Ранняя профилактика вредных привычек у младших школьников. Основные меры профилактики вредных привычек

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида №13»

Доклад

" Работа классного руководителя по профилактике вредных привычек"

Составитель:

Недопасенко О.В.,

Классный руководитель

8 "Б" класса

Юрга 2015

Из опыта работы классного руководителя по профилактике вредных привычек»

«Поступки – плоды помыслов.

Будут разумны помыслы – будут хорошие поступки»

Грасиан-и-Моралес Бальтасар,

Испанский писатель

Вредные привычки школьников – предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережёт их от пагубной зависимости.

Если раньше вредными привычками страдали подростки-старшеклассники, то в настоящий момент это характерно для учеников средних классов. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни – это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда.

Но не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Советское министерство культуры следило за тем, о чём повествуют художественные фильмы, о чём говорится в средствах массовой информации; в те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодёжь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их, и в подсознании откладывалась информация о том, что курить – это модно.

Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и всё общество в целом, и общественная идеология. В настоящий момент уже стало очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьёзно.

Семья, родители, школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Мама и папа должны стать для ребёнка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своём примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребёнок услышал всё то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Но много ли таких родителей, которые сами не страдают вредными привычками? Вот в чём вопрос. В нашей школе нам часто приходится общаться с такими родителями.

Для наших детей педагоги являются воспитателями с раннего возраста. Поэтому формирование негативного отношения к употреблению табака и алкоголя, воспитание уважения к себе и своему здоровью, повышение интереса к здоровому образу жизни – задача, которая является обязательным элементом воспитательной работы.

Предлагаю вашему вниманию примерную разработку классного часа по профилактике вредных привычек.

КУРЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

Цели и задачи:

коррекционно-образовательная: формировать негативное отношение к табакокурению и повышать интерес к ЗОЖ;

коррекционно-развивающая: развивать познавательный интерес; расширять знания о вреде курения и о здоровом образе жизни, умение сравнивать, обобщать, правильно излагать свои мысли;

коррекционно-воспитательная: воспитывать уважение к себе и своему здоровью, чувство собственного достоинства; активные жизненные позиции негативного отношения к курению;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки.

Тип занятия: освоение нового материала.

Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, игра, самостоятельная работа, моделирование ситуации.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: компьютер, презентация; иллюстрации, карточки, круги из белой бумаги.

Термины и понятия: табак, никотин, пассивные курильщики.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Упражнение «Книга».

Встаньте, пожалуйста. Чтобы вам было легче работать и думать на уроке, сделаем упражнение, которое улучшит мозговое кровообращение.

Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях, и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20 секунд.

(ученики выполняют упражнения по указанию учителя)

II. Актуализация знаний.

Вводная беседа.

Для чего человеку нужно соблюдать правила личной гигиены?

(ученики отвечают на вопросы)

Игра «Да-нет».

На доске прикреплены рисунки. Рассмотрите их, пусть девочки выберут те, где показаны правильные действия, а мальчики – неправильные. Объясните свой выбор. (Мальчик занимается спортом, девочка ест, мальчик курит, дети в позднее время смотрят ТВ, мальчик чистит зубы, девочка не причёсана, девочка причёсывается и пр.)

(ученики подходят к доске, выбирают иллюстрации и объясняют свой выбор)

III. Целеполагание, планирование деятельности на уроке.

1. Чтение рассказа «Что выбрать»

- Послушайте рассказ.

(может рассказывать подготовленный ученик)

Что выбрать

У меня есть два друга: Вадим и Толя. Вадим очень самостоятельный. Он в последнее время стал курить и теперь выглядит как взрослый. Девочки обращают на него внимание. Но я слышал, что это очень вредно: в сигаретах яд, он отравляет организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.

А Толя не выглядит так модно, как Вадим с сигаретой. Но Толя всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.

А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Вадим, или спортом заниматься, как Толя?

(ученики слушают, отвечают на вопросы)

Где место нашего героя: рядом с Вадимом или Толей?

Какое место выберете вы?

Какая же тема классного часа? («Курение и здоровье»)

Сегодня мы должны выяснить: почему же считается, что курение вредит здоровью, чем оно опасно, почему люди начинают курить и почему с этой привычкой – курением – так нелегко справиться.

IV. Освоение нового материала.

1. Причины, по которым люди начинают курить.

Почему дети начинают курить?

Некоторые дети хотят стать взрослыми раньше, чем наступает этот период. Поэтому они начинают курить, употребляют спиртное.

Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек.

Поднимите руку, у кого в семье курят?

Кто курит из вас?

Что вы ощущаете, находясь в одной комнате с курящими?

(Кашель, тошноту, головокружение)

2. Рассказ о вреде табака.

И это неспроста, так как в сигарете находится измельчённая трава – табак. В табаке содержится яд, и название ему – никотин. Это один из самых опасных ядов растительного происхождения.

Воробьи и голуби погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли, а собака – от ½. Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли. Посмотрите: капля воды – это много или мало?

(учитель наносит каплю воды пипеткой на стекло)

½ - это половина, ¼ - четвёртая часть этой капли. А если перевести всё это на сигареты, то для взрослого человека смертельна одна пачка сигарет, выкуренная за раз, а для ребёнка – полпачки. Это было доказано множеством фактов.

Однажды во Франции проводился чудовищный конкурс «Кто больше выкурит». В результате двое горе-победителей умерли, выкурив по 60 сигарет, а остальные конкурсанты в тяжёлом состоянии попали в больницу. Таких примеров можно привести множество. Смерть может наступить и от одной сигареты, если она выкурена впервые.

Поднимите руку, кто пробовал курить?

А кто курит сейчас?

Расскажите о своих впечатлениях, о вашем состоянии, когда вы пробовали курить первый раз.

(Высказывания учащихся по желанию)

При первом курении у человека першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту – противный вкус, темнеет в глазах, кружится голова, тошнит. Так организм борется с ядом и «говорит» хозяину: «Не губи себя! Никогда больше не пробуй!»

А если за первой сигаретой последует другая, то организм перестаёт сопротивляться, человек привыкает к курению, а потом бросить уже трудно. А отвыкать нужно! Почему?

3. Влияние курения на организм человека.

Прочитайте статью.

Влияние курения на организм человека.

Курение способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Наиболее чувствительной к табаку является нервная система, которая очень быстро «отвечает» на воздействие ядов табачного дыма. Курящие могут жаловаться на быструю утомляемость, раздражительность, головокружение, нервозность, головные боли. Неблагоприятно действует курение на органы чувств. Никотин притупляет вкусовое восприятие. Если вы курите много лет, может ухудшиться зрение и слух. Органы дыхания принимают на себя первый удар. Под влиянием табака разрушаются зубы, наблюдается обильное слюноотделение, ухудшается пищеварение, снижается аппетит. Развивается язва желудка. Пагубно влияет курение на печень, способствует развитию заболеваний гортани, глотки, пищевода, полости рта. Голос становится грубым, хриплым.

Назовите, какие органы человека страдают от курения.

Вывод: учёные и врачи доказали, что курящий человек сокращает себе жизнь, раньше умирает, чаще болеет, да и выглядит неважно: жёлтые кожа-зубы-пальцы, кашель, сиплый голос, постоянный неприятный запах табака.

4. Беседа «Пассивное курение».

А что же происходит с людьми, которые не курят, но находятся рядом с курящими людьми? (ответы детей)

Почему это происходит?

Оказывается, мы с вами становимся пассивными курильщиками. Табачный дым нам вреден не меньше, чем самому курильщику. Если курильщик несколько раз наберёт в рот дым от сигареты и выдохнет его на салфетку, то останется коричневое пятно. Это табачный дёготь – яд, который содержится в дыме. Если этим дёгтем помазать уши кролику, он заболеет и умрёт.

Что вам нужно делать, если рядом оказался курящий человек?

(Отойти, попросить не курить.)

Курят ли у вас дома, в квартире? Что вы должны сделать?

(Проветривать помещение, не находиться в этом помещении)

Оказывается, у детей из семей, где курят дома, чаще возникают простудные заболевания, бронхит и пневмония. Эти дети чаще болеют в раннем детстве, чаще пропускают школу и вообще получают меньший запас здоровья на будущую жизнь .

Физкультминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Заучивание стихотворных строк.

Дым вокруг от сигарет,

Мне в том доме места нет…

2. Беседа «Борьба с курением».

Везде ли можно курить?

Во всём мире идёт борьба с табаком. Во многих странах запрещено курить на рабочем месте. Серьёзный работодатель может отказать в приёме на работу или уволить курящего.

Мы живём в России, где ещё до сих пор люди не осознали, какой вред приносит курение самому курильщику, его родным, окружающим его детям.

3. Рисование запрещающего знака.

Давайте выразим свой протест курению, - нарисуйте знак, запрещающий курение.

(Учащиеся получают круги из белой бумаги, рисуют знак.)

Самый лучший знак повесим в нашем классе, а остальные развесим по школе.

4. Моделирование ситуации.

Посмотрим сценку:

Ваня. Ура! Все наши взрослые ушли! Аня, давай попробуем что-либо интересное! Давай попробуем научиться курить.

Аня. Нет! Что ты! Это же нехорошо!

Ваня. Мне мой друг Толик говорил, что это нетрудно. Зато класс! Сидишь… Куришь… Как взрослый! Давай, Аня! Родители всё равно не узнают. А от одного раза ничего не будет!

(Смотрят сценку, предлагают свои варианты ответов)

Что бы вы ответили Ване? Объясните свой отказ.

Сейчас вы научились говорить «нет»; надеюсь, что это умение вам пригодится в дальнейшей жизни.

5. «Как бросить курить?»

А как быть тем, кто уже курит? У кого появилось желание бросить курить?

Легко ли это сделать? Некоторым, чтобы бросить курить, требуется от4 до 10 попыток. И чем меньше опыт, тем легче это сделать.

(слушают выступление, отвечают на вопросы)

6. Самостоятельная работа в парах «Лестница советов».

Составьте лестницу советов. У вас лежат карточки с советами: с чего нужно начать? Разложите в порядке выполнения действий.

Лестница советов:

Принять решение (увидеть себя без сигареты).

Купить вместо сигарет семечки, конфеты и т.д.

Сказать «нет» себе (принять решение).

Сказать «нет» друзьям, окружающим.

Выработать мотивацию (для чего я бросаю курить).

Отблагодарить себя.

(Работают в парах. Выступают с отчётом о проделанной работе)

VI. Итог урока.

1. Обобщающая беседа.

Понравилось ли вам занятие?

Что нового вы узнали?

Какой вывод для себя сделали?

О чём расскажете своим друзьям?

2. Акция «Меняю сигаретку на конфетку».

Предлагаю провести акцию «Меняю сигаретку на конфетку» в нашем классе.

Конфеты в награду получат и те дети, кто не курит.


Цель: создание условий для осмысления присутствующими остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.

Задачи:

Получение достоверной фактической информации, которая будит эмоции, заставляет мыслить и анализировать, осуществлять рефлексию собственной жизненной практики и воспитательного опыта.

Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка (детей), в отношении окружающей молодежи.

Обретение опыта поведения в сложных ситуациях и проецирования этого опыта на ситуации будущие.

Форма проведения: лекторий

Участники: родители учащихся 4 – в класса

Эпиграф:

«Поступки - плоды помыслов.

Будут разумны помыслы - будут хорошие поступки.»

Грасиа-и-Моралес Бальтасар

Еще вчера он был совсем маленьким, и вы носили его на руках, называли малышом. Для него не существовало никого, кроме вас, и самой главной вашей проблемой было вовремя поменять ребенку пеленки. Еще вчера…

А сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок. У него свой взгляд на многие вещи, он пытается быть независимым. Попытки эти чаще всего приводят к конфликтам, непониманию и растущему отчуждению между вами. Порой у вас просто опускаются руки, и вы не знаете, что делать дальше. Как понять своего ребенка? Как вести себя с ним? Как уберечь от ошибок, ведь он еще совсем неопытный?

Вы хотите для него только добра, но почему же все чаще он уходит, хлопнув дверью? Откуда все эти конфликты буквально “на ровном месте”, ведь еще так недавно вам казалось, что вы прекрасно знаете и понимаете своего ребенка? Вопросы, вопросы, вопросы… А среди них извечно-главные: что делать, и кто виноват. Не спешите отчаиваться, с подобными проблемами сталкиваются очень многие родители! Лучше попытаемся вместе найти выход из этой ситуации.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

Вообще, понимать ребенка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (ее) настроение? К сожалению, многим родителям только кажется, что они “настроены на волну” своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное.

Тест для родителей: “Понимаете ли вы своего ребенка?” Слайд 3-15.

Этот тест призван помочь вам определить, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период. Будьте откровенны, отвечая на вопросы: результаты увидите только вы сами, поэтому у вас нет причины хитрить. У вас есть три варианта ответа: да (всегда); иногда; нет (никогда). За каждый ответ начисляется 1, 2 или 3 балла, в конце теста подсчитайте количество набранных баллов и посмотрите, что у вас получилось в результате. Слайд 16.

Тест — это не приговор и не характеристика человека, скорее, его можно назвать предупреждением или полезным советом.

1. Подростковая среда и вредные привычки

Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, иногда перечёркивающих всю жизнь. Как уберечь своего ребёнка от наркотиков? Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться. Слайд 17-18.

Привычка – это вторая натура.… Как мы часто слышим эти слова. Каждый человек имеет большое количество привычек, как вредных, так и полезных. Привычка – это автоматизированные действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Полезные привычки помогают нам почувствовать себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению у людей – и у взрослых, и у детей – сими собой возникают не только полезные, но и вредные привычки. Всякая привычка появляется не случайно. В основе лежит механизм подкрепления. Если привычка получила неоднократное положительное подкрепление, то она закрепится и устранить её будет трудно. Проблему вредных привычек решают и психологи, и педагоги, с вредными привычками детей борются и родители. Как мы это делаем? Попытаемся от теории перейти к практике.

Вы ведь не хотите, чтобы вредные привычки одолели Ваших детей?
Поэтому мы и будем говорить о курении, наркомании, и алкоголизме
.

Слайд 19-21.

1.1.Курение

Как уберечь своего ребёнка от курения? Возможно, мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.

О том, что табак вреден для организма, знали давно. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Тогда и родилась фраза: « Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей никотина можно убить не одну, а целых три лошади. Слайд 22.

Никотин – сильнейший нервный яд. Для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах). Далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета», 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких, по возможности быстро освобождаться от токсических веществ только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.

Слайд 23. Меры избежания пассивного курения:

— В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;

— квартиру нужно часто и регулярно проветривать;

— Научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей;

— объяснить ребёнку, почему кто-то из его домашних курит, а ему это делать ни в коем случае нельзя.

При первом курении першит в горле, учащённо бьётся сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связанные с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться-отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.

Можно выделить 3 стадии курения.

1.Нерегулярное курение/ психологическая зависимость/.

2.Длительное курение/психофизиологическая зависимость/.

3.Интенсивное курение/физиологическая зависимость/.

Важно объяснить ребёнку опасность курения для его здоровья. При этом главный акцент стоит делать на значимых для девочки или мальчика вещах. Курение влияет на рост. Оно быстро старит человека и делает его менее привлекательным. Ни одному курящему человеку не удавалось достичь высот в спорте.

Что делать, если вы узнали, что ребёнок пробовал курить. Слайд 24-26.

Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Сын или дочь должны понимать, что за честным признанием не последует наказание. Следует разобраться в причинах, заставивших ребёнка попробовать закурить. Ребёнок должен знать, что его поступок очень расстроил вас. Попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.

(Результаты анкетирования обучающихся. См. Приложение 1)

1.2. Детский алкоголизм – это страшно!

Видеоролик «Детский алкоголизм в России» (см. видео)

В современном мире эти проблемы внезапно “помолодели”: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые просто не имеют права отмахиваться от этой проблемы. Нет гарантии, что ваш собственный ребенок, еще вчера послушный и скромный, завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется, вы должны постараться избежать этого. Слайд 27-28.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего здесь важен личный пример: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Второй момент — это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприемников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь “подвигами” наших пьяных соотечественников (“Русского никто во всем мире не перепьет!”), скептически хмыкаете, читая про цирроз печени, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше - пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки

(Результаты анкетирования уч-ся. См. Приложение 1.)

1.3. Наркомания Слайд 29-32.

Разрешите мне рассказать вам одну легенду, которая позволит нам расставить все точки над i .

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это» .

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Самый сложный этап нашего разговора посвящен проблеме от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо о нём знать, надо быть сильнее его. Что же мы должны сегодня знать о наркомании?

Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие стороны жизни, принесла не только какие-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.

Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:

1) Наркотик – это средство, которое постоянно увеличивает потребности его использования. Наркомания, токсикомания это приём ядов, которые, становясь частью обменных процессов организма, вызывают потребность принимать всё новые и крупные дозы.

2) Привязанность к наркотику, токсикомания ведут к быстрой деградации личности подростка, который готов любыми методами добыть вещество, идёт на совершения преступления, не останавливаясь ни перед чем. При этом в 90% случаев судам не удаётся выяснить источников и заправил наркобизнеса.

3) Наркотики и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной, подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит нравственная и интеллектуальная деградация.

Выделяют следующие причины начала употребления наркотиков:

1. Бесплатное предложение попробовать наркотик.

2. Из любопытства.

3. Не осознаёт пагубности и вредности привычки, реакция на которую в 15 – 20 раз выше, чем на алкоголь.

4. Низкая самооценка подростка.

5. Стремление уйти от тоски и одиночества.

Учёные и практики, занимающиеся проблемами наркомании, выделяют специфические факторы способствующие вовлечению подростков в компании употребляющих наркотики. Родителям тоже надо это знать и иметь в виду.

1. Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.

2. Отдельные подростки стремятся проявить себя или выделиться в коллективе сверстников любой ценой – из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье. У них возникает потребность удивить, совершить, сделать то, что не делали до этого другие подростки.

3. Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

Каждый год подпольные рынки нашей страны поступают новейшие разновидности наркопрепаратов. В России на почве наркомании совершает более 20 тысяч преступлений. В последние пять лет общее количество изъятых наркотиков возросло от 12 до 85 тонн. По данным социологических опросов 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики,1% употребляют их регулярно. Представители криминальной среды крайне заинтересованы, чтобы первый опыт подростков по употреблению наркотика повторился. Ведь это деньги.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам: Слайд 33.

1. Резкая смена друзей.

2. Резкое ухудшение поведения.

3. Изменение пищевых привычек.

4. Случаи забывчивости, бессвязная речь.

5. Резкие перемены настроения.

6. Полная утрата прежних интересов.

7. Внезапное нарушение координации движений.

8. Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

9. На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.

Однако быть внимательным к ребёнку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всём плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много твёрже скалы в том момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

2. Ответственность несовершеннолетних

Кодекс об административных правонарушениях Слайд 34.

Статья 20. 20. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Статья 20. 21. Появление (в общественных местах в состоянии опьянения).

Статья 20.22. Распитие и появление, а также употребление наркотических, психотропных веществ несовершеннолетними в возрасте до 16 лет. Влечет наложение административного штраф на родителей или их законных представителей в размере от 3 до 5 минимальных размеро оплаты труда.

Уголовный кодекс

Статья 228. Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет).

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет).

Статья 231. Незаконное культивирование (штраф в размере от 500 до 700 минимальных размеров оплаты труда).

Статья 232. Организация притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (лишение свободы на срок от 3 до 7 лет).

  1. Итог собрания. Слайд 34.

Попробуйте помочь понять им, что…

Средства массовой информации часто создают привлекательные образы людей, которые употребляют алкоголь и курят, но в реальной жизни не так много и не больше, чем среди непьющих и некурящих.

Алкоголь и наркотики притупляют разум и могут нарушать координацию движений, но они не помогают решить ни одну проблему.

Ни сигарета, ни алкоголь, ни наркотики не способны превратить ребенка во взрослого человека. Только время и опыт могут сделать это. Более того, употребление алкоголя несовершеннолетними является нарушением закона, ровно как и курение детьми до 14 лет.

Отсутствие зависимости от табака, алкоголя или наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей занять лучшее положение в обществе. Чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь действовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя и наркотиков.

Абсолютное большинство известных актеров, музыкантов, певцов, которых часто видим на экранах, приходят к выводу о необходимости трезвого образа жизни, а те, кто этого не понял, плохо заканчивают.

Слайд 35. Приемы противостояния вредным привычкам.

  • Учите подростка иметь свою индивидуальность. Рассказывайте ему, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает о том, почему они этого достойны.
  • Изучите с ним значение слова «дружба». Попросите его составить список качеств, которыми он бы охарактеризовал бы друга, а другой список – недруга. Напишите свои списки, сравните их.
  • Многие родители учат ребенка вежливости. Это хорошо. Но объясните подростку, что существуют ситуации, когда о вежливости нужно забыть. Например, когда на него кто-то оказывает давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики, надо твердо сказать «нет».
  • Избавьте детей от соблазна. Не разрешайте вашим детям ходить к друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы они становились участниками «скрытых» компаний. Никаких вечеринок в отсутствии родителей.
  • Стимулируйте участие подростка в общественной жизни школы и класса, в спорте, музыке, не требуя от него, чтобы он был лучшим. Тогда будет меньше вероятности, что увлечется плохим.
    Больше проводите времени с ребенком, дети это ценят и гордятся.
    Очень важно, как родители ведут себя в отношении алкоголя и курения. Поступки детей более ответственны, когда родители показывают пример.
  • Есть простая закономерность: чем больше подростков, окружающих вашего ребенка, употребляют алкоголь или курят, тем больше вероятность, что он будет поступать так же. Пусть ребенок вращается в благополучной среде.

Памятка родителям от ребенка Слайд 37.

Не балуйте меня

Не бойтесь быть твердым со мной

Не полагайтесь на силу

Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить

Не заставляйте меня чувствовать себя младше

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей

Не забывайте, что я люблю экспериментировать

Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения

И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

Любите своих детей, но не будьте слепыми!

Вредные привычки школьников — предмет огорчения учителей и родителей. Для того, чтобы ученики вели здоровый образ жизни, нужна своевременная профилактика, которая убережет их от пагубной зависимости.

Вредные привычки — проблема, с которой очень часто сталкивается современная молодежь. Если раньше вредными привычками страдали подростки более старшего возраста, то в настоящий момент это характерно для учеников средней школы. Чем же привлекают ребят столь пагубные привязанности? Скорее всего, подросткам хочется выглядеть так, как выглядят взрослые.

Вредные привычки позволяют им в какой-то степени чувствовать себя свободными и независимыми. Каждый школьник знает о том, что такое здоровый образ жизни, но почему-то некоторых ребят он совершенно не привлекает. Здоровый образ жизни — это прежде всего работа над самим собой. Человек, следующий ему, должен правильно питаться, заниматься спортом и, что самое главное, отказаться от всех вредных привычек навсегда. В чем же ценность здорового образа жизни?

На этот вопрос существует очень много вариантов ответов. Каждый человек находит в нем свои преимущества. Кто-то надеется на то, что такой образ жизни позволит продлить молодость и красоту, кого-то привлекает возможность оставаться стройным и подтянутым, прекрасно себя чувствовать. Правильное питание, распорядок дня позволяют школьнику гораздо лучше усваивать школьную программу. Физическое и умственное здоровье — это взаимосвязанные понятия.

К сожалению, не все современные подростки до конца осознают то, насколько важно следить за состоянием своего собственного организма уже с юных лет. Некоторые считают, что они и без этого будут всегда оставаться такими же здоровыми и красивыми, как сейчас. На формирование столь безответственного подхода к проблеме правильного образа жизни решающее влияние оказывает современный кинематограф, средства массовой информации.

Раньше отношение школьников к вредным привычкам было в основном отрицательным. Этого удавалось достигнуть в том числе и благодаря тому, что советское министерство культуры следило за тем, о чем повествуют художественные фильмы, о чем говорится в средствах массовой информации. В те времена очень активно велась пропаганда против курения и употребления алкоголя.

Но пару десятков лет назад молодежь получила возможность смотреть совершенно другие фильмы, в которых главные герои представали перед зрителем с бутылкой пива и сигаретой в руке. В те времена американские кинокартины пользовались огромной популярностью. Школьники смотрели их и в подсознании откладывалась информация о том, что курить — это модно.

Ведь именно это демонстрируют на экране главные герои. Конечно, в формировании столь безответственного подхода к собственному здоровью виноваты не только фильмы, но и все общество в целом, и общественная идеология. Если раньше курить считалось чем-то очень постыдным, то в какое-то определенное время общество решило, что это модно. В настоящий момент уже становится очевидным, что проблемой вредных привычек, которыми страдают школьники, нужно заниматься очень серьезно. При этом важен именно комплексный подход.

Только так можно вырастить здоровое поколение, думающее о своем будущем. Итак, в чем же должны заключаться основные методы грамотного воспитания, основанного на принятии здорового образа жизни? Формирование правильных жизненных ценностей закладывается в семье. Школа, друзья и ближайшее окружение, несомненно, играют в жизни подростка немаловажную роль. Если родители хотят вырастить своего ребенка здоровым, надо заниматься его воспитанием с самых ранних лет.

Первое, о чем нужно помнить, это то, что мама и папа должны стать для ребенка положительным примером. Важно не просто читать ему нотации, а на своем примере показывать, насколько яркой и насыщенной может быть жизнь без вредных привычек. Если мама подрастающей дочери позволяет себе курить, то слова родительницы о вреде курения будут звучать достаточно комично. С самых ранних лет необходимо приучить ребенка к правильному питанию, правильному распорядку дня.

Важно показать ему, что только здоровый человек может радоваться жизни, так как плохое самочувствие отбивает всяческую охоту к веселью и развлечениям. Для того, чтобы ребенок услышал все то, что пытаются донести до него родители, они должны стать для него теми людьми, мнение которых абсолютно авторитетно. Можно подключить к этому также старших братьев, сестер и других родственников.

Очень важно, чтобы ребенок с ранних лет слышал мнения всех членов семьи о здоровом образе жизни и о том, насколько он важен. Особенное внимание следует уделить подростку, вступающему в переходный возраст. В это время школьники, как никогда, склонны к самовыражению и очень восприимчивы к чужому влиянию. Лекции о вреде алкоголя, курения должны читать и учителя общеобразовательных школ.

При этом очень полезно привлекать психологов и других специалистов, которые смогут найти подход к подросткам. Пропаганда здорового образа жизни должна стать для педагогов одной из самых основных задач. Особое внимание следует уделять школьникам из так называемых неблагополучных семей. Для таких ребят педагоги порой становятся единственными воспитателями.

При разговоре с подростком очень важно делать акцент именно на том, что нужно школьнику, а не учителям, родителям. Проще говоря, не нужно описывать ему какие-то туманные перспективы того, что с ним будет через много лет, если он отдастся во власть вредных привычек, либо говорить о том, что его здоровый образ жизни нужен прежде всего семье, окружающим.

Для школьника важно осознать то, насколько ему самому нужен этот здоровый образ жизни, причем именно сейчас. К примеру, при разговоре с девочкой можно упомянуть о том, насколько непривлекательны курящие и пьющие женщины для лиц противоположного пола. Школьницы, находящиеся в переходном возрасте, уже, как правило, начинают интересоваться мальчиками. Они обязательно задумаются, насколько пагубные привычки отразятся на ее отношениях с ними.

Юной леди можно напомнить о том, что девушек, ведущих неправильный образ жизни, мальчики воспринимают скорее как «своего парня», нежели как хрупкое и беззащитное создание, которое нужно защищать и оберегать. Можно также сказать ей о том, насколько сильно стареет кожа курящих женщин. Все это нужно преподнести в достаточно ненавязчивой форме, чтобы дать возможность подростку все осознать.

Чтобы завоевать доверие юной барышни и еще больше склонить ее к своей точке зрения, можно провести с ней импровизированный урок, посвященный красоте. К примеру, можно рассказать ей об уходе за кожей, о макияже. При этом обязательно нужно еще раз обозначить все те проблемы, которые могут начаться с кожей у курящей женщины. Мальчикам-подросткам можно рассказать о том, насколько вредные привычки пагубно влияют на его физическую форму.

В некоторых школах принято приглашать на подобные лекции мужчин, которые пользуются авторитетом у школьников. К примеру, это может быть известный актер или певец. Многие знаменитости соглашаются провести такие беседы абсолютно безвозмездно. Таким образом они вносят свой вклад в развитие здоровой нации. В процессе беседы с подростками важно упомянуть про свое собственное отношение к алкоголю, курению.

Можно подчеркнуть, что всего того, чего тому или иному известному мужчине удалось добиться в жизни, ему удалось осуществить после категорического отказа от алкоголя, курения. Родителям подростков следует помнить, что на их детей очень сильное влияние оказывает окружение. Важно всегда быть в курсе того, с кем ребенок общается, в каком обществе он предпочитает проводить свободное время. Если школьник связался с плохой компанией — пора бить тревогу.

В этом случае важно сделать все для того, чтобы переключить подростка на более полезное времяпрепровождение. Необходимо понимать, что все пагубные привычки человек приобретает от безделья. Когда подросток занят, ему некогда думать о вредных пристрастиях. Перед ним стоят совершенно другие цели. Именно поэтому важно рационально организовать досуг ребенка. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, либо предложить ходить на занятия, которые проводят в школе.

Очень хорошей профилактикой вредных привычек служат занятия в спортивных школах. Там, как правило, собираются люди, ведущие здоровый образ жизни. Вращаясь в такой среде, подростку не захочется выделяться на фоне других спортсменов и он раз и навсегда выберет здоровый образ жизни. Любое занятие или хобби само по себе является хорошей профилактикой от вредных привычек. Школьник, увлеченный каким-либо занятием, будет тратить свободное время исключительно на него.

У него уже не возникнет желания бесцельно болтаться по улицам с сигаретой и пивом в руках. В борьбе за правильный образ жизни и учителя и родители школьников должны действовать согласованно и слаженно. Лучше объединить свои усилия. Именно так удастся достигнуть желаемой цели гораздо быстрее. Кроме того, родители всегда должны поддерживать связь с учителем, узнавать у него обо всем, что связано с их ребенком. Именно это является одним из правил достойного воспитания.

Профилактика вредных привычек у школьников — задача, которая должна стоять как перед учителями, так и перед родителями учеников. Она должна стать обязательным элементом воспитательной работы.

Вредные привычки – термин, характеризующий такой образ жизни, при котором человек осознанно наносит вред своему здоровью, занимаясь определёнными вещами, приносящими приятные ощущения. Особенно это характерно для подростков, которые ещё развиваются и не имеют чётко выработанных принципов. Профилактика вредных привычек – ряд мероприятий, которые должны проводиться в школе и других учебных заведениях, а также в семье. Ведь бороться с уже сложившимся образом жизни, даже если он несёт серьёзный вред, намного сложнее, чем предотвратить появление опасных влечений. Да и не все знают, насколько это вредно.

Разновидности вредных привычек

Специалисты выделяют множество видов вредных привычек. Какие-то из них пришли к нам из далекого прошлого, а что-то появилось лишь в последние годы. Самыми распространёнными и опасными сегодня считаются табакокурение, наркомания, токсикомания и алкоголизм. Но есть и другие. Давайте кратко охарактеризуем каждую из них.

Табакокурение – бич современности. К счастью, сегодня всё чаще ставится вопрос о том, как снизить количество людей, страдающих от этой вредной привычки. Правительство запрещает продажу сигарет несовершеннолетним, курение в публичных местах, увеличивает стоимость табачных изделий. И всё это приносит пользу, но не уберегает подростков и их друзей от пагубной привычки полностью.

Основная опасность табакокурения – быстрое привыкание и огромный вред для здоровья растущего организма. Профилактику курения лучше всего начинать с беседы подростков и их родителей. Даже если мама или папа курит, пусть поделится с сыном или дочерью, как пагубно воздействует привычка на организм и как сложно с ней расстаться. Нужно описать минусы курения, в том числе желтеющие зубы, одышку, неприятный запах изо рта, бессонницу, потливость.

Токсикомания

При токсикомании человек получает удовольствие от вдыхания паров тех или иных веществ. Справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно. Поэтому, если есть подозрения, что ребёнок страдает от токсикомании, следует немедленно обратиться за помощью к специалисту. Должны насторожить повышенная агрессивность, неадекватное поведение, таинственность и другие нехарактерные манеры поведения подростков. Причём внимание на эти симптомы появления вредной привычки могут обратить как их родители, так и учителя.

Алкоголизм

Основная опасность алкоголизма – незаметно вырастающая привязанность, которую сложно побороть. Так, сначала распитие спиртных напитков или пива происходит только по праздникам, потом чаще, а затем ни одна посиделка подростков или встреча с друзьями не обходится без бутылки. Здесь родителям также придётся начинать с себя. Если алкоголь – частый гость на столе, то вряд ли «душеспасительные» беседы принесут хоть какую-либо пользу.

Также важно следить, каков круг общения подростков. Если в него входят те, кто занимается спортом, имеет любимое дело, то можно не переживать. А вот неблагоприятная компания – повод насторожиться. Легче предотвратить возникновение, чем лечить человека от алкоголизма, токсикомании или наркомании.

При наркомании удовольствие получается от вдыхания, введения внутривенно, глотания или курения наркотических веществ. Подростков, имеющих такую вредную привычку, как и страдающих от токсикомании и алкоголизма, можно вычислить по неадекватному поведению. Обычно перемены замечают не только их родители, но и все окружающие. Кроме того, на руках могут появиться синяки от уколов, а глаза будут выглядеть неестественно и «стеклянно».


Даже если кажется, что подросток сможет справиться самостоятельно или употребляет «лёгкие» наркотики, от которых легко отказаться, не стоит надеяться на собственные силы. Лучше обратиться за помощью к специалистам. Ведь даже «лёгкие» наркотики вызывают привыкание и пагубно влияют не только на физическое, но и на психическое здоровье подростков. Тем более, что привыкание к наркомании в некоторых случаях может возникнуть уже после первых применений наркотического вещества.

Другие вредные привычки

К другим вредным привычкам можно отнести такие:

  • игроманию;
  • шопоголизм;
  • переедание;
  • обгрызание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • хруст пальцами;
  • отстукивание ритма руками или ногами и другие.

Все они опасны в разной степени. Например, ковыряние в носу и хруст пальцев приносят неудобства в большей степени окружающим людям. А игромания, хоть и отличается от алкоголизма, наркомании и токсикомании, всё равно представляет горе для всей семьи. Ведь человек, страдающий этой привычкой, может стать психически неуравновешенным или же даже потерять над собой контроль и причинить кому-то вред. К тому же человек, погружённый в компьютерный мир, перестаёт вести нормальный образ жизни, всё своё свободное время посвящает игре, тратит в ней деньги.

Влияние на здоровье человека

Очень сложно найти орган или систему в человеческом организме, которая бы не пострадала от вредной привычки, неважно, от наркомании, алкоголизма, табакокурения или другой. Тем не менее особенно опасно воздействие на состояние сердца, сосудов, головного и спинного мозга, костей и суставов, половой и дыхательной системы. Стоит помнить, что курильщик загрязняет не только свои лёгкие, но также значительно повышает риск развития атеросклероза сосудов.


Ещё более страшно влияние табакокурения, алкоголизма и наркомании на состояние здоровья будущих детей страдающей от одной из вредных привычек женщины. У таких малышей часто наблюдается отставание, проблемы с кровеносной, половой, дыхательной системой, неврологические заболевания.

Да и для окружающих человек с вредными привычками представляет немалую опасность: от пассивного курения до убийства с целью получения денег для покупки очередной дозы наркотика.

Способы борьбы с вредными привычками

В зависимости от того, какая вредная привычка нуждается в искоренении, а также насколько сам человек к ней привязан физически и психически, разнятся и методы борьбы. Например, чтобы справиться с табакокурением, алкоголизмом на начальных стадиях специалисты рекомендуют отвлечься и найти занятие, которое расслабит.

Помогает справиться с тягой к вредной привычке спорт. Неважно, что вы выберите: йогу или плаванье, бег на длинные дистанции или танцы, румбу или поднятие тяжестей. Помните, что интенсивность тренировок должна наращиваться постепенно. Лучше всего обратиться за помощью к опытному тренеру, рассказать ему о своей проблеме. Тогда занятия будут полезны и помогут достичь успеха в избавлении от сигареты или алкоголя.

Хороша работает методика откладывания сигареты на потом. К сожалению, этот метод работает лишь при начальной стадии зависимости. В случае с табакокурением после консультации со специалистом можно приобрести жевательные пастилки, леденцы, пластыри, помогающие справиться с никотиновой зависимостью. Сегодня модно также замена обычной сигареты на электронную.

Избавиться от наркомании, токсикомании и алкоголизма в запущенной стадии поможет только специализированная клиника. Комплексное воздействие психотерапии, лекарственных средств и других методик позволяет избавиться от вредных привычек навсегда. Но результат будет максимальным, только если сам человек хочет справиться с зависимостью.

Профилактические меры


Лучшая профилактика вредных привычек – здоровый и активный образ жизни. Вряд ли человек, увлекающийся танцами или греблей на байдарках, решит закурить или напиться. Поможет выплеснуть негатив, переключиться с проблем самый разный спорт.

Да и воспитание имеет огромное значение. Ребёнок, выросший в некурящей и непьющей семье, где с его малых лет ведутся беседы об опасности вредных привычек, не будет курить или увлекаться алкоголем. Но здесь огромное значение имеет ещё среда, в которой развивается подросток. Если все его сверстники пьют и курят, то против соблазна попробовать сложно устоять. Причём подростки редко осознают, как опасна та или иная привычка.

Именно поэтому так важно в школах и других учебных заведениях проводить различные мероприятия, призванные объяснить всю серьёзность проблемы, предотвратить её появление. Профилактика вредных привычек, особенно наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, в школах и университетах может проводиться разными способами:

  • акции, концерты и другие мероприятия;
  • выступления людей, поборовших вредную привычку и вернувшихся к нормальному образу жизни;
  • плакаты, брошюры, газеты;
  • лекции и уроки, посвящённые определённой вредной привычке.

Кроме того, занятия любимым делом также послужат хорошей профилактикой. Шитьё, вышивание, бисероплетение, рисование, игра на различных музыкальных инструментах и многие другие. Прогулки и поездки в различные места, танцы, закаливание, ролики, велосипед или коньки – выбирайте, что по душе. Различные секции, кружки также займут подростка, отвлекут от пагубного влияния сверстников, сделают более выносливым, целеустремлённым.

Меры профилактики вредных привычек, включающие постоянно проводящиеся мероприятия в учебных заведениях, беседы родителей дома, а также другие меры – самый верный шаг, который поможет избежать многих бед и сохранить здоровье растущего организма. Помогите подростку найти себя в жизни, развить умения и желание познавать новое, заниматься любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.

Зачастую вредные привычку в детстве имеют глубокие последствия в будущем. Как оградить ребенка от негативных привязанностей и воспитать в нем положительные качества, узнаете в нашем материале.

Согласно определению, привычка — это поведение или действие, ставшее для человека чем-то обыденным. Хорошие или плохие привычки есть у всех. Главная проблема, что вредная привязанность появляется легко, а вот выработать хорошую бывает сложно. Вредную привязанность можно сравнить с теплой постелью, расстаться с которой очень трудно. Большинство действий становятся для нас привычными еще с самого детства или юности.

Как избежать появления вредных привычек?

Первичная цель всех родителей — обеспечить детям хорошее будущее. И это возможно, если выработать хорошие привычки и избежать появления плохих.

Если родители приучили подростка раньше вставать, а также привили основы средств физической культуры, то в будущем он будет отличаться пунктуальностью, усердностью и силой воли. Еще с юности нужно принять правильные меры, чтобы привычки работали на нас, а не против нас.

Кто-то полагает, что для развития привычки или избавления от нее достаточно всего трех недель. Однако для избавления может понадобиться больше времени. Главное, запастись терпением и идти к своей цели. Будьте готовы, что в борьбе с привычкой вы будете срываться и ошибаться. Но важно не то, сколько раз вы упали, а то, сколько раз вы поднялись.

Желательно как можно раньше начать вести здоровый образ жизни. Тогда не придется вырабатывать эту привычку в будущем. Пока дети учатся в школе, у них есть хорошая возможность научиться не откладывать дела на потом и начать формирование культуры ЗОЖ, а также заниматься развитием нужных навыков.

Основные пути для достижения своих целей, связанных с привычками — это научиться поступать вопреки своим желаниям. Хорошо, если школьный психолог проводит разные формы работы, которые помогут определить направление и пути действий.

Профилактика вредных привычек у подростков

Проще всего формировать личность детей. Они послушны, податливы и легко учатся всему новому. С подростками же все немного сложнее. Для них авторитетом становятся друзья, но они нередко влияют негативно. Соответственно, они формируют массу плохих привычек у ребенка. Даже некоторые привычки, как, например, приходить поздно домой, могут восприниматься уже нормальными и оправданным. Однако в будущем они могут привести за собой негативный результат.



Примеры некоторых вредных привычек у подростков:

  • откладывать дела на потом;
  • не делать домашнее задание;
  • поздно приходить домой;
  • употреблять алкоголь;
  • курить;
  • сквернословить;
  • не соблюдать режим сна и отдыха.

Эти привычки развиваются легко и незаметно, а вот избавиться от них достаточно сложно.

Так как большую часть времени подростки проводят в школе, об их характере могут рассказать и учителя. Поэтому мамам и папам ни в коем случае нельзя пропускать родительские собрания или подобные мероприятия.

Чтобы приучить ребенка вовремя ложиться спать или начинать делать уроки, используйте смартфон, если на нем есть памятка с уведомлениями. Они напомнят, что пора спать или заниматься. Так молодые люди будут приучаться к графикам и временным рамкам. Если дети вечером пошли на прогулку без взрослых, то им точно не повредит напоминание в телефоне о времени возвращения домой. Уже спустя несколько раз подростки без напоминаний смогут делать все вовремя и по привычке.

Так как молодежь очень любит гаджеты, то им сможет помочь специальная программа. Интернет пестрит такими помощниками. В них можно вводить привычки, которые хочется выработать, составлять графики для достижения целей, отслеживать свои успехи и неудачи. Это очень помогает, так как лучший способ избавиться от вредной привычки — это заменить ее на положительную. Например, вместо игр за компьютером можно заниматься спортом или общаться с друзьями.

Еще одним переломным моментом в жизни молодых людей являются студенческие годы. У студентов много соблазнов попасть под плохое влияние. Поэтому если заложить прочный фундамент еще в детстве, то на этом этапе будет намного легче. Тогда даже вращаясь в молодежной среде, они смогут сохранить свои моральные устои и хорошие привычки.

Профилактика вредных привычек у школьников

В детстве родители — авторитеты для ребенка. К их советам он прислушивается. Поэтому нужно уловить этот момент и помочь ребенку сформировать личность. Хорошо будет выработать у младших детей привычку уважать старших и прислушиваться к их мнению. Это поможет избежать вредных привычек в будущем.

Так как дети дошкольного возраста очень любопытны и постоянно хотят узнавать что-то новое, они зачастую неусидчивы. Поэтому родителям важно приучить деток к внимательности и аккуратности. Также в таком возрасте легко привить детям любовь к книгам. Это поможет в будущем ребенку во многих аспектах, а также предупредит такую вредную привычку, как увлечение гаджетами и электронными устройствами.

В характере многих детей присутствует привычка хвастаться или обижаться по малейшему поводу, но избавиться от нее с помощью родителей деткам будет несложно. Очень эффективным в этом вопросе может оказаться участие в коллективных играх с другими детками разных возрастов. Они учатся работать друг с другом, прислушиваться к чужому мнению и не затаивать обид.

Родители могут обучать своих детей с помощью игр. Таким образом, они прививают детям ценный опыт, которого не дают ни в школе, ни в университете, ни на улице. Они учатся жить в обществе и сотрудничать с остальными его членами. Характеристика у обучающихся деток будет сильно отличаться от характеристики тех детей, воспитание которых было пущено на самотек.

Мероприятия по профилактике вредных привычек

Так как школа оказывает огромное влияние на формирование личности человека, желательно, чтобы это влияние было положительным. Дети учатся не только друг у друга — они также берут пример с учителей и замечают даже самые мелкие детали.

Очень хорошо, когда каждую неделю в школе проводится классный час. Им нельзя пренебрегать, так как он может принести детям больше знаний и опыта, нежели все остальные уроки. Во время классного часа можно предупредить появление вредных привычек и развитие отрицательных качеств, а также помочь раскрыться каждому ребенку.

Классный час — это беседа, которая проводится классным руководителем. Он говорит с детьми на социальную или психологическую тематику, выслушивает их мнение, высказывает свое, обращается к авторитетным источникам и дает советы.

Во время классного часа с детьми можно разыгрывать сценки и составлять сценарий — это поможет оживить обсуждаемую ситуацию. Работа руководителя в этом вопросе очень важна — к ней нельзя относиться халатно.

В начале года школа выдает протокол, в котором прописан план работы. Время от времени проходит специальный тренинг, который показывает, что дети смогли усвоить и применить в жизни, а также над чем еще стоит поработать.

Руководители вместе с детьми могут проводить разные акции, которые помогут лучше усвоить учебный материал. Можно всем классом выбрать вредную привычку, с которой все хотят бороться, и положительную, которую нужно выработать. Создается уголок успеха, где отмечаются достижения за неделю. Если занятие проводится регулярно, дети привыкнут и станут более открытыми и податливыми.

Работа над собой и своими привычками продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому нужно делать так, чтобы следовать плохой привычке было сложно, а хорошей — легко.

Важно помнить, что планы и их выполнение приводят к успеху. Если разработать план действий и точно следовать ему, то результата долго ждать не придется. Также важно уделить внимание окружению, влияние которого особенно сильно распространяется на подростков и маленьких детей.

Если следовать всем советам и не опускать руки, тогда любая цель обязательно будет достигнута!