Здоровый образ жизни по Аюрведе. Аюрведическую консультацию проводит

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Человек является частью Природы, и наши жизненные ритмы согласуются с Её ритмами. Осенью природные ритмы замедляются и перестраиваются. Замедляются и перестраиваются метаболические и энергетические процессы внутри нас.

В этот переходный период тело требует более внимательного к себе отношения, полноценного отдыха и меньшей нагрузки на пищеварительный тракт. Если не следовать его требованиям, в теле начнут накапливаться токсины, от которых ему нужно будет освободиться. Важно понять, что распространенные осенние недуги – обострения аллергий, простудные заболевания - это не болезнь, а оздоровительный процесс, когда организм пытается очиститься от токсинов: через кожу и высыпания, или через выделение слизи из носоглотки, бронхов, легких. Сюда же относится и грипп, потому что здоровый чистый организм никогда не заболеет гриппом, сколько бы он ни находился рядом с болеющими людьми. Процесс такой очистки неприятен, поэтому гораздо правильнее и легче самому позаботиться о внутренней чистоте тела, прежде, чем оно возьмет решение этой задачи «в свои руки». В этой статье мы расскажем о том, какой, по мнению аюрведы, должна быть профилактика гриппа, профилактика простудных заболеваний, профилактика обострения аллергических заболеваний.

Сезоны в аюрведе. Ритучарья.

Ритучарья – это определенный сезонный режим, предписывающий особый образ жизни, диету и распорядок дня для каждого времени года, который помогает сохранить баланс Дош в течение каждого из 12 месяцев. По данным аюрведического трактата "Аштанга Хридайам Самхита" Аюрведа выделяет шесть сезонов года (цитата из главы 3 - перевод Матхура Мандала даса):

"Каждые два месяца, начиная с месяца Магха (середина января - середина февраля) чередуются шесть сезонов – шишира (ранняя весна), васанта (весна), грищма (лето), варща (сезон дождей), шарат (осень) и хима (зима)."

Смены сезонов согласно Аюрведе меняются согласно изменению пропорций пяти элементов; вместе с ними и меняется соотношение дош. Холодная сухая погода усиливает вату, жаркая влажная увеличивает питту, а холодная и влажная погода усугубляет капху. Чтобы избежать сезонного дисбаланса дош, Аюрведа рекомендует подстраивать под изменения в природе деятельность человека.

С приходом осени наступают короткие дни. Погода становится переменчивой. Облачно. Мало солнечного света, и на улице прохладно. Хочется потеплее укутаться, спрятаться от холодного ветра и укрыться от моросящего дождя. Сесть у камина, и накрывшись пледом, насладиться горячим чаем.

По своим качествам осень - сухая, легкая, холодная, ветреная, неровная и пустая (с деревьев опадают листья). Все эти качества возбуждают вату, поэтому естественно, что все рекомендации на осень так или иначе связаны с успокоением ваты. Самым сложным считается сезон дождей (начало осени). В этот период снижается активность огня пищеварения (Агни), а это значит, пища переваривается труднее. Если в этот период не скорректировать диету, недопереваренная пища, превращаясь в токсины, может вызывать обострения аллергий или простудные заболевания, или провоцировать множество других заболеваний.

Выполнение ряда несложных правил поможет избежать подобных неприятностей:

  • Соблюдение режима дня. Если можете, вставайте пораньше, примерно в 5:00 – 6:00, когда воздух спокоен и природа умиротворена. Это благословенное время покоя и тишины, когда можно зарядиться умиротворенностью и спокойной энергией на весь день
  • Старайтесь утром обязательно выполнять комплекс упражнений. Если самоорганизоваться на такой «подвиг» трудно, мы приглашаем вас на йогу в любом нашем медицинском центре
  • Каждое утро перед омовением растирайте все тело от головы к ногам 50-70 г. теплого кунжутного масла. Кунжутное масло – согревающее и тяжелое, оно поможет успокоить вату. Оставьте масло на 15-20 минут (пока чистите зубы и совершаете другие утренние гигиенические процедуры. Затем примите теплый душ без мыла, чтобы немного масла оставалось на коже. Если у вас не получается сделать процедуру утром, сделайте ее перед вечерним душем. Если нет времени на полный массаж, помассируйте с маслом хотя бы ступни и каплю масла нанесите на район темени и уши
  • Для успокоения ваты осенью хорошо подходят красный, желтый и оранжевый цвета. Можно использовать белый. Их можно использовать и в одежде, и в оформлении окружающей обстановки
  • После физических упражнений и омовения позавтракайте. Попробуйте овсянку, рисовую кашу или пшеничную, или любое другое цельнозерновое блюдо, успокаивающее вату (лучше если блюдо из цельных злаков, так как хлопья и уже перемолотые крупы чрезмерно насыщены воздухом, а, значит, не успокоят вату). Для обеда и ужина хороши рис басмати, кичади (рис сваренный вместе с зелеными бобами маш), паровые овощи – всё это уравновешивает вату. Салаты из сырых овощей не рекомендуются (усиливается вата). Можно готовить густые, нежные супы и рагу, но не забывайте добавлять в них немного гхи (топленого масла)
  • Если уже появились первые признаки повышенного слизеобразования в организме (заложенность носа по утрам, незначительные явления серозно-слизистого ринита, подкашливание с небольшим количеством прозрачной мокроты), то следует прекратить масляные аппликации на тело и пересмотреть свое меню с удалением всех продуктов, усиливающих образование слизи. К ним относятся – кисломолочные продукты (йогурты, кефир, сметана, сливки, сыр, особенно по вечерам), сладкое, кондитерские изделия, свинина, рыба, картофель. А взамен – начать пить имбирный напиток – свежий имбирь + лимон/лайм + сахар по вкусу – в стакан кипятка (свежий имбирь сжигает токсины и слизь в кишечнике, при этом, являясь острым на вкус, он, согласно аюрведе, не является острым в пищеварительном тракте, и приносит ему лишь пользу). При начинающейся простуде предотвратить ее может помочь втирание в темечко щепотки черного перца
  • Вода для питья должна быть свежевскипяченой
  • Не следует пить черный чай или кофе после ужина. Попробуйте какие-нибудь травяные чаи, например, из смеси кумина, кориандра и фенхеля либо корицы, гвоздики и имбиря
  • Осенью не желательно поститься. Голодание порождает легкость, что возбуждает вату
  • Постарайтесь сохранять тепло. Одевайтесь потеплее как на улице, так и дома. При порывистом ветре прикрывайте голову и уши
  • Следует избегать очень активных, энергичных упражнений – особенно людям с вата-конституцией
  • Попытайтесь ложиться спать не позже 22:00. Сон в период с 22.00 до 02.00 – это единственный период, когда в организме восстанавливается жизненная энергия (оджас)
  • В осеннее время хорошо пить перед сном чашку теплого молока. Это дает крепкий естественный сон. Молоко следует нагревать до тех пор, пока оно не начнет закипать и подниматься, затем дайте ему остыть до температуры, приятной для питья. Для устранения слизеобразующих свойств молока, в него следует добавить по пол чайной ложки порошков имбиря и куркумы, можно также добавить по щепотке кардамона и мускатного ореха. Эти травы, обладая смягчающим и согревающим действием, будут способствовать перевариванию молока и расслаблению
  • В период перехода от лета к осени актуален курс масляного массажа для удаления избытка ваты, или даже проведение курса детоксикации (панчакарма). Панчакарма («пять действий») включает в себя подготовительные действия – умасливание и прогревание массажными процедурами, с последующим приемом слабительных, клизменных процедур или рвотной терапии. Все это можно сделать в аюрведическом центре. Если у вас нет возможности обратиться для этого в аюрведическую клинику, проведите детоксикацию в домашних условиях. В межсезонья рекомендуется прием слабительного. Это лучная профилактика гриппа и простудных заболеваний. Для профилактической очистки организма и удаления излишней ваты отлично подойдет простая касторка. Чистка позволит избежать обострения аллергий и простудных заболеваний. После чистки полезно попринимать общеукрепляющие тоники (расаяны), такие, как ЧАВАНПРАШ
    Важно! Если заболевание уже начинается и человек испытывает слабость, слабительное принимать не следует, так как чистка еще больше ослабит заболевшего
  • Одна из процедур панчакармы, «насьям» - специально предназначена для удаления излишка слизи из района головы. Насьям может быть назначена и как отдельная процедура для взрослых и детей склонных к простудным заболеваниям и скоплению слизи в носовых пазухах. Это – отличная профилактика и лечение простудных заболеваний
  • В это время года старайтесь особенно избегать громкого шума, громкой музыки (как на рок-концертах), быстрой езды на машине и чрезмерной сексуальной активности. Избегайте сквозняков и холодного ветра. Все перечисленные факторы возбуждают вату
  • И последнее – если вы все-таки заболели. Тогда нужно помнить, что сколько длилась болезнь – столько же дней нужно организму для полного восстановления своих функций. А значит, какое-то время после болезни нужно вести себя очень осторожно, больше отдыхать, исключить резкие физические нагрузки, и диета должна быть очень лёгкой (супы) и лишь постепенно усиливаться до обычной. Закончить этот период восстановления следует приемом слабительного, особенно если была высокая температура, так как необходимо вывести токсины, неизбежно возникающие в крови при нагреве выше 37,5С – 38С

Приглашаем за здоровьем в аюрведический центр КАМАЛА

На консультацию Доктора аюрведы и консультацию Доктора по Здоровому Образу Жизни

Так как в осеннее межсезонье основное внимание нужно уделить чистоте пищеварительного тракта, а значит, диете, это отличное время для консультации у доктора Аюрведы, чтобы уточнить свою конституцию и получить более конкретные индивидуальные рекомендации для стабилизации своего здоровья. Консультации по Здоровому Образу Жизни, основанные на древней индийской мудрости, помогут разобраться в многообразии советов по здоровью, которыми изобилуют СМИ.

На аюрведические процедуры

Массажи абхъянгам (ручной масляный), калари (масляный массаж ступнями), кижи (травяными мешочками), удвартанам (травяной), процедуры насьям, широдхара и многие другие.

Специально для осеннего периода, чреватого простудными заболеваниями, аюрведический центр «Камала» подготовил по древнему рецепту травяной сбор от простуды, который можно пить для профилактики простудных заболеваний и гриппа, а также успешно лечиться им при уже начавшемся заболевании. Чай заваривают и пьют как обычный чай. Также в центре можно купить «противопростудный набор», в который кроме чая входит Чаванпраша

Быть здоровым – величайшее благо. Будьте здоровы и дарите радость себе, своим родным и близким с помощью древней мудрости Аюрведы!

Аюрведа - древнейшая из сохранившихся до наших дней всеобъемлющих медицинских систем в мире. Её название образовано из двух корней древнейшего на земле языка - санскрита: "аюх" (долгая жизнь) и "веда" (знание). Аюрведа предлагает полное глубокого смысла всестороннее знание о здоровом образе жизни и мировоззрение о том, как находиться в гармонии с природой. Она возникла более 5000 лет назад, когда она была подробно изложена и применялась на практике теми же святыми мудрецами - риши, которые заложили фундамент ведической цивилизации в Индии, сформулировав и оформив основополагающие принципы жизни в надлежащие философские системы.

По этой причине главным источником знания в этой области остаются Веды - составленные этими мудрецами божественные книги о знании, которое они получили как откровение Бога, и, особенно, четвёртая из Вед - Атхарваведа, окончательная письменная фиксация которой относится примерно к первому тысячелетию до н.э. Наиболее известные из немногих других трактатов по аюрведе, написанных примерно в то же время и дошедших до нас - "Чарака самхита" и "Сушрута самхита", которые посвящены терапии (внутренним болезням) и хирургии соответственно. "Аштанга хридаям" - это сокращённая компиляция ранее записанных текстов, которая была создана примерно тысячу лет назад. Эти произведения формируют наибольшую часть базового знания по аюрведе в том виде, как она практикуется сегодня.

Искусство аюрведы широко распространилось в шестом веке до нашей эры, будучи принесённым в Тибет, Китай, Монголию, Корею и Шри-Ланку буддийскими монахами, которые путешествовали в эти страны. Хотя не многое из всего этого дошло до нас в первоначальной форме, влияние этих первоначальных методов может быть замечено в различных концепциях новой эпохи, которые возникли на их основе.

Ни одна философия не оказала такого большого влияния на аюрведу, как философия санкхьи, в которой описывается сотворение и проявление вселенной. В ней показывается, что за всем творением стоит состояние чистого бытия или осознания, которое вне времени и места, не имеет начала или конца и каких-либо качеств. Внутри этого чистого бытия возникает желание получить переживание себя, что приводит нарушению равновесия и порождает проявление исконной энергии. И два начала объединяются, чтобы осуществить и наполнить жизнью "танец мироздания".

Неуловимая, неописуемая и чрезвычайно утончённая, эта исконная энергия - и сама по себе, и всё то, что вытекает из неё - существует только в чистом бытии и является созидательной силой всякого и всего действия, источником формы, которая обладает качествами. Материя и энергия взаимосвязаны настолько тесно, что, когда энергия принимает форму, мы склонны рассматривать её только в терминах материи. И, значительно изменённая, она, в конечном счёте, ведёт к проявлению известных нам умственного и физического планов мироздания.

Она также вызывает космическое сознание, которое является всеобщим порядком, пронизывающим всю жизнь и всё живое. Индивидуальный разум, в отличие от обыденного интеллектуального ума, исходит из этого сознания и является его частью, или аспектом. Это - внутренняя мудрость, часть индивидуальности, которая остается незатронутой запросами повседневной жизни, или ахамкарой, чувством эго, или принципом "я".

Санскритское слово ахамкара, для которого нет точного перевода, является концепцией, не совсем понимаемой всеми, поскольку зачастую она ошибочно приравнивается к концепции "эго". Охватывая намного больше, чем только это, она, в сущности, является той частью "меня", которая знает, какие части всеобщего мироздания являются "мной". И это "я" не является чем-то отдельным от всеобщего сознания - оно имеет некую личностную тождественность, которая обособляет и определяет границы "меня". По этой причине не только люди, но и всё порождённое в мире обладает ахамкарой.

Из ахамкары возникает двойственное порождение . Первое - это саттва, субъективный мир, который способен воспринимать материю и управлять ей. Оно включает в себя тонкое тело (ум), способности пяти органов чувств слышать, осязать, видеть, различать вкус и обонять и пяти органов действия говорить, оперировать руками, ходить, производить потомство и выводить из организма отходы жизнедеятельности. Ум и тонкие органы, обеспечивающие мост между телом, ахамкара и внутренняя мудрость - эти объединённые вместе три аспекта составляют основную природу людей.

Второе - это тамас, объективный мир из пяти первоэлементов звука, прикосновения, зрения, вкуса и запаха - пяти тонких первоэлементов, которые порождают плотные первоэлементы эфира или пространства, воздуха, огня, воды и земли, и из которых образуется вся материя физического мира. И это - раджас, сила или энергия движения, которое соединяет части этих двух миров.

Стоит отметить, что даже на стадии плотных первоэлементов философия творения - которое согласно санкхье имеет место только сейчас, в настоящем, не имея какого-либо прошлого и будущего - всё ещё имеет дело с аспектами бытия вне наших простых физических планов творения. Точка зрения здесь заключается в том, что мы - первый и первоочередной дух, получающий переживание существования, бытия. Чтобы использовать аюрведу в повседневной жизни, человеку не нужно ни принимать, ни даже понимать эту философию. Но она обеспечивает более глубокое понимание того, как аюрведа способствует улучшению вашего здоровья.

Следовательно, аюрведа - это не просто система здравоохранения, а форма образа жизни, принятого для поддержания совершенного баланса и гармонии в рамках человеческого существования, от наиболее абстрактных трансцендентальных ценностей до наиболее конкретных физиологических проявлений. Аюрведа основана на предпосылке о том, что жизнь представляет собой разумное взаимодействие Атмы (высшей Души), манаса (ума), индрий (чувств) и шариры (тела). Они являются средоточием пяти плотных первоэлементов, которые участвуют в формировании конституции каждого индивидуума, называемой пракрити. Она, в свою очередь, определяется балансом жизненных сил трёх физических энергий - ваты, питты и капхи и трёх умственных энергий - саттвы, раджаса и тамаса.

Таким образом, аюрведа предлагает уникальный синтез науки и философии, который приводит в гармонию физические, умственные, эмоциональные и духовные компоненты, необходимые для обеспечения здоровья при целостном подходе.

Внутренее и внешнее

Согласно Аюрведе, человек представляет собой Вселенную в миниатюре. Поэтому любое изменение в окружающей среде приводит к изменениям внутри человека. И наоборот, человек своими действиями, и словами оказывает влияние на всю Вселенную. В свою очередь, деятельность человека, которая проявляется через физическое тело, слова и мысли, будет положительно или отрицательно сказываться на окружающей среде. Аюрведа утверждает, что здоровое тело, правильные мысли, доброжелательные слова и религиозная практика очищают окружающую атмосферу и освобождают её от физических, химических и микробиологических загрязнений. Поэтому Аюрведа уделяет много внимания тому, чтобы вести правильный образ жизни, следить за своими действиями, словами и мыслями. Потому что, имея негативные мысли, поступки также будут иметь неблагоприятный оттенок. Какое же тут здоровье?

Лечить не болезнь, а человека

Основное, что отличает Аюрведу, скажем, от обычной медицины и от большинства других систем медицины, - это то, что она смотрит на тело человека как на нечто целое. Аюрведа не лечит непосредственно сами болезни, как это делает современная медицина. Причем современная медицина лечит даже не саму болезнь, а только какой-нибудь ее симптом. А вот принцип древней медицины таков: нужно лечить не болезнь, а человека. А так как человек представляет собой комплекс ума и тела, то Аюрведа лечит все вместе.

Мы все знакомы с ситуацией, когда человек приходит к врачу с насморком, получает лекарство, принимает его. У него затем появляется гастрит. Он опять приходит к врачу, получает новое лекарство, опять принимает. Так со временем можно и до рака дойти. И тогда уже человека начинают травить химией, обстреливать разными излучениями. А началось все с насморка

По признанию самих врачей около сорока процентов пациентов, находящихся на излечении в современных больницах, лежат там из-за болезни, которую они получили в результате самого процесса лечения. Нет сомнений, что реально эта цифра может оказаться гораздо больше. Стоит только начать ходить по больницам.

В Аюрведе очень индивидуально подходят к человеку. Здесь рассматривают его особенности такие, как: физическое строение, размеры тела, психотип, качество и плотность тканей, возраст, режим питания и чем именно он питается. В результате разным больным с общим диагнозом предписывают разные курсы лечения. В Аюрведе не говорится: "Это лекарство от такой-то болезни". Там сказано:

Всякое лекарство и всякая болезнь рассматривается аюрведическим врачом на фоне индивидуума.

И только в соответствии с конституцией человека, с его индивидуальными особенностями, ему прописывается диета и выписываются лекарства. Известно, что современные врачи не посмотрят, какой вы конституции: если у вас простуда, вам будут колоть пенициллин. Всем без исключения, независимо от того, кто ты - здоровый громила или худенький человек, тебе дают одну и ту же лошадиную дозу.

И наоборот, иногда разные заболевания оказываются связаны общей причиной и лечатся сразу вместе. Например, непременным условием хорошего зрения является нормальная работа кишечника, и при нарушении фокусировки зрения, помимо лечения глаз, необходимо убедиться в характере работы органов желудочно-кишечного тракта.

Единство с природой

Аюрведические лекарства и сами принципы лечения не дают практически никаких побочных эффектов, в отличие от привычных для нас традиционных лекарств. Вы внимательно читаете побочные эффекты на вкладыше к лекарству? Например, если человек будет принимать лекарство от бессонницы, то он ослепнет или оглохнет, у него может развиться цирроз печени, но от бессонницы он избавится. А Вы уверены, что все побочные эффекты пишутся на этикетке? А если есть такие, которые сами врачи еще не знают?

А мы так привыкли поглощать при различных заболеваниях таблетки! Эти химически синтезированные, ненатуральные средства иногда помогают снять боль или снизить температуру, но при длительном использовании совершенно явно наносят ущерб жизненно важным органам нашего тела.

В Аюрведе запрещено использование химически синтезированных веществ, поэтому используются только природные, натуральные средства, такие как растения, минералы и продукты животного происхождения. Натуральные продукты гомологически соответствуют тканям нашего тела. Поэтому компоненты, используемые в аюрведической терапии, не приносят вреда, но, наоборот, укрепляют внутренние органы человеческого организма, так как обладают сходной с ними структурой. При их изготовлении не используются сложное оборудование и лабораторные технологии. Для выделения активных компонентов растений при изготовлении лекарства, как правило, используется вода, растительное или топлёное масло, а полученные средства употребляются в виде обычных порошков и таблеток.

Пусть еда станет вашим лекарством

Как уже отмечалось выше, все средства Аюрведы - натуральные, поэтому грань, отличающая лекарство от обычного питания становиться достаточно условной. Пища может быть использована как лекарство и наоборот. Разница, в принципе, состоит в том, что у пищи важнее вкус, а у лекарства - некоторые свойства, балансирующие организм. Поэтому средства Аюрведы часто используются совершенно здоровыми людьми как различные тонизирующие приправы. Например, куркума, черный перец, имбирь и чеснок, часто встречающиеся среди кухонных приправ, как раз являются одними из составляющих аюрведических рецептов. Вообще нам, привыкшим к тому, что лекарство в своем нормальном составе является ядами, довольно сложно свыкнуться с этой мыслью, что каждое аюрведическое лекарство мало того, что оно не приносит никакого вреда, но и тонизирует человека, дает ему силы. Ведь здоровому человеку не придет в голову принимать пенициллин, если он здоров.

Аюрведа-традиционная медицинская наука Индии, переводится как «наука о долголетии». Она основана на естествознании, помогает не только лечить различные заболевания, но и предупреждать их. Она не схожа с той медициной, с которой мы привыкли сталкиваться в повседневной жизни, ее так и называют-нетрадиционная медицина. Ее можно назвать не только наукой, но и образом жизни.

Гармония души и тела - элементы Аюрведы

В аюрведе говорят, что любое болезненное состояние человеческого организма связано с отрицательными мыслями, плохими эмоциями, переживаниями и стрессами. Поэтому гармоничность души и тела здесь играют ключевую роль.

Согласно данной науке, все живые существа, в том числе и человек,на нашей планете состоит из определенных элементов – панчамахабхут:

  1. джала-вода (кровь, слюна, слезы и т.д.);
  2. притхви-земля (зубы, кости);
  3. акаша-эфир (сердце, печень, лёгкие и т.д.);
  4. агни-огонь (ферменты);
  5. вайа-воздух (самочувствие)

Все элементы отвечают за работоспособность организма. Аюрведа жизнь рассматривает как возможность достичь путь правильного сосуществования всех этих звеньев.

В Аюрведе также существует понятие доши, которое определяет человека, помогает найти предрасположенность к той или иной болезни. Различают три типа: ватта, питта, капха. Ватта: человек худого телосложения, активный, коммуникабельный, все принимает близко к сердцу, не организованный, может страдать бессонницей, кожа и волосы сухие. Питта: люди среднего телосложения, часто имеющие веснушки. Легко проходят обучение. Раздражительны. Прекрасные ораторы и педагоги, самокритичны к себе. Плохо реагируют на жару. Капха: люди, склонные к полноте, всегда спокойны, никуда не спешат, не любят скорость. Обладатели ровной кожи и красивых волос. Плохо переносят влажность, имеют плохую память. У человека есть все эти три доши, одна из которых преобладает. Именно это преобладание и провоцирует появление болезни. Целью аюрведы является сбалансирование этих самых дош, чтобы каждая из них присутствовала в человеке равноправно.

Диагностика и лечение

Чтобы диагностировать заболевание, Аюрведа применяет следующие обследования:

  • определение доши
  • подсчет ударов сердца
  • результат анализов мочи и кала
  • состояние кожи и волос
  • обследование глазного яблока
  • пальпация и пр.

После этого опытный специалист сможет установить диагноз, рассказать человеку о том, что следует принимать, что следует поменять в жизни. В лечении заболеваний направлено использование только натуральных средств, данных природой, таких, как растения, камни, минералы. Также пациентам могут назначаться различные БАДы, эфирные масла. Широко используются специальные массажи, йога, дыхательная гимнастика, диеты.

Здесь нет применения веществ, полученных в результате химического или синтетического производства. Аюрведу нельзя назвать скорой помощью. Все приходит постепенно. Это своего рода очищение, подобранное с дошей, которая привела к дисбалансу.

Здоровый образ жизни по Аюрведе

ЗОЖ по Аюрведе заключается в следующем:

  1. Необходим ритмичный распорядок дня. Сюда включается пробуждение, утренние гигиенические процедуры, физические упражнения, принятие пищи, трудовая деятельность, прогулки, хобби, общение с близкими, отдых, подготовка ко сну, сон.
  2. Правильное питание. Необходимо употреблять свежую и натуральную пищу, отдавать предпочтение фруктам, овощам, зерновым продуктам, стараться избегать консервации и заморозки. Кушать нужно пытаться в одно и то же время, желательно до 18:00. Во время еды следует думать о хорошем. Пища должна быть простой и без причудливостей. В рационе должен присутствовать весь спектр вкусов. Стараться избегать перекусов Пережевывать пищу следует медленно и не спеша.
  3. Выполнение физических упражнений. Здесь возможны варианты активных и пассивных выполнений. К активным относятся аэробика, фитнес. К пассивным можно отнести массаж с применением определенных масел.

Для получения аювердического оздоровления не обязательно жить в Индии. Сейчас во многих странах мира практикуют в . Это можно сделать разными способами, заполнить анкету на определенном интернет сайте с подробным описанием проблемы, в ответ придет письменная инструкция с указаниями, либо можно записаться и прийти на прием к специалисту, который назначит соответствующее лечение, а может даже порекомендует и проведет определенные процедуры.

Подводя итоги можно сказать, что наука Аюрведа только на первый взгляд кажется сложной. На самом деле она доступна каждому. Безусловно, здесь потребуется активное участие самого человека, а также время, усилия и желание, но это того стоит! Люди, проживающие в Индии, успешно используют этот вид медицины уже на протяжении долгого времени.

Эти статьи помогут сформировать свой здоровый образ жизни

Духовные аспекты здоровья и практика медитации

Аюрведа - знание о жизни и здоровье человека. Но понимание здоровья в Аюрведе не соответствует представлениям современной медицины, которая занимается лишь лечением наших телесных и психических недугов. Современная наука считает, что наша жизнь ограничена телесными функциями, а тело это биологическая система, в которой ум существует как функция материального органа - мозга, например, так же как выработка желчи является функцией печени. Соответственно, и причины болезней, с позиций современной западной медицины, лежат в плоскости, ограниченной материалистическими представлениями о жизни: травмы, инфекции, плохая экология, стрессы и т.п. Но тогда совсем непонятно, почему находясь в одинаковых условиях, один человек заболевает, а другой - нет; почему при одном и том же заболевании одному человеку помогает лекарственная терапия, а другому - нет.

Аюрведический распорядок дня


Человек - часть Вселенной, и часть неразрывная. Бесчисленное количество энергетических каналов связывают внутреннюю среду организма (микрокосм) с внешним миром (макрокосмом). Все физиологические и психические процессы, протекающие в теле человека, синхронизированы и, более того, обусловлены внешними воздействиями Природы.

Ритмичный распорядок дня приводит нас в гармонию с ритмами Природы. Он помогает настроить биологические часы человека и устанавливает эффективный энергетический обмен между внешним миром и организмом. Он обеспечивает равновесие внешней и внутренней среды, повышает качество физиологических процессов, порождает самоуважение, душевное спокойствие, счастье и возможность долгой жизни.

Аюрведические правила питания

Правильное питание - основа здоровья тела, ума и духа. Для каждого конституционального типа людей существуют определенные идеальные требования к продуктам, рациону и режиму питания. При этом следует разумно подходить к практике выполнения этих требований, и не отравлять свою жизнь чрезмерным контролем над питанием. Создавайте новые полезные привычки питания постепенно, но неуклонно. В итоге, правильное питание должно стать вашей естественной нормой жизни.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Вата-дошу, - питательное, согревающее, увлажняющее, успокаивающее и приземляющее. Следует применять их терпеливо, спокойно, последовательно и систематично.

Образ жизни:
Важнейшими факторами являются сон в достаточном количестве, ранний отход ко сну, умеренные солнечные ванны, легкие физические упражнения. Следует избегать ветра и холода, переутомления и физических перегрузок, избытка разговоров и размышлений, соблюдать умеренность в половой жизни, не слишком много путешествовать, не подвергать себя сверх меры воздействию возбуждающих факторов, в том числе кино, радио, телевидения.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Пита-дошу, - охлаждающее, успокаивающее, умеренно очищающее и питающее. При их применении важны спокойствие, сдержанность и умеренность.

Образ жизни:
Следует избегать длительного пребывания на солнце, на жаре и возле нагревательных приборов. Благоприятно воздействие легкого прохладного ветра, прохладной воды, лунного света, садов, цветов и озер. Воспитывайте в себе манеру говорить приятное для других, быть снисходительным и умиротворенным.

Характерное действие методов оздоровления, снижающих Капха-дошу, - облегчающее, стимулирующее, осушающее и очищающее. Их применение требует настойчивости, решимости и отрешенности.

Образ жизни:
Следует выполнять интенсивные и аэробные упражнения, принимать солнечные и воздушные ванны при легком теплом ветре, избегать холода и сырости, соблюдать дисциплину, давать себе достаточную физическую нагрузку, поменьше спать и отказаться от сна в дневное время; полезны разнообразие впечатлений, путешествия, паломничества.

Точное время зарождения аюрведы неизвестно, знания эти уходят корнями в древность, однако аюрведа активно практикуется в Индии и в наши дни. Сейчас растет количество поклонников аюрведы и в других странах.

Так чем же является аюрведа? Насколько она эффективна? Какие философские принципы лежат в ее основе? В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Аюрведа – что это такое?

Аюрведа – это философия, это наука, это направление медицины, и это образ жизни. Цель аюрведы – уравновесить сферы телесного и духовного в человеке, продлить жизнь человека, помочь ему оставаться здоровым и достичь долголетия. Поэтому аюрведу также можно рассматривать как культуру здорового образа жизни.

Аюрведа эффективно используется в целях профилактики, верной диагностики и лечения различных болезней. Аюрведа основана на принципах лечения с помощью простых и доступных методов, с использованием натуральных продуктов с целью улучшения состояния здоровья.

Для эффективной профилактики и лечения любых болезней аюрведа предлагает прежде всего разыскивать первопричину того или иного расстройства, обращать внимание на взаимосвязь своих мыслей, эмоций и телесного состояния.

В рамках аюрведического течения можно выделить разные направления, которые включают следующие медицинские проблемы:

  • Педиатрия, или «каумара бхритья» (рассматривает проблемы беременности, вскармливания, воспитания детей и т.д.);
  • Изучение причин и методов лечения болезней, которые касаются всего организма в целом, например, сахарный диабет («кайя чикитса»);
  • Рассмотрение проблем интоксикации и разных ядов («агада тантра»);
  • Лечение болезней глаз («шалакья тантра»);
  • «Колдовство» или методы психотерапии («бхутавидья»);
  • Хирургия и акушерство («шалья тантра»);
  • Лечение болезней репродуктивной системы («ваджикарана тантра»);
  • Изучение способов продления жизни («расаяна тантра»).

Улучшение здоровья и аюрведа

Аюрведа является одним из течений, которые поощряют здоровый способ жизни, а в рамках самой аюрведы существует система методов обследования и принципов лечения разных недомоганий, использование которых способствует улучшению здоровья.

Специалист, который опирается на аюрведические знания, использует следующие диагностические методы на этапе обследования пациента:

  • Прослушивание пульса и пальпация;
  • Изучение звуков, которые исходят из организма (голоса и т.д.);
  • Анализ состава мочи и кала (так что некоторые анализы все же необходимо сдать);
  • Осмотр языка (цвет, присутствие налета и т.д.) и глаз;
  • Анализ общего впечатления о человеке.

Как видно, применение этих методов не предусматривает никакого вмешательства внутрь организма.

В плане лечения аюрведический подход предусматривает соблюдение некоторых основных принципов :

Натуральность , которая является основополагающим принципом в аюрведе . При лечении различных заболеваний могут быть использованы лишь натуральные препараты, наличием которых мы обязаны самой природе. К этой категории можно отнести растительные препараты, минералы, камни, металлы и т.д. Препараты же синтетического происхождения в рамках аюрведы не используются. Дело в том, что согласно аюрведической философии, природа наделила нас всем необходимым для выздоровления, поэтому препараты для лечения следует черпать непосредственно из природы.

Соблюдение диеты . Аюрведическое учение придает очень важное значение идее о том, что правильная пища начинает воздействовать на организм человека как лекарство. Поэтому важно правильно подобрать диету на основе состояния своего организма, его актуальных потребностей.

Правильная подборка методов оздоровления и развития духовности . Помимо применения натуральных средств природного происхождения, аюрведа предполагает также подбор разных оздоровительных методов и духовных практик – аюрведического массажа, йоги, медитации, индивидуальный подбор режима питания, техники воздействия на организм через биологически активные точки и т.д.

Аюрведа и психическое здоровье

В последнее время люди осознали важность поддержания и улучшения своего физического здоровья, уверовав, должно быть, в народную мудрость: «в здоровом теле – здоровый дух». Подобная мудрость признается и в аюрведе, методы которой призваны обеспечить человеку крепкое здоровье и качественную профилактику от разнообразных заболеваний. Однако, аюрведа помогает поддерживать не только телесное здоровье, но и здоровье психическое. Ведь правда, стоит признать, что психическое здоровье и психологическое благополучие являются важнейшим компонентом общего здоровья человека.

Методы психотерапии и лекарственные препараты могут оказать действенную помощь в борьбе с симптомами психических расстройств и психологических проблем, однако они не решают полностью проблему социального функционирования человека, его полной адаптации в социуме . К тому же, остается неразрешенной проблема своевременной профилактики возникновения психических расстройств. Ведь намного легче предупредить развитие какого-то заболевания, чем потом лечить его.

Аюрведа не может обеспечить полноценное лечение психических расстройств и решение психологических проблем, однако она может оказаться полезной в качестве средства превенции подобного рода ситуаций, как средство улучшения функционирования человека.

Методики аюрведы могут оказаться полезными в лечении ряда нарушений, предполагающих затруднения в социальном функционировании и социальной адаптации, например при лечении расстройств аутистического спектра или некоторых психических нарушениях. При этом следует учесть, что методы аюрведы вовсе не являются панацеей от этих заболеваний, но могут обеспечить некоторые улучшения навыков социального взаимодействия и управления своей эмоциональной сферой, что обеспечивает более полную социальную адаптацию и возрастание психологического благополучия. Помимо этого, методы аюрведы могут быть использованы при профилактике и лечении синдрома хронической усталости, синдрома эмоционального выгорания и невротических расстройств.

В число средств аюрведы, используемых для профилактики, реабилитации и лечения психических расстройств, входят:

  • натуральные средства, препараты преимущественно растительного происхождения (иногда — препараты животного или минерального происхождения);
  • действенные диеты, которые не заменяют лекарства, но способствуют улучшению состояния здоровья;
  • составление специалистом на основе состояния вашего здоровья рекомендации и правила, режим дня и питания;
  • йога и различные, близкие к методам психотерапии, методики.

Таким образом, аюрведические методы и средства могут иметь положительный эффект при лечении, реабилитации и профилактике разных телесных и психических заболеваний. В любом случае, удивительный симбиоз философского течения и науки под названием «аюрведа» помогает своим последователям оздоровляться и телом и духом.