цзин» говорится: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью».

За пределами Древнего Китая уче­ние о пульсе распространилось отно­сительно поздно. В древних индийс­ких трактатах Чараки (I -II вв.) и Сушруты (IV в.) о пульсе не упоми­нается. Это объясняется относитель­но поздним установлением взаимных контактов между Китаем и Индией (первые века нашей эры).

В Средние века метод пульсовой диагностики проник на территорию Средней Азии, - диагностические характеристики пульса в «Каноне ме­дицины» выдающегося врача Сред­невекового Востока Ибн Сины (980 - 1037 гг.) во многом сходны с поло­жениями традиционной китайской медицины.

Чжень-цзю. Первые письменные свидетельства об иглоукалывании содержатся в «Исторических записках» Сыма Цяня и труде «Цзо чжу ань», который составил Цзо Чиу Мин, живший между V и III вв. Эмпирические корни этого метода уходят в глубокую древность, когда в Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например , сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока, введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кист руки излечивает от бессонницы.

Первые иглы были каменными. Они имели тончайшее отверстие, по которому, как полагали, движется активное начало ян. Впоследствии иглы стали изготавливать из яшмы, кости, бамбука, бронзы, серебра, золота, платины нержавеющей стали.

Метод иглоукалывания использовался для предупреждения болезней, для обезболивания во время операций, а также в сочетании с массажем и методом прижигания тлеющими сигаретами, т.е. тепловым воздействием на «жизненные точки» посредством зажженных сигарет, начиненных сухими листьями лекарственных растений, например мокса - полынь обыкновенная).

Лекарственные средства в Древнем Кита достигли высокого совершенства. В мировую практику из китайской народной медицины вошли: из растений – женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты, оленя, печень, желатина; из миниральных веществ – железо, ртуть, сера и т.д.

В рукописные медицинские сочинения конца II в. до н.э. содержат 280 предписаний для лече­ния 52 болезней (в том числе лихора­док, нервных расстройств, грыж, жен­ских и детских болезней). Прописи включают более 200 ингредиентов ле­карственных средств, прижигание и иглоукалывание, лечебную гимнасти­ку и рекомендации разных диет.

В Древнем Китае уже существовали учреждения, которые сегодня называ­ются аптеками. Первой дошедшей до нас «фармакопеей» является «Книга лекарственных средств Шень нуна», составлен­ная между II в. до н. э. и II в. н. э. и став­шая основой для всех последующих китайских фармакопей. Ее автор Шень Нун собрал более 300 прописей простых и сложных лекарственных средств, ис­пользуемых в его время в Китае.

Первые специальные медицинские школы появились в Китае также лишь в Средние века (с VI в.). До этого времени знания о традиционном врачевании передавались по наследству или в узком кругу посвященных.

Развитие оперативного лечения в Древнем Китае (как и вскрытие человечес­ких трупов) было стеснено религиозными запретами, которые возникли в связи с утверждением конфуцианства.

Крупнейшим хирургом Древнего Китая считается Хуа То (110 - 208 гг.), который прославился как искусный диагност, знаток чжэнь-цзю и изобретатель обезболивания (при помощи игл и лекарственных настоев). Он был современником Галена. Хуа То успешно лечил травмы и переломы, выполнял операции на черепе, грудной и брюшной полостях. Хуа То разработал основы знаменитой китайской лечебной гимнастики у чин ши - игра пяти зверей, основанной на подра­жании аисту, обезьяне, оленю, тигру и медведю.

Предупреждение болезней было сильной стороной древней китайской меди­цины. Для китайцев «настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

В трактате «Нэй цзин» говорится: «Совершенно мудрый лечит болезнь, когда она еще не появилась. Он приводит орга­низм в порядок не во время смуты, а когда ее еще нет... Если же принимаешь лекар­ства, когда болезнь возникла, если начинаешь наводить порядок во время смуты, это очень похоже на рытье колодца во время жажды, похоже на изготовление оружия, когда битва уже началась. На этом этапе уже поздно принимать такие меры».

Име­ются данные о широком внедрении вариоляции с целью предупреждения забо­левания оспой. Так, по преданию, в XII в. до н.э. во время эпидемии оспы китайские врачеватели пытались предотвратить распространение заболевания втиранием в ноздри здоровых детей корочек оспенных пустул (девочкам - в правую ноздрю, мальчикам - в левую).

Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий в Древнем Ки­тае были массаж, лечебная гимнастика (у чин ши) и дыхательная гим­настика (ци-гун).

В китайских хрониках сообщается о благоустройстве древних городов с се­редины 1-го тысячелетия до н.э. (мостовые, канализация, водоснабжение).

Таким образом, в основе традиционного китайского искусства врачевания лежат тра­диционная китайская философия (учение об окружающем мире и природе человека) и многовековой эмпирический опыт китайского народа (народное врачевание).

Традиционное китайское искусство врачевания - классический пример стабильности. Долгое время оно развивалась изолированно от других систем врачевания и культур земного шара. В Европу первые сведения о традиционной китайской медицине проникли лишь в XIII в.

Многие достижения традиционного китайского искусства врачевания - ис­следование пульса за две тысячи лет до открытия У. Гарвея, обезболивание за два столетия до нашей эры, вариоляция почти за два тысячелетия до Э. Дженнера - показывают, что по ряду позиций древняя китайская медицина имеет важные приоритеты в истории науки.

Индия удивляет как своими экзотическими многовековыми архитектурными «изюминками», так и не менее экзотическими древнейшими трудами, в которых заложены уникальнейшие познания об окружающем мире и природе самого человека. Буддийские традиции обладают уходящими в далёкое прошлое корнями, но хранят в себе поистине впечатляющие знания, которые не так уж уступают современным достижениям. К числу таких древнейших индийских познаний относится и традиционная медицинская система аюрведа, основы которой сформировались в глубокой древности, но до сегодняшних дней пользуются немалым авторитетом в сфере медицины.

Наука о долгой жизни от буддийского божества

Основная цель аюрведы заключается в том, чтобы помочь каждому человеку прожить долгую и не омрачённую болезнями жизнь. В переводе с санскрита наименование этой древнейшей системы упорядоченных медицинских сведений и рекомендаций звучит как «знание о жизни» («знание о продолжительной жизни») или же «учение о принципах здоровой жизни», что наиболее тонко определяет её основное предназначение.

Согласно древнеиндийским преданиям, аюрведа является частью великих знаний о Вселенной и возникла ещё до появления людей, а её создателем был бог-врачеватель Дханвантари. Именно он передал эту систему медицинских знаний земным мудрецам.

Первые упоминания об этой системе врачевания встречаются ещё в Ведах. Один из сборников этих древнейших индийских писаний посвящён исключительно медицинским аспектам. В нём не только описаны разнообразные лекарственные растения и применение первых антибиотиков (лишайников, обладающих подобными свойствами), но и приводится описание костей человека. В старинных аюрведических трактатах, которые созданы древнейшими индийскими медицинскими династиями, содержатся сведения о более 600 лекарственных средствах растительного и животного происхождения и областях их применения, об ядах и противоядиях, о проведении операций и инструментах для хирургических вмешательств.



Искусство врачевания с философским подтекстом

Аюрведа – это сочетание медицины и философии. В отличие от западной медицины эта практика базируется на 6 философских идеях, изложенных в Ведах, которые предполагают тесную взаимосвязь человека с Вселенной. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, подразумевая единство тела и духа, мыслей и чувств и учитывая не только физическое, но и психологическое, эмоциональное состояние человека, принимая во внимание гармоничное их сочетание. Нарушение этого состояния провоцирует возникновение болезней, поэтому главная задача аюрведической медицины – вернуть эту гармоничную целостность. Согласно аюрведе, ключ к здоровой жизни — в гармонии человека с самим собой и с природой, а один из базовых принципов исцеления заключается в изменении образа жизни. Если организм человека находится в равновесии, то никакие, даже наиболее опасные микробы, не способны повредить его. Поэтому первым делом врач стремится вернуть организм к такому состоянию.

Древнеиндийская методика лечения предусматривает 2 пути борьбы с болезнью: шамана и шодхана. Первый путь предусматривает лишь смягчение признаков болезни, второе направление отвечает за устранение причины болезни, которая зачастую может заключаться вовсе не в инфекции. Если в первом случае болезнь может продолжать прогрессировать, то вторая методика полностью исключает прогресс болезни, предусматривая лишь полное выздоровление больного.

Принципы аюрведической медицины

Принципы лечения аюрведы сильно отличаются от иных медицинских систем. Эта методика предполагает индивидуальный подход к каждому человеку. Лечение базируется на изучении пракрити — особенностей строения отдельного человека и его психофизиологических параметров. Лечебные смеси и препараты также подбираются сугубо индивидуально.

Большинство аюрведических лекарств создано исключительно на травах, которые произрастают преимущественно в Гималаях. В Ригведе перечислено около 700 лекарственных растений. Также аюрведа предусматривает применение лекарств животного происхождения и лечение минералами (в т.ч. драгоценными и полудрагоценными камнями). Одно лекарство приготавливается так, что может помогать от нескольких недугов. Оно должно обладать сильным медицинским эффектом и при этом хорошо сохраняться длительное время. Аюрведические тексты хранят более 1000 рецептов лекарств, но каждый врач должен уметь сочетать их, основываясь на своём опыте и интуиции.

Для очищения организма от нарушающих его равновесие структур в аюрведе используется методика панчакарма, что означает «5 действий», поскольку её курс включает 5 направлений, основными из которых являются диеты, применение лекарственных трав и массаж с использованием специфических масел. Это самая настоящая терапия очистки организма. Религиозные практики (пение мантр, медитации и поклонение божествам) также имеют место в аюрведической практике. Эта медицинская система предлагает больше, чем просто ценные рекомендации по диагностике и лечению, и при многих хронических заболеваниях способна оказать большую помощь, чем традиционная западная медицина.

Аюрведа в современном мире

Аюрведа оказала существенное влияние на развитие традиционной тибетской медицины и медицины арабского мира, а также лежит в основе многих современных методик оздоровления. К середине 20 в. традиционное индийское учение, касающееся здоровья и медицинских аспектов, получило широкое распространение на Западе. Уже к концу 20 в. аюрведу начали изучать студенты медицинских ВУЗов в США и Израиле. Такое обучение включает обязательную стажировку в Индии.

Основные процедуры аюрведы вошли в мировую медицинскую практику, а многие её древнейшие практики полностью перешли в современную медицину. В современном мире аюрведа, как и прежде, широко распространена и популярна в Индии, где является признанной государством медицинской практикой, а также в Непале и на Шри-Ланке, и вызывает особый интерес туристов, стремящихся ознакомиться с древнейшими методиками лечения именно на родине этой альтернативной медицины.

Многие наслышаны про индийскую Аюрведу, но мало кто понимает ее истинное описание. В переводе с санскрита Аюрведа значит жизнь и знание.

Первые в мире начали развиваться индийская и . Полученные с тех пор медицинские знания применяются по всему миру. Главные принципы медицины базируются на Аюрведе – традиционной системе индийского врачевания. Аюрведа содержит знания про долголетие, здоровье, которые передаются из поколения в поколение.

Знания Древней Индии

Первые представления про науку, имеющую нечто схожее с медициной, появились во 2 тыс. до н. э. Согласно литературным источникам, дошедшим до наших дней, люди пытались объяснить процессы, происходящие в организме, через философию. С этого начиналось развитие медицины в Древней Индии и лечение недугов. Данные знания носили название «Веды».

Объяснением тому выступало следующее толкование: тело человека – это оболочка души, но она привязана к материальным благам. Причины телесных недугов следует искать в этой несовершенности природы человека.

Развитие медицины Древней Индии оказало огромное влияние на китайское врачевание. Если кратко описывать развитие медицины в Индии, то известна следующая информация: «Ригведа» – старейшее ведическое писание, которое описывает лечение кровотечений, проказы, чахотке. Это писание было похоже на сборник магических ритуалов, а лечить заболевание нужно было чтением молитв, проведением ритуалов.

Становление индийской Аюрведы

Полноценные медицинские знания были описаны в начале нашей эры. Система врачевания под названием «Аюрведа» образовалась в то время. Эта система подразумевает «учение про долгую жизнь». Первый опыт целительства был получен вайдьями, небольшой группой людей, проживающих «дикой жизнью». Они обитали в лесах, среди гор.

История медицины Древней Индии базировалась на пяти элементах (воздух, огонь, земля, воздух, эфир), космической энергии. Вайдьями первые заметили зависимость самочувствия человека от циклов Луны. Наблюдая, они предположили, что аналоги человеческих органов есть у животных.

Развитие индийской медицины

Врачевание, нетрадиционная медицина в Индии характеризовались быстрым развитием и получили всеобщее признание. Методы Аюрведы стали использовать на территории Востока.

Иглоукалывания, пластические операции, гирудотерапия (лечение пиявками), трансплантация органов, акупунктура – люди узнали об этих терапевтических, хирургических методах благодаря аюрведическим знаниям. В Индии широко использовались травяные сборы, настои, отвары.

В классический период истории Индия резко поменяла свои представления о медицине. Целители стали забывать про сверхъестественные причины болезней и больше времени уделяли человеку как частице мира.

Элементы и жидкости индийской медицины

Пять элементов переносят 3 жидкости: слизь (находится выше сердца), желчь (ответственна за область между пупком и сердечной мышцей), ветер (зона ниже пупка). Эти 3 жидкости и 5 элементов образуют 6 продуктов организма человека:

  • семя мужчины;
  • жировая прослойка;
  • мозг;
  • кости;
  • мышцы;
  • кровь.

Например, ветер отвечает за обмен веществ, выделения, кровообращение, пищеварение. Это объясняется тем, что ветер переносит звук, свежесть и прохладу. Медицина в Древней Индии основывалась на своеобразных знаниях, некоторые из которых могут казаться необычными и вовсе не похожи на медицинские трактаты:

  1. Заболевание тела начинается с нарушенного потока желчи, ветра и слизи. Тяжесть и развитие зависит от степени дисбаланса между 3 первоэлементами.
  2. Флегма – это мягкие вещества, действующие как смазочный материал, они отвечают за активную деятельность.
  3. Желчь относится к огненной стихии. Она отвечает за температуру тела, активность сердца и функцию пищеварения.

Аюрведа в Индии: типы людей

В зависимости от 3-х жидкостей различают типы людей по Аюрведе. Они имеют различное телосложение и склонность к заболеваниям:

  1. Ветер или Вата – доминирующей выступает нервная система, у них вес набирается с трудом. Они будто фейверк, им по силам мощный старт, но быстрая утомляемость. Согласно учениям Аюрведы, им нужно стараться видеть в жизни положительные моменты. У них образовываются ранние морщины, проблемы с суставами и мышцами.
  2. Слизь или Капха – высокого роста люди с крупным телосложением. Они уравновешены и спокойны, оптимисты по жизни. Кожа толстая, прекрасное здоровье, но к негативным качествам относится лень. Им советуют перестать есть плохую пищу, соблюдать режим дня и отдыха. Часто возникает ожирение.
  3. Желчь или Питт – имеют нормальное телосложение и средний рост, они усидчивы, предприимчивы, обладают подвижным умом, активны. Они умеют отстаивать свою позицию, однако, раздражаются по любому поводу. Люди имеют громкий голос и приятный тембр. Им нужно научиться направлять энергию в полезное дело. Болеют кожными патологиями, заболевания сердца.
Описание типов людей по Аюрведе

Аюрведа: польза для женщин

Представительницы прекрасного пола используют лучшие аюрведические знания для улучшения своего здоровья и поддержания красоты. Правильное питание ведет к нормализации состояния души и тела. Существует термин «аюрведические продукты», к которым относятся:

  • овощи;
  • зернобобовые;
  • молочные продукты;
  • фрукты.

Есть различные виды аюрведического массажа. Процедура лечения с помощью целебных трав называется массаж Потли. К остальным массажам относятся:

  1. Абхъянга – массаж с использование растительного масла.
  2. Насья – массирование носа.
  3. Во время процедуры Широдхара пациенту льют на лоб тонкую струйку масла, что стимулирует деятельность мозга, и полезна для волос.
  4. Массаж стоп стимулирует все необходимые точки, что помогает функционированию всех систем организма.
Масло льют струйкой на «третий глаз»

Интересный факт: уровень медицины в Индии такой же, как и в странах Европы. Ежегодно эту страну посещают больше 270 тысяч туристов, приезжающих на лечение. Поначалу в Индии медицине обучались на стажировке в США.

Затем все клиники Индии получили самую уважаемую аккредитацию – JCI. Несомненным преимуществом этой страны является стоимость предоставляемых услуг, она намного ниже, чем в странах Европы, но качество не страдает.

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.

В ведийскую эпоху была создана Аюрведа - «наука о долголетии». Часто индийские медицинские сочинения называют аюрведическими. Хранителями аюрведических знаний о долгой жизни, лишенной страданий, в Индии считались брахманы.

Аюрведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов, в их числе: лечение ран; лечение болезней, относящихся к области головы; лечение болезней, охватывающих весь организм; лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов. В особый раздел выделялось учение о противоядиях.

Ведийские тексты содержат упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Внезапное заболевание считается проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придается диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами.

Часто для приготовления лекарственных средств употребляли экстракты лекарственных растений. Целебные свойства индийских лекарств, приготовленных на основе растений, были известны далеко за пределами Древней Индии: морскими и сухопутными торговыми путями их везли в Средиземноморье, Среднюю Азию и Китай, во многие другие страны Древнего мира. Лучшие лекарственные растения привозили с Гималаев.

Йога как способ управления.

Сведения о йоге были собраны в III в. до н.э. индийским мудрецом Патанджали в книге «Йога-сутра». В этом сборнике мировоззрение йогов, система дыхательных и физических упражнений изложены в виде кратких изречений - сутр. Как правило, современные представления о йоге придают большое значение физической тренировке. При этом философский аспект доктрины часто не принимается во внимание.

Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но всей системой мировоззрения. «Ясное, веселое и счастливое настроение ума, - учит йога, - создает нормальное функционирование физического тела; подавленное состояние ума, меланхолия, терзания, страх, ненависть, ревность и гнев также оказывают действие на тело и вызывают в нем физическую дисгармонию и временные заболевания».

Медицинские трактаты Древней Индии.

Лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах.

Чарака и Сушрута - великие врачи Древней Индии.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражены в медицинских трактатах «Чарака-самхита» - о внутренних болезнях (I-II вв. до н.э.), и «Сушрута-самхита» - о хирургии (IV в. н.э.). Первый трактат принадлежит Чараке - великому врачу Древней Индии. Большое внимание в этом сочинении уделено диагностике заболевания: врач должен был учитывать возраст больного, его физические особенности, условия жизни, привычки, профессию, особенности питания, климата и местности. Необходимо было тщательно осмотреть мочу и выделения организма, проверить чувствительность к различным раздражителям, силу мышц, голос, память, пульс. Интересно отметить, что «Чарака-самхита» упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов.

Чарака дал подробное описание методов лечения внутренних болезней, в том числе - чумы, оспы, малярии, холеры, туберкулёза. Трактат содержит разделы об анатомии и искусстве кровопусканий.

Автором трактата «Сушрута-самхита» был другой великий индийский врач - Сушрута. Медицинские сведения в его трактате составляли шесть разделов, первый из которых содержит специальный раздел о хирургии: автор считал ее важнейшей частью медицины. Кроме того, в трактате изложены сведения по анатомии, терапии, учение о ядах и противоядиях, а также - о лечении глазных болезней.

Медицинские трактаты постоянно подчеркивают, что настоящий врач кроме хорошего знания теории и практики должен обладать нравственными достоинствами: бескорыстием, честностью, смелостью, самообладанием. Медицина требует от человека большей моральной стойкости, чем другие профессии. Долг перед пациентом следует ставить выше личной заинтересованности. В случае неизлечимой болезни врач должен честно признать свое бессилие. Предписания врачебной этики касались и внешнего вида врача: требовалось, чтобы «врач, который желает иметь успех в практике, был здоров, опрятен, скромен, терпелив, носил коротко остриженную бороду, старательно вычищенные, обрезанные ногти, белую надушенную благовониями одежду, выходил из дома не иначе, как с палкой и зонтиком и в особенности избегал болтовни».

Хирургия.

Хирургия была той областью медицинского искусства, в которой Индия превзошла многие страны Древнего мира. Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба и верным источником славы». Он описал более 300 операций, свыше 120 медицинских инструментов и более 650 лекарственных средств. Об анатомических познаниях врачей Древней Индии можно судить по тому, что в труде Сушруты перечислены 300 костей, 500 мышц, более 700 сосудов и около 100 суставов.

Особенно хорошо удавались индийским хирургам пластические операции на лице. Врачи умели восстанавливать носы, губы и уши, потерянные или искалеченные в бою или по приговору суда. В этой области индийская хирургия опережала европейскую вплоть до XVIII в. Европейские хирурги учились у индийцев искусству ринопластики (от греч. «rhinos» - нос) - восстановлению утраченного носа. Этот способ подробно описан в трактате Сушруты и вошел в историю медицины под названием «индийского метода»: нос восстанавливали с помощью лоскута кожи, вырезанного со лба или щеки.

Не менее блистательной была операция по удалению помутневшего глазного хрусталика - катаракты. Индийские хирурги сумели добиться тщательного соблюдения чистоты во время операций. Опытные кузнецы делали хирургические инструменты из стали, а не из меди или бронзы, как в других странах Древнего мира. Эти инструменты хранились в специальных деревянных коробках и были заточены так, что ими можно было разрезать волос. Перед операцией они обеззараживались соками растений, мытьем в горячей воде, прокаливанием на огне. Впрочем, к этим действиям не совсем подходит современный термин «обеззараживание». Воздействие на инструменты врача огнем и водой по необходимости сопровождало лечение как всякое священное искусство.