Из переднего мозга образуются структуры. Что образует передний мозг и какие функции он выполняет

















Включить эффекты

1 из 17

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация по биологии на тему "Функции переднего мозга" поможет учителю в проведении урока. Целью данного урока является изучение функций переднего мозга, раскрытие значения асимметрии левого и правого полушарий. Оформление презентации иллюстрировано тематическими картинками.Теоретическая информация грамотно структурирована, что позволят легко воспринимать новый материал.

  1. Части Переднего мозга
  2. Закрепление

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Какие отделы головного мозга мы ещё не изучали?

1. Какие функции выполняет продолговатый мозг?

2. Какие нервные пути проходят через мост?

3. В чём проявляются функции среднего мозга?

4. Какова роль мозжечка?

Слайд 2

Функции переднего мозга

План урока:

  • Части Переднего мозга
  • Промежуточный мозг и его отделы
  • Большие полушария головного мозга
  • Закрепление
  • Слайд 4

    Топография промежуточного мозга

    • ФПромежуточный мозг,(diencephalon) отдел головного мозга, составляющий у человека самую- верхнюю часть мозгового ствола, над которой расположены большие полушария.
  • Слайд 5

    Части промежуточного мозга

  • Слайд 6

    Таламус – зрительный бугор

    Таламус (thalamus, зрительный бугор) - структура, в которой происходит обработка и интеграция практически всех сигналов, идущих в кору большого мозга от спинного, среднего мозга, мозжечка, базальных ганглиев головного мозга.

    • Сбор и оценка всей поступающей информации от органов чувств.
    • Выделение и передача в кору мозга наиболее важной информации.
    • Регуляция эмоционального поведения
  • Слайд 7

    Гипоталамус - подбугорье

    Гипоталамус (hypothalamus) или подбугорье - отдел головного мозга, расположенный ниже таламуса, или «зрительных бугров», за что и получил своё название.

    Высший подкорковый центр вегетативной нервной системы и всех жизненно важных функций

    • Обеспечение постоянства внутренней среды и обменных процессов организма.
    • Регуляция мотивированного поведения и защитные реакции (жажда, голод, насыщение, страх, ярость, удовольствие и неудовольствие)
    • Участие в смене сна и бодрствования.
  • Слайд 8

    Гипоталамо - гипофизарная система

    • Гипоталамус в ответ на нервные импульсы оказывает стимулирующее или тормозящее действие на переднюю долю гипофиза. Через гипофизарные гормоны гипоталамус регулирует функцию периферических желез внутренней секреции.
  • Слайд 9

    Эпифиз – шишковидная железа

    • Основные функции эпифиза в организме
      • Регуляция сезонных ритмов организма
      • Регуляция репродуктивной функции
      • Антиоксидантная защита организма
      • Противоопухолевая защита
      • «Солнечные часы старения»
    • Мелатонин – гормон эпифиза.
      • И если эпифиз уподобить биологическим часам, то мелатонин можно уподобить маятнику, который обеспечивает ход этих часов и снижение амплитуды которого приводит к их остановке.
  • Слайд 10

    Большие полушарияголовного мозга

    • Самая большая часть мозга, составляющая у взрослых примерно 70% его веса. В норме полушария симметричны. Они соединены между собой массивным пучком аксонов (мозолистым телом), обеспечивающим обмен информацией.
    • Каждое полушарие состоит из четырех долей: лобной, теменной, височной и затылочной. Доли мозговых полушарий отделяются одна от другой глубокими бороздами.
    • Центральная борозда
    • Боковая борозда
    • Теменно-затылочная борозда
  • Слайд 11

    Кора больших полушарий

    • Кора головного мозга играет очень важную роль в осуществлении высшей нервной (психической) деятельности.
    • У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм². На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры.
  • Слайд 12

    Слайд 13

    Подпишите отделы головного мозга

    1 – конечный мозг

    2 – промежуточный мозг

    3 – средний мозг

    5 – мозжечок

    6 – продолговатый мозг

    Слайд 14

    Повтори и запомни

    • Промежуточный мозг
    • Таламус
    • Продолговатый мозг
    • Средний мозг
    • Гипоталамус
    • мозжечок
    • Большие полушария мозга
  • Слайд 15

    Определите ошибки

    1. Гипоталамус

    3. Промежуточный мозг

    5. Продолговатый мозг

    6. Средний мозг

    7. Большие полушария

    1 – Большие полушария 2 - Мозжечок 3 - Продолговатый мозг 4 – Мост 5 – Гипоталамус 6 -Промежуточный мозг

    7 – Таламус 8 – Средний мозг

    4. Таламус

    8. Мозжечок

    Слайд 16

    Домашнее задание

    • П. 46 продолжить заполнение таблицы
    • Повторить п.45
  • Слайд 17

    Литература и интернет ресурсы

    Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по теме:

    «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    Задачи:

    Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки;

    Продолжить формирование понятия об иммунитете и его вида (неспецифический, специфический);

    Раскрыть знание клеточного и гуморального иммунитета;

    Ввести сведения об органах иммунной системы;

    Показать разницу между понятиями «воспаление» и «общее заболевание», включая инфекционные болезни

    Оборудование: таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», «Состав крови», «Кровь», «Железы внутренней секреции», «Строение трубчатой кости», схема фагоцитоза, портреты Л. Пастера, Э. Дженнера, И.И. Мечникова

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II Проверка знаний

    На предыдущем уроке мы с вами познакомились с компонентами внутренней среды организма, выяснили как эти компоненты взаимосвязаны между собой, а так же подробно изучили состав и функции клеток крови. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

    Индивидуальный опрос:

    (двум учащимся предлагается на доске выполнить задания по карточкам,

    третий учащийся выполняет задание на листочке)

    Карточка 1: «Внутренняя среда организма» (базовый уровень)

    Внутренняя среда организма - это ….

    Заполните схему:

    Карточка 2: Заполните таблицу «Клетки крови и их значение» (повышенный уровень)

    Карточка 3: Выполните задание: (высокий уровень)

    В биологической лаборатории на препаратах крови человека и лягушки были утрачены этикетки. По каким признакам можно определить где какая кровь? Дайте обоснованный ответ.

    (Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку)

    Фронтальный опрос:

    Какие форменные элементы крови вам известны?

    Как строение и состав эритроцита обеспечивает его функцию?

    Чем опасен для организма угарный газ?

    Какую функцию выполняют лейкоциты?

    Что такое фагоцитоз и фагоциты?

    Как осуществляется процесс фагоцитоза?

    Назовите имя учёного открывшего это явление?

    Какие клетки способны к фагоцитозу?

    Каков механизм образования тромба?

    Каково значение свёртываемости крови для организма?

    Наличие каких веществ в плазме крови обуславливает процесс сворачиваемости?

    Какие параметры крови определяют при анализе крови?

    Что такое малокровие? Чем оно опасно?

    Какие органы в организме отвечают за процесс кроветворения?

    III Основная часть

    1. Актуализация знаний

    Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Любой организм при этом защищается от них различными способами. Сегодня на уроке мы разберём основные механизмы защиты организма человека от различных инфекций. Тема сегодняшнего занятия: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет»

    2. Защитные барьеры организма

    Иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных м/о и вирусов, а также от инородных тел и веществ, обеспечивая постоянство внутренней среды организма

    3. Формы и механизмы иммунитета

    Самой древней формой иммунитета является неспецифичный иммунитет , который действует на все виды мироорганизмов, независимо от их химической природы. Другая форма иммунитета – специфический иммунитет – связан со способностью организма распознавать вещества, отличные от его клеток и тканей, и уничтожать только эти чужеродные клетки и вещества.

    фагоцитоз

    (И.И. Мечников) нейтрализация

    Антигены - чужеродные вещества и микроорганизмы, способные вызывать

    иммунную реакцию.

    * микробы, вирусы, любые другие клетки

    Механизмы иммунитета

    Клеточный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами

    Гуморальный механизм иммунитета

    Уничтожение вредного фактора с помощью веществ, выделяемых самой клеткой

    * интерферон

    4. Органы кроветворения

    У позвоночных животных есть специальные органы, где формируются клетки крови, участвующие в иммунной реакции.

    Центральные органы иммунной системы:

    Костный мозг

    Расположен в трубчатых костях скелета. Вырабатывает лейкоциты, которые поступают в кровеносное русло.

    Тимус (вилочковая железа)

    Тимус располагается у основания шеи, за грудиной. Вырабатывает Т-лимфоциты.

    Периферические органы иммунной системы:

    Селезёнка

    Находится в левом подреберье. Содержит большое количество Т-лимфоцитов и В-лимфоцитов, которые обеспечивают иммунологическую «проверку» крови.

    Лимфатические узлы

    Располагаются по ходу лимфатических сосудов. Содержит В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги.

    5. Воспаление Рис. 47 стр.92

    Признаки:

    1. покраснение поражённого участка

    2. повышение температуры

    4. нагноение

    Воспаление - это местная реакция организма на проникновение м\о, вирусов, различных

    Значение:

    1. не допустить распространение микробов на весь организм

    2. полное уничтожение микробов

    Гной погибшие м\о и фагоциты

    Илья Ильич Мечников

    Российский и французский биолог (зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Родился 15 мая 1845 года в селе Ивановка Харьковской губернии Российской империи.

    Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии.

    Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).

    Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем - фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях» - 1901).

    Многочисленные работы Мечникова по бактериологии посвящены вопросам эпидемиологии холеры, брюшного тифа, туберкулёза и др. инфекционных заболеваний.

    IV Работа с учебником

    Инфекционные заболевания

    Используя текст §18, выполните следующие задания: стр.91-92

    Базовый уровень:

    Какие заболевания называют инфекционными?

    Укажите отличительные особенности инфекционных заболеваний

    Перечислите известные вам инфекционные заболевания.

    Повышенный уровень:

    Что такое «ворота инфекции»?

    Перечислите основные стадии развития инфекционного заболевания.

    В каком случае, при проникновении в организм инфекции, болезнь не развивается?

    Высокий уровень:

    Почему опасны бацилло- и вирусоносители?

    Каков механизм формирования подобного носительства?

    В чём заключается различие между больным СПИДом и ВИЧ-носителем?

    Проверка правильности выполнения заданий

    Вывод: иммунитет, выработанный к одному из возбудителей, не гарантирует от

    заражения другим.

    ? Каковы возможные меры профилактики инфекционных заболеваний?

    тщательное мытьё рук, фруктов и овощей

    кипячение, обработка дезинфицирующими средствами

    изоляция и лечения заболевших

    соблюдение мер личной гигиены

    профилактические прививки, лечебные сыворотки

    V Закрепление

    1. Установите соответствие

    1. Иммунитет

    А. Особые белки, специфически связывающиеся с проникающими в организм чужеродными веществами

    2. Антитела

    Б. Клетки крови, играющие главную роль в иммунной защите организма

    3. Антигены

    В. Препарат, приготовленный из убитых или ослабленных бактерий и вирусов

    4. Фагоциты, Т- и В-лимфоциты

    Г. Комплексная реакция организма, направленная на защиту от болезнетворных микробов, вирусов, инородных тел и веществ

    5. Вакцина

    Д. Общее название чужеродных веществ, проникающих в организм

    6. Лечебная сыворотка

    Е. Препарат, содержащий готовые антитела, полученный из крови животного, перенесшего заболевание

    2. Заполните пропуски в тексте

    Иммунитет – это способность организма избавляться от ……………. тел и соединений, сохранять химическое ……………….. внутренней среды и биологическую индивидуальность. Первым барьером на пути болезнетворных факторов являются ………….. и …………… оболочки. Вторым барьером на пути болезнетворных факторов является ………….. среда организма (…………. и лимфа). В состав иммунной системы входят ……………………. мозг, вилочковая железа (тимус), лимфатические узлы, ……………. .

    3. Заполните пропуски в тексте

    Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – эпидемическое заболевание человека, охватившее 150 стран мира. Болезнь поражает преимущественно …………… систему человека. Возбудитель заболевания – ……………………….. (ВИЧ). В результате его проникновения в организм человек становится беззащитным к микробам, в обычных условиях не вызывающим заболевания. Один из наиболее частых путей передачи ВИЧ и распространения СПИДа – ……………………. . Мерами профилактики СПИДа являются: ……………………………………………………. .

    VI Итоги урока

    Организм имеет два барьера защиты от болезнетворных организмов.

    Защитная реакция организма на внедрение болезнетворных м/о, вирусов, инородных тел и веществ называется иммунитетом.

    Существует две формы иммунитета: неспецифический иммунитет (действует на все виды м/о) и специфический иммунитет (действует на конкретный антиген).

    Клетками, осуществляющими в организме иммунную реакцию, являются В-лимфоциты, Т-лимфоциты, макрофаги, которые образуются органах иммунной системы.

    Инфекционные заболевания отличаются от других тем, что заразны, имеют циклическое течение и формируют постинфекционный иммунитет.

    VII Домашнее задание

    Выучить §18; Уметь отвечать на вопросы после параграфа.

    Подготовить сообщения: «Л. Пастер. Вакцина. Лечебные сыворотки»

    «Э.Дженнер. Методы оспопрививания»

    Учебная, методическая литература:

    Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология: Человек.» Учебник для 8 кл.. М: Дрофа, 2008г

    Колесов Д.В. «Биология. Человек». Тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. М: Дрофа, 2004г.

    Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В. «Самостоятельные работы учащихся по анатомии. Физиологии и гигиене человека» Пособие для учителя. М: Просвещение,1987г.

    макрофаги

    лейкоциты

    специфический

    неспецифический

    Формы иммунитета

    Б О Л Е З Н Ь

    Кровь (лейкоциты); лимфа (лимфоциты); тканевая жидкость (макрофаги)

    Кожа, слизистые оболочки (слёзы, пот, слюна, соляная кислота) + м\о живущие на коже и слизистых оболочках

    Проникновение м/о

    Компоненты внутренней среды

    лимфоциты

    антитела на антигены

    макрофаги

    Клетки иммунитета

    Т-лимфоциты

    В-лимфоциты

    пожирают инородные вещества, м\о, клетки

    образуют антитела

    делают бактерии беззащит-ными перед фагоцитами

    выделяют вещества, убивающие бактерии и вирусы

    Вне клетки!

    В клетке!

    клетки памяти

    плазматические клетки

    Т-киллеры

    Т-супрессоры

    Т-хелперы

    передают информацию об антигене

    запоминание информации

    об антигене

    чужеродные

    блокируют чрезмерные реак-ции В-лимфоциты

    Сообщение учащегося

    Секция естественных наук

    Это чрезвычайно сложная система. Благодаря этому органу люди достигли того уровня развития, который наблюдается сейчас. Что же он собой представляет?

    Эволюционное развитие

    В современном школьном курсе биологии рассматриваются темы от простых к сложным. Сначала речь идет о клетках, о простейших, бактериях, растениях, грибах. Позднее происходит переход к животным и человеку. В какой-то степени это отображает предположительный ход эволюции. Рассматривая строение, например, червей, легко заметить, что оно гораздо проще, чем у человека или высших животных. Но у этих организмов есть кое-что важное - нервный узел, выполняющий функции мозга.

    Передний мозг

    Если попросить кого-нибудь нарисовать содержимое черепной коробки человека, скорее всего, будут схематично изображены полушария. Это действительно одна из самых заметных и больших частей. Но передний мозг также вмещает в себя продолговатый. В целом их структура довольно сложна. А если принять во внимание более подробное деление, то можно и вовсе назвать все отделы переднего мозга:

    • гиппокамп;
    • базальные ганглии;
    • большой мозг.

    Безусловно, есть и еще более подробное деление, но, как правило, оно интересно только специалистам. Ну а тем, кто просто занимается расширением своего кругозора, будет гораздо более занимательным узнать, чем же заняты все эти отделы. Итак, каковы функции переднего мозга? И почему есть различия между мышлением правшей и левшей?

    Функции

    Передний мозг включает в себя части, развившиеся самыми последними. И это значит, что именно благодаря им человек обладает теми качествами, что у него есть. И если промежуточный мозг занимается в основном регуляцией обмена веществ, примитивными рефлексами и потребностями, а также простой двигательной активностью, то полушария - это то самое место, где зарождаются осознанные мысли, где происходит обучение и запоминание информации, а также создается нечто новое.

    Полушария также условно делятся на несколько частей-зон: теменную, лобную, заднюю и височную. И здесь располагаются клетки, которые занимаются в том числе анализом поступающей извне информации: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные центры.

    Самое интересное, что с функциональной точки зрения левое и правое полушарие различны. Конечно, известны случаи, когда при повреждении одной части мозга другая брала на себя ее задачи, то есть определенная взаимозаменяемость есть, но в обычном случае ситуация может быть такой: левое полушарие занимается анализом интонации речи другого человека, а правое - интерпретацией смысла сказанного. Именно поэтому левши и правши, у которых более развиты различные части, думают немного по-разному.

    Также функции переднего мозга включают в себя память, различную реакцию на внешние раздражители, планирование и построение будущих сценариев и ситуаций. Также тут располагается речевой центр. Здесь происходит вся высшая нервная деятельность: творчество, размышления, идеи.

    Довольно интересно и то, что передний мозг активно развивается не только во внутриутробном периоде, но и в первые несколько лет жизни. Каждое новое умение и навык, выученное слово, любая важная информация - все это формирует новые нейронные связи. И эта своеобразная карта уникальна для каждого человека.

    • Мыслительные способности не зависят от массы мозга, но коррелируют с такой величиной, как количество извилин.
    • Скорость сигналов между нейронами достигает 288 километров в час. К старости этот показатель снижается.
    • Мозг потребляет самое большое количество энергии среди человеческих органов - около 20%. Это огромный показатель, учитывая, что его масса по отношению к телу составляет лишь 2%. Также для его нормальной работы необходимо достаточное количество жидкости в организме.
    • Утверждение о том, что мозг использует свои ресурсы лишь на 10% - это миф. Одновременно действительно может работать не так много центров, но так или иначе они задействуются все.

    Задачи урока:

    • Формировать у учащихся новые анатомо - физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий.
    • Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы.
    • Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбу, развивать интерес к изучаемому предмету. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга.

    Метод обучения: рассказ, беседа.

    Оборудование урока:

    • Таблицы по нервной системе.
    • Муляжи головного мозга позвоночных животных, муляж большие полушария мозга человека.
    • Тесты для контроля знаний учащихся.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Подготовка к уроку учащихся. Вступительное слово учителя.

    Дети, сегодня на уроке мы с вами повторим, изученный на прошлом уроке материал, изучим новую тему. Нервную систему подразделяют на две части - периферическую и центральную нервную систему. ЦНС - состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг помещается внутри мозгового черепа, а спинной мозг - в позвоночном канале. Периферическая часть нервной системы представлены нервами, т.е. пучками нервных волокон, которые выходят за пределы мозга и направляются к различным органам тела. В состав периферической части нервной системы входят и нервные узлы или ганглии - скопления нервных клеток вне спинного и головного мозга.

    Деление нервной системы на центральную и периферическую в известной степени условно, так как нервная система едина.

    II. Повторение пройденного материала.

    Опрос учащихся по теме: Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

    Для проверки домашнего задания вызываю группами учащихся, даю вопросы, и они выполняют в течение пяти минут. Потом другая группа садится. Третья группа отличники они оценивают выполненное задание I и II групп. За 15 мин проводится полный опрос класса. Во время работы в парах сама проверяю.

    Вопросы:

    • Из каких отделов состоит головной мозг?
    • Каковы функции продолговатого мозга?
    • В чем проявляются функции среднего мозга?
    • Какова роль мозжечка в осуществлении движений?
    • Какие нервные пути проходят через мост?

    Продолжите предложение на карточках.

    В продолговатом мозге расположены жизненно важные центры регуляции (дыхания, сердечно - сосудистой деятельности, обмена веществ).

    В среднем мозге находятся скопления серого вещества в виде ядер четверохолмия. Передние бугры четверохолмия являются (первичными зрительными) центрами, а задние бугры (первичными зрительными) центрами.

    У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция (мышечного тонуса, движения ног и рук резкие, походка шаткая, напоминающая походку пьяного)

    Через мост проходит в кору (слуховые) пути.

    Учитель: Делаем вывод, что головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средней мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга.

    Тема нашего урока: Большие полушария мозга.

    Учитель записывает тему на доске, а ученики в тетрадях.

    III. Изучение нового материала

    • Строение промежуточного мозга.
    • Строение коры больших полушарий.
    • Доли и зоны коры больших полушарий и их функции.
    • Объяснение учебного материала.

    Передней мозг состоит из двух отделов: промежуточного мозга и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

    В левом полушарии, у правшей находятся устная и письменная речь. В правом полушарии происходит образное мышление, творчество.

    Промежуточный мозг состоит из трех частей - верхней, центральной и нижней.

    Центральная часть промежуточного мозга называется таламусом. Это парное образование серого вещества, крупное, яйцевидной формы. Сюда поступают зрительные сигналы, слуховые, импульсы от рецепторов кожи, лица, туловища, конечностей и от вкусовых рецепторов, рецепторов внутренних органов. Благодаря таламусу только важная информация поступает в кору большого мозга.

    Нижняя часть промежуточного мозга называется гипоталамусом. Гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, температуры тела, водного обмена, обмена углеводов

    Другой отдел головного мозга большие полушария.

    У взрослого человека масса больших полушарий составляет 80% массы головного мозга. Правое и левое полушария разделены глубокой продольной бороздой. В глубине этой борозды находится мозолистое тело. Мозолистое тело состоит из нервных волокон. Они соединяют левое и правое полушария.

    Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества (пишут в таблицу). Кора больших полушарий головного мозга является высшим, филогенетически наиболее молодым образованием центральной нервной системы. Кора покрывает всю поверхность больших полушарий слоем толщиной от 1,5 до 3 мм. Под корой находится белое вещество, (пишут в таблицу) связывающих нейроны коры между собой и с нижележащими отделами мозга.

    Учитель: - Обратите внимание на поверхность полушария. Что вы видите?

    Ответ: Борозды и извилины (пишут в таблицу).

    Общая поверхность полушарий коры взрослого человека 1700 -2200 см 2 . В коре насчитывают от 12 - 18 млрд. нервных клеток. Обширная поверхность коры головного мозга достигается за счет многочисленных борозд, которые делят всю поверхность полушария на выпуклые извилины и доли.

    Три главные борозды - центральная, боковая и теменно - затылочная - делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную (пишут в таблицу).

    (Показывает на доске - на плакате).

    Лобная доля находится впереди центральной борозды. Теменная доля ограничена впереди центральной бороздой, позади - теменно-затылочной, внизу - боковой бороздой. Позади теменно-затылочной борозды находится затылочная доля. Височная доля ограничена вверху глубокой боковой бороздой. Между височной и затылочной долями резкой границы нет.

    Пятая доля полушарий - островок - находится в глубине боковой борозды. Она прикрыта лобной, теменной и височной долями.

    Каждая доля выполняет определенную функцию. Поэтому их делят на зоны. В затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности. Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зона расположена впереди центральной извилины.

    Заполнение таблицы в тетрадях.

    III. Физкультминутка.

    Самостоятельная работа в парах.

    Пользуясь учебником, заполните таблицу.

    Зоны коры больших полушарий мозга

    IV. Закрепление знаний.

    Для закрепления знаний дается тест.

    Из перечня (I - VII) пользуясь учебником, выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1 -8):

    I. Пища в полости рта.

    II. Мозжечок.

    III. Средней мозг.

    IV. Включение лампочки.

    V. Гипоталамус.

    VI. Продолговатый мозг.

    VII. Большие полушария.

    1. Согласует работу внутренних органов и регулирует обмен веществ.
    2. Филогенетически наиболее молодое образование ЦНС.
    3. Если поврежден, наступает мгновенная смерть.
    4. Имеют кору и серого вещества мозга.
    5. Поддерживает тонус скелетных мышц.
    6. Содержит центры сердечно - сосудистых и дыхательных рефлексов
    7. Какой раздражитель возбуждает зрительную зону.
    8. Какой раздражитель возбуждает вкусовую зону коры.

    Для проверки удобно использовать шаблон в форме перфокарты, отверстия в котором соответствуют правильным ответам.

    Ответы Номера вопросов
    1 2 3 4 5 6 7 8
    I +
    II +
    III +
    IV +
    V +
    VI + +
    VII + +
    I
    II
    III
    IV
    V
    VI
    VII

    V. Домашнее задание.

    Параграф 46. Функции переднего мозга

    Исходя, из сравнительной анатомии строения головного мозга позвоночных животных подготовить сообщение о роли больших полушарий в жизнедеятельности позвоночных животных.

    VI. Оценка деятельности учащихся.

    Передний мозг состоит из двух отделов – промежуточного моз­га и больших полушарий головного мозга. Это самый большой отдел головного мозга, состоящий из правой и левой половин.

    Промежуточный мозг состоит из трёх частей - верхней, центральной и нижней. Центральная часть про­межуточного мозга называется таламусом. Он состоит из двух парных образований, разделённых III желудочком мозга. Сю­да стекается вся информация от органов чувств. Здесь проис­ходит первая оценка её значимости. Благодаря таламусу толь­ко важная информация поступает в кору большого мозга.

    Нижняя часть промежуточного мозга называется гипотала­мусом. Он регулирует обмен веществ и энергии. В его ядрах имеются центры жажды и её утоления, голода и насыщения. Гипоталамус контролирует удовлетворение потребностей и под­держание постоянства внутренней среды - гомеостаза. С учас­тием промежуточного мозга и других отделов головного мозга осуществляются многие циклические движения: ходьба, бег, прыжки, плавание и пр., а также сохранение позы между дви­жениями.

    Большие полушария головного мозга разделены глубокой переднезадней щелью на левую и правую части. В её глубине находится соединяющая их перемычка из белого вещества - мозолистое тело.

    Поверхность большого мозга образована корой, состоящей из серого вещества. Там сосредоточены тела нейронов. Они располагаются столбиками, образуя несколько слоев.

    Под корой находится белое вещество, состоящее из массы нервных волокон, связывающих нейроны коры между собой и нижележащими отделами мозга. В толще полушарий среди белого вещества находятся в виде ядер островки серого вещества, образующие подкорковые центры.

    Поверхность полушарий собрана в складки. Выступающие части поверхности образуют извилины, а углубления - борозды. Они намного увеличивают поверхность коры больших полушарий. Самые глубокие борозды делят каждое полушарие на четыре доли лобную, теменную, затылочную и височную (рисунок 29). Они примыкают к соответствующим костям и потому носят их названия. Центральная борозда отделяет лобную долю от теменной, боковая - височную долю от лобной и теменной.

    Рисунок 29 –Доли больших полуша­рий головного мозга: 1 - лобная; 2 - теменная; 3 - затылочная; 4 - височная

    В нейронах коры больших полушарий происходит анализ нервных импульсов, поступающих от органов чувств (рисунок 30). Он осуществляется в чувствительных зонах, которые занимают среднюю и заднюю части головного мозга. Так, в затылочной доле сосредоточены нейроны зрительной зоны, в височной - слуховой. В теменной зоне, позади центральной извилины, находится зона кожно-мышечной чувствительности.

    Обонятельные и вкусовые зоны находятся на внутренней поверхности височных долей. Центры, регулирующие активное поведение, находятся в передних частях головного мозга, в лобных долях коры больших полушарий. Двигательная зо­на расположена впереди центральной извилины.

    Правое полушарие управляет органами левой части туло­вища и получает информацию от пространства слева. Левое полушарие регулирует работу органов правой части туловища и воспринимает информацию от пространства справа. Основная особенность большого мозга человека заключает­ся в том, что правое и левое полушария функционально различ­ны. В левом полушарии, как правило, у правшей находятся центры речи. Здесь происходит анализ

    Рисунок 30 Основные зоны коры больших полушарий головного мозга человека с наружной (А) и внутренней (Б) сторон: 1 - двигательная; 2 - кожно-мышечной чувствительности; 3 - зрительная; 4 - слуховая; 5 - обонятельная и вкусовая

    обстановки и связанных с ним действий по отдельным параметрам, вырабатываются обобщения, строятся логические выводы. Правое полушарие воспринимает обстановку в целом. Здесь возникают так назы­ваемые интуитивные решения. В правом полушарии происхо­дит распознавание образов и мелодий, запоминание лиц.

    В полушариях большого мозга образуются временные свя­зи между сигнальными, условно-рефлекторными раздражи­телями и жизненно значимыми событиями. Благодаря этим связям накапливается индивидуальный опыт.

    Старая и новая кора большого мозга. Старая кора имеется уже у рептилий. У млекопитающих её появление связано с раз­витием обоняния. Она, как пояс, окружает основание мозга и включает подкорковые ядра. Здесь сосредоточены центры, связанные со сложными инстинктами, эмоциями, па­мятью. Старая кора даёт возможность организму различать бла­гоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них испугом, радостью, агрессией, тревогой. Здесь в памяти хранит­ся информация о пережитых событиях. Это даёт возможность при сходных обстоятельствах предпринять действия, которые приведут к успеху. В отличие от новой коры, старая кора не может точно распознавать объекты, оценивать вероятность бу­дущих событий и планировать ответы на их появление.

    В новую кору поступает информация от внутренних орга­нов и от органов чувств. В лобных долях из многочисленных потребностей отбирается самая важная и формируется цель де­ятельности, план достижения цели на основании анализа об­становки и прошлого опыта.

    Здесь с участием речевых центров вырабатываются сцена­рии будущего поведения. Они реализуются другими отделами головного и спинного мозга, связанными с исполнительными органами.

    Сведения о достигнутых результатах приходят по обратным связям в лобные доли полушарий и, в зависимости от полу­ченного эффекта, деятельность прекращается или продолжа­ется в измененном виде.

    Передний мозг – самая развитая в процессе эволюции структура.

    Он предопределяет склонности человека, его направленность, поведение, становление личности.

    Расположение – мозговой отдел черепа.

    Статья предназначена для общего понимания строения и назначения.

    Общие сведения

    Образован из переднего конца первичной нервной трубки. В эмбриогенезе делится на 2 части, одна из которых порождает конечный мозг, вторая – промежуточный.

    Согласно модели Александра Лурии, состоит из 3-х блоков:

    1. Блок регуляции уровни активности мозга. Обеспечивает осуществление определённых видов деятельности. Отвечает за эмоциональное подкрепление активности на основе прогнозирования ее результатов (успех – неудача).
    2. Блок приёма, переработки и хранения входящей информации. Участвует в формировании представления о способах реализации деятельности.
    3. Блок программирования, регуляции и контроля за организацией психической деятельности. Сравнивает полученный результат с исходным намерением.

    Передний мозг принимает участие в работе всех блоков. На основе обработки информации он управляет поведением. Администратор высших психологических функций: восприятия, памяти, воображения, мышления, речи.

    Анатомия

    Строение живой особи описать непросто. Тем более такой его составляющей, как мозг. Эта существующая в каждом вселенная продолжает скрывать свои тайны. Но это не значит, что в них не стоит разбираться.

    Развитие

    Передний мозг формируется на 3-4 неделе пренатального развития. К концу 4 недели эмбриогенеза из переднего мозгового пузыря образуются конечный и промежуточный мозг, полость третьего желудочка.

    Состоит из таламической и гипоталамической областей, которые располагаются по бокам третьего желудочка между полушариями и средним мозгом.

    Таламическая область объединяет:

    • таламус – яйцевидное образование, расположенное глубоко под корой больших полушарий. Древнейшее, самое крупное (3-4 см) образование промежуточного мозга;
    • эпиталамус разместился над таламусом. Знаменит тем, что в нем расположен эпифиз. Раньше полагали, что здесь живёт душа. Йоги связывают эпифиз с седьмой чакрой. Разбудив орган, можно открыть «третий глаз», став ясновидящим. Железа малюсенькая, всего 0,2 г. Но польза для организма огромная, хотя ранее считалась рудиментом;
    • субталамус – образование, расположенное ниже таламуса;
    • метаталамус – тела, расположенные в задней части таламуса (ранее считались отдельной структурой). Вместе со средним мозгом определяют работу зрительного и слухового анализаторов;

    Гипоталамическая область включает:

    • гипоталамус. Расположен под таламусом. Весит 3-5 г. Состоит из специализированных групп нейронов. Связан со всеми отделами. Управляет гипофизом;
    • заднюю долю гипофиза – центрального органа эндокринной системы массой 0,5 г. Расположен в основании черепа. Задняя доля вместе с гипоталамусом образуют гипоталамо-гипофизарный комплекс, управляющий деятельностью эндокринных желёз.

    Объединяет:

    • покрытые корой полушария. Кора появилась на поздних этапах развития животного мира. Занимает половину объёма полушарий. Поверхность ее может превышать 2000 см 2 ;
    • мозолистое тело – нервный тракт, соединяющий полушария;
    • полосатое тело. Расположено сбоку от таламуса. На срезе имеет вид повторяющихся полос белого и серого вещества. Содействует регуляции движений, мотивации поведения;
    • обонятельный мозг. Объединяет структуры, различные по назначению, возникновению. Среди них центральный отдел обонятельного анализатора;

    Анатомические особенности

    Промежуточный

    Таламус похож на яйцо серо-коричневого цвета. Структурная единица – ядра, которые классифицируются по функциональному и композиционному признакам.

    Эпиталамус состоит из нескольких единиц, самая известная из которых — серовато-красноватого цвета эпифиз.

    Субталамус – небольшая область из ядер серого вещества, соединённых с белым.

    Гипоталамус состоит из ядер. Их около 30. Большинство парные. Классифицируются по месторасположению.

    Задняя доля гипофиза. – образование округлой формы, месторасположение — гипофизарная ямка турецкого седла.

    Конечный

    Объединяет полушария, мозолистое и полосатое тела. Наибольший по объёму отдел.

    Полушария покрыты серым веществом толщиной 1-5 мм. Масса полушарий составляет около 4/5 массы головного мозга. Извилины и борозды значительно увеличивает площадь коры, содержащей миллиарды нейронов и нервных волокон, выстроенных по определённому порядку. Под серым веществом лежит белое — отростки нервных клеток. Около 90% коры имеет типичное шестислойное строение, где нейроны связаны через синапсы друг с другом.

    С точки зрения филогенеза кору полушарий делят на 4 типа: древняя, старая, промежуточная, новая. Основную часть коры у человека составляет неокортекс.

    Мозолистое тело по форме напоминает широкую полосу. Состоит из 200-250 миллионов нервных волокон. Самая большая конструкция, соединяющая полушария.

    Функции

    Миссия – организация психической деятельности.

    Промежуточный

    Участвует в координации работы органов, регулировании движения тела, поддержании температуры, метаболизма, эмоционального фона.

    Таламус . Главная задача – сортировка информации. Работает как реле – обрабатывает и направляет в мозг данные, поступающие от рецепторов и проводящих путей. Таламус влияет на уровень сознания, внимания, сон, бодрствование. Поддерживает функционирование речи.

    Эпиталамус . Взаимодействие с другими структурами происходит посредством мелатонина – гормона, вырабатываемого эпифизом в тёмное время суток (поэтому не рекомендуется спать при свете). Производное серотонина – «гормона счастья». Мелатонин – участник регуляции суточных ритмов, являясь природным снотворным, влияет на память и когнитивные процессы. Воздействует на локализацию кожных пигментов (не путать с меланином), половое созревание, подавляет рост ряда клеток, включая раковые. Через связи с базальными ядрами эпиталамус участвует в оптимизации двигательной активности, через связи с лимбической системой – в регуляции эмоций.

    Субталамус . Контролирует мышечные ответы организма.

    Гипоталамус . Образует с гипофизом функциональный комплекс, руководит его работой. Комплекс управляет эндокринной системой. Вырабатываемые ее гормоны помогают справляться с дистрессом, поддерживают гомеостаз.

    В гипоталамусе расположены центры жажды и голода. Отдел координирует эмоции, поведение человека, сон, бодрствование, терморегуляцию. Здесь найдены сходные по действию с опиатами , которые помогают перенести боль.

    Полушарии

    Действуют совместно с подкорковыми структурами и мозговым стволом. Основное предназначение:

    1. Организация взаимодействия организма с окружающей средой через его поведение.
    2. Консолидация организма.

    Мозолистое тело

    На мозолистое тело обратили внимание после операций по его рассечению при лечении эпилепсии. Операции избавляли от припадков, при этом изменяя личность человека. Было выявлено, что полушарии приспособлены работать независимо. Однако для координации деятельности необходим обмен информацией между ними. Мозолистое тело – основной передатчик информации.

    Полосатое тело

    1. Снижает мышечный тонус.
    2. Вносит вклад в координацию функционирования внутренних органов и поведение.
    3. Участвует в становлении условных рефлексов.

    Обонятельный мозг объединяет центры, контролирующие обоняние.

    Кора больших полушарий

    Руководитель психических процессов. Управляет чувствительными и двигательными функциями. Состоит из 4-х слоев.

    Древний слой отвечает за элементарные ответы (например, агрессию), характерные человеку и животным.

    Старый слой участвует в формировании привязанности, заложении основ альтруизма. Благодаря слою мы веселимся или гневаемся.

    Промежуточный слой — образование переходного типа, так как модификация старых образований в новые осуществляется постепенно. Обеспечивает активность новой и старой коры.

    Новая кора концентрирует информацию от подкорковых структур и ствола. Благодаря ей живые существа мыслят, разговаривают, помнят, творят.

    5 церебральных долей

    Затылочная доля – центральный отдел зрительного анализатора. Обеспечивает распознавание зрительных образов.

    Теменная доля:

    • управляет движениями;
    • ориентирует во времени и пространстве;
    • обеспечивает восприятие информации от кожных рецепторов.

    Благодаря височной доле живые существа воспринимают многообразие звуков.

    Лобная доля регулирует произвольные процессы, движения, моторную речь, абстрактное мышление, письмо, самокритику, координирует работу других областей коры.

    Островковая доля отвечает за становление сознания, формирование эмоционального отклика и поддержку гомеостаза.

    Взаимодействие с другими структурами

    Головной мозг в ходе онтогенеза созревает неравномерно. При рождении сформированы безусловные рефлексы. По мере созревания особи развиваются условные рефлексы.

    Отделы головного мозга анатомически-функционально взаимосвязаны. Ствол совместно с корой участвуют в подготовке и реализации различных форм поведения.

    Взаимодействие таламуса, лимбической системы, гиппокампа помогает воспроизводить образ событий: звуки, запахи, место, время, пространственное расположение, эмоциональный окрас. Взаимосвязи таламуса с областями височной доли коры способствуют узнаванию знакомых мест, предметов.

    Таламус, гипоталамус, кора имеют обоюдные связи с продолговатым мозгом. Таким образом, продолговатый мозг вносит вклад в оценку активности рецепторов и нормализацию деятельности опорно-двигательного аппарата.

    Кооперация ретикулярной формации ствола и коры вызывает возбуждение или торможение последней. Сотрудничество ретикулярной формации продолговатого мозга и гипоталамуса обеспечивает работу сосудодвигательного центра.

    Рассмотрев строение и назначение, мы на шаг приблизились к пониманию живой сущности.