Дети с нарушениями слуха и зре­ния. Пословицы и народная мудрость

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1) слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2) абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

3) слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1) слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2) ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки.

Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них: менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражены внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха.



Нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, родовых травм и т.д. К нарушениям слуха могут привести механические травмы – ушибы, удары и т.п. Большое значение имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще.

Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха важна для организации их обучения и воспитания. Основами классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери, уровень развития речи.

1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею: а) рано оглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития или еще раньше. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки; б) поздно оглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух тогда, когда она была уже сформирована. Главными задачами в работе с ними являются закрепление имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

2. Слабослышащие (тугоухие). Это дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.

Неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии. Структура и степень речевой недостаточности зависят от локализации и тяжести мозгового поражения. Эти факторы связаны со временем патогенного влияния на мозг. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза, на 3-4 месяце внутриутробной жизни, в период наиболее интенсивной дифференцировки нервных клеток.

В раннем возрасте слух может нарушаться в случае беременности с особо высоким риском развития пороков плода, инфекций, приема некоторых лекарств, алкогольных напитков, наркотических веществ. Реже встречаемые причины - перенесенный в раннем возрасте менингит, патологии слуха, передаваемые по наследству.

Факторы, которые могут стать причиной патологии слуха:

  • ранние роды, малый вес новорожденного (менее 1500 грамм);
  • внутриутробная гипоксия;
  • употребление лекарств, влияющих на слуховой нерв;
  • травмы, полученные ребенком при рождении.

В младенческом возрасте патологии слуха развиваются при:

  • бактериальном менингите;
  • перенесенной кори, паротит;
  • перенесенная химиотерапия;
  • хроническое воспаление уха, слухового нерва;
  • артрогриппозе, синдроме Мебиуса.

Высокая степень нарушений слуха отмечается при:

  • Пороках развития среднего уха;
  • Церебральных двигательных нарушениях;
  • Остановке речевого развития;
  • Изменениях в поведении – ребенок проявляет агрессию, шумит, не общается.

Причины нарушения зрения и слуха

Причины нарушения зрения и слуха, как у взрослых, так и детей могут быть обусловлены врожденными и приобретенными патологиями. Причины нарушения слуха делятся на несколько категорий. К первой категории относят:

  1. Наследственные патологии структуры анализатора слуха. Это почти половина всех зафиксированных случаев нарушения слуха в раннем возрасте.
  2. Внешние и внутренние причины. Как правило, к таким причинам относятся вредное воздействие на плод во время беременности – перенесенная краснуха, грипп, паротит, прием токсичных антибиотиков, резус-конфликт плода и матери. Также злоупотребление алкоголем, наркотиками, работа, связанная с высоким шумовым порогом, запыленностью и др. (особенно в первом триместре беременности) влекут за собой патологии слуха у плода.
  3. Развитие нарушений слуха у здорового человека может развиться несколькими путями.
  • Вследствие перенесенной инфекции внутреннего уха и слухового нерва. Особенно часто снижение слуха наблюдается после перенесенного менингита, туберкулезного менингита, скарлатины.
  • В результате приема антибиотиков ототоксического действия (канамицина, стрептомицина, неомицина и др.).
  • Операции на среднем ухе, травмы, влекущие разрыв слуховых косточек, вегетации носоглоточной миндалины.

Нарушение зрения также бывает врожденным и приобретенным. К нарушениям зрения относят любое несоответствие базовых зрительных функций – остроты зрения, цветоразличения, изменение поля зрения, характера зрения, глазодвигательных функций. В свою очередь, причина ухудшение остроты зрения кроется в нарушении преломляющей функции, такого рода патологий три:

  • Близорукость (изображение фиксируется перед сетчаткой)
  • Дальнозоркость (изображение фиксируется за сетчаткой)
  • Астигматизм (преломление лучей происходит в нескольких разных меридианах).

Нарушение глазодвигательной функции – косоглазие и нистагм, возникают при параличе глазных мышц или при опухолях, инфекциях, интоксикации, кровотечении. Чаще всего косоглазие у детей развивается именно после перенесенных инфекций или после перенесенного испуга. Нистагм (высокочастотное колебание зрачка) является врожденным генетическим отклонением, формирующимся во внутриутробный период, в родовой и послеродовой период (при полученной родовой травме).

Амблиопия – дисфункция поля зрения. Встречается при различных формах косоглазия, при врожденных аномалиях рефракции, опухолях, катаракте, истерии и др.

Нарушение цветового восприятия врожденного характера может быть полным или частичным (не воспринимаются некоторые цветовые пары и человек видит объекты в красно- или голубовато-зеленых цветах). Если при врожденной патологии плохо воспринимаются красно-зеленые цвета, то при приобретенной – красный, зеленый, синий.

Причины нарушения зрения и слуха необходимо установить как можно скорее, даже врожденные патологии на раннем этапе поддаются корректировке и стабилизации при своевременном обнаружении. Приобретенные патологии при должном лечении также можно стабилизировать, полностью или частично ликвидировав причину.

Причины стойких нарушений слуха

Причины стойких нарушений слуха классифицируются как врожденные и приобретенные. Врожденные патологии, такие как атрезия слухового прохода (заращение), атрофия слухового нерва встречаются нечасто. Заращение слухового прохода встречается в комплексе и с другими дефектами ушной раковины, как ее недоразвитие и сужение евстахиевой трубы. В такой ситуации любой воспалительный процесс уха приводит к сужению слухового прохода и полной или частичной потере слуха. Только полное заращение слухового прохода ведет к полной и стойкой потере слуха.

Приобретенное нарушение слуха развивается по разным причинам. Тяжелое стойкое нарушение слуха возникает обычно при повреждении слухового нерва, дефектов во внутреннем ухе. Основные причины нарушения слуха это:

  • Стойкие осложнения после острых воспалительных процессов во внутреннем ухе (средний отит).
  • Болезни носоглоточной полости и носа.
  • Инфекции - стойкое нарушение слуха и поражение слухового нерва как следствие перенесенного менингита, гриппа, паротита; воспаление среднего уха, лабиринтит и средний отит как осложнение после кори, скарлатины (поражаются и гибнут слуховые рецепторы).
  • Опухолевые заболевания.

Причины стойких нарушений слуха при своевременном диагностировании подвергаются полному устранению или частичной корректировке, что дает гарантию восстановления слуха. Исходя из перечня причин приобретенных стойких нарушений слуха, можно проводить своевременное комплексное лечение и профилактику заболеваний лор-органов.

Причины нарушения фонематического слуха

Причины нарушения фонематического слуха бывают функциональными и механическими. Фонематический слух – это способность воспринимать и синтезировать речь, то есть понимать фонемы речи. Механическое нарушение обусловлено недоразвитием или другими проблемами костно-мышечного аппарата. К этой категории относятся дефекты и укорочение подъязычной связки, малая подвижность языка, аномалии развития языка (когда он заужен или слишком мал), малый тонус язычных мышц, аномалии челюсти:

  • подтверждение прогнатии;
  • подтверждение прогении;
  • подтверждение прямого прикуса;
  • подтверждение открытого бокового прикуса;
  • подтверждение неправильного строения зубов, дефекты неба (высокий небный свод, низкий небный свод, уплощение неба, утолщение губы и отвисание челюсти, укороченная верхняя челюсть).

Функциональные причины отмечаются при:

  • неправильном речевом воспитании внутри семьи;
  • подражании ребенка людям с дефективной речью;
  • многоязычии в семье;
  • долгом сосании пустышки, при сосании большого пальца, что ведет к неправильному тонусу и неподвижности аппарата артикуляции (язык, нижняя челюсть).

Причины нарушения фонематического слуха при своевременной дифференциации и должным образом оказанной помощи не приводят к стойким необратимым нарушениям восприятия речи. Бороться с проблемами восприятия и синтезирования фонем речи у ребенка можно самостоятельно, следуя рекомендациям врача или же обратившись за помощью к логопеду.

Всех детей с недостатками слуха делят на 2 группы:

· глухие (неслышащие) дети - с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоя­тельно использован для накопления речевого запаса. Среди не­слышащих детей различают: а) неслышащих без речи (ранооглохших); б) неслышащих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших).

· слабослышащие (тугоухие) дети с частичной слуховой недоста­точностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора.

Все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы:

1) наследственная глухота или тугоухость;

2) врожденное нарушение слуха (факторы, воздействующие на развивающийся плод во время беременности матери);

3) приобретенное нарушение слуха (факторы, действующие на сохранный орган слуха ребенка в процессе его жизни).

Глухие дети имеют глубокое стойкое двустороннее нарушение слуха. Глухота вызывает более медленное и протекающее с большим своеобразием развитие речи. Нарушение слуха и речевое недоразвитие влекут за собой изменения в развитии всех познавательных процессов ребенка, в формировании его волевого поведения, эмоций, чувств, характера и других сторон личности (Лубовский В.И. и др., 2003).

У слабослышащих детей недостатки слуха приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.

Потеря слуха у позднооглохших детей может быть разной. У них может появиться тяжелая психическая реакция на то, что они не слышат многие звуки или слышат их искаженными, не понимают обращенную к ним речь. Иногда это ведет к полному отказу ребенка о общения и даже к психическому расстройству. Проблема состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать и понимать устную речь.

Всех детей со стойкими дефектами зрения делят на 2 группы:

· слепые (незрячие) дети - с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточ­ным зрением;

· слабовидящие дети.

Как отмечает В.И.Лубовский (2003), глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его точность, полноту образов внешнего мира. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же как и по способам контроля за ее выполнением.

Огромную роль в психическом статусе детей и взрослых с нарушением зрения имеет время появления дефекта. Чем раньше возник дефект, тем больше он сказывается на формировании психики.

Тяжелые нарушения зрения оказывают негативное влияние на развитие познавательных процессов (уменьшается количество информации, изменяется ее качество). Значительные изменения происходят в физическом развитии: нарушение точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты, существенно осложняется и затрудняется общение, нарушается игровая деятельность

Человеку дано видеть и слышать красоту окружающего мира. Именно через глаза поступает около 90% информации, а благодаря органу слуха мы воспринимаем звуки из внешнего мира. Большое значение играет состояние здоровья этих органов для того, чтобы человек смог вести полноценный образ жизни. Рассмотрим заболевание органов зрения и слуха немного подробнее, изучим причины, способы лечения и методы профилактики.

органов зрения

Органы зрения начинают формироваться еще тогда, когда малыш находится в утробе матери. Самый интенсивный период развития - это возраст от 1 года до 5 лет. Глазное яблоко растет до 14-15 лет. В 2-3 года формируется подвижность глаз, именно в этом возрасте может появиться косоглазие.

Большую роль играет наследственный фактор и общее состояние здоровья. Раздражительность, усталость, нервные стрессы не только оказывают свое влияние на нервную систему, но и, как доказано учеными, являются причинами заболеваний органа зрения.

Вот только некоторые виды заболеваний органов зрения, которые встречаются чаще всего:

  1. Миопия или близорукость. Это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. В результате хорошо видны предметы, расположенные близко, и плохо - те, что вдали. Как правило, развивается в подростковом возрасте. Если не лечить болезнь, она прогрессирует и может привести к значительной потере зрения и инвалидности.
  2. Гиперметропия или дальнозоркость. Это дефект зрения, при котором изображение формируется за сетчаткой. В молодости при помощи напряжения аккомодации можно добиться четкого изображения. У людей, страдающих таким заболеванием, при напряжении глаз часто бывают головные боли.
  3. Косоглазие или страбизм. Это нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. Главный признак - это несимметричное положение роговиц по отношению к углам и краям век. Косоглазие может быть врожденным и приобретенным.
  4. Астигматизм. Дефект зрения, при котором нарушена форма роговицы хрусталика или глаза, вследствие чего человек теряет способность видеть четкое изображение. Если это не лечить, то может привести к резкому падению зрения или к косоглазию.
  5. Нистагм, или дрожание глаза, проявляется самопроизвольным колебанием глазных яблок.
  6. Амблиопия. Этот дефект связан с понижением зрения, не поддается коррекции с помощью линз или очков.
  7. Катаракта характеризуется помутнением хрусталика глаза.
  8. Глаукома. Заболевание, связанное с постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления. Как следствие, снижение остроты зрения и атрофия зрительного нерва.
  9. Компьютерный зрительный синдром. Характерна светочувствительность, сухость глаза, резь, двоение.
  10. Конъюнктивит. Характеризуется воспалением оболочки, покрывающей глазное яблоко и веки со стороны глаза.

Это только некоторые заболевания, которые напрямую связаны со зрительным анализатором.

Причины заболевания органа зрения

Для развития любого заболевания должны быть свои причины, естественно, они имеются и у глазных болезней.

1. Близорукость. Причины:

  • Спазм аккомодации.
  • Изменение формы роговицы.
  • Смещение хрусталика в результате травмы.
  • Склероз хрусталика, что свойственно пожилым людям.

2. Причины дальнозоркости:

  • Уменьшенный размер глазного яблока, поэтому все младенцы дальнозоркие. Ребенок растет, и с ним глазное яблоко до 14-15 лет, поэтому с возрастом этот дефект может исчезнуть.
  • Уменьшается способность хрусталика изменять кривизну. Этот дефект появляется в старческом возрасте.

3. Косоглазие. Причины:

  • Травмы.
  • Дальнозоркость, близорукость, астигматизм средней и высокой степени.
  • Заболевания центральной нервной системы.
  • Параличи.
  • Стрессы.
  • Психические травмы, испуг.
  • Аномалии развития и прикрепления глазодвигательных мышц.
  • Инфекционные заболевания.
  • Соматические заболевания.
  • Резкое падение зрения одного глаза.

4. Причины астигматизма:

  • Чаще всего этот дефект является врожденным и большинству не доставляет неудобств.
  • Заболевание роговицы.
  • Оперативное вмешательство на глазном яблоке.

5. Дрожание глаза. Причины следующие:

  • Врожденная или приобретенная слабость зрения.
  • Отравление лекарственными препаратами.
  • Поражение мозжечка, гипофиза или продолговатого мозга.

6. Амблиопия может возникнуть, если имеется:

  • Косоглазие.
  • Генетическая предрасположенность.

7. Катаракта. Причины следующие:

  • Излучение.
  • Травма.
  • Сахарный диабет.
  • Естественное старение.

8. Глаукома возникает по следующей причине:

9. Синдром компьютерного зрения. Причины вытекают из самого названия:

  • Негативное влияние компьютерного и телевизионного излучения.
  • Несоблюдение норм освещения при работе и чтении.

10. Конъюнктивит имеет следующие причины:

  • Аллергия.
  • Различные инфекции.
  • Химическое воздействие.
  • Повреждения.

Можно сделать вывод: как много различных заболеваний органов зрения, так и причины для их развития всегда найдутся.

Лечение и профилактика заболеваний органа зрения

Для лечения заболеваний органа зрения используют:

  1. Очковую коррекцию.
  2. Контактные линзы.
  3. Медикаментозное лечение.
  4. Физиотерапевтические процедуры.
  5. Лечебную гимнастику для глаз.
  6. В некоторых случаях возможно хирургическое вмешательство.

Для того чтобы предотвратить возникновение глазных болезней, необходимо соблюдать несколько правил:

  • Свести к минимуму воздействие отрицательных моментов. Освещение должно быть достаточно ярким и не слепить глаза. Если вы работаете за компьютером или ваша работа связана с тем, что приходится напрягать зрение, необходимо делать перерыв каждые 15-20 минут. Делайте гимнастику для глаз. Просмотр телевизионных передач тоже должен прерываться перерывами. Детям до 3-х лет не рекомендуется смотреть телевизор.
  • Занимайтесь физическими упражнениями, ведите активный образ жизни. Ходите как можно больше пешком. Физические нагрузки должны составлять 150 минут в неделю.
  • Отказаться от вредных привычек. Бросить курить, и риск возникновения катаракты снизится в несколько раз.
  • Научиться справляться со стрессом. Уравновешенность и спокойствие помогут сохранить здоровье.
  • Необходимо держать под контролем уровень сахара в крови, особенно если имеется диабет. Регулярно проходить обследование.
  • Контролировать свой вес. Избыточная масса тела приводит к повышению сахара в крови, то есть к диабету, при этом заболевании может заметно ухудшиться зрение.
  • Правильно питаться. Принимать витамины.

Если соблюдать эти несложные правила, то взор на мир останется четким и ясным.

Внимание! При возникновении проблем со зрением необходимо обратиться к врачу-офтальмологу.

Сделав несколько выводов о зрении, рассмотрим заболевание Так как и слух имеет немаловажное значение в жизни человека. Способность слышать и воспринимать звуки окружающего мира делает жизнь ярче и богаче.

Какие бывают заболевания органов слуха

Все болезни, связанные с заболеванием ушей, можно разделить на несколько групп.

  1. Воспалительные. Сопровождаются болью, нагноением, зудом, возможно повышение температуры, ухудшение слуха. Это такие заболевания, как отит, лабиринтит.
  2. Невоспалительные. Сопровождаются ухудшением слуха, тошнотой, рвотой, шумом в ушах. Это такие заболевания: отосклероз, болезнь Меньера.
  3. Грибковые заболевания. Характерны для них выделения из уха, зуд и шум в ушах. Осложнение болезни может привести к сепсису.
  4. Болезни, возникшие в результате травмы. в результате физической нагрузки или перепадов давления.

Это основные заболевания органа слуха, и их профилактика снизит риски возникновения серьезных осложнений.

Отрицательные факторы, влияющие на слух

Существуют болезни, течение которых может негативно отразиться на слухе. Среди них особо хочется отметить следующие:

  • Заболевание органов слуха.
  • Менингит.
  • Простудные заболевания.
  • Дифтерия.
  • Гайморит.
  • Частые риниты.
  • Грипп.
  • Корь.
  • Сифилис.
  • Скарлатина.
  • Свинка.
  • Ревматоидный артрит.
  • Стрессы.

Как видно из списка, опасных заболеваний достаточно много, большое количество болезней мы переносим в детском возрасте.

Проблемы с органом слуха у детей

Часто встречаются заболевания органов слуха у детей. Самое распространенное из них - это отит. Опасна не сама болезнь, а осложнения, возникающие в результате неправильного или несвоевременного лечения. Хронические заболевания органа слуха у детей могут вызвать тугоухость и нарушение работы центральной нервной системы.

Если рассмотреть строение слухового анализатора у ребенка, это объяснит повышенный риск перехода болезни в хроническую форму. Размер евстахиевой трубы гораздо шире и короче, чем у взрослого человека. Она соединяет носоглотку и а респираторные инфекции, которыми так часто болеют дети, в первую очередь попадают в носоглотку. За счет короткой и широкой евстахиевой трубы инфекция может легко попасть в полость уха. Отит закрадывается в организм изнутри, поэтому очень важна профилактика заболеваний органов слуха у детей.

Очень важно научить ребенка правильно сморкаться, чтобы слизь из носа не попала в ухо. Необходимо зажимать ноздри по очереди.

У грудных детей срыгивание может привести к отиту, поэтому так важно держать ребенка вертикально после кормления. Малыши часто лежат, и если есть насморк или кроха часто срыгивает, необходимо чаще держать его вертикально и в кроватке переворачивать с одного бока на другой, не давая возможности инфекции попасть в барабанную полость.

Также разрастание аденоидной ткани может спровоцировать воспалительный процесс и, как следствие, вызвать ухудшение слуха. Необходимо вовремя лечить риниты, воспалительные заболевания горла.

Лечение заболеваний органов слуха

Если возникли проблемы с органами слуха, необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.

В настоящее время существует много эффективных способов лечения таких заболеваний. В зависимости от причины возникновения болезни будет назначена терапия.

Так, воспалительные заболевания органов слуха лечатся препаратами местного действия, применяют противовоспалительные и антибактериальные лекарства.

Невоспалительные болезни, как правило, лечатся с помощью хирургических методик.

От грибковых проблем органов слуха избавляются продолжительно с применением антимикотических препаратов. Особое внимание уделяется уходу за органами слуха.

Травматические заболевания лечатся в зависимости от характера повреждений.

Заболевание органов слуха могут провоцировать не только респираторные инфекции. Для некоторых это является профессиональной проблемой. Шум на человека оказывает большое влияние, в том числе на работу нервной системы, сердечно-сосудистой и, конечно, органов слуха.

Профессиональные заболевания органов слуха

Существует множество профессий, вредность которых заключается в воздействии шума. Это работники заводов, на протяжении всего рабочего дня подвергающиеся сильному воздействию шума работающих станков и машин. Машинисты и трактористы подвержены сильной вибрации, которая влияет на органы слуха.

Сильный шум оказывает влияние на работоспособность человека и его здоровье. Он раздражает кору головного мозга, тем самым вызывая быстрое утомление, потерю внимания, а это может привести к травмированию на производстве. К сильному шуму человек привыкает, и незаметно происходит снижение слуха, которое может закончиться глухотой. Также страдают и внутренние органы, могут измениться их объемы, нарушается процесс пищеварения.

Но не только шум является причиной профессиональных заболеваний органов слуха. Еще одна причина - это перепады давления и воздействие ядовитых веществ. Например, профессия водолаза. Барабанная перепонка все время оказывается под перепадами внешнего давления, и если не соблюдать правила работы, она может разорваться.

Под постоянным воздействием ядовитых и радиоактивных веществ нарушается кровоснабжение внутреннего уха, происходит интоксикация организма, и это провоцирует профессиональные заболевания.

Самое распространенное заболевание - это неврит слухового нерва, тугоухость. Заболевание органов слуха может нарушить вестибулярную функцию и вызвать патологические заболевания нервной системы. Особенно, если не приступить к лечению на первых стадиях развития недуга.

Очень важно соблюдать правила предупреждения заболеваний органов слуха людям, работающим в таких условиях. Это важно для сохранения здоровья человека.

Предупреждение заболеваний слухового анализатора


Гигиена органов слуха и зрения

Заболевание органов зрения и слуха невозможно предотвратить без соблюдения гигиены.

Чистить уши необходимо приучать ребенка с малых лет. Для этого необходимо пользоваться ушными палочками. Очищать надо ушную раковину и удалять выделения, если таковые имеются. Нельзя засовывать ватную палочку в ушной проход, тем самым создается ушная пробка.

Необходимо защищать уши от переохлаждений, производственного и бытового шума, избегать влияния вредных веществ.

Важно! Профилактика заболеваний органов слуха сохранит здоровье и способность слышать музыку окружающего мира.

Заключается в том, чтобы:

  • Содержать глаза в чистоте.
  • Защищать их от пыли, травм, химических ожогов.
  • При работе с опасным инструментом использовать защитные очки.
  • Соблюдать режим освещения.
  • Для поддержания хорошего зрения необходимо, чтобы в питании были все витамины. Нехватка их может привести к различным заболеваниям глаз и

Способность не иметь необходимости воспринимать все подряд; легче чего-то не слышать и не видеть, чем услышанное и увиденное переработать

Определение

При конъюнктивите воспаляется подобная слизистой оболочка, покрывающая переднюю поверхность глазного яблока, а также внутренняя поверхность век. Глаукома характеризуется повышением внутриглазного давления сверх нормы. При катаракте развивается помутнение хрусталика, который находится за радужкой и зрачком. Тугоухость является симптомом, который связан либо с заболеванием среднего уха, которое проводит колебания с барабанной перепонки, либо с заболеванием звукочувствительных механизмов уха (внутреннее ухо, слуховой нерв и центральная нервная система). При снижении слуха пострадавший без всяких предшествующих нарушений теряет способность слышать. Шумы в ухе: шумы типа шороха, стрекотания, рычания, свиста или даже звучания мелодии являются сопутствующими при заболеваниях уха либо самостоятельными заболеваниями.

Симптоматика

Конъюнктивит: проявляется покраснением, зудом и жжением в глазу, сопровождающимися слезотечением, в инфекционной форме - с гнойным отделяемым. В острой форме глаукомы, давление в течение короткого времени повышается почти пятикратно; возникают сильные боли в глазу, глаз краснеет, появляется нарушение зрения в виде тумана. Катаракта: вследствие помутнения хрусталика затрудняется прохождение пучка света в глазу, в связи с этим снижается способность видеть. К тугоухости вследствие заболеваний среднего уха приводят воспаления оболочек мозга, сифилис, отравления, травмы. Некоторые авторы указывают на то, что длительный шум может вызывать повреждение и гибель клеток внутреннего уха.

Транскультурный аспект и эпидемиология

Глаукома - это наиболее частая причина слепоты в Европе. Примерно 1 % всех людей в возрасте старше 40 лет страдают глаукомой. Различными формами косоглазия в Германии страдают около 3 - 5 % всех детей. Примерно 12 000 жителей Германии слепнут ежегодно вследствие несчастного случая или болезни, 85 % из них в возрасте старше 45 лет. От снижения слуха ежегодно страдают около 12 000 людей, обычно мужчины в возрасте 45 - 55 лет. В одной крупной лечебнице Вены было установлено, что у 60-летних (мужчин и женщин) в 7,5 % случаев имеются хронические заболевания уха.

Обзор литературы

Психогенные нарушения слуха и зрения описывались с психоаналитической точки зрения. Глаз, по мнению Schultz-Zehden (1981), имеет не только функцию восприятия, но и вытеснения. Не заметить того, чего не хочется видеть, дает возможность избирательности в зрительном восприятии и защищает от непреодолимого информационного хаоса. Внезапная потеря слуха - так называемое снижение слуха - обычно обусловливается психической травмой. Кгорр и von Rad (1988) сформулировали патогенетическую гипотезу: на основе предшествующего поражения сосудов внутреннего уха психические перенапряжения посредством острых изменений артериального давления и/или реологических параметров могут привести к гипоксии внутреннего уха и вместе с тем к глухоте.

Пословицы и народная мудрость

В глазах потемнело; голова идет кругом; тоска в глазах; ослепить кого-то; у него глаза загорелись; иметь слепое пятно; с глаз долой - из сердца вон; упасть кому-то на уши (надоедать, докучать разговорами); не могу больше слышать об этом; по уши увяз в работе; в одно ухо влетает, в другое вылетает; пропустить что-то мимо ушей; оставаться глухим к чему-то.

Притча: «Спасительная темнота»

Аспекты самопомощи: развитие нарушений зрения и слуха с точки зрения позитивной психотерапии

Утрируя, можно сказать, что в конечном счете только мозг решает, что будет увидено и как это будет увидено. Из психиатрии нам известен, прежде всего, феномен галлюцинаций. Воспринимается нечто при отсутствии реального внешнего возбудителя органов чувств. Гнев может вызвать у нас на глазах слезы, печаль и горе заставляют плакать - это всем известно, но немногие знают, что внутриглазное давление также находится под влиянием психических факторов, что может привести к закупорке сосудов оттока внутриглазной жидкости, как это бывает и при глаукоме.

Звуки с частотой колебаний, слышимой человеком, могут сознательно или бессознательно выключаться мозгом так, что перестают быть воспринимаемыми. Если это достигается усилием воли, то мы называем это высокой степенью концентрации внимания. Часто это происходит и непроизвольно.

С психосоматической точки зрения участившиеся микротравмы, которые не принимаются всерьез, могут способствовать восприятию всего «в черном свете», «серым по серому» или глухим. Люди, которые не могут хорошо видеть, часто развивают «цветущие» фантазии вплоть до зрительных галлюцинаций, в то время как люди с расстройствами слуха вследствие ограничения контактов чаще склонны к развитию сверхценных идей отношения с параноидными мотивами («кто знает, что там опять про меня говорят!»)

При конфликтах выросшие с такими концепциями люди реагируют преимущественно сенсибилизированной сферой тело/ ощущения («Он теряет слух и зрение»). Существует тенденция отвечать на конфликты и душевные травмы или вытеснять их при помощи специфического участия в этих органах чувств. «С глаз долой - из сердца вон». Говоря словами Groddeck (1961), «Удобнее ничего не видеть, чем перерабатывать увиденное». Другие сферы и способности являются при этом дефицитарными. Вера и доверие базируются у этих людей на собственном восприятии: «Я поверю только тогда, когда увижу/услышу собственными глазами/ушами», - так часто говориться у них дома.

У людей, реагирующих преимущественно в сфере зрения, часто уже в раннем детстве очень ценилось внешнее, видимое: «Раскрой глаза/уши», «Сначала посмотри внимательно», «Сначала послушай». Эмоциональные отношения родителей с детьми часто характеризовались известной физической и эмоциональной тенденцией. У людей с нарушениями слуха очень ценилось послушание. «Послушание» происходит от «слушать». «Кто не хочет слушать, должен чувствовать», - говорилось дома. В общении с другими людьми оптические и акустические ощущения играли большую роль. Концепции типа «Видеть - и быть увиденным» и «Ты уже слышал, что...» стояли на переднем плане.

Терапевтический аспект: пятиступенчатый процесс позитивной психотерапии при нарушениях слуха и зрения

Описание случая: «Та ситуация до сих пор звучит в моих ушах»

Пациентка 52 лет обратилась ко мне за консультацией по совету лечащего ее отоларинголога. До этого она уже успела побывать у психиатра по направлению своего семейного врача, психиатр лечил ее трижды по поводу «параноидных эпизодов». В первом интервью она сказала:

Около двух лет я слышу в правом ухе высокий громкий свистящий звук или несколько свистящих звуков. Эти звуки распространяются иногда и на другие отделы головы, иногда весь мой затылок звенит так, что мне кажется, будто в следующий момент он разорвется! Тогда у меня появляется страх, и я становлюсь все беспокойнее. По ночам я часто не могу спать, когда у меня в ухе свистит, а голова раскалывается...

Терапевт: «Вы только что сказали, что Ваше расстройство началось около двух лет назад. Могли бы Вы поточнее описать, когда появился свист в ухе, где это произошло и при каких обстоятельствах?»

Пациентка: «Это было в воскресенье, вечером 14 февраля 1986 г., после того как мне позвонил один мужчина и сказал, что у моего мужа есть связь с другой женщиной. Это было для меня шоком, я очень разволновалась... Когда я после спрашивала об этом своего мужа, он всегда отвечал, что все уже в прошлом. Но так как у него было уже несколько таких знакомств на стороне, я чувствую себя очень неуверенно...»

Терапевт: «Говорили ли Вы еще с кем-нибудь об этой ситуации?»

Пациентка: «Нет. Мы очень известны в своем городе и не можем допустить, чтобы об этом еще кто-нибудь узнал. Но с моим мужем я тоже не могу об этом говорить, потому что мы очень заняты на работе и он от меня просто отмахивается».

Терапевт: «У меня такое впечатление, что Вы стараетесь решить проблему самостоятельно, держите ее буквально в себе. С этого времени она в прямом смысле звучит у Вас в ухе».

Пациентка: «Когда я об этом думаю, то слышу голос того мужчины по телефону...»

В этот момент я рассказал пациентке притчу «Спасительная темнота». Она спонтанно среагировала: «Также ведет себя мой муж. Он прячет голову в песок, как тот человек ел финики в темноте. Он просто не хочет замечать, что означает его поведение для меня. Мне не остается ничего другого, как решать эту проблему самой. Можете ли Вы себе представить, что постоянно творится в моей голове?»

Терапевт: «Наверняка в последние годы с Вами произошло еще много всего, отчего Вам легче чего-то не слышать, чем перерабатывать услышанное».

Эти слова были для больной стимулом описать еще ряд конфликтов на работе и в семье, прежде всего с ее матерью и детьми. Актуальная конфликтная ситуация еще более драматизировалась тем, что они работали вместе с мужем на семейной фирме, благодаря чему вовлекалась сама по себе бесконфликтная сфера деятельности. Пациентка находилась в состоянии эмоционального перенапряжения. Базовым конфликтом была аналогичная ситуация в детстве: неверность отца. Мать проклинала поведение отца, потому что для нее верность была первейшей основой семейной жизни. Пациентка приняла тогда сторону матери, была солидарна с ней, хотя у нее и было много упреков к матери (та так много была занята на работе, что пациентка почти не ощущала на себе ее заботы), она пыталась таким образом получить недостающее ей внимание и любовь матери. Вследствие этой идентификации с концепциями матери пациентка перенесла те проблемы из своего детства на своих детей и мужа. Когда она узнала, что ее муж имеет внебрачные связи, она переживала это как нарциссическую обиду, которая вновь актуализировала старую проблему внимания и любви. Пациентка не могла вынести эмоционального напряжения, она среагировала психосоматически.

Нам удалось вместе проработать малоконфликтные аспекты ее отношений с мужем. Возникавшие иногда депрессивные переживания сделали терапевтическую работу необходимой. Пациентка рассказала о своем отношении к болезни. Она была готова и способна принять на себя роль пациентки в психотерапевтическом процессе. В связи с сильными страданиями она проявляла все больше интереса к психологическим взаимосвязям в своей ситуации. На этой ступени в психотерапию был вовлечен ее муж. Он был готов принять роль пациента. Нарциссическая обида пациентки, которая вновь актуализировала проблематику внимания и любви из детства, затрагивала актуальные способности усердие/деятельность, время, контакты, терпение и верность. Исходя из отчетливости проблематики была проведена конфликтцентрированная психотерапия. Целью ее было проработать проблематику верности с учетом того факта, что она возникла на фоне проблем общения. Оба партнера были способны, помимо профессиональных отношений, активнее включать сферы тела, общения и фантазии/будущего в их жизненный репертуар. Лечение проходило за 30 сеансов в течение одного года. По окончании терапии оба избавились от беспокоивших их симптомов.